Назначение сортировочной станции. Классификация сортировочных станций. Назначение сортировочных станций, выполняемые на них операции и основные устройства
Сортировочные станции подразделяются на сетевые и региональные, обслуживающие определенные районы. С целью концентрации сортировочной работы на наиболее технически оснащенных станциях, на ОАО "РЖД" выделено 10 сетевых и 19 региональных сортировочных станций. Многие сортировочные станции в перспективе будут переведены в разряд участковых.
Для выполнения работ по пропуску и обработке поездов на сортировочных станциях имеются специальные парки путей: приемный (предгорочный) парк П - для приема поездов и подготовки их к расформированию; сортировочный (подгорочный) парк С- для накопления вагонов на составы отправляемых поездов; отправочный парк О - для подготовки к отправлению составов поездов своего формирования; транзитный (приемо- отправочный) парк Тр- для приема транзитных поездов без переработки и их подготовки к отправлению. Приемный парк, сортировочная горка, сортировочный парк, вытяжные пути формирования и отправочный парк составляют сортировочную систему, или сортировочный комплект.
При большом объеме местной работы на станции и прилегающих участках предусматривается еще группировочный парк с горкой малой мощности для подборки вагонов по группам в составах многогруппных поездов, передач и подач на грузовые пункты или сортировочно-группировочный парк для накопления и группировки по определенным признакам вагонов при повторной их переработке.
Сортировочные станции классифицируются:
по ведомственной принадлежности - на станции общей сети железных дорог РФ, промышленные, объединенные;
по значению их работы для сети железных дорог - на сетевые и региональные;
по мощности основных устройств (производительности): на станции повышенной мощности - более 5500 вагонов, большой - от 3500 до5500, средней от 1500 до 3500, малой- до 1500 вагонов; по числу систем - на односторонние и двусторонние;
по взаимному расположению основных парков - с последовательным, комбинированным и параллельным расположением;
по расположению главных путей и станционного путевого развития - с объемлющим, односторонним и внутренним расположением главных путей.
На сортировочной станции проектируются устройства, обслуживающие: грузовое движение и выполняющие сортировочную и группировочную работу, экипировку, техническое обслуживание и ремонт локомотивов и вагонов; пассажирское движение (в узлах, где оно не вынесено на параллельные ходы); специальные устройства.
Требования к путевому развитию и техническому оснащению
Путевое развитие и компоновка схемы сортировочной станции, ее техническое оснащение определяются классификационным статусом станции во взаимосвязи с выбираемыми технологиями работы, структурой вагонопотоков, особенностями примыкающего полигона сети и узла, климатической зоной расположения, перспективой развития и другими местными условия ми.
Выбор типа новой или реконструируемой сортировочной станции осуществляется на основе моделирования взаимосвязанных технологических процессов работы всех ее устройств и обосновывается технико - экономическими расчетами.
При конструировании и выборе схемы сортировочной станции учитываются:
Прогнозируемые размеры работы;
Условия этапности развития;
Требования концентрации переработки вагонопотоков ближе к месту зарождения и на меньшем числе станций;
Рациональные распределения технического оснащения и работы по полной (и частичной) переработке (с необходимой группировкой) транзитных, местных вагонопотоков между проектируемой и другими стан циями;
Взаимосвязи параметров структуры путевого развития, стрелочных горловин и сортировочных (сортировочно-группировочных, группировочнных) парков, междупарковых соединений и плана формирования поездов;
Возможности достижения минимизации потерь от враждебных пересечений маршрутов поездных и маневровых передвижений и затрат на развязки маршрутов в разных уровнях и на параллельные ходы, минимизация бросовых работ при перспективном развитии станции;
Экономические потери на отчуждение земель, занимаемых под строительство.
Новые сортировочные станции на первую очередь строительства проектируют, как правило, односторонними с последовательным расположением объединенных основных парков.
Путевое развитие, мощность технических устройств и их взаимное размещение на станции должны обеспечивать:
Потребную на расчетные сроки пропускную и перерабатывающую способность станции;
Соответствие структуре обрабатываемых вагонопотоков и грузопотоков;
Наименьшее время нахождения вагонов и поездов под операциями и пробеги составов, вагонов и локомотивов при минимальном числе пересечений маршрутов;
Минимальную себестоимость переработки вагонов;
Сохранность грузов и подвижного состава личную безопасность обслуживающего персонала.
Проекты сортировочных станций должны предусматривать:
Устройство автоматизированной системы управления техно логическим процессом работы станции и централизованного управления стрелками и сигналами;
Сортировочные устройства соответствующей мощности (горки, вытяжные пути), тип которых определяется в зависимости от размеров и характера перерабатываемого вагонопотока на десятый год эксплуатации, с устройствами автоматизации и механизации процессов над вига, расформирования и формирования составов на горках, а в перспективе - автоматического разъединения автосцепок вагонов. При суммарной загрузке вытяжных путей более 0,6 следует предусматривать горку малой мощности на вытяжном пути формирования и специально укладываемые парки (группировочные, сортировочно- группировочные);
Устройства для транспортировки вагонных деталей, а также для ограждения составов на путях, специализированных для технического осмотра составов или безотцепочного ремонта вагонов;
Средства для осмотра вагонов в техническом и коммерческом отношениях (промышленные телевизионные установки, электронные габаритные ворота, электронные весы).
Сортировочные станции должны быть оборудованы современными видами и средствами связи между диспетчерскими пунктами, отдельными парками, цехами станции и исполнителями.
Размещение основных устройств Как правило, сортировочные станции должны иметь последовательно распложенные объединенные, приемные, сортировочные и отправочные парки. Проектирование комбинированного расположения парков допускается в стесненных условиях и при соответствующем обосновании, а также в зависимости от объема сортировки вагонов, длины и массы формируемых, обрабатываемых и пропускаемых составов.
Сортировочную систему или станцию работающую преимущественно на узел, порт, промышленный район, а также в других случаях при соответствующем обосновании, допускается проектировать без отдельного сортировочного парка, предусматривая отправление поездов непосредствен но с путей сортировочно-отправочного парка. В остальных случаях сортировочная система должна иметь отдельный отправочный парк.
Предгорочный парк, для приема поездов располагается, как правило, на горизонтальной площадке с трехэлементным профилем.
На реконструируемых станциях допускается сохранять этот парк на спуске в сторону горки, крутизной до 1‰. Размещение предгорочного парка на спуске крутизной от 1 до 2,5‰ или на подъеме крутизной до 2‰ возможно лишь на переустраиваемых сортировочных станциях, в особо трудных местных условиях, при надлежащем обосновании. Пути отправочного парка располагаются на площадке с трехэлементным профилем или на подъеме крутизной до 1‰.
В особо трудных местных условиях при переустройстве существующих станций отправочный парк может размещаться на спуске или подъеме крутизной до 2,5‰.
Приемо - отправочные парки для транзитных поездов в зависимости от местных условий располагаются: рядом с отправочным парком для поездов своего формирования или параллельно предгорочным паркам с обеспечением возможности использования последних для приема поездов, поступающих в расформирование, и надвига составов на горку.
На односторонних сортировочных станциях с горками малой и средней мощности рекомендуется предусматривать возможность отправления поездов с крайних (или всего пучка путей) сортировочного парка в обход горки навстречу направлению сортировки; при этом сортировочные пути, специализируемые для отправления поездов, оборудуются соответствующими устройствами вагонного хозяйства.
На двусторонних сортировочных станциях обеспечивается передача вагонов углового потока в приемный парк другой системы, по возможности, непосредственно с путей противоположного сортировочного парка.
Продольные оси предгорочного и сортировочного парков, как правило, проектируются на одной прямой.
На новых сортировочных станциях последняя стрелка сортировочного парка и первая стрелка отправочного (при последовательном расположении парков) размещается на расстоянии друг от друга не менее 400-500м, в целях обеспечения возможности увеличения в дальнейшем числа и длины парковых путей.
Главные пути в пределах сортировочных станций обычно проектируют объемлющими. В отдельных случаях, в зависимости от местных условий, до пускается одностороннее расположение главных путей с внешней стороны парков, со строительством (при необходимости) путепроводных развязок.
В районах наибольшего нахождения работников станции (горок, вагонного и локомотивного хозяйств) для их обслуживания устраиваются пассажирские остановочные пункты (платформы у главных путей), для безопасного прохода людей, к которым через станционные пути сооружаются тоннели или пешеходные мосты.
Локомотивное и вагонное хозяйства размещаются в зависимости от характера и объема работы, как правило, параллельно предгорочному парку.
Основные экипировочные устройства располагаются в одном месте на территории локомотивного хозяйства.
На сортировочных станциях предусматриваются устройства и сооружения вагонного хозяйства: пункты технического обслуживания (ПТО); механизированный пункт текущего отцепочного ремонта; пункт технического обслуживания и экипировки рефрижераторных поездов и секций, а также пункт технического обслуживания автономных рефрижераторных вагонов; вагонное ремонтное предприятие с контрольным пунктом автотормозов (при необходимости).
Пункт технического обслуживания и экипировка рефрижераторных поездов и секций, а также пункт технического обслуживания автономных рефрижераторных вагонов (ПТО АРВ) при одностороннем потоке скоропортящихся грузов располагается с внешней стороны соответствующего транзитного парка.
Пути механизированного пункта текущего отцепочного ремонта вагонов размещается рядом с сортировочным парком и непосредственно связывают ся с горкой и выходной горловиной сортировочного парка, а пути и устройства вагонного ремонтного предприятия - с сортировочным парком и с механизированными пунктами текущего отцепочного ремонта.
Для размещения дежурного персонала, осуществляющего оперативное управление работой односторонней сортировочной станции, сооружаются, как правило, два поста управления: центральный - в районе горки - и выходной стрелочной горловине сортировочного парка (маневровом районе формирования).
На двусторонних сортировочных станциях предусматриваются четыре по ста, из которых один - центральный.
На постах располагаются рабочие места: на центральном - станционного и маневрового диспетчеров, дежурного по парку приема и горки, дежурного по ремонту локомотивов в депо, старшего сменного вагонного мастера, работников станционного технологического центра поездной информации, поездных и перевозочных документов (СТЦ), дежурного по станции, работников службы сигнализации и связи, работников обслуживающих средства вычислительной техники; на посту в выходной горловине сортировочного парка - дежурных по району формирования и по отправочному парку.
Число сортировочных путей в парках сортировочных станций устанавливается в зависимости от числа назначений по плану формирования поездов, суточного количества вагонов каждого назначения и особенностей технологии работы станции по формированию поездов.
На каждое назначение плана формирования выделяется, как правило, от дельный сортировочный путь, а для назначений с суточным вагонопотоком более 200 вагонов - два пути.
Дополнительно необходимо предусмотреть не менее двух путей с уширенным междупутьем между ними, а также между этими и смежными путями, для вагонов, поступающих в ремонт (с учетом переноса трудоемкого ремонта из отправочного парка); пути для вагонов, поступающих под выгрузку или по грузку; для вагонов, требующих сортировки или перегрузки; для вагонов углового потока (на двусторонних станциях); вагонов с опасными грузами; вагонов с ценными и номенклатурными грузами, требующими ведомственной охраны; для перестановки вагонов на время очистки путей от снега и других местных нужд.
Пути для вагонов с опасными грузами должны иметь сквозные выходы на главные пути.
Полезная длина сортировочного пути определяется равной длине формируемого поезда, увеличенной не менее чем на 10‰ (не менее длины приемо -отправочных путей), или длине группы вагонов, также увеличенной на 10‰.
Сортировочный парк проектируется из нескольких пучков, при необходимости с путями разной длины, в зависимости от рода и длины поездов каждого формируемого назначения: одногруппных, многогруппных, сборных, а также подач в пункты местной работы станции.
Число путей в приемных, отправочных и транзитных парках определяется для расчетных размеров движения грузовых поездов.
Потребное число ходовых путей в парках определяется в зависимости от схемы станции, принятой технологии и заданного объема поездной и маневровой работы.
На станциях предусматриваются специальные пути для стоянки снегоуборочной техники, а также тупики для разгрузки снегоуборочных машин и снеговых поездов без выезда на перегон.
В стрелочных горловинах станционных парков сооружаются специальные помещения для кратковременного отдыха и обогрева работников станции (осмотрщиков, слесарей - ремонтников вагонов, электромехаников, чистильщиков стрелок).
Выполнения операций по пропуску транзитных поездов без переработки, технического обслуживания и коммерческого осмотра составов поездов и устранения выявленных неисправностей вагонов, смены локомотивов и локомотивных бригад.
Основная задача сортировочной станции - выполнение переработки вагонопотоков и формирование поездов в оптимальном режиме, с тем, чтобы нахождение вагона на станции было по времени минимальным и технологически обоснованным .
Сортировочные станции являются главными опорными пунктами по организации вагонопотоков на сети железных дорог. Они обычно входят в состав железнодорожных узлов , имеющих пассажирские и грузовые станции. В таких случаях на сортировочной станции грузовые и пассажирские операции выполняют в небольшом объёме. Для посадки и высадки пассажиров в местные и пригородные поезда устраивают пассажирские остановочные пункты на главных путях. Местные погрузочно-выгрузочные операции выполняют главным образом на путях материальных складов и отдельных путях локомотивного и вагонного хозяйств. Но некоторые небольшие сортировочные станции могут иметь пассажирские и грузовые устройства примерно в объёме как и на участковой станции.
Располагаются сортировочные станции в районах массовой погрузки и выгрузки грузов , в местах схождения магистралей, на подходах к крупным промышленным центрам, морским и речным портам, в местах выхода из добывающих бассейнов. В большинстве случаев станция одновременно перерабатывает местные и транзитные вагонопотоки, кроме поездов, следующих на дальние расстояния без переформирования в пути следования.
На сети железных дорог стран СНГ сортировочные станции расположены неравномерно, в силу исторически сложившихся размещений промышленных центров и городов в разных районах сети, характеру, размерам и густоте вагонопотоков между ними.
История
Первая сортировочная станция в России была построена в 1878-1879 году на 7-8 версте Николаевской железной дороги . В 1881 году на Московско‐Рязанской железной дороге была построена первая односторонняя сортировочная станция Москва‐Сортировочная . В 1899 году на Рязано-Уральской железной дороге была построена первая в России горочная сортировочная станция Ртищево , в 1901 году на той же дороге - двусторонняя сортировочная станция Кочетовка . В 1900-1910 годах построены горочные сортировочные станции Люблино, Ховрино , Лосиноостровская , Перово . К 1917 году на железных дорогах Российской империи насчитывалось 10 горочных станций .
В 1933 году была построена крупнейшая сортировочная станция сети - Свердловск-Сортировочный . В 1934 году на станции Красный Лиман была сооружена первая механизированная сортировочная горка, чем было положено начало работам по реконструкции станций с механизацией сортировочных устройств. В 1946 году на станции Брянск была введена система горочной автоматической централизации (ГАЦ). В 1959 году на станции Ленинград-Сортировочный-Московский была пущена первая пневмопочта. В 1961 году на станции Лосиноостровская была введена первая система автоматического регулирования скорости движения отцепов (АРС) . В начале 1960-х годов, общее количество сортировочных станций в СССР составляло около 200; в это число входили 70 горочных станций, из которых 44 были механизированы .
В 2000 году на сети МПС России насчитывалось 113 сортировочных станций. В это же время принят комплекс мер по концентрации сортировочной работы в крупнейших узлах. С целью сокращения оперативных расходов, указанием МПС Д-787у от 26 апреля 2001 года 52 сортировочные станции были переведены в разряд участковых, тем же указанием введено разделение сортировочных станций на опорные и региональные.
В 2017 году станции Перово и Лосиноостровская в связи с падением объёма работы переведены в разряд участковых.
Классификация
По значению в общей работе сети железных дорог
- сетевого значения (основные или опорные);
- районные и вспомогательные.
Основные станции располагаются в узлах пересечения важнейших магистральных линий с мощными вагонопотоками и большой местной работой, в районах массовой погрузки и выгрузки грузов при необходимости сортировки вагонопотоков. Главной задачей этих станций является формирование маршрутов дальних назначений, следующих транзитом через несколько сортировочных станций сети. Кроме этого на опорных станциях формируются грузовые поезда и других категорий. К основным относятся сортировочные станции, перерабатывающие свыше 3000 вагонов в сутки, оборудованные механизированными горками.
Районные станции перерабатывают вагонопотоки между станцией отправления и ближайшей к ней сортировочной станции. На ней формируются участковые и сборные поезда, обрабатываются местные вагонопотоки. К ним относятся сортировочные станции, перерабатывающие от 1500 до 3000 вагонов в сутки, а также станции обслуживания портов и крупных промышленных районов.
По типу
- горочные станции, оборудуемых сортировочными горками большой, средней или малой мощности;
В зависимости от числа сортировочных комплексов
- односторонние (однокомплектные);
- двусторонние (двухкомплектные).
По взаимному расположению основных парков
- с последовательным расположением парков;
- с параллельным расположением парков;
- с комбинированным расположением парков.
Расположение главных путей на сортировочных станциях может быть объемлющим и односторонним. Однако на некоторых станциях, в основном построенных до середины XX века, главные пути проходят между сортировочными парками. Пример такой станции - Кочетовка I .
Технологии
Для проведения сортировочной работы на станциях сооружают сортировочные (или подгорочные) парки (самый большой парк станции - от 20 до 40 (в Европе часто 32) путей), горки (путь на искусственно построенном холме для спуска отдельных вагонов с помощью силы тяжести) и вытяжные пути. Для выполнения операций с поездами предусматривают парки приёма поездов, поступающих в переработку, парки отправления сформированных поездов, а также отдельные парки и пути для приёма и отправления транзитных грузовых поездов.
Парки приёма, сортировки и отправления совместно с горкой и вытяжными путями образуют сортировочную систему (или комплект).
Сортировочные станции бывают плоские или безгорочные (когда вагоны перетаскиваются только при помощи тепловозов), с горкой (когда вагоны или их сцепки «спускают с горки» и далее, через стрелочные улицы и посты торможения , они сами катятся до нужного состава), и станции, на которых ускорение вагонам придаёт естественный уклон путей.
Подавляющее большинство сортировочных станций имеет одну сортировочную систему (вагоны движутся в одном направлении и в сортировочном парке перерабатывают вагоны как чётного, так и нечётного направлений), возможны две системы (каждая система перерабатывает вагоны определённого направления), или несколько сортировочных систем. Перерабатывающая способность односторонних сортировочных станций достигает 6000 вагонов в сутки.
, сборные и участково-сборные поезда, а также вывозные и передаточные поезда до ближайших грузовых станций узла и заводских станций.
Формирование на сортировочной станции сквозных поездов даёт возможность пропускать эти поезда без переработки через многие участковые станции и некоторые попутные сортировочные станции, что ускоряет доставку грузов, оборот вагонов и снижает себестоимость перевозок.
Сортировочная станция одновременно перерабатывает местные и транзитные вагонопотоки, кроме тех, которые проходят данную станцию в отправительских маршрутах с места погрузки и в транзитных сквозных поездах.
Сортировочные станции устраиваются преимущественно на выходах из крупных промышленных и сельскохозяйственных районов, на подходах к крупным центрам (городам), в крупных железнодорожных узлах , в пунктах зарождения массовых грузопотоков.
Сортировочная станция обычно перерабатывает вагонопотоки, зарождающиеся не на ней, а на других станциях, причём цель этой переработки заключается в формировании составов поездов, проходящих возможно большее расстояние по сети железных дорог без новой переработки.
Сортировочные станции - главные пункты по организации вагонопотоков на сети железных дорог. От успешной работы сортировочной станции зависит выполнение плана перевозок, а также важнейшие показатели работы дорог.
Сортировочные станции размещены на сети российских железных дорог неравномерно, что зависит от сложившегося размещения промышленных центров и крупных городов вдоль железных дорог в различных районах, определяется густотой сети, характером и размером вагонопотоков. Уменьшить затраты на развитие сортировочных станций и их оборудование, наиболее эффективно использовать средства комплексной механизации и автоматизации, уменьшить простои вагонов и эксплуатационные расходы позволяет концентрация сортировочной работы на мощных, технически хорошо оснащённых сортировочных станциях.
Для выполнения сортировочной работы на сортировочной станции имеются сортировочные горки с соответствующим оборудованием, сортировочные парки, вытяжные пути .
Сортировочные станции имеют обычно отдельные приёмный парк для поступающих в переработку поездов и отправочный парк для формирования поездов, а также отдельные парки или пути для транзитных поездов. Группа, включающая приёмный, сортировочный, отправочный и другие парки, образует сортировочную систему (сортировочный комплект).
Грузовые и пассажирские операции на сортировочной станции, как правило, имеют незначительные размеры, а иногда и совсем отсутствуют. Для посадки (высадки пассажиров) в местные и пригородные поезда устраивают остановочные пассажирские пункты на главных путях станции.
Местные погрузочно-выгрузочные операции выполняются главным образом на путях материальных складов и отдельных путях локомотивного и вагонного хозяйств.
Схемы односторонних сортировочных станций с последовательным расположением основных парков: П - приёмные парки; О - парки отправления; С - сортировочные парки; Тр - транзитные парки; ЭУ - экипировочные устройства; ЛХ и ВХ - локомотивное и вагонное хозяйства; МВРП - механизированные пункты текущего отцепочного ремонта вагонов.
На сортировочной станции имеются устройства локомотивного и вагонного хозяйств, водоснабжения, энергоснабжения, связи и СЦБ, а также размещаются технические и служебные здания, материальные склады и в необходимых случаях грузосортировочные платформы, контейнерные площадки и другие устройства.
Сортировочные станции оборудуются электрической централизацией стрелок и сигналов, устройствами механизированной очистки стрелок и т. д.
В зависимости от значения в общей работе на железнодорожной сети сортировочные станции делятся на основные сетевого значения (опорные), районные и вспомогательные (в помощь основным или районным в отдельных узлах).
Основные сортировочные станции располагаются в железнодорожных узлах, где пересекаются важнейшие магистральные линии с мощными вагонопотоками и большой местной работой, а также в районах массовой погрузки и выгрузки грузов при необходимости сортировки вагонопотоков.
Районные сортировочные станции перерабатывают вагонопотоки, зарождающиеся или погашаемые в узлах и на участках между этими сортировочными станциями и смежными с ними другими сортировочными станциями.
К районным сортировочным станциям относятся также портовые станции и промышленные сортировочные станции, обслуживающие крупные промышленные районы.
Безгорочные сортировочные станции отличаются от горочных меньшими размерами переработки вагонов и меньшим числом сортировочных путей .
На некоторых зарубежных железных дорогах имеются сортировочные станции, расположенные на сплошном уклоне (в сторону сортировки) всей станции или отдельных парков.
В зависимости от взаимного расположения основных парков имеются три вида станций: с последовательным, параллельным и комбинированным расположением парков.
В зависимости от числа сортировочных комплектов сортировочные станции бывают двух типов: односторонние (однокомплектные), на которых в одной системе перерабатываются вагонопотоки всех примыкающих направлений (схемы 1, 2), и двусторонние (двухкомплектные), на которых одна система парков работает в чётном направлении движения поездов, а другая - в нечётном направлении (схема 3).
На двусторонних сортировочных станциях сортировочные горки могут быть в обеих системах или только в одной. Парки в системах двусторонней сортировочной станции могут располагаться в одной системе последовательно, а в другой - комбинированно.
Схема двухсторонней сортировочной станции: П - приёмные парки; О - парки отправления; С - сортировочные парки; Тр - транзитные парки; ЭУ - экипировочные устройства; ЛХ и ВХ - локомотивное и вагонное хозяйства; МВРП - механизированные пункты текущего отцепочного ремонта вагонов.
В основу технологии работы сортировочной станции положен метод диспетчерского руководства расформированием-формированием поездов и местной работой, обеспечивающий лучшее использование технических средств и наименьшее время нахождения вагонов на станции.
Поезда, прибывающие на сортировочную станцию, поступают в приёмный парк, где производится подготовка состава к расформированию, проверяется техническое и коммерческое состояние вагонов. Документы, сопровождающие вагоны, поступают в станционный технологический центр, где по их данным устанавливают, на какой путь сортировочного парка должен быть направлен каждый вагон из прибывшего состава. Для дежурного по горке и других работников, участвующих в расформировании, составляется специальный сортировочный листок, в котором указывается программа маневровой работы с составом.
Перед расформированием слесари-автоматчики производят отпуск тормозов, разъединение и подвешивание автотормозных рукавов в местах деления отцепов . По окончании подготовки состав расформировывают по путям сортировочного парка в соответствии с назначением вагонов.
В сортировочном парке происходит накопление и формирование составов, одновременно начинаются операции по подготовке состава к отправлению. Обработка сформированных составов перед отправлением включает следующие операции: технический и коммерческий осмотр и безотцепочный ремонт вагонов; соединение автотормозных рукавов, подборку документов и составление натурного листа; прицепку локомотива; осмотр и опробование автотормозов.
Поезда, проходящие сортировочную станцию без переработки или с частичной переработкой, принимаются в транзитный или отправочный парк на пути, где обеспечвается быстрая смена поездных локомотивов.
Обработка транзитного поезда состоит из следующих операций: технического осмотра состава; безотцепочный ремонт вагонов и осмотр автотормозов; коммерческий осмотр состава и устранение коммерческих неисправностей; смена локомотивов или локомотивных бригад .
Транзитные поезда при увеличении или уменьшении массы, кроме того, имеют соответственно прицепку или отцепку группы вагонов. Для транзитных ускоренных поездов, перевозящих животных, а также скоропортящиеся грузы, на сортировочной станции проводят дополнительные операции (водопой скота, экипировка изотермических вагонов и т. д.).
Сортиромвочная стамнция -- техническая железнодорожная станция, предназначенная для расформирования и формирования различных категорий поездов в соответствии с планом формирования из отдельных вагонов, выполнения операций по пропуску транзитных поездов без переработки, технического обслуживания и коммерческого осмотра составов поездов и устранения выявленных неисправностей вагонов, смены локомотивов и локомотивных бригад. Сортировочные станции являются главными опорными пунктами по организации вагонопотоков на сети железных дорог. Они обычно входят в состав железнодорожных узлов, имеющих пассажирские и грузовые станции. В таких случаях на сортировочной станции грузовые и пассажирские операции выполняют в небольшом объёме. Для посадки и высадки пассажиров в местные и пригородные поезда устраивают пассажирские остановочные пункты на главных путях. Местные погрузочно-выгрузочные операции выполняют главным образом на путях материальных складов и отдельных путях локомотивного и вагонного хозяйств. Но некоторые небольшие сортировочные станции могут иметь пассажирские и грузовые устройства примерно в объёме как и на участковой станции.
Располагаются сортировочные станции в районах массовой погрузки и выгрузки грузов, в местах схождения магистралей, на подходах к крупным промышленным центрам, морским и речным портам, в местах выхода из добывающих бассейнов. В большинстве случаев станция одновременно перерабатывает местные и транзитные вагонопотоки, кроме поездов, следующих на дальние расстояния без переформирования в пути следования.
На сети железных дорог стран СНГ сортировочные станции расположены неравномерно, в силу исторически сложившихся размещений промышленных центров и городов в разных районах сети, характеру, размерам и густоте вагонопотоков между ними.
В 1877 году на восьмой версте Николаевской железной дороги было начато строительство "особого парка для сортировки товарных вагонов и составления товарных поездов". Ранее эта работа проводилась на станции Санкт-Петербург-Товарный, совершенно не приспособленной для этого. В конце 1879 года парки с 48-ю путями построили, что подтверждается приказом от 7 ноября. Это была первая на российских железных дорогах сортировочная станция. Первоначально она была построена по обеим сторонам основного хода. С увеличением объёмов работ затруднились внутристанционные связи, и в 1908 году главные пути магистрали, разделявшие сортировочную станцию, вынесли за систему парков, построили платформу, получившую имя станции - Сортировочная.
С точки зрения рядового пассажира, в быту, станция - это место, где останавливается поезд, и всё. И это правильно. Зачем "забивать" себе голову ненужной в обиходе терминологией. Само слово "станция" имеет весьма древнее происхождение, и появилось задолго до основания первых железных дорог. Согласно В. Далю, станция - место остановки путников; место, где берут и обменивают почтовых лошадей. Как ни вспомнить при этом пушкинского "Станционного смотрителя". Но, с точки зрения профессиональных железнодорожников, станция - это объект, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приёму, отправке, скрещению и обгону поездов, операции по приёму, выдаче грузов и обслуживанию пассажиров, а также маневровую работу по формированию поездов. Станция может занимать весьма значительные по размеру территории. При этом, в пределах одной станции может быть несколько остановочных пунктов - платформ для остановки пассажирских поездов.
Именно такую ситуацию можно наблюдать на описываемой станции. Платформы Фарфоровская, Сортировочная, Обухово - все расположены в пределах станции Санкт-Петербург - Сортировочный - Московский. Код станции в ЕСР (единой сетевой разметке) - 030006.
Станция Сортировочная является старейшей сортировочной станцией России. Станция неоднократно модернизировалась, и является по классификации внеклассной. Сортировочная является единственной станцией в Петербурге, оборудованной механической горкой (ранее сортировочной горкой была оборудована станция Ручьи, ныне она не действует). Станция делится на парки с присвоенными номерами (с севера на юг). Нечётные (восточная часть станции): 6 парк (Мария) - парк отправления 4 парк - подгорочный парк и парк формирования составов Горка № 4 с горочным постом 2 парк (южный четный) - парк прибытия Чётные (западная часть станции): 1 парк - парк прибытия Горка № 3 с горочным постом 3 парк - подгорочный парк и парк формирования составов 5 парк (южный нечетный) - парк отправления Для сквозного прохода через сортировку проложены чётный и нечётный пути, позволяющие пропускать поезда со скоростью до 40 км/ч, соответственно - третья товарная и четвертая товарная. На въездах в 1 и 2 парки расположены телетайпные посты для списывания номеров вагонов. Также ранее, до реконструкции 2000-х годов, у станции существовала разворотная петля (гитара) с южной стороны. В ранние времена замедление вагонов на сортировке осуществлялось примитивной тормозной вагой, потом горочной башмачной тормозной позицией, которая просуществовала довольно продолжительное время (до недавнего времени на сортировке в Волхове еще использовалась). В 1960 году была установлена АГС-ГТСС (автоматическое регулирование скорости движения вагона системы (Гипротранссигналсвязь) с автоматической позицией (замедлители) впервые в СССР, а с 1972 года к ней добавилась динамическая модель станции по переработке документации вычислительной техникой, что позволило автоматизировать все операции на станции. С 1948 года станция была оборудована механической почтой. На первых парах действовала электро-подвесная система: контейнеры с поездными документами пересылались по натянутым через всю сортировку проводам с помощью роликовых подвесок. Несколько раз эту систему модернизировали. И наконец в 1950-е годы на смену ей пришла подземная пневматическая почта, которая работает и сейчас. Её протяженность в настоящее время порядка 12 км. В 1970-е годы Ленгипротранс разработал план развития Ленинградского железнодорожного узла, по которому планировалась сортировочную ликвидировать и оставить на её месте небольшую станцию. Возведение новой станции предполагалось в районе Новолисино. Но проект не был реализован.
Конструкцию предгорочного парка определяют: число путей, схемы горловин, продольный профиль. Предгорочный парк проектируется на горизонтальной площадке с трехэлементным профилем. Допускается располагать этот парк на спуске в сторону горки на уклоне 1-1,5 %о. При реконструкции станции допускается расположение предгорочного парка на подъеме до 2 %о лишь в особо трудных местных условиях при надлежащем обосновании.
Продольные оси предгорочного и сортировочного парков проектируют на одной прямой. Отступления от этого правила допускаются только в трудных местных условиях.
На рис. 5.24 приведена схема объединенного парка приема односторонних станций при наличии двух подходов в преимущественном направлении (из Б и Г) и одного общего подхода (из А и В) в непреимущественном (четном) направлении, который может примыкать к предгорочной или к входной горловине.
Секции парка специализированы для приема поездов нечетного и четного направлений, для маневренности в горловинах укладываются съезды, позволяющие принимать поезда с каждого подхода в любую секцию парка. Входная горловина парка фис. 5.24) обеспечивает выполнение следующих параллельных операций:
Одновременный прием поездов с двух подходов (Б и Г);
Заезд горочного локомотива на пути средних секций;
Уборку поездного локомотива от поездов, прибывших с А.
При двух и более подходах к парку, ходовой путь для горочных локомотивов располагают в середине парка, а тупик для этих локомотивов - между главными путями в горловине.
В случае приема транзитных угловых поездов Б -Г или Г -Б в парк приема из него необходимо устроить выход на главный путь отправления.
Выходные (предгорочные) горловины парка приема относятся к самым загруженным элементам сортировочных станций. Их конструкции различаются: в зависимости от числа путей надвига, расположения выходов для поездных локомотивов и наличия примыкания подхода для поездов непреимущественного направления.
В схеме (см. рис. 5.24) имеются два пути надвига и два спускных пути. Выход на путь в обход горки может быть дан а как продолжение пути 4. Поездные локомотивы от прибывших нечетных поездов уходят по пути II.
В схеме пути в горловинах секционированы и уложены съезды для выполнения параллельных операций. В горловине выполняются следующие параллельные операции:
Прием поездов с А или В (на 9 и 10 пути);
Надвиг состава до горба горки (по пути 5a и 6a);
Роспуск состава;
Уборка поездного локомотива от поездов, прибывших с Б
и Г
на путь
4a, а затем с пересечением путей надвига уборка в локомотивное хозяйство.
Схема парка приема двусторонней станции из-за отсутствия подхода другого направления упрощается.
К горочной горловине сортировочного парка предъявляются требования:
Горловина должна быть возможно более короткой. Для выполнения
этого условия в горочных горловинах между центрами стрелочных перево
дов укладывают прямые вставки минимальной длины (при попутной укладке
4,50 м, при встречной допускается укладывать без прямой вставки), приме
няют кривые минимально допустимых радиусов 200 и 180 м;
Пути должны иметь примерно одинаковое сопротивление. Для выполне
ния этого условия в горочных горловинах применяют симметричные стрелоч
ные переводы марки 1/6, пути объединяют в пучки по 4^8 путей в каждом;
Для укладки тормозных замедлителей выделяют прямые участки.
Со спускных путей должен быть выход на все пути сортировочного парка. Для выхода из предгорочного парка в сортировочный парк, минуя гор-
ку (для вагонов с опасными грузами, которые нельзя спускать с горки), укладывают обходные пути, соединяющие парк приема с крайними пучками сортировочного парка. Укладка обходных путей позволяет убирать локомотивы из сортировочного парка после осаживания (не задерживая роспуск составов), передавать отдельные группы вагонов из парка приема в сортировочный в обход горки, принимать в случае необходимости поезда непосредственно на пути сортировочного парка. На рис. 5.25 показан пример горочной горловины.
Поперечный профиль земляного полотна для сортировочного парка проектируется пилообразного типа с сооружением в широких междупутьях (между пучками) водоотводных лотков.
В выходной (хвостовой) горловине сортировочного парка (рис. 5.26) укладывается от 2 до 4 вытяжных путей, на которых выполняется формирование составов из накопленных вагонов. Вытяжных путей должно быть не менее количества работающих локомотивов. Конструкция выходной горловины сортировочного парка должна обеспечивать выход с любого пути сортировочного парка на любую вытяжку и в тоже время позволять маневровым локомотивам независимую работу на вытяжном пути, кроме этого горловины должны быть компактными (короткими).
Для выполнения этих требований пути объединяются в пучки, которые выходят на вытяжной путь, это обеспечивает независимость работы на вытяжках. Для обеспечения маневренности, между вытяжками укладываются съезды, обеспечивающие выход с любого сортировочного пути на любой вытяжной путь. Чтобы горловина была компактной, между центрами стрелочных пере-
водов укладываю прямые вставки минимально допустимой длины. Стрелочные переводы укладывают марки 1/9 на рис. 5.26, а и 1/6 на рис. 5.26, б.
В горловинах предусматривается возможность подачи поездных локомотивов и отправления сформированных поездов непосредственно из сортировочного парка с минимальными перерывами в маневровой работе.
При большом местном вагонопотоке под выгрузку, требующем группировки по грузовым районам, а также для формирования большого числа многогруппных поездов может сооружаться на одном из вытяжных путей горка малой мощности или дополнительный сортировочно-группировоч-ный парк с горкой малой мощности.
Парк отправления, расположенный последовательно с сортировочным парком, проектируется от него, на расстоянии около 400-500 м. Это необходимо для обеспечения маневровой работы в «хвосте» сортировочного парка и возможности увеличения длины и числа путей в сортировочном и отправочном парках. В профиле парк отправления располагается на площадке или подъеме до 1 %о, а в особо трудных условиях при переустройстве станции - до 2,5 %о.
На рис. 5. 27 показана схема объединенного парка отправления односторонней сортировочной станции, в котором объединены четыре парка:
Парк отправления для нечетных поездов своего формирования Oj;
Парк отправления для четных поездов своего формирования О 2 ;
Парк для приема-отправления нечетных транзитных поездов Ύ χ ;
Парк для приема-отправления четных транзитных поездов Т 2 ;
В парки отправления Oj и О 2 выставляются сформированные, в сортировочном парке, поезда. С ними выполняются операции по отправлению (техническое обслуживание, безотцепочный ремонт, коммерческий осмотр). Подается по ходовому пути поездной локомотив, и после опробования автотормозов, поезд отправляется.
В парки транзитные Tj и Т 2 принимаются транзитные поезда, соответственно четные и нечетные. Убирается поездной локомотив, а затем выполняются такие же операции, как с поездами своего формирования, выставляемыми в парки О] и О 2 из сортировочного парка. Поэтому пути этих парков могут быть взаимозаменяемы, т.е. в случае необходимости поезда своего формирования можно переставлять в парки Tj и Т 2 , а транзитные поезда можно принимать на пути парков О { и О 2 .
Объединенный отправочный парк делят на секции, специализированные по направлениям. Внешние группы путей являются транзитными парками соответствующих направлений. Горловины парков проектируются с учетом взаимозаменяемости путей отправления сформированных поездов и путей приема транзитных. Поэтому предусматривается возможность приема поездов с I главного обходного пути (с направлений Б и Г) в секцию Oj, из А и В в секцию О 2 , а с вытяжных путей формирования устраивается выход и на пути приема транзитных поездов Tj и Т 2 . При небольшом числе транзитных поездов их обслуживают в парке отправления.
Во входной горловине парка отправления выполняются следующие параллельные операции:
Прием поездов из Б (Г) в парк Tj;
Работа на трех вытяжных путях;
Подача (уборка) поездного локомотива от поездов прибывших с Б
и Г
и отправляющихся на А
и В;
Отправление поездов на Б и Г из парка Т 2 .
Ходовой путь для поездных локомотивов на двусторонней станции располагается сбоку парка, а на односторонней - между парками отправления.
В выходной горловине парка отправления обеспечивается одновременное выполнение следующих операций:
Работа на вытяжке 75 с составами транзитных поездов из парка Tj;
Отправление поездов на А (В) из парка Oj;
Подача поездного локомотива из локомотивного хозяйства в тупик 16;
Прием поездов из А (В) в парк Т 2 .
На рис. 5.28 приведена схема сортировочной станции, которая соответствует принципиальной схеме, изображенной на рис. 5.1.
Возможно, будет полезно почитать:
- Дом смирнова тверской бульвар ;
- Усадьба васильчиковых Шкаф в приемной ;
- Я живу в высотке на «Красных Воротах Где находятся красные ворота ;
- Архитектурные обмеры: Дом Лобановых-Ростовских ;
- Пристройка веранды к дому под общую крышу: как сделать это правильно ;
- Подключение диммера: инструкция и советы Подключение диммера смарт дим 105 к люстре ;
- Изготовление ворот своими руками: пошаговая инструкция Как сделать металлические ворота ;
- Беседки из камня – строим комфортную зону отдыха на дачном участке Беседка из дерева и камня ;