Виды проектов, их особенности. Особенности проектирования в современных условиях Особенности проекта другие же

Проекты демонстрируют большое разнообразие. Как мы уже видели, понятие "управление проектами" объединяет абсолютно разномасштабные виды деятельности и их результаты - от строительства египетских пирамид, до написания студентом курсовой работы. Однако проекты могут сильно различаться по сфере приложения, составу предметной области, масштабам, длительности, составу заинтересованных лиц и групп, степени сложности, влиянию результатов па фирму и ее окружение и т.п. Знание этих различий позволяет обратить внимание на особенности каждой из групп проектов и использовать наиболее подходящие для каждой из них инструменты и методы управления.

Принципы классификации проектов

Классификации проектов могут быть выстроены по разным основаниям.

Прежде всего, определим тип проекта, где проекты различаются по основным сферам деятельности, в которых они осуществляются. В зависимости от типа, проекты могут быть представлены следующим образом:

  • коммерческие проекты, исполняемые в рамках контрактов на производство продукта или предоставления услуги;
  • проекты по исследованию, разработке и инжинирингу;
  • проекты по проектированию и строительству основных производственных средств;
  • управленческие проекты;
  • проекты но техническому обслуживанию и поддержке (в обрабатывающей промышленности, технологических процессах, на предприятиях коммунального хозяйства и в других секторах экономики).

В зависимости от того, где они выполняются, различают внутренние и внешние проекты. Внутренние проекты выполняются непосредственно в самой организации, здесь заказчики и исполнители являются членами этой организации, и вся работа, относящаяся к замыслу и исполнению проекта, ведется собственными силами организации за счет ее собственных ресурсов.

Чаще всего, этот тип проектов используется в случае, если предстоящая работа соответствует основному виду деятельности организации. Например, если в организации осуществляется проект по производству нового программного обеспечения, скорее всего, в организации имеется достаточное количество соответствующих специалистов-разработчиков и они обладают необходимыми навыками для создания продукта данного типа.

Внутренние проекты обеспечивают большую гибкость и оперативность в принятии решений, легче справляются со всякого рода неожиданностями и непредвиденными обстоятельствами, возникающими по мере реализации проекта. Наверное, трудно найти организацию, в которой не осуществлялись бы внутренние проекты - так широка их номенклатура: это проекты, например, по улучшению качества, по развитию новых схем логистики, по проведению рекламных компаний и презентаций, по изменению организационной структуры или системы оплаты труда персонала, но выведению продукции па новый рынок и многое другое.

Другое преимущество внутренних проектов - отсутствие внешнего контроля: если контрактом не предусмотрены какие-либо штрафы, организация в ходе выполнения проекта может постоянно менять решения по срокам, используемым ресурсам, технологиям, привлекаемым для выполнения проекта людям и т.д. Однако менеджеру проекта следует с осторожностью использовать возможность изменять решения: всякое такое изменение увеличивает стоимость проекта. Другая проблема состоит в том, что сотрудники, обладающие определенными знаниями и навыками, полученными в ходе выполнения предыдущих проектов не склонны менять методы работы на более эффективные, внедрять новые технологии, так как все это увеличивает риски проекта и не ведет к очевидным выгодам для них. В этом случае персонал не понимает необходимости изменения существующих методов работы. Более того, нередко предложения по изменениям воспринимаются как критика в адрес сотрудников и встречают с их стороны сопротивление по внедрению. Все это может приводить к разрастанию конфликтов и, соответственно, снижению производительности труда.

Многие менеджеры в организации сталкиваются с внутренними проектами, их планируют и успешно реализуют, даже не обладая специальными знаниями в области управления проектами. Вследствие относительной простоты и ясности относительно целей и путей их достижения для управления большинством внутренних проектов достаточно здравого смысла и опыта управленческой работы.

Однако в организациях нередко возникает потребность в реализации сложных проектов, требующих специальных знаний и навыков. Чаще всего такие проекты связаны со стратегией развития организации, являются ее частью, поэтому находятся в поле пристального внимания руководства организации, ее собственников. Для таких проектов создается проектная команда, руководитель которой - менеджер проекта - как правило, непосредственно подчиняется руководителю организации, ее СЕО.

Внешние проекты предполагают выполнение работ, поступивших от внешних заказчиков или работу за пределами организации. Особое значение здесь отводится юридическому оформлению отношений с заказчиками и партнерами (подрядчиками, поставщиками, консультантами и др.) проекта. Партнеры здесь разрабатывают условия выполнения работ на основе юридически надежного договора, выполнение условий которого обязательно.

Проекты, выполняемые сторонними организациями, таят в себе существенный финансовый риск для организации-заказчика проекта. Так как все работы по проекту выполняются и контролируются внешними специалистами, им приходится ориентироваться также и на свои собственные потребности, а это может привести к конфликту интересов.

Пример 2.1. Подрядная организация, выполняющая строительный проект, должна сделать выбор: покрасить здание краской, которая прослужит 10 лет, или более дешевой краской, рассчитанной на два года. По условиям контракта гарантийный срок качества работ - пять лет; т.е. если покрасить дешевой краской, то придется в течение гарантийного срока два раза перекрашивать за свой счет, что обойдется для организации-подрядчика (с учетом стоимости работ) вдвое дороже, чем выбор дорогой, но качественной краски.

Какое решение выгоднее заказчику проекта? Разумеется, красить дорогой краской, так как после пятилетней гарантии придется перекрашивать за свой счет.

Какое решение примет руководитель проекта? Более вероятно, что он примет решение красить дешевой краской, так как такое решение снизит стоимость проекта, что повлечет за собой премии и другие награды. Гарантийные же обязательства будет выполнять другое подразделение фирмы - подрядчика.

Из этого примера можно сделать вывод, что при выполнении проектов подрядными организациями и сторонними специалистами крайне важно знать условия контракта, что может сэкономить организации-заказчику значительные средства.

Успешное выполнение внешних проектов обеспечивается наличием системы эффективного контроля со стороны организации-заказчика. Системность здесь достигается путем внедрения различных уровней контроля: от контроля замысла проекта до выполнения отдельных работ, от предварительного контроля до заключительного. Контроль необходим, прежде всего, для эффективного управления рисками проекта. Для этого необходимо разделить работы проекта, которые передаются внешней организации, на три категории: низкого, среднего и высокого уровня риска.

Работы с низким уровнем риска, требуют минимального контроля, то есть внешней организации предоставляется максимальная свобода в выполнении этих работ с точки зрения используемых материалов, технологий, людей. Обычно даже в рисковых, высокотехнологичных проектах таких работ существенно больше половины. Однако такой подход позволит освободить время и ресурсы для контроля действительно ключевых для проекта, высокорисковых работ.

В зависимости от состава, структуры проекта и его предметной области различают различные классы проектов. Здесь выделяются следующие классы: монопроект, мультипроект, мегапроект. Как следует из названия каждого из трех классов проектов, монопроект - это отдельный, не связанный с другими проект, который может быть различного типа, вида и масштаба; мультипроект - это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения некоторых особых приемов проектного управления, прежде всего, связанных со "сквозным" планированием и контролем выполнения ряда взаимосвязанных проектов; мегапроект, который чаще всего представляет собой программу, включающую в свой состав ряд моно- и мультипроектов, например, программа развития региона, отрасли или программа подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу.

Классификация проектов по виду предполагает разделение по характеру их предметной области. Здесь выделяются инвестиционные, инновационные, научно-исследовательские, учебно-образовательные, смешанные проекты. К инвестиционным проектам относят проекты, в которых главной целью - является создание или реновация основных фондов, требующие вложения инвестиций. К инновационным проектам относят проекты, где главная цель разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие систем.

Другим основанием для классификации является разделение проектов на технические и нетехнические. Технические проекты, например, строительные, аэрокосмические, в области фармакологии или производства полупроводников, основаны на инженерных знаниях, в конечном итоге, подчиняются законам физики, химии, биологии. Эти законы с самого начала вводят в проект сильные детерминистские (причинно-следственные) отношения, которые определяют всю последовательность действий, преобразований от замысла проекта до тестирования готового продукта. Они же задают технологические ограничения проекта: по данной технологии здание может быть построено только до определенной высоты, и игнорирование этого правила приведет к обрушению. Атомная электростанция или плотина могут контролироваться до определенных параметров, например, мощности или давления. С превышением этих параметров управление функционированием этих объектов будет утрачено. Если технологические ограничения соблюдаются, проект считается детерминированным, т.е. управляемым и, в конечном итоге, осуществимым.

Нетехнические проекты, которые жестко не связаны ограничениями, накладываемыми законами природы, испытывают другого рода риски, прежде всего связанные с ограничениями субъективного характера: их успех сильно зависит от уровня знаний, опыта, компетентности руководителя проекта и членов его команды, а принятие решений в них - от тех или иных интересов групп и отдельных личностей, реализовать которые они пытаются в процессе осуществления проекта. Таковы, например, бизнес-проекты слияния, поглощения, реорганизации, маркетинговые, консалтинговые проекты и т.д. Здесь на первый план выходят финансовые риски, а неудачи будет выражаться в форме финансовых убытков. Поскольку причинно-следственные связи в этих проектах не всегда однозначно определены, такие проекты демонстрируют свойство эквифинальности: возможность достижения желаемого результата проекта разными путями, через разную последовательность действий. Причем вследствие размытости, множественности возможных критериев оценки результатов проекта трудно или невозможно найти оптимальную траекторию движения проекта к конечной цели. Тем более что здесь нередко конфликтуют тактические или краткосрочные результаты и стратегические. Например, какой-то вариант осуществления проекта оценивается как более дорогой, но в будущем он позволит реализовать новые, привлекательные в финансовом отношении проекты.

Нетехнический проект не подвержен риску полного провала, как это возможно в случае технического проекта, особенно инновационного, где задуманный новый продукт с уникальными свойствами может не получиться. Поэтому нетехнические проекты, как правило, можно кое-как довести до завершения. Результат (например, производительность нового отдела или уровень возрастания мотивации персонала через введение новой системы премирования) может быть далек от ожидаемого, но он все-таки будет.

Для технических проектов требуется также техническое проектирование, которое предполагает использование инженерных методов расчета, вычисления, моделирования, определения корреляций, системного анализа и других подобных. Такие методы проектирования и управления проектами называются жесткими методами (hard skills), они обеспечивают пошаговый контроль выполнения каждой работы проекта.

В противоположность этому, нетехнические проекты в значительной степени ориентированы на мягкие методы (soft skills), которые связаны с такими явлениями, как потребности людей, участвующих в проекте и потенциальных пользователей продуктом проекта, их мотивация, интересы, ожидания и т.п. Эти навыки менеджера проекта базируются, помимо личного опыта, на знаниях из психологии, социологии, конфликтологии, педагогике и других дисциплин, изучающих поведение человека. Менеджер в такого рода проектах часто выступает в роли тренера, арбитра, наставника. Ему приходится большую часть своего рабочего времени в проекте уделять проблемам, связанным с человеческими отношениями, по сравнению с задачами технического характера. Неумение решать такого рода проблемы даже при очень высокой инженерной квалификации резко снизит эффективность управления проектом. В табл. 2.1 приведены сравнительные характеристики технических и нетехнических проектов.

Таблица 2.1. Сравнительные характеристики технических и нетехнических проектов

Технические проекты

Нетехнические проекты

Ключевая фигура проекта - инженер

Ключевая фигура проекта - предприниматель

Действия, ориентированные на законы естественных наук

Действия, ориентированные на интересы стейкхолдеров

Решения принимаются в соответствии с алгоритмами

Решения принимаются в соответствии с интересами людей

Линейная иерархия целей и задач

Отсутствие ясно выраженной иерархии целей и задач

Детерминированные (линейные) действия

Недетерминированные действия

Достижение цели в качестве функции затрат

Достижение цели в качестве функции риска

Различие проектов по размерам (объему привлеченных ресурсов) отражено в понятии масштаб проекта. В зависимости от масштаба, выделяются малые, средние, большие и очень большие проекты. Разумеется, такое разделение проектов условно. Можно масштабы проектов рассматривать в более конкретной форме: межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.

При разделении проектов по масштабам могут быть предложены разные критерии. Чаще всего в качестве критерия рассматриваются денежные затраты проекта. В большом проекте работы, относящиеся к планированию, координации и осуществлению, более значительны. Таким образом на каждом этапе большого проекта расходуется ресурсов значительно больше, чем в целом требуется для осуществления малого или среднего проекта. Это предъявляет особые требования к квалификации и управленческим навыкам менеджера большого проекта, так как издержки от его ошибочного решения слишком велики. То же касается и других членов команды проекта. Поэтому в вопросе адаптации персонала к проектной работе целесообразно начинать с малых или средних проектов.

В зависимости от длительности проекта выделяются краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет) проекты.

Еще одно основание для классификации проектов - различение их по степени сложности. Здесь, соответственно, различаются простые, сложные, очень сложные проекты.

Другим признаком, по которому могут различаться проекты, является степень их новаторства или рутинности. Несмотря на то, что проекты, по определению, должны обладать чертами уникальности и новизны, они все же могут быть очень похожи друг на друга. Например, проектное бюро занимается разработкой документации для строительства автомобильных мостов. Хотя все мосты в той или иной мере неповторимы и индивидуальны, такая проектная работа представляет собой рутинную деятельность. С другой стороны, существуют проекты, которые носят новаторский характер, по крайней мере, для данной организации: в ней никто и никогда не осуществлял проект определенного типа. Например, компания собирается самостоятельно заняться маркетингом и для этого создает соответствующий отдел. Если она обратится за помощью к консалтинговому агентству, то для последнего такой проект будет рутинным, так как заниматься планами реорганизации, развития является частью их обычной работы. Если компания будет создавать отдел маркетинга самостоятельно, то для нее этот проект будет новаторским, с большой степенью новизны и сопутствующей ей неопределенности. Подобного рода проекты, например, развития, разработки нового продукта, внедрения новых компьютерных технологий или новых схем мотивации персонала отличаются высокой степенью новаторства и комплексности, требуют использования новых методов менеджмента. Обобщая, можно привести следующие характеристики и критерии новаторских проектов:

  • проекты функционируют как открытые системы, т.е. требуют постоянной "подпитки" из внешней среды ресурсами, энергией, информацией; такая система находится в квазиустойчивом (как бы устойчивом, подобном устойчивому) состоянии;
  • бюрократические, формальные методы управления и подходы сведены к минимуму;
  • на каждую возникающую проблему следует максимально быстрая реакция;
  • развитые каналы коммуникации обеспечивают частое, многостороннее и неформальное общение;
  • серьезное внимание руководства придается преодолению конфликтов, созданию творческой атмосферы, когда инициативы "снизу" приветствуются и получают развитие;
  • команда проекта состоит преимущественно из творческих и способных к дискуссии личностей;
  • совместная компетенция и ответственность, невзирая на положение участников проекта в управленческой иерархии.

С учетом перечисленных требований к новаторским проектам, следует рассматривать творческий подход к работе в качестве основного, определяющего поведение участников проектной команды, а проектная команда в целом должна уметь мыслить вне существующих шаблонов, алгоритмов и испытанных временем схем и демонстрировать подобный подход в ходе работы.

В зависимости от того, насколько идея проекта известна исполнителям или является новаторской, проекты подразделяют на традиционные и нетрадиционные. Типичными традиционными проектами, например, для строительной организации, является строительство зданий, дорог, мостов, эстакад. Для юридической фирмы типичными проектами будут дела по представлению интересов стороны в судебном разбирательстве. Одним словом, если фирма специализируется на проектах определенного типа, то они для нее являются традиционными, стандартными, где существует набор инструментов, технологий и людей для их выполнения.

Нестандартными или нетрадиционными проектами являются, как правило, проекты, осуществляемые несколькими компаниями (например, проект по выработке стандартов продукции, обеспечивающих ее совместимость и взаимозаменяемость) или новые крупные уникальные проекты, требующие нестандартных подходов и разработки специальных методов их осуществления. В случае успеха нетрадиционного проекта он переходит в разряд традиционных и становится стандартным. Если методы и подходы испытанных, традиционных проектов применяются в других областях, сферах деятельности или отраслях, то проект принимает характер новаторского и его также следует рассматривать как нетрадиционный.

Помимо общих принципов классификации проектов существуют и частные, отраслевые, а также связанные с привязкой проектов к различным видам деятельности или методам управления. Далее мы рассмотрим следующие примеры таких более частных классификаций проектов, а также мультипроекты:

  • проекты, выполняемые коммерческими и государственными предприятиями в рамках контрактов;
  • проекты по исследованиям, разработке, инжинирингу;
  • строительные и другие проекты по созданию основных средств производства;
  • проекты по информационным системам;
  • управленческие проекты.

Реальное использование новой для России концепции т.н. проектного управления (Управления Проектами, Project Management) началось около 10 лет назад в условиях радикального реформирования отечественной экономики; около 5 лет прошло с момента выхода в свет первого в России учебника «Управление проектами» 1 . Каковы же первые результаты практического применения нового подхода и какие задачи стоят перед будущими профессиональными управляющими в ближайшие годы?

Во-первых, методы, принятые в новой дисциплине, стали применяться в энергетической, нефтегазовой, металлургической, строительной и некоторых других отраслях Российского народного хозяйства. Можно говорить об их массовом применении в инвестиционных проектах и программах любого назначения с иностранным участием, а также широком использовании в кредитно-финансовой сфере. В результате накопленного практического опыта появилась реальная возможность написать учебное пособие, полностью основанное на отечественном опыте управления проектами.

Во-вторых, в настоящее время курс «Управление проектами» преподается уже в нескольких десятках учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Волгограда, Челябинска, Тюмени и др. Практически все частные учебные заведения соответствующего профиля включили указанный курс в свои программы. В государственных образовательных стандартах появились соответствующие специальности и специализации.

В-третьих, практика использования системы управления проектами доказала ее высокую эффективность и, соответственно, создала реальную потребность в значительном числе специалистов нового профиля - т.н. проект-менеджеров (руководителей проектов) высокой квалификации. Вместе с тем специально проведенное исследование показало, что в настоящее время как в учебном процессе, так и на практике нередко используются «доморощенные» - не всегда высокого качества - пособия, посвященные отдельным элементам этой комплексной дисциплины.

Все это свидетельствует о своевременности подготовки и издания новой книги, представляющей собой, как заявлено в подзаголовке книги, учебное пособие, построенное на принципиально новой методической базе: теоретические положения во всех случаях подкреплены рабочими методиками, а также т.н. практическими ситуациями, примерами и упражнениями. В книге широко представлены новейшие - в том числе зарубежные - методики и, вместе с тем, она целиком основана на отечественном опыте и нормативно-правовом регулировании.

Рассмотрим подробнее некоторые выводы, вытекающие из опыта первых лет практического применения методологии управления проектами (далее УП).

2. Понятие, особенности проекта.

Современная концепция управления проектом базируется на поня­тии «проект», который выступает не только как объект управления, обла­дающий специфическими чертами, но и как базовое свойство управле­ния проектом.

Что же такое проект? Все мы постоянно осуществляем проекты в своей повседневной жизни. Вот простые примеры: подготовка к юбилею, ремонт в квартире, проведение исследований, написание книги... Все эти виды деятельности имеют между собой целый ряд общих признаков, делающих их проектами:

Они направлены на достижение конкретных целей;

Они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

Они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

Все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

В общем случае, именно эти четыре характеристики отличают проекты от других видов деятельности.

Проект предназначен для изменения реальности (реальной ситуации).

Проект не может быть безличным (например, проект управляющей компании «Солнышко»). У проекта имеется субъект – индивид или команда, разделяющая ценности, лежащие в основе проекта, ви дение ситуации и цель проекта.

Проект изменяет реальность в соответствии с представлениями субъекта проекта о ситуации до лжного. Субъект проекта детально представляет себе ситуацию до лжного и готов обосновать, что она должна быть именно такова.

Проект появляется тогда, когда реальная ситуация противоречит представлениям субъекта проекта о ситуации до лжного, т.е. когда субъект проекта фиксирует проблему, которая должна быть разрешена.

Проект сравнительно автономен от производственных процессов и других проектов организации или органа, от имени которых он реализуется.

Проект имеет четко определенную (ограниченную) группу благополучателей и четко определенную (ограниченную) группу людей, на которых он воздействует - целевую группу.

Цель проекта предельно конкретна и однозначно указывает на результат (изменение реальности), который будет получен по окончании проекта.

Цель проекта всегда снабжается количественным и качественным описанием признаков (характеристик) реальности, которая станет результатом реализации проекта, до начала работ по проекту.

Достижение цели проекта полностью находится во власти субъекта проекта.

Проект предполагает производство уникальных продуктов или услуг.

На момент начала проекта в опыте субъекта проекта отсутствует очевидная и проверенная процедура достижения результата. Таким образом, проект разрабатывается в ситуации неопределенности.

Проект разворачивается в реальной ситуации, поэтому способы его реализации должны подчиняться накладываемым этой ситуации ограничениям, но только по принципу: «что запрещено – то запрещено; но все, что не запрещено – разрешено».

Проект предполагает пошаговое планирование деятельности: каждая задача проекта разбивается на шаги и только затем выстраивается последовательность осуществления этих шагов.

Проект – деятельность в условиях ограничения ресурсов, в том числе – ресурса времени.

Проект имеет четкие временные рамки.

Ограниченность ресурсов проекта приводит к необходимости устанавливать при его разработке адекватный конкретной ситуации баланс:


Проектный замысел и план реализации могут претерпевать изменения в процессе реализации, долгосрочные проекты могут предполагать последовательную разработку этапов, но при этом цель проекта и показатели ее достижения остаются неизменными, установленными на этапе разработки проектного замысла.



Проект не может «быть продолжен».

Если, с точки зрения субъекта проекта, требуются другие изменения реальности, будет разработан другой проект. Если результат не был достигнут, будет разработан другой проект. Если возникает необходимость повторно или циклически производить продукт или услугу, впервые произведенные в рамках реализации проекта, управление этими процессами не будет проектным управлением.

В организации одновременно может разрабатываться и реализовываться множество проектов. Они должны быть соотнесены между собой по целям, средствам и ресурсам. На этой основе формируется портфель проектов. Управление портфелем проектов - отдельная технология управления.

Понятие, особенности проекта.

Современная концепция управления проектом базируется на поня­тии «проект», который выступает не только как объект управления, обла­дающий специфическими чертами, но и как базовое свойство управле­ния проектом.

Что же такое проект? Все мы постоянно осуществляем проекты в своей повседневной жизни. Вот простые примеры: подготовка к юбилею, ремонт в квартире, проведение исследований, написание книги... Все эти виды деятельности имеют между собой целый ряд общих признаков, делающих их проектами:

  • - они направлены на достижение конкретных целей;
  • - они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  • - они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
  • - все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

В общем случае, именно эти четыре характеристики отличают проекты от других видов деятельности.

проект и программа. Проект и производство.

В целом ряде отраслей (космическая, авиационное) решаемые проблемы так сложны, что создаваемые объекты приходиться решать на ряду семейства проектов.

Проект - это целенаправленное, заранее проработанное создание физич. объекта, технологич. процесса включ документацию за ограниченное время и обесп. качество результата, удовлетворить всех участников проекта.

Программа - это проектная деят-ть, совокупность родствен проектов, кот реализуются по единому замыслу и кот важен конечный результат. Программа имеет несколько смыслов. Некоторые проблемы приходится решать в рамках нескольких программ. Проект всегда явл сис-ой. Программа- это многоцелевая сис-ма. Каждая большая проблема может решаться в виде проекта, программы, большой проектной системы.

Проектом называется совокупность расчетов, чертежей, смет, текстового ма­териала для создания на их основании здания, сооружения, комплекса зданий и сооружений. Существует несколько ви­дов проектов.

Типовые проекты. Типовой проект -это проект, который разрабатывается на базе типовых, серийно выпускаемых строи­тельных конструкций, апробированных, утвержденных технологий и серийно вы­пускаемого технологического и другого оборудования. В типовых проектах уни­фицированы объемно-планировочные и конструктивные решения. Типоразмеры этих проектов унифицированы в соответ­ствии с требованиями норм технологиче­ского проектирования. Типовые проекты животноводческих объектов разрабаты­ваются по заданию Минсельхоза России проектными организациями.

Утвержденные типовые проекты рас­пространяются организациями-разработчи­ками, а также центром проектной продук­ции, куда они могут передаваться на рас­пространение. Центр проектной продукции издает перечень типовой проектной доку­ментации сельскохозяйственных предпри­ятий, зданий и сооружений (П 2.08-2005), который распространяется по стране и в котором содержится информация обо всех действующих по состоянию на 1 июля 2005 года типовых проектах.

В связи с тем, что типовые проекты разработаны на определенные «средние» условия (нормальные грунты, сейсмич­ность не выше 6 баллов, расчетная тем­пература наружного воздуха в холодный период года: -20, -30, -40°С и т. д.), они «привязываются» к конкретным услови­ям хозяйства проектными организация­ми того региона, где будет осуществлять­ся строительство.


ЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА^) Издательство«Лань» ЛАНЬ


При привязке здания размещаются на конкретной площадке, уточняется глу­бина заложения фундаментов, проверя­ется расчет несущих конструкций, уточ­няется расчет отопления и вентиляции, сметная стоимость строительства и т. п.

Индивидуальные проекты. В отдель­ных случаях, когда заказчик в силу сло­жившихся обстоятельств считает необхо­димым разработать проект конкретно для данного хозяйства (ограниченное земле­пользование, количество поголовья, от­личное от того, которое предусматрива­ется типовыми проектами, особенности кормовой базы, ограниченные возможно­сти использования навоза и т. д.) на базе существующих технологий, серийно вы­пускаемого оборудования и серийно вы­пускаемых конструкций разрабатывает­ся индивидуальный проект.

Если индивидуальный проект повтор­но применяется в других хозяйствах или по этому проекту возводится повторно несколько одинаковых объектов, то та­кие проекты называются проектами по­вторного применения.

Экспериментальные проекты. Экс­периментальными называются проекты, которые в целом являются предметом экс­перимента или если какая-то часть этих проектов разрабатывается с целью про­верки новых технических или технологи­ческих решений. Предметом эксперимен­та могут быть новые конструктивные ре­шения, новые строительные материалы, механизмы, технологическое оборудова­ние и т. д.

Проект реконструкции. После опре­деленного срока эксплуатации применяе­мые в проекте машины и оборудование морально и физически устаревают и тре­буют замены. Строительные конструкции также изнашиваются и частично требу­ют замены. Иными словами, объект не­обходимо реконструировать. Проект, пре­дусматривающий мероприятия по заме­не устаревшего и вышедшего из строя


оборудования, обновление систем отопле­ния и вентиляции, навозоудаления и т. п., называется проектом реконструкции. Раз­работке проекта реконструкции предше­ствует обследование животноводческого объекта и составление дефектной ведо­мости, перечня выявленных дефектов, подлежащих устранению, заменяемого оборудования и механизмов, совершен­ствование элементов технологического процесса и т. д.

 

Возможно, будет полезно почитать: