Православный приют. Православные детские приюты

При слове "приют" на ум приходит унылое холодное учреждение, наполненное безысходностью, страхом и чувством унижения. И в самом деле - подобные места, как правило, не святятся радостью, а попадают туда дети, не по своей вине оказавшиеся на обочине жизни из-за плачевных жизненных коллизий. Но так ли всё трагично?

Накануне мне удалось побывать в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре, где находится один из таких приютов, а вдобавок ещё и гимназия. Кстати, эта тема актуальная - в последнее время вокруг приюта скопилось много негатива и появился даже некий ореол скандальности. Почему вдруг? Если кому интересно - Гугл в помощь. Ну а я решил собственными глазами взглянуть на то, как там живут.

1. Полтора часа по Калужскому шоссе и мы в Малоярославце. Здешние места хорошо помнят события 1812 года - даже на монастырских вратах в своё время специально по личному распоряжению Александра I были сохранены следы французской шрапнели.

2. Встреча.

3. Черноостровский монастырь сейчас вполне благополучен, однако, позади у него история, полная невзгод и потерь. И разграбление в Смутное время, и почти полное разрушение в 1812-м, и печальные постреволюционные потрясения.

4. О жизни монастырского сестричества я расскажу в одном из ближайших постов, а это здание детского приюта "Отрада", открытого в самый разгар "лихих" 90-х по благословению патриарха Алексия II. Здесь воспитываются 60 девочек в возрасте от двух до семнадцати лет из самых разных уголков страны.

5. Новый корпус приюта был построен при поддержке НКО "Связь поколений" и сейчас в нём, не считая спален - 11 классных комнат, часовня, библиотека, компьютерный класс, комната отдыха, спортивный и концертный залы.

6. Учёба проходит в специально созданной для этой цели гимназии, по окончании которой барышни сдают экзамены и получают аттестат государственного образца. Кстати, помимо общеобразовательной программы, в ходу здесь хореография, живопись, лепка, рукоделие, вокал, сольфеджио, дирижирование. Конечно же, не обходится без греческого и церковно-славянского языков, основы древнерусского знаменного распева и византийской музыки.

7. Полно грамот, всех не перечесть, да это не так уж и важно.

8. На стенах развешаны акварели и гуаши с впечатлениями от поездок, в том числе, и зарубежных. Честно говоря, я был изрядно удивлён, узнав, что вопреки сложившимся представлениям о монастырском затворничестве, гимназистки путешествуют так, что иной трэвел-блогер позавидует. Италия, Израиль, Кипр, Греция, Болгария, Македония, Словакия и так далее. По православным, конечно же, маршрутам.

9. С обычной светской школой связывают, помимо прочего, такие стенды.

10. А как, собственно, проистекает учебный процесс? Давайте потихоньку заглянем в классы.

11. Впрочем, потихоньку заглядывать и не надо было. Барышни с удовольствием встречают заезжих гостей. Очередной разрыв шаблона - приготовившись увидеть приютских детей во всём нелицеприятном понимании этого образа, взамен знакомишься с открытыми и дружелюбными юными гражданами.

12. Вот, например - урок английского, преподаваемый, между прочим, носительницей языка из самых что ни на есть США. Правда, адаптированной для местных условий и именуемой "матушка Екатерина".

13. А так выглядит кабинет химии.

14. Факультативный урок рукоделия.

15. По окончании гимназии многие становятся студентами факультета православной журналистики (оказывается, есть и такой) Российского государственного социального университета. Понадеемся же, что эти милые создания не попадут под каток пропаганды, а будут верны профессии.

16. Но вдруг я услышал знакомые звуки любимого мною Бранденбургского концерта Баха! И точно, заглянув в актовый зал, я понял - в монастырских стенах в почёте далеко не только православные песнопения.

17. Добро пожаловать в уголок машинной вышивки. Интересно, на чьи же пожертвования такой навороченный станок?

18. Как раньше говорили - "с числовым программным управлением".

19. Перемещаемся в тренажёрный зал. В здоровом теле - здоровый дух и наоборот. Советский Светский врач непременно бы упомянул формулировку, согласно которой очень важна гармония физического и психического здоровья. А можно ещё и по Чехову - в человеке всё должно быть прекрасно!

20. Над чем так корпит юная воспитанница в гимназийной библиотеке?

21. А вот и прачечная, опровергающая бытующее мнение о вторичности "низменной и материальной" гигиены в монастыре.

22. Ого, здесь целые комнаты с яркой разноцветной одеждой! А как же хрестоматийное "белый верх, чёрный низ"?

23. Красивые!

24. Медицинский кабинет. Доктор в приюте приходящий, из городка.

25. Здесь же, в самом здании - часовня.

26. Интересно было понаблюдать, как дети с абсолютно светской радостью предвкушают обед. Да, начало и окончание приёма пищи в обители действительно по звонку, но ассортимент еды-то неплох. И это в постный день.

27. Но перед началом трапезы обязательная молитва, тут никуда не денешься.

28. А вот так выглядят комнаты, где живут девочки.

29. Рекреация для самых маленьких обитательниц.

30. Кстати, вот они.

31. Предметы интерьера детей постарше.

32.

33.

34. Всё-таки, удивительное дело... Какой бы унизительной и тягостной ни была прошлая жизнь попавшего сюда ребёнка, он всё равно будет вспоминать своих родителей, запечатлённых на постепенно выцветающих карточках. И мать-наркоманку, лишённую родительских прав, и отца, умершего от беспробудной пьянки.

35. Признаюсь, довольно трогательно было наблюдать, как при демонстрации собственноручно сделанного документального фильма, воспитанницы то и дело тыкали пальцами в экран - "ой, это я!", "а это я в три года!". Сегодня-то уже и женихов им впору подыскивать.

36. Я слышал много нелестного об этом приюте, поэтому и согласился посмотреть на всё собственными глазами. Но вот честно - не заметил ни у кого из гимназисток болезненной надломленности, той специфической религиозной отчуждённости, присущей многим набожным людям, проводящим добрую часть жизни при храмах и монастырях.

38. Ведь наверняка далеко не все из них решат продолжить церковную карьеру, а используют приютскую жизнь лишь как этап вынужденной социализации.

39.

40. Каково им будет в нашем агрессивном и малодружелюбном мире потом? Смогут ли они адаптироваться и не сломаться?

41. Хочется верить, что, как пелось в известной песне Максима Леонидова - без бед.

42.

История детских приютов и школ при монастырях имеет многовековую традицию. Так в первом русском женском монастыре, упоминаемом в летописях, Андреевском, который был основан в 1089 году сыном Ярослава Мудрого, Всеволодом Ярославичем, для своей дочери Анны, существовала первая известная в истории школа для девочек, где Анна обучала их грамоте и ремёслам. Впоследствии монастыри всегда являлись центрами книжности, просвещения, благотворительности и общественного служения. А в XIX веке наличие школы или приюта было непременным условием для создания монастыря.

В Николо-Сольбинском женском монастыре одним из основных направлений деятельности является воспитание детей и молодежи.

В 2007 году настоятельницей монастыря, игуменией Еротиидой, в обители был открыт детский приют и школа, которая получила название «Добрая школа на Сольбе». Школа имеет лицензию и государственную аккредитацию, она включает в себя детский сад, общеобразовательную школу и профессиональный колледж. Директором «Доброй школы на Сольбе» является сама матушка игумения Еротиида.

В приюте и школе воспитывается более 100 детей разных возрастов от нескольких месяцев до 18 лет. Это дети сироты, дети, лишенные родительского попечения, или попавшие в трудную жизненную ситуацию, дети из неполных и многодетных семей, а также дети сотрудников, священников и местных жителей, проживающие в школе на полном пансионе.


Отличительными особенностями Сольбинской школы является то, что дети постоянно находятся в духовной среде, воспитываются в духе православной веры и благочестия, участвуют в Таинствах Церкви. Воспитанием и обучением детей занимаются сестры монастыря и светские педагоги. Дети видят перед глазами пример живой деятельной веры и жертвенной любви. Здесь царит атмосфера доброжелательности, доверия, поддержки и понимания. Таким образом в дальнейшем воспитанницы будут подготовлены к самостоятельной жизни, смогут создать крепкие семьи и дать своим детям то, что получили сами – научить их жить по заповедям Божиим.

Помимо общеобразовательных уроков в школе, детям открывается удивительный мир творчества через дополнительные занятия музыкой, пением, живописью, керамикой, мозаикой, различными видами рукоделия, театральным искусством, кулинарией. В этих занятиях ярко проявляется индивидуальность каждой ученицы. Особый подход к каждому ребенку позволяет подобрать то, что ему более интересно, развить тот или иной талант.

В монастыре существуют рукодельные мастерские, где девочки с удовольствием помогают, обучаются, с ними проводят мастер-классы. В керамической мастерской дети изготавливают игрушки и сувениры, учатся расписывать посуду, в швейной – помогают шить и украшать костюмы юных артистов к спектаклям, на мыловарне – сами подбирают форму, цвет и аромат для мыла, в пряничной – учатся выпекать и украшать фигурки, делают пряничные домики.


Воспитанницы осваивают различные техники живописи и декоративно-прикладного искусства, обучаются вышивке бисером, вязанию на спицах и крючком, резьбе по дереву, валянию из шерсти, вышивке крестиком, гладью, изготовлению мягкой игрушки, техникам батика, декупа жа, витража, квиллинга. В монастыре организуются выставки детских рисунков и творчества. Девочки участвуют в различных конкурсах и выставках, где занимают призовые места.

Основное направление дополнительного образования – это занятия пением и музыкой. Девочки играют на фортепиано и скрипке, изучают сольфеджио, академическое и церковное пение, музыкальную литературу. Есть хор старших и младших воспитанниц. На клиросе во время службы старшие девочки сами управляют хором.


В 2012 году был создан детский хор «Сольба» под управлением Юлии Евгеньевны Козловой, который за время своего существования достиг значительных результатов. Хор неоднократно становился лауреатом и победителем известных фестивалей и конкурсов, проводимых как по линии Православной Церкви, так и светских, он награжден грамотами и благодарственными письмами, в том числе от Министра культуры Российской Федерации. Хор «Сольба» украшает своим пением все праздники в монастыре, дает концерты в разных городах России и за границей, нередко выступает в Кремле. Записано уже семь музыкальных альбомов, в том числе совместно с Академическим оркестром русских народных инструментов имени Некрасова ВГТРК под управлением дирижёра А.В. Шлячкова, и мужской капеллой «Благовест» под управлением Л.Г. Панкратова. Это большая честь и своего рода признание со стороны высоких музыкальных профессионалов.

Успехи хора заставляют девочек более серьезно заниматься и чувствовать свою ответственность. Их учат не искать собственной славы, а стараться ради прославления Господа и Православной Церкви.

Одним из интересных аспектов развития воспитанниц является театральная студия и кулинарная школа.


В театральной студии дети под руководством профессиональных режиссеров, хореографов и вокалистов осваивают сценическое искусство, хореографию, танцы, эстетически развиваются. Девочки участвуют в разработке сценариев спектаклей, помогают в создании декораций и костюмов. Готовый музыкальный спектакль снимается на видео, делается фильм. На этой основе издается пособие для других детских коллективов: со сценарием, музыкой и эскизами костюмов. Спектакли получаются яркими и запоминающимися, при этом они всегда высоконравственные, несут в себе глубокий смысл и проникнуты православным духом и верой в Бога. Со своими спектаклями воспитанницы школы выступают в театрах Москвы и Ярославля, на детских праздниках и ёлках в разных городах.

В 2016 году в приюте открылась кулинарная школа. Занятия по искусству гостеприимства, правилам сервировки стола, приготовлению блюд национальной кухни проводятся под руководством кандидата культурологии, режиссёра, писателя и известного телеведущего Александра Ковалёва. Девочки учатся накрывать праздничные столы, готовить фуршеты, угощать сестёр и гостей. Мастер-классы проходят очень интересно и весело. Дети узнают не только как вкусно приготовить еду, правильно резать овощи, рассчитывать пропорции, соблюдать правила гигиены и санитарии, но и знакомятся с историей, традициями, культурой того народа, блюда кухни которого они собираются приготовить. В будущем у девочек будут свои семьи, и эти умения им очень пригодятся в жизни!


В 2017 и 2018 годах по заказу канала Food Network (телекомпания Discovery, Inc) в монастыре был снят 20-серийный фильм «Паломник с половником», не имеющий аналогов на телевидении. В каждой серии девочки вместе с ведущим, Александром Ковалевым, знакомились с кухнями России и мира, готовили интересные блюда, которые стали “изюминками” кулинарных блокнотов сотен тысяч телезрителей, общались с интересными людьми, звездами Российской эстрады. Также программа в увлекательной форме познакомила зрителей с Николо-Сольбинским монастырем, его насельницами, уникальной архитектурой и интересными моментами жизни обители.

Николо-Сольбинский монастырь находится в лесу, далеко от селений и больших городов. Такое месторастположение очень способствует жизни и развитию детей. Дети здесь изолированы от негативного влияния городской среды, растут в экологически чистых условиях, питаются натуральными продуктами от собственного монастырского хозяйства, имеют возможность соприкоснуться с естественной жизнью, учатся любить окружающий мир и благоговеть перед Божиим творением.

Девочки с большим желанием помогают сестрам в их повседневных делах. Участвуя в свободное от уроков время в монастырских послушаниях, они многому учатся, перенимают опыт. У детей есть уникальная возможность испытать себя в самых разных сферах деятельности, это способствует более осмысленному выбору профессии в дальнейшем.

Отдых девочек всегда интересный и разнообразный. Во время каникул они ездят в паломнические и познавательные поездки по России и за границу, каждое лето отдыхают на море в Италии, посещают театры, музеи, концертные залы, в монастыре проводятся интересные мастер-классы и мероприятия.


«Добрая школа на Сольбе» стала известной и авторитетной, достигла значительных результатов, которые признаются на региональном и федеральном уровнях.

Выпускницы школы поступают в высшие и средние учебные заведения, создают семьи. Желающие посвятить свою жизнь Богу остаются в монастыре, в то же время продолжая обучение в вузах.

Некоторые девочки после выпуска из приюта и школы продолжают свое обучение в стенах монастыря в профессиональном колледже «Добрая шкала на Сольбе».

Ежегодно в школу поступает большое количество заявлений от родителей с просьбой принять их детей на обучение, приходится отказывать, так как школа переполнена. Девочкам стало уже тесно в здании, которое находится в монастырской стене. Не хватает классов и спален.

Необходимо построить новое здание приюта и школы с пансионом за территорией монастыря на прилегающей к монастырю территории.

Об организации церковных приютов за территорией монастырей неоднократно говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «недопустимо, когда детский приют становится непосредственной частью монастыря», «настоятельно рекомендуется обеспечить размещение зданий приютов за оградой монастыря» («Основные принципы деятельности церковных приютов Русской Православной Церкви»).

Мы с девочками с радостью и благодарностью надеемся на Вашу помощь в строительстве новой школы!

При слове "приют" на ум приходит унылое холодное учреждение, наполненное безысходностью, страхом и чувством унижения. И в самом деле - подобные места, как правило, не святятся радостью, а попадают туда дети, не по своей вине оказавшиеся на обочине жизни из-за плачевных жизненных коллизий. Но так ли всё трагично?

Накануне мне удалось побывать в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре, где находится один из таких приютов, а вдобавок ещё и гимназия. Кстати, эта тема актуальная - в последнее время вокруг приюта скопилось много негатива и появился даже некий ореол скандальности. Почему вдруг? Если кому интересно - Гугл в помощь. Ну а я решил собственными глазами взглянуть на то, как там живут.


1. Полтора часа по Калужскому шоссе и мы в Малоярославце. Здешние места хорошо помнят события 1812 года - даже на монастырских вратах в своё время специально по личному распоряжению Александра I были сохранены следы французской шрапнели.

2. Встреча.

3. Черноостровский монастырь сейчас вполне благополучен, однако, позади у него история, полная невзгод и потерь. И разграбление в Смутное время, и почти полное разрушение в 1812-м, и печальные постреволюционные потрясения.

4. О жизни монастырского сестричества я расскажу в одном из ближайших постов, а это здание детского приюта "Отрада", открытого в самый разгар "лихих" 90-х по благословению патриарха Алексия II. Здесь воспитываются 60 девочек в возрасте от двух до семнадцати лет из самых разных уголков страны.

5. Новый корпус приюта был построен при поддержке НКО "Связь поколений" и сейчас в нём, не считая спален - 11 классных комнат, часовня, библиотека, компьютерный класс, комната отдыха, спортивный и концертный залы.

6. Учёба проходит в специально созданной для этой цели гимназии, по окончании которой барышни сдают экзамены и получают аттестат государственного образца. Кстати, помимо общеобразовательной программы, в ходу здесь хореография, живопись, лепка, рукоделие, вокал, сольфеджио, дирижирование. Конечно же, не обходится без греческого и церковно-славянского языков, основы древнерусского знаменного распева и византийской музыки.

7. Полно грамот, всех не перечесть, да это не так уж и важно.

8. На стенах развешаны акварели и гуаши с впечатлениями от поездок, в том числе, и зарубежных. Честно говоря, я был изрядно удивлён, узнав, что вопреки сложившимся представлениям о монастырском затворничестве, гимназистки путешествуют так, что иной трэвел-блогер позавидует. Италия, Израиль, Кипр, Греция, Болгария, Македония, Словакия и так далее. По православным, конечно же, маршрутам.

9. С обычной светской школой связывают, помимо прочего, такие стенды.

10. А как, собственно, проистекает учебный процесс? Давайте потихоньку заглянем в классы.

11. Впрочем, потихоньку заглядывать и не надо было. Барышни с удовольствием встречают заезжих гостей. Очередной разрыв шаблона - приготовившись увидеть приютских детей во всём нелицеприятном понимании этого образа, взамен знакомишься с открытыми и дружелюбными юными гражданами.

12. Вот, например - урок английского, преподаваемый, между прочим, носительницей языка из самых что ни на есть США. Правда, адаптированной для местных условий и именуемой "матушка Екатерина".

13. А так выглядит кабинет химии.

14. Факультативный урок рукоделия.

15. По окончании гимназии многие становятся студентами факультета православной журналистики (оказывается, есть и такой) Российского государственного социального университета. Понадеемся же, что эти милые создания не попадут под каток пропаганды, а будут верны профессии.

16. Но вдруг я услышал знакомые звуки любимого мною Бранденбургского концерта Баха! И точно, заглянув в актовый зал, я понял - в монастырских стенах в почёте далеко не только православные песнопения.

17. Добро пожаловать в уголок машинной вышивки. Интересно, на чьи же пожертвования такой навороченный станок?

18. Как раньше говорили - "с числовым программным управлением".

19. Перемещаемся в тренажёрный зал. В здоровом теле - здоровый дух и наоборот. Советский Светский врач непременно бы упомянул формулировку, согласно которой очень важна гармония физического и психического здоровья. А можно ещё и по Чехову - в человеке всё должно быть прекрасно!

20. Над чем так корпит юная воспитанница в гимназийной библиотеке?

21. А вот и прачечная, опровергающая бытующее мнение о вторичности "низменной и материальной" гигиены в монастыре.

22. Ого, здесь целые комнаты с яркой разноцветной одеждой! А как же хрестоматийное "белый верх, чёрный низ"?

23. Красивые!

24. Медицинский кабинет. Доктор в приюте приходящий, из городка.

25. Здесь же, в самом здании - часовня.

26. Интересно было понаблюдать, как дети с абсолютно светской радостью предвкушают обед. Да, начало и окончание приёма пищи в обители действительно по звонку, но ассортимент еды-то неплох. И это в постный день.

27. Но перед началом трапезы обязательная молитва, тут никуда не денешься.

28. А вот так выглядят комнаты, где живут девочки.

29. Рекреация для самых маленьких обитательниц.

30. Кстати, вот они.

31. Предметы интерьера детей постарше.

32.

33.

34. Всё-таки, удивительное дело... Какой бы унизительной и тягостной ни была прошлая жизнь попавшего сюда ребёнка, он всё равно будет вспоминать своих родителей, запечатлённых на постепенно выцветающих карточках. И мать-наркоманку, лишённую родительских прав, и отца, умершего от беспробудной пьянки.

35. Признаюсь, довольно трогательно было наблюдать, как при демонстрации собственноручно сделанного документального фильма, воспитанницы то и дело тыкали пальцами в экран - "ой, это я!", "а это я в три года!". Сегодня-то уже и женихов им впору подыскивать.

36. Я слышал много нелестного об этом приюте, поэтому и согласился посмотреть на всё собственными глазами. Но вот честно - не заметил ни у кого из гимназисток болезненной надломленности, той специфической религиозной отчуждённости, присущей многим набожным людям, проводящим добрую часть жизни при храмах и монастырях.

38. Ведь наверняка далеко не все из них решат продолжить церковную карьеру, а используют приютскую жизнь лишь как этап вынужденной социализации.

39.

40. Каково им будет в нашем агрессивном и малодружелюбном мире потом? Смогут ли они адаптироваться и не сломаться?

41. Хочется верить, что, как пелось в известной песне Максима Леонидова - без бед.

42.

 

Возможно, будет полезно почитать: