Соц психология межличностные отношения дружба и любовь. Рассмотрение дружбы и любви с точки зрения психологии. Из дружбы в любовь

Отношения, начавшиеся с желания (или вожделения), обычно заканчиваются банальным сексом . Настоящие отношения, которые в будущем могут перерасти в долговременные отношения и в любовь, начинаются с симпатии и дружбы. Вам не предложили переспать на первом свидании? У вас есть шанс на продолжение отношений, конечно,

если при первой встрече вам было интересно друг с другом, вы узнали много нового, вас внимательно слушали, вас не «напрягало» общение с партнером, вы не поглядывали на время и не спешили домой.

Вы начинаете общаться, ваши отношения становятся дружескими, вы делитесь друг с другом своими секретами (пусть не всеми), рассказываете о свои победах и поражения, вас слушают, вам сопереживают, вами восхищаются, вы вместе радуетесь разным вещам, у вас появляется много общего и вам интересно друг с другом.

Это называется дружба, потому что:

У вас есть общие интересы;

Вам интересно делать что-то вместе;

Вы начинаете доверять друг другу;

Вы не считаете, что кто-то кому-то чем-то «обязан»;

Вы не устраиваете, друг другу «сцены» и не закатываете «скандалы» по разным поводам;

Вы не завидуете успехам и искренне радуетесь удачам друг друга;

Вы постоянно общаетесь, но при этом у каждого своя жизнь;

Вы планируете свою жизнь самостоятельно, но можете договариваться о совместных походах и прогулках;

Вы, находясь рядом - чувствуете себя свободными.

И через некоторое время ваши отношения переходят на новый уровень. В вашей жизни наступает момент, когда вы понимаете, что вы не хотите больше расставаться. Вам хорошо вместе, вам спокойно, комфортно, вам легко. В ваших отношениях возникают чувства, появляется влюбленность и приходит Любовь . Вы заключаете союз (или вступаете в брак). Вы начинаете жить вместе, вы начинаете планировать свою жизнь с оглядкой друг на друга, в расчёте на долгую и счастливую совместную жизнь.

Но через некоторое время этой самой совместной жизни, вы вдруг осознаете, что многое изменилось в ваших отношениях. Что-то не так, не так как было вначале. Вы стали жить только своими интересами, перестали делать что-то совместно. И доверие, оно начало исчезать, а на смену доверию пришла ревность , обиды, сожаление, непонимание, пустота. Не у всех так, но более 99% семей с этим сталкиваются. Большинство продолжают делать вид, что это нормально, другие разводятся, обвиняя друг друга в своих ошибках, но лишь единицы готовы обсудить сложившиеся проблемы со своим партнером и сохранить отношения.

Возможно, вы забыли о том, что вы не только супруги, но и друзья. Куда ушла дружба? И так уж ли она важна в браке? Разве совместная жизнь должна строиться только на любви и совместном ведении хозяйства? Любовь со временем уходит (конечно, если огонь любви не поддерживают оба партнера), и
что остается? Дружба, уважение, доверие . Вы можете добавить - совместное хозяйство, дети, родственники и т.д., но это все не то, это не залог счастливой семейно жизни, так живут почти все семьи. И что, вы думаете, они счастливы? А дети, которые вырастают в таких семьях, они счастливы? Они так живут, потому, что так принято, так проще, так не осудят.

Искренняя дружба между супругами – это дар, который, как и любовь надо уметь сохранить . Будучи не только отличными любовниками, но добрыми друзьями, друг для друга, ваши отношения будут меняться, потому, что другу можно простить многое, чем любимому. Недостатки друга можно принять и быть к ним более терпимыми, чем к недостаткам вашего партнера. Важно помнить, что вы добровольно приняли решение жить вместе (надели на себя эти «узы брака»), а значит вы не враги, а друзья. И в первую очередь должны видеть в своем партнере друга, настоящего, искреннего, человека которому можно и нужно доверять, а потом уже любовника, мужа (жену), партнера по бизнесу (если у вас свой бизнес) и т.д.

Человек - существо социальное. Необходимость вступать в отношения с себе подобными индивидуумами не только диктуется инстинктом выживания и продолжения рода, но и вносит яркий окрас в жизнь человека. Чем выше уровень развития общества, тем сложнее психология межличностных отношений человеческой общности.

Самыми важными в эмоциональном плане для каждого человека являются отношения с людьми, которые ему дороги. Круг таких людей может быть достаточно широк, хотя степень эмоционального влияния различна. Чаще всего к ним относят:

  • любимых (сексуального партнера);
  • родителей;
  • собственных детей;
  • друзей;
  • наставников (в обучении, в творчестве).

Отношения складываются не всегда однозначно, они способны уходить в ту или иную сторону, а могут и вовсе прерваться. Иногда разрыв отношений может быть обусловлен вполне объективными причинами, но зачастую этот разрыв оказывает глубокий отпечаток на личность человека. Несколько простых правил, которыми регулируется психология межличностных отношений в нашем обществе, помогут правильно выстроить отношения и избежать глубокого эмоционального потрясения в случае их разрыва.

Любовь и дружба

Любовь и дружба - особая категория межличностных отношений, самая сложная. Сложность обуславливается нашим выбором, сознательным или неосознанным. Эти чувства возникают между двумя или несколькими людьми по принципу взаимной симпатии, общности интересов или целей. Дружба и любовь (без сексуального оттенка) - самое большое достояние человека.

Уметь дружить - это искусство. Кто-то понимает его интуитивно, а кому-то нужно поучиться сознательно. Научиться доверять друзьям и ценить доверие, быть готовым понять и принять их недостатки. Вам что-то может очень не нравиться в вашем друге, что-то на ваш взгляд и вовсе неприемлемо, но нельзя это подчеркивать в широком кругу, хотя можно обсуждать наедине. Если вы станете высмеивать друга при посторонних, то можно сказать довольно уверенно, что искренности в вашей дружбе нет с обеих сторон. Вы не цените своего друга, а он ждет от вас не дружбы, а связанной с отношениями какой-то иной выгоды.

"Дружба предполагает равенство и взаимное уважение, умение находить компромисс и сохранять лояльность другу в любых условиях".

Разрыв дружеских отношений

Человечество хранит много легенд о крепкой дружбе и предательстве. Но иногда дружеские отношения оканчиваются без любого повода и видимого охлаждения. Причина их объединения исчезает, появляются разные интересы, и в результате не оказывается видимой возможности поддерживать тесные дружеския отношения. Не стоит этого пугаться, так как это самое лучшее окончание дружеских отношений. Это именно тот случай, о котором говорится в поговорке, утверждающей, что старый друг - лучше новых двух. Вы перестали встречаться и перезваниваться, но теплота отношений и воспоминания о вместе пройденном пути сохранилась. На этом обычно основана психология отношений с женатым мужчиной, когда не строится совместных планов на будущее.

Если же разрыв произошел по какой-либо причине или был беспричинным, но односторонним, то это может наложить яркий эмоциональный отпечаток на психическую жизнь человека. Со временем он потускнеет, но это нужно будет пережить. Чем крепче эмоционально вы были привязаны друг к другу, тем дольше длится период отвыкания.

Эмоциональная жизнь человека трудно поддается контролю интеллекта, она идет на чувственном уровне. Но чтобы эмоции не перешли в категорию эмоционального стресса, можно постараться минимизировать последствия разрыва отношений.

Теряя дружбу, мы получаем новый жизненный опыт и открываем двери для новых отношений. Поэтому постарайтесь сразу отказаться от осуждения своего бывшего друга, ревности и злости, стремлению к мести. Эти негативные эмоции могут подточить вас изнутри вплоть до разрушения здоровья.

"Подключите свой разум и постарайтесь заполнить этот период положительными эмоциями. Их вам могут подарить путешествие и новые знакомства, спортивный клуб, новое увлечение. Откройте для себя нового писателя или новую игру".

Не вините себя за разрыв, так как это нормальная ситуация, подобное происходит на нашей Земле ежедневно и ежеминутно. Ваша ситуация не является чем-то особым и не станет мировой трагедией.

Фото: Любовь и дружба

Определение 1

Традиционно (начиная со времен Аристотеля), дружба характеризуется высоко индивидуализированными и свободными от налета эротики отношениями между людьми. Эти отношения устойчивы к внешним воздействиям, положительны, длительны и основаны на духовной близости (наличие общих интересов, добровольная совместная деятельность в области, интересующей дружащих). Основными условиями таких отношений является абсолютное доверие, преданность, открытость, готовность к оказанию помощи и бескорыстность.

Люди, состоящие в дружеских отношениях, получают удовольствие от того, что делают приятное другу. Поэтому у людей, поддерживающих дружбу, формируется и развивается особая мотивация - внутренняя потребность в дружбе. Именно этот смысл заложен в выражение «дружить нужно уметь». Наиболее активно мотивация дружбы развивается в детстве и юношеском возрасте - так как в этот период происходит становление характера личности, формируется его внутренний мир, самосознание, нормы морали и законы. Если человек способен дружить по-настоящему, его мировоззрение обязано включать конкретную иерархию ценностей, где на первом месте закреплено желание делать приятное другу и бескорыстно жертвовать ему блага (материальные и нематериальные).

Из этого становится понятной специфическая характеристика дружбы - высокая индивидуальная настроенность. Считается, что такое свойство исходит из того, что личность может иметь потребность жертвовать своими интересами в исключительных случаях и только ради определенного очень малого круга лиц. В то же время в массе обычных людей попадаются редкие личности, которые имеют истинно жертвенный характер. Их часто причисляют к героям и даже обожествляют, вокруг них создаются мифы и легенды, а также на основе этого пишутся книги и поэзия.

Из этого вытекает то, что схожесть уровня духовного развития и систем духовных ценностей у людей - это важное условие дружеских отношений. Очень сложно представить то, что искренние дружеские отношения могут развиться между людьми, имеющими разные представления о нормах морали, допустимости таких явлений как измена или предательство, нарушении заповедей и многого другого. При этом чувство дружбы в существенно меньшей степени зависит от различий в интеллектуальном развитии личностей. В качестве примера этому можно привести дружеские отношения взрослого и ребенка.

То, что для существования дружбы необходимы развитые духовные и интеллектуальные компоненты, дает возможность под иным углом рассмотреть такой классический вопрос, как возможность дружбы между мужчиной и женщиной. Несомненно, уровень внутренней культуры человека и уровень его интеллектуального развития, а также имеющиеся у него нормы морали, этики и нравственности предусматривают возможность дружеских отношений между людьми разного пола. Однако вопрос часто сводится к тому, способен ли, например, мужчина видеть в женщине не только человека противоположного пола, но и личность с набором перечисленных ранее категорий. То есть, хватит ли у указанного мужчины интеллектуальных, духовных, моральных и прочих приведенных качеств, чтобы раздельно воспринимать духовные и половые качества женщины.

Понятие и разновидности любви с точки зрения психологии

Дружбу от любви отличает большая рассудочность и более строгие формы взаимного поведения. Любовное чувство может проявляться в нескольких формах:

  • любовь между мужчиной и женщиной;
  • братская любовь;
  • любовь родителей и детей;
  • любовь к самому себе;
  • фанатичная любовь (например, к кумиру);
  • и многие другие формы.

Чувство любви (любая ее форма) основывается, как и дружеское чувство, на целом комплексе моральных, интеллектуальных, духовных и нравственных качеств, которые составляют основу личности и позволяют ей выделить объект любви среди множества людей.

Также психология любви и дружбы сходится в том, что основополагающей чертой и того, и другого является их мотивационная сущность. Настоящая любовь в процессе развития занимает место одной из основных внутренних (первичных) потребностей личности. Это выражается в потребности совершать бескорыстные, а часто и попросту безрассудные поступки ради объекта любви, даже несмотря на то, что они могут быть вредны совершающему их. Как и в дружеских отношениях, разные люди по-разному испытывают любовь в качестве первичной потребности совершать добро бескорыстно для объекта любви, а также приносить ему в жертву собственные цели, интересы и стремления.

Именно этот смысл вкладывается в выражение «любить дано не каждому». То есть, не каждый человек имеет способность испытывать радость в процессе отдачи другому не только материальных ценностей, но и своей жизненной энергии и силы. Помимо мотивации жертвенности, способность любить требует наличия у человека богатого, развитого внутреннего мира, высокой внутренней культуры. Наличие этого позволяет человеку давать правильную оценку своим поступкам, мыслям и намерениям. При этом любовь (как и дружба) не требует обязательного осознания. Это чувство может являться непреодолимой внутренней потребностью дарить радость.

Цитата 1

«В дарении себя и есть та сила, которая рождает любовь».

Эрих Фромм, психолог, философ (59:111).

В этой формулировке четко просматривается значительная грань любовного чувства: любовь - это забота о другом человеке. В русском языке понятию «любить» часто причисляют синоним «жалеть». Отсюда можно сделать вывод, что скорее всего чувства любви, милосердия, сочувствия и сострадания имеют родственные корни (по происхождению).

Определение 2

Фромм является создателем такого направления, как гуманистический психоанализ . В нем любовь в широком смысле трактуют как главный способ преодоления дисгармонии между личностью и обществом.

Цитата 2

«Дарение побуждает другого человека тоже стать дающим, и они оба увеличивают радость, которую внесли в свою жизнь»

Эрик Фромм.

Конечно, развитие потребности отдавать - это не простое дело, оно требует от личности наличие высокой духовной организации, высокой внутренней культуры, а также тонко организованную систему моральных норм и ценностей. Такая система имеет собственную структуру приоритетов и запретов, свои нормы дозволенного/недозволенного, условия прошения и предписания по искуплению нарушений этих норм (например, измена). При этом оба партнера, находящихся в любовных отношениях, должны интуитивно или осознанно иметь представления (сопоставимые) о том, что является изменой/предательством и какова тяжесть у этих нарушений в конкретных ситуациях. На фоне этого нет ничего удивительного в этой формулировке: «в любви один любит, а другой только позволяет любить себя».

Представление о любовном чувстве как о сложной иерархической системе (которая перестраивается в зависимости от обстоятельств) отношений, приоритетов/запретов, критериев в эмоционально-когнитивной сфере позволяет рассмотреть различные виды любви.

Пример 1

Например, становится ясно, что секс (половая/эротическая) любовь - это всего лишь небольшая часть данной системы. Да, это важная и значимая для человека часть, по сути это один из базисных инстинктов (базисных потребностей), который непосредственно связан с таким врожденным базисным инстинктом, как продолжение рода.

Но для отношений между людьми абсолютную важность имеет совокупность этих базисных потребностей первичного уровня со всей системой культурных, нравственных и моральных отношений с обязательным наличием взаимного уважения, интересов, привычек, черт характера, духовных ценностей, особенностей личности, а также странностей и заблуждений, которые также часто являются неотъемлемой частью внутреннего мира человека. Необходимым условием взаимной любви является не только прощение ошибок, но также отсутствие акцента внимания на какие-либо особо неприятные черты характера объекта любви и помощь в сложных ситуациях.

Частыми чертами характера, которые могут изрядно мешать в общении, являются забывчивость, болтливость, неэкономность, неаккуратность и многое другое.

Влюбленность относят к особой форме любви.

Замечание 1

Рассматривая это понятие нужно сразу отметить разницу между чувством любви, которое длительно, устойчиво и чувством влюбленности, возникающим мгновенно - во втором случае человек зачастую руководствуется только первичными впечатлениями, которые часто бывают обманчивы.

Отличительной чертой влюбленности (и зачастую ее причиной) является проецирование человеком на объект влюбленности своих идеалов, сформированных в его воображении (то есть производится проекция на реальный мир собственных норм и предпочтений) и наделении его набором идеальных характеристик. В результате этого влюбленность может перерасти в любовь или же испариться - ведь рано или поздно начинается более глубокое знакомство с объектом любви и более полное узнавание черт его характера.

Однако, существует еще третий вариант трансформации влюбленности - слепая фанатичная любовь к кумиру. В этом состоянии человек не способен дать оценку реальных качеств объекта своих чувств и не в состоянии трезво оценить его характер и отношение к людям. Такой вариант имеет большое распространение и причина его появления зачастую кроется в дисбалансе между базовой триадой чувств, которые лежат в основе любого другого чувства. Эта триада представляет собой:

  • силу эмоций;
  • выраженность потребности в духовных (идеальных) качествах объекта любви (например, доброта, нравственность, талант и тому подобное);
  • наличие критической (объективной) оценки настоящих качеств этого объекта.

В случае фанатичной любви ослабевает третий фактор, что и дает искаженное восприятие обожаемого объекта.

Определение 3

Разбалансировка основной триады чувств приводит и к такому явлению, как неразделенная любовь - когда один из партнеров не видит в другом объект любви.

Такое состояние очень часто толкает человека на путь иллюзий - они не в состоянии распознать вначале такие важные черты объекта своего желания, как, например, отношение к добру/злу, порядочность, терпимость к недостаткам и способность к любви. В такой ситуации с одной стороны внешние данные объекта очень часто оттесняют его душевные качества, с другой же они остаются незамеченными, так как заменены влюбленным на аналогичные идеальные черты. Также при неразделенной любви существует и объективное расхождение внутренних характеристик реального объекта и представлений о нужных физических и духовных качествах партнера. Именно это рассогласование между идеалом и реальностью приводит к отсутствию взаимности, которое представляет собой комплексное явление.

Особый интерес вызывает тот факт, что представления людей об идеале любви (то есть о наиболее желаемом объекте) подвержены серьезным изменениям. Что в какой-то мере опровергает устойчивое мнение о том, что на протяжении многих веков и даже тысячелетий идеал красоты не изменялся. Особенно часто в этом ракурсе упоминается типаж богини Венеры - якобы это неизменный объект желания у множества мужчин, живших в различные эпохи. В то же время исторический анализ представлений об идеалах все-таки отмечает изменения.

Пример 2

В средние века мужским эталоном красоты и характера являлся рыцарь - человек, имеющий определенное происхождение, навыки в искусстве боя и обладающий определенным набором моральных, интеллектуальных и этических качеств.

Сегодняшний мужской идеал, даже если его тоже именовать рыцарем, имеет очевидные отличия практически по всем указанным пунктам. К концу XX века в мужчине стали больше ценить интеллектуальные качества, коммуникабельность, общительность, деловитость и способность найти свое место в обществе, а не физическую силу и решение всех вопросов с ее применением. Также и идеал женщины в современном обществе является результатом многочисленных и длительных исторических изменений. Возможно, что наиболее ярким показателем этого является активное развитие феминизма, собственно, борьба женщин за равноправие. Сейчас женщина вместе с традиционными представлениями о красоте, привлекательности, заботе о детях, доброты, терпимости стремится к приобретению свободы в своем поведении и принятии решений, получению широкого доступа к знаниям и возможности развивать свой интеллектуальный потенциал. Она желает стать специалистом и быть энергичной, самостоятельной и деловитой.

Стоит рассмотреть еще такой важный тип любви, как любовь к самому себе. С развитием общества личные интересы и их важность признавались все больше и больше и на этом фоне все больше закреплялось представление о том, что любовь к самому себе - это нормальное явление. И это несмотря на то, что заповедь Библии «Возлюби ближнего как самого себя» очень тонко объясняет баланс между этими противоположными потребностями и учит, как избежать эгоизма и самообожествления. Эта формула содержит критерии правильного поведения в общественной сфере. Само общество приветствует как героическое поведение личности, совершивший жертвенный поступок. Подобное превышение норм общественных взаимоотношений считается новой специфической нормой отношений по-настоящему любящих друг друга партнеров.

Ролевые функции в любовных отношениях

Если рассматривать виды любви, то обязательно стоит отметить ролевые функции, которые проявляются во взаимоотношениях любящих людей

Пример 3

Типичной мужской ролевой функцией считается «мужчина-сын». При этой модели мужчина ищет в объекте любви черты матери, так как комфортно ощущать себя такой партнер может только если является объектом заботы/опеки. Такой мужчина в отношениях постоянно играет роль ребенка, причем беспомощность может разыгрываться бессознательно. Ему необходимо быть центром семьи - избалованным, эгоистичным, но при этом во многих случаях обаятельным. Такой мужчина старается найти женщину, которая внутренне стремится выступать в роли матери в своих любовных отношениях. Если же ему встречаются женщины иного типа, то он совершенно искренне ощущает обиду и разочарование.

Симметричная этой роль «женщина-ребенок» ориентируется на отцовскую любовь. Она обычно свойственна женщинам, испытывающим в детстве глубокую привязанность к отцу. Поэтому и в любви они ищут в партнере черты отца и могут быть счастливы в отношениях только если о них заботятся как о маленьком ребенке.

Пример 4

Стоит рассмотреть еще одну типичную ролевую функцию - «женщина-лидер». Женщины такого типа не могут взаимодействовать с партнерами иначе, чем требовать от них полного подчинения своим требованиям. Это происходит непроизвольно и служит обязательным условием совместной жизни. Трагичность такого положения мужчины в семье нашла свое отражение на языковом уровне: в русском языке подобных мужчин именуют подкаблучниками, американцы же дали им емкое определение - «hen-pecked», что в буквальном смысле означает «курицей клеванный».

Проблема коррекции ролевых функций, как и любых других проблем в сфере психотерапии, решается трудно, в частности потому что ролевые функции являются реализацией глубинных черт характера человека, которые отчасти заложены на генетическом уровне, а отчасти сформировались еще в раннем детстве. В целом, проблема коррекции или проблема переучивания сложна из-за того, что напрямую связана с возрастными стадиями развития психики. С возрастом, в ходе созревания и развития нейрофизиологической структуры происходит так называемое «запаивание» многих психологических функций, в особенности запоминания, переучивания, переосмысления имеющейся информации и формирования новых.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Хотя любовь-страсть и сильное чувство, но она не может длиться вечно, и это неизбежно. Чем продолжительнее отношения, тем чаще в них взлеты и падения (Berscheid et al., 1989). «Высокое напряжение» может сохраняться в течение нескольких месяцев, даже в течение пары лет, но, как уже было сказано при обсуждении адаптации (см. главу 10), экстремальные ситуации быстротечны. Новизна, сильная взаимная заинтересованность, любовное волнение, головокружительное ощущение, что ты «на седьмом небе», - все это постепенно идет на спад. Молодожены говорят о взаимной любви в 2 раза чаще, чем супруги, прожившие вместе 2 года (Huston & Chorost, 1994). Чаще других во всех странах разводятся супружеские пары, прожившие вместе 4 года (Fisher, 1994). Если же близким отношениям суждено продлиться, они качественно изменяются и становятся более ровными и спокойными, хотя и сохраняют романтическую окраску. Хатфилд назвала такие отношения любовью-дружбой.

«Когда два человека находятся под влиянием самой неистовой, самой безумной, самой обманчивой и самой преходящей из всех страстей, от них требуют поклясться в том, что они останутся в этом противоестественном состоянии взвинченности и изнеможения до тех пор, пока смерть не разлучит их. Джордж Бернар Шоу»

В отличие от любви-страсти с её необузданными эмоциями любовь-дружба - менее «бравурная», но более глубокая и нежная связь. И вполне ощутимая. Вот что говорит по этому поводу Ниса, женщина из племени кунг-сан, обитающего в африканской пустыне Калахари: «Когда два человека впервые принадлежат друг другу, в их сердцах бушует огонь, а их страсть безгранична. Проходит какое-то время, и огонь стихает. Так уж заведено. Они продолжают любить друг друга, но это уже совсем другие отношения - теплые и надежные» (Shostak, 1981).

Те, кто знают рок-песню «Пристрастившийся к любви» (Addicted to Love), не удивятся, узнав, что любовь-страсть по своему воздействию на человека аналогична привыканию к кофе, алкоголю и прочим наркотикам. Поначалу наркотик возбуждает, порой даже очень сильно. При частом употреблении нарастают противоположные эмоции и вырабатывается привыкание. Количества, которое когда-то вызывало сильное возбуждение, более недостаточно. Однако если вы даже прекратите принимать его, это вовсе не значит, что вы вернетесь в свое исходное состояние, в котором находились до того, как впервые попробовали наркотик. Более вероятно, что у вас появятся все признаки «ломки» - недомогание, депрессия и т. д. и т. п. То же самое нередко происходит и в любви. Страсть не может длиться вечно. Сначала утратившие свой пыл отношения воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, а затем и вовсе прекращаются. И вот уже «соблазненный и покинутый» любовник, овдовевший или разведенный супруг с удивлением замечают, какой пустой стала их жизнь без того, к кому они уже давно охладели. Сосредоточившись на том, что «перестало работать», они отказывались замечать то, что «продолжало работать» (Carlson & Hatfield, 1992).

{В отличие от любви-страсти любовь-дружба может длиться всю жизнь}

Иллюстрацией постепенного охлаждения страстной любви и возрастающей значимости иных факторов, таких, например, как общие нравственные ценности, служат чувства индусов, поженившихся по любви и состоящих в так называемом «договорном» браке. Уша Гупта и Пушпа Сингх попросили 50 супружеских пар, проживающих в штате Джайпур (Индия), заполнить Шкалу любви (Gupta & Singh, 1982). Оказалось, что супруги, поженившиеся по любви, после 5 лет совместной жизни стали меньше любить друг друга, чем любили в бытность свою молодоженами. В отличие от них супруги, состоящие в «договорном» браке, с течением времени начинают любить друг друга сильнее (рис. 2).

Рис. 2. «Договорные» браки и браки, заключенные по любви: романтическая любовь между супругами, проживающими в штате Джайпур (Индия). (

ПСИХОЛОГИЯ ДРУЖБЫ И ЛЮБВИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ II КУРСА ФИЯ

БОРИСОВ РУСЛАН

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ЗАВ. КАФЕДРОЙ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ,

ДОЦЕНТ КИСЛОВА Г.И.

МАХАЧКАЛА 2002 г.

1. ГРАНИЦА: ДРУГ – ПРИЯТЕЛЬ.

2. ЛЕГКО ЛИ НАЙТИ НАСТОЯЩНГО ДРУГА?

3. КОГО ВЫБИРАЮТ В ДРУЗЬЯ.

4. ОСОБЕННОСТИ ДЕВИЧЬЕЙ ДРУЖБЫ

5. ЧТО РАНЬШЕ?

6. ЛЮБОВЬ. ЛЮБОВЬ – СТРАСТЬ.

7. ЛЮБОВЬ – ДРУЖБА.

8. ЛЮБОВЬ: ВОСТОК – ЗАПАД.

«Первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша – это не любовь, а дружба».

Ж.-Ж. Руссо.

Дружба – важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорение ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодёжи становятся более поверхностными и экстенсивными, что дружба вытесняется широкими приятельскими отношениями, основанными на общности интересов и т.д. Высшие нравственные ценности – а дружба во все времена считалась таковой – всегда были дефицитными. Психологические закономерности юношеской дружбы – будь то её идеал или реальные свойства – отличаются удивительной устойчивостью и проявляются в самых различных социальных и культурных средах. Другое дело, что дружба разных людей никогда не бывает одинаковой, а имеет возрастные, половые и индивидуально-типологические вариации.

Возрастная динамика дружбы, как и прочих межличностных отношений, измеряется прежде всего степенью её избирательности, устойчивости и интимности. Рост потребности в интимном общении неизбежно психологизирует понятие дружбы. Все эти качества с переходом от детства к отрочеству и от отрочества к юности возрастает. Если школьники и младшие школьники не разграничивают дружбу и товарищество, то подростки уже считают дружбу исключительным, индивидуальным отношением. Группе подростков было дано такое задание: дописать незаконченное предложение: «Друг и приятель не совсем одно и то же, т.к…» Некоторые подчёркивали близость и доверительность дружбы(«друг знает о тебе всё», «с приятелем никогда не поделишься тем, что доверяешь другу»). Остальные отмечали большую прочность, устойчивость дружбы («друга выбирают на всю жизнь»), взаимопомощь («приятель подведёт, друг – никогда(!)) Ещё более рельефную картину даёт распределение ответов по предложению: «Друг – это тот, кто…» В предложениях не связанных рамками сравнения, преобладают два мотива: требование взаимопомощи и верности и ожидание сочувственного понимания со стороны друга. Если дружба и приятельство разграничиваются более или менее строго, то число друзей не должно быть особенно велико, один – два максимум. Эта гипотеза находит своё подтверждение. Число друзей с 7 по 10 классы уменьшается, а приятелей – возрастает. Это свидетельствует о растущей индивидуализации и избирательности дружбы. Рост избирательности дружеских отношений сопровождается ростом их устойчивости, поэтому самый важный сдвиг в психологии дружбы переходного возраста – рост её глубины и психологической интимности. В сфере межличностных отношений это выражается в росте терпимости: ссора, которая у младших подростков означала бы конец дружбы, в юности воспринимается как частность, которой можно пренебречь ради сохранения более глубокой общности.

Юношеская дружба по своей природе полуфункциональна, этим в первую очередь объясняется многообразие её форм: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедности и самораскрытия. Но в отличие от групповых отношений, в основе которых лежит какая-то совместная деятельность, дружба является прежде всего эмоциональной привязанностью. Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она есть одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого человека.

Но как ни приятно юноше чувствовать себя сильным и нужным, этот тип отношений всё-таки не отвечает его представлению о дружбе. Хотя общение с младшим и важно, оно воспринимается скорее как дополнение дружбы со сверстниками, чем как её альтернатива. У тех, кто дружит исключительном с младшими, выбор в большинстве случаев вынужденный. Либо это следствие отставания в развитии, когда по кругу интересов и поведению юноша объективно ближе к младшим, чем к сверстникам, либо результат каких-то психологических трудностей: застенчивости, боязни соревновательности, особенно свойственной мальчишеским компаниям, несоответствия уровня притязаний и возможностей и т.п. Перенос эмоциональной привязанности на младших в этом случае компенсаторный.

Дружба занимает исключительное, привилегированное место в ряду юношеских привязанностей. На вопрос: «Часто ли встречается настоящая дружба среди ваших сверстников?» от 45 до 72% старшеклассников ответили, что редко, причём доля оптимистических ответов снижается. Это говорит прежде всего о повышении уровня требований к дружбе о об усложнении её критериев. Психологическая близость с друзьями, мера приписываемого им понимания и собственной откровенности ними в юности максимальна и значительно превосходит все прочие взаимоотношения. От друга юноша ждёт не только оценок близких к его собственной самооценке, но и превышающих её. В действительности всё происходит точно так же. Это служит косвенным подтверждением мысли о том, что одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности. Юношеская дружба уникальна так же и в возрастном плане. Как первая самостоятельно выбранная глубокая индивидуальная привязанность, она не только предвосхищает её, но отчасти включает её в себя.

Однако в дружбе юношей отчётливо проявляются и противоречия этого возраста. Известная неопределённость и неустойчивость представлений о собственном «Я» рождают желание проверить себя путём разыгрывания каких-то несвойственных ролей, рисовки, самоотрации. Юноша страдает от того, что у него не хватает средств и возможностей выразить свой внутренний мир. Но беда не столько в недостатке средств, сколько в реальной неясности, незавершённости своего «Я». По этому поводу метко выразился американский психолог Э. Дауван, сказав: «Юноша не выбирает дружбу, его буквально втягивает в него». Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств их объекта. При всей их исключительности, дружеские отношение в таких случаях обычно кратковременны. «Людей выбирают в качестве объектов, а затем бросают, нисколько не заботясь об их чувствах, заменяя другими лицами. Оставленные объекты быстро и полностью забываются, но форма отношения к ним обычно воспроизводится в отношении к новому объекту вплоть до мельчайших деталей, с точностью, похожей на одержимость. Юность эмоциональна; старшеклассники бурно увлекаются новыми людьми, идеями, делами. Хотя эти увлечения порой непродолжительны, они помогают в короткий срок пережить и освоить много нового. Сам того не желая, юноша превращает в объект наблюдения не только других людей, но и собственные чувства и переживания. Даже в первой любви его увлекает не столько объект, сколько собственные переживания по этому поводу. Подростковый и юношеский эгоцентризм суживает возможности межличностной коммуникации, порождает своеобразную псевдоинтимность, когда при внешней близости друзья фактически не слышат друг друга. Однако это связано с какими-то новыми моментами в жизни подростков и при частом искреннем общении повышается самораскрытие и понимание юношами друг друга. Безудержная откровенность очень ценится в начале дружбы, но в момент ссоры интимные признания используются для того, чтобы глубже уязвить друг друга. Психология юношеской дружбы тесно связана с особенностями личности. Коммуникативные свойства весьма устойчивы. Прежде всего надо отметить половозрастные особенности. Судя по имеющимся данным, потребность в глубокой интимной дружбе возникает у девочек в полтора-два раза раньше, чем у мальчиков, и девичья дружба вообще более эмоциональна. Девичьи критерии дружбы тоньше, более насыщены психологическими мотивами, чем юношеские, девочки чаще испытывают дефицит интимности. Мотив понимания в определения дружбы выражен у девочек в всех возрастах более сильнее, чем у мальчиков, да и само это слово они наполняют не совсем одинаковым содержанием. В общении с подругами у девушек сильнее, чем у юношей, звучат интимные темы. Эти различия весьма существенны, но нужно подчеркнуть, что они являются не только половыми, а половозрастными. Дело не только в том, что женщины вообще более эмоциональны, придают большее значение межличностным отношениям и больше склонны к самораскрытию, чем мужчины, но и в том, что девочки раньше созревают, у них раньше проявляются сложные формы сознания, а следовательно, и потребность в интимной дружбе.

Индивидуально-типологические особенности дружбы, проявляющиеся, в частности, в степени её глубины и исключительности, изучены слабо. Важным фактором является, по-видимому, темперамент; импульсивные люди легче раскрываются перед другими, и это вызывает ответный эмоциональный отклик, облегчая установление дружеского контакта. Есть люди, у которых потребность в психологической дружбе вообще мало развита; это бывает следствием не только эгоизма или эмоциональной бедности, но и гипертрофии мотива достижения: человек, целиком поглощённый предметной деятельностью, уделяет меньше внимания собственным переживаниям и окружающим людям.

Одна из самых распространённых проблем юношеского возраста – застенчивость, однако благоприятный внутриколлективный климат и интимная дружба помогают юношам и девушкам преодолеть застенчивость и имеют в этом смысле большую психотерапевтическую ценность.

Вопрос о соотношении генезиса самосознания и психологической интимности стал предметом спора двух американских психологов – Э.Г. Эриксона и Г.С Саллливэна. По мнению Эриксона, становление идентичности, т.е. целостного самосознательного Я, предшествует вызреванию у личности способности к устойчивой психологической близости с другим челловеком. « Только когда формирование идентичности в основном завершено, становится возможной истиная интимность, которая фактически является одновременно и слиянием, и противопоставление индивидуальностей… Юноша, который не уверен в своей идентичности, избегает межличностной интимности или же склонен к такой интимности, в которой есть только видимость «совместимости», но без подлинного слияния или реального самозабвения». Одним словом, Эриксон считает, что прежде человек должен завершить строительство своего Я, а затем заводить друзей.

В противоположность Эриксону, Салливэн полагает, что именно психологическая интимность, подтверждение и одобрение со стороны близкого человека открывает личности её истинную сущность и позволяет обрести устойчивое Я. Поэтому он придаёт особое значение близкой дружбе юношей, видя в ней средство формирования отзывчивости к переживаниям другого и общей альтруистической установки. Таким образом, именно друг позволяет человеку построить своё Я.

В целом возрастная динамика дружбы не может быть понята без учёта того, кто, с кем, как и по какому поводу общается. И грани между «юношеской» и «взрослой» дружбой неизбежно становятся подвижными и условными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мы рассмотрели важнейшие социально-исторические и психологические закономерности дружбы, стараясь всюду, где только возможно, опираться не на общие рассуждения, а на строгие факты науки.

Сама потребность в дружбе – нравственная потребность, которая возвышает личность, делает её добрее, гуманнее, щедрее к людям. Как писал В.А. Сухомлинский, «именно дружба является одной из сфер воспитания любви к человеку, взаимного уважения, ощущения тончайших душевных движений в другом человеке». Нравственный кодекс дружбы воплощает выработанные культурой представления о том, какими должны быть человеческие взаимоотношения. И степень реализации этого идеала во многом зависит от нашихусилий.

Любовь – более сложное явление, чем привязанность, а значит и более трудное для определения и изучения. Люди жаждут любви, живут ради нее, умирают из-за нее, и тем не менее только в последние несколько лет любовь стала серьезной исследовательской темой в социальной психологии.

Интересен тот факт, когда у людей спрашивают, почему они дружат с кем-либо или что их привлекает в партнере, большинство с готовностью дают ответ: «Мне нравится Хелен, потому что она нежная, остроумная, начитанная». Такие объяснения оставляют в стороне то, что социальные психологи считают самым важным, - нас самих. Говоря, что кто-то привлекателен, мы имеем ввиду, что он привлекателен для кого-то, то есть для самих. Поэтому более точным с психологической точки зрения был бы ответ: «Мне нравится Хелен, потому что мне нравится то, что я чувствую, находясь рядом с ней».Нас привлекают такие люди, и мы получаем от этой близости удовольствие.

Первое, что мы должны сделать, приступая к научному изучению романтической любви – это решить как ее определять и измерять. Элизабет Баррет Браунинг поставила точно такой же вопрос: «Почему я тебя люблю? Давай взглянем на причины». Представители социальных наук выявили самые разные причины. Психолог Роберт Стернбегр рассматривает любовь как треугольник, тремя сторонами которого (разные по длине) являются страсть, интимность и преданность. Социолог Джон Алан Ли и психологи Клайд Хендрик и Сьюзон Хендрик идентифицировали три основополагающих любовных стиля: eros «страсть», ludus «игра», storge «дружба», которые, подобно основным цветам спектра, комбинируются и образуют вторичные любовные стили. Некоторые стили, в частности eros, предполагают высокую степень удовлетворенности отношениями, другие – такие, как ludus – чаще приносят меньшее удовлетворение. Некоторые любовные стили характерны для всех любовных пар: взаимопонимание, взоимоподдержка, удовольствие от общения друг с другом. Некоторые элементы являются отличительными чертами. Если мы испытываем страстную любовь, мы выражаем это физически. Мы считаем эти отношения исключительными, просто очарованы нашим партнером, это можно увидеть по нашим глазам. Рубин нашел этому подтверждение. Он предложил свою «шкалу любви» сотням молодых пар из числа студентов мичиганского университета. Он наблюдал за находящимися в приемной «слабо любящими» и «сильно любящими» парами через стекло с односторонним зеркальным покрытием. Полученный результат его не удивил: «сильно любящие» пары почти не обращали внимания на окружающих и главным образом не сводили глаз друг с друга.

Любовь-страсть эмоциональная, волнующая, интенсивная. Элайн Хатфилд определяет ее как «состояние не преодолимого желания соединиться с любимым». Если чувство обоюдное,мы переполнены любовью и испытываем радость, если нет – она опустошает нас и приводит в состояние отчаянья. Подобно другим формам эмоционального возбуждения, страстная любовь представляет собой смесь восторга и унынья, радостного трепета и тоскливой удрученности.

Страстная любовь понимается как состояние «влюбленности». Если кто-то говорит: «Я тебя люблю, но я в тебя не влюблена», это означает: «Ты мне нравишься. Я о тебе забочусь. Я думаю, что ты замечательный. Но сексуально меня к тебе не влечет». Иными словами: «Я чувствую по отношению к тебе «storge» (любовь-дружбу)», но не eros (страсть)».

Любовь-страсть: состояние мощного влечения к союзу с другим человеком. Страстные любовники целиком погружаются друг в друга, приходят в экстаз, когда добиваются любви своего партнера, и безутешно, когда ее теряют.

Есть ли какие-либо различия между мужчиной и женщиной переживаний чувственной любви? Изучение мужчин и женщин, начало влюбившихся, а потом разлюбивших, дало поразительные результаты. Большинство людей, включая автора следующего письма исходят из предположения, что женщины влюбляются с большей готовностью.

«Дорогой доктор Бразерс, Вы, наверное, тоже скажете, что это не достойно девятнадцатилетнего парня – влюбляться так сильно, что кажется, весь мир перевернулся. Похоже, я сумасшедший, потому что со мной уже несколько раз так бывало: живешь себе живешь, и вдруг – любовь сваливается как снег на голову. Мой отец заявляет, что так влюбляются только девчонки, с парнями такого не происходит, по крайней мере, не должно происходить. Я уже не могу измениться, и это меня беспокоит. Макс.»

Макса следует успокоить, потому что многочисленные исследования свидетельствуют о том, что именно мужчины более влюбчивы, экспрессивны и иногда на основе этого совершают необдуманные поступки. Кроме того, мужчины, похоже, медленнее выходят из состояния влюбленности. И, в отличие от женщин, менее склонны разрывать отношения, когда дело уже идет к женитьбе. Однако влюбленные женщины эмоционально вовлечены в любовные отношения едва ли не более сильно, чем их партнеры, и именно они более склонны говорить, что чувствуют эйфорию, приятное головокружение и беззаботность, что они как будто «парят в облаках». В отличии от мужчин, они более склонны фокусировать внимание на интимной доверительности отношений и на необходимости заботиться о своем партнере. Мужчин же более занимает игровая и физическая сторона их отношений.

Страстная любовь, какой бы она не была пылкой, в конце концов неизбежно угасает. Чем продолжительней взаимоотношения, тем меньше эмоциональных подъемов и спадов. Страстная любовь может сохраняться в течение нескольких месяцев, иногда – пару лет, но никакая страсть не может быть вечной. Сильное влечение друг к другу, романтическая взволнованность, чувство головокружительного «парения в облаках» сходит на нет. После двух лет замужества супруги говорят о вдвое меньшей влюбленности друг в друга, чем в то время, когда они были молодоженами. Если же тесная связь продолжается, она становится более ровной и устойчивой и даже сохраняет легкую романтическую подсветку. Такую связь Хатфилд называла любовью-дружбой. В отличие от бурных эмоций чувственной любви, любовь-дружба «звучит на более низких тонах» - это глубокая и нежная привязанность. Таким образом, когда двое людей соединяются, их сердца объяты пламенем, ими владеет великая страсть. Спустя какое-то время пламя угасает, и с этим ничего не поделаешь. Двое продолжают любить друг друга, но уже по-иному с теплотой и преданностью. Страсть обречена на угасание. После окончания любви-страсти любовники, разведенные с удивлением замечают, насколько пустой кажется жизнь без человека, которому они уже давно перестали испытывать страстную привязанность. Сосредоточив свое внимание на том, чего им не хватает, они перестали замечать, что имеют на самом деле. Здесь следует рассмотреть ритм чувственной любви у тех, кто вступил в брак по расчету и по любви. Уша Губта и Пушпа Сингх попросили 50 семейных пар в Индии заполнить шкалу любви Зика Рубина и выяснили, что те, кто женились по любви сообщили об угасании любовного чувства, если их брак продолжается более 5 лет. Те же, кто женились по расчету, напротив, отмечали усиление чувства по сравнению с тем периодом, когда они были новобрачными. Охлаждение страстной романтической любви зачастую приводят к разочарованию, в особенности тех, которые считали такую любовь необходимой, как для заключения брака, так и для его стабильности в дальнейшем. Вполне возможно ослабление завороженности друг другом является естественным адаптивным процессом, призванным обеспечить жизнеспособность вида.

Подводя итог, хочу привести слова Марка Твена: «Ни один мужчина и ни одна женщина понятия не имеют о том, что такое любовь, пока они не проживут вместе в браке четверть века». И если чувство было сильным и обоюдным, дружеская любовь укрепляется.

Любовь-дружба: нежность, которую мы чувствуем к тому человеку, жизнь которого тесно переплетена с нашей собственной.

Жениться на женщине, которую любите вы и которая любит вас, - все равно, что держать с ней пари относительно того, кто кого разлюбит первый.

Альбер Камю.

После обучения в Америке выпускницам возвращается на Родину в Индонезию и пишет своему преподавателю: «Не знаю скоро ли я выйду замуж. Так уж случилось, что время последнего года обучения в Штатах я по настоящему влюбилась в брата лучшей подруги. Я бы очень хотела выйти за него замуж, но у нас замужество не обязательно подразумевает любовь. Если моей семье не понравится мысль о том, чтобы я вышла замуж за этого юношу, мне останется только подчиниться их воле. Просто подчиниться, если я хочу быть хорошей мусульманкой. Если это случится я не знаю, что дальш6е сделаю. Но что бы не случилось я знаю, что свидание в моей жизни больше не будет. Кто-нибудь из членов моей семьи или родственников познакомит меня с сыном хорошо известного им человека. Я буду иметь право говорить с ним, видеться 3-4 раза и после этого мне будет достаточно сказать: «да», однако я имею право и отказать. Я действительно верю, что, если у человека доброе сердце, любовь придет сама, естественно и красиво». На Западе же в большинстве случаев девушка в праве сама выбрать себе парня, встречаться с ним столько, сколько она захочет, а уж потом, при ее желании, выйти за него замуж. Вот принципиальное отличие вопроса любовь: Запад – Восток.

Использованная литература:

1. И.С.Кон, Дружба (психологические очерки).

2. И.С.Кон, Психология юношеского возраста.

 

Возможно, будет полезно почитать: