Назначение сортировочной станции. Классификация сортировочных станций. Назначение сортировочных станций, выполняемые на них операции и основные устройства

Сортировочные станции подразделяются на сетевые и региональные, обслуживающие определенные районы. С целью концентрации сортировочной работы на наиболее технически оснащенных станциях, на ОАО "РЖД" выделено 10 сетевых и 19 региональных сортировочных станций. Многие сортировочные станции в перспективе будут переведены в разряд участковых.

Для выполнения работ по пропуску и обработке поездов на сортировочных станциях имеются специальные парки путей: приемный (предгорочный) парк П - для приема поездов и подготовки их к расформированию; сортировочный (подгорочный) парк С- для накопления вагонов на составы отправляемых поездов; отправочный парк О - для подготовки к отправлению составов поездов своего формирования; транзитный (приемо- отправочный) парк Тр- для приема транзитных поездов без переработки и их подготовки к отправлению. Приемный парк, сортировочная горка, сортировочный парк, вытяжные пути формирования и отправочный парк составляют сортировочную систему, или сортировочный комплект.

При большом объеме местной работы на станции и прилегающих участках предусматривается еще группировочный парк с горкой малой мощности для подборки вагонов по группам в составах многогруппных поездов, передач и подач на грузовые пункты или сортировочно-группировочный парк для накопления и группировки по определенным признакам вагонов при повторной их переработке.

Сортировочные станции классифицируются:

по ведомственной принадлежности - на станции общей сети железных дорог РФ, промышленные, объединенные;

по значению их работы для сети железных дорог - на сетевые и региональные;

по мощности основных устройств (производительности): на станции повышенной мощности - более 5500 вагонов, большой - от 3500 до5500, средней от 1500 до 3500, малой- до 1500 вагонов; по числу систем - на односторонние и двусторонние;

по взаимному расположению основных парков - с последовательным, комбинированным и параллельным расположением;

по расположению главных путей и станционного путевого развития - с объемлющим, односторонним и внутренним расположением главных путей.

На сортировочной станции проектируются устройства, обслуживающие: грузовое движение и выполняющие сортировочную и группировочную работу, экипировку, техническое обслуживание и ремонт локомотивов и вагонов; пассажирское движение (в узлах, где оно не вынесено на параллельные ходы); специальные устройства.

Требования к путевому развитию и техническому оснащению

Путевое развитие и компоновка схемы сортировочной станции, ее техническое оснащение определяются классификационным статусом станции во взаимосвязи с выбираемыми технологиями работы, структурой вагонопотоков, особенностями примыкающего полигона сети и узла, климатической зоной расположения, перспективой развития и другими местными условия ми.

Выбор типа новой или реконструируемой сортировочной станции осуществляется на основе моделирования взаимосвязанных технологических процессов работы всех ее устройств и обосновывается технико - экономическими расчетами.

При конструировании и выборе схемы сортировочной станции учитываются:

Прогнозируемые размеры работы;

Условия этапности развития;

Требования концентрации переработки вагонопотоков ближе к месту зарождения и на меньшем числе станций;

Рациональные распределения технического оснащения и работы по полной (и частичной) переработке (с необходимой группировкой) транзитных, местных вагонопотоков между проектируемой и другими стан циями;

Взаимосвязи параметров структуры путевого развития, стрелочных горловин и сортировочных (сортировочно-группировочных, группировочнных) парков, междупарковых соединений и плана формирования поездов;

Возможности достижения минимизации потерь от враждебных пересечений маршрутов поездных и маневровых передвижений и затрат на развязки маршрутов в разных уровнях и на параллельные ходы, минимизация бросовых работ при перспективном развитии станции;

Экономические потери на отчуждение земель, занимаемых под строительство.

Новые сортировочные станции на первую очередь строительства проектируют, как правило, односторонними с последовательным расположением объединенных основных парков.

Путевое развитие, мощность технических устройств и их взаимное размещение на станции должны обеспечивать:

Потребную на расчетные сроки пропускную и перерабатывающую способность станции;

Соответствие структуре обрабатываемых вагонопотоков и грузопотоков;

Наименьшее время нахождения вагонов и поездов под операциями и пробеги составов, вагонов и локомотивов при минимальном числе пересечений маршрутов;

Минимальную себестоимость переработки вагонов;

Сохранность грузов и подвижного состава личную безопасность обслуживающего персонала.

Проекты сортировочных станций должны предусматривать:

Устройство автоматизированной системы управления техно логическим процессом работы станции и централизованного управления стрелками и сигналами;

Сортировочные устройства соответствующей мощности (горки, вытяжные пути), тип которых определяется в зависимости от размеров и характера перерабатываемого вагонопотока на десятый год эксплуатации, с устройствами автоматизации и механизации процессов над вига, расформирования и формирования составов на горках, а в перспективе - автоматического разъединения автосцепок вагонов. При суммарной загрузке вытяжных путей более 0,6 следует предусматривать горку малой мощности на вытяжном пути формирования и специально укладываемые парки (группировочные, сортировочно- группировочные);

Устройства для транспортировки вагонных деталей, а также для ограждения составов на путях, специализированных для технического осмотра составов или безотцепочного ремонта вагонов;

Средства для осмотра вагонов в техническом и коммерческом отношениях (промышленные телевизионные установки, электронные габаритные ворота, электронные весы).

Сортировочные станции должны быть оборудованы современными видами и средствами связи между диспетчерскими пунктами, отдельными парками, цехами станции и исполнителями.

Размещение основных устройств Как правило, сортировочные станции должны иметь последовательно распложенные объединенные, приемные, сортировочные и отправочные парки. Проектирование комбинированного расположения парков допускается в стесненных условиях и при соответствующем обосновании, а также в зави­симости от объема сортировки вагонов, длины и массы формируемых, обрабатываемых и пропускаемых составов.

Сортировочную систему или станцию работающую преимущественно на узел, порт, промышленный район, а также в других случаях при соответствующем обосновании, допускается проектировать без отдельного сортировочного парка, предусматривая отправление поездов непосредствен но с путей сортировочно-отправочного парка. В остальных случаях сортировочная система должна иметь отдельный отправочный парк.

Предгорочный парк, для приема поездов располагается, как правило, на горизонтальной площадке с трехэлементным профилем.

На реконструируемых станциях допускается сохранять этот парк на спуске в сторону горки, крутизной до 1‰. Размещение предгорочного парка на спуске крутизной от 1 до 2,5‰ или на подъеме крутизной до 2‰ возможно лишь на переустраиваемых сортировочных станциях, в особо трудных местных условиях, при надлежащем обосновании. Пути отправочного парка располагаются на площадке с трехэлементным профилем или на подъеме крутизной до 1‰.

В особо трудных местных условиях при переустройстве существующих станций отправочный парк может размещаться на спуске или подъеме крутизной до 2,5‰.

Приемо - отправочные парки для транзитных поездов в зависимости от местных условий располагаются: рядом с отправочным парком для поездов своего формирования или параллельно предгорочным паркам с обеспечением возможности использования последних для приема поездов, поступающих в расформирование, и надвига составов на горку.

На односторонних сортировочных станциях с горками малой и средней мощности рекомендуется предусматривать возможность отправления поездов с крайних (или всего пучка путей) сортировочного парка в обход горки навстречу направлению сортировки; при этом сортировочные пути, специализируемые для отправления поездов, оборудуются соответствующими устройствами вагонного хозяйства.

На двусторонних сортировочных станциях обеспечивается передача вагонов углового потока в приемный парк другой системы, по возможности, непосредственно с путей противоположного сортировочного парка.

Продольные оси предгорочного и сортировочного парков, как правило, проектируются на одной прямой.

На новых сортировочных станциях последняя стрелка сортировочного парка и первая стрелка отправочного (при последовательном расположении парков) размещается на расстоянии друг от друга не менее 400-500м, в целях обеспечения возможности увеличения в дальнейшем числа и длины парковых путей.

Главные пути в пределах сортировочных станций обычно проектируют объемлющими. В отдельных случаях, в зависимости от местных условий, до пускается одностороннее расположение главных путей с внешней стороны парков, со строительством (при необходимости) путепроводных развязок.

В районах наибольшего нахождения работников станции (горок, вагонного и локомотивного хозяйств) для их обслуживания устраиваются пассажирские остановочные пункты (платформы у главных путей), для безо­пасного прохода людей, к которым через станционные пути сооружаются тоннели или пешеходные мосты.

Локомотивное и вагонное хозяйства размещаются в зависимости от характера и объема работы, как правило, параллельно предгорочному парку.

Основные экипировочные устройства располагаются в одном месте на территории локомотивного хозяйства.

На сортировочных станциях предусматриваются устройства и сооружения вагонного хозяйства: пункты технического обслуживания (ПТО); механизированный пункт текущего отцепочного ремонта; пункт технического обслуживания и экипировки рефрижераторных поездов и секций, а также пункт технического обслуживания автономных рефрижераторных вагонов; вагонное ремонтное предприятие с контрольным пунктом автотормозов (при необходимости).

Пункт технического обслуживания и экипировка рефрижераторных поездов и секций, а также пункт технического обслуживания автономных рефрижераторных вагонов (ПТО АРВ) при одностороннем потоке скоропортящихся грузов располагается с внешней стороны соответствующего транзитного парка.

Пути механизированного пункта текущего отцепочного ремонта вагонов размещается рядом с сортировочным парком и непосредственно связывают ся с горкой и выходной горловиной сортировочного парка, а пути и устройства вагонного ремонтного предприятия - с сортировочным парком и с механизированными пунктами текущего отцепочного ремонта.

Для размещения дежурного персонала, осуществляющего оперативное управление работой односторонней сортировочной станции, сооружаются, как правило, два поста управления: центральный - в районе горки - и выходной стрелочной горловине сортировочного парка (маневровом районе формирования).

На двусторонних сортировочных станциях предусматриваются четыре по ста, из которых один - центральный.

На постах располагаются рабочие места: на центральном - станционного и маневрового диспетчеров, дежурного по парку приема и горки, дежурного по ремонту локомотивов в депо, старшего сменного вагонного мастера, работников станционного технологического центра поездной информации, поездных и перевозочных документов (СТЦ), дежурного по станции, работников службы сигнализации и связи, работников обслуживающих средства вычислительной техники; на посту в выходной горловине сортировочного парка - дежурных по району формирования и по отправочному парку.

Число сортировочных путей в парках сортировочных станций устанавливается в зависимости от числа назначений по плану формирования поездов, суточного количества вагонов каждого назначения и особенностей технологии работы станции по формированию поездов.

На каждое назначение плана формирования выделяется, как правило, от дельный сортировочный путь, а для назначений с суточным вагонопотоком более 200 вагонов - два пути.

Дополнительно необходимо предусмотреть не менее двух путей с уширенным междупутьем между ними, а также между этими и смежными путями, для вагонов, поступающих в ремонт (с учетом переноса трудоемкого ремонта из отправочного парка); пути для вагонов, поступающих под выгрузку или по грузку; для вагонов, требующих сортировки или перегрузки; для вагонов углового потока (на двусторонних станциях); вагонов с опасными грузами; вагонов с ценными и номенклатурными грузами, требующими ведомственной охраны; для перестановки вагонов на время очистки путей от снега и других местных нужд.

Пути для вагонов с опасными грузами должны иметь сквозные выходы на главные пути.

Полезная длина сортировочного пути определяется равной длине формируемого поезда, увеличенной не менее чем на 10‰ (не менее длины приемо -отправочных путей), или длине группы вагонов, также увеличенной на 10‰.

Сортировочный парк проектируется из нескольких пучков, при необходимости с путями разной длины, в зависимости от рода и длины поездов каждого формируемого назначения: одногруппных, многогруппных, сборных, а также подач в пункты местной работы станции.

Число путей в приемных, отправочных и транзитных парках определяется для расчетных размеров движения грузовых поездов.

Потребное число ходовых путей в парках определяется в зависимости от схемы станции, принятой технологии и заданного объема поездной и маневровой работы.

На станциях предусматриваются специальные пути для стоянки снегоуборочной техники, а также тупики для разгрузки снегоуборочных машин и снеговых поездов без выезда на перегон.

В стрелочных горловинах станционных парков сооружаются специальные помещения для кратковременного отдыха и обогрева работников станции (осмотрщиков, слесарей - ремонтников вагонов, электромехаников, чистиль­щиков стрелок).

Выполнения операций по пропуску транзитных поездов без переработки, технического обслуживания и коммерческого осмотра составов поездов и устранения выявленных неисправностей вагонов, смены локомотивов и локомотивных бригад.

Основная задача сортировочной станции - выполнение переработки вагонопотоков и формирование поездов в оптимальном режиме, с тем, чтобы нахождение вагона на станции было по времени минимальным и технологически обоснованным .

Сортировочные станции являются главными опорными пунктами по организации вагонопотоков на сети железных дорог. Они обычно входят в состав железнодорожных узлов , имеющих пассажирские и грузовые станции. В таких случаях на сортировочной станции грузовые и пассажирские операции выполняют в небольшом объёме. Для посадки и высадки пассажиров в местные и пригородные поезда устраивают пассажирские остановочные пункты на главных путях. Местные погрузочно-выгрузочные операции выполняют главным образом на путях материальных складов и отдельных путях локомотивного и вагонного хозяйств. Но некоторые небольшие сортировочные станции могут иметь пассажирские и грузовые устройства примерно в объёме как и на участковой станции.

Располагаются сортировочные станции в районах массовой погрузки и выгрузки грузов , в местах схождения магистралей, на подходах к крупным промышленным центрам, морским и речным портам, в местах выхода из добывающих бассейнов. В большинстве случаев станция одновременно перерабатывает местные и транзитные вагонопотоки, кроме поездов, следующих на дальние расстояния без переформирования в пути следования.

На сети железных дорог стран СНГ сортировочные станции расположены неравномерно, в силу исторически сложившихся размещений промышленных центров и городов в разных районах сети, характеру, размерам и густоте вагонопотоков между ними.

История

Первая сортировочная станция в России была построена в 1878-1879 году на 7-8 версте Николаевской железной дороги . В 1881 году на Московско‐Рязанской железной дороге была построена первая односторонняя сортировочная станция Москва‐Сортировочная . В 1899 году на Рязано-Уральской железной дороге была построена первая в России горочная сортировочная станция Ртищево , в 1901 году на той же дороге - двусторонняя сортировочная станция Кочетовка . В 1900-1910 годах построены горочные сортировочные станции Люблино, Ховрино , Лосиноостровская , Перово . К 1917 году на железных дорогах Российской империи насчитывалось 10 горочных станций .

В 1933 году была построена крупнейшая сортировочная станция сети - Свердловск-Сортировочный . В 1934 году на станции Красный Лиман была сооружена первая механизированная сортировочная горка, чем было положено начало работам по реконструкции станций с механизацией сортировочных устройств. В 1946 году на станции Брянск была введена система горочной автоматической централизации (ГАЦ). В 1959 году на станции Ленинград-Сортировочный-Московский была пущена первая пневмопочта. В 1961 году на станции Лосиноостровская была введена первая система автоматического регулирования скорости движения отцепов (АРС) . В начале 1960-х годов, общее количество сортировочных станций в СССР составляло около 200; в это число входили 70 горочных станций, из которых 44 были механизированы .

В 2000 году на сети МПС России насчитывалось 113 сортировочных станций. В это же время принят комплекс мер по концентрации сортировочной работы в крупнейших узлах. С целью сокращения оперативных расходов, указанием МПС Д-787у от 26 апреля 2001 года 52 сортировочные станции были переведены в разряд участковых, тем же указанием введено разделение сортировочных станций на опорные и региональные.

В 2017 году станции Перово и Лосиноостровская в связи с падением объёма работы переведены в разряд участковых.

Классификация

По значению в общей работе сети железных дорог

  • сетевого значения (основные или опорные);
  • районные и вспомогательные.

Основные станции располагаются в узлах пересечения важнейших магистральных линий с мощными вагонопотоками и большой местной работой, в районах массовой погрузки и выгрузки грузов при необходимости сортировки вагонопотоков. Главной задачей этих станций является формирование маршрутов дальних назначений, следующих транзитом через несколько сортировочных станций сети. Кроме этого на опорных станциях формируются грузовые поезда и других категорий. К основным относятся сортировочные станции, перерабатывающие свыше 3000 вагонов в сутки, оборудованные механизированными горками.

Районные станции перерабатывают вагонопотоки между станцией отправления и ближайшей к ней сортировочной станции. На ней формируются участковые и сборные поезда, обрабатываются местные вагонопотоки. К ним относятся сортировочные станции, перерабатывающие от 1500 до 3000 вагонов в сутки, а также станции обслуживания портов и крупных промышленных районов.

По типу

  • горочные станции, оборудуемых сортировочными горками большой, средней или малой мощности;

В зависимости от числа сортировочных комплексов

  • односторонние (однокомплектные);
  • двусторонние (двухкомплектные).

По взаимному расположению основных парков

  • с последовательным расположением парков;
  • с параллельным расположением парков;
  • с комбинированным расположением парков.

Расположение главных путей на сортировочных станциях может быть объемлющим и односторонним. Однако на некоторых станциях, в основном построенных до середины XX века, главные пути проходят между сортировочными парками. Пример такой станции - Кочетовка I .

Технологии

Для проведения сортировочной работы на станциях сооружают сортировочные (или подгорочные) парки (самый большой парк станции - от 20 до 40 (в Европе часто 32) путей), горки (путь на искусственно построенном холме для спуска отдельных вагонов с помощью силы тяжести) и вытяжные пути. Для выполнения операций с поездами предусматривают парки приёма поездов, поступающих в переработку, парки отправления сформированных поездов, а также отдельные парки и пути для приёма и отправления транзитных грузовых поездов.

Парки приёма, сортировки и отправления совместно с горкой и вытяжными путями образуют сортировочную систему (или комплект).

Сортировочные станции бывают плоские или безгорочные (когда вагоны перетаскиваются только при помощи тепловозов), с горкой (когда вагоны или их сцепки «спускают с горки» и далее, через стрелочные улицы и посты торможения , они сами катятся до нужного состава), и станции, на которых ускорение вагонам придаёт естественный уклон путей.

Подавляющее большинство сортировочных станций имеет одну сортировочную систему (вагоны движутся в одном направлении и в сортировочном парке перерабатывают вагоны как чётного, так и нечётного направлений), возможны две системы (каждая система перерабатывает вагоны определённого направления), или несколько сортировочных систем. Перерабатывающая способность односторонних сортировочных станций достигает 6000 вагонов в сутки.

, сборные и участково-сборные поезда, а также вывозные и передаточные поезда до ближайших грузовых станций узла и заводских станций.

Формирование на сортировочной станции сквозных поездов даёт возможность пропускать эти поезда без переработки через многие участковые станции и некоторые попутные сортировочные станции, что ускоряет доставку грузов, оборот вагонов и снижает себестоимость перевозок.

Сортировочная станция одновременно перерабатывает местные и транзитные вагонопотоки, кроме тех, которые проходят данную станцию в отправительских маршрутах с места погрузки и в транзитных сквозных поездах.

Сортировочные станции устраиваются преимущественно на выходах из крупных промышленных и сельскохозяйственных районов, на подходах к крупным центрам (городам), в крупных железнодорожных узлах , в пунктах зарождения массовых грузопотоков.

Сортировочная станция обычно перерабатывает вагонопотоки, зарождающиеся не на ней, а на других станциях, причём цель этой переработки заключается в формировании составов поездов, проходящих возможно большее расстояние по сети железных дорог без новой переработки.

Сортировочные станции - главные пункты по организации вагонопотоков на сети железных дорог. От успешной работы сортировочной станции зависит выполнение плана перевозок, а также важнейшие показатели работы дорог.

Сортировочные станции размещены на сети российских железных дорог неравномерно, что зависит от сложившегося размещения промышленных центров и крупных городов вдоль железных дорог в различных районах, определяется густотой сети, характером и размером вагонопотоков. Уменьшить затраты на развитие сортировочных станций и их оборудование, наиболее эффективно использовать средства комплексной механизации и автоматизации, уменьшить простои вагонов и эксплуатационные расходы позволяет концентрация сортировочной работы на мощных, технически хорошо оснащённых сортировочных станциях.

Для выполнения сортировочной работы на сортировочной станции имеются сортировочные горки с соответствующим оборудованием, сортировочные парки, вытяжные пути .

Сортировочные станции имеют обычно отдельные приёмный парк для поступающих в переработку поездов и отправочный парк для формирования поездов, а также отдельные парки или пути для транзитных поездов. Группа, включающая приёмный, сортировочный, отправочный и другие парки, образует сортировочную систему (сортировочный комплект).

Грузовые и пассажирские операции на сортировочной станции, как правило, имеют незначительные размеры, а иногда и совсем отсутствуют. Для посадки (высадки пассажиров) в местные и пригородные поезда устраивают остановочные пассажирские пункты на главных путях станции.

Местные погрузочно-выгрузочные операции выполняются главным образом на путях материальных складов и отдельных путях локомотивного и вагонного хозяйств.

Схемы односторонних сортировочных станций с последовательным расположением основных парков: П - приёмные парки; О - парки отправления; С - сортировочные парки; Тр - транзитные парки; ЭУ - экипировочные устройства; ЛХ и ВХ - локомотивное и вагонное хозяйства; МВРП - механизированные пункты текущего отцепочного ремонта вагонов.

На сортировочной станции имеются устройства локомотивного и вагонного хозяйств, водоснабжения, энергоснабжения, связи и СЦБ, а также размещаются технические и служебные здания, материальные склады и в необходимых случаях грузосортировочные платформы, контейнерные площадки и другие устройства.

Сортировочные станции оборудуются электрической централизацией стрелок и сигналов, устройствами механизированной очистки стрелок и т. д.

В зависимости от значения в общей работе на железнодорожной сети сортировочные станции делятся на основные сетевого значения (опорные), районные и вспомогательные (в помощь основным или районным в отдельных узлах).

Основные сортировочные станции располагаются в железнодорожных узлах, где пересекаются важнейшие магистральные линии с мощными вагонопотоками и большой местной работой, а также в районах массовой погрузки и выгрузки грузов при необходимости сортировки вагонопотоков.

Районные сортировочные станции перерабатывают вагонопотоки, зарождающиеся или погашаемые в узлах и на участках между этими сортировочными станциями и смежными с ними другими сортировочными станциями.

К районным сортировочным станциям относятся также портовые станции и промышленные сортировочные станции, обслуживающие крупные промышленные районы.

Безгорочные сортировочные станции отличаются от горочных меньшими размерами переработки вагонов и меньшим числом сортировочных путей .

На некоторых зарубежных железных дорогах имеются сортировочные станции, расположенные на сплошном уклоне (в сторону сортировки) всей станции или отдельных парков.

В зависимости от взаимного расположения основных парков имеются три вида станций: с последовательным, параллельным и комбинированным расположением парков.

В зависимости от числа сортировочных комплектов сортировочные станции бывают двух типов: односторонние (однокомплектные), на которых в одной системе перерабатываются вагонопотоки всех примыкающих направлений (схемы 1, 2), и двусторонние (двухкомплектные), на которых одна система парков работает в чётном направлении движения поездов, а другая - в нечётном направлении (схема 3).

На двусторонних сортировочных станциях сортировочные горки могут быть в обеих системах или только в одной. Парки в системах двусторонней сортировочной станции могут располагаться в одной системе последовательно, а в другой - комбинированно.

Схема двухсторонней сортировочной станции: П - приёмные парки; О - парки отправления; С - сортировочные парки; Тр - транзитные парки; ЭУ - экипировочные устройства; ЛХ и ВХ - локомотивное и вагонное хозяйства; МВРП - механизированные пункты текущего отцепочного ремонта вагонов.

В основу технологии работы сортировочной станции положен метод диспетчерского руководства расформированием-формированием поездов и местной работой, обеспечивающий лучшее использование технических средств и наименьшее время нахождения вагонов на станции.

Поезда, прибывающие на сортировочную станцию, поступают в приёмный парк, где производится подготовка состава к расформированию, проверяется техническое и коммерческое состояние вагонов. Документы, сопровождающие вагоны, поступают в станционный технологический центр, где по их данным устанавливают, на какой путь сортировочного парка должен быть направлен каждый вагон из прибывшего состава. Для дежурного по горке и других работников, участвующих в расформировании, составляется специальный сортировочный листок, в котором указывается программа маневровой работы с составом.

Перед расформированием слесари-автоматчики производят отпуск тормозов, разъединение и подвешивание автотормозных рукавов в местах деления отцепов . По окончании подготовки состав расформировывают по путям сортировочного парка в соответствии с назначением вагонов.

В сортировочном парке происходит накопление и формирование составов, одновременно начинаются операции по подготовке состава к отправлению. Обработка сформированных составов перед отправлением включает следующие операции: технический и коммерческий осмотр и безотцепочный ремонт вагонов; соединение автотормозных рукавов, подборку документов и составление натурного листа; прицепку локомотива; осмотр и опробование автотормозов.

Поезда, проходящие сортировочную станцию без переработки или с частичной переработкой, принимаются в транзитный или отправочный парк на пути, где обеспечвается быстрая смена поездных локомотивов.

Обработка транзитного поезда состоит из следующих операций: технического осмотра состава; безотцепочный ремонт вагонов и осмотр автотормозов; коммерческий осмотр состава и устранение коммерческих неисправностей; смена локомотивов или локомотивных бригад .

Транзитные поезда при увеличении или уменьшении массы, кроме того, имеют соответственно прицепку или отцепку группы вагонов. Для транзитных ускоренных поездов, перевозящих животных, а также скоропортящиеся грузы, на сортировочной станции проводят дополнительные операции (водопой скота, экипировка изотермических вагонов и т. д.).

Сортиромвочная стамнция -- техническая железнодорожная станция, предназначенная для расформирования и формирования различных категорий поездов в соответствии с планом формирования из отдельных вагонов, выполнения операций по пропуску транзитных поездов без переработки, технического обслуживания и коммерческого осмотра составов поездов и устранения выявленных неисправностей вагонов, смены локомотивов и локомотивных бригад. Сортировочные станции являются главными опорными пунктами по организации вагонопотоков на сети железных дорог. Они обычно входят в состав железнодорожных узлов, имеющих пассажирские и грузовые станции. В таких случаях на сортировочной станции грузовые и пассажирские операции выполняют в небольшом объёме. Для посадки и высадки пассажиров в местные и пригородные поезда устраивают пассажирские остановочные пункты на главных путях. Местные погрузочно-выгрузочные операции выполняют главным образом на путях материальных складов и отдельных путях локомотивного и вагонного хозяйств. Но некоторые небольшие сортировочные станции могут иметь пассажирские и грузовые устройства примерно в объёме как и на участковой станции.

Располагаются сортировочные станции в районах массовой погрузки и выгрузки грузов, в местах схождения магистралей, на подходах к крупным промышленным центрам, морским и речным портам, в местах выхода из добывающих бассейнов. В большинстве случаев станция одновременно перерабатывает местные и транзитные вагонопотоки, кроме поездов, следующих на дальние расстояния без переформирования в пути следования.

На сети железных дорог стран СНГ сортировочные станции расположены неравномерно, в силу исторически сложившихся размещений промышленных центров и городов в разных районах сети, характеру, размерам и густоте вагонопотоков между ними.

В 1877 году на восьмой версте Николаевской железной дороги было начато строительство "особого парка для сортировки товарных вагонов и составления товарных поездов". Ранее эта работа проводилась на станции Санкт-Петербург-Товарный, совершенно не приспособленной для этого. В конце 1879 года парки с 48-ю путями построили, что подтверждается приказом от 7 ноября. Это была первая на российских железных дорогах сортировочная станция. Первоначально она была построена по обеим сторонам основного хода. С увеличением объёмов работ затруднились внутристанционные связи, и в 1908 году главные пути магистрали, разделявшие сортировочную станцию, вынесли за систему парков, построили платформу, получившую имя станции - Сортировочная.

С точки зрения рядового пассажира, в быту, станция - это место, где останавливается поезд, и всё. И это правильно. Зачем "забивать" себе голову ненужной в обиходе терминологией. Само слово "станция" имеет весьма древнее происхождение, и появилось задолго до основания первых железных дорог. Согласно В. Далю, станция - место остановки путников; место, где берут и обменивают почтовых лошадей. Как ни вспомнить при этом пушкинского "Станционного смотрителя". Но, с точки зрения профессиональных железнодорожников, станция - это объект, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приёму, отправке, скрещению и обгону поездов, операции по приёму, выдаче грузов и обслуживанию пассажиров, а также маневровую работу по формированию поездов. Станция может занимать весьма значительные по размеру территории. При этом, в пределах одной станции может быть несколько остановочных пунктов - платформ для остановки пассажирских поездов.

Именно такую ситуацию можно наблюдать на описываемой станции. Платформы Фарфоровская, Сортировочная, Обухово - все расположены в пределах станции Санкт-Петербург - Сортировочный - Московский. Код станции в ЕСР (единой сетевой разметке) - 030006.

Станция Сортировочная является старейшей сортировочной станцией России. Станция неоднократно модернизировалась, и является по классификации внеклассной. Сортировочная является единственной станцией в Петербурге, оборудованной механической горкой (ранее сортировочной горкой была оборудована станция Ручьи, ныне она не действует). Станция делится на парки с присвоенными номерами (с севера на юг). Нечётные (восточная часть станции): 6 парк (Мария) - парк отправления 4 парк - подгорочный парк и парк формирования составов Горка № 4 с горочным постом 2 парк (южный четный) - парк прибытия Чётные (западная часть станции): 1 парк - парк прибытия Горка № 3 с горочным постом 3 парк - подгорочный парк и парк формирования составов 5 парк (южный нечетный) - парк отправления Для сквозного прохода через сортировку проложены чётный и нечётный пути, позволяющие пропускать поезда со скоростью до 40 км/ч, соответственно - третья товарная и четвертая товарная. На въездах в 1 и 2 парки расположены телетайпные посты для списывания номеров вагонов. Также ранее, до реконструкции 2000-х годов, у станции существовала разворотная петля (гитара) с южной стороны. В ранние времена замедление вагонов на сортировке осуществлялось примитивной тормозной вагой, потом горочной башмачной тормозной позицией, которая просуществовала довольно продолжительное время (до недавнего времени на сортировке в Волхове еще использовалась). В 1960 году была установлена АГС-ГТСС (автоматическое регулирование скорости движения вагона системы (Гипротранссигналсвязь) с автоматической позицией (замедлители) впервые в СССР, а с 1972 года к ней добавилась динамическая модель станции по переработке документации вычислительной техникой, что позволило автоматизировать все операции на станции. С 1948 года станция была оборудована механической почтой. На первых парах действовала электро-подвесная система: контейнеры с поездными документами пересылались по натянутым через всю сортировку проводам с помощью роликовых подвесок. Несколько раз эту систему модернизировали. И наконец в 1950-е годы на смену ей пришла подземная пневматическая почта, которая работает и сейчас. Её протяженность в настоящее время порядка 12 км. В 1970-е годы Ленгипротранс разработал план развития Ленинградского железнодорожного узла, по которому планировалась сортировочную ликвидировать и оставить на её месте небольшую станцию. Возведение новой станции предполагалось в районе Новолисино. Но проект не был реализован.

Конструкцию предгорочного парка определяют: число путей, схемы гор­ловин, продольный профиль. Предгорочный парк проектируется на горизон­тальной площадке с трехэлементным профилем. Допускается располагать этот парк на спуске в сторону горки на уклоне 1-1,5 %о. При реконструкции стан­ции допускается расположение предгорочного парка на подъеме до 2 %о лишь в особо трудных местных условиях при надлежащем обосновании.

Продольные оси предгорочного и сортировочного парков проектируют на одной прямой. Отступления от этого правила допускаются только в труд­ных местных условиях.

На рис. 5.24 приведена схема объединенного парка приема односторон­них станций при наличии двух подходов в преимущественном направлении (из Б и Г) и одного общего подхода (из А и В) в непреимущественном (чет­ном) направлении, который может примыкать к предгорочной или к вход­ной горловине.

Секции парка специализированы для приема поездов нечетного и четного на­правлений, для маневренности в горловинах укладываются съезды, позволяющие принимать поезда с каждого подхода в любую секцию парка. Входная горловина парка фис. 5.24) обеспечивает выполнение следующих параллельных операций:

Одновременный прием поездов с двух подходов и Г);

Заезд горочного локомотива на пути средних секций;

Уборку поездного локомотива от поездов, прибывших с А.

При двух и более подходах к парку, ходовой путь для горочных локомо­тивов располагают в середине парка, а тупик для этих локомотивов - меж­ду главными путями в горловине.


В случае приема транзитных угловых поездов Б -Г или Г -Б в парк при­ема из него необходимо устроить выход на главный путь отправления.

Выходные (предгорочные) горловины парка приема относятся к самым заг­руженным элементам сортировочных станций. Их конструкции различают­ся: в зависимости от числа путей надвига, расположения выходов для поезд­ных локомотивов и наличия примыкания подхода для поездов непреиму­щественного направления.

В схеме (см. рис. 5.24) имеются два пути надвига и два спускных пути. Выход на путь в обход горки может быть дан а как продолжение пути 4. Поездные локомотивы от прибывших нечетных поездов уходят по пути II.

В схеме пути в горловинах секционированы и уложены съезды для вы­полнения параллельных операций. В горловине выполняются следующие параллельные операции:

Прием поездов с А или В (на 9 и 10 пути);

Надвиг состава до горба горки (по пути 5a и 6a);

Роспуск состава;

Уборка поездного локомотива от поездов, прибывших с Б и Г на путь
4a, а затем с пересечением путей надвига уборка в локомотивное хозяйство.

Схема парка приема двусторонней станции из-за отсутствия подхода дру­гого направления упрощается.


К горочной горловине сортировочного парка предъявляются требования:

Горловина должна быть возможно более короткой. Для выполнения
этого условия в горочных горловинах между центрами стрелочных перево­
дов укладывают прямые вставки минимальной длины (при попутной укладке
4,50 м, при встречной допускается укладывать без прямой вставки), приме­
няют кривые минимально допустимых радиусов 200 и 180 м;

Пути должны иметь примерно одинаковое сопротивление. Для выполне­
ния этого условия в горочных горловинах применяют симметричные стрелоч­
ные переводы марки 1/6, пути объединяют в пучки по 4^8 путей в каждом;

Для укладки тормозных замедлителей выделяют прямые участки.

Со спускных путей должен быть выход на все пути сортировочного пар­ка. Для выхода из предгорочного парка в сортировочный парк, минуя гор-


ку (для вагонов с опасными грузами, которые нельзя спускать с горки), ук­ладывают обходные пути, соединяющие парк приема с крайними пучками сортировочного парка. Укладка обходных путей позволяет убирать локо­мотивы из сортировочного парка после осаживания (не задерживая роспуск составов), передавать отдельные группы вагонов из парка приема в сорти­ровочный в обход горки, принимать в случае необходимости поезда непос­редственно на пути сортировочного парка. На рис. 5.25 показан пример го­рочной горловины.

Поперечный профиль земляного полотна для сортировочного парка про­ектируется пилообразного типа с сооружением в широких междупутьях (меж­ду пучками) водоотводных лотков.

В выходной (хвостовой) горловине сортировочного парка (рис. 5.26) укладывается от 2 до 4 вытяжных путей, на которых выполняется фор­мирование составов из накопленных вагонов. Вытяжных путей должно быть не менее количества работающих локомотивов. Конструкция вы­ходной горловины сортировочного парка должна обеспечивать выход с любого пути сортировочного парка на любую вытяжку и в тоже время позволять маневровым локомотивам независимую работу на вытяжном пути, кроме этого горловины должны быть компактными (короткими).

Для выполнения этих требований пути объединяются в пучки, которые вы­ходят на вытяжной путь, это обеспечивает независимость работы на вытяж­ках. Для обеспечения маневренности, между вытяжками укладываются съез­ды, обеспечивающие выход с любого сортировочного пути на любой вытяжной путь. Чтобы горловина была компактной, между центрами стрелочных пере-


водов укладываю прямые вставки минимально допустимой длины. Стрелоч­ные переводы укладывают марки 1/9 на рис. 5.26, а и 1/6 на рис. 5.26, б.

В горловинах предусматривается возможность подачи поездных локо­мотивов и отправления сформированных поездов непосредственно из сор­тировочного парка с минимальными перерывами в маневровой работе.

При большом местном вагонопотоке под выгрузку, требующем группи­ровки по грузовым районам, а также для формирования большого числа многогруппных поездов может сооружаться на одном из вытяжных путей горка малой мощности или дополнительный сортировочно-группировоч-ный парк с горкой малой мощности.


Парк отправления, расположенный последовательно с сортировочным парком, проектируется от него, на расстоянии около 400-500 м. Это необ­ходимо для обеспечения маневровой работы в «хвосте» сортировочного парка и возможности увеличения длины и числа путей в сортировочном и отправочном парках. В профиле парк отправления располагается на пло­щадке или подъеме до 1 %о, а в особо трудных условиях при переустройстве станции - до 2,5 %о.

На рис. 5. 27 показана схема объединенного парка отправления односто­ронней сортировочной станции, в котором объединены четыре парка:

Парк отправления для нечетных поездов своего формирования Oj;

Парк отправления для четных поездов своего формирования О 2 ;

Парк для приема-отправления нечетных транзитных поездов Ύ χ ;

Парк для приема-отправления четных транзитных поездов Т 2 ;

В парки отправления Oj и О 2 выставляются сформированные, в сорти­ровочном парке, поезда. С ними выполняются операции по отправлению (техническое обслуживание, безотцепочный ремонт, коммерческий осмотр). Подается по ходовому пути поездной локомотив, и после опробования ав­тотормозов, поезд отправляется.

В парки транзитные Tj и Т 2 принимаются транзитные поезда, соответ­ственно четные и нечетные. Убирается поездной локомотив, а затем выпол­няются такие же операции, как с поездами своего формирования, выставля­емыми в парки О] и О 2 из сортировочного парка. Поэтому пути этих парков могут быть взаимозаменяемы, т.е. в случае необходимости поезда своего формирования можно переставлять в парки Tj и Т 2 , а транзитные поезда можно принимать на пути парков О { и О 2 .

Объединенный отправочный парк делят на секции, специализированные по направлениям. Внешние группы путей являются транзитными парками соответствующих направлений. Горловины парков проектируются с учетом взаимозаменяемости путей отправления сформированных поездов и путей приема транзитных. Поэтому предусматривается возможность приема по­ездов с I главного обходного пути (с направлений Б и Г) в секцию Oj, из А и В в секцию О 2 , а с вытяжных путей формирования устраивается выход и на пути приема транзитных поездов Tj и Т 2 . При небольшом числе транзит­ных поездов их обслуживают в парке отправления.


Во входной горловине парка отправления выполняются следующие па­раллельные операции:

Прием поездов из Б (Г) в парк Tj;

Работа на трех вытяжных путях;

Подача (уборка) поездного локомотива от поездов прибывших с Б и Г
и отправляющихся на А и В;

Отправление поездов на Б и Г из парка Т 2 .

Ходовой путь для поездных локомотивов на двусторонней станции распо­лагается сбоку парка, а на односторонней - между парками отправления.

В выходной горловине парка отправления обеспечивается одновременное выполнение следующих операций:

Работа на вытяжке 75 с составами транзитных поездов из парка Tj;

Отправление поездов на А (В) из парка Oj;

Подача поездного локомотива из локомотивного хозяйства в тупик 16;

Прием поездов из А (В) в парк Т 2 .

На рис. 5.28 приведена схема сортировочной станции, которая соответ­ствует принципиальной схеме, изображенной на рис. 5.1.

 

Возможно, будет полезно почитать: