«Матушка Матрона всю жизнь боролась за каждую приходящую к ней душу, — вспоминает Зинаида Жданова, — и одерживала победу. «Какой великий дух жил в этом маленьком теле!»

Где помолиться и поклониться Матронушке

Молиться можно по этой книге, где бы вы ни были, в любое время, в любом месте.

Молиться можно как перед иконой в храме, или иконой, которую вы приобрели в храме и держите у себя дома, так и перед образом в этой книге.

Помните, что святые всегда и везде услышат нас. Потому что в Божественном мире нет пространства и времени в нашем понимании. Некоторые люди думают, что с Матроной можно встретиться только в Покровском монастыре или на ее могилке на Даниловском кладбище, или в храмах, где есть ее икона. Там действительно очень сильные, намоленные места. Но встреча с Матронушкой может произойти и в любом другом месте. Потому что душа не привязана к какому-то определенному месту в земном мире. Матронушка с небес видит и слышит все просьбы, все молитвы одновременно. И помогать она может одновременно всем нам, кто верит в ее помощь и ждет ее. Нам не всегда понятно, как это может быть – но в Божественном мире невозможного нет.

Однако если будете в Москве, посетите хоть раз Покровский монастырь, а может, и Даниловское кладбище. После канонизации мощи Матронушки перенесли в монастырь, в могилке останков уже давно нет – но по сей день и там молятся верующие, и там встречаются с Матронушкой, потому что держит она свое обещание: помогать всем, кто на ее могилку придет.

Даниловское кладбище находится недалеко от метро «Тульская», у 3-его транспортного кольца. На кладбище есть указатель к могиле Матроны, заблудиться трудно – могила недалеко от входа. Принесите цветы, помолитесь, поговорите с Матронушкой как с живой. И еще возьмите немного песка из специальной емкости на могиле. Это особый песок, он обладает чудодейственными, в том числе и исцеляющими свойствами. Можно посыпать его дома, можно немного зашить в мешочек и носить с собой.

Если хотите помолиться у мощей и иконы Матроны Московской, поезжайте в Покровский Ставропигиальный женский монастырь, расположенный по адресу: улица Таганская, 58 (метро «Таганская», «Марксистская», «Пролетарская» или «Крестьянская застава»). Монастырь открыт ежедневно с 7.00 до 20.00 (в воскресенье с 6.00 до 20.00). Ехать лучше пораньше, обычно там большие очереди.

Удивительна история и самого Покровского монастыря, и обретения им святых мощей Матроны Московской. Когда-то на месте монастыря были так называемые «Убогие дома» – а попросту братская могила, где хоронили всех, кто умер без покаяния. Это были как правило нищие, бездомные, другие безвестные люди, найденные мертвыми на улице, а также казненные преступники. Рассказывали, что именно здесь оказалось в свое время и тело самозванца Григория Отрепьева – Лжедмитрия, убитого восставшим народом.

В 1626 году на Покров день царем Михаилом Федоровичем Романовым вблизи Убогих домов был основан Покровский монастырь. Сами же Убогие дома прекратили свое существование при правлении Елизаветы II, дочери Петра I: тогда в России была отменена смертная казнь, а вместе с ней ушла в прошлое и традиция без разбору хоронить погибших и убиенных таким нецивилизованным способом. К тому же нагрянувшая эпидемия чумы сделала братские могилы опасным источником инфекции. Тогда они и закончили свое существование, и Елизавета распорядилась больше никого не хоронить в городской черте, устроив для этого кладбища за пределами Москвы.

Отстроен монастырь был лишь через двадцать лет после основания, уже при царе Алексее Михайловиче. Знал он и очень хорошие времена, когда цвели здесь фруктовые сады, сияли куполами церкви, и годы разрухи, и следующего за ними возрождения, пострадал во время войны 1812 года, после вновь был восстановлен, и еще не раз перестраивался. После революции 1917 года его постигла печальная участь большинства российских монастырей: обитель закрыли, с церквей сняли купола, и в обезображенных зданиях разместили какие-то учреждения и организации.

Лишь в 1994 году монастырь, до революции бывший мужским, был возобновлен, но теперь уже в качестве женской обители. Настоятельницей его стала инокиня Ольга (Мискина), в монашестве получившая имя Феофания. И все тяготы по восстановлению разоренного, изуродованного монастыря взяла она на себя вместе с первыми сестрами-насельницами. Денег не реставрацию не было, и, казалось, помочь могло только чудо. И Феофания знала, у кого просить о чуде. Конечно, у святой Матроны Московской. Стала она вместе с сестрами молиться на могиле Матронушки – тогда еще запущенной, мало кем посещаемой. И деньги находились – действительно чудом, приходили самыми неведомыми путями.

Так обрел монастырь свою небесную покровительницу. А когда поднялся монастырь из разрухи, мощи Матроны Московской были перенесены с Даниловского кладбища сюда, чтобы после канонизации святой стать его главной святыней.

Сегодня благодаря Матроне Московской Покровский монастырь стал самым посещаемым в Москве: сплошным потоком изо дня в день идут сюда люди, чтобы поклониться святым мощам праведницы и чудотворицы.

Помолитесь возле иконы Матроны Московской. Если хотите, можно положить за раму записочку с вашей просьбой. Но можно и просто постоять, мысленно с Матроной поговорить. Помните, что мысленное обращение она тоже слышит, а не только слова. Потом подойдите к раке с мощами, приложитесь к ней трижды. Все, кто так делает, знают, что после этого особенно сильная связь с Матроной устанавливается, и остается на всю жизнь, где бы вы ни были и что бы ни делали.

Тут возможны самые разные чудеса. Многие люди чувствуют присутствие Матроны, даже слышат, как она говорит с ними, или, как сама Матрона говорила, вкладывает мысли в их головы. А некоторые чувствуют особый аромат, благоухание. Так дает о себе знать святая.

Однако если вы ничего такого не ощутите, все равно знайте, что Матронушка рядом и слышит вас.

И еще, если уж окажетесь в монастыре, постойте и помолитесь возле иконы Богоматери «Взыскание погибших». Это особая икона, написанная когда-то по просьбе Матроны, для чего всей деревней собирали деньги, чтобы заплатить художнику. Икона это долгое время хранилась у Матроны и приютивших ее добрых людей – матери и дочери Ждановых. Икона почитается чудотворной, и спасает она и людей от гибели, и души погибшие из плена всякой нечисти вызволяет.

Есть и еще одна замечательная возможность поклониться Матронушке – для тех, кто готов отправиться в поездку в деревню Себино Кимовского района Тульской области, на родину святой. От Москвы ехать недалеко, на машине часа три-четыре. Можно ехать и на автобусе с пересадками: сначала до Новомосковска, оттуда – до Кимовска, а после сесть в автобус, следующий до Устья, он и привезет вас в деревню Себино. Правда, автобусы там ходят редко, поэтому если соберетесь, о расписании справьтесь заранее. А любители организованных поездок могут найти турфирму, организующую паломнические поездки, сейчас таких немало.

Деревня Себино расположена в необыкновенном месте. Всего в одиннадцати километрах отсюда находится Куликово поле, где в 1380 году войсками Дмитрия Донского были остановлены орды кочевников под предводительством хана Мамая. Именно этим событием было положено начало освобождения России от трехсотлетнего золотоордынского ига. Именно тогда было предотвращено нашествие завоевателей через Россию на Европу. До сих пор здесь служат молебны по убиенным воинам, ходят ежегодно крестным ходом.

Есть вокруг и другие достопримечательности: целебный источник в расположенной неподалеку деревне Ховань, крайне живописные речные берега, являющиеся охраняемым памятником природы, да и сама вода в речке Мокрая Табола, говорят, целебная, обладает особыми омолаживающими свойствами благодаря содержанию некоторого количества растворенного в ней минерала целестина, в изобилии присутствующего в береговых породах.

Рассказывают, что в этих местах не так уж редко рождались люди с особыми способностями к исцелению – немало таких и сейчас живет поблизости. Но, конечно, нет и не было равных Матронушке по масштабу этого дара, а главное, по праведности ее жизни и прирожденной принадлежности к святому воинству Господнему.

Себино – деревенька небольшая, домов в ней много заброшенных, народу живет не так много. Но все жители помнят и почитают Матронушку, и паломников встречают с радостью.

Сохранился в Себино даже дом, где родилась и жила Матрона – правда, находится он в весьма плачевном, полуразрушенном состоянии. А вот церковь Успения Пресвятой Богородицы, где крестили Матронушку, и где она сама молилась в течение сорока лет, прежде чем переехала в Москву, хорошо сохранилась, и поддерживается силами прихожан и благотворителей. Церковь хоть и перестраивались, но стены ее – те самые, старые, которые помнят Матронушку. Есть здесь такие святыни как частица ее мощей и частица гроба. И еще сохранилась одна удивительная, драгоценная святыня – та самая купель, в которой крестили Матрону.

В Успенской церкви приезжему всегда подскажут, у кого из сельчан можно остановиться на ночлег. Здесь по сей день Матронушкиным духом все дышит, будто она продолжает жить в каждом доме. Очевидцев ее чудес здесь уже не осталось, но местные жители с удовольствием рассказывают о ней, передают предания из уст в уста. Говорят, что некоторым из сельчан Матронушка являлась во сне, велела привечать всех людей, что будут приезжать сюда, чтобы ей поклониться. Вот и выполняют они заветы Матронушкины – и впрямь привечают и заботятся как могут. Помолившись в храме, здесь принято благодарить Матрону: для этого на иконе есть специальная цепочка, куда люди вешают в благодарность украшения или крестики.

Как и предсказывала Матронушка, Успенская церковь в ее родной деревне закрывалась только на десять лет – с 1937 по 1947. К счастью, ее не разрушили, не взорвали в эти годы, как было со многими другими храмами. По ходатайствам местных жителей в 1947 году храм был открыт снова, став действующим. А в 2002 году там открыт придел Матроны Московской. Множество лю дей свидетельствуют, что после посещения этого храма и болезни проходят, и невзгоды отступают.

Просите с открытой душой – и дано будет вам

Множество записок кладут люди к иконе Матроны Московской, обращаются к ней устно и письменно, оставляют свои просьбы и на множестве форумов и сайтов в Интернете, посвященных святой. Наберите в поисковике «Матрона Московская», и сами найдете их.

О чем же просят наши соотечественники святую, с какими мольбами взывают к ней? С обычными, человеческими, всем и каждому понятными. Вот некоторые из них, в которых просто-таки бьется чистая, открытая, страдающая душа:

Матушка Матронушка, мне очень, очень плохо одной! Помоги встретить своего суженого для счастливого замужества, родить ему здоровых детишек.

Святая Матрона, помоги мне, рабе Божией, забеременеть, услышь мои молитвы, чтобы родился у меня крепкий здоровенький ребеночек.

Матронушка, помоги, подскажи мне путь верный в моей жизни. Если Виталий – это моя судьба, пусть у нас все сложится, а если нет – подскажи, как и где найти свою вторую половинку.

Святая Матронушка, прости мне все грехи мои, прошу, помоли Бога обо мне, чтобы восстановилась моя семья. Пусть муж мой Алексей на путь праведный встанет и ко мне вернется.

Святая матушка Матронушка, помоги мне в моей жизни обрести любовь, гармонию. Чтобы светом и радостью душа моя заполнилась. Чтобы жизнь благополучной и счастливой была.

Матронушка, матушка, помоги мне от недугов моих избавиться и с финансами решить проблемы.

Святая матушка Матрона, я одна осталась с ребеночком, мой муж погиб. Прошу, помоги мне с этим горем справиться, слезы мои утри. Уже три года его нет, а я все плачу, и жизни не вижу. А ведь моему мальчику нужен отец. Вдруг случится такое чудо, и я еще встречу человека, который будет любить меня и моего сына…

Матронушка, помоги мне хорошую работу найти, чтобы я могла детям моим достойную жизнь обеспечить.

Матушка Матрона, помолись Боженьке о моем отце, чтобы он с болезнью справился и снова на ноги встал.

Матронушка, моему сыну 27 лет, помоги ему найти хорошую девушку, чтобы он с ней обвенчался с Божьего благословения, чтобы детишки у них родились, а мои внуки. Помоги ему от старой его любви освободиться, а то сил нет видеть, как он мучается и страдает…


Пишите, просите вслух или про себя, обращайтесь к Матронушке – и вы сразу же почувствуете, что страдания отступают, словно проясняется небо над вами, и появляется надежда, а вместе с ней и вера, что все у вас будет хорошо. Главное – будьте искренни, говорите то, что на душе, и верьте, верьте, верьте.

Себино. Начало удивительной истории маленькой святой

«Какой великий дух жил в этом маленьком теле!»

Почему так любят Матронушку в народе, почему слава ее возрастает год от года? Конечно, потому что редким даром чудотворства и помощи людям наделена она. А еще и потому, что кажется очень близкой и понятной нам, ныне живущим – и не удивительно, ведь обычно истории святых воспринимаются нами почти как мифы или легенды, и сами они отделены от нас огромными пластами времени… Матронушка же – почти что наша современница. И жила она как обычный человек, в недавнее и знакомое нам советское время, и еще живы люди, которые лично знали и помнят ее. Такая простая, обычная, маленькая, ростом с ребенка, слепенькая – и при этом наделенная великой силы духом, святая чудотворица, какие очень редко отмечают наш земной мир своим присутствием.

Матронушка пришла поддержать нас в самые тяжелые времена, отмеченные революцией, гражданской войной, сталинскими репрессиями, кровавой борьбой с фашизмом, разрушением и осквернением церквей, попранием самой православной веры. И сколько душ спасла она, скольким людям помогла выстоять, выдержать во всей этой круговерти, сохранить себя и дух свой укрепить, к Богу прийти, даже когда святыни рушились кругом. Помогла она нам главную святыню обрести – в сердце своем, которое может оставаться чистым, Богу преданным, что бы ни творилось кругом. Сам Господь ее и прислал нам, для помощи, поддержки, для спасения нашего.

И продолжает Матронушка спасать нас ежедневно и ежечасно, как при жизни земной делала, так и после ухода в жизнь вечную.

«Какой великий дух жил в этом маленьком теле! Сам Господь Бог смотрел на нас через ее закрытые веки. И чудеса вершила она волей Божией», – прочитал я в тетради моей мамы выдержки из письма К. И. Иванова, который сам посещал Матрону и испытал на себе ее чудодейственную помощь: она вылечила его от затяжного бронхита. Я не знаю, кто был этот человек – видимо, знакомый матери, с которым она какое-то время переписывалась. Таких свидетельств сохранилось очень мало, приходится собирать их буквально по крупицам.

В биографии Матроны Московской еще много загадок и тайн

Несмотря на то, что, по историческим меркам, совсем недавно жила святая, но далеко не все ясно сейчас в биографии Матроны Московской.

Причина, как мне представляется, в том, что мы, как известно, «что имеем – не храним». Жила рядом с людьми чудотворица, прозорливица, исцелительница, великая святая душа, ходили люди к ней за помощью, помощь эту получали, но никому не пришло в голову биографию ее писать при жизни, или хотя бы собрать об этой жизни точные данные. А вот когда посмертная слава пришла к ней – спохватились, что знаем-то, оказывается, очень мало. А ведь, по большому счету, надо было бы за ней каждое слово записывать – какой бы это был богатейший материал! Но, увы, не нашлось тогда такого человека.

Однако не будем никого осуждать, может, Господу было так угодно, чтобы урок нам преподать – давайте будем ценить то, что имеем, дорожить каждым мигом жизни, интересоваться теми людьми, с кем нас жизнь сводит, расспрашивать их, записывать, оставлять для потомков те знания, которые нам довелось получить…

И все же был человек, оставивший нам, потомкам, живые свидетельства о жизни Матроны Московской. Этот человек – Зинаида Жданова, в доме которой на Арбате Матронушка жила почти восемь лет. Она написала книгу о Матроне Московской. Но и в этой книге тоже лишь отрывочные сведения, из которых полная картина жизни святой складывается с трудом. К тому же церковь, например, не признала книгу Ждановой в качестве основы для официального жития святой, потому что, по мнению многих исследователей, в этой книге порой очень трудно отличить вымысел от правды.

Но мы должны быть благодарны Зинаиде Ждановой за то, что она оставила нам свой труд. По сути, нигде больше не собрано столько свидетельств современников о жизни маленькой святой.

Зинаида Владимировна Жданова родилась в 1917 году. К ее судьбе, как и к судьбе ее матери, Матрона Московская имеет самое прямое отношение. Мать Зинаиды Евдокия, односельчанка Матроны, была некрасивой девушкой из простой крестьянской семьи. В 28 лет она все еще была не замужем, и в деревне на нее уже повесили ярлык вековухи, старой девы. Но Матрона посоветовала Евдокии поехать в Москву, устроиться там на работу, и предсказала, что она выйдет замуж за богатого барина, да к тому же красавца.

Евдокия последовала совету, и в Москве устроилась кухаркой в знатную семью Ждановых, у которых был единственный сын Владимир. Когда он, студент института путей сообщения, поехал на практику, родители отправили с ним и Евдокию в качестве прислуги. Он и внимания не обращал на неказистую кухарку, но ему было несколько знамений: то какой-то голос во сне просил жениться на Евдокии, то случайно встреченный старец, очень похожий на святого, говорил то же самое. В итоге Владимир и правда женился на ней, чем вызвал крайнее неудовольствие семьи. А когда случилась революция, выяснилось, что Владимира от большевистской расправы спасло лишь то, что он женат на простолюдинке.

Через много лет Евдокия и Зинаида Ждановы приютили Матрону у себя в Москве. Давали они приют и другим праведным, блаженным людям – за что Зинаида и пострадала: в 1950 году ее арестовали по нелепому обвинению в организации церковно-монархической группы. Проведя несколько лет в лагерях, она вернулась в Москву после разоблачения культа личности Сталина и была полностью реабилитирована. Прожила Зинаида Жданова долгую жизнь, и умерла, дожив до преклонных лет, в 2007 году.

Ее свидетельства ценны для нас еще и тем, что сама Матрона Московская благословила ее написать книгу. Зинаида однажды посетовала, что через много лет люди ничего не узнают о Матроне и творимых ею чудесах. «Как же не узнают? Узнают», – ответила ей Матрона. «Но откуда?» – удивилась Зинаида. – «Ты напишешь».

Но собралась написать она эту книгу только через сорок восемь лет после смерти Матронушки.

Первый раз книга «Сказание о житии блаженной старицы матушки Матроны» была издана в 1993 году.

В книге Зинаиды Ждановой указано, что Матрона Московская родилась в 1881 году. Но в официальном житии святой мы видим другую дату рождения – 1885 год. Но и эту дату нельзя считать полностью достоверной, так как выведена она на основе косвенных источников. Дело в том, что комиссия по канонизации святых Московской епархии не нашла нигде никаких документов, свидетельствующих о рождении Матроны. Удалось найти лишь документ о ее смерти, где было сказано, что она скончалась в 1952 году в возрасте 66 лет. Поскольку известно, что родилась она в ноябре (по святкам ей дали имя в честь святой Матроны Царьградской, чья память отмечается 9 ноября по старому стилю), то был сделан вывод, что год ее рождения – 1885.

В последнее время появились свидетельства, подвергающие сомнению и эту дату. В средствах массовой информации были публикации о том, что исследователи-генеалоги уже после канонизации Матроны изучали тульские архивы и, просмотрев все метрические записи с 1880 по 1890 год, нигде не нашли сведений о рождении в Себино девочки по имени Матрона. Однако в деле за 1893 год почти все страницы оказались вырваны. Так, методом исключения, и был сделан предположительный вывод, что настоящим годом рождения Матроны Московской мог быть 1893. А в кладбищенской книге, где сделана запись о смерти, цифры различимы неотчетливо, там мог быть указан как возраст 66, так и 68 лет.

Впрочем, так ли это для нас важно? У святых ведь нет человеческого возраста, живут они по другим законам. И даже смерти нет для них в нашем обычном человеческом понимании. Жива Матронушка для всех, кто любит ее и почитает, и всегда она рядом с нами.

Рождение необыкновенного ребенка

Есть, конечно, в биографии Матроны Московской и факты, абсолютно точно установленные и неопровержимые.

Один из таких фактов – что Матрона родилась не просто слепой, а вообще без глаз. Под плотно сомкнутыми веками не было глазных яблок.

Такое случается крайне редко. Медицине известны буквально единицы подобных случаев. Но бывало это и раньше, бывает и в наши дни. И медики до сих пор ничего не могут сказать о причинах. Ссылаются на плохую экологию, большое содержание вредных веществ в воздухе, воде, продуктах. Но во времена, когда родилась Матрона, такой химии еще и не было. Значит, дело все же не в экологии.

Как мы знаем, все в мире происходит не случайно. И то, что не может объяснить наука, легко объясняется Божьим промыслом. Многие считают, что болезни и немощи даются людям только за грехи. Но на самом деле это не так. А что если Бог таким образом не только посылает испытание, но еще и взывает к силе нашего духа, чтобы одержал победу над немощной плотью? Чтобы не сдавались мы немощам, а лишь сильнее становились, принимая их как брошенный судьбой вызов, чтобы крепчали духом.

Святым болезни не могут за грехи даваться, ибо нет у них грехов – а лишь для еще большей святости. По моему же мнению, Господь отметил Матрону таким знаком, чтобы продемонстрировать всем нам: великий дух может жить даже в немощном теле. И сила духа может преодолеть эти немощи, возвыситься над ними и победить их.

И дух Матроны, всегда пребывающий в единстве с Богом, явил чудеса. Матрона была наделена духовным зрением. И это не иносказание: она действительно видела, видела даже без глаз, чему есть немало свидетельств.

Например, Евдокии, будущей матери Зинаиды Ждановой, она в точности рассказала, как будет выглядеть ее жених, «барин с усиками». Как она могла это вообразить себе, если никогда в жизни не видела ни одного человеческого лица? Значит, все же видела.

Есть свидетельства, как она рассказывала приходившей к ней в Москве женщине, что знает все иконы в церкви Ризоположения, и описывала, как эти иконы выглядят и где размещены.

Удивительный случай рассказан Зинаидой Ждановой в ее книге. После войны Зинаида заканчивала архитектурный институт, собиралась защищать диплом, но ее руководитель говорил, что проект недостаточно хорош, и ее скорее всего завалят на защите. Со слезами пришла она к Матронушке, но та сказала: «Защитишься!». А затем посоветовала взять пример с итальянских мастеров, построивших дворцы во Флоренции. И рассказала Зинаиде, как выглядит один из таких дворцов, какие у него великолепные арки для въезда. Добавила: «И ты сделай так же».

Матронушка, которая никогда не была в Италии, не могла видеть флорентийские дворцы ни наяву, ни на картинках или фотографиях – все же говорила о них так, будто воочию видит их.

Зинаида, внеся изменения в свой проект, как советовала святая старица, и впрямь легко защитилась.

А еще известны такие слова Матроны: «Мне Бог однажды открыл глаза и показал творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек».

Как же мы мало еще знаем о человеческих возможностях… Даже не подозреваем, что ограничения плоти могут быть преодолены Божественным духом. Что можно видеть даже без глаз. Что можно путешествовать по всему миру, даже не сходя с места.

Дары эти даны лишь единицам, таким великим душам, как Матронушка. Но, может, пришла она в наш мир еще и для того, чтобы показать нам, на что в самом деле способен человек, чтобы воодушевить нас, продемонстрировав огромный нераскрытый потенциал, таящийся в человеческой натуре.

Святые ведь приходят в наш мир не для того, чтобы мы молились им, как Богу. Они приходят, чтобы показать пример, помочь и нам дотянуться до них, и стать ближе к Богу – так, как близки к Богу они, на первый взгляд, ничем не отличающиеся от нас, обычных людей, а подчас даже более слабые, немощные, те, кого мы привыкли называть калеками.

Но гораздо больше заслуживают названия калек те, у кого в крепком здоровом теле слабый, не укрепленный верой, ничтожный дух.

Все мы знаем поговорку: «В здоровом теле – здоровый дух», но мало кому известно, что смысл ее сильно искажен, а изначально она звучала примерно так: надо, чтобы в здоровом теле был еще и здоровый дух. То есть одного лишь здорового тела – мало. И здоровое тело – вовсе не гарантия здорового духа. Над духом-то надо трудиться и трудиться, чтобы он здоровым стал. И самым здоровым становится тот дух, что преодолевает немощи и ограничения тела.

Матронушка отличается от большинства известных нам святых тем, что была отмечена святостью уже с рождения. Обычно бывает иначе – судьба хоть и предрекает человеку обрести святость, но по пути к этой святости он проходит через обычную жизнь обычного человека, полную грехов, искушений, суетных дел, мыслей и желаний. И требуется большой подвижнический труд, чтобы душа смогла возвыситься, очиститься, отринуть мирскую суету и прийти к служению Богу. Матронушка же была святой с первого дня своей земной жизни. Ее чистая детская душа никогда не была замутнена никакими грехами, и ни один соблазн внешнего мира над ней не имел и не мог иметь власти. Жила она по сути как ангел во плоти, чуждая человеческим страстям, целиком и полностью пребывающая в Боге, и несущая свет Божественной любви всем людям без исключения.

Была она не только святой, но блаженной – так называют тех, кто отмечен особой благодатью Божией, кто несет в себе особое душевное тепло, мягкость, смирение перед невзгодами, кто даже на зло способен ответить добром и не озлобиться, а оставаться любящей чистой душой, что бы ни происходило вокруг. Если вдуматься, то слабый духом человек на такое не способен – очень сильным должен быть дух, чтобы не ломаться от испытаний и невзгод, а становиться все более умиротворенным, светлым, тихим и любящим.

Конечно, недостаточно просто родиться святым – надо еще суметь сохранить эту святость, и всей жизнью своей подтвердить свою богоизбранность – неустанным служением Богу и бескорыстной самоотверженной помощью людям. В этом смысле жизнь Матроны Московской – настоящий подвиг.

Поверьте, совсем это не просто, и труд требуется колоссальный, чтобы прожить жизнь праведную, святую. Это мы сейчас с вами знаем, что Матрона Московская – святая. Это сейчас она почитаема и всеми признана как великая чудотворица и подвижница. А тогда, когда родилась она, никто ведь об этом не знал. И для всех поначалу она была просто больная девочка, калека, обуза для семьи. Родители были простые, бедные, многодетные, уже не очень молодые. Никто Матроной и ее развитием особо не занимался, ничему ее не учили, книжек ей не читали. Почему она выросла не жалким забитым ребенком, страдающим от своих немощей и жалости к себе – а великой душой, которая и сама никогда не жаловалась, и людям помогала, от бед их спасала? Не ее, калеку, спасали – она спасала, вдумайтесь только! Да потому что с Богом возможно все. Душа, в Боге пребывающая, все побеждает, и вершит чудеса.

Но тогда никто об этом и не подозревал. Тогда думали – родился больной ребенок, калека, наверняка долго не протянет. Смертность в младенчестве в те времена была делом обычным. Есть свидетельства, что и у супругов Никоновых, Дмитрия и Наталии, родителей Матроны, целых четверо детей один за другим умерли во младенчестве. Боялись, что и эта девочка умрет, и чтобы не умерла некрещеной, решили поскорее покрестить.

И вот тут начались настоящие чудеса и знамения, которые всегда указывают на рождение святого.

Вы держите в руках книгу "Житие и чудеса Блаженной старицы Матроны ", составленную Зинаидой Владимировной Ждановой, в семье которой продолжительное время жила блаженная старица Матрона. Эта книга - живое свидетельство о подвижнической жизни особо чтимой московской святой, мощи которой с 1998 года почивают в возрожденной в середине девяностых годов минувшего столетия обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Уроженка Тульской губернии, от рождения лишенная возможности видеть, она обладала благодатным духовным зрением, даром прозорливости. В нелегкие для Церкви годы богоборческого гнета, Матронушка стала всенародной...

Читать полностью

Вы держите в руках книгу "Житие и чудеса блаженной старицы Матроны", составленную Зинаидой Владимировной Ждановой, в семье которой продолжительное время жила блаженная старица Матрона. Эта книга - живое свидетельство о подвижнической жизни особо чтимой московской святой, мощи которой с 1998 года почивают в возрожденной в середине девяностых годов минувшего столетия обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Эта обитель, вновь ставшая местом монашеских подвигов, местом молитвы, особенно дорога верующему сердцу тем, что в ее стенах 2 мая 1999 года при большом стечении народа состоялся чин канонизации блаженной старицы Матроны, подвижницы благочестия XX века. Особым светом сияет блаженная Угодница Христова среди великого сонма русских святых, предстоящих Престолу Божию.
Уроженка Тульской губернии, от рождения лишенная возможности видеть, она обладала благодатным духовным зрением, даром прозорливости. В нелегкие для Церкви годы богоборческого гнета, Матронушка стала всенародной утешительницей, люди шли к ней, ища разрешения жизненно важных вопросов, утешения в скорбях, учась у нее смирению, терпению и деятельной христианской любви.
В 1925 году она перебралась в Москву, в которой прожила до конца дней своих. В этом огромном столичном городе было множество несчастных, потерянных, отпавших от веры, духовно больных людей. Живя здесь около трех десятилетий, блаженная совершала то духовно-молитвенное служение, которое многих отвратило от гибели и привело ко спасению. Москву она очень любила, говорила, что "это святой город, сердце России". И сегодня не иссякает поток людей, притекающих в Покровскую обитель, с верой приносящих к мощам блаженной старицы свои чаяния и молитвы.
Надеюсь, что эти достоверные воспоминания о блаженной старице Матроне помогут вам в наше непростое время исполниться духом веры и благочестия, дабы с христианским достоинством идти по пути душевного спасения. Жизнь блаженной старицы Матроны, исполненная страданий и лишений, духовно роднит ее с Новомучениками и Исповедниками Российскими, современницей которых она была. Будем возлагать твердую надежду и упование на предстательство Царицы Небесной, всеславному Покрову Которой посвящена эта обитель.
Неугасимый свет лампады в Покровском храме перед ракой с честными мощами святой праведной блаженной Матроны Московской да возгревает в сердцах наших огонь истинной веры Христовой.

Скрыть

Канонизация святой праведной Матроны Московской до сих пор, как ни странно, вызывает споры. Несогласные цитируют житие святой, возмущаясь призывами Матроны хвататься за ее «пяточку», чтоб спастись, и встречей со Сталиным, которому святая Матрона якобы давала советы, как вести войну. Откуда взялись такие фрагменты в житии канонизированной святой? Оказывается, житий было два: народное и каноническое. Рассказывает историк Андрей Зайцев.

Казус

В 2004 году состоялось общецерковное прославление блаженной Матроны Московской (в 1999 году она стала местночтимой святой Московской епархии). Блаженной Матроне выпал уникальный посмертный подвиг - ей катастрофически не повезло с житием.

В Русской Церкви исторически народное почитание праведника и чудотворения прижизненные и (или) посмертные считались достаточными для прославления. Причем чем больше фиксировалось посмертных чудес, тем меньше времени проходило от смерти подвижника до его канонизации. Например, основатели русского монашества преподобные Антоний и Феодосий умерли, соответственно, в 1073 и 1074 году. Феодосия Печерского канонизировали в 1108 году - из-за большого почитания и обилия чудес. А его учитель Антоний Печерский был прославлен значительно позже, от 1132 до1231 года.

Кроме народного почитания и чудес для канонизации необходимо и житие подвижника, где факты его жизни были бы проверены с исторической и осмыслены с духовной с богословской точек зрения.

Народное почитание Матроны было огромным. Чудесные исцеления и помощь немало этому способствовали. А вот канонического жития с проверкой фактов жизни и объяснением духовного смысла подвига блаженной перед канонизацией составлено не было. Зато в 1993 году огромным тиражом вышла книжка Зинаиды Ждановой «Сказание о житии блаженной старицы Матроны». Сказанию, изданному Ново-Голутвинским монастырем, было суждено стать самой популярной народной версией рассказов о Матроне. Именно здесь читателю предлагались история встречи Матроны со Сталиным, упоминание о спасительной «пяточке», освящении св. Матроной воды и масла.

Этот текст подвергся резкой критике со стороны членов Комиссии по канонизации: митрополита Ювеналия (Пояркова), бывшего в то время председателем rомиссии; епископа Тихона (Емельянова), бывшего председателем Издательского совета; игумена Дамаскина (Орловского), составителя житий новомучеников, секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых; протодиакона Андрея Кураева, посвятившего сборнику воспоминаний о Матроне под редакцией Ждановой немало страниц в книге «Оккультизм в Православии».

Жизнеописание св. Матроны в авторской редакции З. Ждановой было признано не соответствующим статусу жития. Комиссией была назначена экспертная группа из преподавателей МДА, которая составила канонический текст жития блаженной Матроны, убрав исторически не достоверные и богословски искаженные сведения о святой. Эту версию жития сегодня можно увидеть на православных сайтах: «Православие.ру», «Седмица.ру», сайте Покровского монастыря.

Житийный материал

Случай, когда к моменту канонизации святого не было составлено его официальное житие, не исключительный, в истории Церкви их было немало. После канонизации историки и богословы могут составить житие подвижника, опираясь на реально существующие тексты о святом. Для жития преподобного Амвросия Оптинского таким источником стало прекрасное жизнеописание старца, составленное в 1900 году архимандритом Агапитом (Беловидовым); о преподобном Серафиме Саровском мы знаем из «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», написанной митрополитом Серафимом (Чичаговым), и записок Николая Мотовилова. Но как же вышло, что именно Зинаида Жданова, простая русская женщина, не сведущая в христианской догматике, становится, пусть и ненадолго, агиографом блаженной?

Сложность здесь в самом понятии канонического агиографического текста, в написании которого есть своя специфика. Жития делятся на две большие группы: мученические и преподобнические. В первом случае в основу агиографического текста ложится судебный протокол допроса мученика, а центральное место повествования занимает описание страданий за Христа. Из древних мартириев (протоколов, свидетельств) читатель мог ничего не узнать о жизни святого до последних дней жизни и его мученической кончины. Они кратки, но почти всегда исторически достоверны.

Классическое преподобническое житие восходит к античному жанру биографий и представляет собой более или менее полный рассказ о жизни подвижника, который может начинаться до момента его рождения (с предсказаний о его рождении) и завершаться описанием посмертных чудес святого. В зависимости от объема сведений о святом и времени, прошедшем с момента его кончины до написания агиографического текста, а также от компетентности составителя житие могло быть подробным и достоверным (например, житие преподобного Феодосия Печерского), а могло и состоять из очень скудной биографической канвы с обилием не связанных между собой рассказов о чудесах праведника, его прижизненной и посмертной помощи, большого количества фольклорных элементов, исторически недостоверных сведений (как в случае с одной из версий жития первых русских святых Бориса и Глеба, написанной монахом Иаковом Черноризцем, или народной версией жития свв. Петра и Февронии Муромских).

Комиссия по канонизации может рассматривать в качестве «житийного материала» все версии текстов о святом, однако обязана дать свою оценку. Народные жития не запрещаются, но получают статус апокрифа (произведения, не признанного Церковью в качестве достоверного исторического и богословского источника информации о святом), как это случилось с «Повестью о Петре и Февронии» или «Сказанием о Борисе и Глебе» в версии Иакова Черноризца. Если текст, предложенный как житие, вызывает сомнения, комиссия проводит расследование и выносит свое суждение - что и произошло в случае с житием блаженной Матроны Московской в редакции З. Ждановой. В акте о канонизации св. Матроны, подписанном патриархом Алексием II, отдельным пунктом указывалось на необходимость составления жития подвижницы, что подчеркивает непризнание Церковью версии «жития» св. Матроны, написанной З. Ждановой.

Бабьи басни

Степень достоверности жития всегда напрямую зависела от его авторства. Традиционно в Русской Церкви преподобническое житие писали ученики святого, лично его знавшие, по благословению игумена монастыря или епископа накануне канонизации праведника. Они опрашивали очевидцев, поднимали монастырский архив, записывали истории паломников о чудесах, произошедших по молитвам подвижника. Если с момента кончины святого до момента написания жития проходило более 50 лет, то в распоряжении составителя жития оставались либо монастырские и церковные записи, либо устные рассказы, передававшиеся из поколения в поколение. В этом случае агиограф становился историком и богословом, способным критически отобрать материал с учетом жанрового канона, соответствия воспоминаний исторической фактуре и христианской догматике. Ничего этого не было и не могло быть сделано Зинаидой Владимировной Ждановой.

Вариант авторской редакции Ждановой «Сказания о Матроне» представляет собой набор очень кратких биографических сведений с обильными рассказами о чудесах. Жданова действительно знала Матрону лично - святая жила в ее квартире на Арбате в 1942-1949 годах. Жданова видела фрагменты жизни блаженной, слышала обрывки ее разговоров с людьми и как могла постаралась записать это, не удерживаясь от попытки интерпретировать некоторые слова или «чудеса» святой так, как она их понимала. Сборник «бабьих басен» дополняли истории, записанные со слов других людей, обозначенных в тексте только по именам. Они видели в св. Матроне «целительницу», которая борется с колдунами и исцеляет людей с помощью «маслица» или «водички». Кстати, упор на целительскую практику святой, борьбу с колдунами характерен и для многих апокрифов. В «Повести о Петре и Февронии» немало примеров того, как Феврония лечит князя от болезней с помощью своего «снадобья».

Жданова и другие соавторы «народного жития» Матроны были очень простые женщины, пережившие войну, личные трагедии. В Матроне они смогли увидеть лишь «простую веру», очевидно явленную в «чудесах», - как и многие нынешние почитатели святой. Этот образ «народного Православия» всегда был распространен на Руси. Еще проповедник XIII века епископ Серапион Владимирский обличал верующих в том, что они слишком мало заботятся об участии в таинствах и благочестивой жизни, но слишком много внимания уделяют чудесам, колдунам и нестандартным способам исцеления. Известно, что языческий элемент «народной» веры крепнет во времена гонений: лишенная возможности открытого исповедания, открытого участия в таинствах, загнанная в подполье, она рождает новые апокрифы и мифы, как это было в начале XX века.

Характерно, что по популярности апокрифические жития нередко вытесняли канонические, отвечающие всем литературным и богословским требованиям. Например, агиографический текст жития о Борисе и Глебе, составленный Нестором, дошел до нас в меньшем количестве списков, чем Сказание о Борисе и Глебе Иакова Черноризца, где святые показаны как живые люди, которые боятся смерти, проявляют сильные чувства; у Нестора же эпизоды убийства свв. Бориса и Глеба даны сухо, с опорой на традиционный житийный канон, а сами образы святых правильны и бескомпромиссны. Народная «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная Ермолаем-Еразмом в середине XVI века, - с оборотнем-змием, забрызгавшим своей ядовитой слюной князя Петра, от чего князя и вылечила Феврония загадочной целебной мазью, - куда более известный древнерусский памятник, чем официальное житие муромских святых.

То же самое произошло и с текстом З. Ждановой. Основная проблема с канонизацией и почитанием св. Матроны в том, что именно апокрифический текст сегодня получил наибольшее распространение, вызвав у одной части православных отвержение, а у другой - горячее сочувствие. Народное житие Матроны в полной мере отразило представления значительного числа современных верующих о том, как готовы они верить и каким должен быть «настоящий» православный святой. Но истинный образ блаженной Матроны, конечно, этому народному образу далеко не тождествен.

Чего со святой Матроной никогда не происходило

В тексте Ждановой содержится ряд сведений о св. Матроне, не имеющий никакого отношения к действительности:

Святая Матрона никогда не встречалась со Сталиным.

Жданова пишет о том, как в октябре 1941 года якобы Сталин приходил к блаженной Матроне и советовался с ней, как вести оборону Москвы и вообще войну. Историки МДА не смогли найти подтверждающих данных о том, что эта встреча действительно произошла. Из канонического текста жития св. Матроны этот эпизод удален.

Святой Иоанн Кронштадтский никогда не грозил солдатам «утопить в крови и уморить голодом» Петербург за то, что они попытались вскрыть гробницу святого, как написано в «житии» З. Ждановой будто бы со слов св. Матроны. (При этом факт знакомства праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Матроны и их встречи в Кронштадтском соборе в 1899 году признан действительным и вошел в каноническое житие.) Рассказ об «утоплении в крови» полностью противоречит как образу почитаемого святого, так и всей христианской традиции, зато поразительно напоминает апокрифические Евангелия (отвергнутые Церковью и не вошедшие в Новозаветный канон). Например, в «Евангелии детства Христа» есть рассказ о том, как маленький Иисус с помощью чуда убивает мальчика, насмехавшегося над ним.

Святая Матрона никогда не давала советов избавляться «от беса с помощью рвоты после причастия», не собиралась в генеральском мундире идти «на доклад к Господу Саваофу» и не говорила о том, что спасутся те, кто «будут держатся за ее пяточку». Последний совет в интерпретации З. Ждановой представляет святую Матрону сектанткой по типу царебожников, ставящей себя на место Спасителя. Это противоречит словам самой Матроны, которая всегда говорила приходящим к ней, что помогает не она, а Господь.

Что хотела сказать блаженная?

Язык, способ общения блаженных с людьми часто бывает метафоричен, образен. Василий Блаженный кидался камнями в стены храма и обнимал углы блудилища (дома терпимости), вводя православных в соблазн. Но святой объяснял, что в храм заглядывал бес и он так его отгонял, а у дома терпимости плакал ангел и он так ему сочувствовал.

Как понять «трудные места» жития св. Матроны? Редакторский подход канонического варианта предложил аллегорическое объяснение в духе святоотеческой мысли. Например:

Из первой редакции жития З. Ждановой: «В дни демонстраций Матушка просила нас всех не выходить, закрывать окна, форточки, двери. Полчища демонов заняли все пространство, весь воздух и объяли всех людей. Учила нас не забывать крестить еду, и особенно на ночь все убирать и накрывать, т. к. бесы полощутся, везде проникая. Силою Честнаго и Животворящего Креста спасайтесь и защищайтесь».

Из канонического жития: «В дни демонстраций матушка просила всех не выходить на улицу, закрывать окна, форточки, двери - полчища демонов занимают все пространство, весь воздух и охватывают всех людей. (Может быть, блаженная Матрона, часто говорившая иносказательно, хотела напомнить о необходимости держать закрытыми от духов злобы «окна души» - так святые отцы называют человеческие чувства.)».

Мы видим, что составители канонической версии жития попытались объяснить народную этимологию, которую использовала Жданова (созвучие слов демонстрация и демон, при отсутствии между ними реальных родственных связей), с помощью толкования слов подвижницы в согласии со святоотеческой традицией.

И все-таки она святая!

Пример блаженной Матроны показывает, что жития святых редко пишут святые, а потому нельзя ставить абсолютный знак равенства между самим праведником и тем, что о нем рассказывают его почитатели. По мнению митрополита Ювеналия, «канонизация праведника не означает канонизации каждой строчки, им написанной».

Очевидно, что почитание св. Матроны у части верующих будет усиливаться, а кто-то не будет испытывать особенной близости и теплоты к этой праведнице. Но Церковь способна вместить и тех и других. Канонизация святого - не принудительный акт, лишающий человека личного отношения к праведнику, а предложение верующим ориентира для спасения. Блаженная Матрона не канонизирована в качестве учителя Церкви или богослова, она прославлена в чине праведных. Это означает, что она служила Христу и ближним, несмотря на свои тяжкие страдания и недуги, во времена, когда за веру убивали.

Андрей Зайцев - специалист по древнерусским житиям, автор книг «Жития святых. Путеводитель» (М.: Эксмо, 2008)

и «Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Творчество. Миссия» (М.: Эксмо, 2009).

ЗИНАИДА ВЛАДИМИРОВНА ЖДАНОВА единственный автор книги о МАТУШКЕ МАТРОНЕ дала интервью последнее в её жизни 11.06.2007г. Она встретила меня словами: "МНЕ СЕГОДНЯ ВО СНЕ ЯВИЛСЯ АНТИХРИСТ И СКАЗАЛ, ЧТО Я ЗДЕСЬ ИЗ-ЗА МОИХ КНИГ О МАТУШКЕ". Я ЕЙ СРАЗУ СКАЗАЛ "ПРАВИЛЬНО, ИЗ-ЗА ФАЛЬСИФИКАЦИИ ВСЕХ ИЗДАНИЙ КНИГ О МАТУШКЕ МАТРОНЕ. Я - АНТИХРИСТ" . З.В.ЖДАНОВА замахала руками - "ДА, ЧТО ВЫ.." - Я понял, что разговор не получится и сказал, что "ПОШУТИЛ". На мой вопрос "КТО ТАКОЙ АНТИХРИСТ?" З.В.Жданова "НУ, ЭТО ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК, ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК ..." (больше ничего не добавила). Я ОБРАТИЛСЯ С ПРОСЬБОЙ К ЗИНАИДЕ ВЛАДИМИРОВНЕ ОСТАВИТЬ ТОЛЬКО ОДНУ КНИГУ О МАТУШКЕ МАТРОНЕ - 1-е ИЗДАНИЕ СВЯТО-ГОЛУТВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ 1997Г., ПРО КОТОРУЮ З.В.ЖДАНОВА НАПИСАЛА НА МОЁМ ЭКЗЕМПЛЯРЕ КНИГИ 14.10.2006-ГО - "САМАЯ ПРАВИЛЬНАЯ КНИГА О М.МАТРОНЕ". ОНА СОГЛАСИЛАСЬ В ПРАВОТЕ МОЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, НО СКАЗАЛА, ЧТО НИЧЕГО НЕ БУДЕТ ДЕЛАТЬ ПО ПРИЧИНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ РУКОВОДСТВА ПОКРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ (Москва, ул. Таганская, 58, проезд от метро Таганская, Пролетарская, Римская до Абельмановская застава) И ДОБАВИЛА "ТАМ У МЕНЯ БРАТ СЕРГЕЙ... И Я НЕ МОГУ ". НА МОЙ ВОПРОС "ЧТО ВЫ БОИТЕСЬ?", - "БОЮСЬ СНОВА ПОПАСТЬ ТУДА (З.В.Жданова была арестована в 1949г. и провела в заключении много лет) ПРИ МНЕ СТОЛЕТНИХ СТАРИКОВ ТАСКАЛИ НА ДОПРОС! ". Как показали дальнейшие события, после больницы, где была наша встреча, Зинаиду Владимировну заточили в Покровском монастыре и с ней я больше не смог встретиться как ни пытался - её не было больше даже на службах в Храме Покровского монастыря, где её держали взаперти. Служители монастыря начали распространять про неё будто она "СУМАСШЕДШАЯ" - это 11.07.2007г. передал мне монах Харитон (Евстигнеев) директор православных курсов Троице-Сергиевой Лавры. Пришлось мне обратиться в милицию и прокуратуру с заявленим о лишении свободы и возбуждении уголовного дела. Настоятельница монастыря иг.Феофания (Минкина) перед смертью З.В.Ждановой (умерла 17.10.2007г.) принудила её и брата Сергея написать клеветническое заявление 02.10.2007г. с просьбой оградить их от домогательств Заморина (меня)... Во время интервью три раза просила меня прочесть опубликованную мной ПРАВДА о ГИТЛЕРЕ в книжках расписаний электричек (имеется на сайте http://zamorin.ru/in dex42-2.htm ) - последний третий раз при расставании и всякий раз говорила "ВСЁ ПРАВИЛЬНО ". Во время первого зачитывания ПРАВДА о ГИТЛЕРЕ З.В.ЖДАНОВА ПРИЗНАЛАСЬ: ЗИНАИДА ЖДАНОВА СВИДЕТЕЛЬ - ВИДЕЛА ВСТРЕЧУ МАТУШКИ МАТРОНЫ С ГИТЛЕРОМ В МОСКВЕ осенью 1941г.: "Я ОТДЁРНУЛА ЗАНАВЕСКУ, ... СМОТРЕЛА И НЕ МОГЛА НИКАК ПОНЯТЬ - ВЕДЬ ГИТЛЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ ТАМ!... УТРОМ МАТУШКА УКОРИЛА МЕНЯ: НУ, ЗАЧЕМ ПОДГЛЯДЫВАЛА? ДА, ЭТОЙ НОЧЬЮ БЫЛ ГИТЛЕР С НИМ ГОВОРИЛА. ПОСЛЕ ЭТОЙ ВСТРЕЧИ ГИТЛЕР ВЫЙДЕТ ИЗ ВОЙНЫ, ПРИМЕТ ПРАВОСЛАВИЕ, С ЕВОЙ ОНИ ПОВЕНЧАЮТСЯ... ЖИЛИ В АРГЕНТИНЕ И БЫЛИ ПРИХОЖАНАМИ ХРАМА СВМЧ. ЗИНАИДЫ. ВОСПИТАЛИ 12-ть СИРОТ В ОСНОВНОМ РУССКИХ (на этом З.В.Жданова сделала акцент). ИЗ АРГЕНТИНЫ ПРИЕЗЖАЛИ, ИСКАЛИ МЕНЯ, НО Я НЕ СМОГЛА (ДВАЖДЫ ГОВОРИЛА ОБ ЭТОМ И ВО ВТОРОЙ РАЗ ДОБАВИЛА) ... БОЛЕЛА. З.В.Жданова отказала мне в просьбе назвать её книгу о Матушке Матроне "РУССКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ" - она думала всю ночь и сказала мне об этом на следующий день 12.06.2007г. 11.06.2007г. З.В.Жданова передала слова Матушки Матроны о Гитлере, эти слова - слово в слово, как давно выученный урок, она повторяла мне раз пять: ГИТЛЕР ЭТО БИЧ БОЖИЙ ОБЕРНУТЬ РОССИЮ В ПРАВОСЛАВИЕ З.В.Жданова пояснила как она понимает эти слова: "ЛЮДИ ЖИЛИ - ВСЕМ ДОВОЛЬНЫ - ПИЛИ, ЕЛИ, КАКАЛИ И О БОГЕ ЗАБЫЛИ. ПОЭТОМУ БОГ ПОСЛАЛ ГИТЛЕРА ОБЕРНУТЬ ЛЮДЕЙ В ПРАВОСЛАВИЕ. " ПРАВДА О ГИТЛЕРЕ БЫЛА ПОЛОЖЕНА МНОЙ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОСНОВНАЯ ТЕОРЕМА БОГА В ЭТОЙ ЖИЗНИ ЕСТЬ ОДИН ПУТЬ - БОЖЕСКИЙ. ДЛЯ ВЫБРАВШИХ ПУТЬ ЖИЗНИ И ПРЕНЕБРЕГШИХ СМЕРТЬЮ БОГ НАЗНАЧИЛ ОДНУ ЕДИНСТВЕННУЮ ВЕРУ - ПРАВОСЛАВИЕ. АТАС - американ телеграф агенств совейского союз РАЗОСЛАТЬ ЭТУ ВЕСТЬ ПО БЕЛУ СВЕТУ - АТАС


И все же был человек, оставивший нам, потомкам, живые свидетельства о жизни Матроны Московской. Этот человек – Зинаида Жданова, в доме которой на Арбате Матронушка жила почти восемь лет. Она написала книгу о Матроне Московской. Но и в этой книге тоже лишь отрывочные сведения, из которых полная картина жизни святой складывается с трудом. К тому же церковь, например, не признала книгу Ждановой в качестве основы для официального жития святой, потому что, по мнению многих исследователей, в этой книге порой очень трудно отличить вымысел от правды.

Но мы должны быть благодарны Зинаиде Ждановой за то, что она оставила нам свой труд. По сути, нигде больше не собрано столько свидетельств современников о жизни маленькой святой.

Зинаида Владимировна Жданова родилась в 1917 году. К ее судьбе, как и к судьбе ее матери, Матрона Московская имеет самое прямое отношение. Мать Зинаиды Евдокия, односельчанка Матроны, была некрасивой девушкой из простой крестьянской семьи. В 28 лет она все еще была не замужем, и в деревне на нее уже повесили ярлык вековухи, старой девы. Но Матрона посоветовала Евдокии поехать в Москву, устроиться там на работу, и предсказала, что она выйдет замуж за богатого барина, да к тому же красавца.

Евдокия последовала совету, и в Москве устроилась кухаркой в знатную семью Ждановых, у которых был единственный сын Владимир. Когда он, студент института путей сообщения, поехал на практику, родители отправили с ним и Евдокию в качестве прислуги. Он и внимания не обращал на неказистую кухарку, но ему было несколько знамений: то какой-то голос во сне просил жениться на Евдокии, то случайно встреченный старец, очень похожий на святого, говорил то же самое. В итоге Владимир и правда женился на ней, чем вызвал крайнее неудовольствие семьи. А когда случилась революция, выяснилось, что Владимира от большевистской расправы спасло лишь то, что он женат на простолюдинке.

Через много лет Евдокия и Зинаида Ждановы приютили Матрону у себя в Москве. Давали они приют и другим праведным, блаженным людям – за что Зинаида и пострадала: в 1950 году ее арестовали по нелепому обвинению в организации церковно-монархической группы. Проведя несколько лет в лагерях, она вернулась в Москву после разоблачения культа личности Сталина и была полностью реабилитирована. Прожила Зинаида Жданова долгую жизнь, и умерла, дожив до преклонных лет, в 2007 году.

Ее свидетельства ценны для нас еще и тем, что сама Матрона Московская благословила ее написать книгу. Зинаида однажды посетовала, что через много лет люди ничего не узнают о Матроне и творимых ею чудесах. «Как же не узнают? Узнают», – ответила ей Матрона. «Но откуда?» – удивилась Зинаида. – «Ты напишешь».

Но собралась написать она эту книгу только через сорок восемь лет после смерти Матронушки.

Первый раз книга «Сказание о житии блаженной старицы матушки Матроны» была издана в 1993 году.

В книге Зинаиды Ждановой указано, что Матрона Московская родилась в 1881 году. Но в официальном житии святой мы видим другую дату рождения – 1885 год. Но и эту дату нельзя считать полностью достоверной, так как выведена она на основе косвенных источников. Дело в том, что комиссия по канонизации святых Московской епархии не нашла нигде никаких документов, свидетельствующих о рождении Матроны. Удалось найти лишь документ о ее смерти, где было сказано, что она скончалась в 1952 году в возрасте 66 лет. Поскольку известно, что родилась она в ноябре (по святкам ей дали имя в честь святой Матроны Царьградской, чья память отмечается 9 ноября по старому стилю), то был сделан вывод, что год ее рождения – 1885.

В последнее время появились свидетельства, подвергающие сомнению и эту дату. В средствах массовой информации были публикации о том, что исследователи-генеалоги уже после канонизации Матроны изучали тульские архивы и, просмотрев все метрические записи с 1880 по 1890 год, нигде не нашли сведений о рождении в Себино девочки по имени Матрона. Однако в деле за 1893 год почти все страницы оказались вырваны. Так, методом исключения, и был сделан предположительный вывод, что настоящим годом рождения Матроны Московской мог быть 1893. А в кладбищенской книге, где сделана запись о смерти, цифры различимы неотчетливо, там мог быть указан как возраст 66, так и 68 лет.

Впрочем, так ли это для нас важно? У святых ведь нет человеческого возраста, живут они по другим законам. И даже смерти нет для них в нашем обычном человеческом понимании. Жива Матронушка для всех, кто любит ее и почитает, и всегда она рядом с нами.

Рождение необыкновенного ребенка

 

Возможно, будет полезно почитать: