Рыбалка на тунца. Морская рыбалка и тунцовый дрифтинг Как ловят тунца в промышленных масштабах

Ловля тунца - крупного обитателя морей и океанов является захватывающим занятием, которое может подарить много незабываемых моментов как опытным рыбакам, так рыболовам-любителям. Многие из них совершенно зря недооценивают морскую рыбалку. Вместе с тем, те рыбаки, которые хоть раз отправлялись на тунца и возвращались с трофейной добычей, вряд ли откажутся испытать снова эту бурю захватывающих эмоций. Эта очень азартная и зрелищная рыбалка, на которой необходимо побывать всем рыбакам.

Среда обитания тунца - это водные просторы тропиков и субтропиков. Например, его можно встретить в Тихом, Индийском и Атлантическом океане, и в таких морях, как Адриатическое, Средиземное, Красное и другие. Из этого следует, что тунцов можно ловить в теплых водах, в которых много мелких рыбешек.

Двигаются тунцовые косяки из года в год одной и той же дороге, поэтому если вы знаете, где его можно поймать, то ваша рыбалка обязательно будет удачной.

В природе можно встретить такие разновидности тунца:
  • обыкновенный;
  • желтопёрый;
  • австралийский;
  • длиннопёрый;
  • пятнистый;
  • большеглазый;
  • тихоокеанский голубой;
  • макрелевый;
  • малый атлантический.

В то время, когда проходит рыбалка, тунца видно невооруженным глазом, то есть он в прямом смысле выпрыгивает из воды. Также верным признаком того, что он обитает в водоеме является наличие в нем дельфинов и ныряющих птиц.

По наблюдениям опытных рыбаков весенняя рыбалка отличается хорошим уловом мелких особей, а в осеннее время лучше ловятся крупные экземпляры. Большая рыба в основном сбивается в стаи, состоящие из 4-10 особей, тогда как мелкая собирается в многочисленные косяки. Также местом обитания крупных особей являются глубоководные места (100-160 метров), а маленькие рыбки держатся на поверхности.

Зная, в какое время тунцы перемещаются и в каком направлении двигаются их косяки рыбаки выходят в море на катерах, оснащенных специальным оборудованием и рыболовной оснасткой.

Как ловят тунца знают далеко не все рыбаки, поэтому надо подробней остановиться на описании этого процесса. Такая рыбалка предусматривает обязательное прикармливание и приваживание.

Чаще всего для приманивания тунца используют:
  • мелкую рыбу, например, сардины, тушки которых или бросают целиком, или предварительно разрезают на небольшие части;
  • искусственный дождь, который создается путем полива поверхности моря водой из шланга.

Тунца крупного и среднего размера прикармливают целыми рыбными тушками, а маленьким рыбешкам сардины разрезают напополам или на несколько частей.

За несколько недель до периода активной ловли тунца рыболовы запасаются замороженными тушами сардин, которые накануне рыбалки размораживаются. Создание четко выраженного пищевого следа - это главная цель прикармливания. Чтобы это сделать, тушки методично выкидываются за борт по курсу движения судна. Прикормку делают поочередно: то целыми сардинами, то их частями. Целая рыба опускается на дно медленнее, а резаные тушки значительно быстрее. Из-за того, что стаи могут обитать абсолютно на разной глубине, от 20 до 100 метров, тунец, видя приманку, находящуюся в воде на разной глубине, поднимается выше к поверхности, что повышает шансы на то, что трофей будет пойман.

При ловле небольшого тунца используют спиннинги с тестом от 70 до 90. Для гигантских экземпляров с весом более 1 центнера удилище должно быть с тестом от 100 до 130. Катушку лучше подбирать морского класса, которая может вмещать большое количество лески (до 600 м) и имеет регулируемую настройку тормоза.

В связи с тем, что этот морской обитатель очень быстрый, вываживать его необходимо очень часто, быстро выбирая слабину лески, поэтому лучше всего использовать скоростные и мультипликаторные катушки.

Рыбаки, которые ловили тунца, советуют выбирать надежные и проверенные на практике катушки таких известных марок, как:
  1. «SHIMANO».
  2. «PENN».
  3. «DAIWA».

Длина удилища может варьироваться в диапазоне от 165 до 210 см.

Также оно очень удобно для вываживания рыбы.

Международная ассоциация спортивного рыболовства - IGFA - признает синего тунца сильнейшей трофейной рыбой в морской рыбалке класса Big Game. Он достигает длины более 4 м и веса до1 т, молниеносно атакует приманку и с огромной силой рвется на глубину. Оказать ему сопротивление - настоящий вызов со стороны рыболова. Выдержат ли снасти экстремальную нагрузку? Хватит ли рыболову сил? Конечно, трофей класса XXL - весом 300 кг и более - останется для многих лишь мечтой. Чтобы добыть такую рыбину, придется потратить много времени, сил и, конечно, денег. А вот экземпляры класса XL более реальны, и за ними совсем не обязательно ехать слишком далеко. В этом мне удалось убедиться лично во время моей поездки в Хорватию летом прошлого года.

О синем тунце

Cиний тунец (Thunnusthunnus) - наиболее крупный в своем семействе. Это одна из самых быстрых и идеально раскрашенных под среду обитания рыб в мире. Она имеет обтекаемое торпедообразное тело, буквально созданное для того, чтобы развивать запредельную скорость и выдерживать большие нагрузки. Благодаря «металлической» окраске - синий цвет верхней части тела и мерцающий серебристо-белый нижней - рыбу трудно заметить и сверху, и снизу.

Синий тунец (еще его иногда называют «красным» за цвет мяса и гигантским за размер) отличается от других тунцов коротким грудным плавником.

Синим тунцом (bluefin) зовут и еще два других вида - Thunnus orientalis и Thunnus maccoyi, отличающихся меньшими размерами, другой областью обитания и в научной терминологии называемых соответственно тихоокеанским и южным тунцами.

Из достоверно пойманных и измеренных экзем-

пляров в Северной Атлантике самый длинный имеет размер 459 см, а самый тяжелый, добытый в 1979 году возле Nova Scotia (Канада), заставил стрелку весов остановиться на отметке 1496 lb - 677 кг!

Синий тунец обладает необычным оружием: складывая спинные и боковые плавники, он уменьшаетлобовое сопротивление и способен развивать максимальную скорость до 70км/час, что позволяет ему легко атаковать своих жертв. А охотится он практически на всех морских обитателей, которых встречает на своем пути. В основном это косяки сардин, макрели, сельди, кальмары и ракообразные, например, креветки.

Cиний тунец приспособился к обитанию в субтропических, умеренно теплых и тропических водах всех океанов. Этот вид совершает сезонные миграции по Атлантическому океану, Средиземному морю, бывает, что немалые косяки заходят даже в южные части Черного моря, перемещаясь в основном вдоль побережья. Отдельные особи могут совершать даже трансокеанские перемещения. Отмечены, в частности, случаи вторичной поимки рыб, помеченных у берегов Флориды, в районе

Канарских островов и возле Норвегии. Из Атлантики тунец идет на икромет в район Эгейского моря.

Поездка в Хорватию

Мне неоднократно приходилось слышать от знакомых единомышленников, которым случилось порыбачить во всех уголках нашей планеты, что Адриатика вполне может

Поэтому я решил побывать в одной из омываемых Адриатическим моремстран с хорошей туристической инфраструктурой, чтобы поучаствовать в морской рыбалке класса Big Game. А это значит - арендовать катер с командой и попытаться поймать трофейную рыбу.

Выбор стоял между Италией и Хорватией. Из-за короткого перелета, приемлемых цен, славянского языка и отсутствия бюрократических процедур я остановился на Хорватии, а точнее, на далматском острове Муртер, расположенном в северо-западной части Шибеникского архипелага, который отделен отматерика узким Муртерским каналом. Туда я и отправился в компании единомышленников. Некоторым участникам этой поездки уже доводилось бывать на Big Game в этой прекрасной стране, а вот мне - только проводить семейный отдых и выловить пару рыбешек с берега.

Мы забронировали 5 дней рыбалки на двух катерах. Средняя стоимость катера на целый день (9 час.)составила 650 евро, включая аренду всех снастей и цену наживки. Замечу, что организаторы рыбалки такого масштаба - частные лица, у которых есть обору-

дованные катера и все необходимые лицензии для спортивный ловли. Предварительно были оговорены все детали и пожелания.

Наконец в начале августа прошлого года поездка состоялась. Ее можно назвать «Последнее большое рыболовное сафари в Европе». В ней приняли участия 5 рыболовов из Германии и Австрии.

Самолет приземлился в аэропорту г.Сплит. На выходе из аэропорта нас ждала машина с водителем. Мы за час пересекли страну вдоль побережья с юга на северо-запад и прибыли в Йезеру - аккуратное чистое поселение, насчитывающее около 1 тыс. жителей. Оно расположено на о.Муртер - от Сплита всего 120 км. С забронированными апартаментами мне просто повезло - до гавани всего 100 м!

Температура в эти дни стояла немного выше обычного, +34OС в тени, но для середины лета это неудивительно.

Йезера

После размещения и вкусного ужина, состоящего из средиземноморских блюд, я обошел всю марину городка, внимательно рассматривая рыболовные катера. Было около 8 часов вечера, и они возвращались в гавань. Этот день оказался удачным - один из первых пришвартовавшихся катеров вернулся с добычей. Помощник подкатил тачку для погрузки 75-ки лограммового синего тунца. Некоторые из прохожих туристов, увидев рыбу таких размеров, от удивления теряют дар речи. Отмечу,

что по международному соглашению стран Средиземноморья разрешается изымать в день только одну рыбу длиной не менее 1,2 м.

Вечером мы познакомились с нашими шкиперами - Георгом и Маринко. Это настоящие профессионалы, с большим опытом. Общаться с ними я мог сразу на трех языках.

Русский и хорватский языки довольно схожи, к тому же оба шкипера говорят на немецком и английском.

Перед началом рыбалки мы досконально обговорили программу предстоящих дней и все подробности. Такое тщательное планирование необходимо - здесь важна командная работа.

В Хорватии считается: шкипер и помощник выводят рыболовов к рыбе и помогают поднять ее или отпустить. Все остальное делают рыболовы. Наша цель - поймать синего тунца, по возможности - пару синих акул и рыбу-меч. Шансы поймать гиганта в это время года (начало августа) наивысшие. Сезон для синего тунца начался пару недель назад. Температура воды 22-24° - идеальные условия для удачной ловли.

Погода стояла хоть и жаркая, но прогноз на неделю немного беспокоил, особенно сильный ветер. «Возможно, на день-другой придется отменить рыбалку», - дал понять Георг. Только при устойчивой погоде есть реальный шанс поймать тунца дрейфовым методом, или дрифтингом*.

Дрифтинг - ловля рыбы с дрейфующей лодки. При этом двигатель может быть

как выключенным, так и включенным, но так, чтобы лодка чуть-чуть продвига-

лась вперед. Самый важный параметр при дрифтинге - это скорость лодки по

отношению к приливу. Если ветер и прилив действуют в одном направлении, то

дрейф лодки будет слишком быстрым. Тогда движение лодки можно замедлить с

помощью плавучего якоря. Если лодка плывет по течению, то установленные на-

живки примут естественное положение, и тогда вышедшие на охоту хищные ры-

бы скорее всего схватят их. Крупных акул можно ловить с помощью дрифтинга,

используя в качестве наживки целую рыбу (макрель, мелкий тунец и др.). -

Прим.ред.

День первый

В 8 часов утра наше рыболовное приключение началось. Ранние лучи восходящего солнца предвещали жаркий день. Вокруг гавани кипела подготовка. Помощники и шкиперы подносили к катерам напитки, рыболовные снасти, ящики с замороженными сардинами - одной из лучших местных приманок для тунца. Сегодня мы с приятелем Лукасом выезжаем на полный день на катере «Чарли». Катер меня порадовал - был просто как новый. Позже капитан рассказал мне, что переделка обошлась в несколько десятков тысяч евро.

Этот 9-метровый катер - производства известной американской фирмы BERTRAM - был оснащен двумя новыми моторами от STEYR MOTORS общей мощностью 520 л.с. и всеми необходимыми современными электронными приборами - эхолотом, GPS, радиоприемником высоких частот и т.д.

Катера и яхты, произведенные BERTRAM для спортивной морской рыбалки, высоко ценятся в первую очередь за надежность. Лично мне еще не доводилось видеть гавани, где бы не было ее продукции.

Поскольку синий тунец - крайне жесткий и выносливый боец, вываживать его удается только с помощью тяжелых снастей - класса 80-130 lb. На борту имелись высококачественные рыболовные снасти от SHIMANO и NORMIC, знаменитые катушки и удочки модели Tiagra класса 80 lb - высший класс! Отправляясь на рыбалку, я, как обычно, взял с собой поляризационные очки, головной убор и солнцезащитный крем. Эти мелочи лучше не забывать, я уже научен прошлым опытом.

Около 9 утра катер покинул гавань и взял направление на запад. Нам предстояло выбраться в открытую Адриатику вдоль многочисленных островов, создающих своеобразную красоту этих мест. Только в водах Хорватии их насчитано 1185! Поездка заняла около часа. Как выяснилось, у каждого шкипера

свои места и каждый старается ловить именно там.

Тунца ловят в открытой Адриатике, отойдя на пару километров от скопления островов, дальше и не нужно - так объяснил Маринко. Миграция тунца вдоль побережья (которым считаются именно острова) продолжается 5 месяцев. К самой суше рыба не подходит. Тунец любит впадины и возвышенности в десятки метров, поэтому практически не ходит между островами - там нет нужной глубины (она должна составлять как минимум 150 м).

Над такой глубиной невозможно встать на якорь - понадобится запас цепи 200 м плюс якорь. Эта гора железа будет весить пару тонн. Построенные для спортивной морской рыбалки катера не рассчитаны на такую нагрузку, поэтому дрейфовый метод ловли наиболее удобен и часто практикуется в Средиземноморье. Попутно попадаются акулы и даже рыба-меч!

Как только мы достигли места, Маринко заглушил моторы, а Антонио скинул за борт «дрейф-мешок», который медленно тонул и распрямлялся, принимая форму парашюта. За счет такого плавучего якоря катер практически не выносит за зону ловли. Это очень важно, поскольку тунец неоднократно проходит по одним и тем же местам.

Маринко и Антонио начали прикармливать. Первыми размороженными сардинами, полетевшими за борт, мгновенно заинтересовалась стая очень наглых и голодных чаек. Суп из перемолотых рыбешек через 2 минуты выливался из автоматически настроенной электрической мясорубки. Кристально чистая вода становилась мутно-красной.

Прикармливать надо умеренно - не мало и не много. Если недокормить - под водой образуется слабозаметный для хищника след. Нужно учесть, что кроме тунца на запах и цвет выходят и другие обитатели Адриатики, например, морской окунь или щука. Они съедят сардин, и для тунцов почти ничего не останется. Если перебор щить - повышается шанс привлечь множество синих акул со всей округи, котобольшую часть драгоценных медленно тонущих рыбешек. Драгоценными они стали именно сейчас, из-за полнолуния. Сардинам очень хорошо видны сети, поэтому выход в этот период за серебристым деликатесом - нерентабельное дело. Цена на заморожен ных сардин мгновенно взлетает. Каждый местный шкипер благодаря своим контактам заранее запасает сардин как минимум на 2 недели. У Маринко всегда имеется достаточно ящиков заманчивого серебра.

За 20 минут Маринко и Антонио установили все удочки. В качестве наживки используется в основном макрель. Маринко прячет крючок в рыбе. Очень важно, чтобы наживка была свежая, поэтому заранее выловленная шкипером макрель хранится в специальном пластмассовом ящике, куда насосом подается кислород.

Теперь мы ждем появления «синих». Эхолот показывает максимальную глубину - 180 м с небольшими перепадами, но никакой активности под намине наблюдается. Ближе к обеду ветер начал усиливаться.

За первые два часа поклевок не было. Наконецодин из шаров резво ушел под воду, но леска уходила медленно.

Наверное, акула! - вскрикнул Маринко.

Первым по очереди в боевом кресле оказался Лукас. После 10-минутной «разминки» 30-килограмовая синяя акула всплыла в паре метров от «Чарли». После короткой фотосессии она отпущена. В Хорватии принято небольших синих акул всегда отпускать. В гавань берут только крупных - от 100 кг.

Следующий час принес нам еще одну синюю акулу почти такого же размера. Она глубоко заглотила крючок, и Антонио пришлось резать флуорокарбоновый поводок.

Тем временем знакомый Маринко - Юрица, рыбачивший в 3 км от нас, оповестил по рации, что ему посчастливилось поймать рыбу-меч весом 100 кг!

Ближе к вечеру осталось два из восьми ящиков взятых на прикормку сардин. Лукас рассматривал в бинокль окружающий морской ландшафт и вдруг привстал с криком: «Там!», указывая вправо, на остров с маяком.

Увиденное нас ошеломило. Гигантский тунец вылетел на несколько метров из воды и снова скрылся. Маринко оценил его вес в 250 кг. По приметам профессиональных рыболовов считается, что если одна рыба выпрыгивает из воды, то еще 4 в воде. Так можно определить примерный размер косяка.

Этот прыжок завел весь экипаж, а меня особенно, ведь была моя очередь вываживать! Каждый из насстал подкармливать. Решили пойти ва-банк, отправив всю оставшуюся прикормку за борт, чтобы создать за катером большой кормовой след.

Поднимаясь на флайбридж*, я заметил на эхолоте первые стреляющие по экрану полоски на глубине 50 м. Теперь главное, чтобы один из «синих» взял приманку.

*Флайбридж - площадка на крыше

рубки с дополнительным постом

управления.

Буквально через считанные секунды засвистела одна из катушек. Сыгранная команда сумела быстро вымотать другие две удочки и вытащить дрейф-мешок. Я занял место в боевом кресле, помощник подал мне удочку.

Маринко находился у руля, управляя катером на задней скорости. Преследование началось. Катушка была уже на треть пуста, дакроновый бэкинг по пару метров в секунду уходил на глубину моря. Но было заметно, что находящийся в 300 м от нас тунец постепенно теряет силу. Мне стало ясно, что наживку схватила рыба среднего размера.

Первые 15 минут противостояния - решающие. Маринко держал ситуацию под контролем. Замечу, что ему всегда удавалась вывести катер на оптимальный градус нагрузки рыболовных снастей.

Через 20 минут мне удалось выбрать половину лески. Затем последовал еще один побег, во время которого тунец забрал обратно 100 м. Маринко ускорил ход катера, и через 10 минут тунец первый раз показался в сотне метров от борта. После 45-минутного боя его судьба решилась.

Начало - как на заказ!

Основным принципом рыбалки на тунца является командная работа. Клиент, арендующий катер, становится неотъемлемой частью команды. Капитан управляет катером, помогая рыболову, сидящему на стуле, оптимально вываживать. Его помощник выполняет остаток работы освободить или затащить пойманную рыбу в катер.

По возвращении в гавань сын Маринко уже ждал нас с тачкой, чтобы забрать деликатесный трофей. Синий тунец потянул на 75 кг. Неплохое начало!

Вечером выяснилось, что никто не остался без улова. Трое наших друзей на катере с Георгом поймали морскую щуку и 5 синих тунцов до 70 кг. Но по правилам разрешается изымать только одну рыбу в день.

Позже Георг всех оповестил, что завтра из-за сильного ветра рыбалка отменяется - после обеда ожидался циклон с востока. Конечно, такая новость огорчила, хорошо

хоть, что в случае отмены рыбалки из-за неподходящих погодных условий заплаченные за день деньги возвращаются. Частная организация имеет свой большой плюс, предусматривая форс-мажорные обстоятельства. Так что день второй прошел без рыбалки.

День третий

Опять в 9 часов утра мы с Лукасом выходим на «Чарли» с той же командой из гавани. Море гладкое, Посейдон успокоился, солнце светит. Та же самая история: прикармливание, ожидание…

День был удачным: 3 синих тунца до 50 кг и одна синяя акула. Вываживание длилось по полчаса.

Для меня снасти класса 80 lb немного тяжеловаты при ловле тунцов до 50 кг. Но, по словам Маринко, случается, что и этой мощности не хватает. Для тунца весом 150 кг оптимальное оружие - класс более 130 lb. Капитану уже приходилось пару раз видеть н соседних катерах, как из-за легких снастей тунец немало огорчал рыболовов. Поэтому во время международных соревнований, которые каждый сентябрь проходят в Йезере, все участники стараются использовать снасти класса 130 lb, чтобы не упустить рыбу, которая может принести победу в столь престижном состязании.

День четвертый

Нашим следующим капитаном стал Георг. От местных я узнал, что именно благодаря ему в Хорватии зародилась спортивная ловля синего тунца - в 1993 году он первым в стране привез в гавань эту рыбу. Ее тогда удалось подтащить к катеру после 6-часового боя, сломав кончик удилища. Рыбина весила 141 кг и обладала замечательнымвкусом.

Многим местным рыболовам Георг помог поднять благосостояние, а для любителей Big Game он нашел одно из самых прекрасныхмест в Европе.

Сегодня пассажиров на борту катера «Эль Патрон» трое - к нам присоединился отец Лукаса.

Капитану Георгу уже 67 лет, но выглядит он на 20 лет моложе и по-прежнему заряжен магическим духом морской рыбалки.

Он самый опытный, он лучше всех, он наверняка приведет тебя к рыбе, - это я слышал неоднократно.

Георг с самого начала практикует дрейфовый метод ловли. Охота на синего тунца троллингом в Адриатике не приносит успеха. Он, как и многие его коллеги, отдает предпочтение флуорокарбоновым поводкам, которые не настораживают недоверчивых тунцов. Если насадка тонет не так, как сардины в кормовом следу, то хищник ее игнорирует. Поэтому сопровождающие клиентов команды стараются не выезжать на рыбалку при ветре и волнах.

День был немного пасмурным, но главное - безветренным. За час мы добрались до секретных мест уважаемого капитана. Неподалеку от последнего скопления островов с маяком помощник сбросил якорь-мешок. Глубина там менялась от 100 до 200 м. Идеальная структура рельефа, как объяснил нам Тим - помощник Георга.

Но в течение 5 часов попались только две синие акулы, и то одна из них умудрилась проплыть вблизи винта, обрезав поводок.

Новый поводок, новое счастье. Час спустя неожиданный свист катушки заставил нас встрепенуться. После почти часового поединка отец Лукаса вытащил 70-килограммового тунца на поверхность. Красивый! Меня всегда поражала раскраска этих хищников - интенсивная синева, переходящая в серебро…

День пятый

Прогноз погоды на наш последний день в Йезере нас обеспокоил. Поговорили с Георгом и все-таки решились выбраться на 5-6 часов в море.

Ветер крепчал с каждым часом и не позволял ловить «по классике» - прикормить, затем разложить удочки и ждать. Георг сразу изменил тактику, сначала подготовил

вместе с помощником удочки, а затем начал прикармливать. Через 2 часа эхолот показал первые знаки пролетающих под катером тунцов. Они шли за катером по кормовому следу.

Теперь надо дождаться момента, когда тунцы подойдут к борту и последний кусочек сардины исчезнет во рту одного них, - тогда и можно сбросить подготовленные приманки в воду. Одинокая рыбка в воде спровоцирует соперничество между тунцами. Если это не сработает, фокус будет повторен.

Дождавшись момента, Георг и Тим скинули одновременно в разные стороны две наживки. Не прошло и минуты, как обе катушки засвистели. Двойная атака!

После 40-минутной борьбы я первым подтащил к борту 80-килограммового тунца, вываживая его стоя.

Тим уверенно схватил поводок и дернул его в сторону, освобождая рыбу. Второму тунцу удалось после часового боя освободиться, но Лукас все же был доволен, час

столь жесткой борьбы выпадает нечасто. Ведь борьба и есть главная цель нашей поездки. Георг оценил вес сошедшей рыбины как минимум в 100 кг. Жаль! Ну что ж, такова рыбалка: раз выигрываешь ты, другой раз - рыба.

Решили вернуться в гавань - миссия на сегодня более чем выполнена.

Самые сильные в мире

Подобный метод ловли приносит успех. В 2007 году одному из приезжих рыболовов удалось победить 130-килограммового тунца. Вываживание длилось 2 часа снастями класса 130 lb.

Георг уверен, что рыба в Адриатике - самая сильная в мире, и все благодаря оптимальной температуре воды и содержанию кислорода. Однако одного гиганта ему никогда не забыть. Вот что он говорил:

Даже после 12-часо- вого вываживания на снасти класса 80 lb тунец не подавал признаков усталости и утянул 800 метров лески с катушки, за это время трое рыболовов сменили друг друга, - рассказывал он. - Нас не огорчила поломка после многочасовой езды на задней скорости. Нас не огорчила потеря рыбы - это все-таки произошло. Огорчило, что нам так и не удалось этого тунца увидеть, и мы не знаем, каких размеров он был!

Метод ловли - дрейф в Адриатическом море

Когда-то итальянские профессиональные рыболовы заметили, как косяки тунцов преследовали наполненные сардинами сети. Видимо, тунцы уже знали - где звук мотора и траловые сети - там легкая добыча. Из сетей постоянно выскальзывают через ячейки мертвые сардины, создающие хорошо видимый под водой серебристый след.

После нескольких попыток итальянские рыболовы из Песары (Pesaro) стали в конце 70-х с дрейфующих судов. Так были пойманы первые трофейные тунцы. Абсолютный рекорд - 475 кг! На протяжении десятилетий дрейф успешно применяется любителями спортивной рыбалки на всем Средиземноморье, но в каждой стране и каждой местности рыболовы придумали пару своих трюков, которые держатся в секрете.

Главным фактором успеха считается прикармливание, создающее кормовой след, чтобы привлечь косяк тунца. Лучшей прикормкой - сардины. Запасы замороженных рыбешек шкиперы покупают у местных рыбаков. Один 5-килограммовый ящик стоит в среднем 370 руб. На полный день требуется 40 кг замороженных сардин. По местному понятию, ящик сардин - на час прикормки.

Есть два способа прикармливания тунца. Первый: размороженные сардины целыми поштучно кидают за борт, тонут они довольно медленно. Второй: сардины режут на кусочки, тогда они тонут быстрее. Обычно используются оба способа одновременно, чтобы охватить разную глубину.

Также тунца очень притягивает запах рыбной крови. Для этого применяется электрическая мясорубка - Sardamatic. Она прикручена к наружному борту катера и относится к основному оборудованию. В нее закладываются сардины, перемалываются, и в воду попадает жидкая масса из костей, мяса и крови. Создается неповторимый запах, который магически притягивает тунца.

Сам дрейфовый метод ловли по сути - порою скучное ожидание. После того, как выберешь место, и все приманки окажутся на оптимальных позициях, остается только прикармливать и ждать. Команда находится в постоянном контакте с командами других катеров, обменивается новостями - кто что где видел или уже поймал тунца или другого ценного хищника, например, рыбу-меч. Обмен информацией уже вошел в традицию. Часто, получив новости, шкипер решается сменить место ловли, и это может повлиять на исход рыболовного дня.

Но вот надутый шар мгновенно исчезает под водой, леска по 10 м в секунду сходит с катушки, и все затраченные усилия сразу забываются.

Если ветер и волны не слишком сильные, то при дрейфе местные шкипера используют сразу 4 удочки. Правда, Маринко всегда использует лишь три и считает, что этого предостаточно. Ему доводилось сталкиваться с одновременной поклевкой двух рыб. В этом случае каждая секунда может повлиять на исход атаки, а помощнику

приходится выматывать на одну приманку меньше. Если не успеть, то лески могут перехлестнуться, и это, скорее всего, приведет к потере обоих трофеев. А

каждый шкипер стремится сделать все, чтобы избежать потери рыбы, поскольку она - его дополнительный доход, как минимум в пару сотен евро. В Хорватии принято пойманный трофей выкупать у команды. 1 кг мяса синего тунца стоит в среднем 740 руб.! Местные рестораны только и ждут возможности купить свежую рыбу, часто по повышенной цене.

Как это происходит

Рыба - сардина или макрель - крепится на крючке №12/0, привязанном к флуорокарбоновому поводку ⌀1,5 мм и длиной 2м. Около 20 м лески с наживкой спускаются вручную в воду, и на основную леску крепится обыкновенной резинкой грузило весом 200 г. Уже в этот момент необходимо быть внимательным - нежданная атака тунца, и можно заработать вполне серьезную травму рук.

Наживка отпускается ко дну до отметки на леске, которую шкиперы ставят водостойким фломастером на определенной длине (30и 60 м), чтобы точно знать, где будет находиться поплавок - обыкновенный надувной шарик, который опять-таки крепится к основной леске резинкой.

Когда шарик оказывается на воде, весь монтаж за счет волн и грузила постепенно отдаляется от катера не более чем на 80 м. Шарик надежно держит грузило и наживку, его хорошо видно даже на расстоянии больше 100 м. При атаке шарик лопается или уходит под воду, и его можно во время вываживания спокойно снять с лески, а резинка свободно проскакивает между широкими кольцами троллинговых удилищ. Грузило удается, как правило, спасти.

Приманки надо расставить на разных дистанциях - в 50 и 80 м от катера - и на разной глубине - 30 и 60м. При этом учитывается главный фактор - расстояние приманок друг от друга! Первая удочка в 80 м от катера на глубине 60 м, а вторая - в 50 м на глубине 30 м.

Расстояние нужно выбрать так, чтобы при изменении курса или при поклевке дрейфующие приманки не перехлестнулись. Глубину имеет смысл выставлять разную, идеально с разницей в 20 м, поскольку тунец мигрирует на разной глубине,. На эхолоте я часто замечал, как косяк в течение нескольких секунд поднимался с 80 на 30 м и так же быстро опять опускался. Нередко можно видеть выпрыгивающих из воды рыб, проходящих под катером или возле него.

Третья приманка, без грузила и поплавка, отпущена на 15 м от катера. Она медленно уходит на глубину и плавно играет за счет течения.

Снасти

При ловле синего тунца в основном используются удочки, катушки и леска мощностью 50, 80 и 130 lb, в зависимости от сезона. В июле-августе чаще применяются снасти классов 50 - 80 lb, поскольку в это время попадаются «небольшие» экземпляры - до 100кг. С середины сентябрярыболовы переходят на лески 130 lb, когда экземпляры весом 200 кг и более ловятся почти ежедневно.

Хочу подчеркнуть, что оба катера, с которых мы рыбачили, - и «Чарли», и «Эль Патрон» - были укомплектованы рыболовными снастями и снаряжением в полном соответствии с мировыми требованиями рыбалки Big Game: удилищами SHIMANO, DAIWA и NORMIC, ка-

тушками SHIMANO и PENN INTERNATIONAL, ремнями для стоячего вываживания MELTON.

Оптимальная снасть для ловли синего тунца выглядит следующим образом: удилище для троллинга класса 80 lb длиной 2,1 м; катушка класса 80lb/9.0W, настрой тормоза: при ожидании поклевки 80:5 = 16 кг, при вываживании 80:3 = 27кг; леска ⌀0,9 мм класса 80 lb длиной 850 м; вертлюжок РМ6 с разрывной нагрузкой 100кг; поводок из флуорокарбона ⌀1,5 мм длиной 3 м; одинарный крючок №12/0 японской фирмы GAMAKATSU.

Резюме

Многие любители морской рыбалки отправляются в тропические края в надежде на необычный трофей. Но, возможно, им просто неизвестно, что совсем необязательно для

этого даже выбираться из Восточной Европы. Здесь тоже можно побывать на настоящем рыболовном сафари Big Game, ведь и здесь у рыболова есть реальный шанс помериться силами с одной из самых сильных рыб на планете - с синим тунцом!

Получить в качестве соперника атлантического синего тунца весом 150 кг и более вполне возможно и в Адриатике. Уверяю вас, что каждый такой бой будет незабываемым. Тот, кто ищет свой психический и физический предел нагрузки, может попробовать себя в бою с большим тунцом.

Я знаю несколько опытных охотников за марлином, которые до сегодняшнего дня не забыли о физической нагрузке при вываживании гигантского синего тунца. Это единый мускул, рвущийся к морскому дну. После молниеносной атаки леска с катушки уходит со скоростью 17 м/сек! И решающий фактор в этом поединке - слажен-

ная командная работа. Успех приходит к тому, кто знает, как начать.

Дать совет о лучшем времени ловли трудно из-за ветра. С июля по октябрь погода здесь более стабильная, в это время можно за неделю поймать 3-4 рыбы. С ноября по март в Адриатику заходят крупные тунцы, но это период сильных ветров и слабого клева. Однако при приятной температуре и спокойном море вполне можно насладится рыбалкой и зимой.

…За неделю пребывания в Хорватии все участники нашей группы достигли поставленной цели - поймали своих синих тунцов, в полной мере испытав все прелести Big Game. В первую очередь это стало возможно благодаря профессионализму наших шкиперов - Георга и Маринко. Хорошо, что есть в Европе места, где у всех желающих есть возможность помериться силами с морскими гладиаторами Адриатики.

Считаю, что ловля тунца - это «Формула 1» в спортивной морской рыбалке, и если есть возможность в ней поучаствовать, то не стоит упускать этот заманчивый шанс.

Фото трофеев

В местных ресторанах на стенах можно увидеть вот такие фотографии с необычными уловами!

Хорватия,

ты поразила нас своей красотой и первоклассной морской рыбалкой. Мы обязательно сюда вернемся!

Тунец является очень крупной морской (океанической) рыбой, которая является желанным трофеем как промышленных рыбаков, так и любителей. В данной статье вы узнаете где ловить тунца, на что ловить, и какие снасти применять.

Полезные сведения о тунце:

  • Стоимость килограмма тунца может достигать 40 долларов за килограмм.
  • Тунец относится к семейству Скумбриевых.
  • Вес крупного тунца может достигать более 600 кг, а длина свыше 4 метров.
  • Тело тунца можно сравнить с торпедой, которое сильно сужается к хвосту.
  • Тунец может двигаться со скоростью свыше 80 км/ч.

Виды тунца

  1. Синеперый
  2. Желтоперый
  3. Скипджек
  4. Длинноперый
  5. Большеглазый
  6. Малый атлантический
  7. Макрелевый

Синеперый тунец является самым крупным видом, а макрелевый - самый мелкий.


Где искать тунца

Тунца можно найти в тропических и субтропических водах Тихого, Атлантического, и Индийского океанов. Также тунец обитает в морях, к примеру, в Средиземном, Красном, Адриатическом, Эгейском, Тирренском и Ионическом морях. То есть, тунец держится в теплых водах, богатых мелкой рыбой, к примеру сардиной или макрелью.

Каждый год тунец перемещается по одним и тем же маршрутам, так что, если вы знаете где ловить, есть высокие шансы его поймать.

Рыболовы отмечают, что весной чаще ловятся мелкие тунцы, а осенью особи покрупнее. Как правило, стаи крупных тунцов состоят из десятка особей, а стаи мелких тунцов наоборот держаться большими косяками. Также отметим, что крупный тунец обитает на больших глубинах, 100-150 метров, а мелкий ближе к поверхности.

При ловле тунца, его можно обнаружить визуально, то есть, он может выпрыгивать из воды. Еще одним хорошим признаком тунца являются дельфины, которые питаются небольшими тунцами. Также признаком тунца являются ныряющие птицы.

Прикармливание тунца

Очень важную роль в ловле тунца занимает прикармливание мелкой рыбой. Зачастую берут тушки сардин, которые кидаются и целиком и резанные по частям. Задача прикармливания - это четкий кормовой след, который создается методичным подкидыванием рыбы по пути продвижения судна. Для прикармливания нужны и резанные и целые сардины, так как резанная рыба погружается быстрее, а целая - медленнее.

То есть, в связи с тем, что стая тунцов может находится на разной глубине, от 20 до 100 м, то обнаружив прикормку, распределенную по толще воды, тунец поднимается выше и его шанс заглотить приманку с крючком возрастает.

Для крупного и среднего тунца используют целую сардину, а для мелкого - половину.

Снасти для ловли тунца

Для тунцов весом до 100 кг применяются удилища и с тестовой нагрузкой 70-90 lb , если рыба больше 100 кг, то применяются снасти с тестом 100-130 lb .

Оптимальная длина удилища составляет 180-200 см. В качестве основы используют морской дакроновый шнур с высокой разрывной нагрузкой.

Катушка должна быть морского класса, желательно мультипликаторная и скоростная, ведь тунец очень быстр и при его вываживании приходится часто и быстро выбирать слабину лески. Вместимость катушки должна быть более 600 м лески. Также важна настройка тормоза. Советуем проверенные катушки от Shimano , Daiwa и Penn .

Daiwa Sealine-X-40

Shimano Tyrnos (TYR30)

Эхолот для поиска тунца

Также очень важным инструментом для ловли тунца является эхолот, который позволяет определить глубину нахождения рыбы, ее размеры и скорость перемещения. Так как тунец может находится на глубине свыше 100 метров, то и эхолот должен без проблем пробивать такую глубину. Качественные морские эхолоты стоят от 500 долларов, а в некоторых моделях есть еще и функционал, связанный с gps-картами местности, что очень удобно.

Ловля тунца (видео)

Оснастка на тунца

Оснастка для ловли тунца состоит из обычных составляющих, вот только размер и прочность их очень внушительны. Прочная леска, поводок, грузило, крючок и большой круглый поплавок, предназначенный для ловли тунца.

Поводок ставится из толстого флуорокарбона диаметром, 1-2 мм, длинной 2-3 метра. Так как вода в море и океане очень чистая, тунец хорошо видит, а флуорокарбон практически незаметен в воде, что не насторожит рыбу.

Как вы понимаете, тунцовые крючки и вертлюжки должны быть максимальной прочности, так что экономить на них нельзя. Подойдут морские крючки от фирм Owner и Mustad №8/0-12/0.

Вес используемого грузила зависит от глубины ловли, чем тяжелее груз, тем больше глубина погружения приманки. Чаще всего применяют грузила весом 200-300 грамм.

Если ловля тунца идет сразу несколькими удилищами, то применяют шары-поплавки , которые разграничивают пространство между оснастками, не позволяя им перепутываться между собой. К примеру, один шарик спускается на 50 метров от судна, второй шар на 70 метров и третий на 90 м. Глубина ловли тунца может составлять от 10 до 150 метров.

Также советуем вам статьи про ловлю следующих морских рыб: палтус , камбала , треска , пеленгас .

Ловля крупного тунца (видео)

Статьи по теме:

Оснастки для спиннинга (Техас, Каролина, дропшот)

Рыболовные узлы и поводки, прочность узлов

Ловля на поверхностные приманки (глиссеры)

Ловля на пропбейт (приманка с пропеллером)

Как выбрать поппер, на что обращать внимание при выборе

Ловля на девон(уникальная блесна с пропеллером)

Cпиннербейт своими руками, (изготовление и ловля)

Рыболовные самоделки своими руками

Обзор лучших балансиров для зимней рыбалки


Ловля на мормышки: разновидности, снасти, техника ловли


Виды рыбопоисковых эхолотов для рыбалки

Обзор алюминиевых лодок для рыбалки


Как выбрать катушку для спиннинга?

Электромоторы для надувных лодок(обзор)

Алюминиевые катера для рыбалки

- Сложно ли ловить рыбу в открытом море?

Этот вопрос часто волнует яхтсменов, отправляющихся в дальние походы в Атлантике или Средиземном море. Кто-то пробует ловить морскую рыбу речными снастями и разочаровывается в результате. Кто-то никогда не пробовал ловить, очень хочет начать и не знает как...

Мы ловим рыбу практически на каждом переходе в океане. Тунцы, корифены, меч-рыба - довольно регулярно посещают наш камбуз и поддерживают наши экипажи в благостном и сытом состоянии. Треск катушки - и сонная подвахта мгновенно вылетает в кокпит в одних трусах, оспаривая место у удилища: только тот кто видел десятикилограммовую корифену, вылетающую свечой вверх, на два метра от воды, поймет это ощущение рыбацкого азарта!

На самом деле ловить в открытом море рыбу в количестве, достаточном для того чтобы накормить команду из 3-4 человек достаточно несложно. Я возьму на себя смелость дать несколько советов.

1. Приобретите книгу «Cruiser"s handbook of fishing». Это исчерпывающее руководство по методам рыбной ловли с яхты, которое включает в себя не только описание способов ловли, наживок и разнообразых снастей, но и информацию по правильной разделке и приготовлению улова. Киндл-издание стоит порядка 10 долларов - стоимость одной недорогой наживки.

2. Купите хорошую 30- или 50-фунтовую катушку для троллинговой рыбалки. Вам понадобится специальная катушка для морской ловли, желательно с рычажным стопором. Устройство это достаточно дорогое, так что не забывайте заботиться о нем: регулярно опресняйте его и раз в год проводите необходимое обслуживание. Хорошая 30-фунтовая катушка (Okuma, Shimano, Penn) стоит от 200 до 500 евро. Не стоит брать огромные катушки для ловли меч-рыбы под 100-фунтовую леску: все равно такого размера трофеи на яхту вам будет просто не поднять.

3. Снарядите катушку хорошей леской - я рекомендую мононить Penn, 40-50 фунтов. Я использую 30-фунтовую катушку с леской на 50 фунтов, если вы используете более тонкую леску, то не пренебрегайте специальными узлами для упрочнения последних 3-5 метров лески, например bimini twist. Можно использовать «плетенку», но она хуже амортизирует удар в момент поклевки

4. Удилище - обычное недорогое удилище под леску 30-40 фунтов, можно разборное из двух частей. Не гонитесь за дорогими брендовыми удилищами с роликами вместо колец - ловить большую рыбу с парусной яхты неудобно, да и совершенно не нужно. Ориентируйтесь на трофеи весом до 15 кг.

5. Все наживки которые вы используете должны иметь свой поводок , который соединяется с леской при помощи качественных карабинов и колец прочностью не менее 100 кг(200 фунтов) на разрыв. Поводок может быть из лески разрывом 50 кг и больше, для ловли тунца и корифены лучше всего иметь поводок из лески, если вы ожидаете атаки «зубастиков» (ваху, барракуда) - ставьте стальной поводок.

6. Для новичка проще всего приобрести готовые наживки , сразу снаряженные крючком и поводком, например фирмы Williamson. Лучше всего иметь в арсенале несколько наживок, разного заглубления и характера. В качестве основного набора, я рекомендую иметь трех пластиковых кальмаров, разных цветовых комбинаций, длиной 10-15 см. Самая лучшая и популярная комбинация, имитирующая раненую рыбу - красно-белый цвет. В взбаламученной воде хорошо работают черно-красные кальмары. Также хорошо работают черно-пурпурные, сине-белые наживки. Если наживка не вызывает у рыб интереса - меняйте ее на другой цвет, и продолжайте смену наживок по кругу каждые 2 часа пока кто-нибудь не клюнет.

К кальмарам можно добавить также одного-двух морских воблеров, особенно я рекомендую Rapala Shad-rap и X-rap. Крючки на этих воблерах правда не очень качественные и быстро ржавеют. Воблеры хорошо работают на небольших скоростях (меньше 5 узлов), кальмары на скоростях 4+ узлов.

7. НЕ ПЕРЕДАВЛИВАЙТЕ СТОПОР! Стопор на катушке должен быть настроен так, чтобы леска выходила спокойно, но с небольшой нагрузкой - не более чем 25% от разрывной силы лески. Передавленный стопор - причина большинства сходов рыбы при поклевке, а так же потерь наживки. Дайте рыбе спокойно схомячить вашего кальмара и радостно унестись в просторы моря, звеня трещоткой и призывая рыбаков на битву. Как следует привяжите удочку к релингу за рым в катушке - используйте для этой цели тонкую спектру, минимум 500-800 кг на разрыв. Для крепления удочки удобнее всего использовать обычный "стакан", с креплением на релинге.

8. Самая увлекательная часть морской рыбалки - это вываживание. При вываживании: если ветер слабый, уберите паруса, и разверните яхту по ветру. Если ветер сильный, рыба большая, и лески на катушке совсем немного - включите мотор и аккуратно удерживайте яхту на месте против ветра. Не давайте рыбе уйти под яхту - леска на винте это совсем не весело:) !

Остановив яхту понемножку закрывайте стопор - но не слишком сильно! - и начинайте вываживание, поднимая удочку вверх, резко опуская ее вниз и подбирая слабину лески. Не пытайтесь подтягивать большую рыбу катушкой: для этого вам придется слишком сильно закрутить стопор, и если она рванется, то немедленно сойдет. Работайте удочкой, постепенно изматывая и подтягивая рыбу к яхте.

Если рыба начинает делать "свечки", биться и пытаться убежать - чуть-чуть отпустите стопор, дайте ей поплавать, и потом опять начинайте вываживание. Время на вашей стороне - главное не давать рыбе отдыхать: если необходимо, меняйтесь на удочке.

9. Обзаведитесь складным багром! Багор - абсолютно необходимое устройство, если вы собираетесь ловить рыб весом болеее 1-2 кг. Когда вы багрите рыбу, старайтесь попасть ей в район центральной линии, сразу за жабрами. Это практически гарантированно ее умертвит, и облегчит подъем добычи в кокпит.

10. Для успокоения выловленной рыбы (а корифена весом 10-15 кг может устроить вам настоящую схватку не на жизнь а на смерть) я использую полотенце, молоток и тонкую отвертку или нож. Накинутое на голову рыбе полотенце дезориентирует противника, молоток - оглушает, а выверенный удар отверткой в точку стыка позвоночника и черепа на голове рыбы сразу ее убивает, попадая точно в мозг. Есть любители усыпить рыбу налив ей в жабры водки, или других крепких напитков, но на мой взгляд это просто перевод продукта. Багрите, вытаскиваете, оглушаете и приканчиваете. Не мучайте рыб, не оставляйте их долго и мучительно биться в кокпите, разбрызгивая кровь и слизь по всей палубе. Один удар в мозг - и готово. Слабонервным и чутким натурам лучше удалиться: из тунца и корифены вытекает большое количество крови.

12. Лучше всего рыба клюет на восходе и на закате дня , однако поклевки возможны в любое время дня и ночи. Я обычно вынимаю удочку на ночь: ночью больше шансов подцепить страховидную змеиную макрель, или что-то серьезное, типа меч-рыбы или марлина. Мы ловим рыбу чтобы есть, чудовища и трофеи на 200 кг нам не нужны - так что наживка идет в воду с утренними сумерками и поднимается как только небо полностью темнеет.

13. Где ловить и когда? На Средиземке - практически весь сезон, однако шансов поймать что-то пока температура воды меньше 15 градусов немного. В Атлантике - отложите ловлю тунца пока вода не потеплеет до тех же 15 градусов, однако в северных водах на маленького тунцового кальмарчика или воблера можно довольно успешно ловить скумбрию. Треска, зубатка и другие северные рыбы на дорожку не ловятся, и о этой рыбалке мы на переходе и не помышляем.

14. Не жадничайте! Если вы поставите кальмара размером от 15 см - ждите визита больших рыб. Поймать тунца весом 50 кг вполне реально, но вытащить - значительно сложнее. А уж о том чтобы такую рыбеху съесть самим - и говорить не приходится.

15. Если клюнула акула - режьте поводок. Серьезно. Небольшая акулка-мако может устроить вам такую техасскую резню бензопилой в кокпите, что вы еще долго не сможете без содроганий видеть удочки. К счастью, акула обычно просто перекусывает поводки из лески.

16. Предпоследний совет: когда будете жарить свежего тунца или корифену, помните, что рыба продолжает готовиться в течении нескольких минут после того как вы сняли ее с гриля или сковороды. Не пережаривайте рыбу! Не слишком толстое филе тунца жарим на каждой стороне не более 1 минуты, снимаем с огня и сразу подаем на стол. Слегка розоватое в центре куска филе - вот вполне достижимый идеал. Свежевыловленный тунец, правильно обескровленный и разделанный, замаринованный на 20-30 минут в вашем любимом маринаде и слегка обжареный на сковороде или гриле... Вряд ли что-то может быть вкуснее!

17. Что делать, если у вас в холодильнике 10 кг тунца, а команда уже не может видеть рыбу? Завяльте улов! Засолите небольшие полоски тунца вместе со шкуркой в слабом пряном рассоле на 6-12 часов, просушите и нанижите на нитку. Повесьте нитку под спрейхудом или бимини, и через 2-3 дня вы будете вознаграждены замечательной легкой закуской, которую можно есть под легкое белое вино или пиво. Не пересаливайте: мух и других насекомых в океане нет, и даже практически несоленая рыба высохнет быстро и качественно.

(c)2015 Клуб Парусных Экспедиций, перепечатка и копирование материала в любой форме запрещена

7 утра. Индийский океан. Штиль. 260 лошадиных сил несут белый катер в центр залива Кар‑Факхан. Вот вдалеке на воде показались всплески. Чайки их тоже заметили и устремились к месту боя. Мы подошли на расстояние броска тяжелого Yo‑Zuri L‑Jack Jig к тунцовой стае.

Уже видно то тут, то там серебряные силуэты под водой и темные спины, время от времени показывающиеся над ее поверхностью. Стоп машина! Моторы на «нейтрал». «Go on! What the hell are you waiting for? Cast! Cast right in the middle of the feast! (Давай! Какого черта ты ждешь? Бросай скорей в самый центр боя!)» - голос капитана мгновенно выводит из ступора. Вжжжик! Маленькая тяжелая блесна летит метров на 50 и падает в середину расходящихся кругов. Вращаю катушку, как будто хочу, чтоб никому не досталась моя блесна. и одновременно с ударом, потяжкой и визгом фрикциона понимаю, что тунец сел. Вот он - stand up light tackle sea fishing!

Цели и задачи

В начале марта нас пригласили на морскую рыбалку. Если не считать любительских спиннинговых рыбалок в Эгейском море, то на серьезную настоящую морскую рыбалку я попал впервые. Потому сразу для себя определил следующую цель. На марлина, парусника и прочих billfish не смотреть. Так как эти «ребята» просто так «на дурака» не ловятся, а времени на них уйма тратится. На троллинг, нахлыст и «в отвес» не соглашаться. А как можно больше узнать именно о морском (традиционном в нашем пресноводном понимании) спиннинге. Списавшись предварительно с капитаном рыболовного судна, я как можно более подробно попытался расспросить его о необходимых снастях и приманках и старательно попытался убедить его в том, что нужен только спиннинг, а не просто экзотическая рыбалка. Большинство клиентов (как, впрочем, и у нас) в качестве цели видят именно трофей, а способ его поимки для них вторичен. Я же попытался сформулировать задачу диаметрально противоположную.

Подготовка

Итак, по рекомендациям капитана я стал собирать свои комплекты. Катушки минимум 3000 – 4000 - для тунца и дорадо. Плетенка максимум в 30 lbs. Приманки - некрупные тонущие воблеры 7–9 см с синими, зелеными и черными спинками и джиги в 14-18-20 г. Джиги - это не то, что наши джиги. Это тяжелые маленькие морские колебалочки вроде Yo-Zuri L-Jack Jig. Попперы Halco Roosta и похожие на них. Спиннинги до 6 – 7 футов (то есть не длиннее 210 см) и соответствующей 30-либровой плетенке мощностью. Быстрый строй желателен. Поводки из флуорокарбона или т. н. hardmono (износостойкий монофиламент). Для монстров вроде GT (каранкса) или парусника, который тоже иногда ловится взаброс, катушки рекомендовались около 20 000, плетенка в 70–100 lbs, поводки в 150 lbs. Комплекты, в общем, совершенно разные. Естественно, я с горячностью стал подбирать что-то подходящее из своих орудий ловли и спешно искать то, чего недостает. В результате, пытаясь угодить и нашим и вашим, комплекты у меня сложились немного несуразные, но вполне рабочие, как потом оказалось. В глазах маячил каранкс (GT) и, увидав катушку с такой аббревиатурой и размером, как раз близким к 20 000, я, не задумываясь, взял ее. Спиннинг Tale Scale Attraction принял ее на свой держатель для катушки с удовольствием. Немного тяжеловата, конечно, но, в общем, достаточно гармонично сочлась. Плетенку в 50 lbs на нее намотал - и готово дело. Вроде и тунца можно «с запасом», и каранкса «с натягом». Конечно, я ошибся. Для тунца это слишком тяжело, а каранксу, наоборот, мало. Но это стало понятно потом…

Ошибки

А ведь говорили мне знающие люди… Говорил и человек, который собаку съел на морском спиннинге вообще и на тунцовой рыбалке в частности… Говорил же, что нужно брать за снасть. Нет ведь, мы сами с усами и всегда решаемся придумать что-то свое. В результате большую часть снастей и приманок я так и провозил впустую.

Лайтики оказались просто не к месту, и после пары забросов я их тут же и разобрал. Стало сразу понятно, что превышения по тесту спиннинга обязательны! 25-граммовую блесну с верхним тестом в 25 г быстро и уверенно не забросишь. На практике тест нужен граммов под 80 – 100. Ну, хотя бы под 50 – 60 г, тогда еще выходит нормально. То есть если вес приманки равен нижней границе теста, тогда в самый раз выйдет. Не хотите, не верьте! Но это океан. Тут другие правила. Мультовый комплект, который вроде бы по тестам проходил нормально, «слажал» со скоростью подмотки. Мощный мульт Ambassadeur, гроза джерков и щук, тут оказался ни к чему. Скорость подмотки у него маленькой оказалась. Тут нужен высокоскоростной агрегат. Ну не зря же все в море с мультами Penn ловят… А вообще безынерционкой ловить на порядок удобнее, все забросы происходят стоя. С носа качающегося на волнах судна. И заброс у вас, как правило, есть всего один - потому он должен быть быстрым, точным и дальним. А вот рекомендации по поводу «не длиннее 210 см» оказались, по-моему, чересчур субъективными. Длинный и мощный спиннинг кидает заметно дальше. А это немаловажно. Правда, руки утомляет больше, и вываживать им тоже выходит дольше. Тут уж на вкус и цвет… Возможно, просто капитану рыболовного судна, ловящему этого тунца 360 дней в году, пара недобросов кажется менее актуальной, чем уставшие руки.

Поехали

В Москве еще «минус». На дороге с утра гололед. Кутаясь в куртки и волоча тубусы и сумки, грузимся в Шереметьево на рейс до Абу-Даби. Пять часов лета, и мы там… Потом три часа на машине до Фуджейры. А там у них наступила весна: воздух под + 30 и вода около 25 градусов. «Холодно» еще для Эмиратов. Как всегда, скоротать время в полете помогает старый добрый ирландский друг по имени Jameson, с ним хоть куда. Хоть пять часов лететь, хоть десять. По прилету туристов тут же встречают расторопные арабы и разбивают на группы для трансфера по отелям. А женщинам еще предстоит пройти сканирование сетчатки глаза, малоприятная процедура. Но вот все позади, и улыбчивый водитель встречает и помогает донести вещи до микроавтобуса. Уже темнеет.

Двигаемся в путь через вечерний город, через пустыню по ровным, как зеркало, эмиратским дорогам. Прилетели на west coast (западное побережье), а нужно нам ровно в другой конец, на east coast (восточное побережье). Тут и народу поменьше, и океан Индийский… Три часа пути, и сверкающий всеми огнями радуги отель Le Meridien встречает нас. Всюду носильщики, портье и еще кто-то… Чувствуешь себя и впрямь важной персоной. А ухо уже ловит шум прибоя. Всего пара сотен метров левее - вот он, Океан!!!

На рыбалку

Только войдя в шикарный номер Le Meridien Al Aquah beach resort с одним желанием лечь плашмя на кровать и уснуть, слышу звонок внутреннего телефона и узнаю, что завтра в 6 утра за нами придет машина. Только глаза закрылись, и как будто в ту же секунду слышу гостиничный wake up call.


К делу

Сон как рукой сняло, когда на подъезде к пирсу, расположенному в 40 минутах езды от отеля, я увидел улыбающегося капитана и его белоснежное судно. В зубах сигара, в «стаканах» мощные палки и две «Хонды» по 130 л / с на корме. Какой тут сон?! «Привет, привет. Ну что, встал? Сумку на борт и погнали! Кого ждать‑то? На рыбалку!» - скомандовал капитан.

Медленно выведя судно из гавани, капитан зачем-то спрашивает: «Все готовы?» А вот к чему готовы, пока непонятно… Понятно становится после того, как 260 лошадей взревели и понесли нас по океанской глади куда-то вдаль. Все, что не привязано, надето на голову или лежит просто так тут же сдувает ветром. Скорость нешуточная.

Deep sea surface fishing

Ловля в открытом море на поверхности. Основной смысл ловли оказался прост и до боли знаком любому спиннингисту, хоть раз бывавшему на окуневой или жереховой рыбалке на Волге или Рыбинке. Тунец, как и окунь, рыба стайная.
Он так же охотится на мелкую рыбешку, загоняя ее к поверхности воды. И тут в дело вступают чайки, которые, кружа над морской гладью, привлекают внимание рыбаков. Только размеры рыбы, глубины, скорости, дистанции и все остальное пропорционально увеличивается. Тунец от 1 до 10 – 20 кг. Скорость его перемещения под водой 50 км / ч, скорость катера 70 км / ч, глубина под лодкой 100 м и т. д… Края и низ таких котлов, естественно, патрулируют барракуды и парусники. Это по‑нашему «щуки» и «жерехи». И их тоже можно ловить. Правда, первые почти гарантированно срежут флюорокарбоновый поводок с блесной, без которого тунец не ловится (боится плетенки). А вторые, скорее всего, сойдут. Но «have fun» (забавы ради) можно и их половить. Барракуду довольно приличного размера (более метра длиной) я спустил по запарке в последний день ловли. Парусника же видел прямо под лодкой в 3 м от себя, но не успел перенастроить снасть.

Ловля у танкеров

Второй вариант ловли - это обследование водного пространства близ заякоренных танкеров, которых тут в десятке километров от берега стоит великое множество. При таких глубинах, отсутствии привязки к рельефу, танкеры становятся единственно возможными местами концентрации рыбы. При малом волнении и прозрачной воде отлично видно гигантские стаи желтоперого тунца, курсирующего вокруг бортов. Тут мы в дрейфе облавливали перспективные участки всеми возможными способами. И взаброс джигом, и вертикальным джигом, и поппером, и глубинным воблером. Дорадо, которых очень хотелось лицезреть, куда-то подевались. Их, к сожалению, даже не было видно. А вот пару неплохих желтоперых тунцов массой под 3 кг изловить удалось. Да и самый крупный синий тунец за «трешку» был пойман тоже вблизи борта танкера.

Техника

Вернемся к самой технике ловли. От вас потребуется крепко стоять на носу катера. Пол у него покрыт чем-то вроде шкурки, так что это несложно. Сложнее всего постоянно балансировать телом в такт волнам (океан все-таки) и одновременно с этим очень далеко и точно забросить блесну или воблер. Заброс, по-хорошему, у вас всего один, тунец боится катера и быстренько уходит, меньше 20–30 секунд находится в зоне заброса. А уйти он может метров на 300 или на километр или вообще закончить трапезничать. Как правило, если первый заброс неудачен, то быстро выматываешь плетенку и кидаешь еще раз. И вот пока блесна летит, рыба прямо на глазах за 2–3 секунды смещается на 100 м от катера и уходит. Просто поразительно, до чего быстро… И так можно кататься весь день. Так же точно ловится и kingfish. Единственное отличие, что рыба эта помедлительнее и стоит поглубже, да и просто менее пуглива. Ее можно пытаться ловить на одной точке гораздо дольше, и она будет клевать.


Проводка для тунца

Самое интересное поначалу - это именно проводка. Не даром говорил капитан, что катушка должна быть с самым высоким передаточным числом. Скорость подмотки должна быть такой, как будто вы хотите, чтобы приманку никто не догнал и не успел вообще заметить и среагировать. Именно так по «пресноводным» меркам поначалу кажется. Но потом, когда пару раз видишь, как рыба спокойно следует за блесной, подходя то с одного боку, то с другого, или всплывает с 30-метровый глубины так просто, глянуть, что это такое, и развернуться, чтобы спокойно, без напряга уплыть обратно в бездну… а ты в это время, согнувшись от напряжения, бешено вертишь рукоятку катушки и покрываешься потом… В общем, становится понятно, что то, что у «нас» есть быстро - «тут» считай даже не «медленно». А то, что у нас «бред и никому не надо», тут только начало «спидометра». Это касаемо проводки приманок типа L-Jack Jig и им подобных, которые собственно специально для такой рыбалки и сконструированы. Проводка для ловли у танкеров Второй вариант проводки, который мы практиковали, это что-то типа популярного нынче у продвинутых морских спиннингистов speed jigging. Джиг забрасывается совсем недалеко или вообще отвесно спускается за борт. Ждем полминуты, пока он утонет метров на 30–40, и затем резко начинаем скоростную подмотку, сочетаемую с мощными и резкими рывками удилищем вверх. Как бы вертикальный твичинг на запредельной скорости выходит. Тунец воспринимает блесну, скорее всего, как испуганную рыбешку, которую кто-то уже гонит и которая ищет спасения у поверхности. Срабатывает хищнический рефлекс, и рыба бросается в атаку. Так клюют и желтоперый, и голубой тунцы. Даже желтоперый, пожалуй что, чаще клюет именно так. Эта рыба вообще достаточно редко попадается на спиннинговую снасть. Ее чаще ловят нахлыстом. Но вот таким быстрым «твичджигом» в толще воды соблазнить ее можно. Видимо, в глубине не так пуглив этот хищник.

Для рифовых рыб

На прибрежной рыбалке, куда мы также несколько раз заезжали по моим настоятельным просьбам, ловится все на поверхностные приманки. Уокеры и попперы. Хотя гиды забавы ради и тут ловили на тяжелые джиги и быстрой проводкой. И клевало. Но тут, по их мнению, клюет в основном мелочь. Хотя несколько рыб, клюнувших и сошедших у меня, показались вполне приличными. Это был и кингфиш и барилья (местное название рыбы-флейты), очень похожая на саргана. И тот и другой были около полуметра длиной и сопротивлялись нешуточно. Но узкие костистые пасти и тройники объемной приманки - не самые удачные слагаемые для надежного вываживания. Потому большинство рыб при поверхностной ловле сходит. Но удовольствие-то остается! Проводка тут не блещет изысками. Никакого walk the dog с уокерами и никакого stop and go с попперами. Просто быстро тащить и те и другие. Ну разве что иногда в процессе подтаскивания подергивать для неравномерности движения. И все. Клевали, кроме вездесущих барилий, еще какие-то красные красивые рыбы. Названия их даже гиды не знают. Потому как никакой - ни спортивной, ни пищевой ценности они не представляют. Примерно так же происходит и ловля Giant Trevally. Только места немного по глубже, и приманки со снастями по мощнее гораздо

Есть на что поглядеть

Утренние рыбалки запомнились больше всего. Представьте себе, тишина и гладь везде. Даже ряби нет на поверхности воды. И это океан! Наше судно медленно идет в зоне потенциального выхода тунца. Вдруг вдали метрах в 100 из воды показывается огромный черный плавник и круглая спина. Это еще что такое? А, да это рыба-луна играет. Со стол размером, медлительная и неуклюжая, почти круглая рыбина вот так вот перед нами запросто бултыхается несколько минут. А это что такое плывет под нами, похожее на огромную черепаху размером с люк от канализации? Так это она и есть - морская черепаха размером с люк от канализации. А в чем проблема? Черепаха и есть черепаха. Я, честно говоря, от такого обилия «околорыболовных» впечатлений из серии National Geographic был в небольшом приятном шоке. А то, что в трех метрах у борта лодки парусник проплывает? Огромный, черный, с глазами размером с блюдце… Это не шок? Какие-то неожиданные рыбы размером с метр или около того время от времени показываются у поверхности. Кто это такие, откуда, зачем здесь, куда плывут? Океан…
А дельфины? Самые настоящие большие черные дельфины и среди них один альбинос. Просто так рядом с лодкой бултыхаются, фыркают. Подныривают… «Играют они так иногда, - говорит капитан. - Бывает». «Ага, бывает, конечно, понимаем… Что ж тут такого необычного - 20 дельфинов прыгают у борта… Сто раз такое видали». Из-за альбиноса вот только удивились, и все… А так все нормально. Ага… А крабики-песчаники на пляже. Сидишь спокойно минут пять, и из песка у прибоя начинают показываться маленькие клешни. Одна, две, четыре, десять. Если сидеть тихо, то они выбегают и начинают сновать то туда, то сюда в поисках корма, выброшенного волнами на берег. Топнешь ногой, и со скоростью пули крабы уносятся в свои норки. Иногда не попадают, мечутся, начинают рыть новые. Ерунда это все, конечно. Но отчего-то вся эта ерунда очень много позитива приносит.

Прилипала

Есть еще одно веселое развлечение на этой рыбалке. Бывают часы, когда нигде и никто никого не ест и соответственно не клюет. А на базу еще рано. До нее 50 км. Что делать, чем занять себя? Реморой! Ремора - это самая натуральная рыба-прилипала. Прилипает она не только на акул, но и на днища суден. А именно танкеров. Держась днища и носа судна, проводит все время эта рыба в поисках корма. Отойдет от стоянки на пару метров, съест что-то и обратно прилипает. Ловить ее просто. Подходите к самому борту танкера метра на три-четыре. Вертикальный заброс к самому борту, и держим открытой дужку. Джиг потихоньку (20 г свинца за секунду проходят метра три - это по морским меркам потихоньку) тонет, переваливаясь боками. Утонул метров на 20, и начинаете подъем со средней скоростью с покачиваниями удилищем. Иногда с остановками и отпуском вниз на полметра. Потом возобновляете проводку. Приманка движется в метреолутора от борта судна вверх. Ремора клюет либо по классике на падении, либо просто на любой стадии проводки. Поклевка не очень выразительна. Вот тут-то и начинается самое интересное. Если поклевку прозевать или что-то еще не успеть, то ремора через секунду прилипнет обратно к борту судна. Тогда все! Отодрать ее не удается практически никогда. Только рвать плетенку (тогда прощай джиг), или губу реморе (это лучший вариант), или, если плетенка толстая, а ремора крупная и взяла хорошо, то леску приходится резать. Так что после поклевки нужно немедленно и быстро начать вываживание. Вторая сложность в том, что как только ремора понимает, что ее утащили вверх от ее любимого ржавого борта и назад пути нет, она начинает искать другой «дом». И по мере поднятия к поверхности этим домом ей все больше и больше видится днище вашего катера. К нему она и прилипает. А это совсем не любит капитан. На что ему метровая скользкая гадина на днище красивого белого судна? Она ведь там так и останется жить. Тогда капитан говорит помощнику - давай ныряй и отлепляй ее как хочешь. Теперь помощник недоволен. Он ремору даже в руки брать боится. И уж тем более нырять к ней и отдирать от днища у них совсем никакого желания нет. Рыба архигадкая и на вид, и на ощупь, и на запах. Весь процесс ее ловли проходит с криками, шутками, прибаутками, силовыми процедурами. Вот такое развлечение.


Мощь

О чем хочется сказать отдельно, это о силе и скорости морских рыб. Первая поклевка небольшого тунца создала впечатление совершенно однозначное. Я был уверен, что это что-то около метра длиной и массой килограммов под 10 минимум. Оказался тунчик на 1,5 кг, сантиметров 30 длиной. Тот, что был самый крупный, по разным оценкам от 3 до 4 кг, таскал так, как «Ямаха» в две лошади, на полном газу отпущенная на свободу. Я, серьезно, держался одной рукой за спиннинг, а друго за поручень на носу катера. Это при плетенке в 50 либров, катушке серии GT и палке с тестом в 3 унции. Конечно, с количеством поклевок и накоплением опыта приходит понимание, что хватит и гораздо менее мощной снасти. Но поначалу просто пора зительно было. Рывок барракуды после поклевки, шнур, разрезающий со свистом воду в буквальном смысле слова. Не успеваешь подсечь еще, а она уже «пробежала» метров 20 и вытянула плетенку в линию. Только берешься за ручку катушки, а она уже в другой стороне в 30 м. Взялся за ручку, а она уже блесну откусила… Тунец, вынутый из воды после пары минут «перетягивания каната», бьется так же, как и в самом начале. Хвост молотит по палубе, как будто маленький моторчик. По причине таких мощностей и скоростей, конечно, сходов очень много. Представляю себе, что делает парусник или каранкс массой в 20-30-50 кг… Или тунец в 20 кг… Таких мы видели в последний день. Приличная стая курсировала в самом центре залива, показывая испещренные шрамами серые спины у самой поверхности воды. Ни на какую приманку те тунцы не среагировали. Хотя минут 10 для экспериментов у нас было. Единственное, за чем эти громадины подходили к борту лодки, были те же Yo-Zuri L-Jack Jig и Rapala Jointed Shad, который кто-то из этих монстров даже попробовал на зубок. И все.

В качестве эпилога

Некая сумбурность и непоследовательность изложения данного материала обусловлена в первую очередь массой впечатлений и эмоций, сопровождавших процесс вникания в морской спиннинг. Занятие настолько необычное и захватывающее при всей кажущейся простоте и понятности, что, наверное, на бумаге всю гамму чувств и мыслей, его сопровождающих, передать не удастся не то что хотя бы на половину, а дай Бог на треть. Если вы считаете себя, как это принято именовать сегодня, хоть чуточку «продвинутым» спиннингистом, то обязательно попробуйте это. Качественно новый уровень какой-то открывается. Снасти и способы все те же самые, знакомые и понятные. Но настолько необычно и непривычно все происходит, что многое меняется в сознании. Оказывается, не все вы еще знаете о рыбе и о снастях и приманках. Оказывается, морская ловля - это не троллинг с пивом на корме. Столько новой рыболовной информации за одну неполную неделю мой лично мозг не получал на протяжении последних двух-трех лет точно. Отражается все это и на последующей пресноводной рыбалке стопроцентно. Когда вспоминаешь то количество нюансов и заморочек «тут», с облегчением понимаешь, насколько проще рыбалка «у нас». Вот правда, даже щуку почему то стал понимать лучше…

Не бунгало на острове

Ваша вторая половина (или третья, или какая угодно, или вообще не половина) точно не будет против такой рыбалки. Ведь ее можно взять с собой. Как и отпрысков. Благо Al Aqua beach Resort позволит оставить их на спа-процедурах, в коктейль-баре и на детской территории под присмотром обученного персонала на любое время, необходимое вам для рыбалки. Тут, в Эмиратах, вокруг лишь пустыня и верблюды. Потому туристу пойти-то погулять особенно некуда. Вот и постарались устроители вместить все, что может захотеться, на территорию одного отеля. Мини-гольф, теннис, бассейн (очень большой, кстати), магазины, рестораны (говядину местную очень рекомендую), бары, закусочные, кофейни, кальяны, машины… Обслуга имеется самая разномастная и разно народная. Специально привезенные бармены и ресепшионисты неожиданно, завидя в вас «руссо туристо», обращаются к вам на родном языке. Так что кто не в ладах с английским, может не волноваться. Развлечений, ресторанов и всего прочего тут столько, что все за неделю, пожалуй, и не обойдешь. Несмотря на то, что в Эмиратах с алкоголем строго, в Фуджейре вообще и в Al Aqua в частности, с этим проблем нет. В хлам надираться, конечно, не стоит. Как-то неудобно. Но все всегда в наличии есть. По приличной цене, но есть.

 

Возможно, будет полезно почитать: