Ребенок не произносит букву л. Как научить ребенка выговаривать звук "л" в домашних условиях. Произношение «Л» и возраст ребёнка

Говорить – умение, важность которого сложно переоценить. Люди общаются друг с другом автоматически и даже не задумываются над тем, какие речевые механизмы задействованы в процессе. Звуков, произносимых нами, очень много, однако проговаривание некоторых из них вызывает определенные сложности.

Обычно к 4-5 годам ребенок уже может выговаривать практически все звуки. К сожалению, ряд букв осваивается гораздо сложнее остальных. Нередко проблемы возникают с произношением звука Л. Малыши запинаются, коверкают слова и «сюсюкают». И если в детском саду это вызывает умиление, то в школе неумение произносить все звуки правильно, может стать серьезной проблемой. Как научить ребенка говорить букву Л? Выясняется, существует ряд эффективных методик, способных устранить такой дефект речи в домашних условиях.

Прежде чем перейти к упражнениям на букву Л, взрослым необходимо усвоить ряд несложных правил, которые сделают занятия легкими, а времяпровождение с ребенком – приятным:

  • Говорите на равных. Не пытайтесь облегчить занятия «сюсюканьем», так вы сделаете только хуже. Проговаривайте все слова правильно – это крайне важное условие.
  • Отвечайте на вопросы. Если ребенку что-то не понятно, остановитесь и объясните подробнее. Так малыш почувствует сильную поддержку, а вы завоюете его полное доверие.
  • Превратите занятия в игру. Дети хорошо усваивают информацию в процессе игры. Важно, чтобы упражнения вызывали у малыша положительный эмоциональный отклик. Придумывайте сказки и устраивайте необычные приключения. В таких условиях ребенок начнет выговаривать звук Л рефлекторно.
  • Упражнения не должны быть наказанием. Таким образом вы отобьете у чада желание не только учиться, а и вовсе общаться со взрослыми.
  • Соблюдайте регулярность. Проводите занятия систематически, в комфортное для вас и ребенка время. Идеальный вариант – упражнения по 5-10 минут 3-4 раза в день.

Речевая гимнастика

Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие органов речи и слуха. Регулярные тренировки такого плана помогут научиться правильно и четко выговаривать любые звуки, в том числе и «Л»:

  • «Активное знакомство». Познакомьте малыша со всеми органами, которые задействованы при разговоре: губы, язык, щеки, небо. Попросите ребенка сесть перед зеркалом и внимательно посмотреть, что и где находится, как может двигаться. В процессе малыш незаметно проведет разминку органов ротовой полости, разогреет и подготовит их к занятиям.
  • Правильное дыхание. Большая часть букв проговаривается на выдохе. А чтобы произношение было чистым и четким, необходимо контролировать количество воздуха. Любимыми упражнениями на дыхание для ребенка могут стать выдувание мыльных пузырей или воздушных шариков, пускание бумажных корабликов или задувание свечей.
  • Улыбка. Важно помнить, что звук Л нужно выговаривать с широкой улыбкой. Предложите ребенку улыбнуться закрытом ртом от уха до уха и продержать гримасу 10 секунд.

Ряд проведенных научных исследований доказал, что мелкая моторика рук напрямую влияет на формирование детской речи. Если вы хотите, чтобы ребенок красиво говорил звуки, а речь была поставлена правильно, покупайте ему небольшие игрушки и пластилин.

Прежде чем начинать упражнения на проговаривание звука «Л», следует показать малышу правильное положение артикуляционных органов:

  • Кончик языка находится в основании верхних зубов или альвеол, он также может упираться в пространство между челюстями.
  • Выдыхаемый воздух должен проходить по боковым сторонам языка.
  • Боковые части языка не касаются щек и жевательных зубов.
  • Корень языка находится в приподнятом положении, голосовые связки напряжены и вибрируют.
  • Мягкое небо прикрывает доступ к полости носа.

Обычно у ребенка не возникает особых сложностей с освоением механизма проговаривания звука Л, поэтому видимый результат наблюдается уже спустя несколько занятий.

Упражнения для звука Л в домашних условиях

Классические упражнения:

  • Лошадка на улице. Изображаем широкую улыбку, показываем зубы, приоткрыв рот. Воспроизводим языком цоканье копыт. Начинать нужно медленно, а со временем постепенно наращивать темп.
  • Лошадка – шпион. Усложненный вариант первого упражнения. Действия те же, но издавать характерное цоканье нельзя. Важно! Подвижная челюсть должна быть зафиксированной, работает только язык.
  • Перо. Подготовьте легкое перышко перед началом занятий. Попросите малыша улыбнуться, слегка приоткрыть рот, аккуратно прикусить кончик языка. Теперь ему нужно выдохнуть так, чтобы образовалось два воздушных потока. Силу и направление дыхания проверьте с помощью пера.
  • Сладости. Малышу следует приоткрыть рот, улыбнуться и показать зубки. Плоский кончик языка нужно положить на нижнюю губу и оставить в таком состоянии на 10 секунд. Пока ребенок выполняет первое задание, возьмите его любимую сладость и намажьте ею его верхнюю губу. Попросите малыша слизать лакомство широким языком с помощью движения «вверх-вниз» (а не из бока в бок). В последующие разы использовать сладости не обязательно.
  • Пароход. Малышу следует проимитировать звук парохода в домашних условиях. Для этого нужно произносить букву «Ы» со слегка приоткрытыми губами. Чтобы упражнение было эффективным, следите за положением языка: кончик опущен, корень приподнимается к небу.
  • Расческа. Звук Л поставить с помощью этого упражнения очень просто. Попросите малыша неплотно сомкнуть зубы и попытаться протолкнуть между ними язык, как бы расчесывая его.
  • Качели. Ребенку нужно покачать языком из стороны в сторону, упирая его в щеки.

Когда тренировки начнут приносить первые результаты, нужно начинать отрабатывать произношение твердого и мягкого звука Л у ребенка. Для этого вместе с ним проговаривайте слова с нужной буквой:

  • в начале слова: лава, ладушки, лампа, лодка, лыжи;
  • в середине слова: голова, золото, потолок, валун, улыбка;
  • в стечении согласных: облако, глаза, глобус, пазлы, клубника;
  • в конце слова: футбол, канал, сокол, пепел, металл.

Думаете, как еще можно научить ребенка говорить Л? Почаще пойте вместе с ним незаурядные песенки на «ла-ло-лу» и читайте стихи, в которых часто встречается необходимая буква (например, «Люлю-бай» из сборника стихов «От Ась до Язь» Т. Маршаловой). Другой интересный вариант – развивающие тренажеры от BrainApps. Игры на мышление, внимание и память позволят ребенку в игровой форме получать новые знания и повышать уровень интеллекта. Совместив речевую гимнастику, домашние упражнения и тренажеры от BrainApps, звук Л начнет выговариваться у ребенка правильно очень быстро.

Когда обращаться к логопеду?

К 4 годам звук Л легко дается ребенку, он начинает правильно произносить слова с этой буквой. Однако, по ряду причин, малыши могут коверкать слова:

  • забывать, пропускать или не слышать «Л» (вместо «ложка» говорит «ожка»);
  • менять «Л» на «У» или «В» («лампа» — «уампа», «Лариса» — «Вариса»);
  • вместо «Л» говорить «Й» («колобок» — «койобок»);
  • путать мягкую и твердую «Л».

Эти ошибки обычно устраняются сами по себе или спустя несколько занятий дома. В случаях, когда у ребенка дефект речи сопровождается наличием неправильного прикуса или неврологического заболевания, следует обратиться к специалисту. Опытный логопед назначит эффективную программу занятий и поможет малышу произносить слова верно.

В этой стать речь пойдёт о том, как научить малыша выговаривать букву л. Всё не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Проблема может заключаться в том, что малыш просто не понимает, какую артикуляционную позу должен принять . Он может начать капризничать и с криками "Я не выговариваю букву л!" просто сбежать от вас в другую комнату.

Не нужно критиковать и указывать на недостатки речи вашего малыша. Найдите приятные стороны, доступным языком для него укажите на последствия такого произношения. Детки с радостью воспримут такой подход и быстро научаться правильно говорить.

Для начала вам нужно разобраться в том, какие конкретно ошибки делает малыш и что за причины стоят за такими промахами:

Логопедические игры на постановку звука л

Такие игры не только способствуют правильному произношению звуков, но тренируют память и мышление , что очень важно в становлении будущего члена общества.

Как научиться выговаривать букву л ребёнку старшего возраста?

Когда неправильное произношение уже сформировано , дела обстоят куда хуже. Вам непросто нужно переучить малыша, нужно ещё довольно длительное время следить за тем, чтобы ребёнок не путал правильное и неправильное произношение звука л.

Но причиной неправильного звукопроизношения может стать не только невнимательность родителей или лень ребёнка, но и серьёзные проблемы речевого аппарата. Так что перед тем как самостоятельно учить говорить букву л, необходимо показать малыша ряду специалистов. К ним относятся:

  • детский психолог;
  • логопед;
  • педиатр.

Если же специалисты не выявили проблем, то причиной неправильного произношения звуков является педагогическая запущенность . Как научить ребёнка выговаривать букву л? Над этим стоит работать и не пускать всё на самотёк. Малыш должен почувствовать вашу поддержку. Вы должны дать ребёнку уверенность в том, что вы рядом и поможете любую минуту. Вместе с тем регулярные занятия с чадом принесут море удовольствия как вам, так и ребёнку. Дети быстрее научатся именно со счастливыми и заботливыми родителями.

Неотъемлемой частью процесса постановки звуков является дыхательная гимнастика. Не стоит пренебрегать этими простыми, но эффективными упражнениями. Вы можете придумать абсолютно любую фантастическую историю или создать игровую обстановку чтобы ребёнку было интереснее выполнять дыхательные упражнения. С их помощью малыш учится контролировать струю воздуха,учится правильной артикуляции языка и губ. Играя, можно и нужно учить, стоит только набраться терпения, и за работу!

Часто в наши дни можно услышать нарушенное произношение звука Л. Это нарушение называют лабмдацизмом. Так, вместо слова «лопата», говорят, к примеру, «увапата», «ропата» и так далее. Если так разговаривает малыш, которому три года, то этом может даже иногда умилять. Однако если так разговаривает взрослый человек, это скорее вызовет насмешку. Чтобы такого не допустить, необходимо своевременно проконсультироваться с логопедом. И это необходимо сделать как можно раньше.

Логопеды иногда считают, что исправить неправильное произношение звука Л можно в младшем школьном или старшем дошкольном возрасте. Поверьте, такие специалисты не правы. Ведь насколько правильно говорит ребенок, зависит его овладение чтением, письмом и звукобуквенным анализом слов. Да и вообще становление ребенка, как успешного человека. А если эта проблема все еще не вылечена у взрослых людей, тогда вам стоит начать действовать, а начало можно положить при помощи наших советов и рекомендаций.

Каким должно быть положение органов артикуляции для правильного произношения звука Л?

  • Голосовые связки вибрируют.
  • Мягкое небо должно находиться так, чтобы оно закрывало проход в полость носа.
  • Корень языка поднят.
  • Боковые края языка не должны примыкать к верхним коренным зубам для того, чтобы остались проходы для воздуха, который вы выдыхаете.
  • Напряженный кончик языка должен упираться в десна или в верхние зубы.
  • Нижние и верхние зубы должны быть на не очень большом расстоянии друг от друга.
  • Положение губ должно изменяться и зависеть от гласных звуков, которые идут после звука Л.

Наиболее распространенные ошибки при произношении звука Л

  • Форсированный выдох, в результате чего можно услышать звук, который напоминает звук Н (воздух идет через нос) или звук Ф (при участии щек).
  • Замена Л на Р, к примеру, «рыжи» , а не «лыжи».
  • Неправильная позиция губ, слышится звукосочетание «ува», к примеру, «пашува», а не «пошла».
  • Язык находится в глубине рта, слышится звук Ы, к примеру, «ыожка», а не «ложка».

Готовим речевой аппарат к произношению звука Л

  1. 1. Чтобы выполнить упражнение под названием “Улыбочка” необходимо сделать такие действия: улыбнуться, чтобы губы растянулись, а затем вернуться в исходное состояние.
  2. 2. “Трубочка” можно сделать двумя методами. Первый – сомкните зубы, губы вытяните вперед и преобразуйте их в квадрат. Второй – сымитируйте произношения звука У (только без голоса).
  3. 3. “Иголочка” : улыбнитесь и высуньте изо рта острый язык.
  4. 4. “Накажем непослушный язычок” : На нижней губе расположите широкий язык. Можете сделать маленькую ложбинку. Важно, чтобы язык был не очень напряжен.
  5. 5. “Индюк” : приоткройте рот, язык расположите на верхней губе, а потом сделайте им поглаживающие движения сверху вниз. Можете добавить звукосочетание «бл-бл-бл».
  6. 6. «Скачем на лошадке» : улыбнитесь, язик поднимите вверх к альвеолам и “присоситесь”. Потом пощолкайте им, имитируя «цоканье копыт».
  7. 7. «Покатаемся на качелях» : улыбнитесь. Вначале за нижние зубы опустите острый кончик языка, а потом поднимите за верхние.

Несколько способов постановки звука Л

Первый способ. Широко откройте рот. Сделайте так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Потом между зубами высуньте широкий язык, произнесите звук А и сразу прижмите его зубами. В результате у вас получиться сочетание звуков А и Л. Как только у вас в таком положении получиться произносить звук Л, переместите язык в правильное положение - он должен быть поднят вверх и упираться в десны или зубы.

У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Самое распространенное среди них нарушение произношения звуков , которое нельзя считать безобидным дефектом, ведь оно может привести к негативным последствиям для развития ребенка: затруднения при обучении чтению и письму (это называется дислексией и дисграфией), а в дальнейшем и к снижению успеваемости по русскому языку. Ребенка, неправильно выговаривающего звуки, часто передразнивают, что создает дополнительные психологические проблемы.

Первый шаг в предупреждении таких проблем в школе - это обращение к логопеду, который исправит речевые недостатки ребенка. Но, бывает, что родители очень заняты или они испытывают материальные затруднения, ведь логопедическая помощь стоит недешево.

Наша задача - помочь родителям, не имеющим педагогического образования, в формировании правильного произношения звуков, но при условии, что у вашего ребенка нет отклонений в строении речевых органов (неправильный прикус, короткая уздечка языка, отсутствие передних зубов, высокое твердое небо) и нет тяжелых речевых нарушений (алалия, дизартрия, заикание и др.).

Звук [Л ] очень сложен для постановки и автоматизации в домашних условиях. От родителей потребуется масса терпения. Порой будет казаться,

что все усилия напрасны, и у вас ничего не получится. Главное, - не сорваться и методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут . Занятия обязательно проводятся в форме игры, соревнования. Чтобы поставить и автоматизировать этот трудный звук в прямых и обратных слогах понадобится примерно месяц, а может и больше.

«Вампа» вместо «лампа», «ёшка», а не ложка), «ук», а как хочется услышать «лук». Это далеко не полный перечень замен и пропусков, которые допускают в своей речи малыши.

1. Искажение илипропуск звука [Л] называют«ламбдацизм» .

Вот самые распространённые:

Звук[Л] в словах вообще опускаются: «апата» (лопата), «ужа» (лужа);

Межзубный ламбдацизм: при произнесении звука [Л] в словах кончик языка прокладывается между зубами.

Двугубный (губно-губной) ламбдацизм: вместо звука [Л] слышится звук, близкий к звуку [у]: «уапа» (лапа), «уапата» (лапата).

Носовой ламбдацизм: корень языка смыкается с мягким небом, и выдыхаемая струя воздуха проходит через нос. Слышны носовые звуки [нг]: «нгуна» (луна), «нгама» (лама). Этот вид ламбдацизма встречается при ринолалии (врождённом или приобретённом расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть»).

2. Замена звука [Л] на другие звуки, - это параламбдацизм:

Звук [Л] в словах заменяется звуком [В]: «вук» (лук), «гов» (гол);

Звук [Л] в словах заменяется звуком [Г]: «гапата» (лопата), «пагы» (полы), «стог» (стол), «дегага» (делала) и т.д.;

Звук [Л] заменяется в произношении звуком [Д]: «дошадь» (лошадь), «мадыш» (малыш), «гадава» (голова) и т.д.;

Звук [Л] заменяется звуком [j]: «ёшка» (ложка), «юя» (юла), «ёдка» (лодка);

Звук [Л] в словах заменяется мягким звуком [Л"]: «люк» (лук), «ляпата» (лопата), «деля» (дела), «дятель» (дятел) и т.д.

3. Артикуляционные упражнения, предваряющие постановку звука [Л].

Для постановки звука необходима длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата. Выработке нужных движений губ, языка. Работа начинается с ознакомления ребенка с органами артикуляции: - губы, верхняя и нижняя; за губами зубы, верхние и нижние; за верхними зубами - бугорок; за бугорком начинается твердое нёбо, которое переходит в мягкое нёбо и заканчивается нёбной занавеской с маленьким язычком;

Вот язык, у него подвижный кончик; спинка языка тоже может подниматься и опускаться. Под языком подъязычная связка (уздечка) и т.п.

В наших щеках, губах, языке есть мышцы, которые необходимо тренировать. И поможет нам специальная гимнастика - артикуляционная.

При всех видах ламбдацизма вначале следует выучить несколько артикуляционных упражнений, которые необходимо выполнять ежедневно перед зеркалом под счет (от 1 до 5), в течение 6 -10 минут два раза в день:

1. «Улыбка» - удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.

2. «Трубочка» - вытянуть сомкнутые губы вперед.

3. «Накажем непослушный язычок» - язык на нижней губе и, пошлёпывая его губами, произносить: «Па-па-па».

4. «Почистим верхние зубы» (с внутренней стороны) - широким языком из стороны в сторону у верхних альвеол (бугорков).

5. «Парус» - кончик широкого языка упирается в передние верхние резцы. По форме язык напоминает провисший гамак. Упражнение статическое, его надо выполнять под счёт: чем дольше язык удерживается, тем лучше.

6. «Кошка лакает молоко» - широкий язык движением сверху вниз облизывает верхнюю губу.

7. «Индюк болтун» - движения языка, как в предыдущем упражнении, только темп быстрый. Движения языка сопровождаются звуками, характерными для рассерженного индюка, что-то вроде: «бл-бл-бл-…».

8. «Качели» - приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз - два» кончик языка упирается сначала в верхние, а потом в нижние резцы (с внутренней стороны).

ØЕсли язык упорно не хочет подниматься вверх и удерживаться за верхними зубами, пригодится испытанное упражнение:

«Лошадка» - пощёлкать широким кончиком языка на нёбе за верхними передними резцами. Обязательное условие: рот приоткрыт, но нижняя челюсть абсолютно неподвижна!

ØДля надёжной фиксации языка в «верхнем» положении (на нёбе), выполните упражнение:

«Грибок»: язык верхней поверхностью присасывается к нёбу, подъязычная уздечка при этом натягивается.

ØВышеперечисленные упражнения необходимо выполнять 2-4 недели. Главным требованием является выработка умения:

Удерживать нужную артикуляционную позу правильно в течение 5 сек.;

Точно выполнять движения;

Следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений.

4. Способы постановки звука [Л]

Если звук вообще отсутствуют в речи ребёнка, то его проще всего поставить. В этом случае не придется убирать ложный стереотип звукопроизношения.

1. По подражанию: Покажите ребенку правильную артикуляцию звука [Л]:

Губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы разомкнуты (расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец);

Широкий кончик языка поднят и прижат к альвеолам (к бугоркам над верхними передними зубами);

Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка, в щёки (если дотронуться ладонями до щёк, можно ощутить их вибрацию).

Произносите звук [Л] и попросите ребенка повторить. Звук [Л] возникает в момент отрыва языка от альвеол.

2. Постановка от межзубного звука (нельзя проводить с ребёнком, у которо-го есть межзубный ламбдацизм):

ØЭтот способ постановки звука [Л] могут взять на вооружение с различными видами ламбдацизма и параламбдацизма.

Расскажите ребёнку сказку «Как маленький пароходик научился гудеть»

Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л», он гудел что-то невнятное и тихое. Маленький пароходик решил научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У! О! Нет, не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Услышав голос маленького пароходика, большие пароходы начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л!», «Л!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно.

Ребенок прикусывает кончик язычка и протяжно произносят звук [Ы]. При этом должен прозвучать звук [Л]. Хотя, возможно, и не с первого раза. После того, как изолированно звук [Л] будет получаться, присоедините его к гласным: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. На первых порах кончик языка ещё придётся прикусывать. Если в прямом слоге сделать это будет затруднительно, попробуйте обратные слоги: АЛ, УЛ, ОЛ, ИЛ, ЭЛ, ЫЛ.

3. Постановка звука [Л] при двугубном (губно-губном) ламбдацизме

Очень часто правильному произношению звука [Л] мешают губы, которые вытягиваются трубочкой, а то и вовсе заворачиваются за губы, отчего звук приобретает оттенок лягушачьего кваканья: вопата (лопата), сават (салат). Необходимо нейтрализовать губы. С первого раза это вряд ли удастся. Укоренившаяся привычка (чаще следствие крепкой дружбы с соской), будет давать о себе знать очень долго.

Помогут артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Заборчик»:

губы утрированно растягиваются в улыбке, обнажая передние зубы (зубы при этом сжаты). Удерживать это положение под счёт как можно дольше.

Какое-то время взрослому даже придётся придерживать губы ребёнка, растягивая их в улыбку, с помощью большого и указательного пальцев. Только такими «насильственными» мерами удастся удержать «непослуш-ные» губы.

1. Постановка звука [Л] от правильного [Л"] (мягкого звука Ль)

Возможно, сразу твёрдый звук [Л] не получится. Придётся довольствоваться его мягким вариантом: [Л´]. Смягчение на первом этапе постановки вполне допустимо. Оно возникает из-за излишнего напряжения в мышцах губ. Со временем это пройдёт. Если же процесс затянется, надо пойти на маленькую хитрость. Произнося слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, малыш должен будет дотрагиваться широким кончиком языка до верхней губы.

Не совсем эстетично, зато твёрдое звучание звука [Л] гарантировано. Но и закреплять эту привычку не стоит. Постепенно пусть «прячет» язык за верхние зубки.

Избавиться от излишнего напряжения и лабиализации губ поможет расслабляющий массаж круговых мышц рта, и лёгкое поколачивание их

подушечками пальцев.

ØА ещё такие упражнения: «Лошадка фыркает» - с силой подуть на расслабленные губы, имитируя фырканье лошади.

«Рыбка» - пошлёпать расслабленными губами друг о друга, как это делает рыбка в аквариуме.

«Устали» - с силой подуть на расслабленные и приоткрытые губки.

5. Автоматизация звуков [Л] в речи ребёнка

Итак, месяц прошел в трудах. Если твёрдый звук [Л] пока не получается,закрепите мягкий [Л"] сначала в слогах: ЛЯ - ЛЮ - ЛЁ - ЛЕ - ЛИ; затем в словах с этими же слогами:

ЛЯ: Ляля, лямка, тополя, земля, поля, Валя, Толя, Коля;

ЛЮ: люди, люстра, люпин, лютик, лютый, Люда, Люся;

ЛЁ: лёд, лён, лёгкий, лётчик, полёт, лёжа, Лёля, Лёва, Лёша;

ЛЕ: лес, лев, лебедь, леска, лещ, лень, лето, лейка, лента, лепет;

ЛИ: лист, липа, линия, лилия, лимон, лиса, линь, ливень, лилипут, Лида.

Неплохо бы закрепить и в чистоговорках:

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ - зеленеют поля. ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ - лежали листья на земле.

ЛИ-ЛИ-ЛИ - лещи плескались на мели. ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ - летний дождик я люблю.

И что-нибудь ещё в этом же духе. Сочинять чистоговорки можно вместе с малышом. Очень увлекательное занятие!

Потешки и скороговорки тоже пригодятся:

Ой, люли, люли, люли, Спят на ветках гули…

Детки в люльках видят сны. Все давно уснули!

В прямых слогах звук [Л´] уже получаются, тогда самое время перейти к обратным слогам и к сочетаниям с другими согласными:

АЛЬ - ОЛЬ - УЛЬ - ЫЛЬ - ЕЛЬ - ЮЛЬ - ЯЛЬ (паяльник, тополь, бульк, пыль, тюль, тюльпан, моль, полька, стульчик и т.д.);

СЛЕ - СЛЮ - СЛЯ - СЛЁ - СЛИ (след, слюда, слякоть, слёзы, слива…).

И другие звукосочетания и слова, только ссогласными: П, Ф, Г, К (плюс, плескать, плётка, флюс, плис, плиссе, глиссе, глюкоза, клюква…)

ØПроговорите с малышом сначала слоги и слова, а затем, - чистоговорки с этими звукосочетаниями. Сядьте к зеркалу и не забудьте контролиро-вать положение языка (его кончик упирается в верхние резцы!).

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ - мы купили соль. УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ - мы повесим тюль.

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ - на улице метель. ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ - на листьях пыль.

Твёрдый звук [Л] придётся отрабатывать более продолжительное время. Не ленитесь по несколько раз повторять один и тот же слог, одно и то же слово. С ходу добиться правильного звучания вряд ли удастся!

Начните с прямых слогов: ЛА - ЛУ - ЛО - ЛЭ - ЛЫ и слов с ними:

ЛА: лак, лапа, лавка, ладонь, ласка, ладушки, лама, лампа, лай;

ЛУ: лук, лупа, луна, лужа, луч, лужок, лужайка, Луша;

ЛО: лоб, лось, лом, лодка, ложка, локон, локоть, ловко;

ЛЫ: лыко, лыжи, лысина, лычко, столы, полы, голы и т.д.

Продолжайте рифмовать слова в чистоговорки:

ЛА-ЛА-ЛА - наша Леночка мала. ЛУ-ЛУ-ЛУ - любит Лена похвалу.

ЛО-ЛО-ЛО - Лене в валенках тепло. ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ - Лене валенки малы.

Из потешек выберите такие:

Сова-совушка, сова, Сели птахи на шесток.

Большая голова. А котята - в уголок.

На колу сидела, Сели-посидели,

На луну глядела, Песенку запели.

Глазами блестела. Услыхали ложки, -

Глазоньки хлоп-хлоп, Вытянули ножки.

Лапочки топ-топ. Услыхали калачи, -

И - полетела! Поскакали все с печи!

Наши руки были в мыле. Луна лучится, как латунь,

Мы посуду сами мыли. Лягушкой лакомится лунь.

Мы посуду мыли сами, Летит весёлая пчела,

Помогали нашей маме. Легла на лес ночная мгла.

(В. Лифшиц) (В. Лунин)

Продолжим работу над звуком [Л] в обратных слогах и словах с ними:

АЛ - ОЛ - УЛ - ЫЛ - ЕЛ - ЮЛ - ЯЛ - ЁЛ - ИЛ (мал, стал, стол, мол, кол, стул, мул, был, сел, ел, мял, шёл, нашёл, пилил, ходил и т.д.)

ПЛА - КЛА - ВЛА - СЛА - ШЛА - ФЛА - БЛА - ГЛА и другие звукосочетания с гласными: У, О, Ы (плакал, плавал, Клава, клавиши, ушла, флаги, глаза и т.д.).

Если в слогах и словах твёрдый звук Л будет получаться хорошо, переходите к фразам и чистоговоркам:

АЛ-АЛ-АЛ - наш малыш ещё мал. ОЛ-ОЛ-ОЛ - моль села на стол.

УЛ-УЛ-УЛ - мы сломали стул. ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ - Павел полы мыл.

На первом этапе автоматизации звука [Л] ребенок повторяет за вами слоги, слова и фразы, а на заключительном - должен сам припоминать слова с этими звуками, вы лишь даёте задания:

Вспомни названия птиц (зверей, цветов, деревьев и т. д.) со звуком [Л].

Назови продукты питания со звуком [Л].

Перечисли вещи со звуком [Л].

Выучите и отгадайте с ребёнком, загадки:

Что за зверь зимой холодной Колкую, зелёную, зимой в лесу найдём.

Ходит по лесу голодный? (Волк) Колкую, зелёную в гости позовём. (Ёлка)

В сосне дупло, в дупле тепло. Этот комок с яблони - скок!

А кто в дупле живёт в тепле? (Белка) Упал, покатился, в листья забился. (Яблоко)

В завершение работы над звуком [Л] используйте скороговорки и тексты , насыщенные этими звуками:

Толкал лапой Полкан палку. Мама Милу мыла с мылом.

Полкан палку толкал лапой. Мила мыло не любила.

У елки иголки колки. В зимний холод всякий молод.

Иголки колки у елки. Всякий молод в зимний холод.

Кот молоко лакал, Котик ниток клубок укатил в уголок.

А Витя булку в молоко макал. Укатил в уголок котик ниток клубок.

Любая детская книжка содержит разнообразный речевой материал и поможет в автоматизации звука [Л].

Как вы, наверное, заметили, в речевом материале почти не было слов со звуками [Р´], [Р]. Это не случайно. Не стоит перегружать речь ребёнка этими трудными звуками (возможно, в его речи их и вообще ещё нет!). Работу над ними отложим на более поздние сроки.

Если после продолжительного времени работы результата нет, то при необходимости обратитесь за помощью к логопеду. И не медлите! При всех родительских талантах, помощь специалиста не помешает.

Учитель-логопед Пергунова М.Ю.

Список использованной литературы:

1. Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Глазунова Е. Н., Залмаева Р.Я. Сам себе логопед. - СПб.: ИД «Светлячок», 2001.

3. Епифанова О.В. Разработка занятий с детьми дошкольного возраста.- Волгоград, 2004.

4. Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. - М.: Айрис-пресс, 2008.

5. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. - М.: Айрис-пресс, 2007.

Как научить ребенка говорить буквы не "проглатывая" и правильно выговаривать буквы Р и Л? Если вашему ребенку сложно выговаривать Р или Л,то специальный комплекс упражнений для укрепления мышц языка ,занятия для правильного произношения букв в слогах и слогах ,а также - полезные детские скороговорки для улучшения дикции помогут решить эту проблему.

Одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются родители дошкольника - как научить ребенка выговаривать буквы правильно . Обычно деткам очень долго не удается правильно выговаривать "заковыристые" буквы Р и Л . И в этой статье мы пошагово научим вас проводить занятия с малышом для улучшения дикции и правильного произношения букв. После того,как вы внимательно ознакомитесь с методами,которые помогут вам научить ребенка выговаривать букву р и л, помощь детского логопеда ребенку может вовсе не понадобится.

"Сложная" буква Р для большинства детишек остается неподдающейся в освоении дольше всех остальных букв . Как правило, проблемы с правильным произношением буквы Р появляются в то время, когда речь малыша только начинает развиваться , на этапе базового становления. Нельзя упускать это время и откладывать обучение правильному произношению букв в долгий ящик,чтобы у ребенка формировались навыки выражать свои мысли хорошо поставленной речью и чтобы не закрепилась картавость.

Обучая малыша правильно выговаривать буквы Р и Л , важно правильно организовать занятия: Нельзя переутомлять ребенка, занимайтесь с ним не более 15 минут ежедневно;
Обучение навыкам правильного произношения букв должно быть организовано в игровой форме ;
Тональность в процессе обучения малыша не должна быть навязчивой и обязательно должна быть доброжелательной.

Итак, с помощью приведенных ниже 6 шагов вы сможете научить своего ребенка правильно выговаривать букву р:

ШАГ ПЕРВЫЙ

Подготовка к занятиям: массаж лица

Перед тем, как научить ребенка говорить буквы правильно ,сделаем ему массаж, разогревающий мышцы лица. Малыш стоит к вам лицом,его глаза находятся прямо напротив ваших.
Делаем
массаж и озвучиваем все действия: Медленно и нежно поглаживайте теплыми подушечками пальцев надбровную область лба малыша и при этом приговаривайте: « Вот как сильно мы любим себя, вот как трепетно голубим себя... » Затем начинаем аккуратно массировать крылья носа и движемся пальцами в направлении гайморовых пазух, при этом приговариваем: «Ой какой у нас славный носик, вот какой у нас симпатичный курносик...» После этого массирующими движениями разглаживайте кожу малыша вокруг скул,губ,щечек и до ушей,а затем - в обратную сторону. Приговаривайте при этом: «Губки,наши губки,расплывайтесь-ка в улыбке! Рот наш роток, он совсем не молчунок! Ушки наши ушки, вы всегда на макушке!»

ШАГ ВТОРОЙ

Разминочные упражнения

Разогревающий для мышц лица массаж мы уже сделали малышу. Приступаем к первым упражнениям .

Ребенок по прежнему находится к вам лицом,осанка прямая и его глаза - на уровне ваших.

Эти упражнения помогут хорошенько укрепить мышцы языка малыша и будут способствовать развитию принудительной вибрации самого кончика языка.

Попросите малыша попеременно доставать кончиком языка то нижние зубки , то верхние (30-40 раз).

Затем малыш резко шлепает языком по области нёба,где расположен верхний ряд зубов , одновременно произнося букву Д. Обязательно демонстрируйте все действия,чтобы малыш точно выполнял упражнения .

Далее. Попросите малыша немного высунуть язык, губы при этом сомкнуты. Ребенок сильно выталкивает изо рта воздух, при этом по инерции кончик язычка должен вибрировать. В последующих упражнениях малыш будет самостоятельно учиться воспроизводить этот звук без выталкивания воздуха изо рта.

ШАГ ТРЕТИЙ

Основные упражнения для улучшения подвижности языка и закрепления навыков правильно выговаривать букву р

* А теперь привнесем в обучение больше элементов игры . Попросите ребенка показать свой язычок - пусть он его немного расслабит и поболтает им с выходящим звуком между зубов, будто бы дразнясь. Потом устройте с малышом соревнование - кто из вас высунет свой язык дальше.

* Отличное занятие,которое поможет быстрее научиться малышу выговаривать букву Р, это имитировать топот лошадиных копыт, характерно цокая язычком. Научите ребенка цокать язычком и попросите его повторить эти звуки пятнадцать раз.

* Как научиться выговаривать букву р в игровой форме проверенным методом? Отличное упражнение - малыш двигает в разные стороны большим пальчиком ,положив его под язык. Одновременно ребенок пытается выговаривать букву Р (рычать,как заведенный мотор автомобиля).

* Еще одно хорошее упражнение,с помощью которого в игровой форме можно осваивать правильное произношение буквы Р и укреплять мышцы языка. Попросите малыша показать улыбку,растянув пошире губки и кончиком языка "почистить" зубки сперва с внешней,а затем и с внутренней стороны . Упражнение желательно повторить 20-25 раз. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться.

ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ

Как научить ребенка выговаривать все буквы,в том числе и Р? Продолжаем укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

- Попросите ребёнка пошире открыть свой ротик и показать зубки . На коренных зубках располагаются боковые стороны языка,а кончик - на поверхности передних зубов. Попросите ребенка сделать язычок "крепким" секунд на десять,а затем ненадолго расслабить. Повторяйте упражнение вместе с малышом (6-7 раз).

Это упражнение для укрепления мышц языка будет немного посложнее для малыша. Но освоив его,ребенок быстро научится выговаривать правильно букву р и л.
Выполнение упражнения заключается в следующем - малыш как бы "присасывается" поверхностью зыка к нёбу,а затем "отрывает" его от неба с характерным щелчком. Десять раз делаем это упражнение в медленном темпе,затем ускоряемся и снова замедляем темп (всего 30-35 повторов в разном темпе).

Теперь попросите ребенка слегка разомкнуть губки и легонько прикусывать кончик язычка (15-20 повторений)

Заключительное упражнение для укрепления мышц языка - малыш выдувает воздух с силой,язык при этом находится между губами. Желательно добиться того,чтобы язычок вибрировал.

ШАГ ПЯТЫЙ

А теперь переходим от "физкультурных" упражнений для языка к освоению навыков правильного выговаривания буквы Р в разных слогах и коротких сочетаниях.

Сперва отрепетируйте с ребенком навык правильно выговаривать Р в открытом слоге - ро,ра.
Затем пробуйте выговаривать Р с твёрдыми согласными буквами - др,тр.
Когда малыш закрепит эти навыки, переходите
к обучению правильного выговаривания слов (коротких,известных ребенку) с этими слогами. Эти упражнения хорошо оттачивают технику правильной речи и помогают научить ребенка выговаривать букву р.

ШАГ ШЕСТОЙ

Детские скороговорки для развития речи и дикции у ребенка.

Если малыш уже неплохо умеет выговаривать букву Р,но иногда (во время разговора) он её "зажевывает" или произносит неправильно,то пришло время познакомить ребенка со скороговорками .

Популярные скороговорки замечательно устраняют дефекты речи ,избавляют ребенка от косноязычия,способствуют развитию навыков правильного произношения букв и слов и считаются самым эффективным методом "оттачивания" артикуляции разных звуков.

Если малыш уже может запоминать коротенькие детские стишки ,то вы вполне можете приступать к знакомству со скороговорками . Но заучивать скороговорки наизусть надо поэтапно - сперва малыш повторяет скороговорку (вслед за вами) очень медленно. При этом ребенок должен понимать смысл заучиваемого текста. Постепенно наращиваем темп произнесения скороговорки,но вы должны корректировать артикуляцию и дикцию. Ниже вы найдете самые подходящие скороговорки ,с помощью которых можно научить ребенка выговаривать буквы, в том числе и "сложную" букву Р:


Детские скороговорки для улучшения дикции, правильного произношения буквы Р и развития речи

5 УПРАЖНЕНИЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МАЛЫШ НАУЧИТСЯ ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Л

Перед тем,как научить ребенка говорить буквы,не забываем о том,что дошкольник легче усваивает материал в игровой форме обучения. Иногда малыш довольно долго не выговаривает правильно букву Л. Существуют эффективные упражнения для решения этой проблемы. Метод во многом похож на отрабатывание навыков правильного произношения буквы Р

Выполнять каждое упражнение желательно по десять секунд 5-7 раз. Весь комплекс - 3 раза от начала до конца пошагово. (ежедневно 2 раза)

Упражнение 1

Отрабатываем навык подъема языка вверх и укрепляем мышцы языка.
Попросите ребёнка показать вам зубки, широко улыбнувшись. Язык ребенка касается нёба и пощелкивает,как лошадь стучит копытами по асфальту.

Упражнение 2

"Оттачиваем" у малыша навык делать язык широким,вырабатывая умения быстро напрягать и расслаблять мышцы языка.
Попросите ребенка немного приоткрыть рот и далеко высунуть язык, а затем - положить его на нижнюю губку широким краем. Попросите малыша удерживать язык в таком положении 5 секунд.

Упражнение 3

Теперь учим ребенка выдыхать воздух тонкими струйками по краям язычка.
Слегка приоткрыв рот,ребенок легонько прикусывает передними зубками кончик языка и начинает дуть,наращивая темп и силу. Силу и направление воздушной струи контролируйте с помощью легкого перышка (не забываем об игровом элементе в обучении маленького ребёнка)

Упражнение 4

Отрабатываем у малыша навык быстро менять положение языка. Это упражнение необходимо для укрепления мышц языка,чтобы малыш мог легко и быстро соединять букву Л с разными гласными - У,А,О,Ы

ребенок приоткрывает рот,сильно упирается кончиком языка в основание верхних зубов с внутренней стороны,а затем быстро меняет положение языка,упираясь его кончиком в основание нижних зубов. Сперва упражнение выполняется медленно,затем ускоряем темп.

Упражнение 5

Теперь переходим к обучению правильному произношению буквы Л в словах и слогах. Слова и слоги (лу-лу-лу-лу, ла-ла-ла-ла, ло-ло-ло-ло, ла-ло-лу-ла-ло-лу ) даже лучше петь,а не произносить.
После этого откройте детскую книгу с картинками,объекты на которых содержат в своем названии букву Л в разных сочетаниях с другими буквами. Пусть малыш постарается рассказать что-нибудь о каждом объекте,чтобы в каждом предложении встречалось его название.

Теперь вы знаете,как правильно и быстро научить ребенка выговаривать "сложные" буквы , в том числе - буквы Р и Л. Выделим 3 ключевых момента,которые формируют фундамент в отрабатывании у ребенка навыков произношения разных букв: упражнения на укрепление мышц языка и его подвижности, обучение ребенка правильному произношению той или иной буквы в разных слогах, заучивание скороговорок и их частое повторение (медленно-быстро). Если у ребенка что-то не получается,не переходите к следующему этапу обучения,а продолжайте отрабатывать навыки в упражнениях,на которых вы остановились.

 

Возможно, будет полезно почитать: