Как определяется налоговая. Как определяется налоговая база? Налоговая база для разных налогов

Налог — это обязательный платёж, взимаемый сфизического или юридического лица, для финансирования деятельности государства.

Налог на прибыль — это налог, взимаемый с прибылиорганизаций. Прибыль определяется путём вычета из доходов всех расходоворганизации. Налог на прибыль платится всеми организациями, за исключениемиспользующих специальные налоговые режимы и плательщиков налога на игорныйбизнес.

Налоговая база — это характеристика объектаналогообложения, исходя из данных о котором, рассчитывается размер налога.

Налоговая декларация – документ, предоставляемый налогоплательщиком в органы налогового контроля для уведомления о размере доходов, полученных за определённый период времени. Так же в декларации указывается информация о полагающихся и применяемых налоговых льготах, и иных типах вычетов, влияющих на размер уплачиваемого в казну налога. Для каждого типа налога, подлежащего учёту существует своя декларация утверждённой формы. Данные передаются в налоговую на бумажных носителях, через сертифицированные средства электронного документооборота или с недавнего момента через личный кабинет налогоплательщика с использованием электронной подписи.

Налоговая система общее понятие, являющееся совокупностью всех институтов и правовых взаимоотношений возникающих между государством и плательщиками налогов. В налоговую систему входят все нормы и принципы установлений, сбора и контроля налогов.

Налоговые каникулы – льготный период, предоставляемый государством юридическим или физическим лицам, в течение которого они освобождаются от уплаты всех или только некоторых типов налоговых сборов. Основной целью налоговых каникул является стимулирование определённых отраслей или типов организаций, испытывающих сложности, связанные с налоговой нагрузкой.

Налоговый вычет — установленная законодательством сумма, наразмер которой может быть сокращена облагаемая налогом база, что приводит кобщему уменьшению налога, подлежащего к уплате. Налоговые вычеты могутраспространяться, как на целые категории лиц и организаций, так и на частныеслучаи, связанные с характеристиками объекта налогообложения. Вычеты бывают, как для юридических, так и для физических лиц.

Налоговый период — это период времени, за которыйопределяется размер налоговой базы, на основании которой начисляется налог,подлежавшей уплате в дальнейшем.

Налоговые агенты — лица, на которых согласно Налогового законодательства возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению удержанных налогов в бюджет.

Налогоплательщик — это физическое лицо илиорганизация, законодательно обязываемые уплачивать налоги.

НДПИ (Налог на Добычу Полезных Ископаемых) — этофедеральный налог, взимаемый с полезных ископаемых, добываемых из недр земли.Полезные ископаемые, получаемые в результате переработки отходов добывающегопредприятия, НДПИ не облагаются, за исключением отдельно лицензируемых видовдеятельности. Налог взимается, как с ископаемых, добытых на территории Российской Федерации, так и наиной территории находящейся под юрисдикцией РФ.

НДФЛ (Налог на Доходы Физических Лиц) — это прямойналог, взимаемый с полного дохода физического лица за определённый периодвремени. Может быть уменьшен на сумму расходов, затраченных на образование,лечение и иные статьи, определяемые налоговым кодексом РФ.

Нематериальные активы — это активы, не имеющиефизической формы и не являющиеся непосредственно финансово-денежными активами(инвестициями, займами и прочим), но участвующие в производстве продукции идеятельности организации. К такимактивам относятся объекты интеллектуальной собственности, патенты, деловуюрепутацию и т.п.

НКО (Некоммерческая Организация) — это формаюридического лица результатом и первичной целью деятельности, которой неявляется получение прибыли и её распределение между собственниками. Самыми распространёнными видами являютсяфонды, политические партии, профессиональные и религиозные объёдинения.


Определения

1. Налоговые отношения - это отношения правительства, т.е. его уполномоченных органов с многочисленным количеством налогоплательщиков-фирм, а также граждан.

Налоговые отношения - это охраняемые государством общественные отношения , возникающие в сфере налогообложения, имеющие экономическую основу, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.

Налоговые правоотношения – отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

2.Масштаб налога – вспомогательный элемент, характеризующий определенную законом меру измерения (стоимостную, количественную или физическую характеристику) объекта обложения.

Масштаб налога – единица, которая берется в основу измерения налога (например, по налогу на прибыль – эта денежная единица, на транспортному налогу – мощность двигателя)

3.Смешанная ставка налога – ставка, которая сочетает в себе твердую (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) и адвалорную (выражается в определенных долях объекта обложения) ставки: в РФ такие ставки установлены по некоторых табачным изделиям, например, по сигаретам.

4.Прямые налоги – условное понятие, обычно обозначающее группу труднопереложимых налогов с доходов и имущества налогоплательщиков, взимаемых непосредственно с фактов получения ими дохода или владения имуществом (земельный, транспортный налог, НДФЛ)

5.Кумулятивный метод – порядок исчисления налога, когда налог исчисляется нарастающим итогом с начала года.

6.Налоговые льготы – предоставление налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков (плательщикам сборов) исключительных преимуществ, включая возможность не уплачивать налог (сбор) ли уплачивать их в меньшем размере, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика (плательщика сборов). Введение налоговых льгот реализуется государственное регулирование экономики , когда трудноосуществимы иные формы государственной поддержки. Есть льготы обязательные, а другие могут применяться по желанию налогоплательщика. Налогоплательщик имеет право приостановить применение льгот на несколько налоговых периодов.

7.Принципы налогообложения по Вагнеру – достаточность, подвижность обложения, надлежащий выбор источника обложения, учет переложения налогов, всеобщность, равномерность, определенность обложения, удобство уплаты, дешевизна взимания налогов.

В 1880 году Вагнер в работе «Наука о финансах» сформулировал 9 основных правил, которые были классифицированы им в 4 основные группы:


  1. Финансовые принципы организации налогообложения:

  • Достаточность обложения

  • Подвижность обложения

  1. Народно-хозяйственные принципы:

  • Выбор источника обложения

  • Правильный выбор отдельных налогов

  1. Принципы справедливости:

  • Всеобщность обложения

  • Равномерность

  1. Принципы налогового управления:

  • Определенность обложения

  • Удобство уплаты налога

  • Дешевизна взимания
8.Шедулярная форма исчисления налога – форма исчисления налога, которая предполагает разделение дохода (объекта налога) на его составные части (налогооблагаемая прибыль предприятия делится на прибыль от основной деятельности, от внереализационных операций и пр.) в зависимости от источника дохода и каждая часть облагается по отдельности с целью соблюдения принципа справедливости и воспрепятствования уклонению от уплаты налога.

9.Регрессивная ставка – ставка, которая действует в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы).

10.Носитель налога – лицо, которое несет на себе тяжесть налогового бремени.

11. Налоговый период – (обязательный элемент) календарный год или иной период времени (месяц, квартал), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов.

12.Инвестиционный налоговый кредит – льгота, предусматривающая изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований и предоставляющая возможность налогоплательщику в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

13. Твердая ставка налога – устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения (например, по большинству подакцизных товаров установлены твердые ставки (по водке 210 рублей на 1 литр безводного спирта)

14.Местные налоги РФ – налоги, ставки которых устанавливаются представительными органами государственной власти, а налоговые суммы поступают в доходы местных органов государственной власти и расходуются ими (земельный налог и налог на имущество физических лиц).

15.Объект налога – это имущество или доход , подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога.

16.Источник налога - факультативный элемент, характеризующий регламен­тированный экономический показатель (фонд) налогоплательщика, за счет которого следует уплачивать налог.

17.Экономическая ставка налога - отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.

18.Налоговый агент - (ст. 24 НК РФ) лица, на которых в соответствии с кодексом возможны обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечисление налогов в бюджетную систему РФ (НДФЛ: налоговый агент – работодатель)

19.Некумулятивный метод – формирование налоговой базы производится по частям. В этом случае каждая часть дохода облагается налогом отдельно, вне связи с иными источниками дохода. Так рассчитываются косвенные налоги (напр., НДС)

20.Отчетный период – (факультативный элемент) срок, по истечении которого налогоплательщик уплачивает авансовые взносы по налогу и предоставляет отчетность (квартал, полугодие, 9 месяцев)

21.Состав законодательства РФ о налогах и сборах – законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (ст.1 НК РФ)

22.Юридическое двойное налогообложение - двойное налогообложение считается "юридическим" в том случае, когда одно и то же лицо дважды облагается налогом, например, лицо, не имеющее местожительства в данной стране, облагается налогом в стране источника дивиденда и в стране местожительства (один и тот же доход одного и того же субъекта облагается более чем одним государством).

23.Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, т.е. это норма налогообложения. Виды: твердая, долевая, смешанная, регрессивная, прогрессивная, пропорциональная.

24.Косвенный налог - налог на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу , в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Успешно перекладываются. Предназначаются для перенесения реального налогового бремени по уплате на конечного потребителя. Делятся на индивидуальные, универсальные и фискальные монополии.

25.Способы взимания налогов : 1. Кадастровый – земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости участка и не связан с моментом получения дохода , срок уплаты – фиксированный; 2. По декларации; 3. В момент расходования доходов; 4. В процессе потребления или использования имущества.

26.Эластичность налоговых поступлений – данный коэффициент применяется для характеристики изменения налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов. Показывает, на сколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%.

27.Классификация налоговых систем – обоснованное разнесение налоговых систем разных стран по определенным группам, произведенное на основании разграничивающего признака и обусловленное целями их сравнения.

В зависимости от уровня налоговой нагрузки:


  • Либерально-фискальные

  • Умеренно фискальные

  • Жестко фискальные
В зависимости от доли косвенного налогообложения:

  • Подоходные

  • Умеренно косвенные

  • Косвенные
В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий:

  • Централизованные

  • Умеренно централизованные

  • Децентрализованные
В зависимости от уровня неравенства доходов после обложения:

  • Прогрессивные

  • Регрессивные

  • Нейтральные
28.Объект налогообложения - обязательный элемент, характеризующий юри­дический факт (действие, событие, состояние) по отношению к предме­ту налогообложения, который обусловливает возникновение обязанно­сти субъекта по уплате налога (реализация товаров, работ, услуг; реализация имущества; прибыль, доход, расход или иное обязательство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанностей по уплате налога).

29. Некумулятивный метод исчисления налогов – формирование налоговой базы производится по частям. В этом случае каждая часть дохода облагается налогом отдельно, вне связи с иными источниками дохода. Так рассчитываются косвенные налоги (напр., НДС).

30.Единица обложения – мера, с которой исчисляется налог (транспортный налог – 1 лошадиная сила, по налогу на прибыль – 1 руб.).

31.Региональные налоги – обязательные платежи в бюджет соответствующих субъектов РФ, устанавливаемые законами субъектов РФ в соответствии с НК и обязательные к уплате на территории всех регионов соответствующих субъектов РФ

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

32.Кривая Лаффера - графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором достигается максимум налоговых поступлений.

33.Налоговый механизм - совокуп­ность правовых норм, организационных мер и различных рычагов воз­действия, определяющих порядок управления и функционирования на­логовой системой страны и направленных на приведение этой системы в соответствие с целями, моделью и методами государственной налого­вой политики.

34.Налогоплательщик - физическое или юридическое лицо , на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги.

35.Налоговый период - календарный год или другой период времени (месяц, квартал), по окончании которого определяется налоговая база и начисляется сумма налога. Может состоять из нескольких отчетных периодов.

36.Федеральные налоги РФ – налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

37. Принцип нейтральности налогообложения - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст.3 НК РФ).

38.Элементы налоговой системы

Налоговая система по Чернику:


  • Система налогового администрирования

  • Система налогов
Налоговая система по Майбурову:

  • Механизм налогового администрирования

  • Плательщики налогово и сборов

  • Система налогов и сборов

  • Правовая база
Налоговая система по С.В.Пепеляеву:

  • Принципы налогообложения

  • Система налогов

  • Порядок установления и введения налогов

  • Порядок распределения налогов

  • Права и обязанности участников налоговых отношений

  • Формы и методы налогового контроля

  • Ответственность участников налоговых отношений

  • Способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений
39.Регрессивное налогообложение - обложение, предполагающее применение убывающих налоговых ставок при увеличении налоговой базы, т.е. уменьшение доли налога (налогового бремени) в стоимостной или иной оценке налоговой базы по мере роста последней. При этом сум­ма налога возрастает регрессивно по отношению к увеличению нало­говой базы.

40.Факультативные элементы налога – это совокупность дополнитель­ных слагаемых налогового обязательства, раскрытие которых при уста­новлении налога возможно, но отсутствие которых не может приводить к ситуации, когда это обязательство будет считаться не установленным. К таковым относятся: налоговые льготы и основания для их примене­ния, порядок возмещения налога, отчетный период, налоговая деклара­ция, налоговый учет, получатель налога и др.

41.Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношение плательщиков сборов гос. органами, иными уполномоченными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений.

42.Прогрессивная налоговая ставка – означает, что размер ставки растет с ростом дохода (модулярная форма налогообложения = ступенчатая)

43.Налоговая реформа - ограниченные или радикальные преобразования налоговых отношений на основе масштабной перестройки действующей системы налогообложения и изменение механизма управления ею.

44.Экономическое двойное налогообложение - два различных субъекта облагаются налогом в отношении одного и того же дохода.

45.Взаимозависимые лица - физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

46.Принцип соразмерности – при установлении налогов следует соизмерять последствия как с т.зр. выгод для бюджета, так и с т.зр. ущерба для экономики. Связан с понятием налоговый предел (условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределенная через бюджетную систему). Сдвиг условной точки в ту или иную сторону порождает политические конфликты, бегство капитала, массовое уклонение от налогов.

47.Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Успешно перекладываются. Предназначаются для перенесения реального налогового бремени по уплате на конечного потребителя. Делятся на индивидуальные, универсальные и фискальные монополии.

48.Международное двойное налогообложение - обложение одного и того же объекта налога в двух и более странах в течение одного налогового периода, которое возникает по причине различия налоговых режимов.

49.Участники налоговых правоотношений - субъекты хозяйственной деятельности и государственные органы.

50.Приницп экономии - каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает государству.

51.Единица налога - вспомогательный элемент, характеризующий условную единицу принятого масштаба налога, используемую для количественного выражения налоговой базы

52.Налоговый контроль - деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах, установленного в НК.

- обобщённая количественная и качественная характеристика влияния обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на финансовое положение предприятий-налогоплательщиков.

54.Распределительная функция налогов – позволяет компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами = социальная.

55.Комбинированная ставка налога – сочетает в себе твердые(устанавливаются в абсолютном размере на единицу обложения) и адвалорные(процентные, выражаются в определенных долях объекта налогообложения) ставки (в России они установлены по некоторым табачным изделиям: по сигаретам с фильтром – 205 р. за 1000 шт.+6% от расчетной стоимости, но не менее 250 р. за 1000 шт.)

56.Налоговый оклад - вспомогательный элемент, характеризующий сумму налога, причитающуюся к уплате налогоплательщиком с одного объекта налогообложения.

Федеральная налоговая служба (ФНС России ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрациююридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель , назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач (рис. 5).

Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя Службы.

Основные задачи Федеральной налоговой службы:

    Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и дургих обязательных платежей;

    Разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;

    Валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов;

Главной задачей данной службы является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Федеральная налоговая служба, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие функции:

    проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

    производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

    организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, кладов;

    осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;

    анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

Понятие, виды и функции налогов

Бюджетно-налоговая политика

1. Понятие, виды и функции налогов

2. Налоговая система: понятие и основные элементы (субъект и объект налогообложения, налоговые ставки, налогооблагаемая база). Принципы налогообложения

3. Понятие и уровни государственного бюджета РФ

4. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит. Способы преодоления бюджетного дефицита

5. Понятие и инструменты бюджетно-налоговой (фискальной) политики

6. Виды бюджетно-налоговой политики.

Налог – обязательный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

В расширенном смысле к налогам относят также сборы и пошлины , то есть обязательные платежи домохозяйств и фирм государству за предоставление прав, разрешений и выполнение других юридически значимых действий (например, таможенные, лицензионные сборы, государственные пошлины за выполнение нотариальных действий, действий по записи актов гражданского состояния, за рассмотрение дел в судах и т. д.).

Налоги появились одновременно с возникновением государства и составляют основной источник государственных доходов.

Налоги классифицируются по следующим основаниям.

1. По методу взимания налоги делятся на прямые икосвенные .

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщика (физических или юридических лиц).

К прямым налогам в России относятся:

· подоходный налог (13 %),

· налог на прибыль организаций (20 %),

· налог на добычу полезных ископаемых,

· транспортный налог,

· налог на имущество организаций и физических лиц.

Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщиком (кто уплачивает налог) и налогоносителем (кто выплачивает налог государству) выступает один и тот же агент.

Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг, включаются в цену продукции и оплачивается ее потребителями.

Косвенные налоги:

· акцизы на отдельные виды товаров (сигареты, алкоголь, нефтепродукты, автомобили)

· налог на добавленную стоимость (НДС)

· таможенные пошлины.

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщиком и налогоносителем являются разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (он оплачивает налог при его покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся и странах с переходной экономикой, – наоборот, 2/3 косвенные налоги, поскольку их легче собирать и объем налоговых поступлений зависит от цен, а не от доходов. По этой же причине государству в период инфляции выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги.



2. По характеру налоговых ставок налоги делятся на: прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

Прогрессивные налоги – это налоги, ставки которых возрастают по мере роста величины объекта налогообложения. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, поскольку более богатые граждане платят в виде налогов большую часть своих доходов, чем менее обеспеченные.

Пропорциональные налоги – это налоги, ставки которых являются неизменными вне зависимости от величины объекта налогообложения. Примером пропорционального налога (или налога «с плоской шкалой») в современной России является налог на прибыль организаций.

Регрессивные налоги – это налоги, ставки которых уменьшаются по мере роста величины объекта налогообложения. Использование регрессивной системы налогообложения преследует, в первую очередь, цели вывода «из тени» доходов состоятельных граждан.

3. По уровню налоговой системы выделяют налоги федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные.

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории России. К ним относятся:

1. налог на добавленную стоимость

3. налог на доходы физических лиц

4. налог на прибыль организаций

5. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

6. водный налог

7. налог на добычу полезных ископаемых

8. государственная пошлина

Региональные налоги вводятся субъектами РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам в настоящее время относятся три налога:

· налог на имущество организаций

· транспортный налог.

· налог на игорный бизнес

Под местными налогами понимаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих местных образований.

К местным налогам относят:

1. земельный налог

2. налог на имущество физических лиц.

4. по субъекту уплаты известны налоги с юридических лиц, физических лиц, тех и других.

5. по объекту налогообложения различают налоги на прибыль, доходы, имущество и др.

Функции налогов:

1. фискальная – финансирование государственных расходов;

2. социальная – поддержание социального равновесия путем сглаживания неравенства в доходах; для чего государство использует прогрессивное налогообложение, освобождение от некоторых налогов отдельных категорий населения; льготное налогообложение социально значимых товаров и услуг и, напротив, повышенное налогообложение предметов роскоши;

3. регулирующая – сглаживание циклических колебаний и стимулирование экономического роста;

4. распределительная – распределение аккумулированных средств между экономическими агентами: государством, отраслями экономики, регионами, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами

5. контрольная – налоговая система позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.

 

Возможно, будет полезно почитать: