Домик с мезонином. Дом с мезонином — отличия от мансарды и обзор вариантов планировки. Описание и стоимость

С мезонином, ставших символом и украшением петербургских загородных поселков и русской глубинки, могут заинтересовать романтиков и любителей стиля ретро. Дома с мезонинами традиционно строили зажиточные сельчане в небольших городках или пригородах столицы дореволюционной России. Мезонин, сегодня незаслуженно позабытый и ушедший в прошлое, был удачной заменой мансарды.

Дачные дома с мезонинами имеют уникальные преимущества. Не смотря на то, что мезонин это неполный этаж, а скорее полуярус, жилое помещение в нем значительно расширяет общую площадь и удобство проживания.

Кроме того, мезонин выглядит красиво и респектабельно. Дом сразу воспринимается не как небольшое деревянное одноэтажное строение, а как небольшой двухэтажный особнячок. Архитектурной особенностью дома с мезонином является симметричность главного и дворового фасада, а также портики по центру здания, боковые стены без окон и четырехскатную крышу.

Так как мезонин зачастую проектируется и строится с балконом, это создает дополнительные комфортные условия жильцам. Комната в мезонине с огромным окном и маленькой открытой террасой-балконом на которой можно позавтракать на свежем воздухе или вечером пить чай и любоваться на сад, станет для вас любимым местом в доме. При этом, строительство такого дома с мезонином, в расчете на квадратный метр, обойдется дешевле, чем с полноценным вторым этажом.

Дом с мезонином, что это? Такой вопрос нередко задают люди, в планах у которых строительство или покупка собственного жилья. Некоторые путают . У конструкций есть общие черты, но, по сути, это не одно и то же. Мезонин изначально предназначен под жилое помещение и имеет . Мансарда – это скорее , который тоже можно благоустроить.

Мезонин - что это?

Люди, далекие от познаний в архитектуре, нередко задают вопрос: мезонин, что это? Данная тема максимально доступным языком поведает читателю о конструктивных особенностях домов с мезонинами, преимуществах подобных строений и возможных вариантах планировки . Мезонин – это надстройка над домом, чаще всего она расположена по центру, но имеет собственную крышу.

Из помещения, находящегося в мезонине, обычно имеется выход на . Данное сооружение может иметь разную форму:

  • квадрат;
  • прямоугольник;
  • шестигранник;
  • цилиндр;
  • многогранник;
  • крест.

Но чаще всего мезонин делают в виде правильного квадрата. Надстроенный этаж, как правило, функционален, однако, он может быть и декоративным. Несмотря на то, что дома с мезонинами относятся к , они обладают значительными преимуществами, перед типовыми одноэтажками. Итак, мезонин что это? Фото, представленные ниже, лучше всего ответят на данный вопрос.

Какие преимущества имеет дом с мезонином?

Дом с мезонином наделен множеством достоинств, некоторые из которых следует выделить особенно. Для того, чтобы имела хорошую тягу, длина ее дымохода должна быть не менее пяти метров. Мезонинная надстройка позволяет разместить в своем пространстве длинную трубу, не требующую дополнительных растяжек.

Значительно дешевле обойдется хозяину утепление той зоны , над которой возвышается мезонин. В свою очередь, это облегчает нагрузку на фундамент, что продлевает срок службы всего дома. Для возведения надстройки только на двух маленьких участках нужны леса, все остальные элементы конструкции монтируются с уровня чердака.

Излишняя площадь, которая свойственна двухэтажным домам , здесь отсутствует. Соответственно и затраты на снижаются. Если нет необходимости в использовании надстройки в холодное время года, чтобы не расходовать теплоносители попусту, ее просто можно временно закрыть.

Если у кого-то из жильцов возникает потребность уединиться, лучшего места, чем помещение в мезонине, не найти. Здесь нет ни суеты, ни шума. Такая обстановка благоприятна для умственной работы и полноценного отдыха.

Совет. Поскольку зона надстройки не зависит от других комнат (лестница на второй этаж, как правило, находится в задней части дома), мезонин можно сдавать квартирантам. А действующая система налогообложения классифицирует дом с мезонином, как одноэтажное строение , что дает возможность экономить на налоге.

Мансарда и мезонин – отличия конструкций

Некоторые люди по незнанию путают мезонин с. У этих архитектурных элементов есть общие черты, но все-таки это не одно и то же.

Что отличает мансарду от мезонина?

  1. мансарды наклонная, а у мезонина она прямая. По этой причине долгое пребывание в мансардном помещении может вызвать дискомфорт.
  2. Основное предназначение мансарды – чердак. И не всегда ее переоборудуют для проживания. Мезонины возводят после того, как дом уже готов. Главная их функция – жилое пространство, хотя иногда надстройки делают исключительно в декоративных целях.
  3. Крыша мансарды одновременно является и крышей дома, у мезонина же она своя.
  4. Стены мезонина до определенного уровня идут вертикально, а затем плавно переходят в крышу.

Отличие мезонина от простой мансарды заключается еще и в хорошем естественном освещении. Если при возведении надстройки приподнимается кладка вертикальных стен, площадь окон можно увеличить за счет дополнительной вертикальной рамы, являющейся продолжением первоначального оконного проема. Таким образом, в интерьере появляется фигурное окно.

Помимо внешней привлекательности, нестандартные окна пропускают значительно большее количество света, чем привычные прямоугольные оконные системы. Естественное освещение в надстроенном этаже ничуть не хуже, чем в основных помещениях дома.

В XIX веке все дворянские усадьбы были оборудованы надстройкой, располагающейся в верхней части дома. Справедливости ради нужно отметить, что в последнее время все больше становятся элитными.

Благодаря мезонину полезная площадь дома значительно увеличивается и используется более рационально. Особенно востребована такая конструкция в домах с высокими потолками. Для возведения надстройки владельцу дома не требуется получать соответствующее разрешение, что упрощает процедуру и сокращает расходы.

Сегодня мезонины популярны для создания складских помещений, в которых удобно хранить любые материалы и грузы. Многоэтажная система складских мезонинов позволяет сортировать грузы по категориям, благодаря чему их легко находить.

Варианты конструкций кровли

Крыши таких домов могут иметь разные конфигурации – от примитивных плоских или двускатных, до оригинальных и причудливых. Самой распространенной является двускатная кровля, установленная с применением висячих стропил.

Однако такая конструкция не лишена недостатков. Маленькая высота вертикального ограждения требует возведения для надстройки боковых стен. В этом случае значительная часть чердачного пространства (та, которая находится за боковинами) остается невостребованной. Ее можно использовать для обустройства миниатюрных кладовок , но для жилья она не годится.

В элитных домах для надстроенных этажей применяют наклонные стропила, а крышу обычно делают односкатной. Иногда прибегают к комбинации одно- и двускатной кровли. За счет присутствия в конструкции дома эркера, являющегося основанием для надстройки, ее можно полностью разместить под одним скатом. Под вальмовой четырехскатной и полувальмовой крышей комнаты получаются просторные и удобные. Владельцам маленьких домов подойдут кровли ломаной конфигурации.

Рассказ А.П.Чехова «Дом с мезонином» вышел в печать 1896 г. Написана в форме воспоминания некоего художника, близко знакомого с писателем, о событиях шести или семи летней давности. Писатель вошёл в литературу начала 80-х годов 19 века под псевдонимом Антоша Чехонте и сделал себе имя на коротких юмористических и сатирических рассказах. Но уже к середине этого же десятилетия он начинает менять характеристики своего творчества, в его произведениях усиливается психологизм в изображении характеров героев, вместо смешных персонажей он начинает создавать более глубокие и противоречивые характеры. В этот период начинает формироваться свойственная только Чехову манера изложения. Именно в ней и написан рассказ «Дом с мезонином».

История создания рассказа

Осенью 1889 г. А.П.Чехова познакомился с молодой учительницей гимназии Ликой Мизиновой. Познакомила его с этой красивой, интеллигентной и обаятельной девушкой сестра Антона Павловича Мария, которая была с ней дружна. Лика довольно часто бывает в доме Чеховых. Летом 1891 г. Чеховы отдыхали в Алексино, где вместе с ними была и Лика. По дороге в Алексино она познакомилась с хозяином усадьбы Богимово Калужской губернии Былим-Колосовским. Узнав от неё, что любимый им писатель Чехов живёт на даче неподалёку от него, приглашает его в свою усадьбу на всё лето. Антон Павлович принял приглашение. Богимовское лето 1891 г. и имение хозяина легли в основу рассказа. Сам Былим-Колосовский стал прообразом Белокурова. Как и Лика прообразом Волчаниновой Лиды.

Анализ рассказа

Сюжет

В основе его история несостоявшейся любви. Рассказ ведётся от лица художника, хорошо знакомого с автором повествования. Приехав на лето в усадьбу своего знакомого Белокурова, он некоторое время проводит в одиночестве, пока друг не знакомит его с семейством Волчаниновых, состоящей из матери, Волчаниновой Екатерины Павловны и её двух дочерей, Лиды и Жени. Старшая Лида ведёт активную общественную жизнь, работает учительницей в школе и гордится тем, что не зависит от отцовского состояния. Младшая Женя все дни проводит за чтением книг. Со старшей Лидой отношения автора повествования не задались изначально на почве некоторых разногласий во взглядах на общественную жизнь.

С младшей же Женей отношения стремительно развились до взаимной симпатии и любви. В один из вечеров произошло объяснение в любви. Женя, считавшая своей обязанностью рассказать обо всём старшей сестре, рассказывает Лиде об их чувствах. Однако, старшая сестра, испытывающая к художнику не самые дружеские чувства, желая прекратить дальнейшее развитие его с Женей отношений, срочно отправляет её в другую губернию и далее в Европу. Проходит шесть или семь лет, художник случайно встречается с Белокуровым, который сообщает ему, Лида с Екатериной Павловной живут там же, а Женя домой так и не вернулась домой, следы её затерялись.

Герои произведения

В данном повествовании пять главных персонажей. Первый - это сам рассказчик, художник, отдыхающий у своего друга. Человек далеко не глупый, образованный, но совершенно пассивный. Об этом свидетельствует его отношение к известии об отъезде любимой женщины. Ему сообщают, что её куда-то отправили по желанию старшей сестры и он, зная, что Женя тоже любит его, спокойно уходит, ничего не предпринимая. Можно хотя бы предположить, что сделал бы нормальный влюблённый мужчина. Перевернул бы весь мир, но нашёл бы любимую. Здесь же мы видим только горестные воздыхания и ничего более. Подобный тип людей не вызывает особых симпатий. Пассивность и бездействие - вот его главные качества. Всё, что он может, это только разглагольствовать, философствовать и ничего не делать. Хотя это и есть основная болезнь большей части русской интеллигенции.

Следующий герой рассказа - это провинциальный помещик, приятель рассказчика Белокуров, к которому тот приехал погостить. Чтобы представить его образ, нужно просто вспомнить одного очень известного героя И.А. Гончарова. Это Обломов, точнее одна из его разновидностей.

Волчанинова Екатерина Павловна вдова тайного советника, провинциальная помещица, проживающая в своём имении по соседству с Белокуровым. В отличии от Лиды, не обременяет себя мыслями о спасении мира, но во всём соглашается с её мнением. В процессе знакомства с героями рассказа невольно возникает ощущение, что она её попросту побаивается.

Волчанинова Лида - старшая дочка Екатерины Павловны. Дама во всех отношения примечательная. Она красива, очень деятельна и активна. Сегодня бы её назвали общественницей. Не смотря на её не очень благовидный поступок, когда она своим волевым решением разлучила двух влюблённых, она вызывает симпатию. Лида - это некое подобие Рахметова в юбке. Встреться они в жизни, скорее всего, она бы влюбилась в него и пошла бы за ним куда угодно. Во всяком случае, трудно представить её на месте рассказчика, пассивно внимающего об отъезде любимого человека. Как раз таки, она бы не стала бы вздыхать и молча смотреть, как её разлучают с любимым человеком. Она являет собой новый тип женщин предреволюционной России. Скорее всего, читатель не очень бы удивился, увидев её, например, на баррикадах 1905 года.

И, наконец, Волчанинова Женя, младшая дочь Екатерины Павловны, которую все называют ласково Мисюсь. О ней автор рассказывает с особой теплотой и нежностью. Это чистое романтическое создание, безумно любящее свою маму и сестру. Волчанинова Женя и Наташа Ростова это две родные сестры. Влюбившись в художника, она считает, что должна рассказать об этом старшей сестре. Не из страха перед ней, нет, ни в коем случае! Просто её душевная чистота не представляет себе даже возможность что-то скрыть от самых близких ей людей. Это один из тех чистых женских образов русских женщин, которые описывали великие писатели. У Пушкина -это Татьяна Ларина, у Толстого Наташа Ростова.

Чехов, обрисовывая сценки из жизни своих героев не принимает сторону того или иного героя, предоставляя читателю саму делать выводы. Его характеристики не говорят прямо, плох или хорош тот или иной герой. Но, рассуждая над поступками героев, читатель сам начинает делать вполне конкретные выводы и суждения.

«Дом с мезонином» это рассказ о несбывшемся человеческом счастье и ответственность за это лежит на самих героях. Женя не смогла противиться решению сестры в силу своей молодости, а художник в силу своей инфантильности. Хотя, как говорится, всё могло быть иначе. Лида тоже вряд ли смогла быть счастлива, в силу своего характера. Таким женщинам, как она, нужен мужчина, который сильнее её. Судя по рассказу Белокурова, такого не нашлось. Разрушив, вполне возможное, счастье Жени, она так и не смогла построить своего.

Стоит только сказать кому-нибудь, что построил у себя на даче деревянный «дом с мезонином» , как сразу предстает перед глазами уютная аккуратная усадьба где-то в глубине вишневого сада на берегу пруда. Такой романтический образ обычному дачному строению придает известное произведение одного из любимейших русских писателей-классиков XIX века А.П.Чехова, описывающего в своих произведениях бытовую жизнь своих героев в маленьких городах и на загородных усадьбах позапрошлого века.

С первых строк знаменитого чеховского произведения как будто окунаешься в среду той неторопливой благородной аристократичности усадебной жизни, в которой проживали свою жизнь современники разных сословий русского писателя: «Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старушка. Но вот и липы кончились; я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве…» . (А.П.Чехов «Дом с мезонином»)

Загородная неспешная и спокойная жизнь в усадьбе – что может быть прекраснее для уставшего от сумасшедшего ритма жителя мегаполиса? Пожить, как барин или помещик в собственном доме, отстраняясь от современных реалий века цифровых технологий, погрузившись в житейские хлопоты чеховского мещанина: можно несуетливо подправить покосившуюся беседку, запустить карасей в собственный прудик, разбить новую цветочную клумбу, а потом, ближе к вечеру, навестить соседа, сходив в гости на чай со свежесваренным малиновым вареньем из ягод нынешнего урожая. Если дачник имеет в своем хозяйстве настоящий с мезонином , то он с полным правом может считать себя наследником традиций той чеховской России, уклада русской старины, при которой было принято выезжать за город на все лето, забывая обо всех суетных городских делах, ходить на рыбалку и за грибами-ягодами в ближайший лес.

Что представляет из себя дом с мезонином? Мезонин (от итальянского mezzo – посредине) – это надстройка над серединой дома, полуэтаж, который занимает не всю площадь в верхней части дома, а только часть, располагаясь в его центре, как бы отдельный «домик» на вершине конструкции дома. У мезонина отдельная крыша, этот вид архитектурного приема часто строят с балконом. В большинстве случаев мезонин бывает мансардной постройкой, т.е. служит как летнее помещение, без отопления. В старину мезонин на доме часто украшали резьбой на больших окнах и по карнизу крыши.

Знаменитый исследователь русской словесности В.Даль любовно называет мезонин «теремком» и «горенкой». А в солидном «Архитектурном словаре» дается вот такое определение мезонина: «…надстройка над средней частью жилого (обычно небольшого) дома. Мезонин часто имеет балкон. В России мезонин получил широкое распространение в 19 в. Как часть каменных и особенно деревянных малоэтажных зданий» .

Мезонин был придуман во Франции архитектором Мансардом в конце XVI – начале XVII века, который решил на каменное строение водрузить небольшой, как бы кукольный домик.

В XIX веке городские и сельские жители разных сословий России начали активно перенимать эту французскую архитектурную идею, которая так полюбилась жителям частных владений. При чтении произведений русских писателей часто встает перед глазами картинка со старинной улочкой, застроенной вдоль дороги деревянными домами с мезонином , настолько популярным был этот прием в зодчестве, перенятый у европейцев и незаслуженно подзабытый сегодня.


«Дом с мезонином» – одна из знаменитейших повестей мастера короткой прозы Антона Павловича Чехова. Произведение было опубликовано в 1896 году. В нем описывается любовное чувство, возникшее между скучающим художником и молоденькой помещичьей дочкой, а также затрагиваются социально важные вопросы бедственного положения русского крестьянства и возможные пути изменения сложившегося положения дел.

В повести «Дом с мезонином» 5 основных действующих лиц:

  • Художник (он же рассказчик) – скучающий интеллигент, приехавший в деревню развеяться от городской суеты, но по сути продолживший скучать, хандрить и вести праздный образ жизни;
  • Белокуров – помещик, приятель Художника, в его имение рассказчик и приехал погостить;
  • Екатерина Павловна Волчанинова – помещица, соседка Белокурова;
  • Лида – старшая дочь Волчаниновой, красавица, активистка, ярый борец за преобразования, приверженка метода «малых дел»;
  • Женя (для домашних Мисюсь) – младшая дочь Волчаниновой, мечтательная, жизнерадостная, открытая особа, предмет пылкой страсти Художника.

Главный герой пишет акварели, он художник. Правда, уже давно искусство практически не вдохновляет его. Ничто не будоражит главного героя, ни какая стойкая эмоция или сильное переживание не резонирует в его душе. Чтобы сменить обстановку, он отправляется в деревню к своему приятелю помещику Белокурову. Последний ведет не более активный образ жизни. Он безвыездно просиживает в своем поместье. От праздного образа жизни его речь приобрела какой-то тягучий характер. Белокурову даже лень жениться, он вполне довольствуется сожительницей, по мнению рассказчика, больше похожей на раскормленную гусыню.

Впрочем Белокурова не томит такая жизнь, он вполне счастлив в своем блаженном безделье. А вот для нашего Художника праздность томительна. Он словно обречен ничего не делать. Существование в деревне стали сливаться в один длинный-предлинный день. Но однажды гость повстречал девиц Волчаниновых, и все изменилось.

Их было двое. Обе очень красивы, но каждая по-своему. Старшая, Лида, была тонкой, белокожей, статной, по ее плечам раскинулась копна густых каштановых волос. С этой красотой диссонировал тонкий упрямый рот и строгое выражение лица. Вторая, Женя (дома ее звали веселым прозвищем Мисюсь, так маленькая Женя называла гувернантку француженку), тоненькая, миниатюрная, как куколка, большеротая, глазастая. Эти-то открытые искренние глаза и восхитили Художника. Мисюсь проводила незнакомца восторженным любопытным взглядом, Лида же едва взглянула на мужчину.

Вскоре соседи Волчаниновы пригласили Художника в гости. Во время первого визита стало ясно, кто в доме хозяин. Уже с порога слышался громкий голос Лиды, которая дала какие-то распоряжения. Матушка Екатерина Павловна при дочери робела, ну, а Мисюсь по-детски соглашалась с любым авторитетным решением старшей сестры.

С первого же визита между Художником и очаровательной Мисюсь возникла влюбленность. Он словно проснулся после продолжительного сна. Эта маленькая белокожая фея пробудила его к жизни. Но чем больше Художник привязывался к младшей сестре, тем более накаленными становились его отношения со старшей.

Лида Волчанинова была членом земства, ярым борцом за активные реформы. Она инициировала открытие аптек, библиотек, школ для бедного крестьянства. «Правда, мы не спасаем человечества. Но мы делаем, что можем, и мы правы». Ключевое «и мы правы» как нельзя лучше характеризует самоуверенную Лиду. Отсутствие гибкости, самокритичности, умения слушать и слышать приводит Лиду к продолжительной и, увы, бесплодной идейной полемике с Художником.

«Я был ей несимпатичен, – отмечал Художник. – Она не любила меня за то, что я пейзажист и в своих картинах не изображаю народных нужд и что я, как ей казалось, безразличен к тому, во что она так крепко верила».

С каждым новым спором пропасть между Лидой и Художником увеличивалась. В конце концов властная сестра отправила младшую сперва в другую губернию, а затем за границу. Мисюсь не смогла противиться воле Лиды, а Художник оказался слишком инертен, чтобы спасать свою любовь.

Главная идея

В повести «Дом с мезонином» можно выделить два сюжетных пласта: любовную и идейную линии. Если говорить о любовной линии, то здесь Чехов в первую очередь сделал акцент на том, как часто люди не ценят свое счастье. Антон Павлович писал: «… люди так легко проглядывают, упускают жизнь, сами отказываются от счастья».

И здесь нужно смотреть шире любовной истории Мисюсь и Художника, ведь по сути «Дом с мезонином» – это история о трех несостоявшихся счастьях. Не сложилось счастье Художника и Мисюсь, прозябает в глуши помещик Белокуров и деятельная Лида, решившая положить свою жизнь на служение народу, тоже отказывается от личного счастья ради идеи, целиком овладевшей ей.

Идейная линия прослеживается главным образом в спорах Лиды и Художника. Ошибочно приписывать автору сторону кого-то из персонажей (традиционно Чехова отождествляют с рассказчиком). Автор не задавался целью дискредитировать теорию «малых дел», он лишь показал два типа отношения человека к жизни. Так, Лида убеждена, что нужно начинать с малого: открывать аптечные пункты, библиотеки, школы. Интеллигентный человек просто не может сидеть сложа руки, когда вокруг нищета, безграмотность, смерть. По мнению Художника, все эти «аптечки и библиотечки» положения дел не изменят. Это лишь обман, видимость деятельности. Когда кто-то сидит на цепи, ему не станет легче, если эту цепь выкрасят разноцветными красками. Вместе с тем Художник не предлагает никакого конкретного плана действия. Ему, как и большинству праздных философов, слишком лень крепко браться за изменения судеб народа.

И, наконец, главное – идея (какой бы она ни была) не должна иметь власть над человеком, не может идти вразрез с его интересами и интересами окружающих. Так, Лида стала одержима своими «малыми делами», оказывая помощь далеким «другим», она не заметила, что стала тираном для своих близких.

 

Возможно, будет полезно почитать: