Что такое Логос? Значение и толкование слова logos, определение термина. Учение логоса в античной философии Появление логоса

Ло́гос , философское понятие.

Греческое λόγος первоначально означает речь или слово со стороны как внешней формы, так и содержания речи, ее смысла или мысли, связывающей отдельные ее части. В философии λόγος первоначально означал "рассуждение" как в объективном, так и в субъективном смысле, т.е. как слово о каком-либо предмете, так и способность рассуждения вообще.

Первыми преподавателями "искусства слов" (τέχνη λόγων) были софисты - профессиональные филологи, риторы и диалектики. Главнейшие из них были скептиками , отрицавшими всякую объективную истину как в теоретической, так и в практической области. Победить такую софистику можно было путем открытия логики , т.е. посредством указания некоторых всеобщих и объективных норм в самом принципе человеческого слова - в нашем познающем рассудке. Такою нормою или началом является, как это указал Сократ , самая логическая мысль, самое понятие. Возводя все человеческие "речи" - суждения и рассуждения - к этому началу, он указал в нем источник и критерий объективного знания и задумал построить на нем систему истинного поведения, дающего человеку истинное высшее благо.

  1. сила и разум самого Божества, Его непосредственная эманация, заключающая в себе совокупность всех других сил;
  2. идея мира, заключающая в себе совокупность творческих первообразов творения (идеальный план творения);
  3. творческая энергия, которая созидает собою и одушевляет мир наподобие логоса стоиков, проявляясь во всех его многообразных формах и видах;
  4. наконец, для всех причастных Логосу разумных существ - посредник откровения, при чем он является иногда как личный посредник, верховный "ангел" Божий.

Филон Александрийский называет его также "первосвященником", "единородным Сыном Божиим" или "вторым богом" в отличие от первого, нерожденного Божества и от "третьего бога" - сотворенного мира, в котором он воплощается. Как человеческая мысль есть внутреннее невысказанное слово (λόγος ενδιάθετος), отличное от высказанного (λόγος προφορικός) и вместе тождественное с ним, так и божественное Слово в одно и то же время тождественно с миром (как его умопостигаемая сущность) и отлично от него (как идея). Точно так же определяется и отношение Логоса к единичной человеческой душе: он отличен от нее, хотя сообщает ей ее жизнь, силу, разумность и познание - и в то же время отдельные праведные души могут уподобляться ему, как бы воплощая его в себе. Мало того: они могут путем экстаза достигать непосредственного соединения с Божеством (таковы пророки).

Филоном заканчивается дохристианский период истории Логоса. Последующий платонизм пытался точнее обособить это начало от мира и в то же время точнее определить его отношение к Божеству. Как универсальный творческий разум, Логос является Филону высшим понятием философии и вместе ключом к пониманию открывания Ветхого Завета . В этом смысле учение Филона в связи с другими особенностями его философии имело громадное влияние и на христианскую мысль. Филонов Логос занимает среднее место между Логосом греческой философии и глубоко отличающимся от него Логосом евангельского учения (у Иоанна Богослова). Содержанием Логоса философов является совокупность всего мыслимого, всего познаваемого - идеальная сущность и основание мира. Логос Евангелия есть совершенное откровение Существа Божия, предвечный образ Божий. В Евангелии говорится, что Слово было от начала у Бога и к Богу, "и Бог бе Слово". Напротив того, Логос в смысле философском есть от начала космическая потенция, предметом и содержанием которой является мир: он относится к миру (как идея мира или энергия мира). Философское учение о Логосе есть результат продолжительного и последовательного развития греческой мысли, которая постепенно пришла к такой идеалистической гипотезе. Религиозное учение о Логосе есть результат религиозного опыта - веры в откровение, в Бога, сказывающегося в словах Христовых , веры в личность Христа как в самое слово Божие, т.е. полное воплощение и раскрытие Бога в человеке. Несмотря на это существенное отличие, между философской и богословской концепциями существует несомненный параллелизм. Философы либо отождествляли свой Логос с Божеством, либо видели в нем эманацию Божества: некоторые из философов, полемизировавших с зародившимся христианством (Цельс , неоплатоники), подобно Филону , называли Логос "Сыном Божества". С другой стороны, и богословы видели в совершенном откровении и воплощении Божества конечную цель, а след. и творческое начало мира ("Им же вся быша"). Поэтому в развитии христианского богословия естественно встретились элементы религиозный и философский.

Литература

  • Heinze, "Die Lehre vom Logos in d. gr. Philos." (Ольденбург, 1872)
  • М. Муретов, "Философия Филона Алекс. в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе", М., 1885;
  • Dorner: "Lehre von d. Person Christi" (1845)
  • "Dogmengeschichte" Harnack"a.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Что такое Логос

Определение

Термин древнегреческой философии – «Логос» – одновременно означает «слово» и «смысл».

В язык философии этот термин был введен Гераклитом и использовался для обозначения универсальных закономерностей, которым все сущее в природе подчиняется. Внешняя созвучность термина с житейским обозначением человеческого «слова» использовалась Гераклитом для того, чтобы как иронический парадокс показать пропасть между Логосом как законом бытия и речами людей, совершенно ему неадекватными. Философ говорит о том, что, как и подобает Слову, Космический Логос «окликает» людей, но они, если и услышат это, не способны его схватить и постичь.

Гераклит с сожалением свидетельствует, что в большинстве своем люди оказываются глухи к прописным истинам и присоединиться к Логосу неспособны.

Термин «Логос» в античной философии очень многозначный и имеет глубокое содержание. Еще раз напомним, что с одной стороны он означает «мысль», «слово», а с другой стороны – «смысл» вещи или события. Получается двузначность: мысль и смысл.

Подобная двузначность обнаруживается и в славянских языках. По-древнерусски «мудрость» означает вещь, получается, что вещий – это тот, кто знает мудрость вещей, например, Вещий Олег. Вещь, речь, мудрость это органически связанные между собой понятия и реалии, а Логос – это Всеобщее, Универсальное, Единое в природе, обществе, мышлении.

Если понятие Логоса ввести как универсальную связь вещей, как космическую закономерность, тогда полная внутренняя свобода означает такое состояние, при котором сознание человека полностью определяется Логосом. Еще К. Маркс писал о том, что сущность человека не является абстрактом одного индивида, а это совокупность всех общественных отношений.

Если принять существование единой сущности всех вещей, как единство всех космических взаимодействий, тогда Логос и будет этой сущностью и внутренним законом каждой вещи. В этом случае для человека следование Логосу и будет являться следование своему внутреннему закону.

Точки зрения разных мыслителей

В учении Гераклита отражается еще и физичный аспект Логоса определением «Слова-Мысли-Закона», обладающего чертами всеобщности. Гераклит пытается отразить то, что вкладывал в понятие Логоса как процесса, объективное упорядочение действительности посредством Мысли-Слова, которое нашло свое выражение в законах природы.

Гераклит, таким образом, использует понятие Логоса с целью описания действительности как единого организма, у которого есть свой центр в виде огня, наполненного сознательностью и разумностью. Логос из этого огня проистекает, все творит и упорядочивает.

Гераклит отождествляет в своих пределах бытие и сознание, поэтому у него легко уживается логическая и физичная часть Логоса. Он считает Логос той точкой, в которой бытие и мышление тождественны. Через соприкосновение с Логосом философ отождествляет собственное мышление с бытием, познавая тем самым истину.

Таким образом, собственную истину Логос обретает в учении Гераклита, который внес в свою теорию качественную характеристику, открыв категорию качества, необходимую при описании явлений на их сущностном уровне.

Видение Космоса для философов того времени характеризуется представлением о нем как упорядоченном, едином живом организме. Это можно выразить словами «Все есть одно», где множественность проявляется реальным единством, а чувственный опыт – это лишь иллюзия или проявление божественного.

Логос или, по крайней мере, его следы обнаруживают себя с милетской школы. Еще Фалес высказывал мысль о том, что «Все есть вода». Здесь нет Логоса как мерила, но есть попытка философа связать единство с множественностью. Фалес объясняет построение Космоса своей «водной» теорией через испарения. Вода у Фалеса является сосредоточием информации, а также механического и душевного начала, источником зарождения жизни.

Своя вариация Логоса есть у Анаксимандра, который утверждает, что рождение качественного и множественного происходит из бескачественной, беспредельной, неопределенной смеси. Анаксимен – еще один представитель милетской школы, считал, что роль первоначала выполнял воздух.

Влияние Логоса более определенную роль начинает играть в эпоху пифагореизма. В это время, чтобы разобраться, каким образом происходит мера всех вещей, было решено, жестко привязать решение этой проблемы к отождествлению с числами. Логос в этом вопросе начинает проявлять себя как явная информационная программа разворачивания Вселенной в числовых выражениях.

За первооснову мира, отражающую принцип всеобъемлющей абсолютной единичности, взяли монаду (единицу). Посредством Логоса, сообразно числам, Космос начинает разворачиваться вовне. Числами пифагорейцы фиксировали этапы рождения и упорядочивания бытия.

Еще одна мировоззренческая концепция принадлежит Эмпедоклу. У него роль «одного» выполняет Сфайрос, а «многое» выполняет реальное множество стихий: вода, воздух, земля, огонь.

Главная задача Эмпедокла заключалась в устранении разницы между отвлеченным логическим мышлением и физическими явлениями, которые воспринимаются чувствами. В его мировоззрении присутствует идея Логоса, приобретающая свой колоритный характер. Разницу между идеей и чувственно воспринимаемой вещью необходимо сократить, поэтому он прибегает к традиционным стихиям. Они появляются из Сфайроса путем обособления, а в результате рождается множественность и качественная определенность.

Но здесь было одно новшество, которое, по мнению самого автора теории, заключалось в том, что множественность и качественная определенность не могут переходить друг в друга, т.к. лишение качества определенности лишает и саму определенность. Стихии из Сфайроса были своеобразными «корнями», из которых «прорастало» все остальное под воздействием сил Любви и Ненависти.

Сила ненависти приписывалась творчеству и порождению, как разделяющая и упорядочивающая множественность. Сила Любви все объединяла в единое бескачественное вещество. Эмпедокл считал все вещи смесями четырех стихий в разных пропорциях, поэтому из качественных стихий получались качественные вещи.

И у Эмпедокла Логос ниточкой связывает «одно» до чувственно воспринимаемых вещей через основу всех вещей в виде четырех качественных стихий. Чувственно воспринимаемые вещи тоже оказывались видимостью сложного смешения первопричин. Из-за упора на категорию случайности Логос у него оказывается сильно размытым. Случайно перемешиваясь, стихии образуют конкретные вещи, где роль Логоса заметно понижается. В сферу иудейских и христианских учений понятие «Логоса» вошло уже давно и было переосмыслено как слово личного и «живого» Бога, окликавшего этим словом вещи и вызывающего их из небытия.

Так, например, Филон Александрийский считал Логос «образом Бога». Христианское значение этого термина определено начальными словами Евангелия от Иоанна – «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Земная жизнь Иисуса Христа интерпретируется как воплощение и «вочеловечение» Логоса. Он принес людям откровение, и Сам был этим откровением.

Благодаря понятию «Логоса» гераклитовская картина мира сохраняет стабильность и гармонию при всей своей динамичности и катастрофичности.

Проблема философов: как объединить мир и человека, а в человеке объединить его тело и дух? Как в понятии первоначала объединить человеческое и природное? Необходим был такой принцип, который объединял бы любое тело, включая тело человека, и то, что с телом не связано, и уже названо античными мыслителями душой. В дальнейшем поиски универсального единства мира и человека во всей культуре приобретут более четкие очертания и выльются в проблему бытия.

Размышления, впоследствии ставшие неотделимыми от философии – мысли, парадоксы, загадки, противоречия были сформулированы Гераклитом.

Философ Гераклит изображает логос как то, познание чего требует совершенно особых усилий и предполагает изменение обыденных установок сознания. Логос - "слово", "речь" самой вечной природы. Об этом важнейший фрагмент Гераклита, переданный Секстом Эмпириком: „Эту-вот Речь (Логос) сущую вечно люди не понимают и прежде, чем выслушать [её], и выслушав однажды, Ибо, хотя все [люди} сталкиваются напрямую с этой-вот Речью (Логосом), они подобны незнающим [её], даром что узнают на опыте [точно} такие слова и вещи, какие описываю я, разделяя [их] так, как они есть. Что же касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву, подобно тому как этого не помнят спящие" (1; 189). Что же выясняется о логосе в первую очередь из фрагментов Гераклита? Логос скрыт от большинства людей. Чаще всего они о логосе слыхом не слыхивали. Но если им о нем и поведать, рассказать, то вряд ли они сразу поймут, что это такое. Парадокс, однако, заключается в том, что с логосом, управляющим всеми вещами, люди постоянно соприкасаются, но "с чем они в самом непрестанном общении... с тем они в разладе" (свидетельство Марка Аврелия - 4; 191).

Логос в понимании Гераклита - то, что присуще всем и всему, то, что всем и через все управляет. Видимо, это одна из первых формулировок, где идея первоначала смыкается с едва забрезжившей на философском горизонте идеей всеобщего закона, управляющего сущим. Обе пока еще слитые, нерасчлененные, но в тенденции расчленяющиеся идеи составляют смысл понятия "логос". Сточки зрения перспективы очень важно и интересно как „раз гераклитово выделение логоса, отличение его от природы как всего существующего и от огня как некой "первоначальной" материальной стихии. В тенденции здесь содержится возможность вычленения деятельности по описанию и изучению природы, возможность отличить философию от физики, от физического объяснения. Но пока, конечно, у самого Гераклита все три элемента едины. И все они объединены идеей первоначала, хотя уже и различены в ней.

Опыт предшествующей философии доказывал, что первоначало нельзя отождествить ни с каждой отдельной вещью, ни с какой-то определенной материальной стихией. Впоследствии предстояло установить, что первоначало нельзя объединить и с материей вообще. Почему? Да потому, что, чем дальше, тем больше философы будут задаваться вопросом: как объединить мир и человека, а в человеке - его тело и его дух? Как объединить в понятии первоначала человеческое и природное? Надо было найти такой принцип, который объединяет любое тело, в том числе и тело человека, и то, что с телом связано, но ему никак не тождественно, то, что античные мыслители уже назвали душой. Потом трудные поиски универсального единства мира и человека приобретут в философии, да и во всей культуре, более четкие очертания. Они выльются в постановку проблемы бытия. Но у истоков этих размышлений, которые впоследствии станут неотделимыми от философии как таковой, - мысли, парадоксы, загадки, противоречия, сформулированные Гераклитом и элеатами.

Гераклита интересует, что такое человеческая душа, а иными словами, что такое человеческие мысли, страсти, волнения. И кстати, огонь как первоначало для Гераклита приемлем еще и потому, что ему кажется: душу можно уподобить огню. Человеческая душа, полагает Гераклит, это какой-то невидимый динамичный огонь. Уподобление души огню толкает Гераклита к одушевлению природы. Он так и говорит: „Мы эту душу (т.е. огонь) в вещах не видим". Но во всех вещах есть огонь, он - всеобщее первоначало, а одновременно и душа мира, душа вещей. В человеческом же теле душа принимает вид страсти, размышления, мысли, страдания и т.д. Здесь прежде всего находит последовательное развитие идея первоначала. Ведь, действительно, греческие философы так и замышляли себе первоначало: оно управляет всем через все. Это то всеобщее, объемлющее, которое нужно всему - природе и человеку, телу и душе, вещи и мысли. Как найти такое - истинно всеобщее - первоначало?

Не следует полагать, что Гераклит первым задумался о душе, о духовном. Милетские мудрецы тоже рассуждали о душе. Но к их рассуждениям Гераклит, судя по всему, относился критически. Обращаясь ко всякому человеку, который бы самодовольно объявил, что познал душу, Гераклит говорит: „Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути [= в каком бы направлении] ты ни потел: столь глубока её мера [= "объем", (с.33)Хоуод]" (67 (а); 231)(В этом фрагменте душа-воздух (в другом случае названный престер-дутель); здесь Гераклит отражает представления о "бесконечном" воздухе, соотносимом с "бесконечной" землей у Ксенофана. Для воздуха не было еще устойчивого термина.). Когда Гераклит рассуждает о "сухой" и "увлажненной" душе, то его философские определения перемежаются с нравственно-бытовыми сентенциями. Души, по Гераклиту, рождаются из влаги: „из влаги испаряются" (40 (а); 209). Но оставаться влажными им не подобает. "Сухая душа - мудрейшая и наилучшая" (68 (0); 231). А вот всегда влажная душа - это настоящее бедствие, что очевидно в случае такого порока, как пьянство. "Когда взрослый муж напьется пьян, его ведет [домой] безусый малый, а он сбивается с пути и не понимает, куда идет, то душа его влажна" (69 (а); 233).

λόγος - «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «намерение») - термин древнегреческой философии, означающий одновременно " слово " (или " предложение ", " высказывание ", " речь ") и " смысл " (или " понятие ", " суждение ", " основание "). Этот термин был введен в философию Гераклитом (ок. 544 - ок. 483 до н. э.), который называл Л. вечную и всеобщую необходимость, устойчивую закономерность. В последующем развитии человеческой мысли значение этого термина неоднократно изменялось, однако до сих пор, когда говорят о Л., имеют в виду наиболее глубинную, устойчивую и существенную структуру бытия, наиболее существенные закономерности развития мира.

История термина

Античная философия

Понятие «Логос» было введёно в греческую философию Гераклитом . Так как этот термин созвучен с житейским обозначением «слова», сказанного человеком, он использовал его чтобы подчеркнуть огромную разницу между Логосом как законом бытия и человеческими речами. Космический логос (слово), говорит греческая философия, «обращается» к людям, которые, даже «услышав», неспособны его понять. В свете космического Логоса мир есть гармоничное целое. Однако обыденное человеческое сознание считает свой частный произвол выше «общего» законопорядка. Внутри этого всеединства «всё течёт», вещи и даже субстанции перетекают друг в друга согласно ритму взаимоперехода и законосообразностью. Но Логос остается равным себе. То есть картина мира, описанная Гераклитом , будучи динамичной, сохраняет стабильность и гармонию. И эта стабильность сохраняется в Логосе. Как утверждается в соответствующей статье БСЭ , учение Гераклита о Логосе схоже с учением Лао-цзы о дао .

У некоторых русских философов-идеалистов понятие «Логос» употребляется для обозначения цельного и органического знания, для которого свойственно равновесие ума и сердца, наличие анализа и интуиции (В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский).

Современная философия

Философы Нового и Новейшего времени (М. Хайдеггер и др.) считают термин «Логос» многозначным и глубокосодержательным. С одной стороны, Логос означает «мысль» и «слово» («слово, речь, если они искренни, суть та же „мысль“, но выпущенная наружу, на свободу» ), а с другой стороны, - «смысл» (понятие, принцип, причина, основание) вещи или события.

См. также

Примечания

Литература

  • Логос - статья из Большой советской энциклопедии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Логос" в других словарях:

    - (греч. logos речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера) понятие 1) антич. философии и 2) христианского богословия, обозначающее а) разумный принцип, управляющий миром и б) Бога Сына как Посредника между Богом Отцом и миром. Как филос.… … Философская энциклопедия

    ЛОГОС - ЛОГОС (греч. λόγος речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера), понятие античной философии и христианского богословия, где оно обозначает разумный принцип, управляющий миром, и Бога Сына, второе лицо Троицы. Как философское… … Античная философия

    Логос - (гр. logos сөз, мағына немесе ұғым) грек философиясы мен теологиясында ғарышта (космоста) сөзсіз бар, оны басқарушы және оған форма мен мағына беруші құдаи (құдайлық) себеп. «Логос» терминімен анықталған ұғым сол сияқты үнді, египет және парсы… … Философиялық терминдердің сөздігі

    Логос - Логос ♦ Logos В переводе с греческого это слово обозначает одновременно и разум, и слово. Например, у Гераклита читаем: «Не мне, но логосу внимая мудро признать, что все – едино». Апостол Иоанн: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и… … Философский словарь Спонвиля

    - (греч.). Разум слово. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛОГОС 1) буквально слово; 2) божество. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    - (греч. logos слово, мысль, разум, закон) – термин, первоначально обозначавший всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию. Одно из основный понятий греческой философии. В христианстве отождествлен со вторым лицом троицы. ............ ☼… … Энциклопедия культурологии

    - (греческое logos), одно из основных понятий древней греческой философии; одновременно слово (предложение, высказывание, речь) и смысл (понятие, суждение, основание). Введено Гераклитом, толковавшим логос как ритм и соразмерность бытия. В… … Современная энциклопедия

    - (греч. logos) одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно слово (предложение, высказывание, речь) и смысл (понятие, суждение, основание). Введено Гераклитом: логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность … Большой Энциклопедический словарь

Общепринятым фактом является то, что философия возникла в Древней Греции в VI веке до н. э.

Сам термин складывается из таких греческих слов, как «филео» (любовь) и «софия» (мудрость). Итак, - «любовь к мудрости». Философию можно трактовать как учение о мире, об общих закономерностях и принципах бытия, познания. Она является своего рода духовно-рационалистическим освоением реальности. В философии немаловажную роль играет термин «логос».

Интерпретация понятия

Древнегреческий термин «логос» был использован впервые философом и политическим деятелем Гераклитом. Он применял его в своем учении в качестве одного из главных понятий. Термин «логос» в философии античности становится впоследствии весьма популярным и приобретает много вариаций трактовок.

Чаще всего он трактуется как «мысль» либо «смысл» (понятие). Также распространен перевод «слово» (осмысленное, имеющее значение, сведения о предмете или явлении). По-другому, логос - это в несущее неотделимую мысль.

В разном контексте данное понятие имело различные значения.

Многозначность понятия «логос»

Многочисленные интерпретации рассматриваемого термина встречаются преимущественно у Гераклита, в частности:

  1. Логос в философии - это универсальный закон, которому все в мире подчиняется («всеуправляющий Логос»).
  2. Он выступает выражением определенности и постоянства, а также устанавливает своего рода границы, в рамках которых протекают все изменения и трансформации. Логос в философии - это (кратко) закон, делающий мир гармоничным, упорядоченным и соразмерным. То есть все изменения протекают внутри него (при условии расценивания данного понятия в качестве меры).
  3. Данный термин выражает тождество таких противоположных понятий, как добро и зло, день и ночь, холод и тепло, образует из них нечто единое: «целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, согласие и разногласие, из всего - одно, из одного - все» (Философия Гераклита - «Учение о логосе»).
  4. Рассматриваемое понятие не употребляется в отношении отдельно взятых вещей. Логос в - обозначение тотальности.

Он выражал им свое представление о единстве, гармонии и целостности мира. Гераклит отождествлял понятие «логос» с Космосом. Чувственная составляющая порождалась появившимся из огня Космосом, а умственная - Логосом, ввиду того что самым главным, которое фиксируется в мирской жизни и находит свое отражение в представлениях о космосе, выступает организованность и мироустройство, превращающее отдельно существующие вещи в единое целое.

Таким образом, суммировав все то, что включает «учение о Логосе» Гераклита, можно сказать, что данное понятие является законом, придающим миру субстанциальность, системность и возможность к эволюции.

Значимость рассматриваемого термина

Логос в философии - это столь же обязательное понятие, как и законы полиса, выражающие универсальность и тотальность разума. Он состоит из фундаментально-онтологического содержания, которое обозначает сущность мироустройства, и его можно постигнуть исключительно умственным путем, и никак не чувственным восприятием.

Движение от мифа к логосу - это перемещение от совокупности объекта и субъекта, от нечеткого разграничения человеческого «Я» и «не Я» к ясному пониманию этого противостояния, а также различия между предметом и образом. То есть это движение от мироощущения к созерцанию.

От мифа к логосу

Существуют самые разнообразные концепции данного перехода, от устаревшего типа мировоззрения к принципиально новому. Однако в качестве основополагающих выделяют следующие:

Мифогенная теория

Суть данной концепции - утверждение о том, что философия античности является следствием древнегреческих мифологем второго поколения, выступая их так называемой рационалистической интерпретацией.

Миф здесь рассматривается в качестве аллегории, за которой скрывались подлинные исторические факты, реальные события, но сильно искажённые и неверно истолкованные. Метафора носила обобщающую функцию, посредством которой человек через определенные признаки обозначал абстрактные понятия. Со временем потребовалось рационализировать миф (перевести существующую систему эпитетов и аллегорий на язык категорий и понятий).

Итак, можно сказать, что философия - это адаптированная к соответствующей эпохе мифология.

Одним из вариантов рассматриваемой концепции выступает символическая теория, интерпретирующая миф в качестве единого чувственного смысла и образа, подкрепленного традицией и ритуалом.

Гносеогенная теория

На первый взгляд, можно подумать, что она является противовесом вышерассмотренной. В сущности данной концепции заложено утверждение того, что философия никак не перекликается с мифологией, потому что имеет иной источник. Мировоззренческие взгляды на мир формировались на базе научно-теоретических знаний и обобщений реально происходящих событий. эволюционировала посредством знаний, в корне противоположных фантастическим представлениям и вере. В связи с этим были сделаны выводы о том, что мифология не может выступать предысторией философии (I том «История философии»).

Гносеогенно-мифогенная теория

Как уже видно из названия, данная концепция скрещивает первые две радикальные теории. Она утверждает, что и внутри мифа существуют составляющие здравого смысла, многолетнего опыта, и за его пределами есть элементы науки из разных областей (медицины, математики и др.), заимствованные на Востоке.

Социоантропоморфная (историко-психологическая) теория

Ее представитель - французский антрополог, историк и исследователь Жан-Пьер Вернан («Происхождение древнегреческой мысли»). Он объясняет процессы бытия с точки зрения рациональности посредством проецирования их на повседневно происходящие ситуации, то есть осуществляется трансформация образа мышления: все космические явления стали пониматься через рутинные события, а не языческие действия богов.

Таким образом, в основе каждой концепции лежат два понятия - миф и логос. Философия, если можно так сказать, эволюционировала от первого термина ко второму. Как уже стало понятно, существует множество точек зрения относительно данного перехода.

Учение о Логосе Гераклита

Это образец не только древнегреческого материализма в раннем периоде, но и древнегреческой диалектики.

По мнению Гераклита, логос означает то, что свойственно всему и всем вокруг, а также то, посредством чего все управляется всеми. По-видимому, это одна из самых первых его формулировок, где идея первоначала переплетается с едва возникающей идеей тотального закона, управляющего всем сущим.

В ней содержится возможность разграничения философии и физики, а также вычленения деятельности касаемо изучения и описания природы. Конечно, на тот момент Гераклит воспринимал все три элемента как одно целое, объединенное идеей первоначала.

Философский опыт прошлых лет доказывал, что его нельзя отождествлять ни с отдельно взятой вещью, ни с одной из существующих материальных стихий. А впоследствии было установлено, что первоначало нельзя соотносить с материей вообще, так как практически все последующие философы задавались вопросом в отношении возможности объединения человеческой сущности и мира в целом, а в более узком понятии - духа и тела в представителе людской расы. На тот момент требовалось найти принцип, объединяющий любое тело (включая человеческое) с внутренним содержанием - душой. Тем самым эти трудные поиски универсального единения человека и мира приобрели как в рамках философии, так и всей культуры в целом весьма четкие очертания, которые постепенно вылились в глобальную проблему бытия.

Гераклита интересовали преимущественно людские мысли, волнения и страсти. Огонь (невидимый и динамический) в качестве первоначала был приемлем в учении данного философа ввиду того, что он ассоциировался у него с человеческой душой. Так, Гераклит характеризовал одушевленную природу. Согласно его учению, в человеческом теле душа представлена страстями, размышлениями, страданиями и т. п.

Рассматриваемый древнегреческий термин в рамках христианства

В эпоху эллинизма понятие «логос» пользуется вниманием со стороны религиозной мысли Средиземноморья, которая стремилась синкретично соединить греческую и восточную традиции.

Существенный результат данных экспериментов - учение выдающегося представителя еврейского эллинизма

Он считал, что логос в философии - это внутренний замысел и разум самого Бога в отношении мира. Помимо этого, он еще воспринимался Филоном в качестве посредника между «первым Богом» - творцом всего сущего и «третьим богом» — природой (творение Господа), который именовался как «второй бог», «первосвященник», «единородный сын Божий».

Это учение Филона в значительной степени повлияло на христианское богословие: нашло отражение в учении о логосе («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (1:1)), а также в Апокалипсисе (19:13) именем «Слово Божие» называют Иисуса.

В отличие от данного понятия в рамках (эманация Абсолюта и превращенная форма его пребывания в низших мирах), в христианской философии выраженный в Евангелии вторым лицом Троицы (Иисус Христос) логос означает, во-первых, непосредственное пребывание Господа в мире, а во-вторых, синкретичное единство с людской природой («И Слово стало плотию», Иоан., (1:14)).

Немецкий трансцендентализм касаемо рассматриваемого понятия

В философии нового времени интерес в отношении проблематики логоса был замещен проблемами логики. Однако в рамках немецкого трансцендентализма, который отличался заинтересованностью, конкретностью и историчностью духа, инобытием логики, взаимосвязью абсолютного и личностного, было обнаружено возвращение к ранее рассматриваемой философии логоса. В частности, у Канта имелся христологический текст, истолковывающий логос Иоанна с точки зрения его совместимости с существующим принципом разума и взаимосвязи с проблемой размежевания религии и практического разума.

Немецкий философ Фихте, с одной стороны, выделяет согласованность своего учения с Евангелием от Иоанна, а с другой - противопоставляет его христианство («вечная» религия логоса и знания) христианству Павла, в значительной степени «исказившему» Откровение.

Для Гегеля логос в философии - это Понятие (один из главных элементов его логики). В связи с тем, что оно в рамках системы данного немецкого философа выступает своего рода максимальным раскрытием Абсолюта в качестве Идеи внутри и для себя, точнее, Идеи, которая преодолела раскол объективного и субъективного и достигла формы свободы. Таким образом, дальнейшее ее развитие посредством природного инобытия к конкретности Абсолютного Духа может быть рассмотрено в качестве сверхэмпирической истории логоса.

Рассматриваемое понятие в рамках русской религиозной философии

Термин «логос» в форме ее действующего словаря появляется в XIX-XX вв. Всеобщность темы задает русский мыслитель В. С. Соловьев, с точки зрения характерного именно для него «александрийского» контекста евангельского учения («Философские начала цельного знания» и «Чтения о Богочеловечестве»).

К разного рода интерпретациям понятия «логос» довольно часто прибегали знаменитые философы «всеединства» (Булгаков, Карсавин, Флоренский, Франк).

Русский философ В. Ф. Эрн выдвигает неославянофильскую идеологию логизма, представленную во введении сборника «Борьба за Логос» («логос есть лозунг»), которая противопоставляется эллинско-христианскому логосу западного рационализма.

Рассматриваемое понятие в философии XX века

Теме логоса здесь уделяется весьма значительное внимание и со стороны религиозных философов нетомистской традиции (концепция К. Ранера, где человек - «слушатель Слова»), и представителями протестантской «диалектической теологии» (Карл Барт).

Существенной оказывается проблематика рассматриваемого понятия, особенно касаемо эллинского наследия, для герменевтики («Истина и метод» Гарамера).

Немецкий философ М. Хайдеггер неоднократно в своих последних работах возвращается к попыткам заново истолковать забытый смысл древнегреческого логоса - «собирающе-раскрывающая» сила.

В рамках постструктурализма данный термин сопоставляется с рационалистической мифологией Запада. Итак, для метода деконструкции Деррида главной целью является «обезвреживание» логоцентризма, синонимичного метафизике.

Современная философия относительно данного понятия

Многие философы и Нового, и Новейшего времени, такие как А. Ивакин, М. Хайдеггер и другие, рассматривают термин «логос» как глубоко содержательный и многозначный. Он трактуется как «слово», «мысль» («слово, речь, если они искренни, суть та же «мысль», но выпущенная наружу, на свободу»). Также часто употребляется такой перевод данного термина, как «смысл» (принцип, основание, понятие, причина) вещи или события.

Некоторые русские философы-идеалисты логос употребляют в качестве обозначения единого органического знания, которому свойственно равновесие сердца и ума, наличие интуиции и анализа (П. А. Флоренский, В. Ф. Эрн).

 

Возможно, будет полезно почитать: