Повседневная жизнь народов украины, поволжья, сибири и северного кавказа. Культура Украины XVII века: История Украины Жизнь украинцев в 17 веке

Не раз страдала муками политического самоопределения. В середине XVII века она, как и сегодня, металась между Западом и Востоком, постоянно меняя вектор развития. Неплохо было бы напомнить, чего стоила государству и народу Украины такая политика. Итак, Украина, XVII век.

Зачем Хмельницкому был нужен союз с Москвой?

В 1648 году Богдан Хмельницкий трижды разбил посланные против него польские войска: под Желтыми Водами, под Корсунем и под Пилявцами. По мере того, как разгоралась война и все более значимыми становились воинские победы, менялась и конечная цель борьбы. Начавший войну требованием ограниченной казачьей автономии в Надднепровщине, Хмельницкий уже воевал за освобождение от польской неволи всего украинского народа, и мечты о создании на освобожденной от поляков территории независимого украинского государства уже не казались чем-то несбыточным.

Поражение под Берестечком в 1651 году немного отрезвило Хмельницкого. Он осознал, что Украина еще слаба, в одиночку в войне с Польшей может и не устоять. Гетман начал искать союзника, а точнее, покровителя. Выбор Москвы как «старшего брата» вовсе не был предопределен. Хмельницкий вместе со старшинами всерьез рассматривали варианты стать союзником крымского хана, вассалом турецкого султана или вернуться в состав Речи Посполитой на правах конфедеративной составляющей общего государства. Выбор, как мы уже знаем, был сделан в пользу московского царя Алексея Михайловича.

А была ли Москве нужна Украина?

В отличие от нынешней ситуации, Москва вовсе не стремилась завлечь Украину в свои объятья. Принять в подданство украинских сепаратистов означало автоматическое объявление войны Речи Посполитой. А Польша XVII века - это крупное по тем меркам европейское государство, включавшее в себя огромные территории, ныне входящие в состав прибалтийских республик, Беларуси и Украины. Польша оказывала влияние на европейскую политику: не прошло еще и 50 лет, как ее жолнеры взяли Москву и посадили в Кремле на престол своего ставленника.

А Московское царство XVII столетия - это не Российская империя начала XX века. Прибалтика, Украина, Кавказ, Средняя Азия - еще чужие территории, в присоединенной Сибири еще и конь не валялся. Еще живы люди, помнящие кошмар Смутного времени, когда на кону стояло само существование России как независимого государства. В общем, война обещала быть долгой, с неясным исходом.

Кроме того, Москва боролась со Швецией за выход на Балтику и рассчитывала на Польшу как на будущего союзника. Короче, кроме головной боли, принятие Украины под свою руку не обещало московскому царю абсолютно ничего. Первое письмо с просьбой принять Украину в подданство Хмельницкий направил царю Алексею Михайловичу в 1648 году, но в течение 6 лет царь и бояре на все письма украинского гетмана отвечали отказом. Созванный в 1651 году для принятия решения Земский собор высказался, как сказали бы сегодня, за территориальную целостность польского государства.

Ситуация меняется

После победы под Берестечком поляки пошли на Украину карательным походом. На стороне польской короны выступили крымцы. Горели села, поляки казнили участников недавних боев, татары собирали полон на продажу. В разоряемой Украине начался голод. Московский царь отменил таможенные пошлины на вывозимое в Украину зерно, но это ситуацию не спасало. Уцелевшие после польских казней, татарских набегов и голода селяне толпами уходили в Московию и Молдавию. Волынь, Галичина, Брацлавщина потеряли до 40% своего населения. Снова в Москву поехали послы Хмельницкого с просьбами о помощи и защите.

Под рукой московского царя

В такой обстановке 1 октября 1653 года Земский собор принял судьбоносное для Украины решение о принятии ее в подданство, а 23 октября объявил войну Польше. К концу 1655 года совместными усилиями от поляков была освобождена вся Украина и Галицкая Русь (чего галичане не могут простить России до сегодняшнего дня).

Взятая под государеву руку Украина не была оккупирована или просто присоединена. Держава сохраняла свое административное устройство, свое независимое от Москвы судопроизводство, выборность гетмана, полковников, старшин и городского управления, украинская шляхта и миряне сохраняли за собой все имущество, привилегии и вольности, пожалованные им польскими властями. Практически Украина входила в состав Московского государства на правах автономного образования. Жесткий запрет вводился только на внешнеполитическую деятельность.

Парад честолюбств

В 1657 году умер Богдан Хмельницкий, оставив своим преемникам огромнейшее по своим размерам государство с определенной степенью самостоятельности, огражденное от внешней интервенции украинско-московским договором. И чем занялись паны-полковники? Правильно, дележом власти. Избранный на Чигиринской раде 1657 года гетманом Иван Выговской пользовался поддержкой на правобережье, но не имел никакой поддержки среди населения левого берега. Причиной нелюбви была прозападная ориентация новоизбранного гетмана. (Ой, как это знакомо!) На левобережье вспыхнуло восстание, лидерами стали кошевой атаман Запорожской Сечи Яков Барабаш и полтавский полковник Мартын Пушкарь.

Проблемная Украина

Чтобы справиться с выступившей оппозицией, Выговской призвал на помощь… крымских татар! После подавления мятежа крымчаки стали носиться по всей Украине, собирая пленных для невольничьего рынка в Кафе (Феодосия). Рейтинг гетмана упал до нуля. В Москву зачастили в поисках правды обиженные Выговским старшины и полковники, привозя с собой , от которых у царя и бояр голова шла кругом: налоги не собираются, 60.000 золотых, которые Москва прислала на содержание реестровых казаков, пропали неизвестно куда (ничего не напоминает?), гетман рубит головы строптивым полковникам и сотникам.

Измена

Для наведения порядка царь отправил в Украину экспедиционный корпус под командованием князя Трубецкого, которое потерпело поражение под Конотопом от объединенного украинско-татарского войска. Вместе с известием о поражении в Москву приходит весть об открытой измене Выговского. Гетман заключил договор с Польшей, согласно которому Украина возвращается в лоно Речи Посполитой, а та взамен предоставляет войско для войны с Москвой и упрочения положения украинского гетмана. (Гадячский договор1658 г.) Известие, что Выговской еще присягнул и крымскому хану, в Москве уже никого не удивило.

Новый гетман, новый договор

Заключенный Выговским договор не нашел поддержки в народе (еще свежа была память о польских порядках), подавленный было мятеж вспыхнул с новой силой. Гетмана покидают последние сторонники. Под давлением «старшины» (руководящей верхушки) он отрекается от булавы. Чтобы погасить пламя гражданской войны, выбирают гетманом сына Богдана Хмельницкого Юрия, надеясь, что за сыном национального героя пойдут все. Юрий Хмельницкий едет в Москву просить помощи для обескровленной гражданской войной Украины.

В Москве делегацию встретили без восторга. Измена присягавших на верность царю гетмана и полковников, гибель войска конкретно портили атмосферу на переговорах. Согласно условиям нового договора, автономия Украины урезалась, в целях контроля за ситуацией в крупных городах размещались воинские гарнизоны из московских стрельцов.

Новая измена

В 1660 году из Киева выступил отряд под командованием боярина Шереметева. (Россия, объявив в 1654 году Польше войну, все никак не могла ее закончить.) Юрий Хмельницкий со своим войском спешит на помощь, но спешит так, что никуда не успевает. Под Слободищем он натыкается на польское коронное войско, от которого терпит поражение и… заключает с поляками новый договор. Украина возвращается в состав Польши (правда, ни о какой автономии речи уже не идет) и обязуется выставить войско для войны с Россией.

Не желающее ложиться под Польшу левобережье выбирает своего гетмана, Якова Сомка, который подымает казачьи полки на войну против Юрия Хмельницкого и шлет в Москву послов с просьбами о помощи.

Руїна(укр.) - полный развал, разруха

Можно продолжать и дальше. Но картина будет бесконечно повторяться: еще не единожды полковники будут подымать бунты за право обладания гетманской булавой, и не раз будут перебегать из одного лагеря в другой. Правобережье и левобережье, выбирая своих гетманов, будут бесконечно воевать друг против друга. В историю Украины этот период вошел как «Руïна». (Очень красноречиво!) Подписывая новые договоры (с Польшей, Крымом или Россией) гетманы каждый раз расплачивались за военную поддержку политическими, экономическими и территориальными уступками. В конце концов, от былой «незалежності» осталась одна память.

После измены гетмана Мазепы Петр уничтожил последние остатки самостоятельности Украины, а само дышащее на ладан гетманство было упразднено в 1781 году, когда на Малороссию было распространено общее положение о губерниях. Вот так бесславно закончились попытки украинской элиты сидеть на двух стульях одновременно (или попеременно). Стулья раздвинулись, Украина упала и разбилась на несколько рядовых российских губерний.

Проблема выбора

Справедливости ради стоит сказать, что для украинского народа проблемы выбора между Западом и Востоком никогда не существовало. Восторженно принимая каждый шаг сближения с Россией, селяне и рядовые казаки всегда резко отрицательно встречали все попытки своего панства переметнуться в стан ее врагов. Ни Выговской, ни Юрий Хмельницкий, ни Мазепа не смогли собрать под свои знамена действительно народную армию, как Богдан Хмельницкий.

Повторится ли история?

Как утверждают сведущие люди, история все время повторяется, и нет ничего под солнцем такого, чего не было бы раньше. Сегодняшняя ситуация в Украине до боли напоминает события более чем трехсотлетней давности, когда страна, как и сегодня, стояла перед нелегким выбором между Западом и Востоком. Чтобы предсказать, чем все может закончиться, достаточно вспомнить, чем все завершилось 350 лет назад. Хватит ли у нынешней украинской элиты мудрости не ввергать страну, подобно предшественникам, в хаос и анархию, за которой последует полная утрата самостоятельности?

Сліпий казав: «Побачим».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Значение археологических находок для изучения одежды древних эпох. Описание предметов одежды народностей Северного Кавказа: рубах, кафтанчиков, платья, теплой одежды, поясов, женских и девичьих головных уборов, шапочек, украшений. Покрой рукавов платья.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2014

    Характеристика Симбирско–Ульяновского фольклора. Особенности народов Среднего Поволжья. Специфика народных пословиц, загадок, смысл народных сказок. Знаменитые люди – собиратели фольклора в Симбирске. Былины, песни и сказки народов Среднего Поволжья.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2011

    Гостеприимство как наиболее яркая черта, присущая всем этническим группам, проживающим на территории Северного Кавказа, их священные традиции и особенности быта. Общая характеристика ингушей и чеченцев как самых распространенных этносов данного региона.

    презентация , добавлен 05.05.2014

    Этнические особенности коренных народов. Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа, ханты и манси - два родственных народа. Пирода и традиции народов Западной Сибири. Самобытность традиционной культуры и традиционного воспитания.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2009

    Украшения татарского народа, используемые в национальной одежде. Праздничная и ритуальная одежда татар. Одежда, обувь, головные уборы. Внутреннее убранство дома. Этикет гостеприимства у татар. Особенности формирования и колорит татарской одежды.

    презентация , добавлен 01.12.2014

    Вклад С. Броневского и И. Дебу в изучение этнографии народов Кавказа. Содержание свода материалов о горских и кочевых народах Кавказа, составленного по приказу императора Николая I. Сущность этнической консолидации, ассимиляции и межэтнической интеграции.

    контрольная работа , добавлен 15.08.2013

    Женский чехол для трубки. Традиционное жилище тофаларов. Халат как наиболее распространенный вид летней верхней одежды. Одежда эвенков. Верования северных народов Сибири. Головные уборы мужчин у бурятов. Костюмы служителей культа бурят у шаманов.

    презентация , добавлен 04.05.2014

    Жилище восточных славян: техника постройки, планировка, интерьер, двор. Особенности одежды и обуви восточнославянских народов. Ремесло и земледелие, восточнославянские погребения. Сходства и различия материальной культуры восточнославянских народов.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

Народ: русские

Территория расселения: средняя полоса России в основном, также Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Украина, Белорусь и все регионы России

Оседлое земледелие и скотоводство, ремесла на высоком уровне (например, изделия из дерева, деревянное строительство). Кухня с преобладанием мучных блюд, например, блинов, куличей, кулебяк. Садоводство

Религия: православие

Народ: татары

Территория расселения: Поволжье, Урал, Сибирь

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: скотоводство в полукочевой форме (особенно коневодство), ткацкое дело, ковроделие. Кухня из молочных и мясных блюд (кумыс, например).

Религия: ислам

Народ: башкиры

Территория расселения: Урал

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: полукочевое скотоводство, пчеловодство и лесное бортничество, (особенно оружейное дело, кузнечное, выделка войлока, ткацкое дело, производство ковров). Преобладала мясная кухня

Религия: ислам

Народ: чуваши, мордва

Территория расселения: Повольже, Приокье

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: земледельцы, выплавляли сталь, мастерство изготовления ножей.

Религия: язычники

Народ: украинцы

Территория расселения: Левобережная Украина (присоединена в 1654 году)

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: земледелие и оседлое скотоводство, ремесла на высоком уровне. Кухня с преобладанием мучных и овощных блюд (галушки, кулеш, борщ, узвар). Садоводство

Религия: православие

Народ: марийцы (черемисы)

Территория расселения: Поволжье, Приокье

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: пчеловоды, лесные собиратели (грибов и ягод), крестьяне

Религия: язычники

Народ: калмыки

Территория расселения: между реками Яиком и Волгой (стали подданными России в 1655)

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: кочевые скотоводы

Религия: ислам, буддизм

Народ: буряты

Территория расселения: Забайкалье (присоединились в 17 веке)

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: кочевые скотоводы. Кухня мясная. Из ремесел выделка овчин, кожи, войлока, кузнечное ремесло.

Религия: язычество, буддизм

Народ: удмурты

Территория расселения: Урал

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: кочевые скотоводы, охотники, пчеловоды. Известны были ткацким искусством. Жили общинами родственников.

Религия: православные и язычники

Народ: карелы

Территория расселения: Карелия

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: охотники, рыбаки, лесорубы, земледельцы. Почти не использовали колесо.

Религия: православные и лютеране

Народ: кабардинцы, ногайцы, адыги, абазины, черкесы

Территория расселения: Северный Кавказ

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: скотоводство (овцы), горное собирательство (ягоды, орехи), ремесла. Кухня мясная и молочная

Религия: ислам

Народ: белорусы

Территория расселения: Белоруссия

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: крестьяне (оседлые), оседлое земледелие и скотоводство. Сбор ягод и грибов, заготовка березового и кленового сока. Садоводство

Религия: православие

Народ: якуты, эвенки, ханты и манси, эвены, чукчи, коряки, тунгусы, юкагиры и другие

Территория расселения: Сибирь, Крайний Север, Дальний Восток

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: кочевые скотоводы (олени), таежные охотники, рыбаки, промысел пушнины, тюленей и моржовой кости. В основном жили в переносных сборных юртах, ярангах, чумах, реже в избушках.

Религия: язычники

В XIV веке территория Южной Руси перешла под контроль Великого княжества Литовского, Польши и Венгрии. Крым, прежде находившийся под влиянием Византии и Руси, попал в руки татар. В XVI-XVII веках развернулось противоборство за украинские земли между Польско-Литовским государством, великим княжеством Московским и турецко-татарскими силами. Завоевание Москвой в 1500-1503 годах принадлежащих Литве северных княжеств с центром в Чернигове усилило тяготение части православного украинского населения к Московии.

Со времён Люблинской унии (1569 год) Украина почти целиком находилась в административном подчинении Речи Посполитой. При этом сохранялись значительные различия между находящейся на западе Украины Галицией, принадлежавшей уже в XIV веке Польше, и областями на востоке и юге, которые были частью Великого княжества Литовского, но в большей степени сохраняли своё своеобразие, и прежде всего приверженность православию. В то время как знать постепенно инкорпорировалась в ряды шляхты Польского королевства и переходила в католичество, крестьянское население повсеместно сохраняло свою православную веру и язык. Часть крестьянства была закрепощена. Значительные изменения происходили среди городского населения, которое частично вытеснялось поляками, немцами, евреями и армянами. Оставила свой след в политической истории Украины и европейская Реформация, которая в Польско-Литовском государстве потерпела поражение. Проблему православного населения католическая элита пыталась решить с помощью Брестской унии 1596 года, которая подчинила православную церковь Украины Римскому Папе. В результате возникла униатская церковь, которая имеет также ряд отличий от православия в ритуале. Наряду с униатством и католичеством сохраняется православие. Киевская Коллегия (высшее духовное учебное заведение) становится центром возрождения украинской культуры.

Усиливающийся гнёт шляхты вынуждал украинские крестьянские массы бежать на юг и юго-восток региона. В нижнем течении Днепра, за Днепровскими порогами, в начале XVI века возникло казацкое сообщество, находившееся в относительной зависимости от Польско-Литовского королевства. По своей социально-политической организации это сообщество было аналогично образованиям русских казаков на Дону, Волге, Яике и Тереке; между военной организацией днепровских казаков — Запорожской Сечью (возникла в 1556 году) — и русскими казацкими образованиями существовали отношения братства по оружию, и все они, в том числе Запорожская Сечь, являлись важнейшим политическим и военным фактором на границе со Степью. Именно это украинское казацкое общество сыграло в середине XVII века решающую роль в политическом развитии Украины. В начале XVII века под руководством гетмана Сагайдачного (гетманство с перерывами в 1605-1622 годах) Сечь превратилась в мощный военно-политический центр, действующий в целом в русле польской политики. Сечь представляла собой республику во главе с гетманом, опиравшимся на казацкую старшину (верхи, противостоящие «голытьбе»).

В XVI-XVII веках на стремление поляков установить более полный контроль над Сечью казаки ответили рядом мощных восстаний против шляхты и католического духовенства. В 1648 году восстание возглавил Богдан Хмельницкий. В результате нескольких успешных походов войску Б. Хмельницкого удалось распространить влияние Запорожской Сечи на большую часть Украины. Однако возникшее украинское государственное образование было слабым и не могло в одиночку противостоять Польше. Перед Б. Хмельницким и офицерами высшего казацкого крута встал вопрос выбора союзников. Первоначальная ставка Б. Хмельницкого на Крымское ханство (1648 год) не оправдалась, поскольку крымские татары были склонны к сепаратным переговорам с поляками.

Союз с Московским государством после нескольких лет колебаний царя Алексея (нежелание вступать в новый конфликт с Речью Посполитой) был заключён в 1654 году в Переяславле (Переяславская Рада). Казацкому войску как основному военно-политическому институту Украины гарантировались его привилегии, собственное право и судопроизводство, самоуправление со свободными выборами гетмана, ограниченная внешнеполитическая деятельность. Привилегии и права самоуправления гарантировались присягнувшему на верность русскому царю украинскому дворянству, митрополиту и городам Украины.

Начавшаяся в 1654 году война России с Польско-Литовским государством в целом негативно сказалась на союзе днепровских казаков с русским царём. В условиях перемирия Москвы с Польско-Литовским государством Б. Хмельницкий пошёл на сближение со Швецией, Бранденбургом и Трансильванией, вступившими в вооружённую борьбу с поляками. При этом роль казаков Б. Хмельницкого была весьма весомой. Так, в начале 1657 года 30-тысячное войско киевского старшины Ждановича, соединившись с армией трансильванского князя Дьёрдя II Ракоци, достигло Варшавы. Однако закрепить данный успех не удалось.

В середине XVII века развернулась ожесточённая борьба за территорию Сечи между Россией, Польшей и Османской империей. В этой борьбе гетманы занимали различные позиции, иногда действовали самостоятельно. Гетман И. Выговский (1657-1659 годы) заключил союз со Швецией, которая господствовала в это время в Польше (предвосхитив политику Мазепы). Одержав победу над пророссийскими силами под Полтавой в 1658 году, Выговский заключил Годячский мир с Польшей, предполагавший возвращение Украины под власть польского короля в качестве Великого княжества Русского. Под Конотопом войска Выговского в 1659 году одержали победу над войсками Московского царства и его союзниками. Однако следующая рада поддержала пророссийски настроенного Ю. Хмельницкого (1659-1663 годов), который сменил Выговского и заключил новый Переяславский договор с Россией. По этому договору Украина стала автономной частью Московского царства.

Однако после неудач в войне с Польшей в 1660 году был заключён Слободищенский договор 1660 года, превративший Украину в автономную часть Речи Посполитой. Левобережная Украина не признала соглашение и присягнула царю. Не желая продолжать гражданскую войну, Ю. Хмельницкий постригся в монахи, а гетманом Правобережья был избран П. Тетеря (1663-1665 годы), а Левобережья — И. Брюховецкий (1663-1668 годы), которого сменил Д. Многорешный (1669-1672 годы).

Восстание 1648-1654 годов и последовавший за ним период смуты («Руина») иногда трактуется в историографии как раннебуржуазная или национальная революция (по аналогии с другими революциями XVI-XVII веков).

Андрусовское перемирие Москвы с поляками (1667 год) институционализировало раскол Украины: регионы на левом берегу Днепра отошли Московскому государству, а право-бережные вновь попали под политико-административный контроль поляков. Этот раздел, равно как и установленный над Запорожской Сечью по Андрусовскому договору протекторат обеих держав, вызвал многочисленные восстания казаков, безуспешно пытавшихся достичь объединения обеих частей Украины.

В 1660-1670-х годах на Украине шла ожесточённая гражданская война, в которой участвовали Польша, Россия, а затем и Османская империя, под покровительство которой перешёл правобережный гетман П. Дорошенко (1665-1676 год). Эта борьба разорила Правобережье, нанесла большой ущерб левому берегу и завершилась разделом Украины по Бахчисарайскому договору 1681 года России с Турцией и Крымским ханством и «Вечному миру» России с Польшей 1686 года. Территории трёх государств сходились в районе Киева, который остался за Россией и входившей в её состав гетманской Украиной (гетман И. Самойлович, 1672-1687 годы).

Украина была разделена на ряд территорий:

1) левобережное Гетманство, сохранявшее значительную автономию внутри России;

2) Запорожскую Сечь, сохранявшую автономию в отношении гетмана;

3) правобережное Гетманство, сохранявшее автономию в составе Речи Посполитой (к 1680-м годам фактически разделено между Польшей и Турцией);

4) Галицию, интегрированную в Польское королевство с конца XIV века;

5) венгерскую Карпатскую Украину;

6) принадлежавшую Османской империи Буковину и Подолье (до 1699 года);

7) очищенные от украинского населения районы Степи и нейтральные территории, вплоть до Киевщины;

8) Слободскую Украину — восточные районы левобережного Гетманства, чьи полки непосредственно подчинялись московским воеводам в Белгороде.

Институтами московского контроля за сохранявшими значительную автономию левобережным Гетманством и Слободской Украиной были: учреждённый в 1663 году Мало-российский Приказ, небольшие российские гарнизоны в отдельных украинских городах. Между Гетманством и Московским государством (в допетровский период) существовала таможенная граница.

Более жёсткое институциональное закрепление Левобережья и Слободской Украины, а затем и части Правобережной Украины происходит в царствование Петра I. В 1708 году украинский гетман Иван Мазепа вступил в союз с военно-политическим противником Петра — королём Швеции Карлом XII. В ответ русская армия сожгла гетманскую столицу Батурин. Победа Петра I над шведами под Полтавой (1709 год) означала существенное ограничение широкой политической автономии Украины. Институционально это выражалось в расширении административной и правовой компетенции Малороссийской Коллегии, управлявшей делами на Украине, ликвидации таможенной границы, ростом экономических изъятий прибавочного продукта с украинских территорий для нужд расширявшейся Российской империи.

Стабилизация института гетманства при императрице Елизавете Петровне сменилась резкой политикой централизации во времена правления Екатерины И. В 1765 году Слободская Украина стала обычной провинцией Российской империи. В 1764 году был ликвидирован институт гетманства, а в начале 1780-х годах введена российская система управления и сбора налогов. В 1775 году русские войска разрушили Запорожскую Сечь, часть запорожских казаков переселилась на Кубань, а часть казачества в более северных районах перешла в категорию государственных крестьян. Одновременно с раздачей земель русским помещикам происходит включение части казацкой верхушки в состав российского дворянства. Территория Украины стала именоваться Малороссией. В 1783 году к России было присоединено Крымское ханство.

В результате трёх разделов Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795 годы) почти вся территория Украины вошла в состав Российской империи. Галиция, Закарпатье и Буковина стали частями Австрийской империи.

Средневековая культура Украины была довольно специфической. Во многом можно сказать, что средневековая украинская культура – яркий пример культуры «пограничной»: здесь причудливо смешались Запад и Восток, цивилизация и дикость, стремление вперёд и мракобесная косность взглядов, оголтелая религиозность и светская устремлённость идей. Такое пёстрое сочетание, которым характеризовалась культура Украины XVII века, сложилось в силу ряда обстоятельств.

  • К XIV веку украинские земли окончательно освободились от татаро-монгольского ига, то есть значительно раньше, чем «великорусские» территории. Правда, сильно радоваться коренным жителям бывшей Киевской Руси не пристало: страна была разграблена, производительные силы, а именно – богатые и образованные князья и бояре – в значительной мере уничтожены. Кроме того, свято место пусто не бывает, и освободившуюся территорию заняли представители более развитых соседних стран – Польши, Литвы, Венгрии.Руководящую роль, видимо, играли литовцы, которые в этнографическом и культурном смысле представляли собой народ более «молодой», чем восточные славяне (которые и в землях Украины предпочитали называть себя русскими); поэтому литовцы предпочли «новину не вносить, старину не рушить», то есть не стали упразднять привычный русским жизненный уклад и древнерусское законодательство, а наоборот – активно воспринимали основы славянской культуры и даже приняли православие. Но под влиянием западных соседей литовцы восприняли европейское просвещение, и постепенно хозяйственная, политическая и культурная жизнь Украины были во многом переустроены на европейский лад.
  • Развитие народно-освободительного движения, носящего преимущественно крестьянско-казацкий характер. Украинские низшие слои населения, принадлежавшие к восточнославянской народности, чувствовали себя покорёнными. Литовцы и поляки, а также ополяченная «русская» элита, по мнению крестьян, присвоили себе принадлежащие православному народу средства и распоряжаются ими неправедно, по крайней мере – не в интересах «автохтонного» населения. Крестьяне и казаки в большинстве своём были людьми малограмотными, тёмными и суеверными, что и отложило отпечаток на культурную жизнь Украины.
  • Некоторая изолированность украинских земель от центров европейской культурной жизни. Творческие, философские и технологические завоевания европейской цивилизации приходили на Украину с определённым опозданием. Вообще для всего этого региона Восточной Европы наблюдается строгая градация по уровню цивилизации. В белорусских землях в XVI веке вовсю господствовало европейское Возрождение, Украина в это же время осваивала по большей части культуру позднего Средневековья, а в России царило мрачное и беспросветное раннее Средневековье, а в некоторых районах едва ли не первобытнообщинный строй. Из-за этого имела место и своеобразная культурная фильтрация: европейская культура проникала на Украину и в Белоруссию в «ополяченном» виде, а затем, в XVII веке, она проникала в Московское государство уже в украинизированной форме: Симеон Полоцкий, Памво Берында и многие другие московские «учёные люди» приехали в Москву с Украины.

Полемическая культура Украины XIV – XVII веков

Средневековая культура Украины в силу сложившихся обстоятельств была сильно полемизированной. Выдающиеся памятники украинской литературы представлены по большей части полемическими сочинениями, в которых отстаивалось преимущество православной веры над католической (или наоборот), проклинались или, наоборот, поддерживались униаты, заключившие так называемую Брестскую унию.

Полемика, однако, не перерастала в общекультурную конфронтацию: так, один из самых образованных украинцев, князь Острожский, покровительствовал деятельности именно православных писателей и ремесленников, включая сбежавшего из дикой татарской Москвы печатника и оружейника Ивана Фёдорова. Православные художники пытались совместить византийские иконописные каноны с достижениями европейского изобразительного искусства, а также осваивали собственно гражданскую живопись.

Старые украинские церкви древнерусского образца и свежевыстроенные храмы в ренессансном и барочном стилях переходили то к православным, то к католикам, то к униатам. За этой полемической культурой Украины скрывалась острая политическая борьба между коренным украинским населением и европейцами, воспринимавшимися как захватчики.

В одном строю с полемикой шла и схоластика. Основанные Петром Могилой «братские школы», одна из которых ко второй половине XVII века переросла в Киево-Могилянскую академию, сосредоточивали свою деятельность в схоластических спорах, в которых в большой мере погрязли.

Реальная цель схоластических споров – желание предотвратить «духовную диверсию»: скрупулёзно исследуя вероучение, права человека в соответствии со «священным писанием», образованные православные священники пытались, преодолевая первобытную дикость, определить для верующих максимальную «цивилизационную дозу», которая позволяла бы принявшему её человеку всё ещё именоваться православным.

Культура Украины XVII – XVIII веков

Украинская культура в эти века подверглась взаимовлиянию с культурой московской. С одной стороны, учёные, писатели, архитекторы и художники охотно приезжали в Московское государство и даже специально приглашались Алексеем Михайловичем, опять-таки с той же целью: воспринять европейскую цивилизацию как бы «в обход» католических и протестантских миссионеров.

С другой стороны, войдя в состав Российского государства, Украина восприняла и последующую русскую культуру, перекроенную Петром на западный лад. И так называемое «украинское барокко», культурно представлявшее собой не что иное, как ранний Ренессанс, в XVIII веке резко превратилось в барокко настоящее. Начало этому положил, видимо, Мазепа, в своём письме к Петру попросивший прислать ему из Москвы архитектора Осипа Старцева.

Видео: История культуры Украины

 

Возможно, будет полезно почитать: