Криминология, история и задачи. Организованная преступность Условия организованной преступности

Организованная преступность (ОП) - это высшая форма групповой преступности, это система взаимосвязанных преступлений и их организаторов и исполнителей, которые объединены в устойчивые, иерархические планомерно и целенаправленно действующие преступные структуры (группы, организации, сообщества, ассоциации). Деятельность этих структур носит масштабный характер и направлена на достижение максимальной прибыли из преступного бизнеса или из легального бизнеса, взятого под свой контроль на определенной территории.

Детерминанты организованной преступности.

Анализ юридической и специальной литературы, а также практической деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью позволяет выделить основные причины и условия, порождающие организованную преступность и отметить, что социальные отношения непреступного характера перерастают в преступность при недостатках ее прогноза, выявления и борьбы с социальными отклонениями.

Преступность - продукт общества и относительно самостоятельное социальное явление, имеющее свои специфические характеристики, закономерности, логику развития. Преступность при недостатках борьбы с ней способна к самодетерминации и оказанию обратного отрицательного влияния на породившие ее обстоятельства, в том числе на экономику, социальную ситуацию, политику, духовную сферу, а также на социальные отклонения, усугубляя их и придавая им новые характеристики.

Организованная преступность - это своего рода итог взаимодействия прежних состояний преступности и неблагоприятных социальных условий, сложившихся в том числе и под ее воздействием.

Развитию организованной преступности прежде всего способствует экономическая ситуация, характеризующая недостаточностью решения вопросов, касающихся собственности, полномочий по отношению к государственной собственности (например, самого государства и тех юридических лиц, в ведении которых она находится).

Существенное значение в развитии организованной преступности имеет рассогласованность роста денежных доходов населения и их товарного обеспечения, возникновение и усугубление дефицита денежных средств на все более широкий круг товаров и услуг, а также различия в оплате одного и того же труда, выполняемого работником государственного сектора производства и коммерческого.

На проявление преступности влияют также обстоятельства социального плана. Это и отстаивание социального развития от экономического, и усиливающееся в результате перераспределения доходов социально-экономическое расслоение общества на две полярные группы - одни материально обеспечены значительно лучше, другие - заметно хуже. Представляется, что наличие таких полярных групп в обществе связано, во-первых, с особенностями доходов и гораздо меньше - с расходами; во-вторых, с нарушением принципов справедливости в экономике.

Лучшая материальная обеспеченность отдельных лиц объясняется прежде всего тем, что они по месту работы имеют доступ к материальным ценностям. Сосредоточение значительных материальных средств у небольшой части населения крайне опасно, так как это противоречит принципам справедливости, подрывает значимость трудовой деятельности и ее общественной оценки, дает возможность определенной части населения демонстрировать такой уровень жизни, который не может быть достигнут законным путем, позволяет в первоочередном порядке получать доступ к ряду благ на основе подкупа соответствующих лиц, подрывает престиж закона, доверие к государству, создает социальную напряженность.

Значительно худшая материальная обеспеченность другой категории граждан объясняется их плохой социальной защищенностью, низкой зарплатой. Многие из них не имеют постоянной работы. Часть этих людей злоупотребляет спиртными напитками, уклоняется от общественно полезного труда. Нахождение в люмпенизированной среде, возможно, и заслуженно для тех, кто не желает трудиться и пьянствует, но обществу следует подумать о членах их семей, несовершеннолетних детях, которые поставлены в условия, не способствующие их умственному и физическому развитию, и обречены на то, чтобы пополнять в дальнейшем криминогенную среду.

Организованная преступность стремится к расширению сферы своей деятельности за счет контрабанды наркотиков, оружия и т.п., использованию зарубежного криминального опыта организованных преступных групп.

К основным социальным условиям живучести криминальных организованных форм следует отнести:

  • - противоречия в распределительных отношениях;
  • - ослабление отдельных нравственных и социальных институтов;
  • - недооценку общественной опасности организованной преступности и ее последствий;
  • - отстаивание форм и методов работы правоохранительных органов от изменений качественной стороны преступности.

Противоречия в распределительных отношениях выражаются в такой опасной форме неравенства, когда отдельные граждане разными способами обирают общество, живут прямо или косвенно за счет честных тружеников. Несправедливая, искусственно складывающаяся ситуация материального неравенства является причиной возникновения многих негативных социальных явлений.

Ослабление некоторых социальных и нравственных институтов обусловлено, прежде всего, снижением социальной роли семьи и изменением взглядов на ценности морального характера, установленные нормы поведения. Действие этих факторов приводит к омоложению уголовной среды.

Недооценка правоохранительными органами общественной опасности организованной преступности и ее последствий нередко создает видимость благополучия в борьбе с преступностью и не позволяет принимать правильные управленческие решения.

Отставание форм и методов работы правоохранительных органов от качественных изменений преступности выражено, в первую очередь, в:

  • - потере профессионального ядра, несоблюдении принципа преемственности поколений сотрудников правоохранительных органов, преимущественно полиции, в борьбе с преступностью;
  • - слабой качественной информационно-аналитической базе, что не позволяет учитывать профессиональных преступников, правильно оценивать криминогенную обстановку;
  • - децентрализации оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, препятствующей надлежащему взаимодействию служб и подразделений в борьбе с преступностью.

Ситуация в духовной сфере характеризуется присутствием явлений эгоизма, частнособственнических проявлений, недоверия к официальным институтам государства, их возможностям удовлетворить насущные потребности. организованная преступность социальный криминологический

Особо следует сказать о просчетах в самой стратегии и тактике борьбы с преступностью.

Во-первых, недооценивалась и практически не реализовалась последовательно такая сторона борьбы с преступностью, как ее общая организация: анализ положения, определение направлений главных ударов, программно-целевое планирование, его должное ресурсное обеспечение.

Во-вторых, до сих пор не разработано четкого правового документа борьбы с организованной профессиональной преступностью: криминологическая ситуация изменяется быстро, действующий закон ее полностью «не перекрывает».

В-третьих, правильный тезис о предупреждении как главном направлении борьбы с преступностью иногда понимался так, что предупреждение могут заменить правоохранительные меры. Между тем, предупреждение и правоохранительная деятельность - это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие виды деятельности.

В-четвертых, предупреждение преступлений зачастую сводилось к общим беседам, предостережениям и т.п., без грамотного объяснения причин и условий их совершения соответствующего воздействия на факторы, способствующие совершению тех или иных преступлений. Психологическая и профессиональная подготовка работников правоохранительных органов не соответствует требованиям жизни. Призывы к усилению борьбы с преступностью, в частности с ее организованными формами, не подкрепляются в организационно-ресурсном отношении, связанные с:

  • - недооценкой проблемы организованной преступности. Она выражается в первую очередь, в слабом знании, получении достаточной информации практическими работниками на местах общей картины, отражающей процессы консолидации, кооперирования, профессионализации криминальной среды;
  • - недостаточно активным и целенаправленным оперативным поиском лиц;
  • - возможными участниками организованного преступного сообщества, в том числе и в местах лишения свободы;
  • - отсутствием опережающего поиска со стороны органов внутренних дел сфер приложения преступной активности;
  • - недостатками в контроле за деятельностью особо опасных лидеров в местах лишения свободы;
  • - недочетами в работе по развенчиванию деятельности особо опасных лидеров преступных сообществ, как в условиях свободы, так и в исполнительных учреждения.

Причинами и условиями существования организованной преступности также являются:

Против правоохранительных органов организованная преступность ведет работу по трем направлениям:

  • 1) умышленная дискредитация и ослабление позиций правоохранительных органов;
  • 2) слежка за мероприятиями, проводимыми правоохранительными органами по борьбе с преступностью;
  • 3) стремление втянуть в преступные махинации отдельных сотрудников правоохранительных органов.

Все выше перечисленное краткро:

Организованная преступность -- это форма преступности, для которой характерна устойчивая преступная деятельность, осуществляемая преступными организациями (организованными группами и преступными сообществами), имеющими иерархическую структуру, материальную и финансовую базу и связи с государственными структурами, основанные на коррупционных механизмах. К первоочередным причинам развития организованной преступности можно отнести следующие процессы:- сращивание главарей и активных участников организованных преступных формирований с представителями законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, бизнеса, коммерции, средств массовой информации и культуры;- неспособность государства защитить ряд основных конституционных прав и интересов граждан и общества;- культивирование идей рынка и частной собственности без надлежащего правового обеспечения;- неоправданная затяжка принятия основополагающих законов, обеспечивающих нормальный переход к рынку, в первую очередь по борьбе с организованной преступностью и коррупцией;

  • - обнищание и правовой нигилизм большинства населения страны;- лоббирование интересов отдельных групп ответственными должностными лицами в узкокорыстных целях. Условия преступности - это совокупность явлений, которые сами по себе не могут породить преступность, но служат обстоятельствами, способствующими ее возникновению и существованию. Условия преступности подразделяются на три основные группы:
    • 1) сопутствующие условия, - те, которые образуют общий фон событий и явлений, обстоятельства места и времени;
    • 2) необходимые условия, - без которых событие не могло бы наступить;
    • 3) достаточные условия - комплекс всех необходимых условий.

Объективные условия преступности - недостатки организационного, правового, технического порядка, поддерживающие, а иногда и оживляющие действие субъективных и объективных причин преступлений. Субъективные условия преступности - это демографические, социально-ролевые и психологические особенности населения. Деление причин и условий преступности на объективные и субъективные, позволяет выявить возможность воздействия внешних факторов на человеческое поведение и влияние внутренних, личностных особенностей индивида на его поступки.

Причины и условия тесно связаны между собой и необходимы для возникновения преступности. Те факторы, которые выступают в качестве причин, без соответствующих условий не могут породить преступность. Связь причин и условий называют детерминизмом.

Именно взаимодействие причин и условий порождает следствие.

Преступность в России в отличие от стран Западной Европы складывалась в специфических социально-экономических условиях, наложивших на неё свои национальные особенности.

Во-первых, Россия была преимущественно аграрной страной с прочными патриархальными традициями и преобладающим сельским населением.

Во-вторых, она являлась крепостнической державой и по своему экономическому положению долгое время была одним из отсталых государств в Европе, что способствовало усилению эксплуатации народа и возникновению исключительного по своим формам беззакония со стороны официальных властей.

Крайне тяжёлое экономическое и правовое положение крепостных крестьян неизбежно влекло за собой рост преступности, в которой преобладали бродяжничество, грабежи, но главным образом кражи. Воровство - это бич России, это феномен, над разгадкой которого до сих пор бьются многие ученые.

Исследователи, изучавшие преступный мир России, отмечали, что к XVIII в. встречались целые селения воров и разбойников, "изначально, еще при царском режиме, имелись профессиональные виды групповой преступности с некоторой долей организованности". Такое положение было характерно для любого более или менее обжитого места России. К этому же периоду относится появление традиций и "законов" преступного мира, которые сохранились до настоящего времени:

  • - внесение определенных сумм денег при вступлении в "воровское братство", необходимых для поддержания членов групп;
  • - проведение при этом обрядов посвящения; наделение кличками;
  • - общение на жаргоне - "фене" (тайном языке офеней - бродячих торговцев-коробейников) и др.

Известный правозащитник и исследователь уголовного прошлого Российской Империи В. Чалидзе считает, что для изучения организационной структуры воровского мира весьма важны два обстоятельства: то, что их ассоциации ведут свою историю издавна, и то, что этот мир весьма консервативен в почитании своих организационных и этических принципов. Именно эта консервативность позволяет проводить аналогию между воровской организацией и артелью - давнишним русским социальным институтом, дожившим в прежнем виде до начала XX в. и не прекратившим существование и ныне. Для различных артелей (в том числе и воровских) характерны следующие признаки:

  • - "молчаливый" договор участников;
  • - ограничение свободы выхода из артели;
  • - принцип круговой поруки;
  • - равноправие основных членов при приоритете лидера ("атамана", "старшого");
  • - внутренняя система наказаний;
  • - высокая степень информационной замкнутости;
  • - взаимодействие с другими артелями в разделе территории промысла.

В XIX столетие преступный мир России вступил окрепшим, сплоченным, монолитным, имеющим силу противопоставить себя общественному порядку и закону. Его традиции, обычаи, "законы" укрепились в сознании целых поколений правонарушителей. В XIX веке профессионализация преступной деятельности достигла такого размаха, что не было уже проявления общественной жизни, к которому преступный мир не приспособился для своей пользы. К концу XIX в. преступный мир приобрел черты стройной организации.

Однако становлению "российской мафии" мешали отсутствие рынка и сильная военно-политическая государственная власть в Российской Империи, "ломавшая хребты" потенциальным конкурентам.

В предреволюционный период (1917 г.) в условиях экономического и политического кризиса в стране возникла торгово-финансово-промышленно-чиновничья организованная преступность. Черный рынок перекрыл обыкновенный во много раз. Коррупция охватила аппарат, связанный с финансовыми и товарными потоками.

Революция 1917 года и последующие события коренным образом изменили ситуацию в преступном мире России. В первые послереволюционные годы многие профессиональные преступники были выпущены на свободу, ряд из них даже пришел на службу в органы ЧК и милицию. Тем самым были нарушены вековые воровские законы. Одновременно в организованные банды объединялись бывшие сотрудники жандармерии, офицеры разгромленной белой армии.

К концу 20-х годов наблюдался определенный кризис в распределении сфер влияния в преступном мире. Постоянные конфликты между различными группировками диктовали необходимость совершенствования воровских "законов". В результате на базе традиций и обычаев прошлого возник единый воровской "закон", по которому наиболее авторитетных преступников стали именовать "ворами в законе". Именно к этому периоду относятся некоторые принципы деятельности "воров в законе", которые сохранили актуальность до настоящего времени:

  • - решение сложных вопросов коллегиально на "сходках" как в местах лишения свободы, так и "на воле";
  • - возрождение "общака" как материальной базы преступников, образование "ворами в законе" в каждой местности своих баз, общин, "малин";
  • - соблюдение "закона" мести за отход от соблюдения воровских обычаев и традиций.

С середины 30-х годов одновременно с политическим террором были ужесточены репрессивные меры по отношению к профессиональным преступникам. Уголовный мир был вновь загнан в подполье и вынужден был в местах лишения свободы бороться за выживание. "В сталинское время и предвоенные годы профессиональной преступности был нанесен серьезный удар".

Хрущевская "оттепель", либерализация уголовного наказания, попытки первых экономических реформ стимулировали уголовный мир изменить свою направленность. Профессиональная преступность, которая формировалась из шаек уголовников, приобрела в новых социальных условиях совершенно иное качественное состояние, весьма схожее с аналогичным явлением в развитых буржуазных странах. "Во-первых, появилась сетевая структура организации, при которой стал возможен и даже неизбежен раздел сфер и территорий между группами. Во-вторых, произошло сращивание преступников общеуголовного профиля с расхитителями, тех и других - с представителями государственного аппарата. В-третьих, организованные группы преступников проникли в экономику и даже политику. Последнее характерно именно для организованной преступности".

В этот период начинает формироваться теневая экономика. Подпольные дельцы многократно увеличили уровень своих преступных доходов. Действуя вначале скрытно и осторожно, они, справедливо отметил Е.Г. Андрющенко, нагло и чванно вдруг выползли наружу.

К середине 80-х годов в обществе существовали высокоорганизованные антисоциальные силы: коррумпированная часть партийно-государственной бюрократии и мафиозные структуры. Именно они хлынули в образовавшийся при сломе административных структур вакуум, активно ломая эти структуры и обогащаясь в условиях хаоса. В руки преступников попал огромный стартовый капитал в результате антиалкогольной кампании, которая не только породила дефицит в госбюджете, но и способствовала возникновению новых устойчивых мафиозных структур, быстрому наращиванию теневого капитала.

Следует согласиться с мнением, что в советское время существование организованной преступности официально отрицалось, что оказало в целом негативное влияние на борьбу с преступностью.

По мнению В.С. Овчинского, на развитие организованной преступности сегодня повлияли:

  • - всеуглубляющийся кризис в экономике и общественно-политической жизни общества,
  • - стремительное падение уровня общественного производства при одновременном росте инфляции и безработицы,
  • - резкое увеличение разрыва между уровнями жизни различных групп населения в связи с введением рыночной экономики, как в социальной структуре общества, так и по различным регионам,
  • - нарастание антидемократических, националистических, сепаратистских тенденций, перешедших в ряде регионов в разновидность гражданской войны 6.

Масштабы организованной преступности все больше охватывали именно те сферы экономики, которые непосредственно связаны с удовлетворением жизненно важных потребностей населения. Это относится, прежде всего, к предприятиям и организациям, осуществляющим хранение, транспортировку и реализацию товаров народного потребления.

В период коренных изменений социально-экономических отношений, когда происходит первоначальное накопление капитала, резкое расслоение населения по уровню доходов, когда изменяются стандарты и образцы поведения отдельных социальных групп, рост преступности становится неизбежным явлением.

Та критическая ситуация в сфере борьбы с организованной преступностью и коррупцией, которая наблюдается сейчас, берет начало в 1988 году, когда после известного закона бывшего СССР о кооперации по существу и началось стихийно-неконтролируемое накопление капитала с перекачкой огромных государственных средств в кооперативный, а вернее, в частный сектор, носивший в большинстве случаев противозаконный характер.

Политика, проводимая российским правительством, не только не смогла добиться снижения уровня преступности, в том числе экономической, а даже наоборот, привела к ее высокому всплеску. Процесс приватизации приводит к распродаже за бесценок объектов государственной собственности, баснословному обогащению хозяйственных руководителей (красных директоров) и дельцов теневой экономики, обману рядовых тружеников. Сфера предпринимательства все больше поражается уголовной активностью и уходит в зону теневой экономики. Полностью в теневой сфере в настоящее время находится мелкое предпринимательство и сфера услуг. Усиливается криминализация финансово-кредитной системы. Все это является закономерным следствием ошибочной экономической политики. Как говорят российские экономисты, такие тяжелые последствия - есть результат слепого копирования западных моделей и рецептов Международного Валютного фонда. А также результат еще и того, что переход к рынку осуществляется без надлежащей социальной и правовой защиты. Мы считаем, что экономические реформы социально приемлемы в той мере, в какой они стимулируют экономическое, социальное и духовное развитие общества и личности, не создают препятствий для их взаимного развития. Специфической экономической причиной резкого разрастания организованной преступности является массовый вывоз капитала за границу. По данным ученых, до 20 миллиардов долларов в год переправляется за границу на зарубежные счета.

В этот период начинает проявлять себя такое явление как легализация организованной преступности. В связи с этим нам представляется важным мнение доктора юридических наук Л.Д. Гаухмана, который указал проявление легализация организованной преступности в трех ее сферах, а именно: социально - экономической, политической и правовой. В социально-экономической сфере наблюдается приватизация партийной и государственной властно-управленческой элитой государственного имущества и имущества общественных организаций по чисто символическим ценам.

Бывшие лидеры теневой экономики, а также партийно-государственной номенклатуры выдвигаются в депутаты представительных органов, а также выдвигаются на должности в органы исполнительной власти. Такое положение метко охарактеризовал кандидат юридических наук Л. Тимофеев:

"Реальная власть в государстве принадлежит новой корпорации мафиозного типа, сложившейся в недрах партийно-хозяйственных административных структурах".

С нашей точки зрения к середине 90-х годов процесс формирования организованной преступности был завершён, пройдя все изложенные выше этапы.

В зарубежной криминологии (Италии, США, Японии) проблема организованной преступности обсуждается с конца 20-х годов XX века, в России же к серьезному изучению этого феномена подошли спустя почти 60 лет. Только в 80-е годы впервые открыто заговорили об организованной преступности, стали проводиться исследования во ВНИИ МВД СССР. К 1988 году названная проблема становится центральной на ежегодных теоретических семинарах и конференциях, проводимых на базе Научно-исследовательского института проблем укрепления законности и правопорядка с участием практических работников и первыми учеными, изучающими это явление, стали А. Гуров, А. Долгова и В. Лунев и другие. И лишь 23 декабря 1989 года государство официально признало существование организованной преступности в стране, когда было принято постановление II Съезда народных депутатов СССР «Об усилении борьбы с организованной преступностью» 1 , тем самым, открыв перспективы для широкого обсуждения указанной проблемы.

Уже в 90-е годы ХХ столетия появился ряд серьезных отечественных работ по организованной преступности (В.С. Овчинский, 1993 2 ; А.И. Гуров 1992 3 , В.С. Овчинский, В.Е. Эминов, Н.П. Яблоков, 1996 4 ; Топильская, 1999 5 , а также отдельные статьи, посвященные организованной преступности: Лунеев, 1996 6 ; Хохряков, 2000 7), не считая многочисленных сборников статей и докладов 8 .

В настоящее время в юридической литературе существует множество определений понятия организованной преступности. Это обусловлено тем, что на законодательном уровне отсутствуют специальные нормативные акты, регламентирующие правовые основы борьбы с ней.

Этимологически слово «организованный» произошло от греческого organon и французского organizer. Organon (греч.) - буквально означает «орудие, инструмент», а organizer переводится на русский язык как «устроить, соединить в одно целое, упорядочить что-либо, придать чему-либо планомерность». В русском языке слово «организованный» означает а) обладающий организацией, объединенный в организации, сплоченный; б) планомерный, отличающийся строгим порядком, или в) дисциплинированный, действующий точно и планомерно 9 .

В криминологической литературе преступность определяется как «исторически изменчивое, социальное и уголовно-правовое явление, представляющее собой систему преступлений, совершенных в соответствующем государстве (регионе) в соответствующий период» 10 .

По мнению А. И. Гурова, организованная преступность - «это относительно массовое функционирование устойчивых управляемых сообществ преступ­ников, занимающихся совершением преступлений как промыс­лом (бизнесом) и создающих с помощью коррупции систему за­щиты от социального контроля» 11 . Похожую позицию выражал и Э. Ф. Побегайло: «Организованная преступность есть обладаю­щая высокой степенью общественной опасности форма социаль­ной патологии, выражающаяся в постоянном и относительно массовом воспроизводстве и функционировании устойчивых преступных сообществ (преступных организаций)» 12

И. Я. Гонтарь пишет, что организо­ванная преступность - это «разновидность социальной деятель­ности определенного количества членов общества, направленной на постоянное получение доходов, различных выгод, но только способами, которые сами по себе являются преступными» 13 . Здесь акцент делается на организованной преступной деятельности, а не на организациях.

Экспертами ООН было предложено понимать под организо­ванной преступностью относительно большую группу устойчи­вых и управляемых преступных образований, занимающихся преступной деятельностью в корыстных интересах и создающих систему защиты от социального контроля с использованием та­ких противозаконных средств, как насилие, запугивание, корруп­ция и хищение в крупных размерах 14 .

Однако в Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, при­нятой резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г., дается лишь перечень некоторых проявлений организо­ванной преступности. Там не содержится определений исполь­зуемых понятий «организованная преступность», «транснацио­нальная организованная преступность». В ст. 2 отмечается, что для целей настоящей Конвенции используются термины: а) «ор­ганизованная преступная группа», означающая структурно оформленную группу в составе трех или более лиц, существую­щую в течение определенного периода времени и действующую согласованно с целью совершения одного или нескольких серь­езных преступлений или преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, с тем, чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную вы­году; б) «серьезное преступление» - преступление, наказуемое лишением свободы на максимальный срок не менее четырех лет или более строгой мерой наказания; с) «структурно оформлен­ная группа» - группа, которая не была случайно образована для немедленного совершения преступления и в которой не обязательно формально определены роли ее членов, оговорен непре­рывный характер членства или создана развитая структура» 15 .

Исследования дают основание для следующего определения организованной преступности: организованная преступность - это сложная система организованных преступных формирова­ний, их отношений и деятельности 16 .

Другими словами, об организованной преступности можно говорить не просто тогда, когда функционирование разных орга­низованных преступных формирований приобретает массовый характер (хотя это - важная предпосылка ее существования), но при условии взаимодействия таких формирований, их функциони­рования как определенной криминальной системы.

По мнению А.И. Долговой и В.В. Лунева, совокупность организованных групп, преступных сообществ и преступных организаций (ст. 35 УК РФ), которые считаются традиционными субъектами организованной преступности - есть лишь организованность в преступности - способ совершения преступных деяний, а не организованная преступность 17 .

Организованная преступность, таким образом, рассматривается как совершенно новое антисоциальное явление, вобравшее в себя в целях извлечения сверхприбыли свойства групповой, профессиональной, экономической преступности. От групповой преступности организованная преступность взяла общность людей и их совместность действий; от профессиональной – высокий уровень знаний и навыков, становясь источником существования; экономической – сферу добывания огромных материальных средств и организацию производственной деятельности; от так называемой беловоротничковой – связь с органами власти и т.д.

И появилась она тогда, когда появились объективные условия в экономике, политике, идеологии, которые позволили извлекать сверхприбыль. 18

Отличает организованную преступность от простой организованности в преступности следующие особенности 19 .

Организованная преступность обладает особой экономической основой. Деятельность преступных групп должна представлять собой социально-экономический процесс извлечения сверхдоходов в криминальной сфере. Иными словами речь идет о наживе любой ценой.

Организованная преступность обладает особой социально-политической основой. Деятельность преступных групп должна скрыто оказывать влияние на интересы и цели законопослушных физических и юридических лиц путем нейтрализации (подавления) их сопротивления, а равно противодействовать соответствующим государственным структурам. То есть, организованная преступность преследует в качестве конечной цели установление скрытого господства, диктатуры организованной преступной среды над законопослушным обществом, его гражданами и легитимными структурами.

Организованная преступность обладает особой идейной основой. Деятельность преступных групп должна представлять собой сплочение преступной среды. Речь идет о сплочении преступников как организации, продуцирующей криминальную деятельность, о сплочении на общей криминальной идеологии, в рамках одного преступного сообщества.

Общая идейная платформа – это специфическая система ценностных ориентаций. К наиболее значимым жизненным ценностям этих лиц относятся: деньги, за которые можно купить все; неограниченная власть в уголовном мире и влияние в мире легальном; принадлежность к воровской касте и комплекс презрительного превосходства над законопослушными гражданами; острота ощущений, связанных с риском, романтика опасности, верность воровской «идее».

Организованная преступность обладает особой организационной основой. Деятельность преступных групп должна быть основана на существовании иерархических связей: связей по горизонтали и вертикали, основанными на разделении функций, в том числе дополнительных к преступной деятельности; наличие коррумпированных связей в госаппарате; ролевой статус в преступной среде или теневой экономике.

С такой точки зрения организованная преступность представляет собой альтернативное общество со своей экономикой, социальной и духовной сферами, своими системами управления, безопасности, формирования молодого поколения, судами, своей внутренней и внешней политикой.

Таким образом, исходя из международного опыта и проведенных в нашей стране исследований, практических наработок и некоторых особенностей организованной преступности в России, следует понимать функционирование устойчивых, управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как бизнесом и создающих систему защиты от социального контроля с помощью коррупции и иных форм противодействия власти. Из определения вытекают три основных признака организованной преступности: 1) наличие преступных объединений; 2) незаконный бизнес; 3) коррупция. Рассмотрим их более подробно.

Первый признак – наличие преступных объединений лиц для систематического занятия преступлениями. В них отмечается выраженная иерархия, иными словами, соподчиненность участников, жесткая дисциплина на основе устанавливаемых правил поведения и уголовных традиций, столь характерных для преступного мира России. Власть в группе концентрируется в руках одного или нескольких лидеров, а количество участников колеблется от 5 до нескольких сотен и даже тысяч человек. В зависимости от лидера, количества соучастников и характера самой криминальной деятельности вырабатывается, а затем утверждается статус в уголовном мире. Это общее криминологическое представление о преступном объединении организованного типа.

Причины и условия организованной преступности не своеобразная надстройка над общественными отношениями, которую можно изолировать и отсечь в кратчайшие сроки, а определенный аспект самой этой системы либо побочные, но достаточно устойчивые последствия ее функционирования.

В последнее десятилетие круг и характер детерминант организованной преступности качественно изменился.

Детерминанты организованной преступности связаны с:

а)резким имущественным расслоением в среде населения страны,приобретения особо ценного и престижного имущества.

б)установление взаимовыгодных криминальных связей -- для охраны от конкурентов или их устранения, для использования одних криминальных структур для защиты от других, для совместной деятельности по извлечению максимальной прибыли из легальных и нелегальных экономических операций, для отмывания и вложения средств, полученных преступным путем, и т. д.

в)расширение нелегального рынка для удовлетворения социальнопорнографии, наркотизме, тотализаторе и т. д.) Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. - М., Российская криминологическая ассоциация, 2011. - 665 с..

Общественное мнение дезориентировано публикациями о всесилии организованных преступных структур и поэтому, выражая в вербальной и обезличенной форме недовольство положением дел, вместе с тем не побуждает граждан к реальному противостоянию вымогательству или иным посягательствам, возможно, исходящим от организованных преступников.

Еще одна социально неверная тенденция в публикациях относительно преступности вообще и организованной преступности в частности состоит в нарушении оптимального соотношения между резкой и во многих случаях справедливой критикой конкретных недостатков правоохранительной деятельности и показом ее положительных сторон. До достаточно низкой отметки упал и общий показатель доверия населения органам милиции, прокуратуры, судам. Криминогенное влияние этих факторов на создание ситуаций, благоприятных для действий организованных преступников, очевидно.

В частности, организованные преступные структуры целенаправленно создают условия для своего воспроизводства путем распространения в среде населения азартных игр, наркотиков, проституции и т. д. (прямое вовлечение, пропаганда через средства массовой информации, притоносодержательство), что увеличивает численность фонового контингента, поддерживающего организованную преступность и готового оказывать ей услуги.

Создаются молодежные территориальные группировки и банды, служащие начальным этапом приобщения к организованной преступности.

Выборочное изучение молодежных группировок негативной направленности показало, что от 1/3 до 1/2 взрослых, входящих в руководящее ядро этих группировок, как правило, в возрасте 18 -- 24 лет, одновременно входили во «взрослые» организованные преступные структуры и выполняли их задания, используя силу и средства своих группировокВоронин Ю.А. Сущность и тенденции развития организованной преступности Организованная преступность: состояние и тенденции (материалы исследования). Екатеринбург, 2009 г..

Процессы и явления, приводящие к усилению организованной преступности:

Культивирование идей рынка и частной собственности без надлежащего правового обеспечения, неоправданная затяжка принятия основополагающих, законов, обеспечивающих нормальный переход к рынку, в первую очередь по борьбе с организованной преступностью и коррупцией;

Обнищание и правовой нигилизм большинства населения страны;

Доктор юридических наук, криминолог Овчинский Владимир Семенович считает, что организованные преступные группировки в России продолжают существовать и в настоящее время, но уже в другом виде.

«Наверное, главное отличие новых бандитов в том, что никогда - ни в 1980-х, ни в 1990-х - не было такого масштабного присутствия в ОПГ представителей официальных госструктур.

Можно с уверенностью говорить о том, что у нас в стране нет ни одной «незапятнанной» госструктуры - будь то правительство, министерства, аппарат губернаторов или мэрия.

Особое место в этом “хит-параде” занимают силовые структуры. Даже в лихие 90-е не было такого масштабного вовлечения в ОПГ сотрудников правоохранительных органов.

В качестве иллюстрации можно привести совершенно фантастическое дело подмосковных прокуроров, «крышевавших» игорный бизнес. Я, как бывший начальник Интерпола, утверждаю, что в мировой практике аналогов не существует.

То, чем занимались подмосковные прокуроры, - не просто коррупционная система. Эти люди на себе замкнули функции бандитов. Они лично вымогали, лично угрожали, лично приводили бандитов.

Никогда не было такого, чтобы зампрокурора Московской области ушёл в бега и находился в розыске. Это беспрецедентно. И если бы только дело прокуроров.

К примеру, в мае завершился судебный процесс по «братскому» ОПГ, за которым - рейдерство, незаконный лесной бизнес, убийства, рэкет.

Любопытно, что возглавлял «братскую» ОПГ бывший депутат от «Единой России», известный бизнесмен Вадим Маляков, инициатором заказных убийств был начальник УВД Братска Владимир Утвенко, исполнители - милиционеры и бандиты, координатором был депутат от ЛДПР Александр Загороднев

Чтобы понять причины происходящего, нужно вспомнить историю.

Я как практик могу утверждать, что уже в 80-х годах, когда появились первые признаки преступной организованности, в силовых структурах начали заниматься этим вопросом.

К середине 80-х годов руководство МВД направило на места секретные директивы о борьбе с особо опасной формой организованной преступности - организованными группами.

Потом, в 1988 году, начали создаваться спецподразделения по борьбе с оргпреступностью. В итоге преступность удавалось сдерживать. Однако с 2008 года ситуация резко изменилась. Подразделения по борьбе с оргпреступностью - УБОПы - были ликвидированы.

Специалисты считают, что в 2008 году, после ликвидации этих спецподразделений, ситуацию одним махом вернули на 20 лет назад.

В результате этого необдуманного шага мы потеряли структуры, которые должны заниматься оргпреступностью, а вместе с ними большое количество профессионалов.

Кроме того, дела оперативного учёта в отношении организованных бандитских группировок были потеряны или уничтожены. Хотя общественность уверяли, что все сохранено. В масштабах страны бесконтрольными остались до 80 000 активных членов организованных преступных групп.

Я недавно проанализировал статистику Верховного суда за период с 2004 по 2009 год.

Получилась страшная картина. К примеру, из совершивших умышленные убийства пожизненное наказание было назначено всего 0,2%.

На 25 лет из них были осуждены только 3-4%. Из 234 000 осуждённых за нанесение тяжкого вреда здоровью, в том числе повлёкшего смерть, максимальный срок получили только двое бандитов.

Из этой же категории осуждённых 37% получили условный срок и остались на свободе. За бандитизм за этот же период привлекались 1180 человек. Из них только три получили максимальный срок. За разбойные нападения были осуждены 147 000 человек. Из них максимальный срок получили только семеро.

За достаточно редкую статью «организация преступного сообщества» были осуждены 440 человек. Из них только 37 мафиози получили максимальный срок.

Но даже те, кто получает максимальные сроки, особо не расстраиваются. Они выходят на свободу по УДО (условно-досрочно) спустя полсрока. Поэтому весь контингент 1990-х годов, который, как нам кажется, сидит, уже давно вышел. Тем более все условия для этого есть»Овчинский В.С. Криминальная Россия. Московский Комсомолец № 25679. 29 июня 2011 г..

Вывод: К основным процессам и явлениям, которые приводят к усилению организованной преступности относятся:

Сращивание главарей и активных участников организованных преступных формирований с представителями законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, бизнеса, коммерции, средств массовой информации и культуры;

Неспособность государства защитить ряд основных конституционных прав и интересов граждан и общества;

Лоббирование интересов отдельных групп ответственными должностными лицами в узкокорыстных целях.

Рассматривая криминогенные детерминанты современной организованной преступности, следует иметь ввиду, что причины и условия организованной преступности это - не своеобразная надстройка над общественными отношениями, которую можно изолировать и отсечь в кратчайшие сроки, а определенный аспект самой этой системы либо побочные, но достаточно устойчивые последствия ее функционирования. Потому всякие попытки объявлять преступность явлением исключительно пережиточного характера, как это имело место в эпоху социализма, изначально ошибочны.

Проблема возникновения и распространения организованной преступности, т.е. преступности качественно нового типа, прежде всего, связана с появлением в нашем обществе возможности достижения максимальной эффективности преступной деятельности по извлечению высоких и сверхвысоких доходов, основой которой является нелегальная экономическая деятельность, реальные условия для организации и эксплуатации источников сверхдоходов. Такая ситуация, притягивает энергичных людей, не отягощенных синдромом приверженности к правопорядку и готовых на все ради выгоды (Айдинян Р., Гилинский Я. Функциональная теория организации и организованная преступность // Организованная преступность в России: теория и реальность. - С. 4-5). При этом сам по себе источник может быть как вполне законным (нефтедобывающий, перерабатывающий, строительный комплекс, производство оружия и боеприпасов, банк, магазин, оптовая, розничная торговля и т.д.), так и изначально незаконным (грабежи, вымогательство, наркобизнес, продажа краденых автомобилей или человеческих органов). Суть в том, чтобы потенциально этот источник мог обеспечить супердоходы. Сверхприбыль с нейтрального источника обеспечивается, как правило, криминальным способом его эксплуатации (хищения, уклонение от уплаты налогов, финансовые махинации и др.) или взвинчиванием цен на товары и услуги в условиях монополии, которая нередко утверждается незаконным устранением конкурентов, не исключая физического способа..

Нелегальная экономическая деятельность, как и всякая другая человеческая деятельность, с течением времени неизбежно принимает организованные формы. Действительно, сверхприбыльность и сложность организации незаконного бизнеса обусловливают необходимость согласования личных и групповых корыстных интересов участников, их соподчинения, специализации и кооперации в рамках незаконного промысла, что закономерно ведет к созданию преступных организаций, их объединению в сообщества.

Таким образом, с точки зрения закономерностей социальной организации, появление такого социально криминологического феномена, как организованная преступность в качестве наиболее эффективной формы нелегальной экономической деятельности оказалось неизбежным.

К политическим факторам, влияющим на рост организованной преступности принято относить: неустойчивость политического режима, нестабильность уголовной политики, коррумпированность работников государственной службы, необустроенность межгосударственных границ после распада СССР, отчуждение населения от управления государственными делами и контроля за системой мер борьбы с преступностью и др.

Процесс интенсивной криминализации общественных отношений в России в значительной мере связан со становлением рыночной экономики. По его мнению, Лунеева В.В. экономические и политические свободы облегчают совершение преступлений. Это универсальное условие действует в разных странах, а не только в России. В условиях интенсивного осуществления непродуманных реформ произошел необоснованный развал социального контроля за противоправным поведением. Он определился в значительной мере параличом новых властей, а также их корыстными личными интересами" (См. Общественные науки и современность. 1996. № 3).

В ряду политических, как и экономических факторов организованной преступности, остается коррупция, которая позволяет осуществлять значимые операции в сфере экономики, своевременно располагать необходимой информации, своевременно избегать правового воздействия. Данные статистики фиксируют устойчивый рост наличия коррумпированных связей организованными преступными формированиями. Коррупция в России стала фактором не просто в «расхожем» смысле этого слова, а фактором инициирующим всю организованную преступность. В криминологической литературе такую разновидность организованной преступности определяют еще как политическую или элитно-властную организованную преступность. Проведенная и продолжающие осуществляться приватизация обернулась в «прихватизацию» именно благодаря властно-авантюрным акциям властьпридержащих и по существу заложила прочные основы нового уровня коррупции, соответственно и организованной преступности в стране.

В этой же связи криминогенный характер приобрели и процессы в социально-нравственной и духовной сфере, возникли, и все более усиливается в обществе ощущение безнравственности и духовной пустоты.

В этих условиях образовавшийся вакуум духовности в российском обществе во многом заполняется за счет экспансии худших вариантов западной культуры, укреплением позиций криминальной субкультуры. Вместе с тем, определенные сдвиги общественного правосознания происходят под традиционно-национальным воздействием, в рамках «реабилитационной активности» отдельных этносов, как реакции на советское прошлое, принимающей нередко манифестационный характер. Особенно остро эти процессы сказались в республиках, где становление государственности произошло сравнительно недавно, и, соответственно, где стародавние традиции оказались еще живы в сознании народа.

Традиционно-национальное возрождение в рамках «реабилитационной активности» отдельных этносов, как реакции на советское прошлое, в условиях межэтнических конфликтов, катастрофического обнищания населения, ограниченных возможностей для занятия бизнесом, невозможности достичь успеха некриминальными способами и множества других факторов обуславливает процессы криминализации регионов. Наглядно выражение этих процессов мы видим на примере Чечни. Отдельные тенденции этих процессов отмечаются и в других регионах.

Наконец, рассмотрение важнейших криминогенных детерминант организованной преступности было бы не полным, если бы мы не указали на самовоспроизводственные способности известного социально-негативного феномена.

Российскими криминологами давно отмечается целенаправленная деятельность организованных преступных формирований по созданию условий для своего воспроизводства путем распространения среди населения алчного потребительства азартных игр, наркотиков, проституции и т.п., что увеличивает численность фонового контингента, поддерживающего организованную преступность и оказывающего ей услуги. Используется и политическая, в том числе национально-экстремистская фразеология; пропагандируются социально-негативные нормы, обычаи и традиции преступного мира, уголовная романтика; создаются молодежные территориальные группировки и банды, служащие начальным этапом приобщения к организованной преступности. Проведенные выборочное изучение молодежных группировок негативной направленности, существующих в ряде городов России, показало, что от 1/3 до 1/2 взрослых, входящих в руководящее ядро этих группировок, как правило, в возрасте 18-24 лет, одновременно входили во «взрослые» организованные преступные структуры и выполняли их задания, используя силу и средства своих группировок.

Криминологические основы борьбы с коррупцией и организованной преступностью

Перемены, происходящие в обществе, связанные, прежде всего, с переходом к рыночным отношениям, обусловили рождение массы криминогенных издержек. Однако представляется, что они могли и могут быть значительно сокращены в результате внесения существенных корректив в процесс реформ, не изменяющих сущности российского общества как демократического и рыночного. В этом плане повлиять на масштабы организованной преступности можно, прежде всего, путем реализацией сильной и результативной государственной экономической и социальной политики, определением государством четких правовых, нравственных ориентиров, системы предпочтений и неуклонным следованием им.

Общесоциальной основой предупреждения организованной преступности, а также максимального ограничения возможностей для aa функционирования и воспроизводства должно стать преодоление кризисных явлений в стране, что связано, прежде всего, с социально-экономическими и идеологическими переменами в обществе, в частности, со следующими.

Экономические меры предупреждения организованной преступности направлены на нейтрализацию криминогенных последствий функционирования экономической сферы и проявляют свое значение как на макроуровне (например, оздоровление экономики страны в целом; экономическая защита наименее обеспеченных слоев населения посредством введения научно обоснованного уровня прожиточного минимума), так и на микроуровне (например, льготы и помощь конкретным лицам, находящимся в критической ситуации). Наконец перспективным направлением предупреждения организованной экономической преступности может стать вытеснение и (или) элиминирование криминализированной экономической деятельности в сферу легальной экономики. Одним из последствий эскалации организованной преступности в стране является, как ни странно, то, что она стала крупным работодателем, поставщиком сравнительно дешевых теневых услуг (в строительстве, ремонте квартир, обеспечении возврата долгов и т.п.), и все большая часть населения в разных формах стала с ней сотрудничать. Нельзя бороться с преступностью, оставляя возможности для ее воспроизводства. Следует подумать об обеспечении легальными доходами безработных молодых людей, о расширении сферы сравнительно дешевых услуг, к примеру, на основе поддержки мелкого законного предпринимательства и т.п. Даже при самом активном наступлении на преступность общество должно обеспечивать жизненно важные интересы людей.

Социальные меры профилактики призваны оказывать позитивное воздействие на различные социальные институты (семья, коллективы, общественные организации и т.д.). Так, значительный профилактический потенциал содержат меры, способствующие созданию культа семьи, развитию общественных основ местного самоуправления и т.д.

Идеологические меры профилактики призваны: формировать у членов общества морально-нравственное сознание на базе общечеловеческих ценностей; ограничивать негативное влияние на поведение людей стандартов масскультуры посредством дифференцированного ее потребления; исправлять нравственные деформации у лиц с правонарушающим поведением с помощью индивидуально-воспитательной работы (психолого-педагогические и правоограничительные меры).

Вместе с тем следует отметить так называемое "общесоциальное" предупреждение организованной преступности и коррупции, под которой мы понимаем предупредительное воздействие социальной деятельности, специально не направленной на борьбу с преступностью, но способной быстро оказывать позитивное воздействие. Однако сегодня возможности принятия таких мер объективно ограничены. В этой связи, очевидно, возрастает роль специального предупреждения как деятельности, специально направленной на выявление и устранение причин и способствующих условий, на предохранение от преступных посягательств и обеспечение неотвратимости уголовной ответственности для лиц, совершивших преступление.

По мнению юристов многих стран, решению этих проблем может в той или иной мере способствовать использование криминологических форм и методов борьбы с преступностью, в том числе установление особого социально-правового контроля за источниками доходов (финансово-экономической и иной деятельностью) лиц, подозреваемых в участии в организованной преступной деятельности, коррупции. По сути, такой контроль выражается в том, что определенные государственные органы, общественные организации, должностные лица законодательно наделяются властными полномочиями по наблюдению и проверке соответствия деятельности конкретных граждан и юридических лиц предъявляемым требованиям с правом информировать об обнаруженных отклонениях компетентные органы и (или) общественность, подавать ходатайства либо рекомендации о привлечении виновных к ответственности. Кроме того, контролирующие субъекты наделяются правом в период до принятия окончательного решения судом или иным компетентным органом самостоятельно применять к подконтрольному лицу меры, направленные на предупреждение и пресечение правонарушений, например, временно отстранять от работы лиц, подозреваемых в коррупции, вводить ограничения и запреты на их деятельность для воспрепятствования пользованием или сокрытию средств, добытых преступным путем и т.п.

Среди правовых мер предупреждения организованной преступности и коррупции важное место занимают нормы УК 1996 г. об ответственности за корыстные и корыстно-насильственные преступления, совершенные организованной преступной группой, за вымогательство, за незаконное предпринимательство, незаконную банковскую деятельность, лжепредпринимательство, отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, ограничение конкуренции и т.д. Для профилактики организованной преступности и коррупции используется и возбуждение уголовных дел о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; против правосудия; против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Вместе с тем, по мнению многих ученых, сегодняшний уголовный закон больше рассчитан на мелкого жулика. Нельзя, например, привлечь к уголовной ответственности лидеров преступных сообществ за такие действия, как разработка стратегии и тактики действий уголовных элементов, разделение сфер влияния, создание общих денежных фондов, проведение организационных сходок преступных элементов и т.п. Согласно действующему законодательству к уголовной ответственности можно привлечь лишь группу лиц, предварительно сговорившихся и совершивших конкретное преступление.

С другой стороны, некоторые ученые преувеличивают значение УК, особенно в плане борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Согласно их мнению, борьба с упомянутыми явлениями преступности упирается в несовершенство собственно уголовного закона. Данное положение не бесспорно. Как представляется, выработать в рамках Уголовного закона что-либо принципиально новое, что бы в корне изменило ситуацию в борьбе с организованной преступностью, невозможно. Тем более, что, согласно Г. Явлинскому, «коррупция (как и организованная преступность - от автора) в России не личностная (как в Италии и Японии), а экономическая и политическая категория». Потому наибольшую ценность приобретают так называемые «криминолого-профилактические акты».

Следует отметить, что в настоящее время процесс предупреждения организованной преступности не имеет самостоятельной правовой базы. Существующие правовые акты разбросаны по различным отраслям законодательства, они зачастую фрагментарны, не согласованы между собой. Некоторое из них носят декларативный характер, например Указ Президента СССР от 4 февраля 1991 года «О мерах по усилению борьбы с наиболее опасными преступлениями и их организованными формами». В обеспечение реализации данного нормативного акта не было выделено материальное и ресурсное обеспечение на государственном уровне, в основном все это делалось за счет системы МВД и бюджетов местных органов власти. Подразделения по борьбе с организованной преступностью, как правило, занимались преступными группировками общеуголовной направленности, раскрытием тяжких преступлений, а криминальный бизнес и теневые структуры оперативным проникновением охвачены почти не были. Отсутствовала борьба и на международном уровне.

Большинство принимаемых мер носило в основном характер Демонстрации силы. Указ Президента России от 14 июня 1994 года № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности», который был отменен в 2011 г., позволил усилить оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную работу по сбору доказательств против главарей преступных группировок. Однако с его помощью нельзя было воздействовать на преступные организации и сообщества.

Несмотря на решение Президента и Правительства России, в судах так и не были образованы специальные судебные присутствия по рассмотрению уголовных дел об организованной преступности. А ведь на эти цели выделялись достаточные средства, на которые должны были профинансироваться 7 790 единиц судебных работников.

Так и не был решен вопрос об использовании Министерством финансов РФ 3500 единиц, выделенных высшими государственными органами России на создание подразделений по проведению ревизий и проверок хозяйствующих субъектов при исполнении Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД РФ и его структурных органов на местах. Не были созданы и подразделения по борьбе с организованной преступностью в прокуратуре.

Кроме того, в целях заполнения правового вакуума в плане борьбы с организованной преступностью и коррупцией были приняты следующие нормативные акты.

Акт «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» (от 4 апреля 2009г. №361), в соответствии с которым служащим государственного аппарата запрещено:

Заниматься предпринимательской деятельностью;

Оказывать любое, не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждение, услуги, льготы;

Выполнять любую оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности), а также заниматься предпринимательской деятельностью через посредников, а равно быть поверенными у третьих лиц по делам государственного органа, в котором он состоит на службе;

Самостоятельно либо через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью и иными хозяйствующими субъектами.

Нарушение указанных требований влечет освобождение от занимаемой должности и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Для государственных служащих установлено обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и иных ценных бумагах, а также обязательства финансового характера. Непредставление таких сведений или умышленное представление неполной, недостоверной информации являются основанием для отказа в назначении на должность.

Следует отметить, что данный нормативный акт оказался одним из самых игнорируемых. Его нормы, запрещающие чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, до сих пор не реализованы. Понятно, что возможность безбоязненно совмещать государственную службу с коммерческой деятельностью - это не только широко открытая дверь для коррупции, но и особый стимул для занятия государственных должностей исключительно с целью незаконного обогащения.

8 октября 2009 г. был принят Указ Президента РФ «О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью», в соответствии с которым усилены подразделения по борьбе с организованной преступностью в органах внутренних дел.

18 сентября 2007 г принят Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации», в соответствии с которым в практику борьбы с преступностью введено проведение в регионах со сложной криминогенной обстановкой согласованных целевых операций по пресечению деятельности бандитских формирований, организованных преступных сообществ, занимающихся контрабандой, незаконным оборотом оружия, наркотиков и совершающих иные тяжкие преступления. терроризирующие население. Разрешено активно использовать в этих целях специальные моторизированные воинские части, а также соединения и воинские части оперативного назначения внутренних войск; образована правительственная комиссия по противодействию незаконному обороту наркотических средств; введены должности помощников руководителей исполнительных органов всех уровней по вопросам борьбы с преступностью.

Далее следует отметить, что с учетом сложности и многогранности явлений организованной преступности и коррупции основными направлениями по повышению результативности борьбы с ними являются разработка и принятие эффективного и гибкого законодательства. В связи с этим принят новый УПК РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, ожидается принятие законов «О борьбе с организованной преступностью», «О борьбе с коррупцией», «О борьбе с терроризмом и бандитизмом», «Об ответственности за легализацию преступных доходов», «О противодействию незаконному обороту наркотических средств и сильнодействующих веществ», «Об обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства», которые будут способствовать противодействию и сдерживанию организованной преступности.

В перечисленных законопроектах значительное внимание уделено социально-правовому контролю. Например, лица, уполномоченные на выполнение государственных функций и приравненные к ним, при занятии определенных должностей должны будут давать письменное обязательство о предоставлении органам, уполномоченным на осуществление контроля, сведений о своих доходах, имуществе, денежных вкладах, совершенных крупных сделках и т.п., а также о воздержании от названной в законопроекте о борьбе с коррупцией деятельности, несовместимой с вьполнением государственных функций или создающей благоприятные условия для коррупции. На банки и некоторые другие учреждения возлагаются обязанности заявлять в правоохранительные органы о сомнительных операциях своих клиентов, предоставлять сведения о вкладах и операциях по счетам лиц, подозреваемых в коррупции и других преступлениях, обязательно идентифицировать личность клиента при производстве ряда денежных операций и некоторых имущественных сделок. Должностным лицам правоохранительных органов в необходимых случаях предоставляется право: требовать от юридических и физических лиц доказательств законности совершаемых ими действий; приостанавливать производство денежных операций и имущественных сделок; налагать административный арест на денежные средства и имущество при наличии данных о противоправности их получения; производить предварительную проверку финансово-экономической деятельности, имущественного и финансового положения лица, подозреваемого в занятии организованной преступной деятельностью или коррупцией, его супруга или супруги, близких родственников или совместно проживающих с ним в течение последних пяти лет других лиц. а также физических и юридических лиц, общественных формирований, имуществом, средствами которых подозреваемое лицо владело либо пользовалось, либо распоряжалось или именем которых пользовалось.

Среди важнейших мер предупреждения преступности выделяют организационные меры предупреждения преступности, которые призваны содействовать нейтрализации или минимизации криминогенных последствий от непрофессиональной организационно-управленческой деятельности. В ряду организационных мер предупреждения организованной преступности и коррупции важнейшее место принадлежит деятельности правоохранительных органов.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает достаточные возможности органов МВД. ФСБ, налоговой полиции.

В органах внутренних дел и ФСБ есть специальные подразделения для борьбы с организованной преступностью и коррупцией, комплектуемые сотрудниками, имеющими соответствующую правовую и специальную подготовку. В системе МВД действует Главное управление по организованной преступности, которому подчиняются управления в регионах. Для обеспечения взаимодействия с другими структурами органов внутренних дел каждого уровня начальник специализированной структуры является первым заместителем соответствующего руководителя органов внутренних дел; осуществляется специализация прокуроров по делам об организованных преступлениях:

Предусматривается создание специализированных составов областных и равных им судов.

Своеобразной формой профилактики и ограничения возможностей функционирования и воспроизводства организованной преступности является развивающаяся с использованием зарубежного опыта практика органов расследования по:

* стимулированию позитивного посткриминального поведения рядовых участников организованных преступных структур.

* созданию ситуаций по захвату с поличным участников организованных преступлений;

* привлечению руководителей и активных участников организованных преступных структур при затруднительности доказывания совершения ими тяжких преступлений и реальности угрозы их продолжения к уголовной ответственности за менее тяжкие преступления, которые могут быть доказаны.

Далее, важным направлением по оздоровлению правоохранительной системы могло быть налаживание активного взаимодействия между государственными и негосударственными правоохранительными системами. Несмотря на функциональные различия, их деятельность должна быть подчинена единой цели. Сегодня взаимосвязь между ними весьма сложна и до сих пор слабо определена законодательно и организационно. Отсутствие механизмов обмена информацией, функционального взаимодействия, организационной взаимосвязи приводит к тому, что между государственными и частными службами безопасности не существует позитивного сотрудничества. основанного именно на законе (если оно есть, то зиждется на дружеских, профессиональных связях). Часто же на официальном уровне складываются отношения между двумя конкурирующими структурами, что вредит делу.

В борьбе с преступной деятельностью организованных криминальных структур расширяется сотрудничество правоохранительных органов и заинтересованных коммерческих организаций. И, прежде всего, в сфере кредитно-финансовой деятельности, наиболее уязвимой для посягательств со стороны организованных преступников. Так, в 2015 г. подписано соглашение между МВД РФ и Ассоциацией российских банков о сотрудничестве в обеспечении межбанковской безопасности. В этом соглашении выделена задача - предупреждение посягательств на средства банков и их клиентов, в том числе обмен необходимой информации, совместная разработка рекомендаций по профилактике, помощь милиции в охране банковских учреждений и защите их руководителей и сотрудников, проверка надежности лиц, предлагающих деловое партнерство банкам, совместные действия органов внутренних дел и служб безопасности банков по предупреждению и пресечению фактов противоправного удержания кредитов заемщиками и т.д.

Профилактика организованных преступлений является одним из ведущих направлений в международном сотрудничестве России в сфере борьбы с преступностью. Россия - член Интерпола, участник разработки ряда международно-правовых документов по борьбе с организованной преступностью. Расширяется круг государств, с которыми имеются договоры об оказании правовой помощи (в том числе в розыске, изобличении и экстрадиции участников организованных преступных групп и сообществ, выявлении преступно нажитого имущества). При вступлении в Совет Европы (СЕ) Россия обязалась подписать и ратифицировать многосторонние конвенции, касающиеся выдачи преступников, взаимной помощи в уголовно-правовой сфере, борьбы с отбыванием доходов от преступной деятельности и др., и с момента вступления в СЕ соблюдать принципы, закрепленные в этих конвенциях. Расширяется взаимодействие в рассматриваемой сфере и в рамках СНГ. В частности, на основе утвержденной Советом глав правительств государств-участников Содружества Программы совместных действий по борьбе с организованной преступностью и иными опасными преступлениями (2007) заключены соглашения о сотрудничестве в этой сфере между министерствами внутренних дел стран СНГ, а также между прокуратурами этих стран (2007-2015). Причем предусмотрен не только взаимный обмен оперативной, справочной и иной информацией, но и проведение совместных мероприятий, обмен опытом, обмен нормативными материалами, взаимодействие в обучении специализированных кадров и научных исследованиях проблем. Создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными преступлениями на территории СНГ, которое располагает специализированным банком данных и оказывает содействие в осуществлении межгосударственного розыска участников организованных преступных структур и в проведении согласованных оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций. В 2006 г. была разработана и одобрена Межгосударственная программа совместных мер борьбы с организованной преступностью на территории государств - участников СНГ.

 

Возможно, будет полезно почитать: