Кто такой здоровый человек. Здоровый человек – суть определения, основные критерии. Источники информации для оценки здоровья

1. Понятие "здоровье", его сущность и компоненты

Здоровье человека – это его главное достояние. Здоровье не купишь за деньги. Если потерял своё здоровье, то его уже не вернуть. Можно бесконечно глотать витамины, таблетки, постоянно лечиться: если вред организму нанесен, то это находит отражение на генетическом уровне. Здоровье это не только полноценно функционирующий организм, но и душевная гармония. Именно об этом говорится в трактовке понятия "здоровье" , находящейся в преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ): "Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов".

Здоровье человека многогранное и многоаспектное понятие, которое очень широко изучается в медико-биологической литературе. В настоящее время распространены различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта в комплексной характеристике этого состояния организма. Однако для всех трактовок общим является тот факт, что оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды, представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Очевидно также, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия как экзогенных так и эндогенных факторов.

Наиболее полно характеристика понятия здоровья дана и в определении одного из основоположников науки о здоровье Виктора Порфирьевича Петленко: "Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей".

Здоровье человека являет собой сложное понятие, состоящее из нескольких компонентов:

  1. Соматическое здоровье
  2. Физическое здоровье
  3. Профессиональное здоровье
  4. Сексуальное здоровье
  5. Репродуктивное здоровье
  6. Нравственное здоровье
  7. Психическое здоровье

Рассмотрение каждой составляющей здоровья человека крайне важно. Прежде всего нужно обратиться к соматическому здоровью.

Соматическое здоровье – это текущее состояние органов и систем органов человеческого организма.

Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза.

Следующим элементом здоровья человека является непосредственно физическое здоровье от которого напрямую зависит работоспособность и продолжительность жизни.

Физическое здоровье – это состояние организма, при котором показатели основных физиологических систем лежат в пределах физиологической нормы и адекватно изменяются при взаимодействии человека с внешней средой .

Фактически физическое здоровье – это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

Рисунок 1. Факторы физического здоровья человека

В современной науке доказано, что не только физическое, но и психическое здоровье влияет на общее здоровье человека и его деятельность.

Психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество .

Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.

Сексуальное здоровье представляет собой комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

Репродуктивное здоровье –– это компонент здоровья, определяющий репродуктивную функцию организма.

Нравственное здоровье можно охарактеризовать как систему с характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.

Профессиональное здоровье –– это состояние, определяющее эффективность профессиональной деятельности человека.

Если рассматривать здоровье человека с точки зрения оценки внутреннего потенциала, то разумно обратиться к точке зрения практической медицины, согласно которой существуют три основных состояния человека:

  1. Здоровье – состояние оптимальной устойчивости организма;
  2. Предболезнь – состояние с возможным развитием патологического процесса в организме и снижением резервов адаптации;
  3. Болезнь – процесс, проявляющийся в виде клинических изменений в состоянии организма человека

Здоровье может быть рассмотрено как биосоциальный потенциал жизнедеятельности человека. Он включает в себя ряд компонентов отраженных на рисунке 2.

Рисунок 2. Компоненты биосоциального потенциала жизнедеятельности человека

В основе биосоциального потенциала человека лежит открытая в 1936 году жизненная энергия. Она была открыта В. Райхом в 1936 г. Жизненная энергия представляет собой структурное образование, в состав которого, как следует из названия, входят биологическая и социальная составляющие .

Таблица. Характеристика компонентов биосоциального потенциала жизнедеятельности человека.

Компонент

Характеристика

Потенциал разума.

Способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться

Потенциал воли

Способность человека к самореализации; умению ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.

Потенциал чувств

Способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других.

Потенциал тела

Способность развивать физическую составляющую здоровья, "осознавать" собственную телесность как свойство личности.

Общественный потенциал

Способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности, вырабатывать чувство принадлежности ко всему человечеству.

Творческий потенциал

Способность человека к созидающей активности, творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих знаний.

Духовный потенциал

Способность развивать духовную природу человека.

Сущность здоровья – это жизнеспособность индивида, а уровень этой жизнеспособности желательно определять количественно. На необходимость такой количественной оценки не раз указывал известный хирург, академик Н.М. Амосов. По его мнению, количество здоровья можно определять как сумму резервных мощностей основных функциональных систем. Эти резервные мощности можно характеризовать так называемым коэффициентом резерва, который представляет собой соотношение максимального проявления функции к ее нормальному уровню.

2. Факторы, определяющие здоровье человека

Здоровье человека, возникновение тех или иных заболеваний, их течение и исход, продолжительность жизни зависят от большого числа факторов.

Все факторы, определяющие здоровье, делят на факторы, укрепляющие здоровье ("факторы здоровья") и факторы, ухудшающие здоровье ("факторы риска").

В зависимости от сферы влияния все факторы объединены в четыре основные группы:

  1. Факторы образа жизни (50% в общей доле влияния);
  2. Факторы внешней среды (20% в общей доле влияния);
  3. Биологические факторы (наследственность) (20% в общей доле влияния);
  4. Факторы медицинского обслуживания (10% в общей доле влияния).

К основным факторам образа жизни, укрепляющие здоровье, относятся:

  1. Отсутствие вредных привычек;
  2. Рациональное питание;
  3. Здоровый психологический климат;
  4. Внимательное отношение к своему здоровью;
  5. Сексуальное поведение, направленное на создание семьи и деторождения.

К основным факторам образа жизни, ухудшающим здоровье, относятся:

  1. Курение, алкоголь, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными средствами;
  2. Несбалансированное в количественном и качественном отношении питание;
  3. Гиподинамия, гипердинамия;
  4. Стрессовые ситуации;
  5. Недостаточная медицинская активность;
  6. Сексуальное поведение, способствующее возникновению половых заболеваний и непланируемой беременности.

К основным факторам внешней среды, определяющим здоровье, относятся: условия обучения и труда, факторы производства, материально-бытовые условия, климатические и природные условия, степень чистоты среды обитания и т.д.

К основным биологическим факторам, детерминирующим здоровье, относятся наследственность, возрастные, половые и конституциональные особенности организма. Факторы медицинской помощи определяются качеством медицинского обслуживания населения.

3. Образ жизни и здоровье

Образ жизни – это определенный вид жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные виды деятельности: профессиональная, общественная, социально-культурная, бытовая и другие. В качестве основных выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Будучи обусловленным в значительной степени социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.

Основными факторами, определяющие образ жизни человека являются:

  1. Уровень общей культуры человека;
  2. Уровень образования; материальные условия жизни;
  3. Половые и возрастные особенности; конституция человека;
  4. Состояние здоровья;
  5. Экологическая среда обитания;
  6. Характер работы, профессии;
  7. Особенности семейных отношений и семейного воспитания;
  8. Привычки человека;
  9. Возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие .

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.

Здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность деятельности человека в направлении укрепления и развития здоровья. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодоление факторов риска возникновения различных заболеваний: борьбе с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями, а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые "работают" на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека.

По мнению В.П. Петленко, образ жизни человека должен соответствовать его конституции, при этом под конституцией понимается генетический потенциал организма, продукт наследственности и среды. Конституция всегда индивидуальна: образов жизни столько же, сколько людей. Определение конституции человека пока весьма затруднительно, но некоторые приемы ее оценки разработаны и начинают внедряться в практику.

Рисунок 3. Социальные принципы здорового образа жизни

Анализируя сущность социальных и биологических принципов здорового образа жизни, можно легко убедиться, что соблюдение большинства из них является непременным условием для формирования физически культурного человека .

Рисунок 4. Биологические принципы здорового образа жизни

Образ жизни студенческой молодежи также имеет свои специфические черты, связанные с особенностями возрастного характера, спецификой учебной деятельности, условиями быта, отдыха и ряда других факторов.

Основными элементами здорового образа жизни студентов являются:

  1. Организация режима труда (учебы), отдыха, питания, сна, пребывания на свежем воздухе, отвечающая санитарно-гигиеническим требованиям;
  2. Стремление к физическому совершенству путем организации индивидуального целесообразного режима двигательной активности;
  3. Содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность;
  4. Исключение из жизни саморазрушающего поведения;
  5. Культура сексуального поведения, межличностного общения и поведения в коллективе, самоуправления и самоорганизации;
  6. Достижение душевной, психической гармонии в жизни;
  7. Закаливание организма и его очищение и т.д.

Особое значение имеет оптимальная двигательная активность.

Для организма двигательная активность является физиологической потребностью.

Это объясняется тем, что человеческий организм запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна быть на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости.

Здоровье и двигательная активность – это сближающиеся в настоящее время понятия. "Мышечный голод" для здоровья человека также опасен, как недостаток кислорода, питания и витаминов, что неоднократно подтверждалось. Например, если здоровый человек в силу каких-то причин даже всего лишь нескольких недель не двигается, то мышцы начинают худеть. Его мышцы атрофируются, работа сердца и легких нарушается. Сердце тренированного человека вмещает в себя почти в два раза больше крови, чем сердце не занимающегося физическими упражнениями. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

Реально же сейчас сложилась такая ситуация, что в современном обществе, особенно у большинства горожанин, уже почти нет других средств для укрепления здоровья и искусственного повышения двигательной активности, кроме физической культуры. Физические упражнения должны восполнять недостаток в физическом труде, в двигательной активности современного человека.

Многие люди, оправдывая нежелание заниматься физическими упражнениями, ссылаются на то, что у них для этого не хватает времени. В этой связи уместно вспомнить изречение: "Чем меньше времени тратишь на спорт, тем больше его потребуется на лечение".

4. Наследственность и ее влияние на здоровье и заболеваемость

Наследственность является важным фактором влияющим на здоровье человека, но далеко не всегда определяющим. Умение вести здоровый образ жизни и соблюдение базовых основ экологической безопасности жизнедеятельности позволяют значительно снизить воздействие наследственности.

Наследственность – присущее всем организмам свойство передавать потомству характерные черты строения, индивидуального развития, обмена веществ, а, следовательно, состояние здоровья и предрасположенности ко многим заболеваниям.

По наследству могут быть переданы признаки не только нормального, но и патологического, болезненного состояния организма. Известно более 2000 наследственных болезней человека.

Рисунок 5. Распределение генов родителей

Необходимо подчеркнуть, что признаки каждого из родителей в организме ребенка проявляются неодинаково. Проявление наследственных болезней может происходить на протяжении всего периода индивидуального развития. Известно большое число наследственных болезней, проявляющихся не в раннем возрасте, а на более поздних стадиях развития. Наследственные болезни, а также предрасположенность к ряду заболеваний (язвенная, гипертоническая, желчно-каменная болезни, атеросклероз и др.) не так редки, как долгое время считали, однако многие из них можно предупредить.

5. Здравоохранение и здоровье

Существующая ныне система здравоохранения не в состоянии сохранить и укрепить здоровье человека, приостановить или снизить рост заболеваемости.

К сожалению в силу плохой экологии и гигиенической безграмотности в России во всех возрастных группах отмечается снижение уровня здоровья.

Конечно медицина, несомненно, умеет лечить многие болезни и часто делает просто чудеса, спасая человека от преждевременной смерти. Она достигла больших успехов в предупреждении и лечении инфекционных заболеваний, однако излечение болезней приносит здоровье далеко не всегда. В организме человека нередко остается след не только от перенесенного заболевания, но и от самого лечения, насыщенного небезразличными для здоровья психическими, физическими, химическими и биологическими факторами.

По мнению И.И. Брехмана сугубо лечебная медицина – это не та дорога, которая ведет к храму здоровья, сколько бы средств ни ушло на лечение болезней, здоровья больше не будет .

Если и дальше удовлетворятся только уровнем лечебной медицины и не заниматься здоровьем как таковым, то эффект будет таким, как при попытке заполнения водой бочки с дырявым дном. Недаром еще владыки древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они были здоровы.

6. Здоровье в иерархии потребностей человека

Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату.

Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств:

  1. В нашем государстве еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья.
  2. В человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека.
  3. Здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не стало на первое место в иерархии потребностей человека.

Так, особенно у молодых людей, различные материальные блага жизни, карьера, успех признается более важной ценностью. Однако в более старшем возрасте, большинством людей здоровье признается глобальной и важной ценностью.

Основным мотивом, побуждающим посещать не обязательные занятия физической культурой является укрепление и сохранение здоровья.

Достоверно известно, что в состоянии физического и психического благополучия здоровье обычно воспринимается как нечто безусловно данное, потребность которого хотя и осознается, но ощущается лишь в ситуации его явного дефицита.

Существует ли положительная мотивация для сохранения здоровья у здоровых людей? Оказывается, что её явно недостаточно.

Во-первых, если человек здоров, то он воспринимает это как должное, и не ощущает своего здоровья, не знает величины его резервов, его качества и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Вместе с тем, очень часто люди, отягощенные болезнями, тем не менее, не предпринимают действенных мер, направленных на их устранение. Очевидно, что забота человека о своем физическом и психическом благополучии определяется не столько уровнем здоровья, сколько личным отношением к нему человека.

Во-вторых, велико значение отношения окружающих, общественное мнение. К сожалению, у нас не достаточно высок уровень моды на здоровье. По прежнему, те, кто заботится о своем здоровье рискуют прослыть чудаками, отличающимися от большинства людей, фатально безразлично относящихся к своему здоровью.

Таким образом, приходится констатировать, что положительная мотивация для здоровья явно недостаточна. Очень многие люди всем своим образом жизни идут не к здоровью, а от него. И главная причина – в сознании человека, его психологии.

Из этого вытекает необходимость воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности, а также разработка основных положений и условий здорового образа жизни, методология их внедрения, привития и освоения людьми.

7. Влияние культурного развития личности на отношение к здоровью

Велика ли связь между культурным развитием человека и отношением к самому себе, к своему здоровью? Больными могут быть люди разного уровня культуры. Но сохранение и воспроизводство здоровья находится в прямой зависимости от уровня культуры.

В последнее время появилось много публикаций о роли культуры в развитии человека. В них отмечается, что человек – субъект и одновременно главный результат своей собственной деятельности. Культуру с этой точки зрения можно определить как самосознание, самопроизводство человека в конкретных формах деятельности .

Очень часто люди не знают, что они способны сделать с самими собой, какими огромными резервами здоровья обладают, что здоровым образом жизни можно вылечить и сохранить здоровье на долгие годы.

Таким образом, на фоне общей грамотности люди многого не знают, а если и знают, то не следуют правилам здорового образа жизни. Для здоровья нужны такие знания, которые бы стали бытием, привычками. Установка на здоровье категория субъективная, но она может иметь значение важного объективного фактора здоровья. Фокусирование на здоровье , наоборот, мотивирует поведение, мобилизует резервы здоровья.

Литература

  1. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье – М.: Физкультура и спорт, 1990.
  2. Основы здорового образа жизни петербургского студента // Под ред. В.П.Соломина – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена 2008
  3. Психическое здоровье. Информационный бюллетень // URL: http://www.who.int
  4. Скок Н.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции // Социс. 2004. № 4. С. 124–127
  5. Физическое здоровье. Информационный бюллетень // URL: http://www.who.int

На физиологическом уровне показатели здоровья следующие:

  • Энергия в большом количестве для осуществления повседневных дел. Сюда входит трудовая деятельность, быт. Важно при этом чувствовать себя счастливым и здоровым человеком;
  • Полноценный сон. Легкое пробуждение, мгновенное начало повседневной деятельности, ощущение бодрости и прилива сил;
  • Регулярное опорожнение кишечника. Если этого не происходит минимум один раз в сутки, это может говорить о зашлакованности. Следствием этого является ослабление иммунной системы, появление упадка сил.

Внешние показатели

Здоровый человек обычно не страдает от лишних килограммов, его выдает цвет лица, кожи и улыбка. Внешние показатели:

  • Улыбка. Десны и зубы человека имеют здоровый цвет – он питается , нет болезней кишечника. Десны не должны иметь фиолетовый или темно-красный оттенок, ведь такой цвет может говорить об имеющихся заболеваниях;
  • Волосы. Ломкие и жирные локоны обычно предупреждают о патологиях. Человек должен иметь блестящие волосы без заметных повреждений. Если они очень сухие, это может говорить об или недостатке аминокислот в рационе;
  • Язык. Язык должен быть розовым, с отсутствием налета белого или желтого цвета.

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, которая обеспечивает ему духовное, социальное и физическое благополучие. По мнению медиков, на физическое отдельной личности в большинстве влияет его образ жизни (50 %). Остальные факторы оказывают гораздо меньшее влияние: генетика и окружающая среда – 20 %, система здравоохранения – 10 %.

Актуальной эта тема стала в 70-х годах 20 века. Произошли перемены в окружающей среде обитания человека, продолжительность жизни увеличилась, экологическая обстановка ухудшилась.

Сейчас многим людям не нужен физический труд для выживания, отсутствуют ограничения в еде, у них больше свободного времени. При этом возрастание темпа жизни приводит к частым стрессам и другим . Эти факторы негативно сказываются на здоровье человека, ежегодно количество наследственных заболеваний возрастает. Все это заставляет задуматься, как в современном мире сохранить духовное и физическое здоровье. Как вести здоровый образ жизни?

Вредные привычки

Вредные привычки – это курение, чрезмерное употребление спиртосодержащих напитков, наркотики. Если человек не избавиться от них, дальнейшие стремления к правильному образу жизни можно считать бессмысленными.

Личность, не имеющая вредных привычек, живет примерно на 14 лет дольше. Отказаться от них может быть сложно, но это получается у многих. Люди читают соответствующие книги (А. Карр «Легкий способ бросить курить»), посещают врачей. Самое главное в этой борьбе – понимание человека, что эти привычки разрушают его жизнь. Особенно важно обратить на это внимание женщинам, планирующим ребенка.

Правильное питание

Здоровый образ жизни подразумевает . Блюда должны быть натуральными, содержать необходимые витамины, микро- и макроэлементы. Желательно принимать пищу по заранее установленному режиму, 5-6 раз в день. Основной прием пищи должен быть в первой половине дня.

Завтрак Идеально начинать день с каши: пшенка, манка, гречка, овсянка и т. д. Желательно кушать цельнозерновую продукцию, а не быстрые завтраки, такие как хлопья. Завтрак можно разнообразить фруктами, орехами, сухофруктами. Можно сделать бутерброд с маслом, заварить чай. Иногда позволительно устроить «белковый завтрак» - омлет, яичница, яйцо вкрутую, вареное мясо или рыба.
Перекус Через 3 часа хорошо устроить перекус: фрукт, сухофрукты, хлеб с сыром и зеленью. Не стоит есть колбасу, сосиски, фаст-фуд.
Обед В обед нужно кушать много овощей, приготовленных на гриле или на пару. Также супы, мясо, рыбу, бутерброд из цельнозернового хлеба с сыром. Лучше отдавать предпочтение печеным и тушеным блюдам.
Перекус На полдник подойдет стакан йогурта, ряженки, кефира.
Ужин Ужин должен быть более легким, чем утренние и дневные приемы пищи. Это могут быть морепродукты, легкие салаты из овощей, творожные запеканки.
Перекус За три часа до отхода ко сну можно скушать яблоко, выпить кефир или теплое молоко с медом.

Вечером можно составлять меню на следующий день. После его можно корректировать, внимательно прислушиваясь к собственным ощущениям и желаниям. Также не стоит начинать прием пищи без чувства голода.


Правильное питание – основа крепкого здоровья

Активность

Учеными доказано, что длительное нахождение за компьютером плохо отражается на здоровье, в частности на нервной системе. Также появляются проблемы с позвоночником. Чтобы вести активный образ жизни и быть здоровым, нужно соблюдать следующие рекомендации:

  • Спать не меньше восьми часов в день;
  • Соблюдать ;
  • Делать утреннюю зарядку;
  • Чаще гулять на улице, бывать поближе к природе.

Уход за телом

Нужно соблюдать правила личной гигиены, принимать душ минимум 2 раза в день. Иногда стоит посещать сауну или баню.

Здоровый образ жизни предполагает занятия спортом и фитнесом. Мужчинам можно посещать тренажерный зал, женщинам – заниматься аэробикой. Также йога подойдет всем, так как позволяет поддерживать не только тело в форме, но и сохранять душевное равновесие.


Йога приводит к гармонии

Все эти правила помогут прожить долгую, полноценную и . Человек, следующий этим советам, гораздо легче справляется с трудностями, заражая своей положительной энергией всех окружающих. После общения с ним, все начинают задаваться вопросом, как вести здоровый образ жизни.

Об основных факторах укрепляющих здоровье читайте .

  • Глава III. Физкультурно-оздоровительная работа и развитие спорта высших достижений Ст. 14. Развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях
  • Глава VI. Ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта
  • Глава VII. Заключительные положения
  • 3. Социальные функции физической культуры и спорта
  • 4. Ценностные ориентации студентов на физическую культуру и спорт
  • Лекция 2 социально-биологические основы физической культуры план
  • Литература
  • 1. Организм человека как единая биологическая система и регуляция его деятельности
  • 2. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм человека
  • Факторы развития болезней у современного человека (по н.М. Амосову)
  • Внешние признаки интеллектуального утомления
  • Характеристика степеней переутомления
  • Эффекты гипокинезии
  • Классификация упражнений по характеру их воздействия на сосуды мозга (по в.Э.Нагорному)
  • 3. Совершенствование основных систем организма под влиянием физической тренировки Влияние физических упражнений на организм человека
  • Совершенствование отдельных систем организма под влиянием направленной физической тренировки
  • 4. Закономерности образования двигательных навыков. Влияние гипокинезии на организм Рефлекторная природа двигательной деятельности
  • Примечания к лекции
  • Лекция 3 основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья план
  • 1 Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие
  • Понятие о здоровье человека
  • Здоровье
  • Основные составляющие здорового образа жизни
  • Социальные условия формирования здорового образа жизни
  • Образ жизни студенческий молодежи
  • 3. Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни студента
  • 3.1. О режиме дня
  • Примерный распорядок дня студентов, занимающихся в 1-ю смену
  • Примерный распорядок дня студентов, занимающихся во 2-ю смену
  • 3.2. Гигиена умственного труда
  • 3.3. Искоренение вредных привычек
  • 3.4. Рациональное питание
  • 3.5. Состояние окружающей среды
  • 3.6. Оптимальный двигательный режим
  • 3.7. Систематическое выполнение физических упражнений
  • 4. Диагностика здоровья
  • Лекция 4 психологические основы учебного труда и интелектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
  • 1. Психофизиологическая характеристика учебного труда студентов
  • 2. Характеристика утомления и переутомления, их признаки
  • Основные причины изменения состояния студентов в период экзаменационной сессии
  • Критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
  • 3. Особенности использования средств физической культуры для повышения работоспособности и профилактики утомления
  • 4. Роль оздоровительно-спортивного лагеря в оптимизации условий жизнедеятельности студентов
  • 5. Физическое воспитание в специальных медицинских группах
  • Лекция 5 общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания
  • 2. Методы обучения
  • Методы словесного воздействия
  • Основы обучениядвига тельным действиям
  • Основы формирования двигательного навыка
  • Структура процесса обучения и особенности его этапов
  • 1. Основные стороны спортивной тренировки
  • 2. Зоны интенсивности нагрузок и их характеристика
  • Воспитание физических качеств
  • Методы воспитания силы
  • Воспитание быстроты отдельного движения
  • Воспитание выносливости
  • Воспитание ловкости
  • Воспитание гибкости
  • 3. Формы занятий физическими упражнениями
  • Урочные формы занятий
  • Неурочные формы занятий
  • Формы организации физического воспитания студентов
  • Лекция 6 основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями план
  • 1. Планирование и управление самостоятельными занятиями
  • 2. Содержание и формы самостоятельных занятий
  • Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка)
  • Упражнения в течение учебного дня
  • Самостоятельные тренировочные занятия
  • 3. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности
  • Определение оптимальной интенсивности ходьбы по чсс
  • Примерная величина дистанции и времени, затраченного на ходьбу в первые тридцать тренировок
  • Атлетическая гимнастика
  • Оздоровительное плавание
  • 4. Особенности самостоятельных занятий женщин
  • 5. Границы интенсивности нагрузок при самостоятельных занятиях лиц разного возраста. Взаимосвязь интенсивности нагрузок и уровня физической подготовленности
  • 6. Гигиена самостоятельных занятий
  • Личная гигиена
  • Пищевой рацион и режим питания
  • Состав и калорийность пищевых рационов для спортсменов в сутки (грамм на 1 килограмм массы тела)
  • Закаливание
  • Примерная форма дневника самоконтроля
  • Лекция 7 спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений план
  • 1. Значение спорта. Определения и понятия
  • 2. Спортивные соревнования
  • 3. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта
  • Физиологические особенности спортивного отбора
  • Психологические особенности спортивного отбора
  • Лекция 8 особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений план
  • 1. Индивидуальный выбор вида спорта. Краткая характеристика видов спорта
  • 2. Определение целей и задач спортивной подготовки
  • 4. Управление учебно-тренировочным процессом студентов-спортсменов
  • Наиболее значимые морфофункциональные показатели у сильнейших спортсменов (по э. Г. Мартиросову)
  • Лекция 9 самоконтроль занимающихся физической культурой и спортом план
  • Литература
  • 1. Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом
  • Классификация видов диагностики
  • 1.Педагогические и психологические тесты.
  • 2.Медицинские тесты.
  • 3. Клинико-биохимические тесты.
  • 2. Врачебно-педагогический контроль за занимающимися физкультурой и спортом
  • 3. Самоконтроль при занятиях физкультурой. Дневник самоконтроля
  • Дневник самоконтроля
  • 4. Тесты для оценки физической подготовленности
  • Паспорт здоровья
  • Лекция 10 профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов план
  • 1. Понятие, значение и структура ппфп
  • 2. Факторы, определяющие содержание ппфп
  • 3. Профессионально прикладная подготовка студентов, осваивающих различные специальности
  • 3.1. Цель, задачи и критерии ппфп студентов технических вузов
  • 3.2. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей
  • Роль классного руководителя в развитии и пропаганде физической культуры и спорта среди учащихся и их родителей
  • 4. Ппфп на учебных занятиях по физическому воспитанию
  • 5. Планирование ппфп
  • Лекция 11 физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
  • Литература
  • 1. Требования, предъявляемые рыночной экономикой к физическому состоянию работников умственного труда
  • 2. Значение физической культуры в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
  • 3. Особенности производственной физической культуры специалистов в период их профессиональной деятельности
  • 4. Активный отдых - одна из основных форм занятий физической культурой
  • Вводная гимнастика
  • Физкультурная пауза, физкультминутка
  • Примерный комплекс упражнений производственной гимнастки для работающих сидя
  • Примерный комплекс упражнений производственной гимнастики для работающих стоя
  • Приложения приложение 1 контрольные вопросы к обязательным лекциям по учебной дисциплине "физическая культура"
  • Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной
  • Подготовке студентов
  • Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры
  • Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья
  • Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуаль­ной деятельности. Средства физической культуры в регулиро­вании работоспособности
  • Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физичес­кого воспитания
  • Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими уп­ражнениями
  • Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физи­ческих упражнений
  • Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой фи­зических упражнений
  • Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
  • Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов
  • Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бака­лавра и специалиста
  • Приложение2 рекомендуемые методико-практические занятия
  • Приложениез контрольные тесты и примерные зачетные нормативы для оценки физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений
  • Контрольные и зачётные нормативы для студентов II курса
  • Контрольные и зачётные нормативы для студентов III курса
  • Контрольные и зачётные нормативы для студентов IV курса
  • Понятие о здоровье человека

    В настоящее время отсутствует общепринятая трактовка понятия "здоровье". Многообразие взглядов на сущность этого понятия и безуспешность попыток выработать единое мнение объясняется тем, что здоровье - очень сложное поня­тие, которое трудно определить кратко и однозначно.

    Один из довольно часто используемых подходов к трактовке понятия "здоро­вье" основан на принципе прямого противопоставления двух качественно раз­личных состояний: нормального физиологического (синоним "хорошее здоровье") и патологического (синоним "плохое здоровье"). Значимая часть определений здоровья содержит или подразумевает это полярное разграничение.

    Большинство современных ученых определяют понятие здоровья как способ­ность человека к оптимальному физиологическому, психологическому и соци­альному функционированию. Встречаются определения, в которых подчеркива-

    ется роль сознания человека, энергетических показателей силы и выносливости, параметров информационного потока.

    По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), "здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

    Более полным является определение, данное академиком В.П. Каначевым: "Здоровье индивида - это процесс сохранения и развития психических, физиоло­гических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой спо­собности, социальной активности при максимальной продолжительности актив­ной жизни".

    Здоровье

    Благополучие касается всех аспектов жизни человека: необходимо гармони­ческое сочетание социального, физического, интеллектуального, карьеристско­го, эмоционального и духовного элементов в жизни. Ни одним из них нельзя пре­небрегать, если стремишься к здоровью и благополучию.

    Хотя в последние годы наблюдается значительный рост интереса к этой про­блеме, многие россияне мало что делают для улучшения собственного здоровья. Если проанализировать главные причины смерти людей, то можно согласиться с тем заключением, что во многих случаях трагического исхода можно было избе­жать, если бы люди вели здоровый образ жизни.

    Важным показателем благополучия нации является количество преждевремен­ных смертей. Преждевременной принято считать смерть, наступившую до 65 лет. Конечно, это порог очень низкий, большинство из нас может жить дольше 65 лет.

    Сколько же в среднем живет человек? Средняя продолжительность жизни Древней Греции была 18 лет, в Риме к началу нашей эры -21 год, в дореволюци­онной России - 32 года, в СССР - 72 года. В настоящее время средняя продолжи­тельность жизни в экономически развитых странах достигла 80 лет и более (на­пример, в Японии у женщин - 83 года, у мужчин - 76 лет). Средняя продолжи­тельность жизни у женщин выше, чем у мужчин, так как у женщин более высокая биогенетическая выносливость, связанная с миссией продления рода, меньше вред­ных привычек, более благоприятный липидный обмен.

    В России в 1995 г. средняя продолжительность жизни составляла 65 лет: у мужчин - 58 лет, у женщин - 72 года. Численность населения России сокращает­ся, основной причиной этого является превышение смертности над рождаемос­тью, которое наблюдается с 1992 г.

    Физическое здоровье - состояние, при котором у человека имеет место со­вершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических про­цессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

    Психическое здоровье предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию, чис­тоту помыслов. Путь к психическому здоровью - это путь к интегральной лично­сти, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями, неувереннос­тью в себе. Психическое здоровье предусматривает тренировку психики, разви­тие психических процессов (памяти, внимания, воображения и др.), воспитание дисциплины ума и чувств.

    Социальное здоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение человека к миру.

    Признаками здоровья являются:

    Устойчивость к действию повреждающих факторов;

    Показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;

    Функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;

    Наличие резервных возможностей организма;

    Отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития;

    Высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

    Норма определяется как диапазон оптимального функционирования организма

    (В.П. Петленко, 1998). При оценке состояния здоровья пользуются возрастными и индивидуальными нормами (рост и вес тела, жизненная емкость легких, часто­та пульса, уровень артериального давления, уровень глюкозы в крови и т.д.). Од­нако входящие в одну и ту же группу люди существенно отличаются друг от дру­га, что определяется многими факторами: полом, профессией, местом житель­ства, образом жизни и т.д. В связи с этим понятие нормы в здоровье строго инди­видуально. Здоровье следует рассматривать в динамике изменений внешней сре­ды, в процессе индивидуального развития организма в течение всей жизни.

    И. И. Брехман указывал на то, что между здоровьем и болезнью лежит проме­жуточное "третье состояние", когда человек еще не болен, но уже и не здоров. Академик В.П. Петленко называет это состояние предболезнью или предпатологией. Предпатология - это состояние крайнего напряжения нормального функци­онирования организма, это экстремальная норма (В.П. Петленко, 1998). В этом состоянии находится более половины всех людей, живущих на Земле. К находя­щимся в "третьем состоянии" относятся люди, подвергающие себя воздействию вредных химических веществ (смог, химикаты в продуктах сельского хозяйства, химические добавки в пищевых продуктах, синтетические лекарства), нерацио­нально питающиеся (с излишней массой тела или ожиревшие, с кариесом зубов), регулярно употребляющие алкоголь; курильщики; работающие в ночные смены; подверженные трансмеридиональным перемещениям. По мнению И.И. Брехмана, в "третьем состоянии" человек располагает только половиной психофизичес­ких возможностей, заложенных в него природой. В третьем состоянии заключе­ны истоки всех болезней. Предвидеть, распознавать, предотвращать и ликвиди­ровать "третье состояние" организма - важнейшая задача каждого индивидуума.

    Для сохранения, укрепления здоровья необходимо знать о факторах, повреж­дающих здоровье.

    К первой группе факторов, повреждающих здоровье, относятся так называе­мые факторы риска. Под ними понимают привычки, связанные с образом жизни, которые увеличивают риск развития заболевания. Это достаточно обширная и практически единственная группа повреждающих здоровье факторов, которая полностью зависит от деятельности каждого отдельного человека. К ней относят­ся употребление алкогольных напитков, токсических и наркотических веществ, табакокурение, пониженная двигательная активность, излишняя масса тела, ве­нерические заболевания и СПИД.

    Во вторую группу повреждающих факторов входят наследственные, врож­денные и приобретенные заболевания. Наследственные заболевания передаются через генотип, от родительской пары к детям, врожденные возникают в период внутриутробного развития плода или родов, а приобретенные являются результа­том образа жизни.

    К третьей группе факторов, повреждающих здоровье, относятся нарушения в работе адаптивных и защитных механизмов организма. Это десинхроз, дистресс, поражение иммунной системы, нарушения регенерации и т.д.

    В четвертую группу факторов входят так называемые "болезни века". Это нарушения, возникающие в результате негативной экологической обстановки и ритма жизни современного человека. К ним относятся ишемическая болезнь сер­дца, сахарный диабет, мочекаменные болезни, различные формы аллергозов, он­кологические и психические заболевания.

    Основополагающим условием сохранения, коррекции и приумножения здо­ровья является определенная активность человека в отношении к своему здоро­вью. Во-первых, необходимо сформировать потребность в здоровье, как один из ведущих мотивов поведения. Во-вторых, поставить задачи, определить пути и методы решения проблемы своего здоровья. В-третьих, следует стремиться к са­мосовершенствованию и постоянному подержанию здорового образа жизни.

    Таким образом, здоровье человека - это его способность сохранять соответ­ствующие возрасту и полу психическую и физиологическую устойчивость в по­стоянно изменяющихся условиях окружающей среды. Природа снабдила от рож­дения организм человека способностью к саморегуляции и поддержанию жизни с большим запасом прочности, дальнейшая его жизнь будет зависеть от того, как он распорядится природным даром, а именно от его образа жизни;

    Если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наслед­ственных факторов, 20% - от факторов внешней среды, т.е. от экологии, 10% - от здравоохранения, а 50% здоровья зависят от самого человека, от того образа жиз­ни, который он ведет.

    Здоровый образ жизни - это качество и стиль жизни, в котором преломляется жизнедеятельность человека по отношению к укреплению своего здоровья.

    Здоровый образ жизни включает трудовую, физическую, производственную, I социально-культурную, общественно-политическую и т.д. активность человека. В нем различают социально-гигиенические нормы жизни, устойчивость к факторам риска, психическую стабильность организма. Интеллектуальное и творческое развитие, широкий круг друзей и знакомых, дружная семья, дети являются неотъемлемой частью здорового образа жизни.

    Образ жизни - это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Под взаимоотношениями подразумевается сложный комплекс действий и переживаний, наличие полезных или вредных привычек.

    К факторам внешней среды относятся: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, слух, обоняние, осязание).

    Образ жизни человека зависит от пола, возраста, состояния здоровья, условий обитания (климат, жилище), экологических условий (питание, одежда, работа, отдых), наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закаливание), последствий вредных привычек (курения, пьянства, гиподинамии). Никакие пожелания, Приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если он сам не будет сознательно I формировать собственный стиль здорового поведения.

    В основе формирования здорового образа жизни могут лежать следующие мотивы: I

    1. Самосохранение - человек не совершает определенные действия, так как I они угрожают его и жизни.

    2. Подчинение правилам культуры и быта - человек подчиняется правилам культуры и быта, чтобы быть равноправным членом общества, в котором живет. |

    3. Получение удовлетворения от самосовершенствования - ощущение здоровья приносит человеку радость, поэтому он делает все, чтобы испытать это чувство.

    4. Возможность для самосовершенствования - здоровый человек сможет подняться на более высокую ступень общественной лестницы.

    5. Сексуальная реализация - здоровье дает человеку возможность для сексу­альной гармонии.

    6. Достижение максимально возможной комфортности. В течение жизни мотивы у человека могут изменяться.

    "

    Здоровье - это самый великий дар, который получил человек от природы. Именно поэтому его нужно оберегать. Такая ценность всегда должна быть под охраной. Проявляя заботу, каждый человек желает добра другому, говоря ему: «Здоровья тебе!»

    Основные понятия

    Что такое здоровье? Каждый понимает, о чем речь, но не всякий сможет дать определение этому термину. Состояние здоровья определяется как наличие/отсутствие болезней, патологий, нарушений и болей. Такая характеристика является качественной и имеет ряд определений и показателей его оценки:

    • Внешние признаки. Это вес, объем грудной клетки, рост.
    • Биологические показатели. Включают в себя отсутствие заболеваний как острых, так и хронических, патогенных микроорганизмов, грибков, различных опухолей и образований.
    • Биохимические. Это наличие необходимой концентрации гормонов, эритроцитов, лейкоцитов, различных химических и минеральных соединений.
    • Физическое отражение здоровья. Это острота слуха и зрения, температура тела, частота сердечного ритма, показатели артериального давления.
    • Нервно-психические показатели. Это нормальное функционирование нервной системы, состояние психики человека, психология его сознания и поведения.

    Здоровье с точки зрения медицины

    При ответе на вопрос «что такое здоровье» возникает понятие соответствия всем характеристикам функционирования организма, установленным нормам, при котором отсутствуют различные отклонения и угроза для жизни человека. В медицинской практике это понятие соответствует ряду показателей, которые свидетельствуют об общем состоянии организма.

    Таким образом, здоровый человек - это нормально функционирующий организм, когда показатели жизнеспособности и качественных характеристик его органов и систем находятся в пределах установленных рамок.

    Красота и здоровье

    Здоровье проявляется и во внешнем виде человека. Можно ли сказать, что красота - неотъемлемая часть этого понятия? Безусловно. Не имея болезней, патологий и стрессовых состояний, человек выглядит хорошо и снаружи. Красота и здоровье - понятия неразделимые. И не последнюю роль в этом играет образ жизни человека. Качественное, правильное питание, хороший сон, умеренные физические нагрузки, возможность совершать прогулки на свежем воздухе, отсутствие вредных привычек и стрессов в повседневной жизни - вот все факторы, которые неуклонно оказывают основополагающее влияние на наше здоровье. Наследственность тоже не является исключением, как и состояние окружающего нас мира.

    На здоровье человека влияет очень многое. Не всегда это учитывают при оценке, но здоровый организм имеет чистые и красивые кожные покровы приятного оттенка. Тело не имеет как излишков подкожного жира, так и его недостатка. Все это отражается на состоянии волос, ногтей, цвете белка глаз, зубов. Здоровый организм всегда отличается от имеющего какие-либо заболевания или патологии. Внешняя красота человека не всегда говорит о его здоровье, но плохое состояние внутренних органов и систем неизбежно отражается на его внешнем облике.

    Различные точки зрения

    Различны и мнения ученых по вопросу: «Что такое здоровье?» Некоторые из них говорят о сочетании медицинских и психологических аспектов, другие - о способности организма приспосабливаться к окружающей среде, что, в свою очередь, проявляется в хорошем самочувствии и отсутствии различных заболеваний и патологий. C этой точки зрения возникает новое понятие и задачи здоровья - это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов и функций. Тогда этот термин (или способность организма) рассматривается:

    • в способности приспосабливаться к окружающей среде, собственным возможностям и пределам запаса производительности систем и органов;
    • в умении противостоять как внутренним, так и внешним возмущениям организма и окружающей среды, таким как болезни, старение, умственная и физическая деградация, различные повреждения;
    • в способности сохранить себя и свою естественную среду обитания в первоначальном виде;
    • в способности значительно расширить возможности, данные природой, а также улучшить условия проживания;
    • в способности самостоятельно увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности организма;
    • в способности улучшать данные возможности и свойства организма, а также качество собственной жизни и среды обитания;
    • в способности поддерживать и охранять себе подобных, а также производить на свет потомство;
    • в способности создавать культурные и материальные ценности для общества.

    Баланс здоровья

    Концепций такого понятия, как здоровье, существует очень много, но наибольший интерес вызывает сохранение баланса и адаптационная концепция. Под здоровьем понимают способность организма к взаимодействию с окружающей средой для поддержания и восстановления необходимого баланса. Более подробно это понятие раскрывается в возможности организма сопротивляться инфекции, поддерживать физическую норму, эмоциональную устойчивость и стабильность, умение применять знания о здоровье и смысле жизни, эффективно справляться с различными стрессами. Тогда здоровье человека можно определить как выражение моментального состояния равновесия между потенциалом и выставленными запросами. Также появляется понятие ресурса - это совокупность доступных средств и методов для эффективного улучшения потенциала.

    Вредоносное воздействие на здоровье

    Когда возникают некий импульс или факторы, наносящие вред здоровью, это означает, что одно из понятий, которые мы вкладываем в данное слово, существенно изменяется или несколько отклоняется от нормы, тем самым нарушая общий баланс. Это может быть выражено в возникновении острых или хронических заболеваний и состояний, присоединении различных инфекций, нарушении деятельности отдельных органов и систем, а также организма в целом или в отклонениях в психически-эмоциональном состоянии и способности адекватно приспосабливаться к окружающему нас миру.

    Термин "здоровье" очень многогранен и включает в себя много понятий и значений. Довольно трудно ответить в нескольких словах на вопрос: «Что такое здоровье?» Это шаткий баланс, который очень легко нарушить и очень трудно восстановить. Здоровье души и тела - непоколебимая основа, на которой строятся жизнь человека и его достижения в социуме.

     

    Возможно, будет полезно почитать: