Тарабан японские счеты. Счёты Абакус: развитие интеллекта у детей. В Японии счет на абакусе включен в официальную школьную программу

Нации, использующие иероглифы, имеют другой тип мышления. Влияет ли это на их жизни? Сложно сказать. Такие люди визуалы по природе, они образно воспринимают окружающий мир. И эта система восприятия не обходит даже точные науки. То, как умножают японцы, будет интересно знать всем. Во-первых, не придется панически искать калькулятор, а во-вторых - это очень увлекательное занятие.

Рисуем

Это удивительно, но японские дети умеют умножать даже не зная о таблице умножения. Как умножают японцы? Они делают это очень просто, настолько просто, что используют лишь базовые навыки рисования и счета. Проще показать на примере, как это происходит.

Допустим, необходимо умножить 123 на 321. Для начала нужно нарисовать одну, две и три параллельные линии, которые будут размещаться по диагонали с верхнего левого угла в нижний правый. На созданных группах параллелей нарисовать три, две и одну линию соответственно. Они также будут размещаться по диагонали с нижнего левого угла в правый верхний.

В итоге получим так называемый ромб (как на рисунке выше). Если кто еще не понял, количество линий в группе зависит от чисел, которые нужно перемножить.

Считаем

Итак, как японцы умножают числа? Следующий этап - подсчет точек пересечения. Сначала отделяем полукругом место пересечения трех линий с одной и считаем количество точек. Получившееся число записываем под ромбом. Дальше точно таким же образом отделяем участки, где пересекаются две линии с тремя и одной. Также считаем точки соприкосновения и записываем, потом считаем точки, которые остались в центре. Должен получиться такой результат, как и на рисунке ниже.

Стоит обратить внимание на то, что если центральное число двузначное, то первую цифру нужно добавить к числу, что получилось при подсчете точек соприкосновения в области слева от центра. Умножив, таким образом, 123 на 321, получим 39 483.

Этим методом можно умножать как двузначные, так и трехзначные числа. Одна проблема в том, что если придется считать такие числа, как 999, 888, 777 и т.д., то нужно будет рисовать очень много черточек.

Соробан сегодня
Соробан был преобразован из китайских счетов и представляет собой деревянные счеты в которых всего 5 косточек в одном ряду. Четыре из них онзначают по единице а пятая означает "пять". Таким образом, 4+5=9 , и этого достаточно для представления на линейке всех цифр от 0 до 9. Значащими считаются косточки придвинутые к средней планке. Линейки расположены не горизонтально, как в русских счетах, а вертикально. Для десятичной позиционной системы это еще один плюс т.к. соответсвует форме записи чисел слева направо, кстати вычисления на соробане тоже ведутся слева направо, начиная со старших разрядов.

Соробан и в наши дни не утратил своих позиций и даже распространяется по миру, благодаря своим замечательным качествам. Соробан развивает у школьников математические наклонности,

Соробан занимает важное место в образовательной системе Японии и некоторых других стран. Одной из таких стран является Таиланд, куда недавно была поставлена большая партия соробана.

Соробан - оптимальный по своим свойствам калькулятор . Он, в отличие от китайского суаньпаня или русских счетов исключает путаницу при вычислениях, так как дает однозначное представление цифр . Ни одну цифру нельзя отложить на счетах двумя способами. Именно это делает его доступным для понимания.
А феноменальные успехи, достигнутые многими японцами в обращении с соробаном, позволили педагогам и психологам сделать вывод, что этот нехитрый прибор стимулирует умственные способности ребенка, особенно математические. Недаром в международных школьных конкурсах по математике японские участники традиционно занимают призовые места.
В конце этого общего обзора приведем еще и свои рассуждения в пользу соробана.
Основные свойства зрительного внимания человека: распределяемость, избирательность, переключаемость.
Человек может одновременно наблюдать и анализировать состояние нескольких предметов, но это число ограничено. Для разных людей по-разному, но в среднем в литературе эта цифра варьирует от 5 до 7 .
В контексте соробана - это умение быстро, "на глаз", определять число отложенных косточек на линейке. Соробан вполне отвечает этим требованиям, количество косточек на линейке -5.
В японских счетах человек способен
мгновенно, навскидку определять отложенную на линейке цифру .
Кроме этих аргументов во многих источниках отмечают следующее: у людей длительное время пользующихся соробаном вырабатывается интересное свойство, они не смотрят на соробан, не прикасаются к нему, лишь только быстро водят пальцами иммитируя счет, а
на самом деле с огромной скоростью производят вычисления в уме.

РУССКИЕ СЧЕТЫ ПРОИГРЫВАЮТ?
Здесь уместно рассказать о "Русском соробане".
Удалив косточку на каждой из осей обычных русских счетов, мы получили "русский соробан", в надежде, что он не уступит японскому. Да, удалось избежать неоднозначности набора цифр (в русских счетах число 10 можно отложить двумя способами). Полученные счеты с 9 косточками развернули горизонтально, теперь, как и на японском соробане, сложение можно было производить поразрядно слева направо, что приблизило их к десятично-позиционной форме записи чисел. Казалось, успех обеспечен, но с увеличением скорости счета стали появляться трудности определения "на глаз" количества отложенных косточек на линейке, приходилось пересчитывать их (особенно 7 или 8 косточек). Это тормозило счет. Оказалось, наше "изобретение" не приспособлено под психологические особенности зрительного внимания человека так, как японский соробан.
Так мы отказались от своего "изобретения" и признали, что схема японского соробана 4+1 является оптимальной.

ПРАВИЛА СЧЕТА НА СОРОБАНЕ
Когда мы впервые услышали о соробане, и стали искать по нему какую- то информацию, оказалось, что ее нет. Только сведения о внешнем виде соробана. О правилах работы с ним - ничего. Лишь поиск в Интернете дал результат. Англоязычная часть Интернета изобилует объявлениями о платных школах соробана, о различных обществах по изучению соробана. Там же нашлась статья, в которой подробно описаны приемы работы с соробаном, примеры выполнения четырех основных арифметических действий. "Соробан/Абакус. Справочное пособие" Давида Берназани. Хотя к этому времени, мы интуитивно овладели уже процессом сложения, кодировкой чисел, и т.д., статья оказала нам огромную помощь. Она позволила установить точные правила работы с соробаном. Мы сделали перевод на русский язык. Поскольку в статье приводится истинная японская методика работы с числами, мы поместили здесь полный перевод этой статьи. Но честно говоря, мы научились складывать сами, по статье лишь сверились "с первоисточником".
Пользуясь нашей программой, приемы работы на соробане вы освоите очень быстро.
Опишем коротко процесс сложения на соробане.
1. Сброс производится стряхиванием косточек вниз (легким ударом о стол), затем указательным пальцем проводят по верхним косточкам, отодвигая их от перегородки.
2. Откладывается первое слагаемое. Поразрядно набирается число, причем, все операции на соробане делаются слева - направо, т. е. сначала откладывается старший разряд, и по порядку до младшего. Повторим что "стоимость" каждой из нижних косточек - 1, каждой верхней - 5.
3. Поразрядно, также слева- направо производим прибавление второго слагаемого. Прибавление интуитивно понятно, надо лишь помнить, что при переполнении разряда - добавляется 1 к старшему (слева) разряду.
Вычитание производится аналогично сложению, слева направо, но при нехватке косточек их занимают у старшего (слева) разряда. Напоминаем, что подробную инструкцию можно найти в статье Давида Берназани (см.выше)

"Соробан" на пальцах
Нельзя обойти вниманием статью в Интернете Andy Harris."Chisenbop tutorial", представленную на сайте http://www.cs.iupui.edu/~aharris В ней подробно описываются приемы счета на пальцах с помощью технологии соробана. Многие считают, что на одной руке по пальцам можно посчитать только до пяти (по количеству пальцев), однако как мы видим из рисунков, это не так. Нередко люди, которым мы демонстрировали этот метод счета приходили в восторг и недоумение, как они, давно имея высшее математическое образование, не смогли додуматься до такой простой технологии счета. Демонстрация подобной техники счета в школе должна показать детям возможность нестандартных решений.

0 1 2 3 4


Здесь мы приводим только часть рисунков, доказывающих что на одной руке можно посчитать от 0 до 9. На двух руках, естественно, можно изобразить числа от 0 до 99

5 6 7 8 9

Компьютерная программа "Соробан+"
Информация о полезных свойствах соробана очень обширна, (в англоязычном Интернете) . Во многих странах созданы многочисленные платные школы соробана. На сайтах мелькают громкие названия: Институт соробана, Академия соробана, Всемирная Академия Соробана и т.д. Соробан не только содействует развитию логического мышления, но и оказывает благотворное комплексное воздействие на организм ребенка, развивая органы чувств: зрение, осязание, слух.
Многие преподаватели российских школ захотят попробовать чудесные качества соробана при изучении устного счета в младших классах. Но где взять соробан? На собственном опыте мы знаем что найти соробан непросто, организовать производство -еще сложнее. Поэтому мы и создали на компьютере программу-модель, полностью повторяющую соробан и даже превосходящую его по некоторым качествам.
Наша программа - это компьютерная модель соробана, снабженная генератором примеров и секундомером для контроля времени выполнения. В верхней части каждой линейки есть специальное окошко, куда выводится цифра в привычном для нас виде. В последней версии, которую мы предлагаем скачать, для операций сложения и вычитания программа автоматически сравнивает результаты, определяет время потраченное на решение задачи.
ПРЕПОДАВАТЕЛИ, помните, программа, какая бы она ни была хорошая, служит лишь для ВАШЕГО знакомства с соробаном.
Детей же надо учить вычислять на простых деревянных счетах , сделанных по подобию нашей программы. Именно "живые" счеты обладают такими чудесными свойствами, описанными выше.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос интеллектуально развитым и умным человеком. Но для того, чтобы это случилось, хороших генетических данных будет недостаточно. Любые способности нужно развивать и совершенствовать, и чем раньше вы начнете это делать, тем быстрее малыш порадует вас своими успехами.

Счеты абакус уже давно используются в специализированных школах и детских садах ментальной арифметике. Если вы хотите чтобы ребенок, в будущем, считал быстрее вычислительной машинки, то вам непременно нужно купить счеты абакус-соробан.

Счеты абакус

Моментальная арифметика обладает огромным количеством преимуществ. Реально ли, стоя на кассе в супермаркете, знать сумму своей покупки еще до того, как кассир ее объявит, пропустив товар через ленту? Да, если вы обучены по методу соробан. Такого человека практически невозможно обмануть. Научиться считать по этой методике будет полезно не только детям, но и взрослым.

Но чаще всего счеты соробан покупают именно для того, чтобы в интересной игровой форме научить ребенка сложению и умножению. Эта игра послужит и превратит подсчет в быстрый и интересный процесс.

Еще в 16 веке наши предки успешно использовали японские счеты, а наши прабабушки пользовались ими для ведения бухгалтерии до появления калькуляторов. И пусть сегодня существует множество гаджетов для быстрого решения любого примера, не стоит забывать, что все они всего лишь дают правильный ответ, не тренируя при этом мозг.

Научно доказано, что наш мозг работает намного интенсивнее, ежели это сопровождается какими- либо действиями. Именно поэтому, передвигая колечки счет, ребенок будет мыслить намного быстрее. Что касаемо калькуляторов, то этими же учеными было доказано, что электронный вычислитель - отличный способ расслабить мозг, загубив даже самые минимальные математические знания.

Японские счеты соробан

Самым подходящим возрастом для осваивания ментальной арифметики соробан считается возраст от 4 до 12 лет. Именно в этот промежуток жизни происходит активное развитие головного мозга. Поэтому прививать ребенку необходимые навыки стоит начинать еще в дошкольном возрасте. В нашем интернет-магазине вам будут предложены счеты соробан двух видов.

Первые, с цветными пластмассовыми бусинами, расположенными на 13 бамбуковых основах. Это цветовое решение очень порадует самых маленьких математиков. Яркие цвета бусин помогут привлечь внимание малыша.

Вторые выполнены в более спокойном цветовом решении. Пластмассовые бусины окрашены "под дерево". Также в этом варианте имеется 4 черных разделяющих бусины, которые позволят ребенку быстрее ориентироваться в десятках и сотнях. Эти счеты соробан купить стоит для деток, которые уже более осознанно занимаются арифметикой.

Обучая ребенка по методике игры соробан, вы сможете обучаться и совершенствовать свои знания вместе с ним. Соробан - это игрушка, которая подойдет для всех возрастов. Чем чаще вы будете заниматься по технике счета соробан, тем совершеннее будут ваши познания в математике. Самым пиком совершенства считается умение считать на японских счетах соробан обеими руками, активизируя сразу оба полушария головного мозга.

Конечно, без помощи взрослых ребенок сам не сможет постичь это искусство. Но ведь это прекрасный повод провести время вместе.

Абакус-соробан

Японские счеты расположены в пластиковой раме. Разделительная полоса отделяет 1 костяшку от 4 на всех 13 спицах. Для того, чтобы набрать на японских счетах абакус цифру 3, нужно отделить три бусины, находящихся за разделительной полосой. Для набора числа 13, нужно отложить 3 бусины на верхней спице и одну на предпоследней спице.

А теперь попробуем прибавить 13 к 3. Для этого, к уже отложенному числу 13 прибавляем 3 бусины на верхней спице, откладываем 1 бусину перед разделительной полосой и одну после нее, получается 6 и 1 десяток так и остается, 16. Купив японские счеты соробан, ваш ребенок очень быстро научится считать. Абакус - отличный способ закрепить пройденный в школе материал.

Когда ребенок научится представлять абакус-соробан в своем воображении, то он сможет с легкостью считать в уме любые примеры на сложение, вычитание и умножение.

Преимущества

  • Привлекательный внешний вид;
  • Развивают умственные способности и тренируют мозг;
  • Улучшает зрительную память;
  • Помогают ребенку сконцентрироваться на поставленных задачах;
  • Делают процесс обучения интересным;
  • Развивает мелкую моторику рук.

Что такое соробан, известно далеко не всем. Ведь в мире электронных технологий гораздо проще нажать кнопку калькулятора, не напрягая при этом мозг. Но стоит ли упрощать задачи, и растить поколение, способное производить подсчеты только с помощью компьютеров?

Купите абакус и уже через несколько лет вы сможете гордиться познаниями своего ребенка в области математики. Покупая счеты абакус-соробан в интернет-магазине, вы не просто приобретаете красивую игрушку, но и делаете весомый вклад в развитие своего ребенка. Такая игрушка станет хорошим и полезным подарком. Игра «Быстрый счет на пальцах соробан» - отличный способ подготовить ребенка к школе.

Характеристики

  • Материал: пластик;
  • Вес: 125 г;
  • Размер: 22 х 6,3 х 1,5 м.
  • Счеты 17-разрядные

Комплектация

  • 1 х Абакус соробан счеты 17-разрядные для занятий Ментальной арифметикой.

Многие родители наверняка мечтают о том, чтобы их малыш вырос особенным и непременно стал таким, чтобы им можно было гордиться. Но если одни папы и мамы лишь хвастаются способностями своих детей, то другие ведут их в специальные школы, помогающие развивать данные природой задатки.

А можно ли вырастить из ребенка гения? Если в прежние времена ответ на такой вопрос был однозначен и требовал наличия таланта и удивительных способностей, то сегодня задача намного упростилась. Например, для того чтобы ребенок проявлял недюжинные познания в математике и считал так же быстро и правильно, как калькулятор, предлагается необычная программа, которая обучит малыша математике. А называется она «ментальная арифметика». Что это за программа и какими она обладает преимуществами?

Популярность методики

С 1993 г. ментальная арифметика используется для обучения детей в 52 странах мира, начиная с Канады и заканчивая Великобританией. В некоторых из них методику рекомендуют для включения в программу школ.

Наибольшее распространение ментальный счет получил в государствах Ближнего Востока, а также в Китае, Австралии, Таиланде, Австрии, США и Канаде. Начинают появляться специализированные организации в Казахстане, Киргизии и России.

Ментальный счет является одним из самых молодых и стремительно развивающихся способов, применяемых для детского образования. Благодаря этой методике можно без труда развить умственные способности ребенка, которые в первую очередь имеют математическую направленность. Благодаря освоению детьми техники ментального счета любая математическая задача превращается для них в простой и быстрый вычислительный процесс.

История возникновения

Методика ментального счета имеет древние корни. И это несмотря на то, что разработана она сравнительно недавно ученым из Турции Халитом Шеном. Что же он использовал для своей системы ментального счета? Абакус, который был создан в Китае еще 5 тыс. лет назад. Этот предмет представляет собой счеты, которые внесли огромный вклад в развитие всей мировой арифметики. После изобретения абакус начал свое постепенное распространение по всему миру. В 16-м веке из Китая он попал в Японию. На протяжении четырех сотен лет жители Страны восходящего солнца не только успешно использовали такие счеты, но и тщательно прорабатывали их, пытаясь усовершенствовать такой нужный для совершения арифметических действий предмет. И это им удалось. Японцы создали счеты соробан, которые и до сегодняшнего дня используются для обучения детей в начальной школе.

На протяжении всей истории развития человечества совершенствовалась математическая наука. И сегодня она может предложить нам огромное количество своих достижений. Но, несмотря на это, ученые считают, что использование абакуса приносит больше пользы в обучении детей точному счету.

Польза ментальной арифметики

Считается, что каждое из полушарий человеческого мозга отвечает за свои направления. Так, правое из них позволяет развить творчество, образное восприятие и мышление. Левое же в ответе за логическое мышление.

Деятельность полушарий активизируется в тот момент, когда человек начинает работать руками. Если активна правая из них, то начинает работать левое полушарие. И наоборот. Человек, работающий левой рукой, способствует активизации работы правого полушария.

Задача менара - заставить весь мозг принимать участие в образовательном процессе. Как же достигнуть таких результатов? Это возможно при выполнении математических операций на абакусе обеими руками. В конечном итоге менар способствует освоению быстрого счета, а также развитию и совершенствованию аналитических навыков.

Ученые сравнили калькулятор с абакусом и пришли к однозначному выводу, что первый из них расслабляет активность мозга. Абакус же, напротив, оттачивает и тренирует полушария.

Когда следует начать изучать ментальный счет? Отзывы приверженцев данной методики утверждают, что лучше всего осваивать этот способ в возрасте от четырех до двенадцати лет. И только в некоторых случаях период может быть продлен еще на четыре года. Это время, когда происходит бурное развитие мозга. И данный факт является замечательным посылом к тому, чтобы прививать ребенку базовые навыки, проводить изучение иностранных языков, развивать мышление, осваивать игру на музыкальных инструментах и боевые искусства.

Суть ментальной методики

Вся программа по освоению устного счета построена на последовательном прохождении двух этапов. На первом из них происходит ознакомление и овладение техникой выполнения арифметических действий с использованием косточек, во время которых задействованы одновременно две руки. Благодаря этому в процессе участвует как левое, так и правое полушарие. Это позволяет достигнуть максимально быстрого усвоения и выполнения арифметических действий. В своей работе ребенок использует абакус. Этот предмет позволяет ему совершенно свободно вычитать и умножать, складывать и делить, вычислять квадратный и кубический корень.

Во время прохождения второго этапа ученики обучаются ментальному счету, который производится в уме. Ребенок перестает постоянно привязываться к абакусу, что также стимулирует и его воображение. Левые полушария детей воспринимают цифры, а правые - образ костяшек. На этом и основана методика ментального счета. Мозг начинает работать с воображаемым абакусом, воспринимая при этом числа в форме картинок. Выполнение же математического счета ассоциируется с движением косточек.

Обучение ментальной арифметике быстрого счета является очень интересным и увлекательным процессом. Он по достоинству оценен сотнями тысяч людей и получил огромное количество положительных отзывов.

Абакус

Что же представляет собой эта загадочная и древняя счетная машинка? Абакус, или счеты для ментального счета, очень напоминают старые советские «костяшки». Весьма схожим является и принцип работы на этих двух приспособлениях. В чем же отличие этих счетов? Оно заключено в количестве костяшек, находящихся на спицах и в удобстве эксплуатации.

Стоит сказать о том, что для получения результата абакус потребует сделать большее количество движений руками. Как же устроен этот древний предмет, пришедший к нам из Китая? Он представляет собой рамку, в которую вставлены спицы. Причем их количество может быть разным. На спицах находится по пять штук нанизанных костяшек.

По длине каждую спицу пересекает разделительная планка. Над ней находится одна костяшка, а под ней, соответственно, четыре.

Методика ментального счета предусматривает определенное движение человека пальцами. Из них задействуются только указательный и большой. Все движения должны быть доведены до автоматизма, чему содействует их многократное повторение.

Интересно, что данный навык легко может быть утерян. Именно поэтому при освоении методики не стоит пропускать занятия.

Расположение чисел

Каковы азы счета в ментальной арифметике? Для того чтобы освоить данную методику, необходимо знать, как располагаются на абакусе числовые линейки. В его правой стороне находятся единицы. После этого идут десятки, затем сотни, после тысячи, десятки тысяч и так далее. Каждый из этих разрядов располагается на отдельной спице.

Костяшки, расположенные под разделительной планкой, это «1», а над ней - «5». Например, для того, чтобы на абакусе набрать число 3, понадобится отделить три костяшки, расположенные под разделительной планкой на спице, находящейся правее остальных. Рассмотрим пример с двойными числами, например, с 15. Для его набора на абакусе следует поднять вверх одну костяшку на спице десятков и опустить одну, находящуюся над верхней планкой на спице единиц.

Операции сложения

Как научиться ментальному счету? Для этого потребуется изучить, как проводятся на абакусе арифметические действия. Рассмотрим, например, сложение. Посмотрим, чему будет равна сумма чисел 22 и 13. Для начала понадобится отложить по две костяшки на спицах десятков и единиц, расположенные внизу разделительной планки. Далее к двум десяткам добавим еще один. Получится 30. Теперь приступим к сложению единичек. К двум прибавим еще три. Получится число «пять», которое обозначается костяшкой вверху разделительной планки. В итоге получается 35. Для освоения более сложных операций понадобится тщательным образом изучить специальную литературу. После освоения самых простых примеров рекомендуется потренироваться на абакусе. Таким образом, обучение становится максимально интересным.

Освоение второго этапа

После того как операции на абакусе не будут вызывать затруднений, можно приступить к устному счету ментальной арифметики. Это следующий уровень обучения. Он предполагает ментальный счет, то есть произведенный в уме. Для этого понадобится сделать для ребенка картинку абакуса. Самым простым вариантом является распечатка изображения этого предмета, которое затем должно быть наклеено на картон (можно взять его от коробки из-под обуви). По возможности картинка должна быть цветной. Это позволит ребенку легче представить ее в своем воображении.

Во избежание ошибок стоит помнить о том, что ментальный счет должен производиться слева направо. Что необходимо предпринять, чтобы отложить на абакусе двухзначное число? Для этого ребенку следует вначале левой рукой набрать костяшки, соответствующие десяткам, а после правой отделить на спице нужные единицы.

Так, для набора 6, 7, 8 и 9 следует использовать «Щепоточку». Этот процесс представляет собой сведение вместе указательного и большого пальца к разделительной планке и сбор костяшек, обозначающих цифру 5, и необходимого их числа на спице, которая расположена в нижней части абакуса. Вычитание чисел производится аналогичным образом. Той же «Щепоточкой» одновременно отбрасываются «пятерочки» и нужное количество косточек внизу.

Цели и результаты методики

Обучение ментальному счету позволяет ребенку добиться небывалых успехов в области математики. Детки, прошедшие специальный курс, с легкостью могут вычислить в уме десятизначные числа, умножить их и вычесть. Но стоит сказать о том, что и это не является главной целью подобного обучения. Счет представляет собой лишь способ, с помощью которого развиваются умственные способности человека.

Освоение ментальной арифметики способствует следующему:

  • активизации зрительной и слуховой памяти;
  • умению концентрации внимания;
  • совершенствованию смекалки и интуиции;
  • креативному мышлению;
  • проявлению уверенности в себе и самостоятельности;
  • быстрому освоению иностранных языков;
  • реализации способностей в будущем.

В тех случаях, когда для освоения менара был использован профессиональный подход и специалисты достигли поставленных перед ними целей, ребенок без труда начинает решать в уме как простые, так и сложные задачи по математике. А арифметические действия на умножение и сложение он производит даже быстрее калькулятора.

Школы по обучению ментальной арифметике

Где же можно освоить эту уникальную методику? На сегодняшний день для изучения ментальной арифметики необходимо записаться в специализированный образовательный центр. В них специалисты занимаются с детьми на протяжении двух-трех лет. Помимо описанных выше этапов, с помощью которых можно освоить методику, существует еще десять ступеней. Причем каждую из них ученики проходят за 2-3 месяца.

Каждый из таких специализированных центров разрабатывает собственные программы обучения. Однако, несмотря на это, существуют и общие правила, которых придерживаются абсолютно все. Они состоят в том, что группы учеников формируются в зависимости от их возраста. Так, существует три базовых вида таких групп.

Это kinder, kids и junior. Занятия проводят опытные высококвалифицированные психологи и педагоги, которые прошли соответствующую подготовку и имеют необходимую аттестацию.

Помимо центров по обучению ментальному счету сегодня работают и специализированные школы, готовящие специалистов по соответствующему профилю. Как правило, преподаватели менара - это люди, имеющие не только психологическое и педагогическое образование, но и определенный опыт работы с детьми. И это очень важно. Ведь обучение ментальному счету представляет собой не только освоение навыков, позволяющих работать с древними счетами. В этом процессе непременно учитываются используемые в педагогической практике психологические особенности в развитии ребенка.

Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Евгения Климкович. Я рада видеть вас на страничках блога «ШколаЛа»!

Чем сегодня займемся? Может быть, посчитаем? Не хотите? Да ладно вам! Это же очень интересно! Особенно если не просто ворон считать, а считать на абакусе. А вы, кстати, знаете, как считать на абакусе? Вот и я не знаю. Счеты в руках не держала, на курсы ментальной арифметики не ходила. Но понять, как же все-таки это делается, очень хочется. Вот и решила попробовать хотя бы немножко приоткрыть завесу тайны.

Вы со мной?

Тогда присаживайтесь поудобнее, включайте мозг. Наш ментально-арифметический поезд отправляется!

Предлагаю начать с главного! С абакуса или, как его еще называют, соробана. Что это за штуковина такая?

План урока:

Что такое абакус?

Вот она – эта загадочная счетная машинка.

Чем-то напоминает известные многим советские счеты с костяшками. И, насколько я поняла, принципы работы на этих двух приспособлениях очень похожи. Отличаются эти счеты количеством костяшек на спицах и, собственно говоря, удобством эксплуатации. На абакусе приходится делать намного меньше движений руками.

Итак, абакус состоит из рамки, в которую установлены спицы. Причем спиц может быть разное количество. А на спицах нанизаны костяшки. По 5 штук на каждую. Спицы проходят сквозь разделительную планку. Над планкой остается по одной костяшке, под планкой по четыре.

Важную роль при счете на абакусе играет то, как именно человек двигает пальцами. Используются в работе только большой и указательный пальцы. Все движения путем многократных повторений доводятся до автоматизма. Этот навык легко потерять, поэтому при занятиях ментальной арифметикой не желательно пропускать уроки.

Расположение чисел

Теперь о том, как же располагаются числовые линейки.

Справа у нас находятся единицы. Затем десятки, потом сотни, тысячи, десятки тысяч и т.д. Каждому разряду своя спица. Костяшки, которые находятся под разделительной планкой, означают «1», над планкой – «5». Трудновато понять, да?

Давайте посмотрим на примере. Я нарисовала абакус!

Десятичные линейки рисовать не стала. То есть, крайняя правая линейка на моем рисунке – это единицы.

Так будет выглядеть на абакусе число 3.

Поднимаем к разделительной планке три костяшки на линейке единиц.

Попробуем взять двойное число, например, 15.

На линейке десятков поднимаем 1 костяшку, то есть, получаем 1 десяток. А на линейке единиц опускаем к разделителю верхнюю костяшку, которая и означает 5.

А вот это какое число получилось? Догадаетесь?

А давайте чего-нибудь посущественнее наберем. Например, 6482!

На линейке тысячи у нас верхняя костяшка опущена к разделителю – это пять тысяч и одна нижняя поднята вверх, плюс еще тысяча. Получаем 6 тысяч. С сотнями полегче, просто четыре костяшки поднимаем вверх. Десятки: верхняя опущена, три нижних подняты. Получается сверху 5 десятков, снизу 3. Это 80. Ну и еще 2 единицы. Не так уж сложно, правда?

Как складывать?

А теперь переходим к сложению и посмотрим, что из этого получится. Предлагаю взять что-нибудь попроще, чтобы не взорвать себе мозг) Например, сложим 33 и 14.

Откладываем на абакусе 33.

К трем десяткам прибавим еще один. Получим 4 десятка или 40.

Теперь единички. К трем единицам прибавим еще 4. Так как четырех свободных единиц снизу на спице нет, то сначала прибавим пять, опустим верхнюю косточку. А потом отнимем 1, опустим одну нижнюю. Получилось у нас 7 единиц.

В результате получилось 47! Может на калькуляторе проверим?) Шучу, и так ясно, что результат мы получили верный!

Дополнительная литература

В общем, примерно вот по такой схеме на абакусе и считают. Я показала все самое простое. А ведь можно еще и вычитать, и умножать, и делить, и в степень возводить. И работать с огромными числами. Хотите знать больше? Пожалуйста! Обнаружила в интернете инструкцию по работе с соробаном. Вот здесь ее можно скачать.

Если не поможет инструкция, то может быть стоит обратить внимание на книгу «Ментальная арифметика. Знакомство»? Насколько я поняла, она ориентирована на обучение детишек. Такой своеобразный учебник. Нашла я ее в магазине «My-shop». Ссылка на эту книжку чуть ниже.

Ментальная арифметика. Знакомство — Багаутдинов Р. | Купить книгу с доставкой | My-shop.ru
[|urlspan]

Думаю, что и взрослым людям не повредят занятия с абакусом. Особенно бухгалтерам. Представляете, все коллеги на калькуляторах считают или на компьютерах. А вы такой деловой с абакусом) И батарейки-то не садятся, и кнопки не западают, и костяшки так приятно пощелкивают) Красота!

Уф, наверное, хватит на сегодня счета. Теперь давайте посмотрим, как другие считают. Настоящие маленькие абакус-мастера, только они уже на том уровне подготовки, когда хватает и воображаемых счет. Смотрим видео.

На сегодня, пожалуй, все. А завтра на блоге «ШколаЛа» вас ждет новая интересная информация!

Кстати, если есть желание каждое воскресение по почте получать анонсы статей на следующую неделю, то обязательно подпишитесь на новости блога. Тогда вы точно ничего не пропустите!

И не забудьте вступить в нашу группу «ВКонтакте» , там вас тоже ждет много всего интересного!

Удачи вам и вашим маленьким школьникам!

Евгения Климкович.

 

Возможно, будет полезно почитать: