Что значит родина для маяковского. «Тема родины в творчестве Блока, Маяковского, Есенина. Сочинение по произведению на тему: Тема Родины и нового человека в лирике Маяковского

Одними из самых известных и всеми любимых поэтов 20 века являются Сергей Александрович Есенин и Владимир Владимирович Маяковский. Поэты жили в непростое для России время: первая мировая война, затем революция и гражданская война. Всё это происходило на глазах граждан страны, всё переживали эти страшные годы. Тонкая душевная организация поэта не могла не откликнуться на эти важные события и не отразить их в творчестве.

С октября 1917 года резко меняется тональность стихотворений Маяковского, начинается новый этап его творчества.

Патетика стихотворений приобретает иные оттенки, отрицание враждебной к человеку реальности сменяется пылким принятием революции и начавшихся перемен. Стихотворения Владимира Владимировича отрывают для нас другую Родину. "Левый марш", "Потрясающие факты" показывают веру Маяковского в силу нового мира и ожидания светлого будущего. В "Стихах о советском паспорте" Маяковский говорит:

"Читайте, завидуйте,

Я- гражданин Советского Союза!"

В этих строках звучит такая неподдельная гордость за свою страну, что не возникает сомнений в глубоком чувстве патриотизма, живущем в сердце поэта.

Сергей Есенин иначе воспринял революцию, для него она стала силой, разрушающей его "голубую Русь". Сергей Александрович, родившись в селе, любил больше всего Русь деревенскую, простую. Про неё он говорит:

"Несказанное, тихое, нежное

Тих мой край после бурь, после гроз

И душа моя- поле безбрежное,

Дышит запахом мёда и роз."

Даже душа Есенина- часть его Родины. Изменения. произошедшие в стране пугают поэта, он не чувствует себя необходимым стране, но всё равно пишет:

"Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь"."

Как мы видим, Есенин и Маяковский совершенно по-разному воспринимали свою Родину и происходящие с ней изменения. Маяковский воспевал революцию и "новую" советскую Россию, ждал светлого будущего для граждан великой страны и неимоверно гордился ей. "Гражданин села", в свою очередь, чувствует себя лишним, но всё равно его душа навеки принадлежит России. Поэтов 20 века - В.В. Маяковского и С. А. Есенина объединяют чувство патриотизма и безграничная, хоть и такая разная, любовь к Родине. Это прекрасно отражается в творчестве писателей, и благодаря им мы можем переживать то же, что и когда то вся страна.

Тема Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского

Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Пою мое отечество…

В.Маяковский

Тема любви к Родине всегда была близка русскому человеку. Ведь все мы желаем, чтобы страна жила хорошо, а каждый ее гражданин был счастлив. Но особенно сильны такие мечты в тяжкие для России периоды – во время войн, голода, революций. И именно тогда появляются великие поэты и писатели, которые своим словом выражают мечты о лучшей жизни для родной страны. В трудные для России времена были созданы такие произведения, как «Слово о полку Игореве», призывавшее объединиться против сильного врага, поэма «Кому на Руси жить хорошо», предлагавшая задуматься о проблемах русской деревни, а также множество других произведений, которые с глубоким чувством патриотизма воспевали родную природу или рассуждали о русской душе и проблемах России.

Подобными произведениями пополнилась и отечественная литература начала XX века. В это время в стране назревали серьезные перемены, близилась Октябрьская революция. И снова стали актуальны размышления о дальнейшей судьбе России. В творчестве таких замечательных русских поэтов, как Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, тема Родины заняла особое место. Каждый из них по-своему понимал историю и роль поэзии в обществе, они по-разному приняли революцию и наступившие перемены. Но всех этих поэтов объединяла общая Родина, любовь к которой позволяла им создавать замечательные стихотворения и поэмы.

Александр Блок проникся любовью к Родине уже в раннем детстве. Каждое лето, приезжая в Шахматово, будущий поэт еще ребенком начал понимать красоту сельской природы. Поэтому сюжет многих его ранних стихотворений разворачивается на фоне русского пейзажа:

Видно, дни золотые пришли.

Все деревья стоят, как в сияньи.

Ночью холодом веет с земли;

Утром белая церковь вдали

И близка и ясна очертаньем.

Ранняя лирика Блока близка к фольклору. Например, его героиня обретает черты царевны из русских сказок, жилище ее – заколдованный терем, а герой – царевич, князь, жених. Мир ранней поэзии А.Блока – это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России. Так, в стихотворении «Русь» перед нами предстает чудная, таинственная, волшебная страна, которая появилась из сказки:

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях,

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Но постепенно отношение поэта к России как к чарующей сказке меняется. В его творчестве появляются страшные картины. Лирический герой попадает в мир, где звезды и зори сменяет царство мхов, болот, ржавых кочек и пней. Ужасен и облик людей, обитающих в этом мире. Это герои зловещего балагана, носители «всемирной пошлости», живые мертвецы, как, например, в цикле стихов «Пляски смерти». Страшный мир, созданный А.Блоком, - это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть, принять и полюбить страну в таком неприглядном виде.

Революционные события вплотную подвели А.Блока к теме Родины, настоящей, а не выдуманной. Теперь образ России поэт связывает не с мистическими, а реальными, земными представлениями. В новых произведениях Блока отражены поиски путей к народному сознанию, постижению судеб страны. В 1905 году было написано стихотворение «Осенняя воля», в котором ярко прозвучал патриотический настрой лирики Блока.

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя! –

так восклицал поэт, обращаясь к России.

Александр Блок говорит о Родине с бесконечной любовью, проникновенной нежностью, щемящей болью и светлой надеждой. Все эти чувства отразились в его стихотворении «Россия»:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви!

Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли слагается в стихах поэта. Необъятные русские дали, пылающие рябины, буйные вьюги и метели, крики лебедей – такова блоковская Россия.

Александр Блок создал особенный лирический образ Родины – не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы, возлюбленной, невесты, «светлой жены»:

О, Русь моя! Жена моя!

По мнению поэта, каков русский народ, такова и истинная Русь. В цикле стихов «На поле Куликовом» идея народного подвига, народной силы, идея могучей Родины, ее непобедимости выражена поэтом страстно и убежденно:

И, к земле склонившись головою,

Говорит мне друг: «Остри свой меч,

Чтоб недаром биться с татарвою,

За святое дело мертвым лечь!»

Напоминая о подвиге былых времен, А.Блок призывает к новому подвигу – возрождению России.

Таким образом, если сначала поэт воспевал романтически необычайную, дремучую, колдовскую Русь, то в дальнейшем эти сказочные мотивы уступают место представлениям о реальной, живой и могучей Родине.

Еще одним певцом России, ее удивительной природы, является выдающийся русский поэт Сергей Есенин. Его неповторимый талант признан практически всеми. С.Есенин родился на рязанской земле. Здесь прошло детство поэта, затем юность, здесь он написал свои первые стихи. И костер зари, и серебристая луна, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края отразилась в стихах, наполненных любовью к русской земле:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, –

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль, сельская тишина и девичий смех. Все это можно найти в есенинских стихах, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родному краю. «Моя лирика жива одной лишь любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве», – говорит поэт.

Ранние стихи Есенина полны звуков, красок. В них природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в бесконечном движении, в непрерывном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него спит «в белой накидке», вербы плачут, тополя шепчут, «пригорюнились девушки-ели», «заря окликает другую», «березы в белом плачут по лесам».

С приходом революции начинается новый этап в творчестве С.Есенина. Теперь его волнует судьба Родины и народа в революционную эпоху:

О Русь, взмахни крылами!

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь.

Есенин приветствовал революционное обновление России, но, когда начались преобразования в деревне, поэт с неприязнью отнесся к вторжению цивилизации, «железного гостя» в деревенские просторы. Лишь после зарубежной поездки изменились взгляды Есенина на те перемены, которые произошли в жизни русского крестьянства. Теперь он готов всем сердцем воспеть красоту рождающейся «стальной» Руси, потому что за ней будущее:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Таким образом, ни тяжелое революционное положение, ни страдание и смерть крестьян не смогли погасить в сердце поэта любовь к Родине. В самое трудное время он остается всей душой, всем сердцем с Россией, русским народом:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Совсем иначе тема Родины отражена в творчестве другого русского поэта – Владимира Маяковского. Этот своеобразный поэт все свое творчество поставил на службу Родине, своему народу и революции. Он активно участвовал в жизни страны, был в курсе всех политических событий, искренне радовался достижениям советских людей, стремился к искоренению пережитков прошлого.

По мнению поэта, для того, чтобы старый мир стал вчерашним днем, нужно активно строить мир новый, хотя это очень сложно в обстановке голода, разрухи и нищеты, воцарившихся в первые годы после революции. Но эта же революция породила нового советского человека, свободного и сильного, преображающего свою землю, проявляющего при этом небывалый героизм. Маяковский чувствует свою крепкую связь с такими людьми, с теми, «кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден». Ему по душе и «громадье» планов строителей новой жизни, и «размаха шаги саженьи», и марш, «которым идем в работу и в сраженья». Трудолюбие советских людей, их готовность к лишениям во имя построения нового мира вселяют в сердце поэта радость, оптимизм и веру в создание на земле «города-сада»:

такие люди

в советской

Маяковский верил в новую страну Советов. Он посвятил ей не только творчество, но и всю свою жизнь. Поэт невероятно гордился тем, что живет в единственной на свете социалистической стране. Горячей любовью к своему отечеству наполнены строки:

завидуйте,

гражданин

Советского Союза.

Маяковский искренне верил, что все трудности будут преодолены, навсегда исчезнут разруха, голод, войны и настанет светлое и счастливое будущее. Поэтому стихи поэта проникнуты гордостью за свою Родину, чувством глубокого патриотизма:

…главное в нас

это – наша

Страна Советов,

советская воля,

советское знамя,

советское солнце.

как весну человечества,

рожденную

в трудах и в бою,

мое отечество,

республику мою!

В. Маяковский

О чем бы ни писал В. Маяковский, основной в его сти-хах всегда была тема Родины, поскольку поэт, по его мне-нию, это не только «народа водитель», но и «народный слу-га». На службу своей Родине, своему народу, революции и поставил свое творчество этот великий поэт.

Маяковского мало заботили абстрактные, общие вопро-сы. Он активно участвовал в жизни своей страны, был в курсе всех событий, искренне радовался достижениям со-ветских людей, стремился к преодолению «пережитков». Его интересовала конкретика, и такими же предельно кон-кретными были его произведения, в которых он боролся со всяческой «дрянью»: бюрократизмом, пошлостью, мещан-ством, эгоизмом. Перо — грозное оружие поэтов, и Мая-ковский умело им пользовался.

В своих произведениях поэт часто ведет диалог или обращается к людям разных профессий, и мы понимаем, что люди эти — живые, со своими мыслями, делающие определенную работу в построении нового мира, часто даже проявляющие героизм. Трудолюбие, готовность к лишени-ям во имя достижения дели, самоотречение вселяют в серд-це поэта радость и оптимизм, веру в создание на земле «города-сада»:

Я знаю — город будет, Я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть!

Маяковский говорил об «адовой» работе, совершаемой гражданами молодой страны: «освещаем, одеваем нищ и оголь, ширится добыча угля и руды». По мнению поэта, для того, чтобы старый мир отошел в прошлое, нужно ак-тивно строить мир новый, а это очень сложно в обстановке голода, разрухи, воцарившихся в стране после империалис-тической войны и в первые годы после революции.

Там за горами горя солнечный край непочатый. За голод, за мора море шаг миллионный печатай!

Маяковский чувствует свою крепкую связь с народом, «с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден». Ему по душе и «громадье» планов строителей но-вой жизни, и «размаха шаги саженьи», и марш, «которым идем в работу и в сраженья». Будучи причастен к сотворе-нию Отечества, «которое будет», Маяковский ощущает ис-креннюю радость:

Граждане! Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде». Сегодня пересматривается миров основа. Сегодня до последней пуговицы в одежде жизнь переделаем снова.

Маяковский верил в свою Страну Советов. Он посвя-тил ей не только творчество, но и жизнь. Стихи поэта проникнуты любовью к Родине, чувством глубокого пат-риотизма, стремления быстрее привести ее к светлому и счастливому будущему. Материал с сайта

...главное в нас это — наша Страна Советов. Советская воля, советское знамя, советское солнце.

Маяковский был уверен, что время и усилия его совре-менников на преодоление всего отжившего и построение нового не пропадут даром. Творчество — это великое, бо-жественное дело, а творчество совместное для Маяковско-го было не только необходимым, но и священным.

Мы идем сквозь револьверный лай, чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • маяковский стихи о родине анализ
  • найти в творчестве маяковского крылатые выражения
  • сочинение по теме родина в творчестве маяковского
  • родина в творчестве маяковского кратко
  • сочинение на тему родина в творчестве маяковского

Блок, Есенин и Маяковский являются крупнейшими русскими поэтами начала 20 века. Волею судеб, они стали свидетелями крупнейших исторических событий, впавших на долю России: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Октябрьской революции 1917 года. Будучи большими патриотами, искренне переживая за свою родину, эти поэты не могли не отразить в своем творчестве узловые моменты истории России. Больше того, мне кажется, что именно из описаний таких моментов и складывается патриотическая лирика Блок, Есенина, Маяковского.

С октября 1917 года начинается новый этап в творчестве Маяковского, резко меняется его тональность стихов. Характерный для поэта пафос решительного отрицания враждебной человеку реальности, её гротескное изображение сменяется полным принятием начавшихся в стране коренных перемен. «Ода революции», «Левый марш», «Мистерия-буфф», «Потрясающие факты» — в этих произведениях открывается другая Родина, озаренная верой в прекрасное будущее, ожидающая человечество.

Маяковский, как и прежде, остался романтиком, но теперь романтизм поэта направлен на утверждение созидания нового мира. «Необычайнейшее», почти фантастическое в его произведениях тех лет рождено окружающей его обстановкой. Именно поэтому образы его творчества так объёмны. Для Маяковского революция была возможностью сделать жизнь легче и светлее, она должна была избавить народ от ненавистной власти сытых. Вот как он пишет в стихотворении «Потрясающие факты»:

Напрасно пухлые руки взмолены,--

Не остановить в его неслышном карьере.

Республик и царств беря барьеры.

Сергей Есенин по-другому воспринял перемены, настигнувшие его «голубую Русь». Лирика этого поэта сосредоточена на изображении драматической судьбы личности в переломную эпоху, представляет своего рода лирический роман, сюжетом которого поэт сделал свою биографию, превратив её в историю «поэта Сергея Есенина». Его стихи — это летопись жизни с её взлётами и падениями.

Читая «Небесного барабанщика», «Иорданскую голубицу», «Преображение» мы чувствуем, что Есенин приветствует великие перемены. Но в чём он видит их смысл? Что означает — «принимал с крестьянским уклоном»? Произведения, написанные в первые годы революции, полны радостных надежд на преображение действительности в «деревенский рай», где «злачные нивы», «стада буланых коней», где с пастушеской дудкой «бродит апостол Андрей» («Иорданская голубица»).

Какие же существенные стороны революции отразились в творчестве Есенина? Поэт выразил те противоречия, которые были присущи русскому крестьянству, принявшему революцию, защищавшему её завоевания, но питавшему порой несбыточные социальные иллюзии.

Своё представление о революции поэт передаёт образом красного коня — образом романтическим, фантастическим, но родственным миру берёз, черёмух и клёнов, миру русской природы, то есть всему тому, что составляло почву есенинской поэзии, воплощало его представления о прекрасном, его стремления к гармонической жизни.

Сойди, явись нам, красный конь!..

…О, вывези наш шар земной

На колею иную.

Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с патриархальной колеи на магистрали современной машинной техники, он болезненно воспринял это. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне, даже элементарная машинизация села — всё это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но при этом поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого.

Своё восприятие новой действительности было у Александра Блока. В январе 1918 года Блок опубликовал статью «Интеллигенция и революция», в которой писал о великих задачах, стоящих перед страной. В это же время им была написана поэма «Двенадцать». Она стала итогом раздумий Блока о революции.

С огромным мастерством передаёт он революционную бурю, охватившую всю страну. Картины разрушенной жизни, разбушевавшейся природы, образы старого мира составляют реальную обстановку, в которой совершается революция. Характерное для Блока отрицание старого мира проявилось в сатирическом изображении буржуазии, символа прошлого. Против прошлого, навстречу ветру, через разруху и голод идут двенадцать человек, двенадцать «апостолов революции», исполненные гнева народного. Революционная страсть, охватившая этих людей, преображает их в солдат.

Главная тема и главный герой поэмы — народ в революционную эпоху. Повествование о красногвардейском дозоре, идущем по улицам революционного Петрограда, приобретает космические масштабы. Блок выводит идею об очистительном огне революции с идеей возмездия. С помощью образа Христа Блок пытался утвердить революцию, так как Христос — это символ морали, а с ним неразрывно связаны двенадцать гвардейцев.

Таким образом, тема Родины в творчестве Блока, Есенина, Маяковского выражена по-разному. Но всех этих поэтов роднит то, что они тесным образом переплели данную тему с темой революции. Каждый из поэтов переживал за судьбу своей страны, пытался увидеть, что ждет Россию, что несут ей глобальные перемены, свершившиеся в начале 20 века.

как весну человечества, рожденную

в трудах и в бою,

мое отечество, республику мою!

В. Маяковский

О чем бы ни писал В. Маяковский, основной в его стихах всегда была тема Родины, поскольку поэт, по его мнению, это не только «народа водитель», но и «народный слуга». На службу своей Роди­не, своему народу, революции и поставил свое творчество этот ве­ликий поэт.

Маяковского мало заботили абстрактные, общие вопросы. Он активно участвовал в жизни своей страны, был в курсе всех собы­тий, искренне радовался достижениям советских людей, стремил­ся к преодолению «пережитков». Его интересовала конкретика, и такими же предельно конкретными были его произведения, в ко­торых он боролся со всяческой «дрянью»: бюрократизмом, пошло­стью, мещанством, эгоизмом. Перо - грозное оружие поэтов, и Маяковский умело им пользовался.

В своих произведениях поэт часто ведет диалог или обращается к людям разных профессий, и мы понимаем, что люди эти - жи­вые, со своими мыслями, делающие определенную работу в пост­роении нового мира, часто даже проявляющие героизм. Трудолю­бие, готовность к лишениям во имя достижения цели, самоотрече­ние вселяют в сердце поэта радость и оптимизм, веру в создание на земле «города-сада»:

Я знаю - город

Я знаю - саду цвесть,

когда такие люди

в стране -■>

советской

Маяковский говорил об «адовой» работе, совершаемой граж­данами молодой страны: «освещаем, одеваем нищ и оголь, ши­рится добыча угля и руды». По мнению поэта, для того, чтобы старый мир отошел в прошлое, нужно активно строить мир но­вый, а это очень сложно в обстановке голода, разрухи, воцарив­шихся в стране после империалистической войны и в первые годы после революции.

за горами горя

солнечный край непочатый.

За голод,

за мора море

шаг миллионный печатай!

Маяковский чувствует свою крепкую связь с народом, «с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден». Ему по душе и «громадье» планов строителей новой жизни, и «размаха шаги саженьи», и марш, «которым идем в работу и в сраженья». Будучи причастен к сотворению Отечества, «которое будет», Маяковский ощушает искреннюю радость:

Граждане!

Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».

Сегодня пересматривается миров основа.

до последней пуговицы в одежде

жизнь переделаем снова.

Маяковский верил в свою Страну Советов. Он посвятил ей не только творчество, но и жизнь. Стихи поэта проникнуты любовью к Родине, чувством глубокого патриотизма, стремлением быстрее привести ее к светлому и счастливому будущему.

Главное в нас

это - наша

Страна Советов.

Советская воля,

советское знамя,

советское солнце.

Маяковский был уверен, что время и усилия егосовременников на преодоление всего отжившего и построение нового не пропадут Даром. Творчество - это великое, божественное дело, а творчество совместное для Маяковского было не только необходимым, но и священным.

сквозь револьверный лай,

во/ьютиться

в пароходы,

в строчки

и в другие долгие дела.

 

Возможно, будет полезно почитать: