Кузнечное оборудование: станок для холодной ковки своими руками. Изготовление оконной решетки холодной ковкой Затраты и прибыль на одну единицу продукции

Глядя на заборы, ворота и калитки, как на рис., при домах явно не элитного класса, человек, имеющий некоторое представление об оборудовании кузницы и характере работы там, может подумать: откуда у них денег столько? У более сведущего в кузнечном ремесле такого вопроса не возникнет: эти красоты, равно как и металлический декор мебели, легких садовых строений, качелей, скамеек и т.д., созданы способом холодной ковки.

Цены на холодную художественную ковку доступны, потому что производственные расходы и начальные затраты на оборудование невелики, а производительность труда неплоха для кустарных условий. Следовательно, ИП-кузнец, специализирующийся на художественной холодной ковке, может рассчитывать на достаточно быстрый старт и хорошую рентабельность. Возможно, кто-то из владельцев образцов на рис. сделал свой себе самостоятельно: холодная ковка своими руками выполнима в гараже или сарае без опыта, а кованые детали для мелких предметов мебели, балясин, мангалов и всякой разной прочей металлической утвари, (см. напр. рис. справа), можно делать даже в домашних условиях.

Основа «холодной кузни» – станок для холодной ковки. Для полного производственного цикла, способного удовлетворить любые мыслимые фантазии свои или заказчика, станков потребуется 5-7 видов, 3-5 основных из которых можно сделать своими руками. Однако вначале, прежде чем тратиться на станок или материалы для него, весьма желательно освоить начала кузнечного дела. Поэтому далее будут рассмотрены также некоторые приемы изготовления деталей художественной ковки без станка и оснастка для них, которую можно быстро изготовить из подручных материалов.

Штамповка, ковка и гибка

Так что это такое – холодная ковка? От штамповки она отличается тем, что металл под воздействием рабочего органа почти не течет или течет слабо. Взгляните на пивную банку либо, допустим, алюминиевый или жестяной чайник. Они выдавливаются одним ударом пуансона штамповочного пресса; чайник и т.п. изделия сложной формы – составным раздвижным пуансоном. Получить необходимое для создания столь высокого давления рабочее усилие в домашних условиях невозможно, кроме одного случая, см. далее.

От горячей ковки холодная отличается, понятное дело, тем, что заготовку предварительно не нагревают. Собственно холодная ковка, которая ковка, это наклёпывание (наклёп) детали продолжительной серией регулярных ударов определенной силы. Структура металла при этом существенно изменяется: твердость поверхностного слоя увеличивается, а сердцевина обеспечивает общую вязкость и прочность на излом. Мастера-кустари – инструментальщики и оружейники – буквально охотятся за буферами и колесными бандажами жд вагонов, кусками рельсов.

Наклёпывание стали осуществляется механическим молотом. Сделать его своими руками можно, и даже проще, чем некоторые виды станков для холодной художественной ковки. Но данная публикация посвящена именно последнему предмету, а холодная художественная ковка это по сути гибка (гнутьё) металла: его структура в детали существенных изменений не претерпевает, а изменение физико-механических свойств металла для качества конечной продукции не существенно. Поэтому холодную ковку, которая ковка, оставим до подходящего случая, а займемся ковкой, которая гнутье. Для краткости назовем ее просто художественной ковкой, а где потребуется упомянуть о ковке горячей, там это будет оговорено особо.

Станки и оснастка для холодной ковки

Основное оборудование для художественной ковки своими руками представляет собой станки и приспособления нескольких типов с ручными приводом. Электропривод применяется нечасто, т.к. обусловленный им прирост производительности не всегда равноценен сложности изготовления и затратам на электричество. Впрочем, об электроприводе для домашних ковочных станков мы еще вспомним, пока займемся «ручниками». Практически все элементы изделий на рис. в начале можно сделать на станках следующих типов:

  • Твистеры (закручиватели), поз. 1 на рис. – формируют плоские спирали и др. завитки с узкой сердцевиной (ядром).
  • Торсионные станки, поз. 2 – позволяют получать винтовую крутку прутка и элементы из объемных спиралей, т. наз. филаменты: корзинки, фонари, луковицы.
  • Инерционно-штамповочные станки, поз. 3 – на них концы прутьев расплескивают в фасонные наконечники (поз. 1 на рис. ниже), штампуют декоративные хомуты для соединения деталей узора (поз. 2 на том же рис.), выдавливают мелкую волну и рельеф на длинномерных деталях.

  • Гибочные станки бывают нажимными, протяжными и комбинированными, поз. 4 . Первые позволяют получать только волны и зигзаги; протяжные – кольца, завитки и спирали с широкими ядрами, а последние все эти виды изделий.

Примечание: в технической литературе, особенно англоязычной, все станки, формирующие детали методом кручения или навивки, часто называют твистерами. Изначально твистер это станок для навивки пружин. Но применительно к художественной ковке правильнее будет твистерами считать станки для навивки, а крутильные – торсионными.

Что такое гнутики?

В техническом просторечии гибочные станки называют гнутиками. Однако в любительской и частной металлообработке наименование «гнутик» утвердилось за настольным приспособлением для получения волн и зигзагов, см. рис. справа. Меняя в гнутике ролик или клин, можно в некоторых пределах варьировать шаг и высоту волны или угол зигзага.

Гнутик для прутьев/труб до 12-16 мм стоит сравнительно недорого, но сделать его самому дома сложно: нужна точная обработка спецсталей. Попробуйте-ка обычной электродрелью обычным сверлом по металлу просверлить обычный рожковый гаечный ключ. А в гнутике рабочие нагрузки много выше, чем на его губках. Поэтому гнутик лучше купить, он и помимо ковки на хозяйстве пригодится для изготовления элементов сварных металлоконструкций, как трубогиб для мелких толстостенных прочных труб и в др. случаях.

Твистеры

Издавна кузнецы вили завитки вхолодную по шаблону-оправке рожковым рычажным захватом, поз. 1 на рис. Способ это малопроизводительный и не для хлюпиков, но позволяет достаточно быстро и просто делать разнообразные гибочные оправки из обычной стальной полосы: концевой (упорный) рог рычага не дает шаблону податься под давлением заготовки. Серединный (обводной) рог желательно делать скользящим с фиксацией: работа пойдет медленнее, но, особенно в неопытных руках, точнее.

Другое простое приспособление для ручной фасонной гибки – прочная доска с опорным штырями – проставками, поз. 2; в качестве них подойдут обычные болты М8-М24. В зависимости от того, насколько вы дружны с домашним тренажером, работать можно с полосой до 4-6 мм. Выгибают полосу на-глаз, работа идет медленно, зато можно выводить узоры вплоть до Ильи Муромца на коне в полном вооружении или Будды в цветке лотоса. Последний, возможно, и совершенно ручной работы: люди, вполне освоившие хатха- и раджа-йогу, способны руками завивать в узор стальные арматурины.

Улитки

Станок-твистер – улитка наиболее популярен среди занимающихся художественной ковкой: его возможности сравнительно с простотой конструкции, доступностью для изготовления своими руками и удобством работы поразительны. Собственно, станок-улитка это немного механизированный и усовершенствованный гибочный рычаг, но такое «немного» сделало возможной работу на нем начинающим. Станки-улитки делятся, в свою очередь, на станки с воротом и поворотным лемехом и рычажные с неподвижно закрепленным шаблоном и обводным роликом.

Улитка с лемехом

Устройство гибочной улитки с лемехом показано на схеме ниже; там же описана и технология работы с таким станком.

Преимущества гибочного станка-твистера данного типа следующие:

  • Работать на улитке с поворотным лемехом и воротом можно в необорудованном помещении: вертикальная компонента рабочей нагрузки пренебрежимо мала, а ее горизонтальные составляющие передаются на опору частично.
  • Вследствие пред. пункта опорная конструкция может быть достаточно простой и легкой, сварной из обычных стальных профилей.
  • Рабочий процесс осуществим в одиночку: поворачивая ворот одной рукой, другой поджимаем пруток или полосу к лемеху-шаблону. По мере гибки его звенья сами встанут на места.
  • Холодным способом на улитке с поворотным лемехом можно вить спирали до 5 витков.

Чертежи станка-улитки для художественной ковки со спецификацией деталей даны на рис. О размерах звеньев (сегментов) раскладного лемеха поговорим далее, а пока обратите внимание на марки сталей: на лемех приходятся большие нагрузки. Если сделать его из обычной конструкционной стали, шаблон поведет на середине калитки или секции забора.

Примечание: более подробные чертежи станка-улитки сходной конструкции с описанием и деталировкой см. по ссылке: //dwg.ucoz.net/publ/osnastka/instrument_dlja_kholodnoj_kovki/5. Там же вы найдете чертежи самодельного гнутика и приспособления для гибки колец.

Материал для складного поворотного лемеха, как и сложность его изготовления– не единственные слабые места станка-улитки с воротом. Еще серьезнее проблема сочленения звеньев лемеха (показаны красными стрелками на рис. справа). Сочленения сегментов лемеха должны:


Выполнить все эти условия вместе сложно и в хорошо налаженном и оборудованном промышленном производстве, поэтому ресурсы складных шаблонов для холодной ковки в общем много меньше, чем позволил бы их материал сам по себе. Плохое использование свойств материала – серьезный недостаток. Кроме того, по тем же причинам другое слабое место станка-улитки с воротом – эксцентриковый зажим детали. Поэтому у начинающих кузнецов-самодельщиков успешнее работают самодельные станки-улитки для художественной ковки, выполненные по рычажной схеме.

Улитка с рычагом

Рычажная улитка для холодной ковки устроена аналогично всем известному . Самодельный станок-улитка рычажного типа с неподвижным шаблоном по производительности существенно уступает улитке с воротом. Рабочая нагрузка в нем полнее передается на основание, поэтому необходима прочная станина из спецстали или толстой плиты из стали обычной, надежно закрепленная на опорной поверхности. Как следствие, требуется помещение под мастерскую или производственная площадь на открытом воздухе. Работа на рычажной улитке продвигается медленно: провернув рычаг до заклинивания, нужно передвигать прижимной ролик. Завить на рычажной улитке возможно до 3-4 витков. Тем не менее, преимущества рычажного станка-улитки для домашних мастеров существенны, особенно при работе для себя:

  • Все детали, кроме прижимного ролика, могут быть выполнены из обычной стали.
  • В качестве прижимного ролика возможно использовать типовой роликовый подшипник.
  • Использование свойств материала деталей практически полное: шаблон и станина из обычной стали выдерживают более 1000 рабочих циклов.
  • Гнуть можно как по шаблону (поз. 1 на рис. ниже), так и по проставкам, поз. 2 там же.

Кроме того, рычажный станок-улитка позволяет использовать технологический прием, считающийся прерогативой промышленных станков-твистеров: шаблон смещают вбок, а в центре ставят проставку, поз. 3 на рис. Таким образом получается мелкий обратный изгиб в ядре завитка. Деталь выглядит эффектнее и, при работе на продажу, изделие ценится дороже.

Есть у рычажной улитки еще один довольно жирненький плюсик: на таком станке можно гнуть плоские завитки с маленьким ядром из полосы, уложенной плашмя. Улитка с воротом и поворотным лемехом тут пасует полностью: заготовка пойдет вертикальной волной. Широкие завитки и кольца из полосы плашмя можно гнуть на протяжном гибочном станке с валками, в которых проточены канавки, см. рис. справа. Но скорость протяжки, чтобы заготовку не повело, для этого нужна значительная, так что узкой сердцевинки завитка не получится.

На рычажном станке-улитке эта проблема решается установкой прижимного ролика высотой в толщину полосы и с ребордой (закраиной), как у железнодорожного колеса, только шире. Гибка таким методом отнимает много времени: рычаг нужно подавать по чуть-чуть, иначе внутренний край заготовки сморщится; от этого реборда не спасает. Но получить иным способом завиток из полосы плашмя с узким ядром в кустарном производстве невозможно.

В общем, на старте кузнечно-художественной деятельности или делая кованые забор, ворота, калитку, скамейку, качели, беседку и пр. обустройство сада для себя, лучше все же воспользоваться рычажным станком-улиткой для холодной ковки. Тем более, что сделать его можно из подручных материалов без точных и подробных чертежей, см. напр. следующее видео.

Видео: станок для художественной ковки своими руками просто

Как построить завиток?

Эскизов завитков для художественной ковки в интернете достаточно, но при попытках подогнать их размеры к требуемым для себя нередко оказывается, что изделие зрелищно проигрывает из-за вроде бы незначительного нарушения пропорций. Поэтому желательно также уметь строить ковочные шаблоны завитков, заведомо обладающие эстетическими достоинствами.

Шаблоны для холодной ковки художественных завитков – волют – строятся на основе математических спиралей. Чаще всего используется логарифмическая спираль; это одна из широко распространенных естественных форм, выражающая фундаментальные законы природы. Логарифмическая спираль обнаруживается и в раковине улитки-моллюска, и в нашем слуховом аппарате, и в форме скрипичного ключа в нотной записи; в грифе самой скрипки тоже.

Принцип построения логарифмической спирали по точкам заключается в том, что при повороте образующего ее радиуса, начиная с некоего начального R0, на фиксированный угол φ, его длина умножается на показатель расхождения спирали p. Для волют p берут, как правило, не более 1,2, т.к. логарифмическая спираль расходится (раскручивается) очень быстро; на поз. В рис. для примера показана логарифмическая спираль с p = 1,25. Чтобы попроще построить спираль по точкам с достаточной для кузнечных работ точностью, принимают φ = 45 градусов.

В случае, когда требуется более плотная арифметическая спираль, при повороте образующего ее радиуса на те же 45 градусов к предыдущему радиусу прибавляется 1/8 шага спирали S, поз. Б. В том и другом случае R0 берут равным или большим поперечника d заготовки равномерного сечения, поз А. Если начальный конец заготовки заострен, R0 может быть и меньше d, вплоть до предела пластичности металла.

Осталось определиться, как уложить зрительно гармоничную спираль с заданный для нее размер проема a. Чтобы решить эту задачу аналитически, т.е. по формулам с любой заданной наперед точностью, придется решать уравнения кубические и высших степеней. Компьютерных программ для численного технического расчета волют в интернете что-то не обнаруживается, поэтому воспользуемся приближенным методом, позволяющим обойтись одним рабочим и, возможно, одним проверочным графическим построением. В его основе лежит предположение, что при небольших р суммы R2+R6 и R4+R8 сильно не различаются. Пошаговый алгоритм построения волюты для ковочного шаблона отсюда следует такой:

  1. исходя из наличного материала определяем R0;
  2. количество витков волюты w берем по принципу: как бог положит на душу левой задней лапы любимого кота;
  3. пользуясь данными таблицы на рис., рассчитываем поперечник волюты b такой, чтобы он был немного меньше ширины проема под нее a, см. поз. Г;
  4. рассчитываем рабочий начальный радиус R по формуле на поз. Г;
  5. строим по точкам профиль волюты в масштабе;
  6. при необходимости точно подгоняем R по той же формуле и строим профиль рабочего шаблона окончательно.

Примечание: если по таблице будете рассчитывать промежуточные значения, не забудьте – их нужно брать в геометрической пропорции !

Торсионы

Скручивать для художественной ковки прутья винтом можно вообще без станка, см. рис. справа. Чтобы заготовка не согнулась у коренного (зажатого в тисках) конца, под дальний от них конец направляющей трубы нужно подставить деревянный чурбак или что-то вроде него с V-образным вырезом вверху; трубу лучше прихватить к этой опоре хомутом, а подставку закрепить на верстаке. Труба должна быть короче заготовки и по внутри примерно в 1,5 раза шире ее наибольшего поперечника, т.к. заготовка при скручивании стягивается и раздается вширь.

Торсионный станок для холодной ковки позволяет увеличить производительность и улучшить качество получаемых деталей. Рабочее усилие в нем передается на опору в значительной степени, поэтому станина нужна прочная, в виде хребтовой рамы из двутавра от 100 мм или пары сваренных швеллеров того же размера; профтруба будет видимо деформироваться. На опорной поверхности станину нужно надежно закрепить с помощью приваренных к ее концам лап из того же профиля, поз. 1 на рис.

Заготовка – квадратный пруток – удерживается оправками-патронами с гнездами также квадратного сечения; они видны там же на поз. 1. Т.к. пруток при скручивании сокращается по длине, патроны в шпинделе и задней бабке нужно надежно фиксировать винтовыми зажимами. По той же причине задняя бабка выполняется скользящей. Для возможности скручивания отдельных участков заготовки применяется также скользящий ограничитель со вставкой с квадратным отверстием.

Если требуется сделать только забор для себя или что-то меньшее, можно на скорую руку соорудить торсионный станок из лома и подручных материалов, поз. 2. На том и другом станке в принципе можно получать и филаменты, вложив в патроны пучок из 4-х прутков вдвое меньшего размера. Но не думайте, что хороший фонарь или корзинку вам удастся сделать, просто подпихивая рычагом заднюю бабку. Получится нечто вроде того, что на врезке в поз. 1 и 2. Кузнецы называют такие казусы словом общеизвестным, но в литературной речи не употребляемым. Ветви филамента при скрутке его в простом торсионном станке нужно разводить вширь ручным инструментом, что сложно и не обеспечивает должного качества работы.

Красивые филаменты (поз. 3) скручиваются на торсионных станках с закрепляемой задней бабкой и винтовой подачей шпинделя, поз. 4. А теперь вернемся ненадолго к рис. с видами станков в начале, к поз. 2 на нем. Видите штуковину, обозначенную зеленым восклицательным знаком? Это сменный шпиндель. В комплекте их 2: гладкий для спиральной крутки по длинной оси заготовки и винтовой для скручивания филаментов. В таком исполнении станину сваривают из пары швеллеров с продольным зазором, а к задней бабке приваривают башмак с резьбовым отверстием под стопорный винт. Башмак нужен с подошвой от 100х100, т.к. фиксация задней бабки в режиме филамента фрикционная и лишь отчасти заклиниванием: стопорный винт дает только начальное прижимное усилие.

Об электроприводе торсиона

Работа на торсионном станке с ручным приводом шпинделя утомительна. Но главное – стабильного качества изделий такого, как на поз. 3 рис. с торсионными станками, добиться еще труднее. Причина – руками сложно создать равномерный по кругу вращательный момент, как и любым другим рычажным приводом. Поэтому торсионный станок для холодной ковки как раз тот случай, когда применение электропривода оправдано несмотря ни на что. Лучший вариант из подручных материалов – полуось ведущего моста заднеприводного автомобиля с зубчатой парой от дифференциала оттуда же, см. рис. справа; не забудьте только о защитном кожухе! Мотор – на 1,5-3 кВт и не более чем на 900 об/мин. Возможны и другие варианты конструкции, см. напр. ролик:

Видео: самодельный электрический станок для холодной ковки


Спираль как спираль

В некоторых случаях как элемент художественной ковки используются обычные ровные прямые восходящие спирали. Сделать для этого пружинный станок-твистер своими силами абсолютно нереально. Но вспомним: спирали в кованом узоре пружинить ни к чему и ее можно навить из обычной пластичной стали с помощью простого приспособления (см. рис. справа). Шаг (восхождение) спирали определяется рогом ворота (залит красным); отгибая рог вверх-вниз, можно получать спирали пореже и погуще. Квадратный пруток берется на заготовку или круглый, безразлично. Можно также вить спирали из закрученного на торсионе прутка.

Волна и зигзаг

Теперь у нас на очереди инструмент и оснастка для волновой и загзагообразной гибки длинномерных заготовок. Упомянутые вначале гнутик и протяжно-нажимной гибочный станок своими руками не воспроизводимы. Кроме того, первый позволяет настраивать шаг и профиль в относительно небольших пределах, а второй дорог. Однако универсальный волногибочный станок все-таки можно сделать своими руками по образцу того, что слева на рис. Заказать придется только вальцы, они должны быть из хромоникелевой или инструментальной стали; остальное – из простой конструкционной, на скобы и дугу нужен лист (полоса) от 8 мм. В дуге устанавливаются ограничители, позволяющие точно выдерживать профиль волны, но рабочие нагрузки на нее передаются в значительной степени; собственно, дуга обеспечивает поперечную жесткость конструкции.

Гнуть только плавные, но весьма разнообразные, волны можно, добавив к станку-улитке с поворотным лемехом ворот для волн, справа на рис. Рукояти используются прежние, т.к. они вворачиваются в резьбовые гнезда на головке ворота. Коренной (центральный) ролик желательно делать отдельным и крепить к станине болтами с головками впотай. В таком случае, ставя ролики разного диаметра (диаметров), возможно формировать волны переменного и несимметричного профиля. А если обводной ролик выполнить переставным (для чего в его водиле проверливается ряд отверстий), то можно в довольно широких пределах менять и шаг волны.

О соединении элементов и покраске

Кованые детали нужно собрать в единую композицию. Простейший способ – сварка и последующее заглаживание швов болгаркой с зачистным кругом: он толще отрезного (6,5 мм) и выдерживает изгибающие усилия. Но гораздо эффектнее смотрятся соединения фасонными хомутами, их штампуют из полосы от 1,5 мм на инерционном штампе; можно также достаточно быстро и без опыта отковать по-горячему, см. ниже. Заготовку хомута делают в виде П-образной скобы на оправке в размер соединяемых деталей и загибают ее крылья с тыла на месте большим слесарным молотком или кувалдой 1,5-2 кг по-холодному. Красят готовое изделие, как правило, кузнечными эмалями или акриловыми красками по металлу. Эмали с пигментом из кузнечной патины дороже, но лучше: высохшие, они цвета благородного несколько под старину, не отслаиваются, не выгорают, износо- и термостойки

Как обойти камень

Т.е. камень преткновения во всем вышеописанном: фасонные наконечники прутьев; без них забор не забор, ворота не ворота и калитка не калитка. Инерционный штамповочный пресс (поз. 3 на рис. с видами станков) дорог, но эффективен. Он работает по принципу маховика: вначале, плавно вращая коромысло (штангу с грузами), отводят винтовой боек назад до упора. Затем вкладываютт в гнездо сменный штамп, ставят заготовку. Далее быстро раскручивают коромысло в обратную сторону (это момент травмоопасный!) и оставляют его свободно вращаться – пошел рабочий ход. В конце него боек очень сильно бьет по хвостовику штампа; за счет инерции грузов развивается усилие, достаточное для штамповки.

Нагрузки, особенно ударные, в инерционном штамповочном станке велики, приходятся на малые площади, а точность изготовления его деталей нужна высокая, поэтому делать его своими силами лучше и не пытаться. Самостоятельно возможно сделать ручной прокатный стан, см. рис. справа, но лишь частично: валки из спецстали, валы и подшипниковые втулки придется заказывать, а шестерни покупать или искать б/у. Получать же на таком стане можно только наконечники гусиная лапка и лист (копье), причем по их шейкам сразу будет видно, что это машинная работа.

Между тем такие же, и некоторые другие, наконечники прутьев можно отковать горячим способом, не будучи опытным кузнецом. Хороший, явно ручной работы наконечник-лист куется просто кувалдой и молотком, а ковочный штамп (штемпель) для лапок делается из негодного напильника, в котором болгаркой выбираются канавки. Кузня для этого нужна? Для эпизодической мелкой работы совсем не обязательно; главное – разогреть металл. Пропановая горелка не годится, нагрев должен быть равномерным со всех сторон и без пережога. Итак, приходим к выводу, что холодная и горячая ковка не исключают друг друга: чтобы с помощью простых станков для холодной ковки или вовсе подручными средствами получать качественные изделия, очень даже не помешает вдобавок к ним небольшой кузнечный горн из подручных материалов.

Любуясь красотой ажурной металлической ограды или восхищаясь невероятным витым узором на перилах железной лестницы, мало кто задумывается о том, что изготовлены они методом холодной ковки. Научится воплощать красоту в металле можно без особых усилий. Для этого достаточно обладать минимальными навыками работы с металлом и иметь специальные станки для холодной ковки.
Что такое холодная ковка? Какие нужны для неё станки? Что можно изготовить на этих станках? Ответы на эти вопросы вы найдёте в нашей статье.

Холодную ковку правильнее будет назвать - механическим сгибанием металлического прута на специализированных станках, для придания ему формы задуманной производителем. Сгибание прутьев в станке, можно производить как в ручную с помощью рычагов, так и с применением электромоторов. Помимо металлического прута, методом холодной ковки можно сгибать трубы небольшого диаметра, узкие железные полосы и арматуру. С применением метода холодной ковки производятся:

  • Витые ограды.
  • Украшения для жилых сооружений.
  • Узорные ворота.
  • Ограждения для балконов и лестниц.
  • Металлические садовые скамейки.
  • Украшения для беседок и фонарей.
  • Большое количество вариантов решёток.

Элементы изготовленные методом холодной ковки

Освоив метод холодной ковки, в с лёгкостью сможете начать своё дело по производству изделий из металла. При этом, первоначальные финансовые вложения вам потребуются только на закупку станков, а если вы изготовите станки своими руками, то можно обойтись минимальными затратами.

Ниже мы приведём вам инструкции по самостоятельной сборке станков для холодной ковки.

Станок «улитка»

Изготовление станка «улитка», это один из примеров самостоятельного конструирования, при этом давать советы с точным указанием размеров всех деталей не имеет смысла. Вам нужно ориентироваться на своё представление о работе станка, как и что будет гнуться, какое количество витков спирали будет достаточно для качественной работы, какого размера будет рычаг со столешницей. Если вы поймёте суть процесса изготовления станка, то сама сборка не вызовет особых затруднений.


Станок “улитка”

Изготовление основных узлов станка

Каркас.

Процесс сгибания железного прута, подвергает станок сильным нагрузкам, поэтому при изготовлении каркаса для «улитки», используется только металлические уголок, швеллер или толстостенная труба. Не делайте каркас из деревянных брусьев, такой стол не выдерживает длительных нагрузок и разрушается.

Столешница.

Столешница для «улитки» делается из металлической плиты вырезанной в форме круга, толщиной не менее 4мм. Из этой же плиты, вырезается вторая столешница, повторяющая форму первой. На второй столешнице будут размещаться сегменты улитки и производится сгибание изделий. В процессе холодной ковки, столешница принимает на себя основную часть нагрузки, поэтому не нужно экономить и делать её из более тонкого листа железа.

Основной вал и рычаг.

Основной вал размещается по центру между столешницами и крепится к основанию с помощью четырёх прямоугольных треугольников. Изготовить вал можно из толстостенной трубы нужного диаметра.
Рычаг крепится к валу с помощью кольца и вращается вокруг него, дополнительно на рычаг устанавливается ролик для сгибания прутьев на верхней столешнице.


Схема станка

Разметка и монтаж навесных деталей

В зависимости от того желаете ли вы производить только однотипные образцы или вам потребуются более художественные изделия, существует три варианта устройства «улитки».
Вариант №1.
Это самый простой из трёх вариантов, суть его в том, что на столешнице прорисовывается контур спирали.


Чертёж сегментов “улитки”

По своей сути это рисунок будущих изделий которые вы будете производить на станке. После нанесения схемы, достаточно вырезать из толстых полос железа разной ширины, несколько сегментов, повторяющих линию рисунка и приварить их по разметке к столешнице. На такой статичной «улитке» вы сможете производить простейшие изгибы.
Вариант №2.
Второй вариант является самым популярным среди самодельных станков, он подразумевает изготовление разборной улитки из съёмных частей. Вдоль контуров разметки высверливаются отверстия, в которых нарезается резьба. Далее, из картона или фанеры изготавливаются шаблоны для сегментов-упоров и по ним из металла делаются накладки. В завершении, в накладках высверливаются отверстия, которые должны совпасть с посадочными гнёздами на столешнице. Для закрепления сегментов, используются в основном болты, но вы можете сделать и цилиндрические упоры. Данная конструкция «улитки», позволит на одном станке производить спиралевидные заготовки с различными радиусами.


“Улитка” из полос металла

Вариант №3.
В третьем варианте вместо разборных сегментов-упоров, изготавливаются несколько съёмных модулей с разными вариантами улитки, которые меняются по мере необходимости. Модуль делается куска железа на который наварены сегменты повторяющие части спирали.


Модули “улитки”

Сборка станка.

  1. Установите каркас на месте где вы будете иметь свободный доступ к станку со всех сторон.
  2. Забетонируйте ножки каркаса в полу или закрепите каркас другим доступным способом.
  3. Приварите к каркасу основную столешницу.
  4. Установите основной вал приварив его к столешнице и укрепив треугольниками.
  5. Наденьте на вал вращающийся рычаг.
  6. Установите верхнею столешницу, приварив её к основному валу.
  7. Установите на столешницу сегменты улитки.

После сборки проведите пробное сгибание прута.
Что бы более подробнее узнать о сборке станка для холодной ковки «улитка» ознакомьтесь с видеороликом:

Станок торсионный

Данный станок предназначен для одноосного продольного скручивания заготовки из прутка поперечной или квадратной формы.


Станок торсионный

Для основания торсионного станка используются швеллер или двутавр. К нему с помощью сварки присоединяют толстую железную полосу, на которую устанавливают тиски для зажима неподвижной части прута. Тиски закрепляются четырьмя болтами диаметром М16 или более. Для увеличения прочности зажима прутка, на тиски навариваются рифлёные пластины из листовой стали. С противоположной стороны основания устанавливаются направляющие ролики, к которым присоединяется зажимной узел для подвижной части заготовки. Его изготавливают из стальной втулки, в которой необходимо предусмотреть отверстия для зажимных болтов расположенных под углом 120 градусов. Болты должны иметь плоский торец и быть изготовлены из качественной стали. Оба зажимных устройства должны располагаться соосно, для этого их необходимо проверить с помощью уровня, слесарного угольника и штангенциркуля.


Виды станков

Далее необходимо изготовить ручку для проворачивания подвижной части зажима. Её рычаг должен бить как можно длиннее, для снижения прикладываемого усилия. Саму рукоятку лучше сделать с резиновой втулкой, для исключения проскальзывания руки во время работы.
После полной сборки станка его проверяют на надёжность работы подвижных элементов и точность производства деформации прутка. После проверки станок крепится к опорной раме.


Простая модель торсионного станка

Как сделать торсионный станок своими руками смотрите в ролике:

Станок «гнутик»

Чтобы качественно сформировать угол в изделии производимом методом холодной ковки, вам понадобится станок под названием «гнутик». Он состоит из стальной пластины с подвижным упором на которых находятся два опорных вала и рычаг.


Станок “гнутик”

Заготовка помещается между клином и опорными валами. После этого, с помощью рычага происходит смещение клина по направлению к валам, что приводит к изгибу заготовки.


Компьютерная модель станка

Изготовить такой станок довольно просто, главное следовать приведённому чертежу и использовать инструментальную сталь, поскольку во время работы на части устройства производится большая нагрузка.
Как сделать станок “гнутик” вы также можете посмотреть в видеоролике:

Станок «волна»

Правильнее назвать данный станок - управляемая волна. Оснащение станка состоит из пары стальных дисков диаметром 140 мм., которые крепятся при помощи болтов к рабочей столешнице. На ведущем диске закреплена ось вращения универсального воротка.


Станок “волна”

Управление волной происходит в следствии изменения расстояния между дисками. При обкатывании воротком прутка вокруг ведущего диска, происходит формирование узора, после этого, пруток снимается с кондуктора и формируется узор с другой стороны.
Посмотреть работу станка вы можете в видеоролике:

Станок - пресс

Для формирования наконечников прутьев необходим пресс. Этот станок работает по принципу маховика, в начале вращая штангу с грузами отводят винтовой боёк назад до упора. После этого вставляют в гнездо сменный штамп и ставят заготовку. Далее, быстро раскручивают штангу в обратную сторону и оставляют его свободно вращаться. В заключении боёк сильно бьёт по хвостовику штампа, за счёт этого развивается усилие достаточное для штамповки.


Прокатный пресс

Что касается ручного прокатного стана, то его можно сделать самостоятельно, но вам всё равно придётся заказывать - валки из специальной стали, подшипниковые втулки и валы, а шестерни покупать в магазине. Изготовить на таком станке можно только наконечники «гусиная лапка» и «лист».

Соединение и покраска деталей

Элементы произведённые методом холодной ковки, соединяются двумя способами:

  • Сварка - детали привариваются друг к другу, а окалина стачивается «болгаркой» или другой шлифовальной машиной.
  • Хомуты - такой вид соединения смотрится гораздо красивее. Для хомутов используют проштампованные полоски металла толщиной от 1,5 мм.

Покраску готовых изделий производят кузнечными эмалями или красками для металла на акриловой основе.


Соединения деталей с помощью сварки

Изделия произведённые методом холодной ковки

Предлагаем вам ознакомиться с вариантами изделий которые вы можете сделать используя метод холодной ковки:

  • Элемент забора полностью сделанный по методу холодной ковки. Для соединения деталей использованы хомуты. Для изготовления использовались станки: «улитка», торсионный, «гнутик» и «фонарик».

  • Скамейка содовая - изготовлена посредством холодной ковки и обшитая деревом.для соединения элементов использована сварки и хомуты. В изготовлении применялись станки - «улитка», торсионный, пресс.

  • Балконные перила - метод производства - холодная ковка. Элементы перил соединены при помощи сварки и хомутов. Используемые станки при производстве - «волна», «улитка», пресс.

  • Лестничные перила - произведены по методу холодной художественной ковки. Детали соединены с помощью сварки. В производстве использованы станки - торсионный, «фонарик», «улитка».

  • Козырёк - методом холодной ковки выполнен каркас козырька. Детали соединены с помощью сварки. В процессе изготовления использованы станки - «улитка», «волна», пресс.

  • Мангал - простая конструкция изготовленная по методу холодной ковки. Для соединения деталей использованы хомуты и сварки. Элементы мангала производились на станках - торсионный, «улитка».

  • Двуспальная кровать - для спинок использован метод холодной ковки. Соединения сделаны сваркой и хомутами. В процессе изготовления использованы станки - «улитка», «волна» и пресс.

Как видно из всего вышеперечисленного, метод холодной ковки не требует больших финансовых затрат и довольно лёгок в освоении, поэтому если вы решили начать обучение кузнечному делу именно с этого метода, то вы поступили правильно.

Сегодня покажем, как сделать декоративную секцию для оконной решетки. Будем изготавливать второй вариант секции. Это образец на сегодня. Первая часть – .

Чтобы сделать секцию оконной решетки, нужно взять 4 стальных полосы. Первое, отрезаем отрезки нужной длины. Предварительно сделали пометки. Используя станок “панч энд кат”, режем полосу.

Этот станок можно применить для резки полосы максимального размера 20 на 3 мм. Обычная конструкционная сталь, горячекатанная или холоднокатанная.

Теперь поработает станок скролл-формер, чтобы получить завитки с обеих сторон. Делаем завитки. Здесь в центре у нас есть зажимающий эксцентрик. Он позволяет зафиксировать деталь. Направляющий валик с кольцом, который позволяет детали двигать строго в одной плоскости.

Ставим элемент. Фиксируем и начинаем в процессе холодной ковки скручивать. Количество оборотов – на наше усмотрение. Например, скручиваем, пока желтая метка не поравняется с красной. Получаем такую форму. Можем сделать симметричную форму с другой стороны детали.

Крутим, пока желтая не поравняется с зеленой. Итак, одна частьготова. Теперь повторяем со следующей. Вторая готова. Так менее чем за минуту можем сделать 4 одинаковых детали для решетки. Итак, 4 детали у нас готовы.

Далее сгибать углы. Сгибаем в центре. Ставим заготовку. Далее сгибаем. Чтобы каждый раз сгибать угол на одинаковое значение, настроим винт-ограничитель. Теперь угол сгибания будет каждый раз одн. Тот же. Просто ставим сюда. Сгибаем.

Используем 4 детали. Прямую по центру. Чтобы сделать нашу решетку более красивой, было бы хорошо добавить скручивание вдоль на этих двух участках. Помечаем точки, между которыми будет происходить скручивание. Далее включим станок твистер. Ставим деталь сюда. Зажимаем строго по центру. Можем скручивать влево или вправо. Можем сделать один полный оборот. Полтора оборота. Или два. Получается спираль. Тоже самое можно сделать с другой стороны. Также делаем два полных оборота.

В итоге холодной ковки получилась полоса с двойной спиралью с обеих сторон. Теперь можем применить ее для решетки. Ставим ее сюда. Возьмем стальные заклепки. Вначале помечаем точки соединения. Пробиваем отверстия. Диаметр отверстий 3 мм. Используем 3-х миллиметровые заклепки для соединения. Также пробиваем отверстия в центральной детали. Берем заклепку. Вставляем ее в отверстия.

Для соединения 2 обжимных валика. Если другие валики мешают – их можно временно открутить. Убрать. Теперь помещаем нашу заклепку между двумя обжимающими валиками. Используем эту рукоятку, чтобы обжать ее. Так получили соединение. Тоже самое делаем с другой стороны. Обычно обжимаем заклепку 3 раза. Первый – строго по центру.

Итак, обжимаем слева. Немного справа. Получаем аккуратное соединение. Повторяем тоже самое с другой стороны детали. Пробиваем отверстия. На центральной детали. Берем заклепку. Вставляем ее в отверстия. Сжимаем. Вначале сжимаем строго по центру. Итак, еще одна секция оконной решетки готова. Ее уже можно использовать для создания оконной решетки целиком методом холодной ковки.

Мы живем в век активно развивающейся техники. И постепенно из нашей жизни вытесняются народные промыслы и ремесла. И, пожалуй, ковка — чуть ли не единственное ремесло, которое не только не исчезло в ходе технического прогресса, а наоборот, в последнее время становится все популярнее. В чем же причина? В востребованности. Сейчас ковка прочно соединилась с дизайном жилых помещений и офисов, с садово-парковым дизайном. С ростом числа загородных и дачных поселков, которые трудно представить без кованых калиток и беседок. По-прежнему востребована ковка и в похоронном бизнесе.

Ковка – это не только крупные уличные изделия, но и предметы, украшающие интерьеры разных стилей.

Ковка-это синтез ремесла и искусства, делающий каждую вещь неповторимой.

И поэтому сейчас бизнес по изготовлению кованых изделий очень перспективен.

Что выбрать: холодную и горячую ковку?

Горячая ковка-древнее кузнечное ремесло. Издревле в кузнях по всей Руси разогревали на огне железо, и потом мастера придавали размягченному металлу нужную форму.

При такой ковке затрачивается много сил и времени, но кованые таким способом изделия поистине неповторимы.

Сегодня существует более современный вариант обработки металлов – холодная ковка. В основном здесь при создании изделия используются готовые кованые элементы. Это менее трудозатратный метод для мастера и более дешевый для заказчика.

Не просто сравнить две вида ковки. Горячая ковка – уникальность и изящество, холодная - долговечность и надежность.

Представьте ситуацию: вы решили создать бизнес по изготовлению кованых изделий. Первый вопрос: какой ковкой заняться? Горячая ковка требует, прежде всего, мастерства и навыков. А для этого нужно время. Поэтому, реально посмотрев на вещи, сначала обратимся к холодной ковке и поэтапно начнем создавать бизнес.

Рынок сбыта и конкуренция

Любое производство ориентировано на потребителя. Поэтому сначала надо заняться изучением спроса на кованые изделия в вашей местности. Есть ли поблизости коттеджные поселки, индивидуальное строительство, возможны ли заказы от муниципалитета?

Познакомьтесь с конкурентами, реальными и возможными. Это не только коллеги по бизнесу, но производство этого направления, находящееся неподалеку. Кузнечные цеха, которые сейчас открывают крупные металлургические предприятия; привозные кованые турецкие изделия, очень дешевые по сравнению с заказными, произведенными в маленькой мастерской; изделия из Европы, которые дороже турецких, но тоже пользующиеся спросом.

Даже похоронное агентство, имеющее свое маленькую мастерскую, производящую памятники и ограды, тоже будет составлять конкуренцию.

Создание тротуарной плитки сегодня актуально как никогда: все больше людей хотят облагородить внешний вид своего сада, двора и просто придомовой территории. Читайте в нашей , как реализовать себя в этом бизнесе.

Основы букмекерского бизнеса:

Начинаем выпуск изделий

Существует стандартный список изделий , с которых начинают все кузнецы:

  • ажурные решетки и калитки;
  • ограды всех видов и назначений;
  • козырьки для крылечек;
  • садовая мебель и беседки;
  • решетки на окнах;
  • каминные принадлежности и так далее.

Со временем можно перейти на выпуск эксклюзивных изделий. Для этого требуется опыт и наличие индивидуальных заказов. Например:

  • рыцарские доспехи в интерьер загородного дома;
  • необычные светильники (садовые и для внутренних помещений);
  • детали к мебели и т.д.

Видео: ковка металла своими руками как искусство

Кованые элементы своими руками: куда же без рекламы?

Любому бизнесу, большому и маленькому, необходимо рекламное сопровождение.

Можно использовать для этой цели местные СМИ, разместив там фото изделий, свое интервью, отзывы заказчиков, большую статью о своем бизнесе.

Использовать Интернет. Например, хотя бы просто подать объявления на Авито.

Многие большие и малые города на Дне города проводят фестивали народных промыслов, в том числе и кузнецов. (Например, ежегодно в августе такие фестивали проходят в старинном городе Устюжна, Вологодской области, куда приезжают кузнецы даже из-за рубежа).

Рентабельность кузнечного бизнеса

Возьмем за основу ситуацию, что первое пробное изделие вы сделали у себя гараже и пока не регистрировались как предприниматель:

Теперь рассчитаем затраты на производство 1 метра садовой решетки высотой 2 м:

  • металл – 500 руб.;
  • Антикоррозийное покрытие-15 руб.;
  • электроды – 20 руб.;
  • электричество –100 руб.;
  • разные расходы – 400 руб.

Итого 1035 рублей.

Один метр кованого изделия в среднем стоит от 3000 и выше .

Больше времени на это уйдет, если вы построили мастерскую. Но это и уже более серьезные вложения в бизнес.

Оформление документации

Создание любого бизнеса начинается с . Без него нельзя оформить соответствующие документы. Во многих регионах страны под хороший бизнес-план можно получить .

Дальнейшая регистрация должна проходить в соответствии с законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ».

Ковка металла ── это перспективное направление бизнеса, и при правильной организации он будет успешно процветать.

История ковки.

Издревле на Руси кузнецы были в почете. Их наделяли сверхъестественной силой, дающей возможности недоступные обыкновенным людям. К ним часто обращались за помощью и советами, да и во время какой хвори простой человек часто шел к кузнецу, а не к лекарю. Доверия к ним всегда было много. Кузнецы в старину даже скрепляли союзы людей. Бытовало поверье, что такие браки даже крепче церковных будут. Да и само железо на Руси издавна считалось оберегом, а подковы и по сей день украшают многие входы в дом. Их вешают для защиты от непрошеных гостей и нечистой силы, считается, что под подковой злой дух пройти не сможет. В старину верили в силу подковы, прикрепленной над кроватью. Считалось, что она оградит сон человека от кошмарных видений.

Со времен Киевской Руси не было замены кузнецам. Из их кузниц выходили сельскохозяйственные орудия и ремесленнические инструменты, кормившие семьи, предметы для быта, оружие и доспехи для воинов, сбруя для лошадей. Ни одна из этих вещей не может быть сделана с низким качеством, от умений кузнеца зачастую зависела жизнь человека того времени, поэтому люди шедшие в эту профессию славились своей трудолюбием и внимательностью.

Художественная ковка набрала свои обороты на территории России позднее, в XVII-XVIII веке. Во многом это произошло благодаря достаточному развитию металлургии. Большое количество металла дало кузнецам возможность применить на практике скопленный за века опыт не только для создания заурядных вещей, но и на завораживающие красотой элементы декора. Примерно в это время увеличился и вес продукции кузнеца. Это стало возможным благодаря техническому прогрессу того времени. Кузницы получили «самоковы» или проще механические молоты, приводимые в движение водой.

Что такое ковка металла? Виды ковки.

Определение понятию ковка дается в различных нормативных документах страны как обработка металла давлением путем местного приложения нагрузки. Это строгое понятие во многом доступно поясняет всплывающие в голове образы молота и наковальни.
Кузнечное ремесло может быть разделено по ряду позиций. По способу производства выделяют ручную и механическую ковку. И если первая зависит напрямую от умений мастера, то залог успеха второй наличие и слаженная работа всевозможных приспособлений и станков. По типу выпускаемых изделий – на обычную и художественную. Степень нагрева обрабатываемого металла дает разделение еще на два вида: холодную и горячую ковки. Вот на них мы и остановимся подробнее.
Практически все изделия из стали можно выковать как в горячем, так и в холодном состоянии. Но есть ли в этом смысл? При холодной ковке больших изделий на это будет затрачено слишком много усилий и времени, а при горячей ковке небольших изделий впустую растратится значительная часть материала из-за образования окалин.

Холодная ковка.

Холодная ковка зачастую используется взамен штамповки или литья, которые в значительно меньшей степени пригодны для создания достаточно прочных деталей. Это обеспечивается одновременной гибкой и прессовкой прутка в процессе обработки. Однако есть у ковки и минусы: при ошибке исправить оплошность на готовой детали, практически не подверженной деформации, на практике удается далеко не всегда и весьма трудозатратно. Так исправление дефекта одного элемента влечет за собой нагрев всего изделия, непосредственное изменение проблемного участка, а затем доведение до первоначальной формы других, деформировавшихся при разогревании, участков конструкции.

Область применения изделий холодной ковки очень велика:
-решетки на окна и двери (изделия могут выполняться по стандарту, а могут представлять собой созданные рукой мастера неповторимые произведения искусства)
-художественные элементы фасада (фонарики, корзинки для цветов, фигурные перила лестниц, балконов и многое другое)
-художественные и просто функциональные ограды, калитки и ворота
-декоративная мебель и ее элементы (ножки столов и стульев, скамейки и прочее)

Автоматизация процесса холодной ковки и возможность «вырезания» изделий по заданному трафарету позволяет выпускать решетки, лестницы, ограды и прочие популярные продукты достаточно крупными партиями. Металл при такой технологии не нагревают, за исключением частичного нагрева соединительных узлов изделия. Художественную составляющую такова вида обработки металла выделяет ценовой вопрос: эксклюзивная работа мастера дороже стоит в разы.

Оборудование и инструмент для холодной ковки металла.

Остановимся на них подробнее.

Это небольшой набор инструментов призван облегчить кузнечное дело, он дополняется в зависимости от целей и возможностей мастера, но для старта собственного дела его вполне достаточно. Многие из этих приспособлений опытные мастера кузницы изготавливают самостоятельно, причина тому низкая функциональность промышленных образцов.

По мере развития можно будет присмотреться и к более серьезному оборудованию с ЧПУ, для автоматизации производства кованых изделий.

Помимо вышеперечисленного оборудования для успешного бизнеса на ковке металла необходимо еще запастись и штампами.

Горячая ковка металла.

Ковка металла с предварительным нагревом используется в тех случаях, когда для придания формы достаточно крупных изделий необходимо произвести деформацию без разрушения материала. В разогретом состоянии металл становится более пластичным и позволяет производить с ним различные манипуляции, не опасаясь сколов, трещин и прочих неприятностей.

Ручной труд мастера горячей ковки ценится очень высоко. Этот трудоемкий процесс позволяет создать настоящие произведения искусства. Металлические розы и лилии, поражающие точностью повторения линий и размеров натуральных цветов. Каждое изделие, вышедшее из рук такого мастера, уникально. Повторить задуманное дважды на горячем материале не получится: в любом случае будут отличия.
Есть у горячей ковки и свои непопулярные особенности. Во-первых экономическая сторона вопроса: затраты на топливо для кузнечных (камерных) печей никто не отменял и это увеличивает себестоимость конечного продукта. Во-вторых, сложности с расчетами, ведь из-за температурного расширения металла выпущенная деталь в горячем состоянии больше чем в холодном. Следовательно, для соответствия изделия чертежам необходимо делать запас на сжатие металла при охлаждении, а для неопытных мастеров это значительная трудность. При выпуске изделий имеющих значительную массу необходима также установка дополнительного оборудования для транспортировки, обычно это механические или электрические тали.
Основной инструмент для горячей ковки металла включает в себя клещи, кувалду, набор различных по форме и весу молотков, всевозможные пробивки, обжимки и гладилки, зубила и ручники. Все то, что может помочь придать пластичному металлу нужную форму.

Как начать свой бизнес на ковке металла?

Бизнес на ковке металла, как и многие другие бизнесы, начинается с простого хобби. После того как вы надарили своим друзьям и знакомым образцы своих изделий начинает работать «сарафанное радио» и появляются первые клиенты. К этому моменту у вас уже есть опыт и некая уверенность в своей «новой» работе. Уверенность помогает общаться с незнакомыми людьми. Но не стоит забывать, что требуется постоянно повышать свою квалификацию и экспериментировать.

Первые ваши изделия будут простыми и в каком-то смысле даже примитивными, но со временем если вы поймете, что ковка металла по настоящему ваш бизнес, вы научитесь делать, то что многим другим будет не под силу. Так же стоит добавить, что у каждого мастера ковки есть свои особенности и свой стиль в работе, которой вырабатывается не один год и именно благодаря которому к нему тянуться новые клиенты.

Начинать свой бизнес следует с минимальными вложениями. Если разложить поэтапно начало бизнеса на ковке металлов, то наверное получиться следующая картина:

  • Обучение
  • Написание бизнес плана
  • Поиск помещения
  • Приобретение оборудования для ковки
  • Работа как самореклама
  • Первые клиенты – первые заказы
  • Основная работа
  • Развитие – расширение

Немаловажный момент в самом начале бизнеса – это изучение своего региона, своих будущих конкурентов и рынков сбыта.
Вы знаете:

  • Сколько фирм и ип занимаются ковкой металла в вашем регионе?
  • Какой спрос на продукцию кованных изделий?
  • Где закупают материал ваши конкуренты и по каким ценам?
  • Основные рынки сбыта продукции?
  • Сезонность данного производства?
  • Какая реклама работает лучше всего в вашем регионе?
  • Какая сумма среднего чека?
  • Каково среднее количество клиентов за разные периоды?
  • Какие кованные изделия пользуются максимальным спросом?

В общем, чем качественнее будет ваше исследование, тем правдивей будет ваш бизнес-план, который и будет ключевым документом в вашем бизнесе.
В бизнес–плане нужно так же отразить свою особенность в работе, что называется указать свою индивидуальность.
Если у вас нет денег на приобретение оборудования, но после составления бизнес-плана у вас появилась уверенность в своем бизнесе, попробуйте обратиться в центр занятости населения для получения субсидии. Многим малым предпринимателям удается безвозмездно получить стартовый капитал.

Начиная бизнес на ковке металла следует понимать, что понятия холодная ковка и горячая, это абсолютно совместимые вещи. Так как и то и другое не могут существовать друг без друга. Невозможно сделать штамп на детали предварительно не разогрев её. Так же есть детали, которым нужно и можно придать форму не разогревая их, что называется на холодную.

Помещение. Мастерская ковки.

По сравнению с древнерусской кузницей современная мастерская ковки очень изменилась. В старину кузнец изготавливал небольшие изделия. Рутинной работой были подковы или обода для колес телег, всевозможная домашняя утварь. Верхом творчества кузнецов того времени были мечи и сабли. Некоторые образцы деятельности древних оружейных мастеров и сегодня радуют глаз в музеях. При производстве все это не требуется больших помещений, поэтому кузница того времени не отличалась большим размером. Однако представление о рабочем месте кузнеца сформировалось именно в тот период. Если разговор заходит о нем, воображение рисует нам печь, наковальню, молот да емкость наполненную водой для охлаждения металла.

Сегодня мастерская ковки это технологичное и во многом автоматизированное производство. Удары кувалды заменили механические молоты. Ручную работу отдали программируемым станкам. Небольшое помещение расширилось до громадных территорий, поделенных между цехами сборки, покраски, создания элементов. Многообразие помещений меняется в зависимости от вида производства. Не всегда стал нужен и разогрев металла до температуры деформации: горячую рубку заменили резьбой при помощи промышленных ножниц.

Большое производство немыслимо без значительных прогрессивных изменений. Однако при увеличении объема выпускаемой продукции ее индивидуальность где-то затерялась. Однотипные перила и лестницы, решетки и ограды заполонили все вокруг. И именно благодаря этому начал возрождаться ремесленнический труд кузнеца. Эксклюзивные вещи всегда были в цене, и теперь, когда все кругом одинаковое, выделяющийся на фоне однообразных изгородей, выкованный вручную забор возвышает статус его владельца над остальными. Уникальные кованые изделия пользуются спросом как никогда ранее. Так формируется благоприятная почва для развития малого бизнеса по направлению художественная ковка металла.

Для начала своего бизнеса на ковке металлов достаточно будет помещения в виде гаража размером 6х4 метра, что равняется 24 кв.м.

В помещении необходимо расположить следующие зоны:

Стапель – приблизительный размер 200х200 см
Рабочий стол – 200х80 см
Заготовительная зона – 350х40 см
Стеллаж для металла – 250х50 см
Зона вентиляции – 150х100 см

Процесс и технология производства кованых изделий.

Алгоритм создания кованого изделия в большинстве случаев очень похож. В нем можно выделить определенные этапы.

Этап первый или что собственно будем делать. Это период поиска чертежей, рисунков или просто прототипов для будущего творения. Сложностей с этим нет – благо интернет и печатные издания немало посвятили этому вопросу, а городские улицы зачастую пестрят коваными украшениями. Особенно талантливые личности могут самостоятельно разработать дизайн своего изделия.

Этап второй – закупка металла. Стандартный металлический профиль имеет длину 6 метров. Следует таким образом планировать количество материала, чтобы потом не было необходимости в повторном визите к поставщику или на склад. Лучше делать некоторый резерв. Случаев его применения на практике бывает не так уж и мало. От простой ошибки при расчете материала, до испорченных случайно элементов в процессе производства.

После поставки металлического сырья зачастую напрашивается этап под номером три: предварительная обработка сырья или попросту очистка от ржавчины и грязи. Испачкать материал могли во время транспортировки, а коррозии его поверхность покрывается из-за того, что большинство металлобаз не утруждают себя строительством крытого склада или хотя бы навеса над металлопрокатной продукцией.

Четвертый этап уже выполняется на основном рабочем месте кузнеца и подразумевает под собой изготовление рамки. Для некоторых изделий она может и не понадобиться, но все же стоит указать на особенности ее производства. Рамка должна иметь совершенно ровные углы и соответствовать размерам. В художественной ковке рамочный размер измеряется по внешним сторонам.

Этап пятый. Рисунок. Изображение изделия в масштабе один к одному на подручной поверхности для последующих замеров и нарезки металлического сырья. Измерение длины по причине фигурной формы элементов легче всего производит веревкой: выкладываем ее поверх нарисованной линии, затем в развернутом виде прикладываем к прутку. После этого необходимая часть металла отрезается. О соблюдении точности при всех вышеописанных манипуляциях понимают все.

При сборе изделий всегда требуется изготовление мелких элементов. Шестым этапом и станет их создание. Ровным заготовкам путем деформации при помощи описанных выше приспособлений придается задуманная мастером форма. Если при сборе окончательного продукта требуется множество однотипных деталей, необходимо сделать их максимально идентичными.

По всем правилам седьмой этап должен подразумевать под собой сбор всех элементов в единое творение. Тут практически никогда не обходится без подгонки деталей друг к другу. Там подрезать, здесь подправить, главное не увлечься и не исказить изначально задуманный товар. Для этого каждый раз необходимо сверяться с чертежом. Когда вы уверены в правильном сборе всех деталей – прихватите их на своих местах легкой сваркой.

Этап восьмой. Окончательная сварка всех элементов между собой. Если это решетка или ограда, то проварив все элементы с одной стороны необходимо ее перевернуть и повторить процедуру на другой стороне. Следует помнить, что после окончательной проварки элементов вид изделия изменить будет невозможно. Перед тем как приступить к сварке следует еще раз все внимательно проверить.

После того как изделие приобрело свой практически окончательный вид с него необходимо убрать все лишнее. В этом и заключается этап девятый. Окалины от сварки ничуть не украшают продукцию для декорирования интерьера или фасада, равно как и грубые сварные швы. От первых необходимо избавиться, а вторые зачистить до образования нужной гладкой формы.

Десятый этап зачастую связан с изделиями художественного оформления. Это время украшения товара. В продаже имеется большой выбор элементов под приварку для изделий из кованого железа. При выборе следует отдавать предпочтение только схожим по стилю вариантам. Разная стилистика украшающих элементов может в итоге загубить все старания мастера.

Одиннадцатый этап необходим из-за подверженности металла коррозии. Готовое изделие следует загрунтовать и покрасить. Грунтовку для этих целей следует выбирать инверсного цвета как по отношению к металлу, так и по отношению к краске. Так будет проще увидеть недочеты в нанесении. Этот тип покрытия изделия обязателен для уличных элементов, если же кованый элемент будет находиться в помещении для экономии средств можно ограничиться только слоем краски.

Этап двенадцатый или как увеличить стоимость готового изделия. Заключается он в выполнении дополнительных мероприятий по украшению продукта. Примерами может стать придание эффекта старения или позолота отдельных элементов. Все зависит от вкуса мастера или требований заказчика, главное тут не переусердствовать. Как говориться: лучшее – враг хорошего.

Сбыт продукции.

Для организации собственного хорошего рынка продукции нужно определиться с контингентом, для которого этот товар собственно подходит и сделать так, чтобы этот потенциальный клиент захотел купить его именно здесь. Так для стандартных изделий, произведенных по средствам холодной ковки, таким как лестницы, перила, решетки, выбор покупателей очень и очень широк. Однако бизнес, ограниченный лишь выпуском таких изделий, не всегда сможет преодолеть конкуренцию крупных заводов и промобъединений, посвятивших этому вопросу многие десятилетия.

Покупателей художественной ковки найти сложнее, но и конкуренция по данному предмету вполне приемлема. Декоративные изделия из металла часто нужны людям с хорошим или средним достатком, желающим украсить свое жилье, а так же богатым конторам для оформления фасадов офиса. Положительным станет и опыт сотрудничества со строительными бригадами, занятыми постройкой индивидуальных домов, коттеджей, усадеб или административных зданий. Они возьмут на себя согласование эскизов изделий с клиентами, Вам же останется лишь вовремя и качественно выполнять свою работу.

Хорошо если работы выполняется на заказ, однако и это тоже нужно заслужить. Человек обычно доверяет либо тому, что кто-то уже попробовал и дал личные положительные рекомендации, либо широко известному бренду, который не подведет для сохранения собственной репутации. Сделать свою торговую марку популярной посредством рекламы может любая, даже самая маленькая, компания. Главное при этом не промахнуться при выборе средств.

Для художественной ковки подойдут следующие пиар ходы:
-личный контакт с потребителем. Разговор с глазу на глаз всегда дает больший результат, нежели пустой треп по телефону. Покупатель чаще будет в вас заинтересован, если лично увидит ваши работы и убедиться в профессионализме.
-реклама в СМИ. Самый дешевый и самый дорогой тип рекламы одновременно. Все зависит от выбора места размещения. Наиболее приемлемый по цене вариант – бесплатный. Это объявление в сети интернет на популярных площадках, имеющих подходящий контингент посетителей. Самый дорогой – телевиденье. Ролик в наиболее подходящее время сильно ударит по карману.
-наружные виды рекламы в «подходящих» местах, например, рекламный щит недалеко от места въезда в новый коттеджный поселок, застройка которого находится в полном разгаре.

В любом случае можно найти кучу вариантов как для хорошо зарабатывающего бизнеса, так и для новичков, реклама для которых мероприятие необходимое, но из-за малого товарооборота низко бюджетное. Для производств, еще не набравших полную силу подойдет реклама в сети интернет или простая подача объявления в газету. На начальном этапе не стоит раскошеливаться на дорогие телевизионные или радио ролики, эффект от них не всегда виден сразу, а стоимость подъемна не всегда. Помните, Ваши деньги не должны быть потрачены впустую.

Финансовый план.

Затраты и прибыль на одну единицу продукции:


В данном расчете видно, что потратив на производство 9 905 рублей, а реализовав за 29 700руб, получается довольно хорошая прибыль.

Вложения в бизнес на ковке металла.

Оборудование:

Необходимые элементы для производства кованых изделий – 200 000 руб.
Шлифовальная машина – 2 000 руб.
Сварочный аппарат – 10 000 руб.
Компрессор – 15 000 руб.
Стол сварщика – 20 000 руб.
Стеллаж – 10 000 руб.
Стапель – 15 000 руб.
Станок отрезной – абразивный – 15 000 руб.
Вентиляция – 15 000 руб.

Итого по оборудованию: 302 000 руб.

Помещение:
Аренда помещения – 30 000 руб. в месяц

Общий итог: 412 000 руб.

При правильной реализации бизнес-плана срок окупаемости бизнеса не должен превышать 6 месяцев.

Варианты изготовления кованых изделий.





 

Возможно, будет полезно почитать: