Дом смирнова тверской бульвар. Особняк П.П. Смирнова. Тверской бульвар д.18. Рокайльная комната, или Розовая гостиная

В Москве сохранилось множество особняков прошлых столетий, по которым можно буквально читать историю купеческой и дворянской Москвы. В каких-то особняках работают музеи, а какие-то переданы в частную собственность или принадлежат государственным органам, различным посольствам. Вот и особняк Смирнова был превращен в Дом приемов, поэтому мне удалось попасть внутрь с экскурсией буквально чудом. Продолжая хорошую традицию Шагаю.ру, рассказываю об очередном закрытом для свободного посещения особняке, который приобрел в 19 веке известный предприниматель Петр Петрович Смирнов (да-да, тот самый род основателей знаменитого бренда водки) и заказал декор и перестройку дома известному архитектору Шехтелю. И одним модерном тут не обошлось…

Перед входом в особняк

Особняк Смирнова

Прогуливаясь по Тверскому бульвару, обратите внимание на болотно-зеленый дом в стиле модерн с выступающим железным балконом (Тверской бульвар д.18. с.1). Это здание дворянской усадьбы, которую заказал изменить Шехтелю магнат Петр Петрович Смирнов. Здание глобально не перестраивалось, упор был сделан на декор, как внутренний, так и внешний, перепланировку и изменение фасада. Симметричность бывшей дворянской усадьбы с двумя флигелями не сразу бросается в глаза из-за именных окон, балкона с одной стороны и других декоративных приемов.


Особняк Смирнова

Балкон стал одним из камней преткновения данного проекта. Дело в том, что он оказался выше уровня пола той комнаты, из которой можно было бы на него выйти. Как сказала экскурсовод, за это Шехтеля неоднократно обвиняли в том, что он плохой архитектор. Однако, сделал он это осмысленно, потому что, опустив балкон до уровня пола, он сделал бы невозможным проходить под ним людям. Представляю, как отреагировала бы пафосная публика Москвы 19 века, если бы на модном «променаде» им дорогу преградило «железное чудище».


Особняк Смирнова


Особняк Смирнова

Перед тем, как перейти к рассказу и фотографиям интерьеров дома Смирнова, хочу сказать пару слов о входах в здание. Вход с левой стороны здания предназначался для жителей дома, через него мы и попали в особняк. Через этот вход можно было сразу подняться в кабинет, минуя залы для гостей. С правой стороны вход был гостевой, а соответственно гораздо пышнее и праздничней. Одна шикарная лестница и необыкновенные камины чего стоят – войдя в парадный холл, невольно открываешь рот. Но! Фотографировать там нельзя, теперь это все принадлежит Пенсионному Фонду России, спасибо, что разрешили зайти на 5 минут просто посмотреть, потоптаться у порога. Охранник (ну вот чисто сериальный персонаж) решил с нами пообщаться и рассказал, что эта лестница ведет в комнату, в которой Смирнов повесился, а теперь там сидит важный чиновник. Мы посмеялись, но, правда это или нет – не знаю.

Совсем чуть-чуть истории

В лучшие годы обновленного Шехтелем особняка, начиная с 1906 и вплоть до Революции 1917, в нем был открыт клуб Московского русского собрания, работал ресторан. В общем, в этот особняк был в центре светской жизни. А если представить, что Тверской бульвар был в то время практически единственным в городе, то понятно, почему сюда стремились все горожане, откуда атмосфера раздолья и веселья.

Ходили слухи, что этот особняк Петр Петрович заказ построить для своей любовницы. Но экскурсовод развеяла этот миф, объяснив, что к этому моменту он был безнадежно женат на этой «любовнице» и даже успел обзавестись с ней общими детьми.

Как и большинство богатых семей России, с приходом Революции, они бежали заграницу, а особняк был национализирован. Но благодаря реставрации в наше время, хотя бы с экскурсией мы можем заглянуть в дом такого знаменитого человека, как Петр Петрович Смирнов. И это очень здорово!

Интерьеры дома Смирнова созданы в самых разнообразных стилях. Не удивляйтесь, если из эпохи Ренессанса в следующем зале вы окажетесь в Древнем Египте.

Фотографии интерьера особняка Смирнова

За время часовой экскурсии нам удалось увидеть несколько залов особняка:

Египетский зал Романская гостиная Классический зал (ренессанс) Аванзал в стиле модерн Готический кабинет Рокайльная комната, напоминающая о рококо Греческий классический зал

Поднимаемся по лестнице, которая предназначалась для обычной жизни обитателей дома Смирнова.Первым делом попадаем в готический кабинет хозяина, в котором царит модная в то время камерная атмосфера, дополняемая деревянным потолком и темными цветами интерьера.


Особняк Смирнова

Из мебели в комнате стоят диван, кресла и журнальный столик, но, как я поняла, это не подлинные вещи семьи Смирновых. Кстати, кроме этого гарнитура в особняке больше нет мебели, так что смотрим именно залы и декор Шехтеля. Вход в кабинет происходил напрямую с непарадного входа, чтобы в него можно было попасть без прохождения через анфиладные помещения. Здесь можно было работать, вести встречи в приватной обстановке, что немаловажно для предпринимателя.В кабинете самое ценное с точки зрения творчества Шехтеля – потолок и двери.


Особняк Смирнова

В помещениях, именуемых «Рокайльная комната» и "Будуар" нам, как туристам, был интересен великолепный потолок с затейливой подсветкой, а также камин. Не буду рассуждать о подлинности, не знаю.


Особняк Смирнова


Особняк Смирнова


Особняк Смирнова

В аванзале рука Шехтеля угадывается безошибочно, стоит только посмотреть на лестницу в стиле модерн. Изогнутые перила напоминают особняк Ребушинского, только здесь лестница гораздо меньше и скромнее.


Особняк Смирнова


Особняк Смирнова

На стенах можно разглядеть декор, относящийся к Средневенковью, как бы намекая, что в следующем зале мы увидим Романский стиль.И правда, пройдя крошечный аванзал, мы очутились в Романской гостиной – самом красивом помещении особняка Смирнова, на мой взгляд.


Особняк Смирнова


Особняк Смирнова

Я даже не сразу поняла, что первым делом хочу рассмотреть: то ли камин, декорированный сценой средневекового сражения, то ли шикарную витражную композицию окон во всю стену.Стена с витражами ясно указывает на романо-готический стиль, если присмотреться, то увидите роспись на тему дерева жизни.


Особняк Смирнова

Камин заслуживает отдельного внимания, не просто так вся экскурсионная группа к нему буквально прилипла. Сцену битвы поддержива.т романские колонны, стоящие на лежачих львах, а у основания колонные – головы то ли людей, то ли чудовищ.


Особняк Смирнова


Особняк Смирнова

Напротив камина находится ложный балкон.


Особняк Смирнова

Потолок также притягивает взгляд. Вообще, в этой комнате создается впечатление, как будто ты попал на сцену театра.


Особняк Смирнова

Вскоре мы оказались в классическом зале, в котором царит атмосфера позднего Ренессанса. Относительно предыдущих помещений эта комната довольно большая, имеет правильную прямоугольную форму. Мебели здесь нет, можно лишь полюбоваться камином и старинным зеркалом.


Особняк Смирнова

Потолок украшен лепниной, Шехтель использовал для декора любимую им тему морских чудищ, поддерживая ее сине-зеленой гаммой.


Особняк Смирнова

Из окна классического зала можно увидеть тот самый балкон, о котором я писала в начале отзыва.


Особняк Смирнова


Особняк Смирнова

Египетский зал в особняке оказался самым большим и самым, на мой взгляд, новодельным. Декор со сценками из египетских мифов выполнен со вкусом, здесь нет аляпистых красок. Самая фишка зала – потолок, напоминающий по форме солнце, а это не спроста, ведь декорирован он мифами на солярную тему, т.е солнечную.

Особняк Смирнова

Также мы увидели Греческий зал, но, к сожалению, он был настолько маленький для такой большой группы туристов, что даже сфотографировать его толком не получилось. На этом экскурсия закончилась, по лестнице мы спустились к выходу.


Особняк Смирнова

Мои впечатления о посещения особняка Смирнова весьма смешанные, потому что толпа, которая еле помещалась в зал, несколько напрягала, восприятие не то. Сходить в особняк рекомендую, так как интересна история знаменитого рода, в декоре залов, слава богу, сохранились весьма любопытные детали. Ну а фанатам Шехтеля вообще не стоит думать!

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Тверской бульвар, дом 18. По этому адресу расположено одно из лучших творений архитектора Федора Осиповича (Франца-Альберта) Шехтеля – особняк Петра Петровича Смирнова (1868-1910). Удивительно, но в известной всем любителям столичной архитектуры издании «Памятники архитектуры Москвы» об этом доме не сказано ни слова. Это связано с тем, что в советские годы здесь располагалась прокуратура города Москвы, учреждение весьма закрытое.

* Организатор экскурсии:

Дом, расположенный на этом участке, впервые упоминается в московских архивах в 1759 году как принадлежащий ротмистру конной гвардии Василию Васильевичу Истлентьеву. Следующим владельцем стал московский губернский предводитель дворянства, действительный тайный советник, генерал-поручик Александр Григорьевич Петрово-Соловово (1736-1805). От него владение перешло к младшему из братьев Орловых, директору Академии наук графу Владимиру Григорьевичу Орлову (1743-1831). После его смерти дом неоднократно перепродавался. В разные годы его владельцами были коллежский советник Гавриил Петрович Апухтин, камер-юнкерша О.И.Гарчакова, камергер и коллежский советник П.А.Базилевский, почетный гражданин Николай Петрович Малютин. В результате, к началу XX века на участке сложился большой особняк в стиле ампир, с лабиринтом комнат на разных уровнях.

28 ноября 1900 года это домовладение за 299 тысяч рублей приобрел Петр Петрович Смирнов, директор и старший сын «водочного короля» Петра Арсеньевича Смирнова, основателя торгового дома «П.А.Смирнов в Москве».

Петр Петрович в молодости жил в Петербурге и занимался торговлей чаем из Китая. В 1893 году он по настоянию отца переехал в Москву и занялся семейным делом. На следующий год было учреждено «Товарищество водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных вин П.А.Смирнова».

Петр Петрович был женат на Евгении Ильиничне Морозовой, у них было трое детей: Татьяна, Арсений и Алексей. Жили они в родительском доме на Пятницкой улице, но вскоре он стал для них мал. Поэтому он приобрел большое домовладение на Тверском бульваре, в то время — одном из самых модных мест Москвы (впрочем, как и сейчас). В 1900 году у них родилась дочь Ольга, а через год — сын Анатолий.

В 1901 году Петр Петрович пригласил модного в то время архитектора Шехтеля для переделки всего комплекса зданий. Работы продолжались 5 лет. Шехтель сумел максимально использовать старые помещения и расширить объем за счет объединения флигелей с главным домом.

Окна Романского зала. Прежде на его месте располагалась ограда между главным домом и флигелем

Фасад, выходивший на Тверской бульвар, был отделан в модном тогда стиле модерн. Дворовые фасады были выдержаны в более строгом классическом стиле. Внутренние помещения были оформлены в стиле модерн и эклектики.

В доме было немало технических новшеств: собственная котельная и центральное паровое отопление, полная электрификация здания, встроенные светильники, принудительная вентиляция, оригинальная конструкция окон в зимнем саду, благодаря которой они не замерзали даже в самые сильные морозы и сохраняли тепло в помещении и многое другое.

На первом этаже располагались хозяйственные помещения. Сейчас из-за подъема культурного слоя почти на 70 сантиметров он стал полуподвальным. Второй этаж был представительским, здесь располагается анфилада парадных залов: Готический кабинет, Будуар (Малая гостиная), Романский зал, Аванзал, Рокайльная комната, Классический зал, Греческий зал, Египетский зал. Кроме того, в здании был зимний сад и зверинец. На третьем этаже находились жилые помещения хозяев и комнаты прислуги. В 1990-е годы был надстроен четвертый этаж, мансардный, который не виден со стороны Тверского бульвара.

В дом вело два входа. Западный парадный вход сейчас находится в части здания, принадлежащей Пенсионному фонду РФ. В прошлом он вел в парадные залы и предназначался для гостей. Другой вход (Северный парадный) был приватный.

Шехтель, несмотря на занятость на других объектах, лично контролировал строительство и сдавал дом заказчику. В 1910-1913 годах, уже после смерти Петра Петровича Смирнова, он снова частично перестроил дом по желанию наследников в стиле неоклассицизма — модерн к тому времени уже вышел из моды.

Дом Смирнова строился как «семейное гнездо». Однако реальность оказалась намного трагичнее. После смерти Смирнова в 1910 году и из-за введения сухого закона и государственной монополии на водку, финансовое состояние семьи сильно пошатнулось. Вдова была вынуждена сдать часть помещений клубу Московского русского собрания. Одно время даже предполагалось устроить здесь синематограф.

В дни Октябрьской революции особняк оказался в центре кровавых событий. Дом заняли юнкера, которые обстреливали красноармейцев, штурмующих дом московского градоначальника. После революции Евгения Ильинична Смирнова, в надежде спасти свою жизнь и жизнь своих детей, вышла замуж за итальянца, делового партнера её покойного мужа, который был назначен послом в Японию. К несчастью, ей запретили взять с собой детей. Алексей и Анатолий пропали без вести и, скорее всего, погибли в годы Гражданской войны или вскоре после неё. Старшая дочь Татьяна смогла уехать к матери только в 1926 году. Сын Арсений скитался по Средней Азии и умер там в 1950-х годах.

Дом Смирнова, фото 1932-1939 годов

В опустевшем особняке в 1922 году разместился Революционный военный трибунал. Затем его сменила Прокуратура Москвы. Роскошно отделанные стены были закрыты безликими панелями. В Романском зале проходили судебные заседания.

Дом Смирнова, фото 1977-1979 годов

В 1990 году большую часть усадьбы занял Пенсионный фонд Российской Федерации. В другую часть в 1994 году была переведена из Англиканской церкви Св. Андрея фирма «Мелодия». В 2006 году начались реставрационные работы, в ходе которых были восстановлены парадные залы. Сейчас помещения сдаются под проведение различных торжеств и мероприятий. Кроме того, здесь регулярно проводятся экскурсии.

Внешний вид и интерьеры дома Смирнова

А теперь познакомимся поближе с внешним обликом и залами дома Смирнова на Тверском бульваре. Внешне дом кажется ассиметричным. Однако если присмотреться к нему внимательнее, то под отделкой в стиле модерн можно разглядеть почти симметричную структуру классического московского особняка с главным домом в центре и примыкающими к нему с двух сторон флигелями. Прежде они соединялись решеткой. Шехтель на её месте возвел новые помещения. На первом этаже он сделал арку, ведущую во внутренний двор, а над ней устроил роскошный Романский зал с витражными окнами.

Тройное витражное окно Романского зала и картуш с вензелем Смирнова над ним

Стены дома украшены листьями и растительным орнаментом — часто встречающийся элемент у Шехтеля.

В центре фасада, выходящего на Тверской бульвар, на уровне второго этажа находится легкий кованный балкон в форме ладьи — одна из лучших работ Шехтеля. Он чисто декоративный – если его опустить ниже, он мешал бы проходу людей.

Бывший флигель в эркером

Решетка в воротах арки старинная, выполнена по проекту Шехтеля.

Фасад со стороны двора отделан в строгом классическом стиле. Здесь мы увидим несколько пристроек: лестницу и большой зал — Египетский.

Здесь же можно увидеть полукруглое окно Парадной лестницы, которая расположена в части, ныне принадлежащей Пенсионному фонду Российской Федерации. К сожалению, мне не удалось её увидеть изнутри.

Во дворе расположены еще несколько корпусов, некогда принадлежавших Смирновым. Впоследствии они сдавались под различные конторы, в 1990-е годы здания были реконструированы и частично надстроены.

На схеме ниже представлены помещения второго этажа, открытые для посещения.

Схема помещений второго этажа, открытых для посещения

Северный парадный вестибюль

Как я уже писала, в дом Смирнова ведут два входа — Западный парадный и более камерный, северный. Именно через второй вход, более скромный, сейчас заходят экскурсанты и гости «Дома Смирнова». К настоящему времени из-за роста культурного слоя первый этаж оказался почти на 70 сантиметров ниже уровня земли. Помещения первого этажа сохранили элементы отделки XVIII века, в частности, своды.

Пол в таких помещениях в прошлом нередко покрывали чугунными плитами. Реставраторы творчески обыграли это.

Оформление пола «под чугун» (современная работа)

Из холла на второй этаж ведет лестница. Здесь мы увидим излюбленный элемент Шехтеля — лестницу-волну, символизирующую стремительность и зыбкость человеческого бытия. Однако пространство не дало развернуться архитектору в полной мере, как, например, в доме Рябушинского на Малой Никитской улице. Поэтому о волне напоминают лишь небольшие завитки-волюты у первых ступеней, наподобие того, как водный поток вырывается из теснины.

Лестничный холл отделан в классическом стиле. После первого пролета лестница раздваивается. Одна её часть ведет в сторону Готического кабинета и кухни, другая — к Романскому залу и Будуару (Малой гостиной). Эта часть сохранила отделку XVIII века.

Вид из лестничного холла в сторону Романского зала

Декор стен в классическом стиле в лестничном холле

Зеркало во всю стену напротив входа в Готический кабинет

Готический кабинет, комната хозяина дома, отделан в стиле венецианского модерна. Площадь помещения небольшая — всего 35 кв.м. Он производит впечатление замкнутого, тяжелого пространства — по моде того времени: достаточно темный цвет стен, накладные балки на потолке из мореного дуба. Паркет был воссоздан реставраторами по старым фотографиям. Мебель современная, как и во всем доме.

Обстановка Готического кабинета (современная)

Украшением Готического кабинета является прямоугольный эркер, откуда открывается красивый вид на Тверской бульвар.

Из Готического кабинета можно попасть в комнату хозяйки дома — Малую гостиную, или Будуар. Площадь помещения составляет 25 кв.м. Стены отделаны китайским шелком. Скошенные углы потолка, так называемый «ложный парусный свод», украшены лепниной с цветочными мотивами. Рисунок дверей повторяет орнамент на фасаде здания. Камин из розового мрамора, отделанный внутри плиткой «кабанчик» — декоративный, поскольку в особняке было паровое отопление.

Романский зал, или Романская гостиная — самое роскошное помещение в особняке и одно из лучших творений Шехтеля. Его площадь составляет 90 кв.м. Он оформлен в бежево-зелено-коричневых тонах. Здесь мы увидим сочетание нескольких стилей — собственно романского, русского и модерна. Стены, оконные рамы и подоконники сделаны из мореного дуба. Потолок в зале украшен кельтским орнаментом. Под ним идет зеленый карниз с изображением сказочных животных. Концы консолей выполнены в виде человеческих голов.

Высокое трехчастное окно — витраж с рисунком, изображающим виноградные лозы. Благодаря этому в помещении создается таинственный полумрак.

Противоположная от окна стена оформлена колоннами в романском стиле, над которыми расположены три фальш-окна. Полукруглая арка над ними украшена пятью медальонами с изображением сказочных зверей.

Люстра в Романском зале трофейная. Её привез из Германии в 1945 году военный прокурор Москвы. Она выполнена в югендстиле — немецком модерне и великолепно подошла к интерьеру Романского зала, в то время — залу судебных заседаний.

Главной доминантой зала является большой камин. Массивный гипсовый барельеф изображает средневековую битву. Он покоится на двух колоннах, украшенных фигурами из песчаника — львами в основании и фавнами в капителях. Внутри камин выложен плиткой «кабанчик».

Из Романского зала в Аванзал ведет широкий дверной проем, украшенный сверху белокаменным барельефом с изображением битвы дракона и собаки.

Весь зал наполнен мистикой. Архитектор Дмитрий Журавлев, принимавший участие в реставрации особняка Смирнова, предложил такую их трактовку:

Интерьеры дома насыщены мистикой, не случайно тема путешествия по архитектурным эпохам вызвала у кого-то ассоциацию с картинами прожитой жизни, проходящими перед взором умирающего. Я долго смотрел на этот камин: внизу расположены львы, символы власти. На их спинах стоят колонны, увенчанные изображениями дьяволов. Еще выше фриз со сражающимися рыцарями. Однажды я понял, что в нем не так: нет победителей, нет врагов и нет «наших». То есть это могли бы быть, например, западные и восточные воины, а здесь просто какие-то рыцари, обыкновенное «рубилово». Стало быть, получается пирамида из власти, на которой покоится зло, и людей, убивающих друг друга без всякого смысла. А дракон и собака – известный масонский символ противостояния мира реального и мистического, их битвы за человека. — Александр Можаев. Место в истории. «Московское наследие». http://www.archnadzor.ru/2007/05/30/mesto-v-istorii/

Романскому залу предшествует Аванзал, в котором расположена небольшая лестница, соединяющая разные уровни особняка. Аванзал сравнительно небольшой — 40 кв. м. В прошлом, когда гости пользовались Западной лестницей в качестве парадной, он предшествовал Романскому залу.

Вид на Аванзал со стороны Рокайльной гостиной

Рокайльная комната, или Розовая гостиная

Рокайльная, или Розовая гостиная занимает площадь 40 кв.м. Потолок этой светлой комнаты украшен пышной лепниной в стиле рококо с изображением девушек — излюбленный декор стиля модерн. Уникальность этой комнаты заключается в том, что здесь Шехтель использует точечное освещение, которое станет особо популярным век спустя, в наши дни.

Потолок в Рокайльной комнате, фрагмент

Анфилада парадных залов, вид из Рокайльной комнаты

Классический зал — второй по величине в парадной анфиладе дома Смирнова, его площадь составляет 70 кв.м. Он оформлен в стиле позднего ренессанса, его основная тема — водная стихия. Стены выкрашены темно-зеленой краской. Потолок декорирован барельефами на морскую тематику: тритоны, нимфы, сирены. В углах можно увидеть вензели Смирнова. Потолок в центре зала в начале XX века был, вероятно, расписан. Поскольку фотографий росписей не сохранилось, реставраторы оставили его белым. В зале расположен камин зеленого мрамора, над которым находится зеркало в массивной раме.

Вензель Смирнова в потолке Классического зала

Окна Классического зала выходят на декоративный балкон. Хотя на него ведет дверь, уровень его пола находится почти вровень с подоконниками и потому попасть на него практически невозможно.

Некогда Греческий зал открывал анфиладу парадных залов. О том времени напоминает замурованный вход, ведущий на Западную парадную лестницу. Его площадь составляет 65 кв.м. Колонны искусственного мрамора делят Греческий зал на две части.

По периметру зала под потолком тянется фриз в классическом стиле, изображающий состязания на колесницах.

Рядом с парадной анфиладой расположен Египетский зал, окна которого выходят во внутренний двор. Это самое большое помещение в особняке, его площадь составляет 220 кв.м. Первоначально он использовался в качестве зала для приемов и танцев. Две египетские колоны делят Египетский зал на две части — основную и коридор. До шехтелевской реконструкции это помещение было флигелем.

Зал выкрашен в бежево-золотые цвета. В центре потолка расположен большой свод, в котором изображен Ра — древнеегипетский бог Солнца. Светильник в центре несколько опущен, скрывая расположенную над ним вентиляцию.

После 1910 года Египетский зал был сдан в аренду для различных мероприятий и увеселений.

Музыкант. Декор стен в Египетском зале

Мы с вами осмотрели только небольшую часть дома Смирнова — его парадные залы. Остальные в настоящее время закрыты для посещения. На мой взгляд, из-за постоянного использования помещений разными людьми и организациями, они потеряли свой лоск и несколько обветшали.

Информация для посетителей и карта

Попасть в дом Смирнова можно с экскурсией. Если постараться, можно попытаться увидеть Западную парадную лестницу, расположенную в части, принадлежащей Пенсионному фонду РФ.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Московский модерн в лицах и судьбах Соколова Людмила Анатольевна

Особняк П.П. Смирнова на Тверском бульваре, № 18 (1901–1903)

Этот особняк Франц Шехтель построил (при участии известного архитектора А.А. Галецкого) по заказу сына «водочного короля» П.А. Смирнова – Петра Петровича.

Тот приобрел за 299 тысяч рублей у потомственного почетного гражданина Николая Петровича Малютина участок с несколькими зданиями на Тверском бульваре.

Кстати, растиражированные слухи о том, что особняк был перестроен «для любовницы, которая затем стала его законной супругой», и другие – не более чем миф. Я склонна доверять фактам, приведенным в ЖЖ Николая Подосокорского – историка идей, литературоведа, литературного критика, кандидата филологических наук, что и вам советую.

Особняк П.П. Смирнова

Франц Осипович перестроил старый ампирный особнячок в величественное здание, с фасадом, прорезанным длинными витражными окнами и увенчанным высоким щипцом, на котором располагался картуш с монограммой владельца, отчасти напоминающее замок. Длинный балкон второго этажа с оригинальной кованой решеткой напоминает корабль. Здание было оснащено по последним техническим достижениям своего времени: собственное водяное отопление, вентиляционная система, канализация, горячая и холодная вода. И конечно же телефонизировано.

Первый этаж был отдан хозяйственным службам. На второй этаж вела мраморная лестница, напоминающая застывшую волну. Там располагалась анфилада парадных залов и жилых комнат хозяина и хозяйки, отделанных в разных стилях, что привычно для гениального архитектора, – он продумывал мельчайшие детали интерьера. Кабинет Петра Петровича был сделал в готическом стиле, а в будуаре Евгении Ильиничны потолок был в форме надутого ветром паруса, украшенный по углам богатым лепным орнаментом. Большое значение Франц Осипович придавал освещению. Это и уникальные окна с «горящими» витражами и фасетными стеклами, преломляющими лучи света и дающие эффект дополнительного освещения, многоярусные люстры и потолочные светильники в форме распускающихся бутонов роз…

Детские комнаты, оформленные по мотивам русских сказок, располагалась в мансарде. В дворовых флигелях жила прислуга. Была и собственная конюшня, которая выходила на Малый Гнездниковский переулок. А еще здесь был большой зимний сад с диковинными растениями и даже небольшой зверинец.

После Октябрьского переворота особняк, естественно, реквизировали. С 1922 года здесь заседал Революционный военный трибунал, а затем – городская прокуратура. В 1990-х годах часть особняка отдали Пенсионному фонду РФ. А в 1994 году его потеснили, подселив сюда фирму «Мелодия», у которой отобрали храм Святого Андрея в Вознесенском переулке, № 8, который президент Борис Ельцин пообещал королеве Англии Елизавете II во время ее визита в Москву вернуть англиканской общине.

Потом в здании сменялись клубы и рестораны, а сейчас, после реставрации, вернувшей зданию былое великолепие, находится Дом приемов и торжеств «Империя».

Благодаря Петру Арсеньевичу Смирнову (1831–1898), которого еще при жизни называли «водочным королем», русская водка, в частности «Смирновская», известна всему миру.

История о том, как бывший крепостной крестьянин из деревни Каюрово Ярославской губернии, начинавший половым в московских трактирах, стал купцом 1-й гильдии, одним из самых богатых людей России, создателем «водочной империи», поставщиком дворов его императорского величества и его императорского высочества великого князя Сергея Александровича, потомственным почетным гражданином и коммерции советником, кавалером орденов Анны, Станислава и Владимира, описана и рассказана не раз.

У создателя «Товарищества водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных вин П.А. Смирнова» Петра Арсеньевича было пятеро сыновей и семь дочерей.

Нас интересует старший сын – владелец особняка Петр Петрович Смирнов (1868–1910).

Вначале отец отправил его в Санкт-Петербург, потом вернул в Москву и сделал одним из директоров созданного «Товарищества». После смерти отца именно он продолжил семейное дело, потому что у остальных братьев к нему душа не лежала: Николай предпочитал работе удовольствия, а у Владимира появилась страсть – лошади, и он стал крупным коннозаводчиком.

Петр Петрович был щедрым благотворителем: членом Московского совета детских приютов, попечителем Долгоруковского детского приюта, старостой Благовещенского и Верхоспасского соборов Московского Кремля.

Женат он был на Евгении Ильиничне, урожденной Морозовой. У них были дети: Татьяна, Арсений, Алексей, Ольга и Анатолий. Семья была крепкая и счастливая. Но вдруг такое несчастье: в 1910 году Петр Петрович тяжело заболел фолликулярной ангиной и скоропостижно скончался.

Евгения Ильинична осталась одна с пятью детьми да еще во главе бизнеса. С началом Первой мировой войны Россия приняла «сухой» закон и ввела государственную монополию на водку – это сильно ударило по «Товариществу П.А. Смирнова».

Сошлюсь опять на И. Подосокорского:

«Но вопреки всяким слухам и позднейшим измышлениям семья Евгении Ильиничны до самой революции проживала в этом особняке. Никакому клубу его не сдавали, и никакого синематографа она тут открывать не хотела. Старшая дочь и сын к тому времени создали свои семьи и жили в доме на Пятницкой. Революцию в этом доме встретила Евгения Ильинична с тремя младшими детьми. Дом заняли юнкера, которые вели из дома обстрел красноармейцев, штурмующих соседний особняк градоначальства.

Послереволюционная судьба семьи очень печальна. Евгения Ильинична, стремясь спасти семью, вышла замуж за итальянского делового партнера Смирновых (итальянского консула Далла Вале Ричи. – Авт. ) и уехала с ним в Японию. Но детей им взять не разрешили, и они остались в России. Алексей и Анатолий погибли в 1920-х годах. Татьяне с дочкой удалось в 1926 году уехать в Париж. Сын Арсений много скитался по Средней Азии, где умер в середине XX века…»

После национализации завод, некогда принадлежавший Смирновым, продолжал работать, превратившись позже во всемирно известный «Кристалл».

Сумевший уехать за границу младший из сыновей «водочного короля» Владимир вывез технологию и рецепты знаменитых водок и зарегистрировал бренд Smirnoff, который у него затем перекупили компаньоны. Сейчас бренд принадлежит не потомкам «водочного короля», а крупному британскому производителю напитков Diageo.

Из книги Москва и москвичи автора

Из книги Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930-1940-е годы автора Андреевский Георгий Васильевич

Глава четвертая ДОМ НА ПОКРОВСКОМ БУЛЬВАРЕ Не дом, а целое «жилтоварищество». – Василий Сергеевич находит свою любовь. – Задание НКВД. – Семейный совет. – «Компромат». – Аресты начались. – Городецкий оправдывается. – Берия восстанавливает законность. – Не судите,

Из книги Технология власти автора Авторханов Абдурахман Геназович

IV. ГРУППА СМИРНОВА Расправа Сталина была жестокой, систематической и целеустремленной. До сих пор она не давала промаха. Ликвидируя действительных врагов, сталинцы рассчитывали на предупреждение и устрашение возможных врагов. Чистки и расправы должны были отучить

Из книги Все о Москве (сборник) автора Гиляровский Владимир Алексеевич

Ночь на Цветном бульваре Дырка в кармане! Что может быть ничтожнее этого?А случилось так, что именно эта самая маленькая, не замеченная вовремя дырка оказалась причиной многих моих приключений.Был август 1883 года, когда я вернулся после пятимесячного отсутствия в Москву и

Из книги Почему Сталин проиграл Вторую мировую войну? автора Винтер Дмитрий Францович

Глава XXVI Взрыв на бульваре Ататюрка Если Россия подчинит Турцию, она станет сильнее всей остальной Европы. (К.Маркс, 1853 г.) 24 февраля 1942 г. на бульваре Ататюрка в Анкаре некий террорист бросил бомбу в германского посла в Турции фон Папена. Заговорщик не рассчитал, затянул с

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Дом Петра Петровича Смирнова на Тверском бульваре Это здание цвета «кофе с молоком» на Тверском бульваре считают самым загадочным творением в стиле модерн. И не зря считают. За его довольно сдержанным фасадом с выносными эркерами, арочными проёмами окон, кованой

Из книги Секретные операции ХХ века: Из истории спецслужб автора Бирюк Владимир Сергеевич

«Охотники» на «Бульваре «Скадов»» 2 августа 1990 г. войска Ирака вторглись в Кувейт, небольшой эмират, очень богатый нефтью. Отсюда, из Персидского залива, иракские дивизии могли двинуться на юг в направлении нефтяных месторождений Саудовской Аравии, необходимо было лишь

Из книги Неизвестная война императора Николая I автора Шигин Владимир Виленович

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ПАМЯТНИК НА МАТРОССКОМ БУЛЬВАРЕ Как могла бы сложиться жизнь Казарского, останься он живым? Скорее всего, Казарский пополнил бы ряды ближайших соратников Николая I, таких, как генералы П. Киселев, А. Чернышев, А. Орлов и другие. По крайней мере, Николай,

автора

Особняк А.И. Кекушевой на Остоженке, № 21 (1900–1903) Вначале несколько слов о самой улице.Когда-то в этом месте рядом с Москвой-рекой были пойменные заливные луга, на которых после покоса сушилось в стогах сено, вот и название стог – Остожье, а позже – Остоженка (в 1935–1986 годах

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Доходный дом Кекушевой на Остоженке, № 19 (1900–1903) Доходный дом Грязнова на Остоженке, № 17 (1901) Практически параллельно со строительством замка Лев Николаевич при участии архитектора В.С. Кузнецова на собственные средства строит рядом доходный дом № 19. И дом № 17 – по

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк В.Д. Носова на Введенской площади (Электрозаводская улица, № 12) (1903) На месте Введенской площади, в низине, вплоть до 1800 года, находился «прачечный пруд» на реке Хапиловке. Указом Павла I пруд засыпали, берега Яузы благоустроили, недалеко построили церковь Введения

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк М.Г. Понизовского на Поварской улице, № 42 (1903) Я сознательно отступила от хронологии, поскольку особняк Миндовского более известен, и соседний дом, № 42, принято с ним сравнивать, а не наоборот. Особняк М.Г. Понизовского Так вот, двухэтажный дом № 42, расположенный

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк С.П. Рябушинского на Малой Никитской улице, № 6/2 (1900–1903) Эта постройка не зря считается одним из шедевров не только самого архитектора, но и московского модерна в целом.Налицо все излюбленные приемы этого стиля. Все четыре фасада здания выглядят абсолютно

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк А.И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, № 13 (1901) Это здание по праву считается одним из лучших творений Шехтеля и входит в десятку самых ярких образчиков московского модерна.Его заказала Францу Осиповичу, уже ставшему к тому времени самым модным архитектором

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Высоцких в Огородной слободе, № б (1900–1901) Этот чудный особняк в переулке Огородная слобода (ранее назывался Чудовский переулок, потом Фокин переулок, затем до возвращения исторического названия – переулок Стопани, в честь революционера и советского партийного

Из книги Москва и москвичи автора Гиляровский Владимир Алексеевич

Ночь на Цветном бульваре Дырка в кармане! Что может быть ничтожнее этого?А случилось так, что именно эта самая маленькая, не замеченная вовремя дырка оказалась причиной многих моих приключений.Был август 1883 года, когда я вернулся после пятимесячного отсутствия в Москву и

В Москве очень любят красивые легенды об особняках. И даже если его правдивая история известна многим, все равно ее искажают ради красивой лжи.
Тверской бульвар не может похвастаться большим количеством зданий в стиле модерна. И этот особняк, который стоит почти на его середине, привлекает к себе особое внимание гуляющих.


Взгляд прохожих всегда останавливается на балконе с причудливым кованым орнаментом, напоминающем плывущий по волнам корабль. Правда, теперь решетку этого балкона закрывают уродливые буквы ресторана «Империя». Уже много лет краеведы любят рассказывать, что этот особняк подарил своей любовнице водочник Петр Петрович Смирнов. И никто из них не любит говорить правду. А ведь история его не имеет ничего общего с этим вымыслом, напраслиной, возведенной ради красного словца, на хорошего человека, заботливого семьянина, на женщину, с нелегкой как у всех в то время, судьбой.

У особняка интересная история. Еще в 1760-х годах он упоминается как принадлежащий конной гвардии ротмистру Василию Васильевичу Истлентьеву. В 1763 году дом перешел к камергеру генерал-поручику Александру Григорьевичу Петрово-Солово.
После пожара он принадлежал графу Владимиру Григорьевичу Орлову.
В 19 веке у него было много владельцев и много перестроек.
В результате получился добротный «ампирный особнячок», который во внутреннем своем строении сохранил следы разных эпох с разным уровнем пола, лабиринтом комнат и служб.

И вот 28 ноября 1900 года у потомственного почетного гражданина Николая Петровича Малютина этот особняк за 299 тыс. рублей покупает для своей семьи купец Петр Петрович Смирнов. Он уже семь лет к тому времени был счастливо женат на Евгении Ильиничне Морозовой. Они растили трех детей: Татьяну, Арсения и Алексея. В 1900 году появилась на свет еще одна дочь Ольга.

Петр Петрович был сыном Петра Арсеньевича Смирнова, создателя знаменитого московского водочного завода в Садовниках и его второй жены Натальи Александровны Таракановой.
Сам Петр Петрович в молодости занимался торговлей чаем в Петербурге и переехал в Москву только в 1893 году по настоянию отца, стремившегося привлечь сына в семейное дело.
На следующий год (1894) было учреждено «Товарищество водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных вин П.А. Смирнова» в Москве с основным капиталом в 3 млн. рублей, где Петр Петрович стал одним из директоров. Семья его росла, в родительском доме на Пятницкой им всем места не хватало, и Петр решил купить для них новый дом.



Архитектором он пригласил знаменитого тогда Федора Шехтеля. С ним Смирновы уже были знакомы. Он строил для их семьи. Петр Петрович поставил перед ним задачу создать достойное и красивое жилище для семьи с сохранением многоуровневого причудливого внутреннего устройства особняка. Но Смирнову хотелось, чтобы его дом стал украшением бульвара и выделялся на фоне остальной застройки. Поэтому Шехтель много внимания уделил именно уличному фасаду, при этом его дворовый фасад был предельно прост.


Доминантой бульварного фасада был, безусловно, большой кованый балкон-корабль, как бы плывущий над прохожими. В него выходила парадная зала.


Второй доминантой был высокий аттик с вытянутыми витражными окнами и картушем с монограммой владельца. Первый этаж был хозяйственным, а во втором Шехтель сделал великолепную анфиладу парадных залов и жилых комнат Евгении Ильиничны и Петра Петровича. Детская половина располагалась в мансарде. В дворовых постройках жила прислуга, была конюшня, которая выходила на Малый Гнездниковский переулок.

Парадная лестница была сделана из белого мрамора, балюстрада ее напоминала набегающую волну – любимый прием мастера. На втором этаже лестницы было сделано огромное окно с фасетным стеклом, которое переливалось всем цветами радуги в солнечную погоду. В вестибюле гостей встречали большие парадные портреты хозяев особняка. Все залы парадной анфилады были сделаны в разных стилях. Сын Петра Петровича потом вспоминал, что изучал историю и историю искусств по этим залам.



Парадная столовая была в романском стиле с деревянным панелями на стенах, цилиндрическим сводом потолка, мощным камином с двумя приземистыми колоннами. Свет в столовую проникал через тройное стрельчатое окно с витражами.

Большая гостиная, где хозяева устраивали большие приемы, музыкальные и театральные вечера, была выполнена в классическом стиле, богато украшена лепниной, покрашенный в зеленоватый цвет. В роспись потолка Шехтель поместил монограмму-вензель СПР - Смирновы Петр и Евгения.


Особым парадным помещением был огромный Египетский зал, для которого со двора была даже сделана специальная пристройка. Зал был декорирован рисунками с папирусов в золотисто-бежевых тонах.



Две мощные египетские колонны отделяли зал от коридора. Этот зал построили специально для проведения художественных выставок.

Хозяева предпочитали реалистическую живопись, что не очень сочеталось с египетским декором зала, по мнению Ильи Репина. Для Петра Петровича Шехтель сделал кабинет в готическом стиле, а для Евгении Ильиничны изящный будуар.



Доминантой будуара был парусный потолок весь украшенный лепным орнаментом из роз.
В оформлении розовой гостиной Федор Шехтель применил новый тогда прием освещения – в лепнину потолка с растительными мотивами по периметру были вставлены лампочки в виде распускающихся бутонов.


В этой лепнине с двух углов были изображены изящные женские фигуры в туниках.

Во всех помещениях была красивая мебель, картины и другие милые сердцу вещички. Был сделан большой зимний сад с диковинными растениями и небольшой зверинец.


Татьяна Смирнова в Зимнем саду.
Детские комнаты были оформлены по мотивам русских сказок. В доме были английские батареи, водяное отопление с собственной котельной. Имелась приточная вентиляция.

В этом особняке у Петра Петровича и Евгении Ильиничны в 1902 году появился на свет последний ребенок – сын Анатолий. А в 1910 году после непродолжительной болезни совсем молодым скоропостижно ушел из жизни Петр Петрович Смирнов. У него была банальная фолликулярная ангина, осложненная отеком и удушьем. Антибиотиков тогда не было и сердце не выдержало этой болезни. Евгения Ильинична осталась одна с пятью детьми. Ей надо было продолжать торговое дело мужа и растить детей. Их финансовое положение сильно осложнилось с введением сухого закона и государственной монополии на водку. Но вопреки всяким слухам и позднейшим измышлениям семья Евгении Ильиничны до самой революции проживала в этом особняке.
Никакому клубу его не сдавали и никакого синематографа она тут открывать не хотела. Старшая дочь и сын к тому времени создали свои семьи и жили в доме на Пятницкой. Революцию в этом доме встретила Евгения Ильинична с тремя младшими детьми. Дом заняли юнкера, которые вели из дома обстрел красноармейцев штурмующих соседний особняк градоначальства.
Послереволюционная судьба семьи очень печальна. Евгения Ильинична стремясь спасти семью, вышла замуж за итальянского делового партнера Смирновых и уехала с ним в Японию. Но детей им взять не разрешили, и они остались в России. Алексей и Анатолий погибли в 1920-е годы. Татьяне с дочкой удалось в 1926 году уехать в Париж. Сын Арсений много скитался по Средней Азии, где умер в середине 20 века.
В советское время в особняке были народный суд и военная прокуратура, судебные заседания проходили в Романском зале. В 1990-е большую часть особняка отдали Пенсионному фонду РФ. В 1994 году его потеснили, поместив сюда фирму «Мелодия», которую срочно выселяли из англиканской церкви храм Св. Андрея в Вознесенском пер.д.8 (его занимала тогда «Мелодия»). Сейчас в правом крыле здания и в дворовых помещениях находится Московское отделение Пенсионного фонда РФ. А парадные залы, восстановленные в 2006 году одной строительной фирмой, заняты сменяющими друг друга каждый год ресторанами. В прошлом году это был «клуб Шехтель», теперь ресторан (дом приемов и торжеств) «Империя»...
Которая изуродовала балкон ОКН.

Адрес: Тверской бульвар 18 стр. 1
Проезд: м.Пушкинская, Чеховская, Тверская

Впервые дом на этом участке упоминается в архивах нашего города в 1759 году и принадлежит конной гвардии ротмистру Василию Васильевичу сыну Истлентьеву. В 1763 году дом перешел к камергеру генерал-поручику Александру Григорьеву сыну Петрово-Соловова. В 1818 году дом уже числится за генерал-поручиком действительным камергером графом Владимиром Григорьевичем Орловым. В квартирной книге Тверской части за этот год написано, что «Двухэтажный флигель обстроен в 1815, а главный корпус в целости, а прочее отстраивается с 1817 г.». Последующие владельцы: коллежский советник Г. П. Апухтин, камер-юнкерша О. И. Горчакова, камергер и коллежский советник П. А. Базелевский, потомственный почетный гражданин Н. П. Малютин.

Петр Петрович Смирнов (1868 – 1910гг.) – директор торгового дома «П. А. Смирнов в Москве» (источник), был членом Московского совета детских приютов, попечителем Долгоруковского детского приюта, старостой Благовещенского и Верхоспасского соборов Московского Кремля. Смирнов купил особняк на Тверском бульваре в 1900 году (по легенде) для своей любовницы. В 1906 году он сдал дом под клуб московского дворянского собрания: здесь работал ресторан, проходили концерты, велись азартные игры. В 1912 году вдова Смирнова хотела, но так и не открыла здесь синематограф. После того как Евгения Смирнова продала этот дом и до самой революции здесь располагалось Московское судебное управление. В советское время народный суд и военная прокуратура, судебные заседания проходили с Романском зале. В настоящее время владельцем особняка является фирма «Мелодия». Он попал к ней вот при каких обстоятельствах. Правительство города перед визитом в Москву английской королевы в 1994 году собиралось вернуть англиканской церкви храм Св. Андрея в Вознесенском пер.д.8 (его занимала тогда «Мелодия»). Для компании грамзаписи срочно подыскивали новое помещение, как они просили, с двумя залами рядом… и «нашли» этот особняк на Тверском бульваре. Сейчас в правом крыле здания находится московское отделение пенсионного фонда РФ. В помещениях пенсионного фонда неоклассические интерьеры (не уникальные, в отличие от той части дома, по которой пройдет наше экскурсия).

Особняк Смирнова перестраивался в стиле «модерн» лучшим российским зодчим того времени Федором Осиповичем Шехтелем одновременно с особняком Зинаиды Морозовой на Спиридоновке (сейчас Дом приемов МИДа). Шехтель не только готовил проект, но и контролировал строительство, лично сдавал объект заказчику. На примере этого дома можно проследить всю эволюцию творчества мастера. Шехтель перестраивал дом дважды – первый раз в 1901 – 1906 гг. и второй, по желанию наследников, в 1910-1913 гг., когда «модерн» уже вышел из архитектурной практики и конкурсные комитеты не принимали проекты, выполненные в этом стиле.

В доме 4 этажа, а не два, как кажется на первый взгляд. Первый этаж из-за повышения культурного слоя Тверского бульвара на 70 см стал подвалом, а четвертый этаж – мансарда, так искусно надстроенная, что на фасаде она не видна и не ухудшила вид дома с бульвара. Этого исчисления мы и будем придерживаться. На первом этаже находятся хозяйственные помещения. Второй этаж – парадный, его планировка классическая и представляет из себя анфиладу комнат, расположенную вдоль бульвара. Каждый зал решен в определенном историческом стиле. На третьем этаже жила прислуга и находились спальни хозяев. Мансарда надстроена в 90х годах 20 века.

История особняка типично московская, он как городская усадьба многократно перестраивался, обрастал пристройками, флигелями и в начале 20 века был под одним фасадом собран в единый ансамбль. Архитектор не уничтожал то, что было в доме до него, а старался переосмыслить это. Шехтель удалил ограды, прежде соединявшие правый и левый флигели с главным домом. За счет этого существенно увеличился объем жилых помещений. Ограды можно увидеть на старом плане дома (см. «Фасад дома 1834 г.»). Предложенная Шехтелем планировка объединила все помещения в новое пространство, отвечавшее потребностям хозяина. Проходя по дому, оказываешься на разных уровнях. В доме три лестницы, две из них парадные.

Северный парадный вестибюль и лестница
(время отделки конец 18 – начало 19 в., 1901 г.)
Северный парадный вестибюль и лестница сохранены в том виде, какими они были во время постройки этой городской усадьбы в 18 веке. Потолок сводчатый, высота его метра 3,5-4. В начале мраморной лестницы находятся «вылюты» - декоративные завитки. На самом деле главной лестницей, через которую входили гости была другая «западная», в правом крыле дома, где сейчас находится пенсионный фонд. Парадная лестница расходится на две малые; правая ведет во внутренние помещения, а левая в Готический кабинет.

Готический кабинет
(время отделки 1901 г.)
Накладные поперечные «ребра» и балки мореного дуба на потолке подлиные, они очищены от многих слоев краски, накопившейся за советский период жизни дома. Оригинальный паркет был утрачен, его пришлось восстанавливать полностью. Люстры (за исключением Романской гостиной), большая часть дверей, все портьеры особняка были изготовлены по фотографиям или, если информации не было, максимально приближены к стилю каждой комнаты.

Малая гостиная
(время отделки 1901 г.)

Двери выполнены из массива дуба, в верхней части воспроизведен рисунок с фасада дома. В доме было сделано паровое отопление, поэтому все камины, кроме этого, в проекте Шехтеля изначально были декоративными. Камин выполнен из темно-красного мрамора, внутренняя часть выстлана бирюзовым «кабанчиком». Потолок декорирован так называемым «ложным парусным сводом», по углам характерный для модерна орнамент из стилизованных розовых цветов и листьев.

Романская гостиная
(время отделки 1901 г.)

Это наиболее ценный интерьер особняка. Стены обшиты панелями из мореного дуба. Из него же выполнены подоконники и оконные рамы. Люстра в гостиной трофейная. Ее привез из Германии военный прокурор Москвы. Она выполнена в «югенстиле» (так назывался модерн в Швеции, Финляндии и Германии) и настолько гармонична интерьеру, что кажется была здесь всегда.

Камин – доминанта этого зала. Барельеф камина из гипса оформлен, многофигурной сценой рыцарской битвы. Внутри камин обложен темно-зеленым «кабанчиком». Материал капителей – камень песчаник. Все здесь гармонично. Витраж, изображающий виноград, созвучен интерьеру стилистически. Он создает в зале полумрак, в котором остальные детали интерьера звучат таинственно, кажутся не вполне реальными, сказочными – такими, ками мы и представляем себе ту очень далекую эпоху.

Напротив окна с витражом, в противоположной части зала, находится арка со стилизоваными романскими колоннами. Над ней на фоне орнамента в виде кедровых веток расположены пять медальонов с изображениями сказочных зверей.

В оформлении потолка использован кельтский орнамент. Карниз потолка отделяет нижний ярус от основного поля свода, он опирается на консоли с завершениями в виде человеческих голов, что является типичным романским мотивом.

Над аркой прохода в другую часть зала находится скульптурная консоль, изображающая «Битву дракона и собаки».

Витая дубовая лестница ведет на первый этаж в хозяйственные помещения.

Розовая гостиная
(время отделки 1901 г.)

Потолок этой комнаты - один из лучших примеров новаторского освещения, которое использовал Шехтель в своих интерьерах. Потолок по краям украшен лепниной в рокайльном стиле: растительные мотивы, по двум углам изображение женщины в тунике (частый для модерна мотив «декаденской дамы»). В наше время подобное освещение называется «точечным».

Большая гостиная в стиле позднего ренессанса
(время отделки 1901 г.)

Основное поля потолка заполнено плоскими рельефами «морской тематики»: маска Тритона в окружении сирен, нимфы на гиппокампах. На росписи потолка можно увидеть вензель хозяина дома. В центре потолка в прямоугольном поле, по-видимому, была роспись. Фотографий этого комнаты не сохранилось, поэтому восстанавливать ее не стали. Именно в этой гостиной на фасаде здания находится балкон, но попасть на него невозможно. Он замурован и всегда выполнял только декоративную функцию. Но с каким успехом! Именно балкон при ассиметричном фасаде дома уравновешивает его крылья и создает ощущение цельности и гармонии.

Гостиная в греческом стиле
(время отделки 1901 г.)

Две ионические колонны выполнены в технике «искусственный мрамор». Реставраторы переделывали их дважды, чтобы добиться максимального сходства с оригиналом.

Фриз тянется горизонтально по периметру комнаты под потолком. Он решен в неоклассическом стиле, в отличие от древнегреческих аналогов фигуры плоские, только слегка выступают над поверхностью стены. Мотив фриза - состязание на колесницах.

Справа напротив дверей в Египетский зал видна ниша. Это закрытый вход на главную «западную» парадную (неоклассическую) лестницу. На стенах «западной» лестницы сохранились барельефы с фигурами Слав, держащих венки. Лестница эта сделана из белоснежного итальянского мрамора. Она очень красива, но в ней нет ничего неординарного, в отличие от остальной части дома, которую мы сейчас осматриваем.

Египетский зал
(время отделки 1901 г.)

Его назначение танцевальный зал, зал для приемов. Цветовая гамма зала бежево-золотистая. Несмотря на внушительные размеры, в нем по-домашнему уютно. Две стилизованые египетские колонны отделяют коридор от основного зала. Прежде на их месте была стена, Шехтель преобразовал ее в колонны. В нише основания каждой колонны он поставил сфинкса. Сохранилась фотография, на которой виден один из сфинксов с львиной головой.

По стенам на «козырьках» размещен рельеф – группа узких симметричных полос (мотив папируса), пространство между которыми украшено иероглифами. Центральная часть – крылатый солнечный диск со змеями - Атон. Плафон выполнен в виде символического изображения Ра - бога солнца Древнего Египта. При ремонте кровли над Египетским залом реставраторы обнаружили старую вентиляцию. Оказалось, что светильник был несколько опущен от купола плафона и выполнял две функции, был источником света и закрывал вентиляционное отверстие. Шехтель активно использовал в своих проектах самые последние технические новшества. Вентиляция была очень актуальна для зала, в котором танцевало много людей.

Внутренний коридор Двери из Египетского зала ведут во внутренний коридор (он параллелен парадной анфиладе), из которого можно попасть на «черную лестницу» и вернуться на «северную парадную лестницу».

Внутренний двор
Смирнов владел не только этим особняком, но и всем домовладением, которое включало не только особняк по красной линии Тверского бульвара, но и несколько строений во дворе. Они использовались как доходный дом. Зимний сад особняка остался в той части здания, где размещается Пенсионный фонд, поэтому реставрация его не коснулась.

 

Возможно, будет полезно почитать: