Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "как животные помогают человеку". Как животные помогают людям, и их роль в жизни человека Нод как животные помогают человеку


На днях власти США приняли достаточно необычное решение, официально позволив использовать обезьян для помощи людям с ограниченными возможностями. И сегодня мы расскажем про то, как разные животные уже помогают Человеку по мере своих возможностей.

Животные-поводыри: лошади и собаки



Самыми известными животными-помощниками человека являются, конечно же, собаки-поводыри. Их с самого раннего возраста обучают навыкам, которые позволят быть верным и надежным спутником слепому хозяину. Такие собаки зачастую лучше ориентируются в окружающем мире, чем многие люди – они разбираются в цветах светофора, максимально аккуратны и заботливы.

Считается, что впервые собак стали использовать для помощи слепым людям еще во времена Средневековья, но только в первой половине двадцатого века этим стали заниматься на серьезной основе и школы поводырей открылись по всему миру. Лучшими породами для данной функции считаются лабрадоры-ретриверы, ротвейлеры, немецкие овчарки и ризеншнауцеры.


Однако не только собаки могут выступать поводырями для слепых людей. В последнее время в качестве таких помощников стали использовать и лошадей. Конечно, речь не идет об арабских или орловских скакунах. Ведь существует особая миниатюрная порода этих непарнокопытных животных, имеющая рост в холке до 86 сантиметров. Все большую популярность в качестве поводырей они завоевывают благодаря высоким умственным способностям, спокойному характеру и меньшему количеству реакций на внешние ситуации.

Дельфины на помощь рыбакам



В бразильском городе Лагуна уже много десятилетий существует удивительный симбиоз между местными рыбаками и живущими в океане дельфинами. Каждое утро последние приплывают к берегу и показывают людям, где именно следует устанавливать сети для того, чтобы поймать как можно больше рыбы. Если морские млекопитающие не появляются, рыбаки вообще не выходят на рыбалку, значит, они гарантированно ничего сегодня не поймают.

Никто не может точно сказать, когда и каким образом появилось это невероятное сотрудничество между людьми и дельфинами. Ученые спорят, по каким причинам это выгодно самим морским обитателям. Существует предположение, что рыбацкие лодки пугают самых крупных рыб, которые, уплывая от опасности, не попадают в сети, зато достаются самим дельфинам, стоящим на чеку.

Боевые дельфины-диверсанты



А в Советском Союзе дельфины стали грозными боевыми единицами в охране морских границ. На базе Севастопольского океанариума была создана школа дельфинов-диверсантов, которые легко могли при помощи эхолокации обнаружить подводные мины, потерянные на дне торпеды и даже перехватить шпиона-лазутчика, пытающегося пробраться в СССР.

Вот только не удалось научить дельфинов убивать шпионов при помощи смертельных инъекций и выступать в качестве живой торпеды, неся на себе боевой заряд. Эти китообразные отказывались выплывать на подобные задания. Поразительно умные и гуманные животные!

Схожая школа подводных диверсантов существует уже много десятилетий и в Соединенных Штатах Америки. Однако там обучают военному делу не только дельфинов, но и морских львов.

HeroRAT – крысы-герои, которые спасают человеческие жизни



Надо сказать, что общественное мнение не благоволит крысам, и даже само их название в некоторых языках служит ругательством. Тем не менее, эти грызуны в раздираемой гражданскими войнами Африке выполняю очень важную для Человечества и человечности функцию – в рамках программы HeroRAT их обучают обнаруживать и обезвреживать противопехотные мины, чаще всего, ценой собственных жизней.

Змеиный массаж



Другими животными, к которым Человек издавна относится исключительно негативно, являются змеи. Однако со временем люди научились и их использовать себе на благо. К примеру, уже много столетий ядовитые пресмыкающиеся являются источником яда для противоядий. А сейчас некоторые из них превращены человеком и в массажистов. Рассказывают, что подобный вид релакса максимально расслабляет и успокаивает того, кто им воспользовался.

Конечно, в данном случае используются не ядовитые змеи. Ведь далеко не все их виды опасны для человека. Но все равно перебороть свой страх перед этим животным – дорогого стоит. А потому змеи в данном случае выступают не только массажистами, но и психотерапевтами, помогающими своим «пациентам» бороться с фобиями.

Дельфинотерапия



Еще одними замечательными психологами являются уже упомянутые в данном обзоре дельфины. Даже соответствующий вид медико-психологической реабилитация появился – дельфинотерапия. Считается, что общение с этими животными, плавание с ними в бассейне и даже сам издаваемый дельфинами ультразвук позитивно влияет на людей, страдающих от психологических травм, детского церебрального паралича, синдрома Дауна, аутизма, тугоухости, синдрома дефицита внимания, расстройства речи и слуха, а также некоторых других недугов. Конечно, в сочетании с традиционными средствами медицины.

Схожие виды психологической реабилитации существуют и по отношении к другим животным: собакам, кошкам, лошадям, кроликам, птицам. Они объединены под общим термином пет-терапия («pet» – с английского «домашнее животное»).

Собаки, которые обнаруживают рак



Человечество научилось использовать тончайшее обоняние собак в своих целях. Ни для кого не секрет, что с помощью этих животных полиция может выслеживать преступников, обнаруживать наркотики и взрывчатку. Но, оказывается, собаки могут вынюхать и раковые клетки в организме человека, причем, даже на ранних стадиях развития болезни.

Самым известным подобным псом является лабрадор-ретривер Мэрин. Ее услугами пользуется одна из онкологических клиник в Южной Корее. Генетика наградила эту собаку невероятно мощным нюхом, который можно использовать на благо медицине. Мэрин даже клонировали, создав несколько ее точных копий, обладающих теми же способностями.

Обезьяны-капуцины в помощь инвалидам



В сфере здравоохранения нашли свое место и обезьяны, особенно, капуцины. Они, конечно, не могут вынюхать раковые клетки, как собаки, зато выступают отличными помощниками людям с ограниченными функциональными возможностями. Эти хвостатые умеют быстро и играючи выполнять множество бытовых действий, на совершение которых у, к примеру, инвалида-колясочника или человека с переломом конечностей ушло бы огромное количество времени.

Защитники животных неоднократно пытались противодействовать подобному использованию обезьян, считая его негуманным. Однако власти штата Кентукки разрешили такое сотрудничество, но только в случаях, если человек, действительно, функционально ограничен, а не просто лентяй.

Животные - это дар природы для человечества. Некоторые из них тесно связаны с нами в повседневной жизни. Они вносят большой вклад в жизни людей, возможно даже больше, чем и сложно представить наше существование без животных.

Молоко

Животные обеспечивают нас молоком. Для получения молока используются коровы, буйволицы, козы, верблюды, яки, хайнаки и т.д. Молочные продукты широко употребляются во всем мире людьми разных возрастов - от младенцев до стариков.

Шерсть и волосы

Шерсть многих животных пользуется большим спросом, особенно это касается коз и овец. Из нее изготовляют шерстяную одежду, платки и одеяла. Аналогичным образом, из конских волос делают кисти, а из перьев некоторых птиц производят подушки.

Медикаменты

Животные служат источником полезных лекарственных веществ. Хотя в последнее время этот метод в основном заменен биотехнологиями, все же есть некоторые лекарства, которые получают от животных. К примеру, гепарин известный как антикоагулянт, используется для препятствия свертывания крови и синтезируется из внутренних органов животных.

Мясо

Во всем мире ежедневно потребляется огромное количество мяса. Хотя вегетарианский рацион хорошо подходит для здорового образа жизни, мы по-прежнему потребляем мясо различных животных по индивидуальным причинам. Животные, используемые для этой цели включают: коз, овец, верблюдов, коров, свиней, кроликов, рыб и т.д. Мы потребляем яйца птиц, таких как куры, перепела, индейка и т.п., которые очень питательны и полезны для человека.

Кожа и мех

Животные - отличный источник кожи и меха, которые применяются для изготовления обуви, ремней, кошельков, сумок, шуб, ковриков и т.д. Возможно, такое использование братьев наших меньших не совсем гуманно, но в некоторых регионах - это вопрос выживания.

Транспорт

Ранее животные широко использовались для перевозки людей и грузов. Однако, сейчас такое применение ограничено некоторыми частями мира.

Для этих целей хорошо подходят лошади, быки, буйволы, ослы и т.д. В пустынях популярностью пользуются верблюды, которые приспособлены для жизни в сложных климатических условиях.

Служба

Собаки отлично выслеживают различные предметы и людей, участвуют в спасательных операциях, а также являются хорошими компаньонами и помогают людям с ограниченными способностями.

Развлечение и отдых

Животные также используются для развлечения и отдыха. Конные скачки являются популярным видом спорта.

Сельское хозяйство

Обработка земель и перевозка

В некоторых странах животные помогают обрабатывать сельскохозяйственные угодья, перевозить воду и урожай.

Удобрение

Экскременты животных являются эффективными органическими удобрениями, повышающими плодородие почв.

Образование

Изучение животного мира является частью нашего образования. В научных дисциплинах, мы используем образцы живых или даже мертвых особей для определения функций и структуры тела. Кроме того, изучая животных мы лучше понимаем физиологию нашего тела. В образовательных целях используются такие животные: насекомые, земноводные, дождевые черви, грызуны, рептилии и т.п.

Медицинские исследования

Любое новое лекарство подвергается доклиническим исследованиями перед тестами на человеке. При этом эффективность препарата, как правило, оценивается на животных. Благодаря этому способу можно изучить токсический эффект, механизм действия, побочные эффекты, максимальную переносимую дозировку и т.д. Для этих целей используются мелкие животные, особенно грызуны, такие как крысы, мыши, кролики, морские свинки. Однако, исследователи должны соблюдать некоторые строгие правила, чтобы минимизировать страдания животных.

Изготовления противоядий

Животные, такие как лошади используются для производства основных лекарственных средств, а именно противоядий от укуса змей, которое может спасти жизнь человека.

Экономическое значение

Животные вносят большой вклад в экономику стран. Есть много отраслей промышленности, которые существуют благодаря животным и обеспечивают важные потребности человечества.

Благодаря гибридизации и биотехнологиям стало возможным выращивание более продуктивные виды животных, особенно КРС, обеспечивающие людей мясом и молоком. Это также касается домашних собак. Они выращиваются с целью продажи по выгодной цене.

Вышеупомянутые преимущества животных доказывают, что мы должны чтить и защищать братьев наших меньших.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №4» городского округа город Агидель Республики Башкортостан

«Как животные помогают людям!»

Использование ИКТ в ООД

По Познавательному развитию

В старшей группе

Воспитатель: Саматова Г.Р.

2017

Цель: Дать знания о том, какую пользу приносят животные человеку. Программное содержание:

Образовательные задачи:

Уточнить представления детей о природе. Расширять представления детей о животных разных стран и континентов. Способствовать представлению о том, как животные могут помогать человеку .

Развивающие задачи:

Развивать любознательность, познавательную активность. Расширять словарный запас.

Воспитывающие задачи:

Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Предварительная работа: Беседы о животных разных континентов, чтение художественной литературы, дидактические игры, рассматривание иллюстрации с изображением животных.

Материалы и оборудования: Ноутбук, нетбуки (5шт),экран, презентация «Как животные помогают людям», дидактические игры «Четвертый лишний», «Узнай по описанию» ,магнитофон, смайлики.

Ход занятия:

В: Ребята, к нам пришли гости! Вы удивлены? Вы рады гостям!

Д: Да!

В: Поздоровайтесь, подарите им свои улыбки!

Д: Здравствуйте!

В: Проходим на свои места и тихонечко садимся! Сели правильно, ребята!

Слушайте внимательно!

Вы к занятию все готовы!

Д: Да готовы!

В: Ребята, посмотрите на карту. Мы живем на планете Земля. Земля красива, богата. Кто живет на планете Земля?

Д: Люди, птицы, животные, рыбы, растения.

В: Вы назвали много обитателей Земли, а сколько ещё не назвали. Сегодня мы с вами поговорим об удивительном царстве – царстве животных. В этом нам поможет еще Б: слайд 1.

Привет, ребята! Ёжик, Нюша, Крош и я хотим узнать как животные помогают людям? Расскажите, пожалуйста, нам!

Посмотрите, мне надо перевезти вот этот стог сена. Сам я не могу. Вот иду к своему другу в деревню. Кто он, вы узнаете из загадки и расскажите о нем.

В: Ребята, послушайте загадку.

Подкованы ноги,

Бежит по дороге;

Грива дугою,

А хвост метлою!

Д: Лошадь.

В: Посмотрите на экран.

Слайд 2.Правильно, это лошадь! Ребята, а какую пользу приносит лошадь людям?

Д: беседа с детьми.

В: Посмотрите на экран.

Слайд 3.Всадник, скачущий на лошади.

Д: беседа с детьми.

В: Слайд 4.Лошадь перевозящая груз.

Д: беседа с детьми.

В: Слайд 5.Производится кумыс из молока кобылицы.

Д: беседа с детьми.

Б: Слайд 6.Про своего друга я тоже узнал. А вот вы можете рассказать, как помогают людям животные на других контингентах? Например, в Африке?

В: Про них узнаете, отгадав загадки.

По песку идет гора,

Воду пьет по два ведра.

Здесь богатый, добродушный,

А в пустыне очень нужный.

Д: Верблюд.

В: Посмотрите на экран. Слайд 7.Да, это верблюд.

Д: беседа с детьми.

В: Посмотрите на экран, как верблюд помогает людям?

В: Слайд 8.Погонщик едет на верблюде

Д; беседа с детьми.

В: Слайд 9. Верблюд перевозит груз.

Д: беседа с детьми.

В: Слайд 10.Из шерсти вяжут варежки, носки,

делают подушки и одеяло.

Д: беседа с детьми.

В: Молодцы ребята!

Слушайте следующую загадку.

Поднимает великан,

Груз тяжелый к облакам.

А если будет душно,

Себя польет из душа.

Д: Слон

В: Слайд 11.Посмотрите на экран, это слон. Какую пользу приносит слон человеку?

Д: беседа с детьми.

В: Слайд 12.Посмотрите на экран.

Погонщик едет на слоне.

Д: беседа с детьми.

В: Слайд 13.Слон перевозит людей.

Д: беседа с детьми.

Б: Слайд 14.Ребята, вот сижу и думаю: все животные помогают людям, а я? Чем же я полезен? Я же молока не даю, ничего не перевожу, даже сено не могу привезти себе. Что - то грустно стало мне....

Д: беседа с детьми.

В: Ребята развеселим Бараша? Сделаем веселую разминку!

Динамическая пауза.

В: Отдохнули, продолжаем занятие.

Поиграем в игруна нетбуках «Четвертый лишний»

Слайд 16.Ребята, вам нужно найти лишнюю картину. Посмотрите внимательно. Что лишнее?

Д: Муравей.

В: Почему он лишнии?

Д: беседа с детьми.

В: Правильно, это насекомое, а остальные животные.

Слайд 17.Посмотрите на следующее задание. А что тут лишнее?

Д: Бабочка.

В: Правильно, бабочка. А почему бабочка лишняя?

Д: беседа с детьми.

В: Правильно ребята. Бабочка это тоже насекомое, а остальные это птицы. Молодцы ребята! С этим заданием вы справились.

А сейчас поиграем в другую игру «Узнай по описанию»

Слайд 18.Узнайте первого животного. Это домашнее животное: с рогами, с копытом, любит траву и дает молоко.

Д:Корова.

В: Правильно.

У него рога большие, длинные ноги, из всех зверей огромный, но не хищник.

Д: Лось.

В: это лось.

В: Любит орешки, прыгает с ветки на ветку.

Д: Белка.

В: Правильно, это белка.

Б: Слайд 19. Какие вы молодцы! Все то вы знаете! Спасибо всем! Пойду расскажу все своим друзьям!

Слайд 20.Спасибо за внимание!

В: Ребята, вы сегодня мне очень понравились, были активными, любознательными.

Ребята, перед вами на столах лежат два кружочка, что там нарисованно.

Д: Смайлики.

В: Скажите, какие они?

Д: Один веселый, другой грустный.

В: Ребята, если вам сегодня на занятии было легко, понятно покажите веселого смайлика, а если вам было тяжело отвечать, поднимите грустного смайлика.

Д: (поднимают смайлики).

В: Что нового мы узнали?

Д: беседа с детьми.

В: Вот занятие прошло,

До скорого свидания.

Всем друзьям и взрослым,

Скажем «До свидания!»


Текстовая часть публикации

Конспект ННОД в старшей группе по познавательному

развитию(ознакомление с природой)+социально-коммуникативному

развитию на тему «Домашние животные».

Программное содержание:
-Расширять представления детей о домашних животных; -Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку; -Развивать любознательность, познавательную активность; -Развивать творческие способности; -Продолжать формировать умение детей передавать в рисунке образ домашнего животного; -Вызывать радость от созданного изображения; -Расширять словарный запас; -Повторить правила пожарной безопасности, отработать последовательность действий в случае возникновения пожара.
Предварительная работа:
-Чтение рассказов о животных; -Беседы о животных; -Рассматривание иллюстраций с изображением животных; -Дидактические игры; -Рисование и лепка домашних животных.
Материал и оборудование:
Ноутбук, проектор. Презентация «Как животные помогают человеку»(лошадь, собака, кошка), бумага формата А4, цветные мелки.
Ход ННОД

1.Вводная часть.

Воспитатель:
Здравствуйте ребята! Я очень рада вас увидеть в нашем уютном садике. Сегодня я вам принесла мешочек с загадками. Вы любите загадки?(Да).Хорошо, сейчас я загадаю загадки, а если вы правильно угадаете, то отгадки появятся на экране. Кто поёт, закрывши рот? Рот откроет-не поёт. Ходит поступью не слышной, Не боится темноты И хотя он в шубе пышной Любит греться у плиты. (Кот) слайд 1
А кот домашнее или дикое животное? Человек смог приручить кота и сделать его домашним животным. За домашними животными человек ухаживает и может их использовать в своей повседневной жизни. Предлагаю детям подумать, как кот может помогать человеку в его жизнедеятельности. Исходя из ответов детей показываю слайды: -кот ловит мышей(слайд 2); -лечит человека своим теплом (слайд 3). Человеку верный друг, Чутко слышу каждый звук. У меня отличный нюх Зоркий глаз и острый слух.(слайд 4).
Спрашиваю:
собака домашнее или дикое животное?(ответы детей). Давным-давно собаки были дикими животными. Человек приручил собаку, и она стала его верным другом и помощником. А как собака помогает человеку в его жизни? (ответы детей).
Показ слайдов:
-собака охраняет дом;(слайд 5) -собака охотится;(слайд 6) -собака-поводырь (помогает слепым передвигаться);(слайд 7) -полицейский с собакой ловят преступника;(слайд 8) -пограничник с собакой охраняют границу. (слайд 9)
Следующая загадка
Носик-круглый пятачком, А задорный хвост –крючком. Мама-хрюша, папа –свин. Он у них любимый сын.(поросёнок).(слайд 10). Какую пользу поросёнок даёт человеку(показ слайда). -мясо(слайд 11).
Следующая загадка
Рыжий молокозавод День жуёт и ночь жуёт Ведь траву не так легко
Переделать в молоко.(корова)(слайд 12) Интересно, а корова какое животное и какую она приносит пользу(ответы детей: даёт молоко, мясо)(слайд 13,14)
Следующая загадка
В сарае, клетке он живёт. Морковку сладкую грызёт. Ох и острые же зубки. Он всегда в пушистой шубке. Лопоухий, хвост как нолик Все узнали это…(кролик)(слайд 15) Как кролик помогает человеку в его жизни? (даёт мясо)(слайд 16)
2.Основная часть ННОД.

Воспитатель:
Давайте ещё раз с вами назовём этих животных(ответы детей: кот, собака, поросёнок, корова, кролик). -Как можно одним словом назвать этих животных?(домашние животные). -Почему их так называют? (потому что за ними ухаживает и кормит человек).
Воспитатель:
Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Назови ласково». Я буду показывать картинки с изображение животных, а вы их должны будете назвать ласково (проводится игра). -Чем питаются домашние животные? (показ слайда 17). Вот мы с вами поговорили о том, какую пользу приносят эти животные человеку и чем питаются. А вот мне интересно: мы можем принести пользу им? Мы взамен что-нибудь делаем для домашних животных? (кормим, ухаживаем, моем, выгуливаем, стрижём, бережём от неприятностей и т.д.).Бывают разные ситуации в жизни животного. Одна из ситуаций, которую бы я хотела рассказать вам произошла с кошкой из сказки. Жила в этой сказке кошка, которая не соблюдала правила пожарной безопасности и произошёл пожар. Кошка не знала, что нужно делать в такой ситуации. Ребята, давайте поможем кошке. Скажите пожалуйста, что нужно делать, если случился в доме пожар? (ответы детей: залить водой, вызвать пожарную помощь, открыть окна, во время выключать электричество и т. д.). Хорошо, молодцы ребята! А теперь поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья!» Я
зачитываю четверостишие. Если вы согласны с этим утверждением, то говорите: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если нет, то молчите. Кто поджёг траву у дома Подпалил ненужный сор, А сгорел гараж знакомых И строительный забор? (дети молчат). Кто соседской детворе Объясняет во дворе, Что игра с огнём не даром Завершается пожаром? Дети: «Это я, это я, это все мои друзья!» Кто украдкой в уголке Жёг свечу на чердаке? Загорелся старый стол Еле сам живой ушёл! (дети молчат). Кто пожарным помогает, Правила не нарушает, Кто пример для всех ребят? Дети: «Это я, это я, это все мои друзья!» Ребята, я предлагаю вам эту кошечку нарисовать.Ну а сначала сделаем пальчиковую гимнастику: «Кошка показывает коготки». Если кошка точит когти Будет дождик за окошком. (Сильно сжимать и разжимать кончики пальцев) Как у нашей кошки Беленькие ножки, Мягонькие лапки, Ноготки-царапки (ступаем ножками-пальчиками мягко, по- кошачьи). Поцарапаем немножко, не ребята мы, а кошки. Ну вот теперь можно и рисовать.(самостоятельная работа детей, используя цветные мелки).
3.Итог ННОД.
О ком мы сегодня с вами говорили? Что вы узнали о домашних животных? Для чего их люди заводят? Как мы о них заботимся? Молодцы ребята! А ещё мы с вами повторили правила пожарной безопасности, и теперь, я надеюсь
вы будете их не только всегда помнить, но и выполнять их. У меня для вас есть значки с изображением смайликов. Выберите себе: если у вас не было затруднений возьмите смайлик с улыбкой, а если затруднялись то грустный.

Канистерапия. Этот метод реабилитации и терапии, как правило, помогает людям с проблемами социальной адаптации и ограниченными возможностями. Проводится канистерапия с участием заранее обученных животных. Общение с собакой влияет на способности к обучению и развитие речи, помогает сосредоточиться. После данной терапии отмечаются видимые улучшения. Человек становится более раскованный, лучше распознает формы и цвета, и сходства.

Фелинотерапия помогает людей, используя . Они помогают преодолеть страхи с окружающим миром. Кошки оказывают благотворное влияние при реабилитации, расслабляя, снимая стресс и успокаивая человека. Ученые доказали, что мурлыканье уменьшает боль, способствует регенерации мышц и связок, сухожилий, костей.

Именно собаки и кошки играют большую роль в интеграции семьи и социальной среды. Они учат чувствительности, ответственности и придают уверенность в себе. Это особо полезно для семей, где имеются дети с нарушением эмоционального контроля.

Дельфинотерапия не менее популярная методика оздоровления людей. Особенно это касается детей с синдромом Дауна, больных церебральным параличом, аутизмом и другими психическими и неврологическими нарушениями. При общении с дельфинами увеличивается выброс эндорфинов. Данные гормоны устраняют изнурительные боли и отвечают за хорошее настроение.

Лечение с участием лошадей (иппотерапия) помогает больным с нарушением психомоторных навыков, повреждениями слуха или глаз. Также данная методика полезна для людей с эмоциональными расстройствами и умственной отсталостью. Лечение с участием лошадей проводится опытными специалистами по предписанию лечащего врача. Во время иппотерапии формируется правильная осанка и уменьшается напряжение мышц.

 

Возможно, будет полезно почитать: