Усадьба «Лопасня-Зачатьевское. Усадьба васильчиковых Шкаф в приемной

1 февраля после реставрационных работ открывается усадебный дом Усадьбы «Лопасня-Зачатьевское»

Дорогие друзья! Теперь у вас появилась возможность совершить виртуальную экскурсию по музею, используя свое мобильное устройство.

Приятного вам досуга!

Музей «Усадьба Лопасня-Зачатьевское» - памятник архитектуры и садово-паркового искусства XVIII – XIX веков федерального значения. Экспозиция музея посвящена истории семейных и дружеских связей владельцев усадьбы Васильчиковых с Пушкиными, Ланскими и Гончаровыми. Хотя музей еще очень молод, он уже располагает интересной экспозицией, посвященной хозяевам и гостям усадьбы, их быту, досугу, их вкладу в историю и культуру России.

Музей расположен в одном из прекрасных уголков Подмосковья, в черте города Чехова, на территории старинного усадебного парка, раскинувшегося вдоль правого берега р. Лопасни. Эта земля тесно связана с именами потомков А.С. Пушкина, которые были здесь частыми и желанными гостями на протяжении многих десятилетий. Сохранился усадебный дом середины XVIII века в силе барокко, с ампирным крыльцом 1827 года. К дому примыкает живописный ландшафтный парк со следами регулярной планировки, с 7 каскадными прудами. Окна усадьбы открываются прямо в парк, и листва вековых деревьев приносит в залы прохладу и свежесть. Интерьеры дома, благодаря тщательно выполненным реставрационным работам, восстановлены такими, какими они были во второй половине XIX века, когда здесь жили потомки А.С. Пушкина. Безсомнения, ансамбль усадьбы – одно из красивейших мест Московской области.

В исторический усадебный комплекс входит также церковь Зачатия праведной Анны конца XVII – первой половины XIX веков с расположенным на её территории некрополем потомков А.С. Пушкина. Здесь покоятся старший сын поэта Александр Александрович Пушкин, его супруга Софья Александровна (урожденная Ланская), их сыновья Сергей, Григорий, внучка Софья Павловна Воронцова-Вельяминова. В некрополе также находятся родовые могилы владельцев усадьбы Васильчиковых, которые были связаны родственными узами с Пушкиными, Ланскими и Гончаровыми.

В усадьбе часто бывала старшая дочь поэта М.А. Гартунг; в музее бережно восстановлена её комната, так же, как и кабинет её брата Александра Александровича Пушкина.

В 1917 году в усадьбе наследниками А.С. Пушкина был обнаружен ящик с бумагами поэта – деловая переписка и рукопись незавершенной «Истории Петра». В предреволюционные годы усадьбой владели племянницы Н.Н. Пушкиной-Ланской сестры Гончаровы. В этот период за главным домом усадьбы закрепилось название «Гончаровский дом», а позже усадьбу стали называть «Пушкинское гнездо». Одно из многих родовых гнезд, Лопасня-Зачатьевское, благодаря переплетавшимся под её кровом судьбам нескольких поколений родовитого дворянства, является общезначимым явлением для нашей культуры.

Музей «Усадьба Лопасня-Зачатьевское» входит в Сообщество Пушкинских музеев России и ближнего зарубежья. Он является филиалом Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова "Мелихово" (14 километров по шоссе в направлении Нерастанного).

При музее работает Детский музейный центр историко-краеведческого направления; на антресольном и мансардном этажах формируется образовательный центр с библиотекой и выставочными залами. В музее организуются тематические выставки, балы и творческие вечера, ежегодно отмечаются знаменательные даты: 10 февраля – день памяти А.С. Пушкина, 6 июня – Пушкинский праздник, 8 сентября – Натальин день, последняя суббота сентября – день памяти партизана князя Н.Д. Кудашева, 19 октября – день Царскосельского лицея. Работники музея – увлеченные профессионалы, стремящиеся создать на базе музея не просто настоящий культурный центр, но и воссоздать как бы второй дом для ныне здравствующих потомков А.С. Пушкина, большинство из которых связано корнями с этим «Пушкинским гнездом».

Проезд электропоездами Курского направления до ст. «Чехов», далее городским автобусом до остановки «Сквер имени Чехова»; от ст. метро «Лесопарковая» автобусом № 365 до ост. «Сквер имени Чехова»; автотранспортом от МКАД по федеральной трассе «Крым» до отметки «65-й километр», поворот на Чехов.

Дом на Новинском бульваре связан с жизнью и творчеством выдающегося русского певца, знаменитого баса Фёдора Ивановича Шаляпина. Это первый собственный московский дом Шаляпина, он наполнен особой «домашней» шаляпинской атмосферой. Музей богат подлинными вещами семьи Шаляпиных. В их числе – предметы мебели, рояль Bechstein, напольные часы, венчальные свечи Фёдора и Иолы, театральные костюмы, программы спектаклей, афиши... В доме много картин, подаренных Шаляпину художниками: В. Серовым, К. Коровиным, В. Поленовым, М. Нестеровым, М. Врубелем. Большую коллекцию собственных работ передал в дар Музею сын певца Борис Шаляпин. В настоящее время Мемориальная усадьба открыта для посетителей. Их ждут выставки, тематические и обзорные экскурсии, концерты известных и молодых исполнителей, встречи абонементных циклов, детские праздники. Галерея Мемориальной усадьбы Ф. И. Шаляпина составляет с Домом-музеем единый комплекс. В её помещении проводятся выставки, посвящённые как истории, так и актуальным вопросам отечественного вокального искусства; они знакомят посетителей с материалами профильных музеев и частных коллекций. В пространстве Галереи проходят вечера и концертные абонементы различной тематики – «Музыкальные столицы мира», «Артистические семьи», «Встречи на Новинском», «Фортепианные вечера в Доме Шаляпина», «Хоровые ассамблеи», «Дебют в доме Шаляпина» и др. В доме великого русского исполнителя проводят мастер-классы известные отечественные и зарубежные певцы. Фёдор Иванович Шаляпин купил дом на Новинском бульваре в 1910 году, в возрасте 37 лет. Он прожил здесь двенадцать лет, это время расцвета его таланта, время зрелого мастерства, глубоко осознанного творчества, всемирной славы. После покупки здания заботы о его ремонте взяла на себя жена Шаляпина – итальянская балерина Иола Торнаги. Бывший дом купчихи К. Баженовой, построенный в конце XVIII века, перестраивался на новый европейский лад: в нём появились газ, водопровод, ванные комнаты, телефон. Благоустраивался не только дом, но и обширный сад, где установили беседку с видом на Москву-реку и уютные скамейки, посадили липовую аллею, кусты жасмина, сирени, разбили клумбы. Для Шаляпиных это был настоящий семейный дом, где комфортно жилось и взрослым, и детям – а их у Фёдора Ивановича было пятеро. В гостеприимной усадьбе часто бывали многие прославленные деятели отечественной культуры: С. Рахманинов и Л. Собинов, М. Горький и И. Бунин, К. Коровин и К. Станиславский. В 1918 году дом был национализирован и на 60 лет стал коммунальной квартирой. В 1978 году здание передали ГЦММК им. М. И. Глинки для создания Музея Ф. И. Шаляпина. Понадобилось восемь лет сложных ремонтно-реставрационных работ для того, чтобы восстановить дом таким, каким его знал Шаляпин. Внутренние интерьеры дома воссоздавали по фотографиям и рассказам детей певца. Белый зал, Зелёная гостиная, столовая, кабинет, бильярдная... Жизнь в этих комнатах шла по заведённому порядку, её не нарушал напряжённый гастрольный график артиста. В Белом зале Шаляпин репетировал со многими своими гостями, в столовой праздновал бенефисы, в кабинете Фёдор Иванович любил читать. Шаляпин обожал бильярд, стол для игры фирмы «В. К. Шульц» ему подарила жена. Теперь, как и во времена Шаляпина, к Новинскому бульвару обращён светло-палевый фасад дома, на его зелёной крыше красуются фигурные дымники, а на столбах резных чугунных ворот – декоративные вазы.

Сегодня наша прогулка по особняку, полное название которого звучит как «Городская усадьба Е.И.Васильчиковой — С.А.Оболенского — Н.Ф. фон Мекк», но едва ли не больше он известен как Центральный дом шахматиста. В своем фоторассказе я затрону обе эти ипостаси: и исторические интерьеры, и коллекцию, посвященную шахматам.

Особняк Е.И.Васильчиковой — С.А.Оболенского — Н.Ф. фон Мекк на Гоголевском бульваре, 14

Особняк Е.И.Васильчиковой

Екатерина Ивановна Васильчикова, представительница старомосковского дворянского рода, покупает эти владения в 1822 году и строит два особняка – в классическом и в русском стиле. У неё в конце 1830-х годов усадьбу покупает семья Зубовых-Оболенских. Именно при них особняк приобретает свой современный вид: в 1860-х годах они производят капитальную перестройку здания, соединяя два дома в один, увеличивая жилую площадь вдвое и значительно богаче украшая залы

Была устроена парадная лестница, которая встречает нас при входе

В 1865 году усадьбу покупает купец А. В. Алексеев – дядя будущего великого режиссера и реформатора театра К. С. Станиславского. В 1884 году после смерти владельца вдова делит владение на две части и один дом продает старшему сыну Надежды Филаретовны фон Мекк. Последняя вошла в историю как меценат, помогающий композиторам Н. Рубинштейну, К. Дебюсси и П. Чайковскому. Духовная и финансовая помощь Надежды фон Мекк была исключительно важна для Чайковского, позволяла продолжать работу и переживать критику, постоянно преследовавшую композитора и его творения.

Потолок входного фойе особняка Васильчиковой Е.И.

В конце XIX века фон Мекки продают особняк, потом хозяева опять меняются, пока в 1899 году дом не приобретает Любовь Ивановна Зимина, наследница богатого купеческого рода текстильщиков. При Л.И.Зиминой в особняке бывали певец Ф. И. Шаляпин, композиторы А. К. Глазунов, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов. Сдавая первый этаж из 12 комнат графине, сама хозяйка будет проживать на втором этаже в 23 комнатах вплоть до национализации в 1918 году. После революции в этом доме ей выделят небольшую квартиру.

Элемент лестничного ограждения парадного вестибюля особняка Васильчиковой Е.И.

В советское время в особняке последовательно будут сменяться владельцы: Верховный суд РСФСР, жилой дом для политических эмигрантов, строительная организация. С 1956 года здание отдано шахматистам и сейчас здесь располагается Центральный дом шахматистов России. Накануне Олимпиады-80 особняк варварски отремонтировали: частично сбили и замазали лепнину, уничтожили паркет.

Стены лестничного холла парадного вестибюля особняка Васильчиковой Е.И.

В 2015-2016 годах в особняке проведена масштабная реставрация, в ходе которой восстановлены исторические интерьеры целого ряда залов и планировочные решения дверных проёмов, но самым главным своим достижением реставраторы называют воссоздание первоначальной цветовой гаммы интерьеров. Усадьба Е.И.Васильчиковой стала лауреатом конкурса «Московская реставрация-2016». Давайте же всмотримся в эту красоту. Мы уже вошли в парадный вестибюль и начинаем подниматься по парадной лестнице, а над нами вот такой плафон потолка

Прямо перед нами, на повороте лестницы изящные фигуры кариатид поддерживают потолок лестничного холла и галереи

Вот вид на кариатиды с галереи

Поднявшись по лестнице на второй этаж, мы попадаем в аванзал, небольшое проходное помещение. Здесь сразу обращает на себя внимание потолок

На стене выполнено живописное изображение павлина и, как бы в перекличку с ним, нынешние хозяева ставят на столик в вазу радужные павлиньи перья

Несмотря на утилитарный, проходной характер помещения декор очень тщательный: смотрите, как проработаны карнизы, тут мы видим и четкие геометрические линии, и прихотливый растительный узор как плоского, так и объёмного рельефа

В зале зеркало, не родное этим стенам, но соответствующее стилю

Из аванзала двери налево ведут в Большой парадный зал, который предназначался для балов. Кстати, зеленовато-серая гамма цветов, которую вы видите, характерна для богатых домов того времени

Гений места тут, конечно же, потолок

В центральном плафоне светильника нет и можно разглядывать объёмную лепнину, оттенённую цветовыми решениями

Две парные люстры висят по сторонам центрального плафона. Они, как и все светильники в особняке, не подлинные, но выполнены по мотивам светильников того времени

Оформление углов на потолке Большого зала

Над окнами и на противоположной стене в верхней части стен располагаются круглые медальоны, внутри которых играющие ангелочки с цветочными гирляндами и букетами

Рисунок паркетных полов восстановлен по фотофиксациям перед ремонтом 1980-х годов, а их цветовая гамма воссоздана по оригинальным фрагментам, сохранившимся под более поздними слоями краски. В остальных залах паркет обычно трудно рассмотреть под заботливо расстеленными коврами, но в Большом зале я смогла его сфотографировать (рисунок паркета различается по залам)

Из Большого зала можно пройти в так называемую мавританскую комнату — одно из первых помещений в Москве, решённых в таком экзотическом виде

Это помещение возникло при объединении двух зданий в одно и остроумно обыгрывает перепад уровней в зданиях. Непосредственно из дверей Большого зала вы попадаете на верхнюю площадку внутренней лестницы мавританской комнаты, по лесенке можно спуститься на нижнюю площадку комнаты

Несмотря на маленькие размеры, комната вмещает массу деталей, которые хочется разглядывать и разглядывать. Это резные арки, которыми оформлена лестница и пространство рядом с ней

Это и полукруглая ниша напротив входа, с загадочными письменами

Это и шестиугольный потолочный плафон над нижней площадкой комнаты

Это и объемный расписной декор стен и потолочных карнизов

Но мы, собрав волю в кулак, возвращаемся в Большой зал, чтобы из него пройти в Малый зал. Раньше здесь была столовая, сейчас проводятся шахматные турниры и временные выставки. В витринах выставлены различные образцы шахматных фигур и часов, фотографии, кубки. Здесь опять-таки в первую очередь нашего внимания заслуживает потолок

Потолки в Малом зале очень низкие, поэтому трудно фотографировать всю плоскость свода. Рисунок потолка состоит из повторяющихся вот таких прямоугольных плафонов

Розетки по краям потолочных плафонов

Для дальнейшего осмотра интерьеров нам надо вернуться в аванзал, чтобы из него, уже через правые двери, пройти в Чигоринский или Красный зал. Первое имя было присвоено залу в советское время в честь Михаила Чигорина — одного из основоположников русской шахматной школы, сильнейшего шахматиста России на рубеже XIX-XX веков, первого российского шахматиста, участвовавшего в матче за звание чемпиона мира. Я нашла информацию, что в советское время стены зала были выкрашены в зелёный цвет, хотя на фото до реставрации я видела бежевый. Как бы то ни было, последняя реставрация вернула стенам оригинальный цвет и понятно, почему зал называют Красным

Здесь опять-таки потрясающие, просто завораживающие потолки

Очень объёмная, прямо горельефная лепнина

Здесь мы видим фигуры каких-то наяд, чьи руки превращаются в цветочные гирлянды (!), и маски не то фавнов, не то лесных духов

Выделены оформлением углы зала: туда спускается лепной декор, позолота и колорирование

В Красном кабинете есть ещё один акцент – камин. Резной камин белого мрамора выделен по бокам вот такими сложными пилястрами (зеркало современное, вряд ли оно соответствует первоначальному образу)

Боковые стены Красного кабинета оформлены вот таким образом

Из Красного кабинета двери ведут в бывшую приёмную. Потолок здесь ещё несравненнее

Стены цвета морской волны не имеют иных украшений, кроме тонких вертикальных золотых филёнок, а вот потолок просто шедеврален по изяществу исполнения, по тонкости подобранных оттенков

Букеты цветов в лепестках или закругляющихся листьях напоминают морские раковины

В приёмной сохранился угловой камин тёмно-красного мрамора

В интернете мне попались воспоминания одного из завсегдатаев шахматного клуба 1960-1970-х годов. Он пишет о том, что самой престижной в клубе считалась Гроссмейстерская комната, куда допускались только избранные и где проходили переговоры о матчах за мировую корону, принимали высоких чиновников ФИДЕ, доигрывались партии на первенство мира и проводились блицы советскими гроссмейстерами и чемпионами мира. В описании Гроссмейстерской комнаты был упомянут старинный камин из темно-красного мрамора – так как других таких каминов в особняке я не видела, то, возможно, эта приёмная и носила название Гроссмейстерской.

Рисунок паркета в приёмной

На втором этаже экскурсантам показывают ещё так называемый Портретный зал – на стенах здесь представлены портреты гроссмейстеров и чемпионов мира по шахматам и шашкам. Но портретов я вам не покажу, потому что всем моим вниманием в зале завладел опять-таки потолок

В центральном плафоне среди виноградных лоз порхают пухлые кудрявые ангелочки, собирающие урожай

Мотивы виноградных гроздьев и листьев повторяется при оформлении карнизов

По краям потолка лепные изображения вот таких фантастических птиц, возникающих из травяного узора словно бы из ниоткуда

Звери в малых потолочных плафонах тоже какие-то невероятные, я по крайней мере не смогла определить это животное со странными конечностями и крупными ушами среди листьев и соцветий

Мы посмотрели все исторические интерьеры, восстановленные в ходе научной реставрации. Через мавританскую комнату проходим в музей шахмат.

Музей шахмат

Музей шахмат занимает правую часть особняка. Интерьеры музея представляют собой не воссоздание прежнего, исторического убранства, а некую фантазию, вариацию на темы интерьеров XIX века. Вот общий вид потолка в основном зале музея

Как видно, потолки в этой части здания невысокие, целиком фотографировать свод трудно, поэтому вот отдельные элементы потолочного декора

Музей шахмат занимает три зала. В самом большом в витринах выставлены экспонаты. В другом зале в одной части воссоздан уголок библиотеки (мебель современная)

В другой части второго зала представлена такая вот мебель (современная)

Совсем маленький третий зал, фактически проходной, интересен лишь милой розеточкой на полу в технике флорентийской мозаики…

… и макетом, воссоздающим исторический облик главного дома усадьбы Васильчиковой Е.И.

Гораздо больший интерес представляет основная экспозиция, посвященная шахматам. Вот копия самых старых шахматных фигур шатранджа, выполненных из камня, Иран, XII век

Также очень древние, XII век, шахматы викингов с острова Льюиса из Шотландии (копия)

А это самые старые в экспозиции шахматы российского изготовления. Сделаны они во второй половине XVIII века в Холмогорах. По ним видно, что шахматы в Россию пришли прямо с Востока, а не через Европу: здесь не королева, а явно выраженный ферзь, т.е. визирь, советник, и ладья в форме корабля, а не башни-туры. Материал — моржовый клык

А это классика – комплект шахматных фигур «Стаунтон». Этот дизайн разработал и запатентовал в 1849 году англичанин Натаниэл Кук. Он хотел создать фигуры, которые не отвлекают от размышлений при игре, которые по весу и форме удобно и приятно держать в руке и которые при этом выдержат резкие движения цейтнота и блица. Назван же дизайн в честь сильнейшего шахматиста мира того времени Говарда Стаунтона, который поддержал появление такого комплекта и способствовал его продвижению. Интересно, что в подлинных «стаунтонах» голову коня вырезали вручную и по ней можно определить год изготовления всего комплекта. Так как на фото комплект производства Англии, 1850 год, слоновая кость, то можно утверждать, что и этих коней вырезали вручную

Вот японские шахматы сёги

Вот китайские шахматы сянци. Обратите внимание, что доска расчерчена не только на квадраты, но и на треугольники

Шахматы из слоновой кости, выполненные в середине XIX века в Англии и называемые «Ячменное зерно» — по форме навершия большинства фигур

Интересно проследить, как менялись дорожные шахматы с развитием техники и технологий. Вот железные фигурки с железным же ящиком относятся к последней четверти XIX века, тяжесть ящика призвана ещё и обеспечить устойчивость при тряской дороге. А справа дорожные шахматы спустя столетие -легкая пластмасса

Вообще, в витринах выставлены десятки, если не сотни, шахматных наборов из различнейших материалов – из фарфора, керамики, стекла, бронзы, хрусталя, серебра, платмасс и даже бересты (!). Но я не могу не показать вот эти, убеждающие нас в неизмеримых высотах человеческого духа и воли. На переднем плане, кубиками, — шахматы блокадного Ленинграда (1943 год), сделанные из картона и бумаги, а вверху справа фотография чемпионата блокадного Ленинграда (январь 1944г). Вверху слева, плоские, — картонные шахматы из Воркуты, середина ХХ века

Вот ещё шахматы из Воркуты, 1937 год. Сделаны из спичек и картона

А это подарок Мао Цзэдуна профессору В.Х.Василенко – врачу, который в начале 50-х годов вылечил китайского вождя. Уникальная ручная работа по слоновой кости, выполнены в начале ХХ века в единственном экземпляре

А вот самый старый оригинальный экспонат музея – мозаичная шахматная доска, XVII век

Ниже шахматные доски из уральских самоцветов и мрамора, середина XIX века

В экспозиции музея также представлены награды победителей различных шахматных состязаний, книги, картины, гравюры и множество вещей, связанных с игрой. В свободном доступе выставлен столик легендарного шахматного матча Карпов‒Каспаров 1984 года.

Среди множества разрушенных революцией прекрасных дворянских усадеб усадьба князей Васильчиковых в Трубетчино выделяется особо... Ныне она не очень известна, а между тем каких-нибудь сто с лишним лет назад она славилась на всю Россию как пример редкого образцового хозяйства в дворянской усадьбе
Здесь нет особых красот, но места эти весьма примечательны и богаты историей: среди зарослей, деревьев и современной застройки открываются вдруг неожиданно постройки ушедшей эпохи

Школа в Трубетчино, одно из редких хорошо сохранившихся зданий
А кряжистый двойной дуб, должно быть, ещё помнит князей Васильчиковых

Усадьба в Трубетчино относилась к редкому типу "деловой" усадьбы, в которой применялись самые передовые на те времена технологии сельскохозяйственного производства. К началу XX века число каменных и деревянных зданий Трубетчинской усадьбы превышало сотню. До наших дней дошло всего лишь около десяти

Старинное село Трубетчино, "Спасское тож", Лебедянского уезда Тамбовской губернии (ныне Добровского района Липецкой области) возникло во второй половине XVIII века на вотчинных землях князя Ивана Юрьевича Трубецкого , соратника Петра I и последнего в русской истории боярина. Фамилия владельца закрепилась в названии села. Спасским его называли по деревянному храму во имя Спаса Нерукотворного Образа, впервые упоминаемому в документах 1710 года

Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Построена на средства князя И.В. Васильчикова в 1831~1838 годах
Восстановлена совсем недавно

В советские годы храм был сильно разрушен: снесена до первого яруса колокольня, разобрана трапезная
(фото А. Найдёнова)

В книге А.Е. Андриевского "Историко-статистическое описание Тамбовской епархии" (1911) читаем:

Трубетчино . Церковь каменная, теплая, построена въ 1838 году на средства князя Васильчикова. Престолъ одинъ − Спаса Нерукотвореннаго образа (16 августа).
Дворовъ 230, д. м. п. 945, ж. п. 995, великороссы, земледѣльцы, имѣютъ земли 13 саж. на душу въ полѣ.
Въ приходѣ деревня Новоселье, 64 дв., д. м. п. 290, ж. п. 275, отъ церкви въ 5 вер. Крупная экономія графини Толстой. Прудъ и лѣсъ.
Школы: в селѣ земская, а въ деревнѣ церковно-приходская, законоучителю в земской школѣ 60 руб. въ годъ. Есть ссудо-сберегательная касса при почтовомъ отдѣленіи. Имѣются опись церковнаго имущества и метрическія книги съ 1781 года.
Штатъ: священникъ, діаконъ и псаломщикъ. У причта земли 35 дес. полевой и 2 дес. усадебной, полевая земля въ одномъ мѣстѣ отъ церкви въ 4 вер. Общая доходность причтовой земли 300 руб. въ годъ. Братскій годовой доходъ 600 руб. Причтовый капиталъ 226 руб. Дома у причта церковные.
Приходъ отъ ст. "Лебедянь" въ 35 вер., почтовое отдѣленіе, больница, базаръ и волость въ самомъ селѣ, благочиннаго въ 25 вер. и г. Тамбова въ 120 вер. Адресъ для корреспонденціи: Трубетчино, Тамб. губ. Земский начальникъ 3 участка, приставъ 2 стана Лебедянскаго уѣзда.

На карте Менде Тамбовской губернии (1862)

План усадьбы Трубетчино (1891) из сборника "Усадьбы Липецкого края"

После И.Ю. Трубецкого имение перешло во владение к его зятю, князю Василию Лукичу Долгорукову I. В середине XVIII века Спасским владели князья Гагарины, во второй половине века – графиня Анна Алексеевна Матюшкина, урождённая княжна Гагарина. В 1804 году Трубетчино наследовали её внуки, дети дочери Софьи – малолетние графы Виельгорские. В 1816 году усадьбой владел обер-егермейстер Василий Александрович Пашков. Васильчиковым же имение перешло после женитьбы в 1817 году Иллариона Васильевича Васильчикова на дочери прежнего владельца Татьяне Васильевне Пашковой, которая до 1861 года была его официальной владелицей, уступив супругу право самостоятельно заниматься хозяйственной деятельностью в имении

Именно Илларион Васильевич Васильчиков положил начало и превращению типичной провинциальной усадьбы, приносившей доход своим владельцам лишь за счет крестьянского труда крепостных, в высокодоходное имение, основанное на применении современных технологий и методов хозяйствования

В 1861 году Трубетчино по раздельному акту с братьями перешло князю Виктору Илларионовичу Васильчикову, который с 1861 года проживал в Трубетчино, посвятив остаток своей жизни занятию вместе с братом князем Александром Ивановичем Васильчиковым хозяйством в любимой ими усадьбе

С 1881 года имение наследовала дочь князя А.И. Васильчикова Ольга Александровна с мужем графом Михаилом Павловичем Толстым... Подолгу проживая в Трубетчино, супруги Толстые смогли не только сохранить, но и улучшить устроенное прежними владельцами образцовое усадебное хозяйство. Вот как описывает Трубетчино «Настольная и дорожная книга для русских людей» под редакцией В.П. Семёнова: «Трубетчинское имение (в количестве 6000 дес.) … имеет свеклосахарный завод, выделывающий до 60 тыс. пудов сахарного песку, и механическую мастерскую, приготовляющую сельскохозяйственные орудия. Кроме устроенного на самых рациональных началах интенсивного хозяйства, в Трубетчино разведён скот симментальской породы и введено искусственное разведение леса»

Ещё одно старинное здание, по типу школы, только оштукатуренное
Раньше здесь была центральная районная больница, теперь поликлиника
Все основные достопримечательности располагаются в основном в центре села, вдоль улицы Почтовая

Большинство построек Трубетчинской усадьбы относится к 1855 - 1883 годам – периоду формирования усадебного комплекса и активной хозяйственной деятельности её владельцев в этот период – князей Виктора и Александра Илларионовича Васильчиковых. В это время ими были построены комплекс жилых и хозяйственных зданий у центрального подъезда к главному усадебному дому, конюшня, конный и скотный дворы, амбары и пр. При М.П. и О.А. Толстых усадебный комплекс получил своё окончательное завершение. Были построены больница и школа, новые корпуса сахарного завода, телятник, мельница и множество других, более мелких строений. К началу XX века число каменных и деревянных зданий Трубетчинской усадьбы превышало сотню

Ворота конного двора

Ворота стоят прямо напротив поликлиники, через дорогу. Площадь конного двора находилась внутри замкнутых по квадратному периметру стен конюшни. Стены из силикатного кирпича надстроены, очевидно, позже, в советские годы...
Согласно документам 1839 года в Трубетчино действовал конезавод князя И.В. Васильчикова, основанный ещё в 1814 году

Теперь внутри всё заросло деревьями и кустами... Судя по огромному количеству пустых бутылок, здесь находится прибежище местных алкашей. И это на центральной улице

Чугунная "голова лошади" на фронтоне "троечной" конюшни
(фото А. Клокова, 1988)
Говорят, теперь "голова" хранится в Липецком краеведческом музее... А сами эти ворота я так и не отыскал

Лишь петушок да курочки чувствуют здесь себя вольготно: бродят среди развалин

В трубетчинском парке:

Грачи прилетели

Саврасовские мотивы

Советская эстрада в старинном усадебном парке также теперь в руинах
Парк заброшен и сильно замусорен

Кроме многочисленных жилых и хозяйственных построек в комплекс усадьбы Трубетчино входили сад, занимающий несколько гектаров к юго-западу от собственно усадьбы, и парк площадью 15 га, насчитывающий в наши дни до 25 древесно-кустарниковых пород. Кроме старовозрастных деревьев белого тополя, липы, ясеня, вяза и клёна в нем встречаются экзотические для этой местности деревья европейской и сибирской лиственницы, клёна Шведлера. В парке были устроены два небольших пруда, ныне пересохших

Среди зарослей угадывается старинное хозяйственное здание
Вокруг него всё заставлено и завалено каким-то хламом, огорожено нелепыми заборчиками

За огородами видны ещё два старинных здания с круглыми слуховыми окнами на фронтонах
А справа вдалеке возвышается труба

О, это знаменитая труба! Она не современная. Это труба старинного сахарного завода. Главная высотная доминанта села видна отовсюду... В верхней части выложен необычный орнамент

В 1839 году им (князем И.В. Васильчиковым) был устроен в Трубетчино огневой сахарный завод, значительно увеличивший доходность поместья. В 1858 году завод был перестроен в паровой в соответствии с новейшими достижениями в этой области. Так, небольшое вначале промышленное предприятия для обработки сельскохозяйственной продукции стало со временем главной хозяйственной отраслью Трубетчинского имения, навсегда определив специализацию и специфику усадебного хозяйства князей Васильчиковых
Свеклосахарное производство было центральной отраслью экономии. Обеспечивая на две трети потребности завода в свекле за счёт собственных плантаций, имение до 34% сырья закупала у поставщиков, в основном крестьян соседних селений. Постоянно наращивая обороты в производстве сахара, Васильчиков превратил завод в крупное промышленное предприятие, располагавшее просторными помещениями в кирпичных одно- и трёхэтажных зданиях и современным оборудованием. В 1876 году на нём действовали 4 гидравлических пресса, вырабатывавших в год 33000 пудов сахара на сумму 132000 руб. Заводское оборудование обслуживали механик, он же директор завода, 31 мастеровых и до 350 вольнонаёмных чернорабочих. Весь сахар сбывался в Москве. Свеклосахарное производство приносило владельцам имения чистой прибыли до 50-70 тыс. руб. в год

Труба выложена не из обычного красного, а из термостойкого желтоватого кирпича
Вот уже почти 180 лет стоит в целости и сохранности! И лишь вверху дала трещину. Умели раньше добротно строить

Кирпич не простой: он гораздо больше обычного и внутри имеет полости

Левый флигель усадебного дома

Каков же был сам усадебный дом?

Главный усадебный дом в Трубетчино (а точнее сказать дворец) выстроен по проекту знаменитого архитектора-"самородка" Петра Самойловича Бойцова , автора многих известных построек, в том числе и главного усадебного дома князей Вяземских в Лотарёво , следы которого я отыскивал в декабре прошлого года

12-14 января 1918 года усадьба подверглась разорению со стороны жителей окрестных селений. Был разграблен и сожжён главный усадебный дом, расхищен живой и мертвый инвентарь из многочисленных хозяйственных построек, разрушены хутора экономии, растащено зерно

Лишь весной 1918 года новая власть спохватилась и передала Трубетчинское имение в ведение Главсахара, который установил охрану усадебного имущества и восстановил производство на сахарном заводе. Пытались спасти из усадьбы хоть что-то для будущих поколений и сотрудники Липецкого музея. Неизвестно, чем закончились эти попытки, но беломраморные статуи, хранящиеся сегодня в фондах Липецкого областного краеведческого музея, скорее всего именно из Трубетчино

После того, как был закрыт сахарный завод и оборудование передано Боринскому сахарному заводу, усадьба лишилась своего последнего хозяина, имевшего потребность и возможность хоть как-то поддерживать в ней порядок. Теперь лишь время и местные жители (причем как первое, так и вторые абсолютно неумолимые) стали полновластными хозяевами Трубетчинской усадьбы

Сейчас лишь некоторые сохранившиеся жилые и хозяйственные постройки с возвышающейся над всей окрестностью заводской трубой напоминают нам о крупном усадебном комплексе и процветающем хозяйстве

Сельская картинка

Солнце сквозь облака

Общежитие для рабочих и служащих имения (ныне жилой дом)
За ним слева виднеется пруд

В преддверии назревавшей крестьянской реформы и ещё до раздела имущества Александр и Виктор Илларионовичи стали готовить свои имения, в том числе и Трубетчино, к хозяйствованию на основе вольнонаёмного труда. В конце 1850-х – начале 1860-х годов в Трубетчино были выстроены жилые дома для наёмных рабочих, обширный рабочий двор с конюшнями для рабочих лошадей, мастерскими и кладовыми. Первым делом В.И. Васильчиков обратил внимание на свеклосахарный завод, который оставался главным источником дохода экономии. Необходимо было улучшать культуру выращиваемой имением свекловицы. Виктор Илларионович принялся за возделывание свекловицы, сформулировав лозунг «возрождавшегося» Трубетчинского хозяйства как «улучшенная обработка почвы и удобрение полей»

Ещё один старинный домик

С помощью мастера, привезённого из Германии, и с учётом особенностей местной почвы, Виктор Илларионович сконструировал собственный плуг и почвоуглубитель. Эта конструкция плуга, вошедшего в историю под названием «васильчиковского» и показанного впервые на Петербургской мануфактурной выставке 1870 года, вполне удовлетворяла запросам не только её создателя, но и многих земледельцев окрестных губерний на протяжении десятков лет. Кроме плугов в Трубетчинском хозяйстве использовались различные виды борон, культиваторы, паровые молотилки, сортировки, катки, сеялки (большинство из которых рядовые), жнейки, сенокосилки и др.

А это уже советская постройка, о чём указывает дата на фронтоне
Вероятно, это были ремонтные мастерские с гаражными боксами по бокам

"Добротность" советской постройки уже не такая
Видно, что лепили "тяп-ляп"

Старинное здание возле трубы

И ещё несколько снимков из серии "современные реалии"
Контрасты:

Сгоревший дом

А прямо напротив, через дорогу, современный "дворец", незамысловатой типовой архитектуры, явно какого-нибудь чинуши или депутатишки. Чего же не хватает в нём?.. Правильно, глухого трёхметрового забора, которым он вскоре и будет обнесён

На берегу пруда

Медведка на воде

Барский пруд большой, красивый, создан ещё в те времена, на речке Мартынчик
Но количество мусора зашкаливает. Видимо, такая национальная русская черта, как свинство, неискоренима

Вид от остановки

(1820-1878)

Русский генерал, участник Крымской войны (1853-1856). 16 июля 1867 года он подал прошение об отказе от службы и решил посвятить себя сельскому хозяйству в своём имении Трубетчино Лебедянского уезда Тамбовской губернии. Достиг больших успехов в сельском хозяйстве и приобрел репутацию знатока этого дела, к которому за советом обращались как частные лица, так и государственные чиновники. В отставке много занимался литературной деятельностью, печатал статьи и брошюры по сельскохозяйственным вопросам, среди них стоит особо отметить: «Несколько слов о вольнонаёмном труде» (Москва, 1869); «Не угодно ли Вам?» (Москва, 1870)

Александр Илларионович Васильчиков (1818-1881)

Русский писатель и общественный деятель, родоначальник кооперативного движения в России, действительный статский советник. В начале 1840 года он принял приглашение ехать на Кавказ к барону Гану, который должен был вводить там новое административное устройство. Участник народного ополчения в годы Крымской войны (1853-1856). Был свидетелем ссоры Лермонтова и Мартынова в доме Верзилиных... Секундант на последней дуэли М.Ю. Лермонтова

Дети А.И. Васильчикова и Е.И. Сенявиной: Борис, Ольга и Евгения

Если верить подписи, то в центре княжна Ольга Александровна Васильчикова (в замужестве Толстая), будущая последняя владелица усадьбы Трубетчино

Михаил Павлович Толстой (1845-1913)

Граф, генерал-майор, герой русско-турецкой войны (1877-1878), почитается в Болгарии как герой-освободитель, командовал Передовой позицией при обороне Шипки, ранен. В 1910-1912 году по заказу М.П. Толстого был построен в Санкт-Петербурге огромный доходный дом, ставший впоследствии знаменитым, получив неофициальное, но широко известное название Толстовский дом (архитектор Ф.И. Лидваль)

*В посте использовались следующие источники (цитаты из них выделены курсивом):
1)
Андрея Найдёнова из книги "Земля Липецкая" (2003)
2)
Пост Вадима Разумова в Живом Журнале
3) Материалы Википедии (Свободной энциклопедии)

Настало время для нового поста с шикарными интерьерами! На Гоголевском бульваре находится усадьба, которая в наше время больше известна как Центральный дом шахматистов. В 2015-2016 годах в особняке были проведены реставрационные работы. Восстановлены исторические виды парадного вестибюля, холла второго этажа, Большого парадного, Чигоринского и Портретного залов, кабинета руководителя. Воссозданы первоначальные цвета интерьеров и элементы декора. Раскрыты исторические ниши и дверные проемы, более поздние — заложены. Усадьба стала победителем конкурса "Московская реставрация-2016" в номинации "Лучший проект реставрации/приспособления".

И вот 11 мая в рамках проекта Департамента культурного наследия города Москвы по проведению мероприятий на объектах культурного наследия состоялась экскурсия для архитекторов, художников-реставраторов и экскурсоводов по городской усадьбе Е.И.Васильчиковой - С.А.Оболенского - Н.Ф. фон Мекк, расположенной на Гоголевском бульваре, 14. Одним из участников этой экскурсии стал я. Итогом моего знакомства с особняком стал эксклюзивный фотоотчет, который вы найдете ниже.

Хотели бы вы поиграть в шахматы в интерьерах главного дома?

2. Гоголевский бульвар.

Экскурсию по усадьбе провела Ирина Владимировна Краусова, известный московский экскурсовод. Ирина Владимировна поведала посетителям об уникальной истории особняка и его владельцах за более чем двести лет.

3.

Российская шахматная федерация как преемник Шахматной федерации СССР начала функционировать с 15 февраля 1992 года.
4.

5. Парадный вестибюль.


1977 год. Архив ЦНРПМ. Автор фото: С. Гаврилов.

6. Парадная лестница.

В марте 1822 года имение полковницы А.Ф. Турчаниновой на углу Гоголевского (тогда - Пречистенского) бульвара и Колымажного переулка купила представительница старомосковского дворянского рода Екатерина Ивановна Васильчикова. Она построила вдоль линии бульвара два особняка - в русском и классическом стиле.

7. Кариатиды над парадной лестницой.

8. Большой зал.


1977 год. Архив ЦНРПМ. Автор фото: С. Гаврилов.Южная стена большого зала на 2-м этаже. Паркет был утрачен в конце 1970-х годов и воссоздан по старым чертежам и фото в 2015 году.

9. Плафон Большого зала.

От Васильчиковых усадьба переходит к графине Екатерине Александровне Зубовой, чей муж, Валерьян Николаевич, был правнуком великого полководца А.В.Суворова. Позже владельцем особняка стал родственник Зубовых, Сергей Александрович Оболенский-Нелединский-Мелецкий.

10. Плафон Большого зала.

11. Мавританская комната.

12. Мавританская комната.

Именно при Зубовых-Оболенских усадебный комплекс приобрел свой современный вид. Два здания были соединены воедино, а между ними выстроили помещение с большим залом, хорами и чередой гостиных.

13. Анфилада.

14. Камин в Красном кабинете.

15. Красный кабинет.

В 1865 году особняк приобрел влиятельный купец Александр Владимирович Алексеев, который сильно перестроил усадьбу, но и на этом ее изменения не завершились.

16. Красный кабинет.

17. Шкаф в приемной.

18. Деталь шкафа в приемной.

19. Шахматы в Красном кабинете.

В 1895 года владельцами усадьбы становятся супруги Фальц-Фейны. Они за неполных три года перестраивают деревянные сени со двора в каменные, проводит в особняке современную вентиляцию, водяное отопление и электрическое освещение.

20. Детали оформления интерьеров Красного кабинета.


1977 год. Архив ЦНРПМ. Автор фото: С. Гаврилов. Большой зал.

21. Лепнина потолков Красного кабинета.

22. Приемная.

Но в 1898 году хозяйка неожиданно умирает, и неутешный вдовец продает особняк Любови Ивановне Зиминой, бывшая замужем за оперным певцом Н.Г.Капитоновым.

23. Приемная.

24. Люстра в приемной.

25. Камин в Приемной.

Супруги совмещали увлеченность музыкой с редким в то время хобби, а именно - со страстью к автомобилям. У них было четыре автомобиля - три легковых и один грузовой, которые стояли в гараже на территории усадебного комплекса.

26. Потолок в Приемной.

27. Малый зал.

28. В Малом зале экспозиция полностью пронизана шахматами.

31. Потолок в Аванзале.

Любовь Ивановна Зимина владела домом вплоть до революции, а после национализации жила там в небольшой выделенной для нее квартире.

32. Портретная галерея.

33. Анатолий Евгеньевич Карпов.

34. Старые книги про шахматы.

35. Бюст Карпова.

36. Справочник шахматиста.

37. Шахматы из коллекции Карпова.

38. Марки и значки из коллекции А.Е. Карпова.

В советское время здание также сменило несколько владельцев. С 1923 года здесь находился Верховный суд РСФСР. В конце 1930-х годов особняк стал жилым домом для политических эмигрантов. После 1945 года в здании располагалась строительная организация. С 1956 года усадьба с богатой историей стала Центральным шахматным клубом СССР.

39.

43. Знак Мальтийского ордена, подарок потомков русских эмигрантов в 1981 году. Из коллекции А.Е. Карпова.

44. Значки чемпионов СССР.

45. Значки за заслуги в игре в шахматы.

В 2015-2016 годах были проведены реставрационные работы в особняке. Восстановлены исторические виды парадного вестибюля, холла второго этажа, Большого парадного, Чигоринского и Портретного залов, кабинета руководителя. Воссозданы первоначальные цвета интерьеров и элементы декора.

46. Шахматы "Петровская эпоха". Из коллекции А.Е. Карпова.


1949 год.

Раскрыты исторические ниши и дверные проемы, более поздние — заложены. Усадьба стала победителем конкурса "Московская реставрация-2016" в номинации "Лучший проект реставрации/приспособления".

50.

Сегодня в отреставрированной усадьбе на Гоголевском бульваре располагается Российская шахматная федерация и Центральный дом шахматиста имени М.М. Ботвинника. Многие отметили, с каким большим вкусом и вниманием к деталям воссоздана обстановка в усадьбе. Это является заслугой Российской шахматной федерации, руководство которой бережно относится к особняку и его длинной истории.

Экскурсии по усадьбам на сайте

 

Возможно, будет полезно почитать: