Почему надо ходить в храм. Как часто должен посещать церковь православный человек? Зачем надо молиться

Вопрос и простой и сложный одновременно. Простой для человека, понявшего, что придя в храм, нужно без причастия не уходить. Но этих людей пока не много, и в своем желании поступать по церковным соборным правилам они сталкиваются с противодействием со стороны священник ов и даже духовников, пребывающих в дремучих предрассудках Русской православной церкви синодального периода. Часто священники всё знают, но открыто не говорят, опасаясь церковного конформизма и местного раскола.

Именно ради причастия и приходили христиане первых веков, когда Литургия ещё не была обставлена по строгому стилю, и народ не выслушивал массу стихир, эктиний, ирмосов, тропарей, кондаков, канонов. Тогда все приходили за лекарством для борьбы с грехом и за прививкой Любви. Остальное было бесплатным приложением. Исповедь не являлась чисто церковным таинством и могла совершаться и вне храма. Таким образом, главной целью похода в храм является участие в регулярных таинствах. На этом можно было бы поставить точку, но…

Усложняться вопрос начинает для людей, не пытающихся даже отчасти ввести аскетику в свою жизнь. Если не работать над собой и не причащаться для этого часто, то возникают праздничные службы (включая воскресные), когда прихожанин «отстоял» на службе до «Отче наш», и со спокойной совестью и чувством выполненного долга рулит домой. Спрашивается, зачем приходил тогда? Новый Завет можно почитать и дома и с гораздо большей пользой и пониманием, а не пытаться разбирать, что там пропел диакон на церковно-славянском. Помолиться тоже можно дома с не меньшим успехом. Да и на службе молитв столько, что опытнейший и духовный христианин вряд ли сможет так долго удерживать внимание на смыслах. Когда же столько всего зачитывается, то человек подспудно, настраиваясь на бесконечную чреду чтений и песнопений, много чего умышленно пропускает мимо ушей.

Еще больше вопросов о смысле службы возникает у детей. Поскольку у меня была практика чтения дома Евангелия и Апостола на церковно-славянском, то я понимаю 90% услышанного в Евангелии и 20% Апостола. Кое-что понимаю и по службе, особенно эктинии и кафизмы Псалтыря. Но понимание детей из всего услышанного на службе стремиться к нулю. И не только у моих детей. И что будет в будущем? Сегодня у них есть родительский пример, семейная традиция, подчинённость родителям. И они ходят, хотя ничего не понимают. И когда они уйдут в самостоятельную жизнь, всё, что не имеет смысла, отпадёт как шелуха. Думаю (мечтаю), что я успею до самостоятельной жизни детей донести важность Спасения для вечной жизни и невозможность этого Спасения без участия в таинствах Исповеди и Причастия. Но они вполне могут решить отказаться от похода на службы вне участия в таинствах, и участие в последних сократить.

Сейчас они ходят на службы и в дни, когда не причащаются, поскольку ходят родители. А есть ли всё же смысл в регулярных походах в храм, если не участвовать в таинствах? Например, впереди рядовое воскресенье, обычная семья, обычные дети, причастие раз в месяц в лучшем случае. В это воскресенье не будут причащаться. Есть ли у похода в храм смысл?

Книжек и статей на эту тему написано не мало, но некоторые ответы родом из Закона Божьего позапрошлого века своей елейностью и правильностью «тянуться за зубами». Ну не думают так современные люди, полусветские-полуцерковные, и уж подавно так не думают современные дети. Думаю, что так не думают и многие церковные люди. Конечно, кому то эти аргументы, может, и подходят, люди все разные. Попробую ответить, как раньше я сам себе аргументировал нужность похода на Литургию.

Ключевые аргументы в виде церковных правил в отношении регулярности присутствия верных на службах и участия в таинствах я не рассматриваю. Это нормы и правила Церкви. Мы много чего должны делать, и не делаем, и делаем в большинстве то, в чем видим смысл. Вот о сформулированных смыслах и хочу сказать:

  • Было первичное ощущение неустоявшегося верою (до принятия решения постоянно причащаться), что если я заброшу регулярно ходить в храм, то я могу выпасть из церковности.
  • После похода на службу у меня бывает больше позывов взять в руки Новый Завет или книги святых отцов, и просто почитать. Иногда это сопряжено с тем, что слушал на службе, почти ничего не понял, а понять желательно.
  • После похода на службу появляется повод (пусть и не всегда) поговорить с детьми на религиозную тему, объяснив им то, чего они не поняли. В последнее время всё чаще, по мере их взросления.
  • Самовоспитание твёрдости и стяжание терпения. На службу нужно встать в выходной день, потратить время, что уже само по себе является трудом. Может это тупо, но я службой без таинства наступаю на горло собственной лени. Кроме того, на службе часто орут младенцы, становятся прихожане перед самым носом, толкаются, подвывают своим голосом общему пению, болтают, когда ты напрягаешься и вслушиваешься в слова молитв. В первые годы это всё очень раздражало. Регулярность посещения храма и проявления этих раздражителей смиряет и учит быть терпеливее к слабостям чужих людей. Дома этих уроков не получишь.
  • Если попадаешь на проповедь, которую говорит отец Григорий (Никольский собор, Свято-Покровского женского монастыря), то «цепляло» за сердце иногда надолго, было желание изменяться и даже были реализованы попытки самого деланья. Ради этого стоит побывать на службе даже без причастия.

Замечу, что никогда не имел потребности в возжжении свечей (кроме редких поводов), целовании икон и мощей, питье святой воды, освящении куличей, верб, яблок, воды, травы. Культ интересовал слабо. Потому и эти поводы не были мотивом прихода в храм.

Сейчас, когда основным смыслом стало регулярное участие в таинствах , приведенные выше смыслы стали второстепенными, но всё же довлеющими, пока, в принятии решения о походе в храм. Надеюсь, со временем они отпадут, и снимут обязательства исполнения долга, особенно если по церковным правилам не удалось соблюсти пост в ночь перед службой . Но всё чаще ловлю себя на мысли, что если практика постоянного участия в таинствах укоренится в течение нескольких лет, то из непосещения отдельных воскресных служб духовной проблемы выдумывать не нужно. К таким мыслям подтолкнули рассуждения о смыслах в службах для детей и постоянная их ориентация на смысл таинств .

У детей, в силу их возраста, больше акцент на смысле их похода в храм утром в воскресенье, когда хочется поспать. Если нет участия в таинствах , при почти 100%-ой непонятности службы , то мотива нет вообще. При этом они часто ниже ростом, и даже не видят происходящего для поддержания внимания. Они ничего не понимают на церковно-славянском, даже Евангелие . Они не видят смысла в своём присутствии во время этого действа на непонятном языке.

Я подозреваю, что из-за фанатичного отношения к церковно-славянскому нашего священоначалия, как к некоей сакральной форме самого правильного православия, мы будем терять тех, кто пытается реализовать осмысленный религиозный выбор. Наши дети после ухода в свободное плаванье закинут эти походы по воскресеньям, а могут вообще отколоться туда, где понятно. И не забросят они, только если успеть донести до них истинный смысл наличия храмов, как мест действенного разрешения от грехов в процессе покаяния и получения помощи от Бога в таинстве Причастия .

И нужно набраться смелости не заставлять их ходить в храм без смысла. Смыслы взрослых, типа которых я привёл выше, для них «тянутся за зубами». Но смысл Причастия и Исповеди у них должен быть насажен глубоко. И личный пример регулярно причащающихся родителей, когда они знают, что если отец или мать или оба собрались в храм, то значит на причастие. И если они ходят постоянно, то постоянно причащаются и понятно зачем. Вот это и должно выступить долгосрочным мотиватором, который сохранит их в лоне Церкви, даже если еще сто лет нам слушать бормотание в храмах на архаичном и непонятном церковно-славянском языке. Хотя мне сложно даже не ребёнку объяснить, почему при всей истинности православия, мы молимся на непонятном языке. Аргументы диакона Андрея Кураева и других защитников церковно-славянского выглядят как натяжки, и сердце с ними не соглашается, не говоря уже об уме.

Кстати, а культ сам по себе нужен для спасения в том виде как он есть? Опыт затворников, пустынников, отшельников и первых четырёх столетий существования Церкви говорит, что это не обязательное средство спасения и участие в нём без таинств ничего не даёт. Было бы странно прочитать в Деяниях, типа «Они отслужили Всенощную, Часы, Литургию, а потом возложили руки и на новых учеников сошёл Дух Святой ». Нет там такого. Помолились, и Сошёл. Но раз уже в жизни Церкви установлено, такое действо, думаю, не нужно от него отказываться, но нужно отходить от сакрализации самого культа. Потому последняя диалектическая мысль, которая уже довольно долго укореняется в сердце и в голове – нет смысла в походе в храм без участия в Таинствах. Это нужно донести до себя и своих детей. А детям еще рассказать, в разных вариациях, что такое Спасение, от чего собственно спасаемся и с помощью чего.

Согласен, принять такое решение сложно из-за махрового фарисейства и традиционализма, свойственного человеку. Сложно человеку отказаться от вычитывания канонов перед причастием в пользу нескольких молитв, но прочитанных крайне внимательно. Но плоды такого изменения угла подготовки к таинству хорошие и добрые.

То же и со службами . Но в день, в который мы по каким-то причинам не причащаемся или не исповедуемся, проспать будет явно не правильно. Есть мысли всё же посвятить время Господу, прочитав детям отрывки из Евангелия и Посланий с толкованиями сложных мест для осмысления. Можно почитать и Ветхий завет. Можно дать задание прочитать и попросить рассказать, что они поняли и сделать коррекцию. Пока эти задумки витают в голове как мыслеформы. Но они кажутся более уместными и полезными, чем «отстаивание» службы или тупой пропуск Литургии , если не запланировано участие в таинствах . А стратегически нужно работать в направлении, чтобы причастие стало нормой личной духовной практики человека, который пытается быть христианином.

Приняв для себя твёрдо формулу «Нет храма без таинств », появится больше мотивов участвовать в таинствах и стремиться к ним, а не к «отстаиванию» службы. По сути, я уже ответил на вопрос в теме статьи. Но есть еще привязанность к культу. И о смыслах культа хочу поговорить отдельно. Поскольку с него начинается церковность неофитов. Некоторым людям лучше молится в храме, чем дома, им легче возбудить религиозные чувства. Моё же слово было к людям, пытающимся уйти от фарисейства и «чувства выполненного долга» в выходной день.

Вместо резюме. Когда писал статью было ощущение, что к этим рассуждениям и выводам каждый должен прийти диалектически и постепенно. Что недавно воцерковлённым рано так думать и поступать. И поймал себя на мысли, что не могу отделаться от стереотипа, что все должны набивать те же шишки в духовном опыте, что и я сам. На самом деле, хотя высказанные идеи могут со стороны выглядеть как обновленческие, их суть – это возврат к Евангелию, к его духу. И не должны вновь обращаемые делать массу бессмысленных и бесполезных действий в Церкви и просто участвовать в культе ради культа. Лучше сразу начинать делать так, как нам говорит Евангелие и традиция Церквей, не переживших эпохи маловерия и безбожия. А традиция такова, что все, пришедшие в храм, причащаются. Более существенного мотива участия в культе, который готовит к таинству, просто не существует. Если всё же не получается по каким-то причинам причаститься, то можно заменить поход в храм любым делом благочестия, особенно чтением Священного Писания или книг святых отцов. Пользы и понимания будет больше. ИМХО.

Самое опасное, в том числе и, на мой взгляд, таится в том, что после постоянного и регулярного Причастия можно тоже уходить из храма с чувством выполненного долга(!). Это может даже сопрягаться с чувством выполненного Высшего долга. Больше, Господи, я уже не мог сделать. А рядом может идти фарисейское тщеславие с высокомерием: «Благодарю Тебя Господи, что я не такой, как другие люди,… которые просто отстаивают в храме по воскресеньям. Я выше них, я понял в чём смысл, а эта масса ничего не понимает». И тогда Причастие в состоянии прелести будет в осуждение такому гордецу. А впасть в это по вышеизложенным мотивам элементарно. Если такие мысли родились в душе, лучше вернуться к Причастию по нынешнему правилу, раз в месяц, но не иметь поводов для гордости.

Вся штука в том, что приход к постоянному Причастию должен быть обусловлен аскетическим мотивом после тщательного изучения святых отцов-аскетов. Само по себе Причастие может быть и в осуждение, как описано в предыдущем абзаце. И нужно уяснить себе на самом глубинном уровне, что Причастие – не цель, а средство. Христианин, столкнушись с многолетней практикой исповедания одних и тех же грехов, приходит к выводу (если приходит), что нужно активнее работать над собой. Он должен знать, что в этом ему может помочь Бог , с которым он соединяется в Причастии . Потому, исходя из сегодняшнего моего опыта, пока не вижу никаких причин для учащения Причастия , кроме усиления работы над собой.

Несомненно, учащение Причастия само по себе должно родить желание личной аскезы и подражания Христу. Если не рождает, то стоит отказаться от этой практики и вернуться к более редкому причастию. Значит, человек ещё не созрел к такой практике. Ну и в принципе, особенно новоначальным, лучше такие шаги согласовывать с духовником. Более опытные христиане могут и сами принимать некоторые духовные решения и практики, если есть неодноразовый опыт наблюдений и выводов от последствий таких решений. Но, находящимся всего 2-3 года в Церкви, лучше такими экспериментами самостоятельно не заниматься.

Было высказано опасение «профанирования Причастия », особенно новоначальными, без опыта подготовки к Таинствам , если оно станет частым. Если присутствует аскетический мотив Причастия и не возникает высокомерия, то Причастие сложно профанировать. Тот, кто «рассуждает о Чаше» по словам ап.Павла, и понимает что посредством Её он соединяется с Богом и получает помощь для борьбы с грехом, а не просто причащается чтобы причащаться, для него профанация невозможна. Если, конечно, не считать профанацией уменьшение раздутого правила перед Причастием и поста только в ночь накануне Литургии .

Еще сделано предположение, что требовательные к себе новоначальные могут оставить Церковь, раз они не могут регулярно причащаться. Ну к этому статья точно не подталкивает. Сайт называется Экс-фарисей, т.е. ориентирован на достаточно опытных христиан, а не неофитов. Жёстко прописаны предостережения на самом видном месте отдельной опцией меню. Вся статья пронизана оговорками, что новоначальным (неофитам) нужно использовать материал статьи больше как ориентир, а не немедленное руководство к действию, и даже для опытных, я подчёркиваю, что это мнение автора статьи. Надеюсь, кому-то оно будет полезным. Особенно тем, кто беспокоится, какой стержень веры останется у детей, ушедших в самостоятельную жизнь, когда рядом не будет родителей, которые за ручку водили в храм (в котором они ничего не понимали).

Значит, мы должны дать то, что будет понятно и оправдает на самом высшем уровне походы в храм. Может, меня не совсем поймут те, у кого дети совсем маленькие. Новоначальные, они как дети-подростки в Церкви, что-то уже знают (не младенцы), а опыта мало. Статья ориентирует их на смысл похода в храм, на цели, к которым надо стремиться. Если сразу не получается, или не благословляют, то потом получится. Но уходить из-за этого из Церкви… Я пытаюсь именно этим удержать детей в храме. И если кто-то сделает противоположный вывод, то это редкий случай максимализма. Такой человек если не из-за этого уйдёт, так из-за другого. Вменяемый же новоначальный должен видеть ориентир и Инструмент на пути уподобления Христу, а не пребывать в фарисейском желании исполнить форму не причастившись содержанию.

Ну и высказано замечание, что я хочу выбросить культ и все литургическое окружение Причастия , как «отмершее и не нужное». Ни в коем случае. Если и не нужное, то только само по себе (без Причастия) в силу непонимания и невосприятия из-за церковно-славянского языка. Была бы служба на русском или украинском языке, нет проблем. Ее написал Учитель Церкви, свт.Василий Великий как благочестивую форму для подготовки христиан к Причастию (!). Как же я это могу считать не нужным?! Просто, когда Василий Великий составлял службу, делал он это на том же языке, на котором и говорил. Почему же мы должны выворачивать себе мозги? Думаю, святителю и в голову не могло прийти до какого мы дойдём ригоризма в сохранении архаичной формы, приписывая сакральность языку. И при этом, мы нагибаем содержание и понимание ради формы. Я всего лишь за то, чтобы форма соответствовала содержанию.

Но опять же, возвращаясь к стержню статьи, апогеем Литургического круга является Причастие . Исповедь тоже важное таинство, но не к нему готовит прихожан круг церковных служб. Хотя это таинство тоже происходит во время Всенощного бдения или Литургии (такова практика нашего священства, к сожалению, что вне служб исповеди нет). Если мы в одном главном таинстве или в обоих не участвуем, то к какому апогею мы готовимся? Для кого «Примите и ешьте…» и «Пейте от неё все…»?! Все! А не те, кто три дня постился и вычитал 4 канона и 12 молитв с полным утренним и вечерним правилом. Хотя соборное правило предполагает пост только в ночь накануне.

Потому и рождались мысли, что, возможно, при правильном понимании ситуации, лучше дома святых отцов и Новый Завет почитать с детьми, чем «простоять» всю службу (дети ничего не понимают, я – частично), и когда Чашу готовы будут вынести к христианам, развернуться спиной к Ней и свалить домой.

Тех, кого смущает подобный подход, но они понимают, что рассуждения верны и при этом они не готовы к такому новому (древнему) раскладу, можно завести правило регулярной исповеди на службах , когда они по каким-то причинам не попадают на главное Таинство . Если нет подготовки ни к тому ни к другому, и восприятие церковно-славянского как у моих детей, то всё же вижу смысл с гораздо большей пользой почитать дома Новый Завет с толкованиями. Особенно это касается тех, кто регулярно в храме уже больше десятка лет, а воскресения без таинств случаются не часто.

Православный храм разделен на три части: притвор, сам храм, алтарь. Поднявшись по лестнице, вы попадете в притвор и лишь после в храм. К алтарю разрешается подходить только , с разрешения священника. Войдя в храм надо остановиться у дверей и трижды поклониться с молитвами «Боже, будь милостив ко мне, грешному» (в будний день совершить поясной поклон, в пост – земной поклон). После надо поклониться вправо и влево пришедшим вас в храм. Если идет богослужение, стоит оставаться на месте и внимательно слушать псалмы и молитвы, которые читают в , не говоря про себя другие, не читая по книгам отдельно от церковного пения. Такое поведение считается отделением от церковного собрания и осуждается.


  1. Входить в храм желательно за некоторое время до начала богослужения, чтобы успеть поставить , приложиться к иконам и заказать поминовение. Входя в храм, когда совершается преосуществление Святых Даров, стоит остаться у входных дверей до окончания важнейших частей службы.

  2. Нельзя входить в православный храм с животными или птицами.

  3. Не стоит забывать, что следует отключить мобильный .

  4. Мужчинам входить в храм надо, не покрывая головы, а женщины покрывают голову. Важно соблюдать правила предписывающие как одеваться в храм. Недопустима одежда: шорты, короткие юбки, брюки (для женщин). Желательно, чтобы одежда была скромной, нейтральных, неярких тонов и прикрывала большую часть тела.

  5. Войдя в храм, надо подойти к аналою, специальному столику, расположенному посредине храма, на котором лежит Икона храма и Святая этого дня, и приложиться к ним. Во время богослужения принято, чтобы мужчины стояли с правой стороны, а женщины – с левой. В православном храме не принято сидеть, за исключением больных и стариков. Придя в храм с детьми надо следить, чтобы они вели себя по скромному и не шумели. Если малыш расплачется, надо сразу же вывести его на улицу. Нельзя разрешать детям есть в храме, кроме розданного священником благословенного хлеба. Ходя по храму нельзя разворачиваться за священнослужителем и поворачиваться спиной к алтарю.

  6. Нельзя уходить из храма до окончания богослужения. Службу надо отстоять от начала и до конца, она считается жертвой Богу.

Для человека, только пришедшего к вере и начавшего посещать богослужения, всегда встает вопрос: правильно ли он поступает, правильно ли воспринимает происходящее вокруг.

Человек, который начал ходить в церковь, должен уяснить для себя, что собираясь в храм, он идет на встречу с самим Богом. Это первое и главное условие. Совместная церковная молитва не дает рассеяться мыслям, а церковные песнопения настраивают на соответствующий лад душу.

Перед богослужением желательно провести некоторое время в тишине и молитве. Храм является домом Бога. Исходя из этого, посещение должно быть благоговейным.

Каждому предписывается посещать воскресные и праздничные службы. Следует стремиться к пониманию богослужения. Все возникающие вопросы и сомнения стоит разрешать со священником.

Одеваться при посещении храма следует чисто и опрятно. Женщинам приличествует одежда, соответствующая их полу, то есть платья и юбки, не слишком открытые или обтягивающие. Желательно обойтись без косметики. Женщина должна быть с покрытой головой (1 Кор. 11, 13). Мужчина должен находиться без головного убора (1 Кор. 11, 4). Женщина в период очищения не может посещать храм.

Входя в храм, стоит оставить все житейские попечения. На службе не надо вертеться, создавать шум, разговаривать, отвлекая от молитвы людей. Мужчины, по древней традиции Церкви, стоят в правой стороне храма, женщины - в левой.

На службе нужно вникать в молитвы, пение и чтение. Если нить службы потеряна, то священники рекомендуют молиться про себя: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Вы не должны оставлять храм до конечного отпуста службы.

И не надо думать, что поставленная свеча является взяткой Богу. «Жертва Богу дух сокрушен» (Пс. 50, 19). Ставя свечу, человек уподобляет себя мягкому воску, желая стать таким же податливым воле Христовой, и призывает Бога зажечь огонек веры в сердце.

Чем больше человек продолжает ходить в церковь, тем меньше остается вопросов, все встает на свои места. Всегда стоит помнить слова св. царя Давида: «я по множеству милости Твоей войду в дом Твой» (Пс. 5, 8), то есть входит человек в храм по милости Бога, а не по своему хотению. А свт. Иоанн Златоуст призывает, приняв от Бога милость, принести в ответ такую жертву: «поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс. 5, 8) – не так, как многие из молящихся, которые в это время почесываются, зевают, дремлют, но со страхом и трепетом. Кто молится, таким образом, тот отлагает всякое зло, располагается ко всякой добродетели, приобретает себе благоволение Божие.

Видео по теме

Источники:

  • как правильно ходить в церковь

Что есть церковь и как эта «штука» работает, часто не все понимают до конца. И вообще, церковь - это «штука», или все же что-то живое?

Люди часто думают, сходить в церковь, что-то там сделать, что в этом есть важный смысл для их жизни. Возможно, это отпечаток воспитания, возможно, душа человека ищет чего-то сокровенного и высокого. Какова бы ни была причина, интерес человека к церкви это всегда хорошо. Но, все-таки, он должен знать кое-что, чтобы этот интерес принес только положительный результат, а не разочарование.

Первое, и самое важное, что следует знать о церкви, это то, что церковь – это не здание. Каждый человек не раз в своей жизни видывал величественные сооружения с блестящими куполами наверху. Красивое зрелище. Но это вовсе не церковь. Церковь – это живой организм, состоящий из людей. Библия именно так определяет то, церковь. И люди, являющиеся ее частью, собираются вместе, чтобы вместе в единстве расти духовно. Итак, церковь это не постройка, пускай даже очень красивая, но собрание людей. А те величественные строения с куполами, которые все знают, это лишь места, где собираются живые церкви. Это храмы, которые помогают поклоняться Богу. Итак, работает церковь не как здание, но как что-то живое.

Второе, что часто упускается из виду, это многоразличие. «Церкви всякие нужны, церкви всякие » - кто-то согласиться, кто-то станет протестовать. Но, чтобы вы ни думали, в этом переделанном выражении сокрыта одна истина: церковь бывает не только . Существует три основные конфессии («церковь» - понятие, присущее исключительно христианству): православие, католицизм и протестантизм. Славянам часто ближе всего приходится православие, но важно понимать, что церковь этим не ограничивается. Даже если вы отрицательно относитесь к католикам или протестантам, собрание членов этих конфессий все равно будут называться церковью.

В связи с тем, что церкви существуют разные, нужно понимать, что стоит ожидать от той или иной церкви. Работает церковь (здесь уже в прямом смысле, имеется в виду расписание и характер богослужений) в каждой конфессии и деноминации по-разному. Например, в православных церквях есть расписание основных богослужений, но верующий, в большинстве случаев, может и в любое другое время придти в храм для молитвы, и даже в таком случае станет причастным к церкви. В протестантских же церквях большой акцент делается на общие собрания и богослужения, когда только церковь становится церковью. К тому же, видение каждой отдельной поместной церкви в некоторых вопросах может немного отличаться от других.

Итак, церковь – это собрание живых душ во имя Бога, и если человек желает идти в церковь, значит, он должен готов придти к Богу вместе с другими людьми, а не просто придти в храм для совершения религиозного действия. Религиозное действие (молитва, поставить свечи в храме, принять причастие) должно быть выражением желания общаться с Богом. И каждая церковь может обладать свойственными ей одной особенностями проведения богослужения, что проявляется как в расписании, так и в образе и способе.

Видео по теме

Источники:

  • кто работает в церкви

Необходимость посещать храм возникает не только у православных христиан, но и у многих атеистов в период сложных жизненных кризисов. Церковь – храм Божий – открывает свои двери для всех: верующих и сомневающихся, взрослых и маленьких детей. Посещая храм, необходимо помнить о том, как вести себя во время богослужения.

Вам понадобится

  • Для женщин - платок, юбка ниже колен

Инструкция

Посещение храма придает сил, в первую очередь, духовных, наполняет сознание человека мудростью. Приходите в церковь за некоторое время перед началом службы. Если вошли во время чтения шестопсалмия, Евангелия или в момент преосуществления Святых Даров, дождитесь окончания этих частей службы у входных дверей. Входите в церковь со смиренной радостью, перекреститесь и три поясных поклона.

Люди приходят в православный храм для того, чтобы попросить благословения, поблагодарить за чудеса, покаяться в согрешениях, заказать молебны или просто для успокоения, очищения души.В храме должны находиться в правой его части, а женщины – в левой. Женщинам подобает быть в юбках ниже колен с покрытой платком головой. Посещение храма предполагает отсутствие косметики на лице.

Зажигайте свечи только от других свечей. Ставьте их Спасителю, Божьей Матери, Пантелеимону и другим святым, которые исцеления. Свеча за здравие ставится со словами: «Святый угодниче Божий (назовите имя), моли Бога обо мне, грешном (или, если просите о другом, его имя)». Перекреститесь, поклонитесь и приложитесь к иконе. Если ставите свечу всем святым, произнесите: «Вси святи, молите Бога о нас».

Перед тем, как приложиться к иконе, Евангелию или Кресту, поклонитесь и перекреститесь два раза перед целованием и один раз после. Прикладываясь к иконе Спасителя, верующие целуют ногу, а если Спаситель изображен по пояс – руку со словами молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Прикладываясь к иконам Богородицы (со словами «Пресвятая Богородице, спаси нас») и святых – целуют руку.

Слушайте молитвы и, если знаете их текст, молитесь вместе со всеми от сердца. Не раздражайтесь на других и не осуждайте их случайных ошибок. Не ешьте в церкви ничего, кроме благословенного хлеба, который раздают священнослужители. Во время службы не ходите по храму, слушайте богослужение стоя. В случае плохого самочувствия, конечно, разрешается присесть, но не выходите из храма без крайней необходимости.

Если священнослужитель осеняет прихожан Евангелием, образом, крестом или чашей, то прихожане крестятся и совершают поклон. Если священнослужитель благословляет рукой, проносит кадило со словами «Мир всем» или осеняет свечами, прихожане совершают поясной поклон не крестясь и не складывая руки лодочкой, как при личном благословении.

Видео по теме

Полезный совет

Прихожанин православной церкви должен знать хотя бы несколько молитв. Среди них Молитва Господня, ко Пресвятой Троице, Молитвы Богородице Дево и Святому Духу. Выучите также Символ Веры, Достойно есть, Песнь Пресвятой Богородицы, Псалом 50 (покаянный).

Источники:

  • Pravoslavie.ru

Порой бывает плохое настроение, бывает своего рода некая «душевная тяжесть», и человек не может найти себе место, его постоянно что-то беспокоит. В такие моменты лучше всего сходить в церковь для того, чтобы очиститься, попросить духовной помощи у Бога и прогнать то зло, которое скопилось за все время на душе. При посещении церкви необходимо придерживаться некоторых правил.

Инструкция

Обратите внимание на свой внешний вид. Ведь, посещая храм, вы осознано идете на встречу с Богом. Поэтому необходимо идти в церковь чистым и в опрятной одежде. Женщины должны надевать юбки ниже колена и кофты прикрывающие плечи. Никакие глубокие вырезы и декольте недопустимы. Обязательно входить в церковь нужно с покрытой головой. повязать платок или же накинуть на голову шарф. Мужчины же, наоборот, должны находиться в церкви без головного убора. Женщинам в период «женских дней» нельзя заходить в церковь.

Прежде чем зайти внутрь храма, отключите мобильный телефон или же переведите его в беззвучный режим. Это позволит избежать шума в случае неожиданного звонка. Во время богослужения запрещается шуметь и разговаривать. Если нужно кому-то что-либо передать, то сообщите это шепотом, не отвлекая остальных от молитв.

Не забывайте про молитвы. Не обязательно знать их много, достаточно повторять самую простую: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа, и ныне и присно и вовеки веков. Аминь». Будет очень хорошо, если вы купите и поставите несколько свечей.

Для того чтобы посетить церковь с целью причащения, необходимо вначале подготовиться. За три дня до причащения откажитесь от мясной и молочной пищи. Шоколад тоже нельзя есть в это время. Лучше всего за эти три дня почитать несколько раз в день молитвы. Наутро, перед тем как идти в церковь, попросите у своих близких прощение. Если с утра это сделать по каким-либо причинам невозможно, то попросите прощение с вечера. В день нельзя есть пищу до тех пор, пока не придете из церкви. После причащения весь день нельзя ничего выплевывать. Поэтому стоит отказаться от семечек и жвачек.

По возможности лучше все богослужение отстоять на ногах. Конечно, если такой возможности нет в связи со здоровьем, то не покидайте церковь до завершения службы, а просто присядьте на скамейку и продолжайте читать молитвы.

Видео по теме

Для многих верующих людей в нашей стране церковь является священным местом. Как и в любом другом общественном месте, в церкви существуют свои нормы и правила поведения, придерживаться которых должен каждый. К сожалению, не все знают, что делать в церкви, как себя правильно вести и т.д.

Прежде чем отправиться в церковь, нужно одеться благопристойно и скромно. Наиболее предпочтительны будут темные и спокойные тона в одежде. Юбка или платье должны быть достаточной длины - не выше колен. Губы женщинам лучше не красить, так как прикладываться к кресту или иконе накрашенными губами непристойно.

Входить в церковь необходимо спокойно и тихо, с благоговением. Перед входом в церковь нужно перекреститься и прочитать специальную молитву. Однако если вы таковой не знаете, то подойдет «Отче наш». Можно и просто перекреститься, сказав «Господи, помилуй».
При входе в церковь мужчины должны обнажить голову. Женщинам, напротив, нужно одеть головной убор или покрыть голову платком. Войдя в церковь, найдите себе место без суеты и сотворите три поклона в сторону алтаря. Если в храме идет служба, то мужчины становятся по правой стороне, а женщины – по левой. Если же вы посетили церковь в то время, когда службы нет, то можно подойти к иконе, которая стоит в центре храма. При этом необходимо два раза перекреститься и поцеловать нижнюю часть иконы. Затем нужно еще раз перекреститься.

Самое главное место в церкви - это алтарь. Туда разрешено заходить только священнослужителям и тем лицам мужского пола, которых батюшка благословил. Женщинам заходить в алтарь строго воспрещается.

Свечи о здравии нужно ставить перед иконами святых. Если вы ставите свечу за упокой душ умерших, то для этого в каждом храме есть заупокойный каноник. Узнать его можно по малому распятию, которое на нем располагается. Свечку можно ставить любой рукой, креститься же следует только правой.

Креститься, преклоняя при этом голову необходимо, когда вас осеняют: крестом, образом, святым Евангелием, святой чашей. Только лишь преклонять голову, не крестясь при этом, можно, когда вас: благословляют рукой, осеняют свечами, кадят. Если у вас возникнут какие-либо вопросы, то обращайтесь к священнику (только не во время службы).

Совет 7: Как часто ходить в церковь

Идеалы и крайности

Если посмотреть на любого храма, нетрудно убедиться, что какие-либо службы идут почти каждый день – утром, днем, вечером. Идеальным вариантом для , безусловно, было бы посещение всех этих богослужений.

Но идеалы крайне редко оказываются достижимыми в реальности. Посещать абсолютно все богослужения может либо монах, полностью посвятивший свою жизнь служению Богу и никаких иных обязанностей не имеющий, либо одинокий пенсионер, которому уже не нужно ни учиться, ни работать, ни даже нянчить детей или внуков. Впрочем, у пожилых людей нередко появляется иной камень преткновения – состояние здоровья.

От мирянина никто не требует посещения всех богослужений в обязательном порядке. Но бывает и другая крайность: человек ходит в церковь только на Пасху, Рождество Христово, быть может, еще на два-три больших праздника, и этим его церковная жизнь ограничивается.

Тут уместно вспомнить, что отношения Бога и верующего в него человека должны строиться на любви. Разве любящий человек согласится встречаться с любимой женщиной или не менее любимым другом дважды в год? Нет, он будет искать встреч как можно чаще! Если человек не ищет встреч с Богом, которые и происходят в храме, его трудно назвать христианином.

Золотая середина

Решая вопрос о частоте посещения церкви, уместно вспомнить одну из заповедей. Она звучит так: «Помни день субботний, чтобы святить его, шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – Господу, Богу твоему». Иными словами, сам Бог дал людям конкретную рекомендацию: выделять один день в неделю для встречи с Богом.

В ветхозаветные времена, как и указано в заповеди, таким днем была суббота – день, когда Бог «почил от всех дел Своих» после шести дней творения, поэтому до сих пор почитают иудеи.

В христианстве же священным днем считается воскресение, когда вспоминают Воскресение Христово. Именно воскресение христианин должен посвящать Богу, посещая в этот день храм.

Ходить в церковь раз в неделю, в выходной день, совсем не обременительно. Это позволяет постоянно «держать себя в форме», сверяя свою духовную жизнь с требованиями Церкви.

Из поколения в поколение передается строгий запрет на посещение женщинами храма в дни менструации. Одни люди верят в это и строго следят за соблюдением правила. Другие негодуют и возмущаются запретом, думают, почему же нельзя. Третьи, не обращая внимания на критические дни, приходят в церковь по велению души. Так разрешается ли во время месячных ходить в церковь? Кто, когда и почему запретил женщинам посещать ее в эти особые для женского организма дни?

Вконтакте

Одноклассники

Создание мужчины и женщины

Ознакомиться с моментами создания Господом Вселенной можно в Библии в Ветхом Завете. Первых людей Бог создал на шестой день по образу и подобию своему и назвал мужчину Адамом, а женщину – Евой. Из этого следует, что изначально женщина была чистой, у нее не было месячных. Зачатие ребенка и его рождение не должны были быть мучительны. В их мире, наполненном совершенством, не было ничего нечистого. В чистоте было тело, мысли, действия и душа. Но совершенство было недолгим.

Дьявол воплотился в образ змия и стал искушать Еву, чтобы она вкусила плод с Дерева познания добра и зла. Он обещал ей могущество и знание. Женщина вкусила плод сама и угостила им мужа. Так произошло грехопадение на все человечество. Адама и Еву изгнали из Рая. Бог обрек женщину на страдания. Он сказал, что отныне она будет зачинать и рожать в муках. Именно с этого момента женщина считается нечистой.

Запреты Ветхого Завета

Правила и законы были важны для людей того периода времени. Все они были прописаны в Ветхом Завете. Храмы создавались для общения с Богом и для приношения ему жертв. Женщина же не являлась полноправным членом общества, а была дополнением мужчины . О грехе Евы, после которого у нее начались месячные, помнили все. Менструация была напоминанием о том, что женщина натворила .

Ветхий Завет четко давал ответ на вопрос о том, кому можно, а кому и почему запрещено было посещать Святой Храм. Не посещали его:

  • с проказой;
  • с семяистечением;
  • те, кто прикасался к трупам;
  • с гнойными выделениями;
  • женщины во время менструации;
  • женщины, родившие мальчика – 40 дней, родившие девочку – 80 дней.

Во времена Ветхого Завета на все смотрели с физической точки зрения. Грязное тело считалось признаком нечистого человека. Женщине во время критических дней запрещалось посещать Храм , а также места с большим количеством людей. Она была далека от собраний народа. Кровь нельзя было проливать в святых местах. Так длилось до пришествия Иисуса Христа и принесения им Нового Завета.

Нечистота отменяется Новым Заветом

Иисус Христос акцентировал внимание на духовном, пытался достучаться до человеческой души. Он пришел, чтобы искупить все человеческие , в том числе грех Евы. Если у человека не было веры, все его дела считались бездуховными. Черные мысли человека превращали его в нечистого, даже при чистоте его тела. Святой Храм стал не конкретным местом на Земле, а перенесся в души человеческие. Христос говорил, что душа и есть Храм Бога и Его Церковь . Мужчины и женщины стали равны в правах .

Однажды произошла ситуация, которая возмутила всех священнослужителей. Во время нахождения Христа в Храме одна женщина, страдающая много лет от кровотечения, прошла сквозь толпу к нему и прикоснулась к его одеждам. Христос, почувствовавший ее, обернулся и сказал, что ее вера спасла ее. С этого времени в сознании человечества произошел раскол. Одни остались верны чистоте физической и Старому Завету. Они придерживались мнения, что женщине ни в коем случае нельзя ходить в церковь во время месячных. А те, кто послушался учения Иисуса Христа и последовал вере в Новый Завет и духовную чистоту, перестали придерживаться этого правила. После его смерти вошел в силу Новый Завет. Пролитая кровь стала признаком начала новой жизни.

Ответы священников на вопрос о запрете

Так можно ли ходить в церковь во время месячных?

Католические священники давно решили для себя вопрос о посещении женщиной церкви в критические дни. Они считают месячные естественным явлением и не видят в них ничего плохого. Кровь давно перестала проливаться на полы церкви, благодаря современным гигиеническим средствам.

А вот православные священники не могут прийти к единому мнению. Одни говорят, что женщине нельзя заходить в церковь во время месячных. Другие говорят, что приходить можно, если этого требует душа. Третьи разрешают женщинам во время менструации приходить в церковь, но ставят запрет на некоторые священные таинства:

  1. венчание;
  2. исповедание.

Запреты по большей части связаны с физическими моментами . По гигиеническим соображениям во время менструации нельзя опускаться в воду. Не очень приятно смотреть на кровь, перемешивающуюся с водой. Венчание происходит долго и ослабленный организм женщины во время месячных может его не выдержать. Часто происходят обмороки, женщина испытывает слабость и головокружение. Во время исповеди затрагивается психоэмоциональное состояние женщины. А в период месячных она пребывает немного в неадекватном состоянии. Поэтому, если женщина решит исповедаться, она может сказать то, о чем будет долго жалеть. Вот почему нельзя исповедоваться во время месячных.

Можно ли ходить в церковь во время месячных или нет

Современность смешала в себе грешное с праведным. Никто не знает истоков этого запрета. Священники перестали быть теми духовными служителями, которыми они считались во времена Ветхого и Нового Заветов. Каждый воспринимает информацию так, как ему удобней. Церковь – это помещение, такое же, как и было и при Ветхом Завете. Отсюда следует, что все должны придерживаться правил, установленных в те времена. При месячных нельзя ходить в церковь.

Но современный демократический мир внес свою поправку. Если учесть, что грешным считалось пролитие крови в храме, то в настоящий период времени эта проблема полностью решена. Средства гигиены, такие как тампоны и прокладки, хорошо впитывают кровь и не дают ей протечь на пол священного места. Женщина не является нечистой. Но тут тоже есть обратная сторона. Во время менструации женский организм самоочищается. А это значит, что женщина все-таки является нечистой, и ей нельзя посещать церковь во время критических дней.

Но ей на помощь приходит Новый Завет и его чистота души. А это значит, что если душа испытывает потребность прикоснуться к святыне, почувствовать Божественную поддержку, то прийти в храм можно . Даже нужно! Ведь Иисус помогает именно тем, кто искренне верит ему . А чистота тела не играет в этом большой роли. Тем, кто придерживается правил Нового Завета, ходить в церковь во время месячных не возбраняется.

Но и тут есть поправки. Раз Церковь и Святой Храм находятся в душе человека, то ему совсем необязательно приходить в определенное помещение за помощью. Женщина может помолиться Богу в любом месте. И если мольба идет от чистого сердца, то ее услышат намного быстрее, чем при посещении храма.

Итог

Никто не может сказать точно, можно ли ходить в церковь во время месячных. У каждого есть свое мнение по этому поводу. Ответ на этот вопрос женщина должна дать сама, решить, почему она хочет пойти в церковь.

Запрет как есть, так и его нет. Нужно смотреть на то, с какими намерениями женщина хочет пойти в церковь .

Если целью посещения является просьба о прощении, покаяние в грехах, то можно идти в любое время и при месячных тоже. Чистота души — это главное.

Во время критических дней лучше всего размышлять о своих поступках. Иногда во время месячных вообще не хочется никуда выходить из дома. А во время менструации ходить в храм можно, но только если этого требует душа!

7.1. Что такое молитва?

– Молитва, по определению святителя Филарета (Дроздова), есть возношение ума и сердца к Богу. Молитва – это беседа человека с Богом, в которой он изливает свои сердечные желания, прошения, воздыхания.

7.2. Зачем надо молиться?

– Через молитву происходит соединение человека с Богом, то есть в определенной мере осуществляется цель назначения человека – обожение его. После искренней, исполненной веры молитвы душа становится умиротворенной, спокойной, молитва доставляет внутреннюю ясность.

7.3. Когда надо молиться?

– Апостол Павел завещает: «Непрестанно молитесь» (1 Фес.5:17). «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол.4:2). Христианин должен молиться ежедневно: утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и после окончания всякого дела. Хорошо приучить себя мысленно молиться в продолжение всего дня краткими молитвами.

7.4. Какие бывают молитвы?

– Молитвы бывают просительные, благодарственные, славословные (хвалебные). В просительных молитвах просят у Бога прощения за грехи: за дурные дела, слова и даже мысли, о помощи в различных нуждах, болезнях. Самая краткая просительная молитва: «Господи, помилуй!»

В благодарственных молитвах благодарят Бога за все Его благодеяния, например, за здоровье, благополучие, за то, что обрели веру и смысл жизни. Самая краткая благодарственная молитва: «Слава Богу!»

Славословная молитва – это самый чистый, высший вид молитвы. Ангелы в Царстве Небесном славословят Бога. Самая краткая славословная молитва: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!»

Молитвы могут быть соборные (в храме) и частные (дома).

7.5. Каким должно быть обязательное ежедневное молитвенное правило?

– В православных молитвословах напечатаны «Молитвы утренние» и «Молитвы на сон грядущим», которые и составляют обязательное ежедневное молитвенное правило.

По совету со священником это молитвенное правило может быть увеличено. При определении объема молитвенного правила учитываются жизненные обстоятельства и духовный опыт христианина. Время и силы должны быть распределены так, чтобы их хватало и на молитву, и на прилежное выполнение домашних обязанностей. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим.5:8).

7.6. Каким чтением можно заменить утреннее и вечернее правила?

– Утренние и вечерние молитвы потому и называются правилом, что не могут быть заменены никаким иным чтением. Для начинающих церковную жизнь и немощных в православных молитвословах имеются сокращенные варианты утренних и вечерних молитвенных правил. Сокращение или увеличение молитвенного правила надо согласовывать с духовником.

7.7. О чем можно просить Бога?

– Просить следует о прощении грехов, об очищении от страстей, о примирении враждующих, об исцелении, о духовных дарованиях (о даре молитвы, терпения, смирения, покаяния), о спасении души.

В молитве искать благ не земных, а небесных. Господу лучше ведомо то, что человеку полезно. Поэтому молиться хорошо так: «Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных в Твою святую волю». Перед началом всякого дела хорошо попросить помощи Божией словами «Господи, благослови!» Во время совершения дела – «Господи, помоги!», а совершив его – «Господи, слава Тебе!»

7.8. Как представлять себе того, кому молишься?

– Молясь Богу, не надо воображать Его никак, а только веровать, что Он близко и все видит и слышит. Святые отцы категорически запрещают что-либо или кого-либо представлять во время молитвы, так как от этого можно впасть в болезненное духовное состояние, называемое прелестью.

7.9. Почему Бог исполняет не все просьбы?

– Господь выполняет просьбы, если они идут от сердца и на пользу душе. Он никогда не допустит, чтобы исполнилось злое пожелание. А если происходит что-то злое, то это не от Бога, а по Его попущению для пользы человека, которой он иногда не видит. Молитва должна соединяться с постом, милостыней, добрыми делами.

Не все, что человек просит у Бога, полезно для него, а все, что Бог посылает (даже и тяжкие испытания) душеполезно. Есть Промысл Божий о каждом человеке, но поступки и желания людей не всегда сходятся с ним, вот почему и кажется, что Господь не выполняет то, о чем просили, будто бы не слышит. Человек должен понимать, что все посылаемое Богом направлено к его пользе и спасению души, хоть порой и кажется это жестоким. Таков закон жизни, установленный, опять же, не человеком, а Творцом всего сущего, то есть закон Божественный, понимание которого зачастую не подвластно человеческому ограниченному разуму.

7.10. Что важно в молитве и поклонах?

– Надо помнить, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Молитва должна быть мирной, прежде молитвы нужно примириться с ближними. Надо иметь покаянное чувство, сознавать свое недостоинство и вину перед Богом. Молитву надо совершать с усердием, со вниманием, в тишине и спокойствии, вникая в слова молитвы, отгонять злые помыслы и устремлять ум к Богу.

7.11. Как следует молиться о воинах?

– О покровительстве православных воинов и армии молятся святому благоверному великому князю Александру Невскому, великомученику Георгию Победоносцу, мученику Иоанну-воину, преподобному Сергию Радонежскому. Молитвы этим святым можно найти в православных молитвословах и сборниках акафистов.

7.12. Чем отличается молебен от панихиды?

– На молебнах поминают и молятся о живых, а на панихидах – о усопших.

7.13. Что такое молебен?

– После Литургии обычно служится молебен – особое богослужение, за которым просят Господа, Богородицу и святых о ниспослании милости или благодарят за получение благ. Молебен может быть благодарственный, о болящих, о путешествующих и заказать его можно Спасителю, Божией Матери, святым. Можно заказать водосвятный молебен – в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим.

7.14. Какие бывают молебны?

– Наиболее распространены общие молебны – просьбы о помощи к Господу, к Божией Матери и святым, молебны об исцелении недугов, о помощи в путешествии, в созидании добрых дел, благодарственные. Со служением молебнов может быть соединено чтение акафистов – умилительных песнопений Господу, Богородице или святым угодникам Божиим.

Молебнами также являются чины освящения икон и других святынь, а также квартир, автомобилей, полей и пр. Особым видом молебнов является водосвятие. Водосвятие бывает великое (на праздник Крещения Господня) или малое, которое может служиться в любых условиях и в любое время по просьбе верующих.

7.15. Что такое панихида?

– Панихидой называется особое богослужение, состоящее из молитв о прощении грехов и упокоении в Царствии Небесном душ усопших православных христиан. Панихида служится перед кануном. Около кануна на особом столе можно оставить приношение в память об усопших близких.

7.16. Что такое ектения?

– Ектения слово греческое и означает: «прилежное моление». Ектения – молитва совершенно особого характера. Она рассчитана на возможно меньшее утомление внимания, на постоянное возбуждение его. Ввиду этого цельная молитва делится на ряд кратких отрывочных прошений, которые прерываются пением еще более кратких молитвенных восклицаний: «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Название ектении усвоено этого рода молитвам потому, что они являются особенно усердными молитвами, возносимыми от всех верующих. Во время Божественной Литургии после чтения Евангелия совершаются ектении, на которых читаются заказные записки о здравии и о упокоении. Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу.

7.17. Зачем идти на молитву в храм, если Бог в душе и можно молиться Ему и дома?

– Бог, действительно, всегда рядом («Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20)) и молиться Ему можно в любом месте. Однако уже много тысячелетий люди посещают храмы – места особого присутствия Божия. Сам Бог так заповедал: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них; все сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» (Исх.25:8,9). В храме совершается общая молитва, для которой люди должны собираться вместе по примеру апостолов: «И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк.24:53).

Кто говорит, что он может помолиться и дома, обычно дома не молится. А если он не обращается к Богу, то о какой вере, а значит, и о присутствии в его душе Божества, может идти речь? Вера предполагает, что человек не надеется сам на себя, он не самодостаточен, а зависит от Бога, воле Которого должен следовать. Человек не может быть полностью автономным и независимым, особенно когда это касается такого ответственного вопроса, как спасение души. Если христианин не ходит в храм, то есть опасность, что он лишится подлинного общения с Богом, которому надо приобщаться и учиться там, где богообщение реально совершается, то есть в храме.

Только в храме совершаются Таинства, только в храме каждый день Христос зовет всех, предлагая Тело и Кровь Свою. И кто же отказывается от Святых Таин? «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф.12:30).

Быть христианином и не ходить в храм, значит, сознательно отстраняться от того, что даровал Христос – очищения от грехов в покаянии, единения с Ним в Евхаристии, исцеления от болезней в Елеосвящении, благодатного общения со святыми и многих духовных даров, которые люди обретают лишь в храме.

Христианская вера предполагает соответствующую жизнь, а жизнь проявляется в конкретных формах. Христианин спасается лишь в единстве с Церковью.

– Хорошо знать на память «Символ веры» и основные молитвы: «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся…» Нет такого церковного правила, чтобы заучивать молитвы наизусть. Если ежедневно исполнять утреннее и вечернее молитвенные правила, то они будут запоминаться сами собой. Главное – читать молитвы благоговейно, внимательно, с покаянным чувством.

7.19. Можно ли молиться совсем без молитвослова и Псалтири своими словами?

– К Богу, конечно, можно обращаться и своими словами, но вопрос в том, найдет ли человек такие слова, чтобы Бог его услышал? Не будет ли он просить у Бога того, что вовсе не полезно для спасения души? Скорее всего так и получится: ему ведь хочется, прежде всего, земных благ, успехов в этой жизни, здоровья телесного. Это все не вредно, но должно стоять на втором плане, на первом же – то, что способствует духовному росту, очищению и спасению души. Вот для чего и даны нам молитвы, слова которых по внушению Святого Духа составлены святыми. Это некие образцы прошений, то, что нужно просить у Бога, чтобы быть услышанными и получить желаемое, если это желаемое соответствует Божьему Промыслу.

Так что, прежде чем молиться своими словами, надо научиться правильно обращаться к Богу, просить полезное для спасения души, а не тела, – именно для этого и существуют молитвы святых – образцы возношения ума и сердца к Богу.

Современное общество предоставило людям достаточно свобод, в том числе, и выбор религии. От всеобщего атеизма люди, все чаще, обращаются к церкви. Но, знания о церковном укладе в советскую бытность, были выбиты очень крепко из людей, поэтому, сейчас, у многих возникают вопросы - когда ходить в церковь, что надо одевать, как вести себя в церкви? Священники отвечают на эти вопросы однозначно: к церкви надо прийти всем сердцем, а остальные правила вы изучите со временем.

По каким дням ходить в церковь

Принято считать, что ходить в церковь можно по субботам и воскресеньям, когда идут большие службы. Совершенно ошибочное мнение. Церковь открыта для людей в любой день. Церковники говорят, что обращение к богу происходит лучше в общей молитве, когда хор ее поет, а прихожанин подпевает. Еще одна причина этого, кроется в том, что основная часть прихожан в будни, занята работой, а, в церковь, идут, в свободное время, в выходные. Поэтому, почти все крупные праздники, приходятся на выходные, так что сходить, и приобщиться к всеобщей молитве в этот день труда не составляет.

Когда нельзя ходить в церковь

Вопрос, когда нельзя ходить в церковь, интересует, в основном, женщин. Существует мнение, что во время месячных, женщина, не должна переступать порог храма. Служители церкви это правило подтверждают. И, объясняют его, в соответствии с учением Христа. По церковным канонам, причащаясь, человек вкушает плоть и кровь Христа, и, становится священным, в момент соединения со святынями. А, у женщины, эта святая кровь тут же вытекает, священники считают это недопустимым. Поэтому, причащаться в месячные женщине запрещено. А, заодно, и приходить в храм не рекомендуется.

Еще один вопрос, интересующий женщин, когда можно ходить в церковь во время беременности. Церковь считает беременность и ребенка, внутри матери, благословенными Богом, чудом священным, и никакого запрета на молитвы, и присутствие в храме, не налагает. Напротив, призывает беременных молиться Божьей Матери, и, святым, защищающим мать и ребенка.

В какие часы приходить в церковь

В церкви, совершенно, не существует запретов по времени посещения храмов. Церковь открыта с утра, с момента начала заутренней, и до вечера. Ночью, посещение храма не приветствуется, потому что храм - это такое же учреждение, как и любое другое. Надо понимать разницу между общением с Богом, которое у вас может происходить постоянно, и посещением храма, там, есть определенные часы для посещения. По ночам, храмы открыты в праздничные дни, например, на Рождество, на Крещение. В любое время, когда можно ходить в церковь, вы придете для молитвы, и совершите все, что необходимо. А, по ночам, служители церкви спят, также, как и любой человек.

 

Возможно, будет полезно почитать: